Тест по обществознанию Общественное сознание 11 класс
Тест по обществознанию Общественное сознание для учащихся 11 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Проблемы социально-политической и духовной жизни. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 2 задания.
1. Высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности является одним из определений понятия
1) познание
2) свобода
3) сознание
4) мышление
2. Понятие «общественное сознание» нашло широкое применение прежде всего в философии
1) томизма
2) экзистенциализма
3) марксизма
4) позитивизма
3. Обусловленный законами человеческого развития и неразрывно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения действительности в человеческом мышлении является одним из определений
1) познания
2) сознания
3) эмпиризма
4) свободы
4. Термин «классовое сознание» характерен для философии
1) идеализма
2) томизма
3) пантеизма
4) марксизма
5. Утверждение, что не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание, принадлежит
1) И. Ильфу и А. Петрову
2) К. Марксу и Ф. Энгельсу
3) Дж. Локку и Т. Гоббсу
4) Фоме Аквинскому
6. Совокупность идей, представлений, учений, убеждений, свойственных обществу в целом, отдельным классам или социальным группам, партиям и движениям, называется
1) философией
2) психологией
3) религией
4) идеологией
7. Выраженное в определённой совокупности идей и представлений отношение одной или нескольких социальных групп к событиям и явлениям общественной жизни является одним из определений
1) общественного мнения
2) общественного сознания
3) идеологии
4) религиозного сознания
8. Мировоззренческую, познавательную функцию общественного сознания выполняет
1) идеология
2) философия
3) религия
4) мораль
9. Совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп, представляет собой одно из определений
1) общественной психологии
2) обыденного сознания
3) правового сознания
4) общественного сознания
10. В одобрении или осуждении поступков человека окружающими его людьми проявляется
1) общественное бытие
2) общественное сознание
3) общественное мнение
4) индивидуальное сознание
1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Термин «сознание» является категорией философской и психологической. (Б) Психологи понимают под сознанием одну из форм, в которой объективная реальность отражается в психике человека. (В) По мнению отдельных учёных философов, главным признаком сознания является не знание, а направленность на определённый объект. (Г) Считается, что на развитие сознания, на формирование абстрактно-логического мышления огромное влияние оказал язык.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, представляют собой формы общественного сознания.
Политическое сознание, общественное бытие, философия, правовое сознание, искусство, наука.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
3. Вставьте пропущенное понятие.
__________ отражает общественное сознание в виде законов, теорий, вооружает людей научными знаниями, правильным пониманием действительности, процессов, событий, занимается накоплением фактов и их теоретическим объяснением.
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
До марксизма господствующим в __________ (А) воззрением было представление об определяющей роли __________ (Б) в жизни ___________ (В). Но основоположники марксизма представили иное соотношение __________ (Г) и общественного сознания, утверждая, что сознание есть не что иное, как __________ (Д) в духовной __________ (Е) людей их общественного бытия.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) общественное бытие
2) философия
3) отражение
4) общество
5) жизнь
6) сознание
7) общество
1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общественное сознание в современной России». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.
2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
1) «Мало кто меняет убеждения — меняют идеологии» (С. Е. Лец).
2) «Легче умереть за идею, чем жить в соответствии с ней» (А. Адлер).
3) «Если двое держатся одного мнения, за этим часто стоит кто-то третий» (С. Троцкий).
Ответы на тест по обществознанию Общественное сознание
Часть 1
1-3
2-3
3-1
4-4
5-2
6-4
7-1
8-2
9-1
10-3
Часть 2
1. 1222
2. общественное бытие
3. наука
4. 267135
Источник
Философия: конспект лекций
Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция № 11. Сознание
Сознание как философский термин — высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. Сознание — это совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, таким же древним, как сознание.
Человек с рождения попадает в мир предметов, созданных руками предков, и формируется как таковой лишь в процессе обучения по их использованию. Способ отношения человека к действительности определен не его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми через общение с другими людьми навыками предметных действий. Овладевая исторически выработанными способами предметной деятельности, особенно языком, человек получает объективное знание о свойствах предметов мира. Человек выделяется и противопоставляет себя объективной действительности благодаря целенаправленным действиям, т. е. его активная жизнедеятельность направляется представлениями или знаниями о реальных свойствах объектов. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознанием.
Без понимания и знания, которые несут с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и сознания. Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление постольку являются частью сознания, поскольку они обладают определенным смыслом в системе приобретенных через общественную деятельность знаний. Знания сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом. Однако нельзя отождествлять сознание только с логическим мышлением. Вне чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы психического мышления вообще не существует. Если бы человек только производил одну за другой логические операции, но на практике не ощущал, не чувствовал, не переживал бы постоянного соотнесения значения своих понятий с активными действиями и восприятиями действительности, то он не понимал бы и не осознавал ни действительности, ни себя самого, т. е. не обладал бы ни сознанием, ни самосознанием. Однако нельзя отождествлять понятия «психика» и «сознание», т. е. нельзя считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включены в сознание. Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы за порогом сознания. Сознание, впитывая в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проект будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Смотрите также
Лекции по искусству. Книга 1
Первые шаги в науку. Как проводится исследование? Учебное пособие для школьников и педагогов
Ольга Германовна Левина
Методика взыскания долгов. Полный курс
Лаконичная философская энциклопедия. ЛАФИЭНИЯ ЛФЭ. Третье издание
Олег Сергеевич Кривченко
Исторические типы философии. Учебно-методическое пособие
Cogito ergo sum
Основы философии. Опорный конспект
Сергей Анатольевич Поваляев
Краткий курс философии для бакалавров
Галим Рамилевич Башаров
Методологические основы изучения возникновения и развития личности. Монография
Физическая культура – поурочные планы для 1-го класса
Артем Юрьевич Патрикеев
Международные экономические отношения: конспект лекций
Философия науки и техники. Проблемы начала XXI века
Энциклопедия юридическая в 15 томах. Том 1 (А)
Источник
Научная электронная библиотека
Сознание как философская проблема
Самая трудная в изучении философская проблема – это проблема сущности сознания, т. к. сознание не существует как вещь. Платон и Гегель развивали идею о подчиненности материи сознанию (объективный идеализм). Идеалисты признают Бога – высшим сознанием, а сознание человека – это искорка «божественного сознания»
Современная философия сознания исходит из научной трактовки материальности мира.
СОЗНАНИЕ – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. Чувства, мысли, восприятия человека проходят через его сознание, поэтому сознание это субъективный образ объективного мира. Сознание – это единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Сознание – это продукт развития человечества, это свойство высокоорганизованной материи. Сознание – это функция человеческого мозга, т. е. материальное (мозг), производит идеальное (сознание).
Проблема сознания – это междисциплинарная и многоаспектная проблема, ей занимается не только философия (здесь важен общий подход к сознанию), но и психология – для которой важна функция индивидуализации сознания, социология – здесь главное, процесс исторического развития общественного сознания в зависимости от социальной структуры общества; физиология изучает мозговой субстрат сознания и физиологические механизмы мышления.
Главное в сознании – это его идеальность, т. е. сознание не содержит ни грамма вещества, не обладает массой, не имеет пространственных свойств, но мысль может все! Она способна заменить любой объект, способно оперировать с любыми образами, как с реальными, так и мистическими. Идеальное безматериально, оно лишь выражает образ, его смысл.
Сознание – это свойство функционирующего мозга, заключающееся в чувственно – рациональном и эмоционально – волевом отражении действительности, в разумном регулировании чувств и поведения человека. Сознание – это единство материального и идеального, т. к. последнее невозможно без первого. Особая характеристика сознания – это его активность. Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности.
Особая проблема – это соотношение понятий «сознание» и «мышление». Мышление – это особая ступень сознания, которая заключается в целенаправленном, опосредованном и обобщенном отражении человеком существенных свойств и отношений вещей, в творческом созидании новых идей, в постановке проблем и их решении. Мышление – это высшая форма сознательного отражения действительности свойственная только человеку и некоторым высшим животным. Мышление нарушено у больных с патологией ЦНС, при некоторых психических и генетических заболеваниях (болезнь Дауна), у людей с травмами мозга, – здесь главная трудность – это ставить и решать проблему, т. е. мыслить. Мышление требует сосредоточенности, направленности мысли.
Человеческое мышление предполагает абстрактность, наличие второй сигнальной системы, языка, человек способен мыслить символами и знаками, выходить на уровень самосознания и самопознания. Более того, некоторые процессы мышления носят неосознанный характер. Это проблема бессознательного.
Бессознательное – неотъемлемая часть человеческой психики. О бессознательном говорил еще Платон, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Фрейд и др. Существует множество трактовок бессознательного. Деятельность человека в обычной жизни является сознательной. Однако многие процессы не всегда осознаются нами, бессознательное способно избавлять сознание от постоянного и ненужного контроля над каждым фрагментом жизни (автоматизация навыка – читать, писать, закрыть квартиру и т. д. ). Бессознательное проявляется в так называемых импульсивных действиях (подвиг), через интуицию (в работе врача), в творчестве художника и т. д.
Таким образом, сознание – это свойство функционирующего мозга, это сложнейшая психологическая система, то, что, в конечном счете, определяет личность.
Существует множество теорий происхождения сознания, в нашей стране этой проблемой занимался академик А. Г. Спиркин. Он считал, что сознание это результат длительного развития человеческого общества с 2,5 – 3 млн. лет. Сознание свойственно только человеку и возникло в процессе трудовой, общественной деятельности людей и неразрывно связано с языком. По его мнению, именно трудовая деятельность, т. е. создание и преобразование предметов, ставила перед человеком определенные задачи, что активизировало сознательные процессы в мозгу. Для передачи и обмена информацией усложнялись знаки и символы, так появился язык (речь). Это связано с «ростом мозгового вещества»: с 400 у шимпанзе до 1400 куб. см. у современного человека. Язык у человека выступает и как средство общения и как орудие мышления. Нет мышления без языка (внеязыкового мышления). Язык – это знаковая система, способная передавать информацию и быть способом выражения и закрепления мысли. Посредством языка, мысли и чувства отдельного человека из личного достояния становятся общественным. Так сознание и язык образуют единство в своем существовании, они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание, предполагающее внешнюю материальную форму. Поэтому сознания выявляется и формируется с помощью языка. Сознание отдельного индивида есть продукт той культурной среды, где он воспитан.
Сознание – это способность выделить себя из окружающего мира. Сознание – это, прежде всего, сознание своего
«Я» – самосознание. Сознание становится самосознанием, как считал Гегель, когда «Я» приходит к осмыслению того, что все определенные предметы внешнего мира принадлежат не только ему как таковому, но и воспринимающему его «Я». Выйти на уровень самосознания – это значит одновременно совместить свое знание о внешнем предмете и свое знание об этом знании. В этом процесс включаются все уровни сознания от чувственного до понятийного.
Самосознание – это не первичная данность, а нечто производное, результат обработки исходной информации, когда произошла раскодировка сцепления разума и чувств. Самосознание – это разграничение «Я» и «не – Я». Это осознание себя как личности в мире, в пространственно – временных связях. Кроме того, самосознание связано с психофизических созреванием, осознанием себя зрелой личностью. Это предполагает самоконтроль, самопознание, самонаблюдение, самооценку, самообладание, коммуникативность. Самосознание – это «диалог личности со своим опытом» (А. Г. Спиркин).
Самосознание – это знание человека о самом себе, «это, – говорил Гегель, – своего рода духовный свет, обнаруживающий и себя и другое».
Сознание – это высшая форма отражения объективной действительности, особая функция головного мозга.
Сознание, мышление, язык, бессознательное, самосознание.
Источник