Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации презентация

Содержание
  1. Презентация на тему: Выразительное чтение
  2. Презентация «Техника выразительного чтения» презентация к уроку (7 класс) на тему
  3. Скачать:
  4. Предварительный просмотр:
  5. Подписи к слайдам:
  6. Презентация «Выразительное чтение поэтического произведения»
  7. Описание презентации по отдельным слайдам:
  8. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  9. Краткое описание документа:
  10. Общая информация
  11. Похожие материалы
  12. Презентация к роману «Белые ночи»
  13. Презентация по литературе на тему «Лесков.Портрет писателя»
  14. Научная статья на тему «Понятие свободы внутренней и внешней в повести А.И. Солженицына «Раковый корпус»»
  15. Тест (зачет) по литературе для 1 курса «Живописи»
  16. Тест (экзамен) по Литературе для 1 курса «СКД»
  17. Тест (экзамен) по Литературе для 2 курса «Реставрации»
  18. Сценарий урока литературы в 6 классе «Басни И. А. Крылова «Ларчик», «Осел и Соловей»
  19. Сочинение «Великая Отечественная война»
  20. Вам будут интересны эти курсы:
  21. Оставьте свой комментарий
  22. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  23. Подарочные сертификаты

Презентация на тему: Выразительное чтение

Выразительное чтение Для интеллигентного человека привычка говорить «дурно», невразумительно и неумение говорить хорошо, считается неприличием. А.П.Чехов

Введение Речь – орудие труда педагога. Дети усваивают язык практически, по подражанию, заимствуя у взрослых словарь, стиль, тон, манеру говорить. Речь воспитателя – образец принятого употребления языковых средств. Воспитатель обязан соблюдать лексические, грамматические, стилистические, фонетические нормы.

Техника речи Техника речи – это совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения.

Дыхание Дыхание – основа внешней речи. Дыхание – энергетическая база, жизнь речи. Типы дыхания: грудное, диафрагмальное, диафрагмально-нижнерёберное.

Постановка дыхания Привести себя в состояние покоя. Отрабатывать диафрагмально-нижнерёберное дыхание. Отрабатывать направленность выдоха, фокусируя его на губах. Тренировать умение на паузах «добирать» воздух.

Голос Звучание голоса – результат сложной психофизиологической деятельности, направляемой интеллектом говорящего, его эмоциями и волей. Голос каждого отличается тембром. В голосе различают высоту, длительность, полётность, гибкость.

Голосоподача Атаки голоса: твёрдая, мягкая, придыхательная. Основной тон речевого голоса – микет.

Дикция Дикция – это ясное, чистое, чёткое , правильное произношение всех звуков родного языка, слов, фраз в целом. Работа над дикцией включает в себя развитие подвижности губ, языка, мягкого нёба, нижней челюсти. Дикционные упражнения: чтение слоговых таблиц, скороговорок.

Интонация Интонация – сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий в себя: мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударение, тембр речи.

Подготовка к чтению Познакомиться с произведением, вникнуть в содержание, уяснить тему, представить действующих лиц, события, причинно-следственные связи, которые движут события вперёд. Установить подтекст произведения, уяснить идею, замысел автора. Продумать способы исполнения.

Рассказывание сказки Сказка сказывается в естественной, разговорной манере. Присказку нужно читать в среднем темпе, ритмично, выделяя образные слова и словосочетания. После чтения присказки делается длительная пауза. Концовку читать в разговорной манере, последняя фраза читается медленно, с интонацией завершения повествования.

Чтение рассказа Точное знание того, о чём рассказываешь. Рассказывая, надо уметь показывать, а не играть. Выражать своё отношение к героям, событиям. Точно знать, какие мысли, чувства хотим вызвать у слушателей.

Чтение басни Исполнение басни предполагает естественный, близкий к разговорной речи, тон. Если басня имеет стихотворную форму, то её чтение предполагает соблюдение ритмических пауз. Речь героев читается с учётом особенностей их характеров, поступков, внешнего облика. «Мораль должна быть прочитана так, чтобы дети обратили на неё внимание и задумались над ней.» Майман Р.Р.

Чтение стихов Размер стихотворения, его ритм, расположение и характер рифм должно быть учтено исполнителем. Для усиления ритмико-мелодического звучания стиха иногда делается дополнительная пауза – цезура. В конце строфы делается пауза. При чтении заключительной строки стихотворения нужно передать законченность мысли или её незавершённость. При чтении учитывать наличие аллитерации (повторение согласных) и ассонанса (повторение гласных). Чтец должен проникновенно и трепетно передавать каждую мысль, каждый образ, каждое слово. Читая, старайтесь «видеть» поэтические образы.

Рассказ воспитателя Виды рассказов: описательные, сюжетные. Подготовка к рассказыванию: определить тему, воспитательно-образовательную задачу, отобрать фактический и художественный материал, составить план, продумать словесное оформление, общую тональность рассказа. Виды творческого рассказывания: рассказ из жизни, рассказ-пояснение к картине, художественному произведению, рассказы из биографий замечательных людей, рассказ-передача художественного произведения близко к тексту, рассказ на основе научно-популярной статьи.

Читайте также:  Перечислить способы измерения горизонтального угла

Инсценирование литературных произведений Инсценирование – это придание литературному произведению драматической формы, формы отражения жизни в непосредственном действии, как столкновение характеров(в поступках, в диалоге). Материалом для инсценирования служат сказки, рассказы, стихи, насыщенные действиями, диалогами. Сценарий включает текст, который произносят герои, указания о расположении актёров на сцене (мизансцены), описание обстановки, характера переживаний , поступков, жестов, интонаций действующих лиц, выход и уход их со сцены (ремарки).

Классификация кукольных театров Настольные кукольные театры: театр игрушек, театр картинок (полуобъёмные, плоскостные). Стендовые кукольные театры: театр картинок на фланелеграфе, «живые картинки», театр теней. Театр с куклами на ширме, театр перчаток (Петрушек, носков, варежек), театр пальчиков, театр ложек, театр тростевых кукол. Театрализованные игры-драматизации.

Литература Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. – М., 1986. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников.- М., 1981. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение. – М., 1978. Кубасова О.В. Выразительное чтение. – М., 1997.

Литература Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. Э.Г.Чурилова Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.

Источник

Презентация «Техника выразительного чтения»
презентация к уроку (7 класс) на тему

В презентации рассказывается о признаках выразительного чтения.

Требованиях к выразительному чтению. О методах и приёмах выразительного чтения.

Скачать:

Вложение Размер
Признаки выразительного чтения(требования,методы) 2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МОБУ Сергеевская СОШ. Учитель русского языка и литературы: Волобуева М.И. 2015 год Воспитание у школьников полноценного эмоционального восприятия художественной литературы.

Понятие выразительного чтения Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала, что «выразительное чтение – это… первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…». Выразительное чтение – возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.

Признаки выразительного чтения: Умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора; Умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски; Хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп. Прочитать текст выразительно, значит: раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем; показать отношение автора к событиям, к поступкам героев; передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований: 1.Соблюдение знаков препинания 2.Паузы логические и психологические. 3.Ударение. 4.Темп и ритм чтения. 5.Интонация. Выразительное чтение – возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.

Условия организации работы над выразительностью чтения: Работе над выразительным чтением должен предшествовать анализ художественного произведения. Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Работа над языком произведения – тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, Обязательным условием работы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения Основной принцип выразительного чтения – проникновение в идейный и художественный смысл читаемого.

Методы и приемы работы над выразительным чтением: Образцовое чтение учителя. Повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения. Слушание грамзаписи с образцовым исполнением артиста. Показательные чтения лучших учеников. Определение интонации дано О.В. Кубасовой , которая в это широкое понятие включает использование всех средств выразительности: ударений, пауз, темпа и ритма, которые объединяются в нераздельную совокупность с помощью эмоционально-смысловой окраски, определяемой содержанием текста или предложения.

Для обозначения различных явлений в устной речи существуют общепринятые знаки разметки текста, которые помогают зафиксировать найденные интонации, сделать заметки, отделить части рассказа, выделить главное в тексте и т.д. Разметку текста условно называют «нотами» выразительного чтения или партитурой. К.С. Станиславский советовал: «Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам… Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность.

Усложнять задания на составление партитуры. Возможет такой порядок работы: Дети читают, следуя составленной учителем партитуре; Учащиеся составляют партитуру совместно с учителем; Дети самостоятельно делают разметку текста для выразительного чтения. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям.

Партитурные знаки: 1. Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком / над буквой. 2. Ударение фразовое – ударное слово подчеркивается пунктиром логическое – одной чертой, психологическое – [П] перед словом или предложением. 3. Паузы: короткая – вертикальным пунктиром (¦), средняя – одной вертикальной чертой (│ ), длительная – двумя вертикальными чертами (││). 4. Слитное произнесение обозначается дугой ∩ над словами. 5. Мелодика: подъем (повышение голоса) – стрелкой вверх над ударной гласной слова ( ); понижение голоса – ( ); монотон – непрерывной горизонтальной чертой над словами. 6. Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя и т.п. Л.Горбушина

Выразительное чтение учеников: Хоровое чтение Образцовое чтение отрывка учителем. Чтение ученика со средними способностями. Разметка (при необходимости) партитурными знаками наиболее трудных звеньев, текстов. Повторное чтение размеченных тактов и звеньев. Повторное чтение всего отрывка одним из таких учеников, чтение которого (по мнению учителя) не будет нуждаться в дополнительных уточнениях ил переделке. Повторное чтение учителя, особенно необходимое в том случае, если чтение ученика оказалось неудачным. Напоминание учителя перед хоровым чтением о том, что не следует выкрикивать, чтобы не мешать другим. Б.А. Буяльский, напротив, видит в этом некоторое достоинство хорового чтения: «Известно признание школьников, что они чувствуют, как надо читать, но прочитать как следует не умеют. Особенно затрудняются в чтении «на виду у всех» скромные, стесняющиеся ученики. Но в хоре они чувствуют себя свободнее и читают уверенней,… хор заражает общим подъемом, общим настроением, тоном, который задает учитель своим показом».

Выразительное чтение учеников: Чтение в лицах. 1. Краткая беседа, помогающая детям выполнить либо уточнить особенности характера и речи героев. 2. Дополнения учителя к высказываниям школьников о характерах героев и напоминание о том, что исполнитель роли перевоплощается в образ-персонаж и в процессе исполнения обращается уже не к слушателям, а к партерам. 3. Выборочное чтение учениками отдельных наиболее трудных фраз (если это необходимо). 4. Поправки учителя к этому чтению (если необходимо). 5. Самостоятельная подготовка учащихся к чтению в лицах (начитывание текста глазами или вполголоса). 6. Ответы учителя на вопросы, которые могут возникать у детей в процессе подготовки. 7. Отбор исполнителей, который можно организовать либо по принципу учета наклонностей учащихся (кому какая роль больше подходит), либо по принципу: каждый ряд или вариант готовится к исполнению определенной роли.

Начальный этап: Правильность чтения с точки зрения грамматики и орфоэпии. дикция. Правильная расстановка ударений. Верность соблюдения длительности пауз. Выбор точного темпа чтения. Соблюдение мелодики чтения, то есть движения тона по звукам разной высоты (повышение и понижение голоса). Верность выбора силы голоса. Эмоциональность прочтения. Выражение отношения чтеца к читаемому.

Чтение по ролям, как одна из форм драматизации: Анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев; Постановка индивидуальных (участвует один человек) и групповых (участвуют несколько человек) «живых картин»; Подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений); Чтение по ролям; Драматизация развернутой формы. О.В. Кубасова. «Существуют формы драматизации различной сложности, которые следует вводить постепенно, все более усложняя из с учетом возрастных возможностей детей и целей урока».

Выразительное чтение автора и мастеров звучащего слова в записи Аудиозаписи предоставляют возможность прослушать на одном занятии разных мастеров звучащего слова. Они позволяют учителю давать при повторном воспроизведении текста некоторые пояснения к исполнению. Использование технических средств не исключает живого общения с актерами-чтецами.

Источник

Презентация «Выразительное чтение поэтического произведения»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения?
Рекомендации
ученику
Татьяна Степановна Анисимова,
учитель русского языка и литературы
Выразительное чтение поэтического произведения

Описание слайда:

Шаг 1. Первое чтение
Медленно прочитай стихотворение
про себя или вслух.

Описание слайда:

Шаг 2. Выясни значение непонятных слов!
Отметь в стихотворении незнакомые слова.
Выясни, что означают эти слова.
Потренируйся в правильном произношении незнакомых слов.
Обратись к словарю!

Описание слайда:

Шаг 3. Настроение в стихотворении.
Какое оно?
Попробуй понять, каким настроением пронизано стихотворение.
Передай это настроение слушателям.
Если стихотворение веселое, читай его громким, бодрым голосом.
Грустное — тихим, печальным голосом.
Меняется ли настроение от строфы к строфе?
Если меняется, надо передать это слушателям при чтении.
Строфа — это группа стихотворных строк, объединенных содержанием, рифмой, интонацией ( четырёхстишие, трёхстишие, двустишие). Между строфами делается пауза.

Описание слайда:

Шаг 4. Мелодия, ритм
Найди нужный ритм для чтения стихотворения.
Определи, где нужно делать паузы (при знаках препинания, в конце строки, строфы).
Если стихотворение весёлое — быстрый ритм чтения; печальное — медленный.
Если настроение в стихотворении меняется, ритм чтения тоже должен меняться.

Описание слайда:

Шаг 5. Уясни смысл стихотворения!
Постарайся понять смысл стихотворения: что хочет сказать поэт, какие чувства, переживания «наполняют» стихотворение.
Твоё выразительное чтение поможет слушателям понять стихотворение.

Описание слайда:

Шаг 6. Выразительное чтение
Сообщи фамилию, имя автора, название стихотворения.
Теперь выразительно прочитай стихотворение, соблюдая все правила, о которых шла речь.
Читай так, чтобы каждое слово было чётко слышно.
Старайся передать настроение.
Выделяй силой голоса наиболее важные слова.
Делай необходимые паузы на месте знаков препинания, в конце строки, между строфами.
Делай аудиозаписи пробных чтений, прослушивай их, корректируй своё чтение.

Описание слайда:

Распечатайте для себя памятку!
Обращайтесь к ней, работая над выразительным чтением стихотворения!
Творческих успехов, ребята!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Пособие для учеников, в котором последовательно рассматриваются этапы подготовки к выразительному чтению поэтического произведения.Первое прочтение.Работа над выяснением незнакомых слов.Определяем настроение стихотворения.Находим соответствующий ритм прочтения. Уясненяем смысла стихотворения.Читаем выразительно. 7 практических советов.

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Презентация к роману «Белые ночи»

Презентация по литературе на тему «Лесков.Портрет писателя»

Научная статья на тему «Понятие свободы внутренней и внешней в повести А.И. Солженицына «Раковый корпус»»

Тест (зачет) по литературе для 1 курса «Живописи»

Тест (экзамен) по Литературе для 1 курса «СКД»

Тест (экзамен) по Литературе для 2 курса «Реставрации»

Сценарий урока литературы в 6 классе «Басни И. А. Крылова «Ларчик», «Осел и Соловей»

Сочинение «Великая Отечественная война»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5308287 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Какие способы устранения дефектов вы знаете
Оцените статью
Разные способы