Описание техники свободно-ходовой вышивки
Уважаемые посетители моего магазина! Очень хочу поделиться с вами описанием техники свободно-ходовой вышивки, в котрой выполнены все мои работы. Очень часто, к сожалению путают свободно-ходовую вышивку с вышивкой на машинах-автоматах! К тому же цены на изделия, выполненные с применением машин-автоматов, обычно выше, чем у тех, кто действительно работате на обыкновенной ножной швейной машине типа «Подольск». По этой причине на главном фото я поместила фотографию моего рабочего инструмента. Также хочется поделиться с вами и показать, как я делаю свои работы, рассказать о моих приемах вышивки. Думаю, что ни для кого не является секретом, что для начала работы в технике свободно-ходовой вышивки нужно снять швейную лапку. Делается это для получения стопроцентной свободы поворота пялец. И вперед!
Первое, что я хочу показать, так это как правильно запяливать ткань в пяльцы. Почему-то никто не показывает, что при заправке вышиваемого изделия в пяльцы между двумя их кольцами необходимо проложить кусочки ткани (хлопок ит.д.) для того, чтобы создать и более лучшее натяжение запяленной ткани, и чтобы не допустить раздвижку тканевых волокон, особенно если сама ткань достаточно тонкая (шифон, шелк, крепдешин и т. д.).
В следующий раз я расскажу, как изготавливается платочек, представленный запяленным на рисунке, и насколько трудоемок процесс его изготовления!
Источник
Свободно-ходовая техника — советы вышивальщицы
Пути вдохновения неисповедимы. Я, например, в детстве как увидела в витрине дома моделей вышивку, поразившую моё неокрепшее юное воображение, так и поняла — судьба. Это была свободно-ходовая вышивка, которую выполняют на простых швейных машинах с передвижением пяльцев вручную. (Без программного обеспечения.)
И, не смотря на то, что в настоящее время в интернете появляется огромное количество мастер-классов по свободно-ходовой технике, среди широких масс рукодельников данный вид популярность не имеет. Мало того, я часто слышу пренебрежительные высказывания в адрес этой техники, мол, ручная — это ценность, компьютерная — это конкурентоспособность, а на этой рухляди может ли быть что-то стоящее. А недавно на крупном вышивальном форуме читаю: «Вся известная в мире вышивка делится на ручную и машинную, ручная выполняется только вручную, машинная на специальных автоматах запрограммирована изначально и нужно только выбрать понравившиеся дизайны». Прямо таки пригвоздили. И главное, форум такой крупный. «Обидно, случай.»
Чаще главной причиной невостребовательности являются не конкурентность с новейшими агрегатами, не любовь к ручным стежкам, а сложность в обучении и множество непонятных тонкостей, которые в мастер-классах обычно опускаются из-за краткости формата, хотя их незнание неизбежно приводит к неудачам. А нюансы — это наше всё (не только в вышивке)! Вот и возникает предубеждение, что на простой швейной машинке путного результата да и разнообразия техник добиться невозможно. А зря. Докажу обратное.
Визуально свободно-ходовая вышивка отличается от ручной и машинной. Но декоративных возможностей она предлагает немало. Не углубляясь в сухую технологию, которой хватает и без меня, поговорим о нюансах, о последовательности шагов, о правильной ориентации выбора техник, о поиске новых приёмов. Поучимся у опытных мастеров. Но! Всё по порядку.
Предположу на данном этапе, что мой читатель — это новичок, обладающий простой швейной машинкой и желающий выжать из неё всё по максимуму. Первый шаг — не изобретаем велосипед, а ищем в интернете видео мастер-классы, читаем учебные пособия, набираемся теории.
Обращаем внимание на: подбор тканей (не все подходят), подбор и изучение стабилизаторов и вышивальных нитей (их много), изучение необходимых инструментов, правильность запяливания в пяльцы, обтяжка пяльцев при необходимости, вкладыши в пяльцы для устранения следов от острых краёв, подготовка машины ( снятие лапки, опускание зубьев, уменьшение натяжения верхней нити, подбор игл. ).
Совет: начинать пробовать вышивать в пяльцах на свободном ходу (без лапки и зубьев, двигающих ткань) лучше запялив в пяльца бумагу, не заправляя нитку. Следим за тем, чтобы колесо вращалось только вперёд. Отрабатываем движения рук, ног, управляющих механической или электрической педалью, ищем наиболее удобные для нас положения. Тренируемся попадать иглой ровно по нарисованным на бумаге линиям, на равных расстояниях друг от друга. Двигаем пяльцами от себя вперёд, на себя, влево, вправо, по диагонали во всех направлениях — это умение очень важно на свободном ходу. Держим пяльцы крепко, но почти расслабленно, нужно понять и почувствовать это состояние. Далее так же без нитки переходим на запяленную ткань. Не спешим. А как привыкли, подключаем нить. Натяжение ткани в пяльцах очень тугое, поэтому стрейч не подходят. Стрейч вышивают только на стабилизаторе, но для начала лучше выбрать нерастягивающуюся ткань. На некоторых тканях машина порой начинает пропускать стежки, я просто слегка опускаю иглу, то есть закручиваю винт, держащий иглу, не доводя иглу до упора, а слегка понижая её. И пропуски прекращаются. Хотя бывает, что надо сменить иглу на более тонкую, или наоборот, взять потолще.
Шаг второй. Поехали!
Ни в коем случае нельзя смеяться над своим первым несмелым опытом — это фундамент будущего мастерства. Тщательно отпариваем первый образец и храним его, как талисман, сравнивая с последующими. Помним — нельзя относиться к первым пробам, как к образчику предела совершенства. Как ни странно, но именно это делали большинство моих учениц. Они не вышивают.
Первые вышивальные шаги будущей опытной вышивальщицы Ольги Самариной. Внизу.
Важный совет начинающим от бывалых — как только ваши строчки стали более-менее ровными, отбрасывайте тряпочки и переходите к упражнениям на хорошей вещи. Берите простой, но выразительный узор и вперёд. Пусть Вас ничего не останавливает! Всё получится! (фото внизу)
Утюжим вышивку не вынимая из пялец на подушечке, сшитой специально по размеру Ваших пялец, в увлажнённом виде, тщательно долго застаивая, но пар не подходит, потому что вышивку необходимо хорошо отутюжив, просушить, чтобы она не покоробилась в дальнейшем. Если ткань синтетика, то на горячую отутюженную поверхность прямо в пяльцах надо поставить что-то холодное, например второй холодный утюг, а вынимать из пялец только после полного остывания, только в этом случае вышивка станет ровной.
Souad Arts El Aazzaoui.
Шаг третий. В руках появилась уверенность — пора осваивать швы «насыпь» в виде колечек, петелек, восьмёрок и других отделочных стежков. На фото внизу швы, которые я рекомендую для упражнений и приобретения навыка, а заодно и названия, чтобы не путаться в описаниях. В первую очередь отрабатывают швы из левой части пялец, справа чуть позднее.
Шаг четвёртый. Когда игла начинает нас слушаться, значит пришло время для глади. Обязательно каждый фрагмент рисунка обстрачиваем одной-двумя строчками настила, далее заполняем мотив стежками глади, стараясь, чтобы стежки лежали вплотную друг к другу, не выскакивая за край настила. Но они всё равно будут выскакивать первое время. Не отчаиваемся и убираем все наши непослушные края стежков под отделочный «бисерный» шов.
Совет: помним, что для лёгкой (тонкой) глади достаточно просто обстрочить мотив по краю, а заполнение всей площади мотива прокладочными стежками настила даёт выпуклость. Если требуется максимальный рельеф прокладываем внутрь настилку вприкреп нитками «ирис».
Совет: для того, чтобы набить руку и максимально усвоить гладь на свободном ходу надо выбирать для начала рисунки с мелкими деталями, так легче получить максимальный эффект при минимуме практики.
Jose Carlos Partal Cumbrero
Шаг пятый. Пора подумать о чём-то посложнее — это однотонная и цветная гладь с вливанием тонов. Ищем мастер-класс, углубляемся в теорию. Совет: тренируемся на листиках, заполняя их прямыми и косыми плотными стежками. Главное — никогда нельзя прямую гладь настилать в два ряда. Только в один, но плотно подгоняя стежки друг к другу.
Стежки глади разделяются на поперечные для небольших фрагментов рисунка (белая английская гладь), фото сверху, и на продольную, заполняющую большие площади орнамента, однотонную или с переходами одного цвета к другому, с вливанием оттенков — художественная, в которой главное — это светотени. Продольная однотонная гладь имеет множество приёмов настила. Здесь мы не будем вплотную касаться этой темы, она очень объёмная, но помним, что объёмные рисунки можно заполнять разной фактурной гладью, это очень интересный эффект и тема для полноценной статьи. На двух фото внизу сочетание поперечной и продольной глади.
Если пространство заполняется вдоль строчками, а не короткими гладевыми стежками — это строчевая гладь.
Перевод рисунка на ткань — отдельная тема, в которую советую углубиться максимально. Изучаем мастер-классы. Помним, что основные приёмы — перевод через копировальную бумагу, на просвет, припорохом, трафаретами, спец карандашом, оставляющими отпечаток после проутюживания, приклеивание вырезанного орнамента из клеевого флизелина с нанесённым рисунком. С плотными, рыхлыми, ворсовыми, махровыми тканями сложнее всего. Переведём орнамент на водорастворимую плёнку «Авалон» или водорастворимый флизелин, наколем на нужное место и обведём контур строчкой настила очень частыми стежками. Можно вышивать прямо по плёнке( но не обязательно). Далее крупные участки плёнки убираем, мелкие растворятся при отпаривании готовой работы . Каждый способ имеет ограниченный круг применения. Универсального не существует.
Использование стабилизаторов — ещё одна немаловажная тема в вышивке как машинно-станочной, так и свободно-ходовой. Материалов этих много и используют их для того, чтобы уберечь работу от растяжений и неровностей. И если плотные нерастягивающиеся ткани не нуждаются в стабилизаторах, то на тонких, на сетках, на стрейчах, махровых они обязательны. Проблема в том, что после обрезания лишнего стабилизатора с готовой работы, вышитые участки навсегда остаются плотными. Это надо учитывать, выбирая подходящий материал. Мне нравится слабоклеящий флизелин, который держит жёсткость в работе, но легко снимается, не оставляет следов и не сильно уплотняет готовую вышивку. Но если требуется, чтобы вышивка оставалась полностью свободной от остатков стабилизатора, а ткань требует стабилизации, есть один приём. Надо растворить в небольшом количестве горячей воды лоскуты (остатки от другой работы) водорастворимой виниловой плёнки, нанести этот раствор на изнанку ткани кистью, высушить, проверить, достаточно ли жёсткости и при необходимости добавить ещё слой. Запялить и вышить, после чего прополоскать в горячей воде до полного растворения винила, обсушить до слегка влажного состояния и снова запялить в пяльца, но уже туго не натягивая, а лишь хорошенько расправив. Проутюжить в пяльцах. Вышивка будет ровной и тонкой.
Не стоит думать, что вышивка гладью на свободном ходу — это всегда обилие разноцветья. Монохромная, однотонная вышивка всегда имеет успех и благодарного почитателя (например, меня).
Шаг шестой. На этом этапе пора подумать о белой прорезной глади, её ещё называют английская, и о мережке, которая прекрасно вышивается на машинке (но мережка — это тема для отдельной статьи). Опять же — мастер-класс. Не забываем, что рисунок для прорезных элементов обстрачиваем очень мелкими стежками и несколько раз, стараясь класть строчки не параллельно друг другу, а перекрещивая, тогда они будут дополнительно скреплять край, препятствуя осыпанию. Лепестки и листики подрезаем посередине вдоль и обрабатываем край, стараясь подогнуть внутрь края разреза. А вот для дырочек делаем прокол широким шилом, стараясь не повредить нити ткани, а как бы раздвигая их в стороны. Можно одну строчку внутренней настилки заменить водорастворимой нитью, которая после отпаривания превратится в клей и обеспечит дополнительное закрепление края.
Шаг седьмой. Просматривая мастер-классы по теме «гладевый валик» или шов «кардане», не удивляйтесь часто прямо противоположным советам разных мастеров — испытайте всё, но выберите свой собственный лучший метод. Мой совет — прокладочную нить для валика держим всегда только навесу и туго натянутой, не допуская нить вяло лежать на поверхности, чтобы валик не получился плоским и невыразительным. Рельеф валика зависит от толщины прокладочной нити. Потренируйтесь с одной нитью, с двумя расходящимися, с тремя расходящимися.
И вот самое время осваивать «ришелье». «Торопиться не надо». Ищем мастер-классы по теме, изучаем теорию. Советов по «ришелье» на самом деле очень много. Например, такой: переводить рисунок лучше на просвет цветным синим карандашом, приклеивая основную ткань к стеклу малярным скотчем, натягивая, но не перекашивая. Стекло с работой кладём на две опоры, например между подоконником и столом, а под стекло ставим на пол светильник. Синие следы наименее заметны на готовой вышивке, рисовать карандашом легче по зафиксированной ткани, перевод на просвет не требует дополнительные средства. После того, как прорись переведена на ткань наносим кисточкой по линиям рисунка раствор картофельного клейстера или желатина и просушиваем феном, что гарантирует защиту от осыпания в местах подрезов во время работы. Но не на всех тканях. Не забудьте заранее проверить на лоскуте — на некоторых тканях могут остаться пятна.
Отстрачиваем контуры 2-3 раза, как для прорезной глади, вырезаем маленькими участками, обрабатываем валиком, настрачиваем бриды обязательно одновременно с краем во избежание лишней толщины и «грязных» стежков. Красота и ровность брид зависит от правильной настройки машины, ровной нити-прокладки, от правильно подобранной тонкой, но прочной вышивальной нити. И хоть технических вариантов этого процесса несть числа, главное — практика.
А вот так выглядит «ришелье», если добавить немного цвета и хаотичной насыпи из колечек (фото внизу).
Ma Cristina Garcia Subirats
Шаг восьмой, открывающий путь в бесконечность. На этом этапе стоит присмотреться к работам опытных мастеров. Вот только не надо про плагиат и так далее. Молодые всегда учились у более знающих и талантливых старших наставников, где-то копируя, где-то просто вдохновляясь и постепенно выходя на свой собственный уровень (или не выходя, если ген таланта отсутствует, тут уж, как говорится, против генов не попрёшь). А вот закаты-рассветы вдохновляют уже очень опытных мастеров, которые не заморачиваются над вопросом выбора техник и приёмов.
Помним, что наиболее эффектно сочетание нескольких видов техник в одной работе. Например, на фото внизу «ришелье» отлично сочетается с дырочками и шишечками белой глади, прямым строчевым швом, швом «бисерный» и мелкой гладью на лепестках цветочков. Очень мило.
Jose Carlos Partal Cumbrero.
Для «ришелье» очень важно, чтобы ножницы были очень острыми. Я постоянно подтачиваю свои ножницы старым способом — как бы стараясь перерезать обычную швейную иголку. Крепко держу иглу левой рукой, а ножницами как бы режу иглу, аккуратно, не сильно нажимая. Несколько секунд и ножницы вновь острые, продолжаем работу над «ришелье».
Ну вот, ришелье у нас получается уже весьма неплохо. Отправляем фантазию в полёт. А что если к классическому белому ришелье добавить совсем немного глади, насыпи из петелек и восьмёрок, несколько оттенков терракоты? А чтобы ришелье смотрелось особенно эффектно используем по максимуму прямые и мозаичные сетки, решётки и разные декоративные разделки на бридах — «копейки», «паучки» и подобное. Отдельные мастер-классы есть по каждому виду швов в интернете.
Nerimanin El Işleri
Ришелье совсем не обязательно использовать только для салфеток и скатертей! И хоть я не уверена, что для платья на фото внизу знаменитый модный дом использовал свободно-ходовую технику, уверяю, эту бесподобную красоту вполне можно позволить себе на нашей с вами простой швейной машинке — это обычное ришелье с бридами, сетками разной плотности, стягами и белой английской гладью.
Dolce Gabbana — Collection Fall Winter 2014 2015.
Идём дальше. А что если сделать валик более выпуклым, объёмным и оттенить его для пущей выразительности связанным крючком шнуром, а главным акцентом сделать цветок, связанный крючком и вырезанный из фетра? Стяги разных форм лишь дополнят задумку. Стяги вообще — отдельная песня в вышивке. Очень рекомендую не пренебрегать этим очень выразительным, хотя и сложным приёмом. Поищите мастер-класс. (автор трёх фото внизу — Lina Ferreira)
Обратите внимание, как при минимуме деталей достигается максимально выразительный результат. (внизу)
Объём в ришелье — очень интересная тема. И моя любимая. Вот сегодня я бы листики вышила по-другому. Помещаю это фото, как пример моих творческих исканий.
Очень эффектно смотрится «ришелье» с цветной гладью. Здесь надо помнить, что сначала вышивается цветная гладь, и лишь по её окончании «ришелье». Иногда стоит вышить гладью весь мотив, отутюжить и в пяльцах, и без пялец, и только после этого обозначить чёткий контур салфетки и линии «ришелье». Этим приёмом мы добьёмся более чёткого контура изделия. Если вышивать всё сразу, часто контуры оказываются кривенькими, неровными. Это результат растяжения ткани в пяльцах. Стоит помнить об этом во избежание неприятностей с готовым изделием.
Maria Antonia Di Stefano (фото внизу)
Очень красивая техника. Но лепестки, листья и стебли мотивов обязательно требуется заключать в рамочку из гладевого валика, иначе они высыпятся, одна гладь не удерживает вырезанный мотив от высыпания и порчи. Ищем варианты для какой-нибудь иной техники.
Например. Вышиваем на синтетическом шифоне. Мотив обстрачиваем одной прямой строчкой, потом крупными зигзагообразными линиями соединяем две параллельные линии мотива строчками, потом ещё пару раз обстрачиваем контур перекрещивающимися строчками, далее накладываем гладь, постоянно заезжая стежками за край. Всё. Край не требует гладевого валика и отлично держится. А торчащие кончики нитей после вырезания оплавляем паяльником, кстати, маленькие отверстия просто выжигаем быстрыми движениями паяльника. Почему нельзя выжигать паяльником всё? Остаются по краям острые оплавленные колючести. Смотрим на фото внизу — гладевого валика по краям мотивов нет.
Не ограничиваем нашу фантазию. Добавим к «ришелье» фон, заполненный насыпью из хаотичных петлеобразных стежков, цветочки, листики гладью и . кружево! Смотрим на фото внизу. Нежность и милота!
Marilene Barroso Lelene
Бантики, ленточки, отдельно вышитые детали, кружево. Всё собираем. Всё в дело! Главное — чувство вкуса и меры!
Какая прЭлесть! Фото сверху. Лучшего подарка новорожденому не придумать!
А что если от «ришелье» оставить лишь прорезные дырочки для ленточки и сосредоточиться на шве «насыпь», стараясь, чтобы мелкие свободно-ходовые колечки и петельки ложились аккуратно и незаметно переходили от одного цвета к другому?
Обратили внимание, как красиво лежит шов «насыпь» из мелких колечек? Так и хочется заняться им вплотную, добавляя максимум цвета, оттенков и теней. Займёмся!
Внизу работы Гончарук Лидии
Лепота! А в основе всё те же мелкие колечки и ничего больше.
Для этой техники распечатывают два фото, одно чёрно-белое нужного размера, другое цветное. Чёрно-белое используют для перевода на ткань линий рисунка, а по цветному следят за соблюдением оттенков. Хотя можно отслеживать цвет по экрану компьютера. Именно так делает Лидия Гончарук. (мне удобнее следить с печатного листа — кому как).
Однако насыпь замечательно сочетается не только с мелкой, но и с крупной гладью, смотрим на фото внизу. Обращаем внимание на декоративное украшение простой поперечной глади на листиках — интересный приём, заимствованный из золотного шитья.
Jose Carlos Partal Cumbrero
А гладь и без насыпи прекрасна! А стебельки совершенно не обязательно должны быть вышиты вдоль. Фото внизу. Экспериментируем. Выдумываем. И. подсматриваем, что там другие насочиняли. Ну то есть, вдохновляемся.
А как необыкновенно смотрится эта техника на тончайшем шёлке или даже на сетке!
Автор фото внизу Ольга Olivin-embroidery
Нюанс — глубокую тень можно обозначить чёрным, эффект получается ярким, сочным, но резким, для более мягкого случая лучше взять оттенки коричневого, для лёгкой тени воспользуемся более тёмным оттенком основного цвета. Например на красном маке это будет бордовый, на белых лепестках ромашки серый.
Иногда хочется добавить рисунку цветной фон. Фото внизу. Можно, например, подкрасить красителями для батика. Помнить надо вот что — акриловые краски запариваются сразу горячим утюгом в течение 15 минут, но расчитывать придётся на неяркий цвет, яркий оставит липковатую плёнку на поверхности. Анилиновый краситель требует запарки изделия 2 часа в баке по всем правилам батика, но результат будет без налёта и уплотнения. Выбираем то, что больше подходит и тщательно изучаем теорию крашения и красители.
На фото внизу пример использования цветного подкрашенного фона. А строчевая гладь в этих работах органично сочетается с классической, дополняя и насыщая друг друга . А ведь во многих мастер-классах нам объясняют, что эти два вида свободно-ходовой глади вместе не сочетают — либо прямая классическая, либо строчевая. А я вот поэксперементировала, и мне понравилось. Так что, иногда можно и сломать привычные стереотипы, если вдохновение ЗА.
А когда хорошо усвоили правила крашения, самое время эксперементировать с сочетаниями росписи, перспективы, светотени и множеством разнообразных стежков, накладываемых слоями, одни поверх других. Именно в этой технике работает
Элисон вышивает на белом шёлке, росписывая фон красками по шёлку, для чего использует и кисти, и аэрограф, и многочисленные фактурные печатные тампоны в виде губок, печатей и тому подобного. Эксперементируя с разнообразием стежков, текстурой, цветом и перспективой можно добиться большой реалистичности и виртуозности изображения. А всего-то свободно-ходовая вышивка на механической машине, что имеется в наличии почти в каждом доме.
Маленький секрет подобной техники — для пущей выразительности отдельных фрагментов нужные стежки иногда вышивают отдельно на водорастворимых стабилизаторах, отмывают в воде, сушат, придают утюгом нужную фактуру и пришивают поверх основного слоя. Главное — вкус, опыт и глазомер.
Однако фоновый цвет можно добавить не только подкрашиванием, но и выкладкой на основу лоскутков нужного цвета. А из стежков выбрать один — прямой строчевой ( внизу работы Meredyth McClanahan).
Рассмотрим поближе фрагмент рабочего момента.
Строчки. Что надо помнить? Направление. Если используем стежки прямые строчевые, то соблюдаем направление. Вектор всегда смотрит по линиям рисунка.
Marilyn Lee Здесь используются прямые строчевые и зигзагообразные стежки, дополняя и подчёркивая друг друга .
А на этих работах Marilyn Lee использовала насыпь из прямострочных колечек. Здесь не нужно направление, только цвет. Ориентируемся на фото, скрупулёзно копируя оттенки — в этом весь секрет.
Советую использовать в работе на плотных тканях и при свободно-ходовой стёжке вот такую лапку. Если нет готовой, лапку можно изготовить из другой, менее вам нужной. Например так:
Кроме прямой строчки для насыпи хаотичными колечками можно попробовать «зигзаг», именно эту фактуру использует в своей работе Любовь Лежанина.
Л.Лежанина разработала свою собственную технику, которую назвала лоскутная живопись. Кстати, выкладку лоскутков в начале работы художница называет подмалёвок.
Нюанс — принято считать, что вышивка, состоящая из отдельно подобранных лоскутков — это аппликация. Но здесь другой случай. В аппликации лоскутки играют собственную декоративную роль, а здесь подмалёвок лишь фон для плотного заполнения строчевой насыпью. Значит это не аппликация. Внизу готовая работа.
А это подмалёвок. Лоскутки выложены и заколоты булавками. Мелкие детали можно фиксировать текстильным клеем, двусторонним клеевым флизелином или накрывая подмалёвок сеткой. А если детали очень малы, то вместо них выкладывают нити, пряжу и тому подобное. А края лоскутков, в отличие от аппликации, где обязательно требуется зафиксировать края гладевым валиком или гладевой рамочкой, не требуют никакой дополнительной обработки и держатся исключительно за счёт свободно-ходовой насыпи зигзагообразными и хаотичными колечками (петельками и «мозгами»).
Два фото сверху — работа в полуготовности — «начало акцентной стёжки лица», это цитата Любови Лежаниной. Её техника уникальна и при наличии желания узнать подробности, думаю стоит обратиться к ней лично. А мы сосредоточим своё внимание на слове «стёжка», ведь мы говорили о вышивке. Да. Это и вышивка, и стёжка, ведь вся работа выполняется на механической машине без лапки свободно-ходовыми стежками, а состоит из верхнего лицевого слоя, внутреннего наполнителя типа прессованного синтепона и подкладочного слоя. Может быть картиной, а может и одеялом. Внизу грандиозная работа группы «Созвучие», под руководством Л.Лежаниной, где разработали технику и придумали название — текстильный коллаж и свободная машинная стёжка. Но это та же свободно-ходовая техника. Только в виртуозном исполнении. Впечатляет!
Свободно-ходовая стёжка — работа фактурная, объёмная. Объём — это интересно. Отпускаем вдохновение на свободу, ведь наша творческая фантазия не терпит однообразия, а требует продолжения банкета, ой, полёта. Банкет позже. А пока хочется чего-нибудь эдакого. объёмного, рельефного, выпуклого — объёмная 3-D вышивка! Почему бы и нет?!
Вышиваем на шифоне разногабаритные лепестки, вырезаем их, а оставшиеся лохматые кончики подрезанного края оплавляем паяльником (выжигателем). Нет паяльника? Вообще не проблема — нагреваем на кухонной плите любой подходящий инструмент типа шила, отвёртки, ножа с деревянными ручками и используем аккуратно, слегка касаясь края вышивки, но не задевая нити вышивки, лишь лохматые кончики обрезанной ткани основы. А можно вышивать на водорастворимом флизелине или рисовой бумаге. Разница у этих материалов в том, что флизелин надо запяливать в два слоя (а то и в три), он очень тонкий, но растворяется он в воде любой температуры, даже от отпаривания, а рисовая бумага плотная, хватает одного слоя, но растворяется в кипятке.
Внизу. Badianto Malaysia
Края лепестков можно обрабатывать гладевым валиком, предохраняющим от осыпания, можно обойтись без валика, закрепляя краевые стежки, а можно не только обработать валиком, но и контрастно выделить его, создав дополнительный декоративный эффект (фото сверху).
Shakeel Ansari (внизу)
Лепестки можно и не отдельно вышивать, а в виде целой длинной спирали. Небольшой изгиб спирали — венчик цветка более вертикален, как тугой бутон, изгиб спирали имеет сильный изгиб — венчик цветка раскрыт сильнее, лепестки широко распахнуты в стороны. Вышитую заготовку просто скручиваем, закрепляя стежками или с помощью горячего пистолета, или другого клея. Фото сверху.
Обращаем внимание на края мотивов. Прокладываем контурную строчку настила по краю лепестка, а поверх вприкреп редкими стежками настрачиваем тонкую проволочку — лепесток можно будет изогнуть в любую сторону; если проложить леску или «ирис», после окончания вышивки лепесток изогнём, потянув за кончики этой внутренней каркасной нити, при этом лепесток останется мягким и пластичным, но изгиб будет зафиксирован лишь в одну сторону. А можно готовые лепестки ещё и бульками обработать, как в цветоделии — лепестки будут очаровательными, но стирку эта техника не переживёт. Изучаем, выбираем, пробуем и удивляем изумлённую публику.
Alex kon Kra embroidery
Подошьём под плоские лепестки бусину — это приподнимет лепесток над поверхностью. Фото сверху.
На фото внизу пример ещё одного использования свободно-ходовой вышивки — в качестве фона для вышивки люнельвильской. Это фрагмент свадебного платья моей племянницы. После уточнения всех конструктивных линий на примерке, был отрисован подходящий и одобренный невестой орнамент, далее выполнена вышивка в круглых пяльцах на свободном ходу всех основных деталей орнамента. После отпаривания вышитый крой целиком заново запяливался в большие деревянные пяльца-раму, где продолжалась вышивка, но уже люнельвильским крючком. Места вытачек и швов не трогали, а заделывали уже на готовом платье вручную поверх швов.
Как видим, возможности вышивки на свободном механическом ходу бытовой швейной машины чрезвычайно разнообразны, а вот сказать, что это всё просто и легко не могу. Но при желании вполне можно научиться. Мои советы и рекомендации ни в коем случае не мастер-класс, а всего лишь направление для полёта творческой мысли и вдохновения на основе собственного опыта и примере талантливых мастеров. Есть что добавить? Прошу поделиться в комментариях.
И если вы дочитали до конца столь длинный опус, осмелюсь ли я расчитывать на лайк, друзья мои?
Продолжение следует, так как в одном посте невозможно уместить всё, чем мне хотелось бы поделиться.
Источник