Выразить желание способ связи

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Согласование

ОпределениеСогласование — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет грам­ма­ти­че­ские фор­мы глав­но­го сло­ва.

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с суще­стви­тель­ны­ми.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие стра­ни­цы,
  • тре­тий зво­нок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабо­чий
  • заго­ре­лый отды­ха­ю­щий
  • диван-кровать.

Управление

ОпределениеУправление — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во упо­треб­ля­ет­ся в том кос­вен­ном паде­же, кото­ро­го тре­бу­ет глав­ное сло­во.

Примеры

  • писать (что?) кни­гу,
  • щел­кать (чем?) зуба­ми,
  • три (чего?) гри­ба,
  • улы­бать­ся (чему?) солн­цу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управ­ле­ния:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму),
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный),
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра),
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез),
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя),
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Примыкание

ОпределениеПримыкание — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой неиз­ме­ня­е­мое зави­си­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му толь­ко по смыс­лу.

В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их фор­мы:

инфи­ни­тив, наре­чие, дее­при­ча­стие, неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные, фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го.

Примеры

  • нау­ка наблю­дать
  • поз­во­лил выска­зать­ся
  • наме­рен отдох­нуть
  • читать быст­ро
  • пово­рот напра­во
  • стри­жен­ная по-мальчишески
  • спар­тан­ски стро­гий
  • раз­го­ва­ри­вал улы­ба­ясь
  • летел кувыр­ком
  • пой­ду бегом
  • взгляд иско­са
  • пры­гать выше
  • чуть север­нее
  • крас­ка инди­го
  • цвет хаки
  • час пик.

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос.

Дополнительный мате­ри­алСмотрите ещё при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния, при­мы­ка­ния.

Источник

Укажите главное и зависимое слова в словосочетании, назовитеспособ связи.Образец: просит помочь (примыкание), помочь

Ответ или решение 1

Желание (Какое?) большое — согласование, желание — главное слово, большое — зависимое слово;

выразить (Что?) желание — управление, выразить — главное слово, желание — зависимое слово;

учиться (Где?) в техникуме — примыкание, учиться — главное слово, в техникуме — зависимое слово;

техникум (Какой?) строительный — согласование, техникум — главное слово, строительный — зависимое слово;

поступить (Куда?) в техникум — примыкание, поступить — главное слово, в техникум — зависимое слово;

использовать (Что?) возможность — управление, использовать — главное слово, возможность — зависимое слово;

сдать (Что?) экзамен — управление, сдать — главное слово, экзамен — зависимое слово;

сдача (Какая?) успешная — согласование, сдача — главное слово, успешная — зависимое слово;

успехи (Какие?) отличные — согласование, успехи — главное слово, отличные — зависимое слово;

добиться (Чего?) успехов — управление, добиться — главное слово, успехов — зависимое слово;

успехи (В чем?) в труде — управление, успехи — главное слово, в труде — зависимое слово;

труд (Какой?) успешный — согласование, труд — главное слово, успешный — зависимое слово;

закончить (Что?) учебу — управление, закончить — главное слово, учебу — зависимое слово;

закончить (Как?) досрочно — примыкание, закончить — главное слово, досрочно — зависимое слово;

стремиться (К чему?) к цели — управление, стремиться — главное слово, к цели — зависимое слово;

цель (Какая?) высокая цель — согласование, цель — главное слово, высокая — зависимое слово.

Источник

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Согласование

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с существительными.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие страницы,
  • тре­тий звонок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабочий
  • заго­ре­лый отдыхающий
  • диван-кровать.

Управление

Примеры

  • писать (что?) книгу;
  • щел­кать (чем?) зубами;
  • три (чего?) гриба;
  • улы­бать­ся (чему?) солнцу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управления:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму);
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра);
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Примыкание

В таком сло­во­со­че­та­нии глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое может при­ни­мать раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы:

читать быст­ро — читаю быст­ро, чита­ешь быст­ро и т. д.

При при­мы­ка­нии глав­ное сло­во не тре­бу­ет от зави­си­мо­го опре­де­лён­ных грам­ма­ти­че­ских форм. В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их формы:

Примеры

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос. Если глав­ное сло­во, как и зави­си­мое, явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мым, то глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое в пред­ло­же­нии может упо­треб­лять­ся в роли само­сто­я­тель­но­го чле­на предложения.

В соче­та­нии «очень гром­ко» сло­во «гром­ко» явля­ет­ся глав­ным, пото­му что мож­но сказать:

При при­мы­ка­нии связь слов выра­жа­ет­ся поряд­ком слов и интонационно.

Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Источник

Тема урока: Способы подчинительной связи слов в словосочетании.

Тема урока: Способы подчинительной связи слов в словосочетании.

1. Образовательные: Повторение сведений о словосочетании, полученных учащимися в предшествующие годы обучения: строение словосочетания, виды и способы подчинительной связи в словосочетаниях.

2. Развивающие: выработать умение определять способы подчинительной связи, перестраивать словосочетания со связью согласование в словосочетания со связью управление и наоборот; словосочетания со связью примыкание в словосочетания со связью управление и наоборот; мыслить, анализировать, делать выводы и применять теоретические знания.

3. Воспитательные: воспитать культуру общения и культуру ответа на вопросы; развивать культуру умственного труда.

Тип урока: закрепление материала.

Оборудование: карточки с заданиями, критерии оценивания, видиоролик

1. Организационный момент. Позитивный настрой(видеоролик «Цветы»)

2. Сообщение темы урока (запись в тетради). Постановка целей урока учителем, формулирование задач учащимися.

3. Проверка теоретических знаний о словосочетании.

Словосочетание – это… (соединение двух или нескольких самостоятельных слов на основе подчинительной связи).

Словосочетание состоит… (главного и зависимого слова).

Между словами в словосочетании есть … (грамматическая и смысловая связь).

Словосочетаниями не считаются сочетания слов с … (сочинительной связью).

Между главным и зависимым словами существуют три типа подчинительно связи, а именно… (согласование, управление, примыкание).

Согласование – это… (такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное).

Управление – это… (такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже).

Примыкание – это… (такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу).

Найдите в словосочетании главное и зависимое слово, обозначьте главное слово крестиком: яркой внешности , правда о случившемся, при тебе, быстро бежать, купаться в море, совершенно верно , я не уверен, вера в человека, очень красивый , книги и ручки.

У скольких сочетаний слов не выделили главного и зависимого слова? Почему?

Выпишите словосочетания со связью управление.

Выпишите словосочетания со связью согласование.

Выпишите словосочетания со связью примыкание.

Большое желание, выразить желание, желание учиться, говорил улыбаясь, учиться в колледже, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, стремление добиться, успешный труд, досрочно закончить, высокая цель.

Согласование: большое желание , успешная сдача , отличные успехи , успешный труд, высокая цель

Управление: выразить желание, учиться в колледже, поступить в техникум, использовать возможность, сдать экзамен

Примыкание: желание учиться, возможность поступить, стремление добиться, закончить досрочно, говорил улыбаясь

Запишите все словосочетания из данных предложений в правый столбик таблицы в соответствии со видом подчинительной связи.

Недавно прошёл лёд, и река широко отблескивала жёлтой водой. 2. Бала ранняя весна. 3. На сирени уже зазеленели почки.

1. словосочетание с подчинительной связью согласование

3. зазеленели на сирени

2. словосочетание с подчинительной связью управление

5. недавно прошёл

3. словосочетание с подчинительной связью примыкание

6. широко отблескивала

8. зазеленели почки

4. грамматическая основа

11. река отблескивала

5. Работа над вопросами ЕНТ.

Найдите в предложениях синонимичные словосочетания. Выпишите их, определите способ связи в словосочетаниях.

В магазине я купил диск для компьютера. Свой компьютерный диск я отдал товарищу.(диск для компьютера — компьютерный диск)

Что общего между словосочетаниями-синонимами?

(Главное слово, общее грамматическое значение).

Подберите синонимичные словосочетания.

Лесной запах – запах леса

Бронзовая статуя – статуя из бронзы

Мраморный памятник – памятник из мрамора

Горный воздух – воздух гор

Солнечный город – город солнца

Костюм для тренировки – тренировочный костюм

Парк при море – приморский парк

Гостиница при вокзале – привокзальная гостиница

Сумка для хозяйства – хозяйственная сумка

Ветер с севера – северный ветер

Держаться с достоинством – держаться достойно

Рассказывать с увлечением – рассказывать увлеченно

Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи.

Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка , лисьи повадки , улыбающийся ребенок , деревенский житель.

Управление в примыкание: отзываться с восторгом, сделать с умыслом, приходить без наказания, колеблясь без звука.

Управление в согласование: время после обеда, туман перед рассветом, корку хлеба, лучи солнца, лай собаки.

Управление: дом из камня, шапка отца , повадки лисы, ребенок с улыбкой, житель деревни

Примыкание: отзываться восторженно, с делать умышленно, безнаказанно приходить , беззвучно колеблясь

Согласование: послеобеденное время, предрассветный туман, хлебную корку , солнечные лучи , собачий лай

(см. критерии оценки)

1.Замените словосочетание БЕЗЫМЯННУЮ РЕЧУШКУ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

2.Замените словосочетание СПРОСИЛ С УСМЕШКОЙ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

3.Замените словосочетание НЕ ВСПОМИНАЛИ С ТОСКОЙ, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

4.Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5.Замените словосочетание ЖЕНСКИХ СЕРДЕЦ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6.Замените словосочетание ЛИСТЫ ЖЕЛЕЗА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

7.Замените словосочетание БЕССОННЫХ НОЧЕЙ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8.Замените словосочетание АВТОРСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

9.Замените словосочетание СУБСТРАТ ЖИЗНИ, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

10.Замените словосочетание СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Источник

Читайте также:  Найти угол способ вращения
Оцените статью
Разные способы