Высший орган власти ссср способ комплектования

Совет Народных Комиссаров СССР

15 марта 1946 года Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в правительство СССР — Совет Министров СССР.

Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) — высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти — правительство Советского государства в 1917-1946 годах.

За исключением периода января — марта 1918 года имел однопартийный состав.

Совнарком впервые был избран на Втором Всероссийском съезде Советов 8 ноября (26 октября по старому стилю) 1917 года под председательством Владимира Ленина как временное рабочее и крестьянское правительство (до созыва Учредительного собрания). Заведывание отдельными отраслями государственной жизни осуществлялось комиссиями. Правительственная власть принадлежала коллегии председателей этих комиссий, то есть Совету Народных Комиссаров. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежал Всероссийскому съезду советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его Центральному исполнительному комитету (ЦИК).

После роспуска Учредительного собрания Третий Всероссийский съезд Советов 31 января (18 января по старому стилю) 1918 года постановил отменить в наименовании советского правительства слово «временное», назвав его «Рабочее и Крестьянское правительство Российской Советской Республики».

Согласно конституции РСФСР 1918 года, принятой Пятым Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года, правительство именовалось Совет Народных Комиссаров РСФСР.

В связи с образованием Союза ССР в декабре 1922 года было создано союзное правительство — СНК СССР под председательством Владимира Ленина (впервые утверждено на второй сессии ЦИК СССР в июле 1923 года).

В соответствии с Конституцией СССР 1924 года СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР, образовывался постановлением ЦИК СССР на срок полномочий ЦИК, СНК союзных и автономных республик — ЦИК соответствующих республик. СНК СССР должен был регулярно отчитываться о проделанной работе на съездах Советов СССР и сессиях ЦИК СССР.

К компетенции СНК СССР была отнесена организация непосредственного руководства народным хозяйством и всеми другими отраслями государственной жизни. Это руководство осуществлялось через центральные отраслевые органы — необъединенные (союзные) и объединенные (союзно-республиканские) наркоматы СССР. СНК СССР руководил деятельностью наркоматов, рассматривал их отчеты, улаживал разногласия между отдельными ведомствами. Он утверждал концессионные договоры, разрешал споры между Совнаркомами союзных республик, рассматривал протесты и жалобы на постановления Совета труда и обороны СССР и других учреждений при нем, на распоряжения наркомов, утверждал штаты общесоюзных учреждений, назначал их руководителей.

К ведению СНК СССР относилось принятие мер по осуществлению народно-хозяйственного плана и государственного бюджета и по укреплению кредитно-денежной системы, по обеспечению общественного порядка, осуществление общего руководства в области внешних сношений с иностранными государствами и др.

На СНК СССР возлагалась и законодательная работа: он предварительно рассматривал проекты декретов и постановлений, которые затем представлялись на утверждение ЦИК СССР и его президиума, с начала 1930-х годов все законопроекты должны были предварительно вноситься на рассмотрение СНК СССР, хотя это и не предусматривалось конституцией.

Конституция 1936 года внесла дополнение в определение места правительства в государственном механизме. Совет Народных Комиссаров СССР определялся, как «высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти». В Конституции 1924 года слово «высший» отсутствовало.
По Конституции СССР 1936 года СНК СССР, СНК союзных и автономных республик образовывались соответственно Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик.

СНК СССР формально был ответственен перед Верховным Советом СССР (ВС) и ему подотчетен, а в период между сессиями ВС — ответственен перед Президиумом ВС СССР, которому подотчетен. СНК мог издавать обязательные к исполнению на всей территории СССР постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и проверять их исполнение.

Читайте также:  Деление чисел разными способами

Распоряжения, как государственные акты, стали издаваться СНК СССР с 1941 года.

Для успешного осуществления возложенных на него функций СНК СССР мог создавать при себе комитеты, управления, комиссии и другие учреждения.

Впоследствии возникла большая сеть специальных ведомств по различным отраслям государственного управления, действовавших при СНК СССР.

Председателями Совета народных комиссаров СССР были Владимир Ленин (1923-1924), Алексей Рыков (1924-1930), Вячеслав Молотов (1930-1941), Иосиф Сталин (1941-1946).

В послевоенный период с целью введения общепринятых в международной государственной практике наименований законом Верховного Совета СССР от 15 марта 1946 года СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР, наркоматы — в министерства.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР — высший ОРГАН ВЛАСТИ В СССР

В соответствии с Конституцией СССР советский народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов! Депутаты уполномочены народом участвовать в осуществлении Советами государственной власти, выражать его волю и интересы.

Быть народным депутатом — высокая честь, почёт и большая ответственность. Народ возлагает на депутатов важные государственные и общественные обязанности. Долг депутатов — отдавать все силы и знания делу строительства коммунизма, всемерно способствовать дальнейшему упрочению союза рабочих, крестьян и интеллигенции, дружбы всех наций и народностей СССР, социально-политического и идейного единства советского общества, повышению материального и культурного уровня жизни трудящихся, усилению могущества социалистической Родины. Депутаты призваны претворять в жизнь избирательную платформу нерушимого блока коммунистов и беспартийных, воплощающую политику Коммунистической партии, интересы народа.

Всей своей деятельностью депутат должен оправдывать доверие избирателей, всегда быть на уровне требований, предъявляемых к нему народом.

Верховный Совет СССР — состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Его депутаты избираются непосредственно гражданами СССР, достигшими 18-летнего возраста, путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании.

Совет Союза, избирается по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тыс. населения; Совет Национальностей избирается по союзным и автономным республикам, автономным областям, и национальным округам по норме: по 25 депутатов от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой автономной области, и по 1 депутату, от каждого национального округа.

Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран каждый гражданин СССР, достигший 23 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности.

Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.

Выборы в Верховный Совет СССР проводятся в соответствии с Положением о выборах, утвержденным Президиумом Верховного Совета СССР от 9 января 1950 года. Верховный Совет СССР избирается сроком на 4 года!

Депутат Верховного Совета СССР пользуется правом законодательной инициативы, участвует в обсуждении рассматриваемых Верховным Советом вопросов, имеет право запроса, с которым может обратиться непосредственно к Правительству СССР или отдельному министру.

Личность депутата Верховного Cовета неприкосновенна, он не может быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями Верховным Советом СССР — без согласия Президиума Верховного Совета СССР.

Каждый депутат обязан отчитываться перед избирателями о проделанной работе и о работе Верховного Совета СССР, согласно Конституции СССР, и может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в соответствии с законом.

Читайте также:  Способы справиться со страхами

В. И. Ленин придавал большое значение праву отзыва избирателями своих депутатов. Он называл право отзыва правом «действительного контроля», видел в нем «истинный народный смысл Советов» В проекте декрета о праве отзыва, написанном Лениным еще в ноябре 1917, было сказано: «Какое бы то ни было выборное учреждение или собрание представителей может считаться истинно демократическим и действительно представляющим волю народа только при условии признания и применения права отзыва избирателями своих выборных. Это основное, принципиальное положение истинного демократизма. «.

Совет Союза Верховного Совета СССР представляет общие интересы всех граждан СССР, независимо от их национальной принадлежности. Совет Национальностей Верховного Совета СССР является органом национального представительства и отражает особые, специфические интересы народов СССР, связанные с их национальными особенностями.

Ленин придавал огромное значение представительству союзных республик в высших органах государственной власти! Он писал: «Надо абсолютно настоять, чтобы в союзном ЦИКе председательствовали по очереди русский, украинец, грузин и т. д. Абсолютно! «

Обе палаты Верховного Совета СССР — Совет Союза и Совет Национальностей, полностью равноправны. Согласно ст. 47 Конституции в случае разногласия между палатами вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах. Если согласительная комиссия не приходит к согласному решению или если ее решение не удовлетворяет одну из палат, вопрос рассматривается вторично в палатах. При отсутствии согласного решения обеих палат Президиум Верховного Совета СССР распускает Верховный Совет СССР и назначает новые выборы.

Данный порядок разрешения разногласий между палатами — одна из серьезных гарантий равноправия палат. Полное равноправие обеих палат Верховного Совета СССР гарантировано Конституцией СССР также рядом других важных положений. Так, например необходимо взаимное согласие палат при осуществлении функции законодательной власти.

Верховный Совет СССР наделен всей полнотой государственной власти в стране. Он воплощает волю и суверенитет всего советского народа, олицетворяет его полновластие.

Верховный Совет разрешает важнейшие вопросы, определяющие государственное, экономическое и культурное развитие Советской страны. Он утверждает планы развития народного хозяйства и государственный бюджет СССР, образует новые автономные республики и автономные области в составе союзных республик, утверждает изменения границ между союзными республиками; осуществляет контроль за соблюдением Конституции СССР и т. д.

Вся деятельность Верховного Совета СССР направлена на успешное решение стоящих перед советским государством задач развернутого строительства коммунистического общества.

Верховный Совет СССР определяет основы внешней политики СССР; последовательно борется за укрепление мира и развитие сотрудничества между народами.

Верховному Совету принадлежит исключительное право осуществления законодательной власти СССР. Лишь Верховный Совет СССР имеет право изменять Конституцию СССР!

Верховный Совет СССР устанавливает основы важнейших отраслей законодательства Союза ССР и союзных республик — законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, гражданского, уголовного, о труде, о браке и семье и др. Принятый Верховным Советом СССР закон — акт высшей юридической силы, его не вправе отменить или изменить никакой другой орган, любой другой нормативный акт должен соответствовать закону, а в случае расхождения закона союзной республики с общесоюзным законом действует общесоюзный закон.

Именно в законах СССР находят свое выражение многие важнейшие мероприятия, проводимые Коммунистической партией и Советским государством. Закон считается утвержденным, если он принят обеими палатами простым большинством голосов каждой палаты.

Всестороннее предварительное обсуждение законопроектов широкими кругами советской общественности — одна из ярких особенностей законодательной деятельности Верховного Совета СССР. Эта особенность полностью отвечает задачам, поставленным Программой КПСС по дальнейшей демократизации государственного управления и все более широкому привлечению к управлению государством населения.

Читайте также:  Политические режимы способ политической организации власти

Верховный Совет СССР каждого созыва образует подотчетные ему высшие органы Союза ССР: избирает Президиум Верховного Совета СССР и образует Правительство СССР — Совет Министров СССР, избирает на 5 лет Верховный суд СССР и назначает на 7 лет Генерального прокурора СССР.

На Верховный суд СССР возложен надзор за деятельностью судопроизводства органов СССР, а также судопроизводство органов союзных республик в пределах, установленных законом. Ген. прокурор ответствен перед Верховным Советом СССР, подотчетен ему, а в период между сессиями — Президиуму Верховного Совета СССР.

Обязательное присутствие представителей всех союзных республик в Президиуме Верховного Совета СССР в качестве заместителей Председателя Президиума Верховного Совета СССР! Избираются председатели Президиумов Верховных Советов союзных республик, Совет Министров СССР, в него входят председатели Советов Министров союзных республик по должности и Верховный суд СССР в него входят председатели верховных судов союзных республик по должности, это подчеркивает равенство суверенных союзных республик, их одинаковые возможности влиять на решение дел в государственных органах Союза ССР, а также защищать в масштабе Союза, интересы республики.

Верховные Советы союзных и автономных республик организуются и функционируют на таких же демократических основах, как и Верховный Совет СССР. Они осуществляют все права, присвоенные республикам согласно их конституциям, поскольку эти права не входят в компетенцию подотчетных Верховному Совету СССР органов.

Согласно Конституции СССР сессии Верховного Совета СССР созываются Президиумом Верховного Совета СССР 2 раза в год. Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета СССР по его усмотрению или по требованию одной из союзных республик. Сессии Совета Союза и Совета Национальностей начинаются и заканчиваются одновременно.

По сложившейся практике 1-я сессия каждой палаты В. С. СССР нового созыва открывается, как правило, одним из старейших депутатов и работа ее начинается с избрания руководства палаты — председателя палаты и четырех его заместителей. Председатель палаты утверждает докладчиков и содокладчиков по вопросам повестки дня, руководит заседаниями палаты и ведает ее внутренним распорядком. В период между сессиями председатели палат поддерживают связь с депутатами, направляют работу постоянных комиссий палат, обеспечивают представительство Верховного Совета СССР во взаимоотношениях с государственными и общественными организациями, в его международных связях.

Работа сессий В. С. СССР происходит как на раздельных, так и на совместных заседаниях палат. Совместные заседания ведут поочередно председатели Совета Союза и Совета Национальностей. На 1-й сессии нового созыва каждая палата избирает мандатную комиссию, которая проверяет полномочия депутатов палаты. По представлению мандатных комиссий палаты либо признают полномочия депутатов, либо кассируют (объявляют недействительными) выборы отдельных из них.

Вспомогательную роль в работе Верховного Совета принадлежит Советам старейшин Совета Союза и Совета Национальностей. Совет старейшин каждой палаты состоит из Представителей, которых делегируют группы депутатов, избранных по тем или иным республикам, краям и областям. Советы старейшин собираются обычно накануне открытия сессии В. С. СССР. Они предварительно рассматривают повестку дня сессии и порядок ее работы и поручают отдельным депутатам внести на рассмотрение палат соответствующие предложения; рекомендуют своим палатам кандидатуры на посты председателя и зам. председателя палат и т. п.

На ваш взгляд товарищи, какая система управления страной наиболее демократична, та, что была в СССР в виде Верховного Совета, или же Государственная Дума?

Источник

Оцените статью
Разные способы