Высшая форма психической деятельности присущая человеческому способу

Высшая форма психической деятельности присущая человеческому способу

1.5. Сознание как высшая форма психики человека

Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции . Традиционной является точка зрения, согласно которой сознание присуще только человеку как общественно-историческому существу и является основным атрибутом человеческого способа жизни. Это значит, что человек способен сделать свою внутреннюю, субъективную жизнь предметом осмысления и преобразования. Сознание конституирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в целостный способ бытия. Сознание не остается неизменным, оно эволюционизирует вместе с изменением человека и мира, в котором он живет.

Для каждого человека самое большое деление его бытия проходит по границе: Я и остальной мир. Сознание предполагает всегда отношения субъекта к объективной реальности. Становление сознания связано со становлением человеческого бытия, в процессе которого человек учится отдавать себе отчет о своем отношении к миру, другим людям, подчинять свою жизнь обязанностям нести ответственность за содеянное. Однако осознанная субъектность невозможна без параллельного принятия и выделения объективности. С.Л. Рубинштейн отмечал, что наличие сознания позволяет человеку находить, выделять, систематизировать объективные устойчивые свойства мира [12].

В сознании человека представлено единство двух компонентов – знания и отношения, интеллектуального и аффективного, из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего.

Основными характеристиками сознания являются: активность, интенциональность (направленность на предмет), способность к рефлексии (самоанализу) и самонаблюдению, мысленное представление и воображение действительности, способность к коммуникации, различная степень ясности, внутренний диалогизм, предметность. Отметим роль языка и речи, которые не только формируют сознание, помогают глубже проникнуть в связи реальной действительности, но и позволяют перейти к новым сознательным формам усвоения опыта, подчиняя поведение сформулированным в речи правилам.

Функции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания.

Традиционно признаются лишь два состояния сознания, присущего всем людям: сон и состояние активного бодрствования. Однако, исходя из реально существующего многообразия состояний сознания, укажем на такие их виды, как нормальное состояние сознания и измененное (сон, гипнотический транс, алкогольное и наркотическое опьянение, суженное, сумрачное сознание, состояние эйфории, экстаза).

Вопрос о происхождении сознания всегда являлся одним из дискуссионных для психологии. Психологи, придерживающиеся религиозных взглядов, считают, что сознание является божественным подарком человеку. Психологи, руководствующиеся естественнонаучными убеждениями, рассматривают сознание как результат длительной эволюции психики.

В процессе эволюции психики животных совершенствовались формы психического отражения и ориентировки в среде, но сохраняется общий тип отношений между организмом и средой – приспособление к ней. В основе перехода от психики животных к психике человека лежит другой принцип – не иметь к среде фиксированного приспособления. Такой переход стал возможен при смене образа жизни далеких предков человека, при возникновении коллективных форм трудовой деятельности и речи. Идеи школы А.Н. Леонтьева о происхождении сознания базируются на трудовой теории антропогенеза, разрабатываемой прежде всего в марксистки ориентированной философии и психологии.

Согласно данной теории коллективный труд и речь явились главным условием для появления качественно новой формы психического отражения, свойственного только человеку – сознания. Сознание формировалось постепенно, когда первобытные люди стали выполнять сначала примитивные, а затем более сложные трудовые действия, используя орудия труда. Совместный труд и разделение трудовых действий породили первые общественные отношения и членораздельную речь, что сделало возможной фиксацию и передачу индивидуального опыта другим индивидам.

Переход от психики животных к сознанию человека А.Н. Леонтьев назвал вторым великим переломом в эволюции психики. Первый перелом был связан с переходом живой материи, не обладающей психикой, к материи, имеющей это свойство. Второй означал развитие сознания как особой, высшей формы психического отражения, которая принципиально изменила взаимоотношения человека со средой. Сознание человека в отличие от психики животных – это отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности, формирование знаний о мире.

Читайте также:  Способ как улучшить продажи

Движущими силами психического развития становится не фактор приспособления к среде, а жизнь человека в обществе. Суть человеческого бытия заключается во взаимодействии индивида с другими людьми, поэтому всякая реальная деятельность может быть как распределенной между людьми, так и выполняться совместно. Поскольку индивидуально осуществляемая деятельность является распределенной, в ней психологически не совпадают, разводятся ее мотив и цель, т.е. то, что побуждает человека действовать, и цель, как то, что достигается в результате единичного акта деятельности. Это социально обусловленное, закономерное несовпадение или отношение мотива и цели порождают смысл как «единицу» сознания.

Изучая данную тему, Вы должны уяснить одно важнейшее положение, которое не очень отчетливо представлено в работах А.Н. Леонтьева, но прослеживается в трудах представителей его школы. Дело в том, что в школе А.Н. Леонтьева сознание рассматривается в двух своих ипостасях, условно их называют сознанием – деятельностью и сознанием – образом. Конкретно-психологически это означает следующее: в соответствии с деятельностным подходом рассматриваемой школы сознание представляет собой форму деятельности и поэтому его структуру можно рассматривать через призму структуры деятельности вообще. Так, за процессом запоминания стоят определенные мотивы, которые побуждают данного человека запомнить нечто. При запоминании человек ставит определенную цель, предположим, хорошо подготовиться к завтрашней контрольной работе (результаты многочисленных исследований показывают, что от характера цели запоминания зависит его прочность и длительность). При запоминании человек пользуется определенными средствами запоминания, использует разнообразные операции запоминания, физиологически запоминание невозможно без нормального функционирования мозга и т.п.

Подход к сознанию с этой деятельностной стороны приводит, например, к возможности управления запоминанием: запоминание будет происходить более быстро, если действие «запомнить нечто» будет включено в наиболее осмысленную, например, для ребенка деятельность – сюжетно-ролевую игру. Таким образом, сознание можно рассматривать как деятельность и в этом смысле можно говорить о нем как о процессе совершения определенной работы.

А.Н. Леонтьев выделял в структуре сознания чувственную ткань, значение и личностный смысл [7].

· Чувственная ткань (содержание), т.е. «картинка», исходный образ отраженного мира как результат работы органов чувств и познания вообще. Нужно вначале отразить, создать вторичный мир в виде психического образа, чтобы затем при необходимости делить его на объективное и субъективное, независимое и личное. Чем богаче и разнообразнее чувственная ткань образа, тем больше возможности для «разделительной» функции сознания.

· Значение – это объективная составляющая сознания, которая представляет собой систему знаний, толкований, способов применения того или иного предмета или слова, его заменяющего, что передается в своих существенных чертах от поколения к поколению. Выделяют три основные группы значений: словесное, понятийное, предметное.

· Личностный смысл кратко определяется А.Н. Леонтьевым как отношение мотива к цели, а в общем означает субъективную пристрастность человеческого сознания, небезразличность для него каких-то явлений, событий.

Высшим уровнем развития сознания является самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых человек выделяет себя из окружающего мира, выявляет свою социальную сущность, определяет себя субъектом деятельности.

Самосознание мотивирует человека, т.е. побуждает к той или иной деятельности; участвует в целеобразовании; выполняет контролирующую функцию (запрещает или разрешает поступки); обусловливает отношения с другими людьми; влияет на развитие тех или иных качеств и приобщает к другим людям, группе, человечеству в целом. Главная функция самосознания заключается в развитии личности, поскольку участвовать в этом процессе она может только через свое самосознание.

Центральным образованием самосознания являются представления человека о себе («Образы «Я»). Они многообразны, изменчивы, ситуативны, обусловлены («Я – прошлое», «Я – настоящее», «Я – будущее», «Я – детское», «Я – родительское», «Я – беспомощное», «Я – реальное», «Я – идеальное» и другие).

Читайте также:  Почему при введении номера карты пишет недопустимый способ оплаты

Устойчивое, внутренне согласованное и непротиворечивое, зафиксированное в словесных определениях представление человека о самом себе в психологии определяется как Я-концепция . Несогласованные образы «Я» вынуждают человека искать способы устранения возникающего противоречия. Он может не принимать новый опыт, не вписывающийся в его представления о себе, может усваивать его с помощью защитных психологических механизмов, а может сознательно что-либо изменить, устранить, развить в себе. Это – творческая деятельность личности, направленная на «созидание» себя.

Источник

4. Философия познания

1. Основными уровнями познания являются …

чувственный и рациональный

диалектический и метафизический

обыденный и научный

теоретический и практический

2. Высшая форма психической деятельности, присущая человеческому способу жизни, называется …

3. К формально-логическим критериям истины относится принцип …

4. С точки зрения сенсуализма, основой знания являются …

5. Знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью, называется …

6. «Истина – это соглашение», – считали представители …

7. Существование «врожденных идей» признают представители …

8. Основой самосознания является …

9. Основоположником новоевропейского эмпиризма является …

10. Структурным компонентом сознания, выполняющим управляющую функцию, является …

11. Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обращения к логическим аргументам называется …

12. Согласно классической концепции, истина – это …

адекватное отражение объекта субъектом

процесс познания объекта субъектом

мнение субъекта об объекте

фрагмент объективной реальности

13. Ограниченность знания историческими условиями жизни общества отражается в категории « _____ ».

14. Раздел философии, изучающий сознание и познание, называется …

физиологией высшей нервной деятельности

15. Познание, сопровождающее человека на протяжении всей его жизни, истинность которого проверяется наличной практикой, называется …

16. Гносеология – это учение о …

17. Субъект познания в диалектическом материализме предстает как …

субъект предметно-практической деятельности

проявление объективного духа

18. Автором произведения «Истина и метод» является …

19. Процесс постижения смысла и значения знаковых систем называется …

20. «Истина – знание, которое способствует творческой самореализации личности», – считали представители …

21. C точки зрения прагматизма основным критерием истины является …

22. Средневековым мыслителем, выдвинувшим тезис о «гармонии между верой и разумом», был …

А. Августин (Блаженный)

23. Восприятие представляет собой форму отражения действительности на ______________ ступени познания.

24. Одной из характеристик истины является …

25. Системность, обоснованность, логичность характерны для __________ познания.

26. Первая научная картина мира (ХVII–XIX вв.) получила название …

27. В качестве основного критерия истины в диалектическом материализме выступает …

28. Чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без воздействия самих предметов на органы чувств, называется …

29. Философское направление, признающее субстанциальность бессознательного, называется …

30. Рациональное познание, в отличие от чувственного, отражает действительность …

в существенных связях и закономерностях

во всей полноте признаков

в постоянном изменении

31. В основе классической концепции истины лежит принцип …

32. Результаты конкретных наук, неполное знание о предмете понимаются как ____________ истина.

33. Философское учение, согласно которому существует знание, полученное человеком до опыта и независимо от него, называется …

34. Позиция в гносеологии, согласно которой основой познания является опыт, характерна для …

35. В основе современной научной картины мира лежит …

36. Единица мысли, содержащая систему существенных признаков предмета, называется …

37. С позиции агностицизма, сущность и явление …

не связаны друг с другом

суть одно и то же

не даны нашему сознанию

38. Автором концепции «обоснованного рационализма» является …

39. C точки зрения конвенционализма основным критерием истины является …

Читайте также:  Как образуются глаголы приставочным способом

соглашение между учеными

40. Философское направление, представители которого рассматривают понимание и истолкование как основные способы познания, называется …

41. Психологическая установка, состоящая в признании безусловного существования и истинности чего-либо, есть …

42. В отличие от идеализма, материализм рассматривает идеальное как …

субъективный образ объективной реальности

прообразы и сущности материальных вещей

обобщенно-ценностные характеристики действительности

ядро внутреннего мира человека

43. С точки зрения диалектического материализма основными формами истины являются …

абсолютная и относительная

априорная и апостериорная

теоретическая и практическая

абстрактная и конкретная

44. Позиция, согласно которой опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания, характерна для …

45. Учение, сторонники которого полагают, что субъект познания пассивно воспринимает и отражает свойства воздействующего на него объекта, называется …

46. Высшей ступенью познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека является …

47. Преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину называется …

48. Теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания, называется …

49. Под активностью сознания понимается его …

избирательность и целенаправленность

способность приспосабливаться к действительности

способность отражать бытие с помощью знаковых систем

50. Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для ____________ познания.

51. Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется …

52. Способность человека к созданию образов, ранее не воспринимавшихся, называется …

53. Классическая концепция истины основана на принципе …

54. С точки зрения позитивизма, истинное знание должно быть подтверждено …

55. Истинное знание, согласно прагматизму, …

ведет к успешному действию

исходит из сомнения

подтверждено опытно-экспериментальным путем

56. Формами биологического отражения являются …

57. Гносеологический оптимизм утверждает, что …

объективный мир принципиально познаваем

возможности познания ограничены

познание принципиально невозможно

не существует исторического развития познания

58. Представителями гилозоизма, признававшими одушевленность всей материи, были …

59. Основными формами сознания являются …

60. Родоначальником французского рационализма является …

61. К проявлению «бессознательного» в человеческой психике относятся …

62. Полное исчерпывающее знание, которое тождественно своему предмету и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания, понимается как _____________ истина.

63. Основными пластами психики, по мнению З. Фрейда, являются …

64. Утверждение, принимаемое на веру без доказательства, называется …

65. Формами чувственного познания являются …

66. Особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, есть …

67. Формами рационального познания являются …

68. Представителями вульгарного материализма, считавшими природу сознания материальной, являются …

69. «Истина есть тождество вещи и представления о ней», – считают представители ____________ концепции истины.

70. Наряду с научным познанием, можно выделить …

71. Деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов называется …

72. Носителем познавательной активности является …

73. Элементарными формами отражения действительности, являются …

74. К познавательным способностям человека относятся …

75. Формой рационального познания является …

76. Формами общественного сознания являются …

77. Гносеологическое течение, сомневающееся в достоверности человеческого познания и признающее относительность всех знаний, называется …

78. Согласно теории отражения, сознание – это …

форма отражения действительности

субстанция, которая может существовать вне тела человека

жидкость, которая образуется при мыслительном процессе

79. Главными свойствами человеческого сознания являются …

80. Свойство истины, которое предполагает зависимость знания от связей и взаимодействий, места и времени, в которых они существуют и развиваются, называется …

81. В структуре сознания, наряду с мышлением, выделяют …

82. З. Фрейд в психике человека, наряду с «Я», выделял …

83. Представителями субъективного идеализма, считавшими сознание совокупностью ощущений, являются …

84. Гносеологический релятивизм отрицает существование _______ истины.

Источник

Оцените статью
Разные способы