Высказывание как способ формирования

Содержание
  1. Технология формирование умений и навыков в Программировании высказывания. Консультация
  2. Ход этюда игры – занятия
  3. Формирование развернутого речевого высказывания
  4. Читайте также
  5. Парадоксы речевого восприятия
  6. 5. Этап развития речевого общения
  7. Процесс кодирования речевого высказывания. Путь от мысли к развернутой речи
  8. Виды речевого высказывания и их структура
  9. Патология речевого высказывания
  10. Процесс декодирования речевого высказывания
  11. 2. Описание большого развернутого эпилептического припадка (grand mal)
  12. Лекция IX. Сложные формы речевого высказывания
  13. Порождение речевого высказывания
  14. Онтогенез речевого высказывания
  15. Лекция XI. Основные формы речевого высказывания
  16. Лекция XII. Понимание компонентов речевого высказывания. Слово и предложение
  17. Лекция XV. Мозговая организация речевой деятельности. Патология речевого высказывания
  18. Мозговая организация мотивационной основы и программирования речевого высказывания
  19. Задержка речевого развития

Технология формирование умений и навыков в Программировании высказывания. Консультация

Наиля Гусакова
Технология формирование умений и навыков в Программировании высказывания. Консультация

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ и НАВЫКОВ в ПРОГРАММИРОВАНИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ:

«Планировать рассказы учит жизнь»

Основной задачей развития планирования речи является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания и реализация его в разных ситуациях общения.

Иными словами, в процессе этой деятельности отрабатываются и, главным образом, совершенствуются лексико-грамматические средства языка и адекватное использование их в различных ситуациях коммуникативной деятельности. Основными целями построения связного высказывания являются:

Программирование смысловой структуры высказывания;

Установление связности и последовательности высказывания;

Отбор языковых средств.

Современный подход к реализации содержания планирования высказывания должен опираться на лингвистические понятия – речь, речевая деятельность, текст, стили и типы речи, а также на организацию максимально активного общения детей на логопедических занятиях с логопедом и друг с другом. С этой целью необходимо использовать специфические приемы, адекватные задачам и условиям общения, учить правилам речевого поведения.

Над умением программирования высказывания проводится работа по совершенствованию различных видов синтаксических конструкций:

Переконструирование предложений: составление предложений при помощи различных приемов (по опорным словам, по иллюстрациям);

Распространение, сокращение предложений, восстановление деформированных предложений;

Составление из двух простых предложений сложных и наоборот и др.

По мере совершенствования умений, составляются предложения различных синтаксических конструкций, создаются условия для активной работы по построению текста (устного дискурса, что предполагает формирование умений и навыков правильно определять содержание текста, его логическое построение и языковое оформление. Основным содержание этой работы является развитие умений и навыковпостроения различных стилей и типов: определение темы и основной мысли текста, последовательности, связности предложений и смысловой зависимости между ними. Наряду с этим – отдельные задания по совершенствованию практических представлений детей о тексте.

Современные требования к созданию условий для развития планирующих функций речи у детей, является направленность внимания детей на развитие предпосылок к составлению учебных развернутых самостоятельных высказываний (доказательство, рассуждение). С этой целью отрабатываются различные виды высказываний по ходу работы, по ее завершении, диалоги, которые постепенно становятся все более развернутыми по сравнению с аналогичными высказываниями на 1 и 2 этапах. Такие виды высказывания, как рассуждение и доказательство, имеют большое значение, как для продуктивной деятельности ребенка, так и для предупреждения функциональной неграмотности. Именно поэтому на занятиях необходимо учить детей оречевлять производимые ими учебные действия и умственные операции в различной форме.

Таким образом, в процессе занятий отрабатываются следующие умения и навыки:

Самостоятельно формулироватьи задавать вопросы в разных видах учебной деятельности: в коллективных формах учебной работы; в работе парами;

Сравнивать, обобщать и делать выводы, доказывать и рассуждать.

В этих формах работы развиваются и совершенствуются различные виды коммуникативной деятельности детей.

Практика обучения детей с недоразвитием речи показала, что особенно замедленно и с большими трудностями овладевают такой формой высказывания, как рассуждение, которое требует продуманности, аргументированности, своего отношения к высказываемому, отстаивая свою точку зрения.

Чтобы овладеть рассуждением, ребенку необходимо научиться раскрывать причинно-следственные связи, отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение, называемое планированием речи, формируется постепенно, в определенной последовательности. На первых порах целесообразно как можно чаще предлагать детям повторять вслед за логопедом или за другим ребенком формулировки заданий, обобщающих выводов и т. д. Позже следует систематически упражнять детей в свободных высказываниях, постоянно побуждая их к этому путем моделирования ситуаций, способствующих к речевой активности детей. При этом необходимо естественно регулировать и стимулировать последовательность, логичность, связность и развернутость высказываний. Достигается это различными способами, и прежде всего – системой вопросов. Кроме того, необходимо постоянно привлекать внимание детей к собственной речи в процессе формулирования заданий, выводов, доказательств, обобщений, рассуждений и т. д. Следует также формировать у них контрольно-оценочные действия путем организации проверки правильности выполнения тех или иных заданий, в процессе которой дети также обучаются построению связных высказываний. Последовательность высказывания определяется последовательностью работы, а связность – порядком выполнения учебных действий.

Как уже упоминалось, особе место в системе работы над развитием функции планирования речи занимает составление плана развернутого высказывания, работе над которым немало места и времени отводится и в программе по изучению родного языка. Однако при обучении детей с ОНР ей надо уделять значительно больше времени и места, особенно при формировании связной речи. В ходе коррекционных занятий с такими детьми работа над планированием речи должна быть использована не только как средство для развития речи (внешней и внутренней, но и как способ организации их образовательной деятельности.

В процессе этой работы дети учатся:

Определять тему выказывания;

Отделять главное от второстепенного;

Строить собственные сообщения в логической последовательности.

Читайте также:  Пример залога как способ обеспечения исполнения обязательств

При этом большому вниманию следует уделять развитию у них различных приемов мыслительной обработки материала: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана пересказа, изложения. Опыт показывает, что необходимо специально учить детей тому, как пользоваться планом в своей практической деятельности, в частности, как отвечать по плану.

Таким образом, следуя из понятия механизмов порождения речевого высказывания – планирование речи – является представление о «семантическом поле», которое позволяет производить отбор необходимых семантических единиц в процессе общения на основе лексических связей слов.

Современные требования по разработке комплекса коррекционных занятий по развитию внутреннего программирования высказывания дошкольников, опирается на исследование звеньев внутреннего планирования.

ОСНОВНЫЕ ВАРИАЦИИ (ЭТЮДЫ) ИГР-ЗАНЯТИЙ

Виды сенсорного планирования высказывания.

Вариации (этюды) игр-занятий по составлению рассказов с использованием разных технологии планирования.

Любое сообщение предполагает трехсоставную структуру:

— С чего начать? — обозначит тему, ввести в смысл.

— О чем поведать? – получить информацию, так как вед – знание.

— Как завершить? – выразить отношение, сделать итог, обобщить, обозначит перспективу, выразить свои ощущения, чувства.

Начало и конец рассказа относятся к области размышлений и умозаключений. Фундамент, на котором строится само высказывание – это прожитый, пережитый и осознанный опыт человека. Мы оречевляем наши мысли, которые складываются из представлений по следам практики и их преобразования посредством воображения. Эти мыслеобразные картинки, сменяющие друг друга во внутреннем видении в процессе говорения, и служат планом (программированием) высказывания.

Ход этюда игры – занятия

«Следы детских ножек или зверей, ситуативные, сюжетные, в зависимости от тематики занятия».

Мини-следы, вырезанные из бумаги, педагог выкладывает на предметную или сюжетную картину, или прикрепляет к предметам описания (к различным частям игрушки, предмета и т. д.).

Он прокладывается по картине, с помощью начерченных непрерывных линий и коридорчиков, веревки, нитки, ситуативных следов… он должен быть легким, но все же запутанным. Задача лабиринта – соединение предметов описания и мини-сюжетов рассказа.

На лист бумаги, словно на кормушке, расположены в разброс зимующие птицы. Главный герой рассказа воробей-Шустрик, должен рассказать мудрой сове о каждом посетителе птичьей столовой. Что не перепутать порядок представления первых гостей, он должен склевать зернышки, рассыпанные по картине в виде лабиринта. Убирая зерна от птички к птичке, дети описывают каждую из них.

Раздаются различные карточки предметных и сюжетных картинок: действий, цвета, предметов живых и неживых. Детям предлагаются из всего набора выбрать нужные картинки и расположить их на игровом поле, чтобы получилось предложение, рассказ.

Он обозначается в виде субъектов и объектов, события которых схематически зарисованы. Схема «Начало» — розовая полоса, «Середина» — желтая, «Конец» — голубая полоса.

Этот план развивает психомоторный интеллект в действии «думает не только головой, но и руками».Каждый квадрат на планшете имеет свое назначение в зависимости от пересечения столбиков: А1, А2, Г5 и т. д., и после небольшой тренировки начинается «выкладывание» сказки, можно по рассказу педагога, можно по придуманному сюжету самого ребенка.

— В одной сказочной стране стоял маленький домик.

Ребенок выбирает картинку и ставит «домик» в указанный квадрат В3.

— Домик освещало веселое солнышко, а светило оно из квадрата А3.

Ребенок ставит картинку «солнце» в указанное место.

И так далее – до окончания рассказа.

на плоскости и в объеме

Схематичный аналог картины или схематичное изображение наблюдаемой ситуации. Фишки «Начала», «Середина», «Конец» рассказа можно изобразить квадратиками или др. розового-желтого-синего цвета и разместить их возле соответствующих схем. Как вариант, ребенок при составлении рассказа использует их как условные обозначения для «вхождения» в рассказ, для основных событий рассказа, для окончания.

частей спрятанной картины

Закрыть части картины листами разной формы в зависимости от тематики рассказа.

1. Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова. 244 упражнения для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 138, — Мир вашего ребенка.

2. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. Л. А. Григорович, О. С. Ермоленко, Т. Д. Марцинковская и др. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2000. – 128.: ил.

3. Г. А. Ванюхина Методическое пособие по развитию речи. Секреты-советы связных высказываний. Сборник – 3., Новоуральск, 2005 – 68с.

4. Г. А. Ванюхина Методическое пособие по развитию речи. Секреты-советы связных высказываний. Сборник – 4., Новоуральск, 2005 – 72с.

5. Матюгин И. Ю. и др. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. Т.1: Запоминание цифр, телефонов, исторических дат / Матюгин И. Ю., Чакакберия Е. И., Рыбников И. К. – М. : Эйдос, 1994 г.

6. Матюгин И. Ю. Развитие памяти и внимания / И. Ю. Матюгин. – М. : РИПОЛ классик, 2009. – 112 с. : ил.

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Читайте также:  Способ защиты населения от сдяв

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Формирование знаний и умений у обучающихся 2 класса по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий Формирование знаний и умений у второклассников по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий. Терещук Марина Алексеевна «Формирование.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему «Формирование исследовательских умений.

Источник

Формирование развернутого речевого высказывания

Формирование развернутого речевого высказывания

Перейдем к последнему этапу интересующего нас пути превращения мысли в развернутое речевое высказывание.

Несмотря на всю важность этого процесса, следует отметить, что как в лингвистике, так и в психологии этот этап был гораздо менее изучен, чем те, на которых мы останавливались выше.

Особенностью развернутого речевого высказывания является то, что, с одной стороны, оно включено в процесс живого общения и передачи информации от одного лица другому, а с другой — в его состав входит не одно предложение, а целая цепь взаимно связанных предложений. Высказывание составляет единую целостную систему и обладает качеством единой замкнутой структуры (coherence).

Сложнейший характер порождения целого последовательного высказывания, отличающий его от формирования изолированной фразы, подчеркивался многими авторами начиная от В. Гумбольдта (1921–1923), который указывал на то, что язык, применяемый в общении, есть не «ergon» (средство формирования знаков, относящихся к отдельным вещам и их отношениям), a «energeia», иначе говоря, что язык, включенный в акт общения, представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс.

Эту же мысль можно встретить и у многих других авторов (Остин, 1969; Виттгенштейн, 1968; Лакофф, 1971, 1972; Грайс, 1971; Ромметвейт, 1968, 1970; Халлидей, 1967, 1968, 1973; Уертч, 1974, 1975; и др.).

Все эти авторы указывают на то, что фразы, включенные в состав развернутого речевого высказывания, всегда даются-в определенном практическом или речевом контексте, который должен соответствовать не только замыслу говорящего, но и отношению к этому высказыванию слушающего; что эти фразы, являющиеся частями целого высказывания, нельзя изучать вне контекста и что независимых от контекста (context-free) фраз вообще не существует.

Следовательно, фразы, включенные в целое развернутое высказывание, имеют не только референтную природу (referential meaning), указывая на определенное событие, но и социально-контекстное значение (social-context meaning), которое формируется в конкретном общении и может быть понято только на основе процесса общения.

Именно в силу этого, как указывают упомянутые авторы, один лишь лингвистический анализ процесса формирования высказывания недостаточен и должен быть включен как частное звено в более широкий психологический (а может быть, в социально-психологический) анализ (Ромметвейт, 1968, 1972; Халлидей, 1973; Уертч, 1974, 1975), учитывающий ситуацию общения, мотивы говорящего, содержание передаваемой информации, отношение к ней слушающего и т. д.

Как мы указывали, процессы превращения симультанной схемы первичного замысла в сукцессивную последовательность построенной фразы, т. е. превращение «глубинной синтаксической структуры» в развернутую «поверхностную синтаксическую структуру», далеко не исчерпывает всей системы развернутого речевого высказывания. Она обладает и другими дополнительными характеристиками.

В процессе высказывания как «тема» (то, о чем будет идти речь), так и «рема» (что именно это высказывание будет сообщать) должны быть существенно расширены, т. е. должны быть разделены на целую цепь звеньев определенной программы целостного высказывания. Для этого необходимо, чтобы как «тема» высказывания, так и ее «рема» сохранялись на длительный срок и чтобы установка, созданная задачей передать соответствующую информацию, могла в течение длительного времени противостоять побочным, отвлекающим влияниям. В противном случае связное развернутое высказывание теряло бы характер «замкнутой смысловой системы» и превращалось бы в систему, доступную различным посторонним влияниям. Ниже мы еще будем иметь случай остановиться на тех этапах развития ребенка и на тех патологических состояниях, при которых это условие не выдерживается и развернутое речевое высказывание перестает подчиняться исходной задаче, заменяясь отдельными, не связанными друг с другом фрагментами.

Все это дает основание рассматривать речевое высказывание как сложную форму речевой деятельности, которая имеет принципиально ту же психологическую структуру, как и всякая иная форма психической деятельности, детально изученная в советской психологии (А. Н. Леонтьев, 1959, 1975; и др.).

Так же, как и во всех иных формах психической деятельности, мы должны выделять в речевой деятельности мотив, который ее порождает, цель, которой она подчиняется, и задачу, которая возникает, если эта цель дается в определенных условиях. Мы должны выделять в этой развернутой речевой деятельности и отдельные этапы или действия, и выполняющие эти действия операции. Все эти моменты должны учитываться при психологическом анализе речевого высказывания, составляя его «психолингвистические единицы» (А. А. Леонтьев, 1969, 1974).

Существенной особенностью порождения речевого высказывания как специальной формы речевой деятельности помимо устойчивой формулировки цели высказывания и той конкретной задачи, которая стоит перед говорящим (эта задача может меняться в зависимости от того, какая ситуация порождает высказывание, какую именно информацию должен передать говорящий и к кому именно адресовано сообщение), является также достаточно широкий объем оперативной памяти и сложная система «стратегий», применение которой позволяет выделять существенный смысл высказывания, тормозить побочные ассоциации и выбирать речевые формулировки, соответствующие поставленной задаче.

Читайте также:  Двойное гражданство способы приобретения

Все это предполагает, что порождение развернутого речевого высказывания необходимо должно включать в свой состав не только создание исходной схемы, определяющей последовательность звеньев этого высказывания, но и постоянный контроль за протеканием всплывающих компонентов высказывания, а в наиболее сложных случаях и сознательный — выбор нужных речевых компонентов из многих альтернатив. Этот выбор может принимать форму развернутых проб, требующих специальных усилий, или форму плавного «умственного действия», подчиняющегося ранее выработанной внутренней схеме, этапы которого были детально прослежены в советской психологии П. Я. Гальпериным и его сотрудниками (1959, 1975).

Все это дает основание выделять в качестве основных единиц речевого высказывания не отдельные слова или даже фразы, а целые смысловые группы. Эти смысловые единицы разделяют весь текст высказывания на цепь последовательных смысловых компонентов или «кусков» (chunks), обеспечивая адекватный переход от одной смысловой группы к другой (Миллер, 1967).

Психологическая структура развернутого речевого высказывания различна при разных формах высказывания (устной и письменной речи) и связана как со сложностью задачи, так и со степенью автоматизации речевых процессов. Однако во всех случаях ее важнейшей характеристикой является сохранение смыслового единства высказывания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Парадоксы речевого восприятия

Парадоксы речевого восприятия Рождается ребенок, и зачастую женщина полностью переключается на него, забывая не только собственного мужа, но и себя саму. Мужчина сначала дислоцируется на другую кровать (супружескую занимает теперь женщина с ребенком), затем в другую

5. Этап развития речевого общения

5. Этап развития речевого общения Третий из выделенных нами этапов развития речевого общения охватывает период от появления первых слов и до конца дошкольного возраста. За этот длительный срок ребенок проходит громадный путь, овладевая к его концу словом и научаясь с

Процесс кодирования речевого высказывания. Путь от мысли к развернутой речи

Процесс кодирования речевого высказывания. Путь от мысли к развернутой речи До сих пор мы останавливались на строении языка — основного орудия, которым человек пользуется для передачи информации, на основной системе кодов, сложившихся в общественной истории и

Виды речевого высказывания и их структура

Виды речевого высказывания и их структура Мы остановились на строении речевого высказывания и его отдельных компонентах. Теперь нам следует рассмотреть разные виды речевого высказывания, которые имеют совершенно неодинаковую структуру и в которых соотношение только

Патология речевого высказывания

Патология речевого высказывания Психологическая структура речевого высказывания становится отчетливой, если мы проследим за формами нарушений, которые выступают при отдельных патологических состояниях мозга, особенно при локальных поражениях.Мы остановимся только

Процесс декодирования речевого высказывания

Процесс декодирования речевого высказывания Проблема пониманияМы рассмотрели процесс формирования высказывания, иначе говоря, путь от мысли к речи, или процесс кодирования мысли в речевое сообщение. Теперь мы должны рассмотреть обратный процесс — декодирования

2. Описание большого развернутого эпилептического припадка (grand mal)

2. Описание большого развернутого эпилептического припадка (grand mal) Одним из наиболее выразительных проявлений эпилепсии является большой развернутый судорожный припадок (grand mal). В развитии припадка можно выделить несколько фаз:а) тоническая фаза. Припадок начинается с

Лекция IX. Сложные формы речевого высказывания

Лекция IX. Сложные формы речевого высказывания Парадигматические компоненты в синтагматических

Порождение речевого высказывания

Порождение речевого высказывания Остановимся прежде всего на этапах формирования речевого высказывания, основных психологических звеньях этого сложного процесса, начиная с первого звена — мотива высказывания.Мотив высказыванияИсходным для всякого речевого

Онтогенез речевого высказывания

Онтогенез речевого высказывания Формирование речевого высказывания в детском возрасте проходит длинный драматический путь, который стал достаточно известным лишь в последние десятилетия в результате работ ряда психологов (Леопольд, 1952; Брэйн, 1971; Слобин, 1970; Р. Браун,

Лекция XI. Основные формы речевого высказывания

Лекция XI. Основные формы речевого высказывания Устная (диалогическая и монологическая) и письменная речьМы посвятили прошлую лекцию анализу основных этапов формирования речевого высказывания или, что то же самое, психологическому анализу процесса порождения

Лекция XII. Понимание компонентов речевого высказывания. Слово и предложение

Лекция XII. Понимание компонентов речевого высказывания. Слово и предложение Мы рассмотрели процесс формирования развернутого речевого высказывания, иначе говоря, тот путь, который проходит высказывание, начиная от исходного замысла и кончая развернутым речевым

Лекция XV. Мозговая организация речевой деятельности. Патология речевого высказывания

Лекция XV. Мозговая организация речевой деятельности. Патология речевого высказывания Выше мы подробно осветили основные вопросы психологии речевой деятельности.Мы остановились на структуре слова и фразы, на происхождении этих основных составных единиц языка, на

Мозговая организация мотивационной основы и программирования речевого высказывания

Мозговая организация мотивационной основы и программирования речевого высказывания Выше уже говорилось о том, что речевое высказывание начинается с наличия известного мотива — передать что-либо другому, попросить о чем-либо или уяснить какую-либо мысль. Если этот

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития Речь – важнейший аспект деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Речь способствует развитию мышления, восприятия,

Источник

Оцените статью
Разные способы