Вывод изучение способов дыхания животных

Дыхание животных
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

урок биологии в 7 классе (УМК Пасечник)

Скачать:

Вложение Размер
dyhanie_zhivotnyh_7_kl.docx 64.54 КБ
dyhanie_zhivotnyh.pptx 1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Спесивцева О.А. ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ ЖИВОТНЫХ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Вилючинска Камчатского края

Конспект урока по биологии

в 7 классе

«Органы дыхания животных»

учитель биологии высшей категории

Спесивцева Ольга Анатольевна

Цель : доказать значимость дыхания как основного свойства живого.

  1. обеспечить освоение учащимися понятий о газообмене и эволюционном направлении в изменении дыхательных структур у животных;
  2. развивать навыки самостоятельного поиска знаний при групповой деятельности в работе с новой информацией, коммуникативных и творческих начал личности.
  3. создать условия для развития эмоционального поля личности учащихся, умения отстаивать собственное мнение, повысить экологическую грамотность.

Оборудование: информационные листы; презентация, мультимедийный проектор.

Тип урока: изучение нового материала

Приемы и методы

Актуализация опорных знаний

Изучение нового материала

Работа в группах

Газообмен у беспозвоночных

Газообмен у позвоночных

Первичное закрепление знаний

Эволюционное развитие органов дыхания у позвоночных

Эмоционально окрашенное окончание урока

Здравствуйте, меня зовут О.А., сегодня я проведу урок биологии, а с вами, ребята, мы познакомимся в течение урока.

(Презентация)– Биология – это наука о жизни. Какой раздел биологии вы изучаете в этом году? (зоология)

Что изучает зоология? (Животных)

Какими свойствами должны обладать животные, для того чтобы жить на Земле? (Питаться, дышать, двигаться, расти, размножаться)

Дышат люди, дышат звери,

Дышат все, кто хочет жить.

Кто под солнцем иль луною

Может жизнью дорожить.

Разберёмся, кто как может.

Будем знать, а кто какой.

Мы же дышим, дышим тоже,

Если дышишь – ты живой!

– Дыхание – это жизненно важная функция. Давайте попробуем в этом разобраться. Задержите своё дыхание на 5секунд и поделитесь своими ощущениями.

Обсуждение своих ощущений.

Вывод: клеткам не хватает кислорода.

А откуда берут кислород клетки? (Из окружающей среды, благодаря дыхательной системе).

Сегодня на уроке мы вместе выясним, какова роль дыхания для организма и в каком направлении шло эволюционное развитие органов дыхания у животных, обитающих на нашей планете (Презентация).

Итак, тема нашего урока ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ У ЖИВОТНЫХ

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Говоря о дыхании, часто ученые употребляют термин газообмен. В чем связь этих понятий?

(Вывод: дыхание, это процесс, обеспечивающий газообмен между организмом и окружающей средой.)

Давайте вспомним, каким образом происходит газообмен у животных.

Одноклеточная амеба, размером не более 1 мм, живет в воде и дышит всей поверхностью тела. Так же поступают все простейшие животные. (Презентация).

Многоклеточные кишечнополостные, свободноживущие плоские и круглые черви не имеют специальных органов дыхания и дышат подобно простейшим – всей поверхностью тела. (Презентация).

Но чем сложнее организмы, тем актуальнее для них проблема газообмена. У морских кольчатых червей и водных членистоногих появляются перистые жабры – выросты кожи по обеим сторонам тела. Омываемые внутри кровью, они обеспечивают животных кислородом. Моллюски, обитающие в воде, дышат подобным образом (Презентация).

Членистоногие – первые из животных перешли к наземному образу жизни и, столкнувшись с проблемой дыхания атмосферным кислородом, успешно решили ее. У них образовались такие системы для транспортировки газов внутри организма, как трахеи и легочные мешки (Презентация).

Как осуществляется газообмен у беспозвоночных? Заполните схему на рабочих листах (Презентация).

Представители типа хордовые обитают во всех средах. Они умеют дышать и в воде, и на суше. Являясь активно передвигающимися животными, эти организмы испытывают потребность в больших количествах энергии, а, следовательно, – и кислорода.

Как происходило развитие системы дыхания у хордовых? Сейчас вы, поработав в группе, ответите сами на этот вопрос.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1—2 — движением назад руки вверх — вдох;

3—4 — вернуться в и. п. — выдох.

1—2 – руки вперед—вверх — вдох;

3—4 — руки через стороны вниз — выдох

Лидер группы выступает по плану, используя наглядное пособие (Презентация).

Ученики вносят информацию в таблицу по мере выступления докладчиков.

Источник

Реферат «Дыхание животных»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сретенская средняя общеобразовательная школа»

Выполнил ученик 6 класса

Плотников Андрей Сергеевич

Симонова Галина Ивановна

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ . 4

1. Происхождение названия . 4

2. География и гидрология 4

3. Реки, впадающие в Обву . 4

4. Животный и растительный мир

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . 6

ВВЕДЕНИЕ

Любой живой организм обладает признаками живого: питание, дыхание, размножение, рост и развитие, выделение, движение.

Мне стала интересна тема дыхание животных: как работает их система дыхания, какие органы входят в её состав, какие типы дыхания существуют в мире живых организмов.

Цель исследования – расширить свои знания о дыхании представителей царства Животные.

· 1. Изучить различные типы дыхания животных.

· 2 .Выяснить особенности и значимость дыхания у животных разных групп.

· 3.Познакомиться со строением дыхательной системы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Определение термина «дыхание»

Дыхание – совокупность протекающих в организме физико – лееческих и физиологических процессов, в ходе которых обеспечивается поступление кислорода и удаление углекислого газа, а также использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с освобождением энергии, необходимой для их жизнедеятельности. [1]

Большинство организмов (аэробы) используют для дыхания кислород воздуха. Меньшинство (анаэробы) получают необходимый для жизни кислород путем расщепления органических соединений, содержащих кислород, т.е. в ходе брожения.

Анаэробы – организмы, способные жить в бескислородной среде (бактерии, ресничные инфузории, некоторые черви и моллюски); аэробы – организмы способные жить лишь в среде, содержащий свободный молекулярный кислород (почти все животные и растения).

2. Типы дыхания

По способу дыхания и строению дыхательного аппарата у животных выделяют 4 типа дыхания: клеточное, жаберное, трахейное, легочное.

Организмы – одноклеточные животные (амёба, эвглена зелёная, инфузория туфелька); кишечнополостные (медузы, коралловые полипы); некоторые черви.

Процесс – одноклеточные организмы поглощают растворённый в воде кислород всей поверхностью тела. Образующийся в результате дыхания углекислый газ выделяется наружу также через всю поверхность тела.

Организмы – многие водные обитатели (рыбы, раки, моллюски)

Процесс – Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде, с помощью особых разветвлённых кожных выростов, которые называются жабры. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ.

Различают внутренние и наружные жабры.

Организмы – класс Насекомые (жуки, бабочки, кузнечики, мухи)

Процесс – В каждом сегменте тела насекомого имеется пара дыхалец-отверстий, от которых внутрь отходят ветвящиеся трубочки-трахеи. По этим трахеям в клетки тела насекомого поступает воздух богатый кислородом.

Организмы – Земноводные (саламандры, лягушки)

Процесс – Лёгкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желёз, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создаётся жидкостная плёнка, в которой растворяется атмосферный кислород и, благодаря чему, возможно дыхание через кожу.
( учебник стр 76)

Организмы – наземные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, человек)

Процесс – Лёгкие имеют вид ячеистых мешков. В каждом лёгком (левое и правое) очень сильно разветвляются бронхи, которые оканчиваются многочисленными лёгочными пузырьками. Каждый лёгочный пузырёк оплетён сетью кровеносных сосудов. Из лёгочного пузырька кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух.

3. Особенности дыхания животных разных групп

Дыханием называют совокупность процессов обеспечивающих в организме потребление кислорода и выделение углекислого газа.

Различают внешнее и внутреннее дыхание.

Внешнее дыхание обеспечивает обмен газами между организмом и внешней средой; внутреннее дыхание – потребление кислорода и выделение углекислого газа в тканях и клетках организма.

У мелких организмов, толщина тела которых не превышает 1 мм, дыхание осуществляется всей поверхностью тела путем прямого РУииионного обмена. У более крупных животных газы должны транспортироваться внутрь тела либо непосредственно (трахейная система насекомых), либо с помощью специальных транспортных средств (кровь, гемолимфа) после проникновения через внешние обменные мембраны (дыхательный эпителий). [2]

Ряд достаточно крупных животных не имеет специальных органов дыхания. У них обмен газами осуществляется через влажную кожу, снабженную большим количеством кровеносных сосудов (дождевой червь). У некоторых животных, обладающих специальными органами дыхания, в качестве дополнительного присутствует кожное дыхание. Например, у угрей, имеющих жабры, потребность в кислороде на 60% обеспечивается за счет кожного дыхания, у лягушек, имеющих легкие, 50% кислорода поступает через кожу, также и у водных улиток.

Специализированными органами дыхания в водной среде являются жабры, в наземно-воздушной — трахеи и легкие.

Жабры – вывернутые наружу тончайшие дыхательные поверхности, пронизанные большим количеством кровеносных сосудов; то есть жабры – это выпячивания. Наиболее эффективно они извлекают кислород из воды у рыб. В основе лежит явление противотока: кровь в капиллярах жаберных лепестков течет в направлении, противоположном току воды, которая омывает жабры.

Трахеи представляют собой заполненные воздухом тонкостенные, ветвящиеся, трубчатые впячивания внутрь тела. Они имеют внутри РУииальные ребра и почти не сжимаются. Сообщаются с окружающей средой через отверстия – дыхальца. Ответвления трахей (у насекомых) оплетают все внутренние органы, проникают внутрь некоторых видов лееток и обеспечивают газообмен тканей.

Принципиальное отличие трахейного дыхания от легочного и жаберного заключается в том, что при трахейном дыхании не участвует кровь, а при жаберном и легочном кислород и углекислый газ обязательно транспортируются кровью.

Легкие. Их дыхательные поверхности погружены в углубления тела, благодаря этому они защищены от высыхания. Различают два типа легких: диффузные и вентиляционные.

В диффузных легких газообмен осуществляется только путем диффузии. (Диффузия – явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого). [3] Такие легкие имеют относительно небольшие животные: легочные моллюски, скорпионы, пауки.

Вентиляционные легкие имеют только наземные позвоночные с большими размерами тела и интенсивным обменом веществ.

Усложнение строения легких происходит от земноводных до млекопитающих. Это связано с тем, что увеличивается площадь дыхательных поверхностей. Одновременно с увеличением дыхательной поверхности происходит совершенствование механизма вентиляции легких: начиная с пресмыкающихся он осуществляется за счет изменения объема грудной клетки, а у млекопитающих – и с участием диафрагмы. (Диафрагма – грудобрюшная перегородка, которая делить внутреннюю часть организма на грудную и брюшную полость).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы я пришел к следующим выводам:

1. Дыхание у животных определяется их способом жизни и осуществляется с помощью покровов, трахей, жабр и легких.

2. Основная функция дыхательной системы — газообмен с внешней средой: поступление кислорода и выделение углекислого газа.

3. Всем животным для процессов жизнедеятельности необходим кислород.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1 «Сравнительная характеристика органов дыхания»

Характерные особенности органов дыхания

Газообмен через всю поверхность тела. Специальные органы дыхания отсутствуют.

Внешние жабры (многощетинковые черви) и вся поверхность тела (малощетинковые черви, пиявки)

Жабры (двустворчатые, головоногие) и легкие (брюхоногие)

Жабры (ракообразные), трахеи и легкие (паукообразные), трахеи (насекомые)

Жабры. Дополнительные органы для дыхания: легкие (двоякодышащие рыбы), участки ротовой полости, глотки, кишечника, плавательный пузырь

Легкие ячеистые, жабры (у личинок), кожа (с большим количеством сосудов). Дыхательные пути: ноздри, рот, трахейно-гортанная камера

Легкие ячеистые. Дыхательные пути: ноздри, гортань, трахея, бронхи

Легкие губчатые. Дыхательные пути: ноздри, носовая полость, верхняя гортань, трахея, нижняя гортань с голосовым аппаратом, бронхи. Есть воздушные мешки.

Легкие альвеолярные. Дыхательные пути: ноздри, носовая полость, гортань с голосовым аппаратом, трахея, бронхи.

Приложение №2 «Типы дыхания»

А) трахейное дыхание

В) жаберное дыхание

Приложение №3 «Органы дыхания»

Скачано с www.znanio.ru

[1] Н.Ф.Реймерс. Основные биологические понятия и термины. Москва. 1988г.

[2] Н.Лемез, Л.Камлюк, Н.Лисов. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. Справочник для учителей и абитуриентов. Москва. 1998г.

[3] А.В.Перышкин. Физика 7 класс. Москва. 2016г.

Источник

Читайте также:  Способы применения таблеток аллохол
Оцените статью
Разные способы