Способы выражения объекта при глаголах с отрицанием
I. Родительный падеж, имеющий значение подчеркнутого отрицания, употребляется: 1) при глаголах восприятия, мысли, желания (видеть, слышать, понимать, думать, знать, хотеть, желать, ожидать и т.п.); 2) при разделительно-количественном значении дополнения; 3) при наличии в предложении частицы ни или местоимения либо наречия, в составе которых имеется указанная частица; 4) при глаголах иметь, получать, доставать и т.п., которые в сочетании с частицей не приобретают значение полного отрицания; 5) при выражении дополнения отвлеченными существительными; 6) в устойчивых сочетаниях; при деепричастии или причастии — в связи с книжным характером этих форм; 7) в безличных (инфинитивных) предложениях, в которых подчеркивается категорический характер отрицания. II. Винительный падеж, ослабляющий значение отрицания, обычно употребляется: 1) при указании на конкретный объект; 2) при форме совершенного вида глагола-сказуемого, указывающей на результативность действия; 3) при двойном отрицании; 4) при совпадении различных, но одинаково звучащих падежных форм для устранения неясности; 5) при наличии слов (частиц) с ограничительным значением; 6) при наличии в предложении слова, по смыслу относящегося одновременно к прямому дополнению и к сказуемому; 7) при распространении дополнения несколькими определениями; 8) в конструкции «не + вспомогательный глагол + инфинитив переходного глагола + дополнение» (т.е. при отнесении дополнения не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву, зависящему от глагола с отрицанием, что ослабляет влияние отрицания). |
Задание 19. Исправьте ошибки в употреблении падежей существительных при глаголах с отрицанием.
1. Тем не менее этот кризис не подорвал объективной заинтересованности стран — членов СНГ в сохранении и дальнейшем развитии взаимных экономических связей.
3. В топологии и геометрии — разделах математики, изучающих различные пространства, — не существует аппарата, пригодного для описания пространства, построенного на конечном или счетном множестве точек.
4. Но пусть уважаемый читатель не пугается трудности.
5. Не осмыслив тот переворот, который произошел после Второй мировой войны в умонастроениях общественности, во взглядах политической, деловой и интеллектуальной элиты западноевропейских стран, нельзя понять и философию западноевропейской интеграции.
6. На это мало надежд, если не ввести обратной связи от внешнего мира, т. е. подпрограмму самообучения, в основе которой лежит сравнение поставленной цели с достигнутым результатом.
7. Созданием видеоэффектов заниматься в домашних условиях вряд ли кому-нибудь придется, тем более, что мощность даже самого современного процессора для этого не хватит — нужны специальные и значительно более дорогие графические станции.
8. Однако общественность и политическая элита России до сих пор не имеют адекватное представление ни об истории и содержании идеи «единой Европы», ни о ее роли в европейской интеграции.
9. С помощью библиотеки можно создать работающий каркас с приятным внешним видом, но по мере усложнения вашей программы и добавления новых функций, вы все чаще и чаще будете сталкиваться с невозможностью решение проблем на уровне библиотек класса.
10. Соглашение о зонах свободной торговли обычно предусматривают обязательства партнеров не повышать в одностороннем порядке таможенных пошлин и не возводить новых торговых барьеров.
11. Мне не удалось найти сколько-нибудь приличный перевод для слова handle.
13. Усиление конкуренции грозит банкротством для национальных производителей, которые не выдержали соперничество с иностранными поставщиками товаров и услуг.
Трудные случаи в системе глагольного управления
Важное значение для построения словосочетаний и предложений имеет правильный выбор падежа и предлога. Иногда вместо беспредложных конструкций неправильно употребляют предложные сочетания. Не следует смешивать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими разного управления: обращать внимание на что-нибудь — уделять внимание чему-нибудь. Некоторые глаголы могут иметь зависимые слова в разных падежах или с разными предлогами, что определяется различными смысловыми или стилистическими оттенками: наблюдать что (проводить наблюдения: наблюдать солнечное затмение) — наблюдатьза чем (осуществлять надзор: наблюдать за порядком). Не следует смешивать глаголы в устойчивых словосочетаниях. |
Задание 20. Подберите глаголы, синонимичные данным словосочетаниям. Какие конструкции употребительны в научных текстах? Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Прийти в соприкосновение = …; Проводить испытание = …;
Производить вычисления = …; Делать прогноз = …;
Дать характеристику = …; Совершать движения = …;
Задание 21. Подберите словосочетания, синонимичные данным глаголам. Какие конструкции употребительны в научных текстах? Составьте с некоторыми из них предложения.
Содействовать; проектировать; изменять; затруднять; контролировать; анализировать; решать; изменяться; воздействовать; корректировать; заключать
Задание 22 . Объясните смысловую разницу между данными ниже глаголами и глагольными словосочетаниями. Составьте с ними предложения, принимая во внимание их употребление в различных областях науки.
Привести доказательство — доказывать;
Вводить налог — налагать;
Сделать отступление — отступать;
Составлять отчет — отчитываться;
Давать оценку — оценивать;
Заключать соглашения — соглашаться;
Иметь отличие — отличаться;
Заявлять протест — протестовать;
Делать вывод — выводить;
Делать предложение — предлагать;
Давать заключение — заключать;
Вызывать затруднение — затруднять.
Задание 23. Выберите правильный вариант. Обоснуйте свой выбор.
Источник
Способы выражения объекта при глаголах с отрицанием
Из характерных черт научного стиля
Следует обратить внимание на то, чтов научной речи наблюдается исключительная активность родительного падежа. Наиболее активны родительный признака, отношения, принадлежности, объекта, количества (линия соединения, свойства психики, формирование характера, обработка сообщений и пр.). Необходимость последовательной понятийно-признаковой конкретизации порождает цепочки родительных падежей в словосочетаниях (единица измерения, понятие качественного интервью и т.д.). |
Задание 18. Найдите в предложениях «цепочки» родительных падежей и прокомментируйте их употребление.
1.Автором перечисляются основные этапы составления программы исследования.
3. Инженерная деятельность предполагает регулярное применение научных знаний для создания искусственных объектов — сооружений, механизмов, устройств, машин и т.п.
4. Это сделало возможным, например, понимание объективности как отсутствия предвзятости.
6. Психологи неоднократно указывали на проблему многообразия интерпретаций полученных данных.
7. Сегодня основные практические достижения искусственного интеллекта служат созданию экспертных систем, промышленных роботов и роботов, ориентированных на решение научно-исследовательских задач, а также систем общения на естественном языке и планирования целесообразной деятельности в вычислительных машинах ближайшего будущего.
I. Родительный падеж, имеющий значение подчеркнутого отрицания, употребляется: 1) при глаголах восприятия, мысли, желания (видеть, слышать, понимать, думать, знать, хотеть, желать, ожидать и т.п.); 2) при разделительно-количественном значении дополнения; 3) при наличии в предложении частицы ни или местоимения либо наречия, в составе которых имеется указанная частица; 4) при глаголах иметь, получать, доставать и т.п., которые в сочетании с частицей не приобретают значение полного отрицания; 5) при выражении дополнения отвлеченными существительными; 6) в устойчивых сочетаниях; при деепричастии или причастии — в связи с книжным характером этих форм; 7) в безличных (инфинитивных) предложениях, в которых подчеркивается категорический характер отрицания. II. Винительный падеж, ослабляющий значение отрицания, обычно употребляется: 1) при указании на конкретный объект; 2) при форме совершенного вида глагола-сказуемого, указывающей на результативность действия; 3) при двойном отрицании; 4) при совпадении различных, но одинаково звучащих падежных форм для устранения неясности; 5) при наличии слов (частиц) с ограничительным значением; 6) при наличии в предложении слова, по смыслу относящегося одновременно к прямому дополнению и к сказуемому; 7) при распространении дополнения несколькими определениями; 8) в конструкции «не + вспомогательный глагол + инфинитив переходного глагола + дополнение» (т.е. при отнесении дополнения не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву, зависящему от глагола с отрицанием, что ослабляет влияние отрицания). |
Задание 19. Исправьте ошибки в употреблении падежей существительных при глаголах с отрицанием.
1. Тем не менее этот кризис не подорвал объективной заинтересованности стран — членов СНГ в сохранении и дальнейшем развитии взаимных экономических связей.
3. В топологии и геометрии — разделах математики, изучающих различные пространства, — не существует аппарата, пригодного для описания пространства, построенного на конечном или счетном множестве точек.
4. Но пусть уважаемый читатель не пугается трудности.
5. Не осмыслив тот переворот, который произошел после Второй мировой войны в умонастроениях общественности, во взглядах политической, деловой и интеллектуальной элиты западноевропейских стран, нельзя понять и философию западноевропейской интеграции.
6. На это мало надежд, если не ввести обратной связи от внешнего мира, т. е. подпрограмму самообучения, в основе которой лежит сравнение поставленной цели с достигнутым результатом.
7. Созданием видеоэффектов заниматься в домашних условиях вряд ли кому-нибудь придется, тем более, что мощность даже самого современного процессора для этого не хватит — нужны специальные и значительно более дорогие графические станции.
8. Однако общественность и политическая элита России до сих пор не имеют адекватное представление ни об истории и содержании идеи «единой Европы», ни о ее роли в европейской интеграции.
9. С помощью библиотеки можно создать работающий каркас с приятным внешним видом, но по мере усложнения вашей программы и добавления новых функций, вы все чаще и чаще будете сталкиваться с невозможностью решение проблем на уровне библиотек класса.
10. Соглашение о зонах свободной торговли обычно предусматривают обязательства партнеров не повышать в одностороннем порядке таможенных пошлин и не возводить новых торговых барьеров.
11. Мне не удалось найти сколько-нибудь приличный перевод для слова handle.
13. Усиление конкуренции грозит банкротством для национальных производителей, которые не выдержали соперничество с иностранными поставщиками товаров и услуг.
Источник
Выражение объекта способы выражения
Дополнения обычно выражаются именами существительными (с предлогами и без предлогов) в косвенных падежах, а также словами, употребляемыми в значении существительных (местоименными существительными, субстантивированными прилагательными, причастиями). Например: Весь воздух был наполнен мигающими синеватыми искрами (Арс.); Ваня свил себе из веревки настоящий пастушеский кнут (Кат.); Оба тогда мы болтали пустое ! Умные люди решили другое (Н.); Забудем бывшее меж нами (Г.); Он не сожалел о сказанном (Сим.); Все молчат, и только Володька что-то бормочет (Ч.).
Дополнение может быть выражено любой частью речи, замещающей имя существительное. Например, в предложении Он не обращал никакого внимания на ее «но» в качестве дополнения употреблен союз но . В предложении Возвращаю письмо Горленко вместе с большим спасибо (Ч.) дополнение выражено междометием, а в предложении Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «бу-бу-бу» (Ч.) — звукоподражательным словом.
В роли дополнения может быть употреблен и инфинитив: Она подала Валько умыться. (Фад.); Молодой болгарин дал мне напиться солоноватой воды (Пауст.).
Дополнение может быть выражено словосочетанием, синтаксически нечленимым. Таким может быть сочетание числительного с родительным падежом имени существительного: Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающих глаза (П.); сочетание местоимения (определительного, неопределенного и отрицательного) с предложно-именным сочетанием: Я не ждал никого из знакомых (Кор.); количественно-именное сочетание, в состав, которого входит существительное со значением определенного количества ( десяток, тройка, дюжина, сотня и т.д.) или неопределенного количества ( масса, поток, куча, уйма и др.); Он увидел десятка два людей ; Он любовался потоком машин ; количественно-именное сочетание, в состав которого входит местоимение или неопределенно-количественное числительное ( несколько, немного, немало, много, мало ): Немало я посетил стран ; Я собрал несколько картонок из-под шляп (Купр.).
Словосочетание может состоять из собирательного существительного, имеющего количественное значение ( большинство, меньшинство, множество и т.п.), а также существительных количество, число (с определением) и родительного падежа имени: Он увидел множество людей , толпившихся у дома; Великий русский художник Репин оставил после себя большое число картин и этюдов .
Дополнение как член предложения представляет собой очень сложную синтаксическую категорию, поскольку роль его в предложении не сводится только к обозначению объекта распространяющегося на него действия, хотя такое значение, безусловно, является ведущим. Функционально так называемое дополнение значительно шире, и в ряде случаев словоформы в позиции дополнений строят свои синтаксические отношения не с отдельным членом предложения (обычно с глаголом-сказуемым), а со всей предикативной основой его, т.е. не включаются в глагольные словосочетания. В одних случаях они распространяют эту основу, увеличивая тем самым ее информативность: У Аверкая , всегда боявшегося пожаров, заколотилось сердце (Бун.); Для матери ты всегда будешь ребенком; Сердце у матери всегда болит о детях; Для любителя он неплохо владеет пером (дополнения здесь не включаются в структурный минимум); в других (обычно это предложения односоставные) они сами участвуют в построении основы предложения: Хозяйственным людям было не до Аверкия (Бун.); Ребенку около двух лет; Каждому случается ошибиться; У родителей много хлопот; Со снабжением стало лучше . Такие детерминирующие члены предложения обычно имеют субъектное значение или субъектное и объектное совмещенно — безотносительно к конкретному действию, которое на них непосредственно направлено.
Однако основная функция дополнения — это все-таки обозначение объекта действия или состояния, и потому дополнения относятся к членам предложения, выраженным глаголами или безлично-предикативными словами, т.е. сказуемым. В таких случаях обнаруживается присловная зависимость. Члены предложения, выраженные именами существительными, могут иметь при себе дополнения, как правило, в том случае, если имена существительные образованы от глагола ( распространять — распространение; преобразовать — преобразование ) или соотносятся с ними по значению ( любовь — любить, ненависть — ненавидеть ).
Дополнения со значением объекта, по отношению к которому проявляется тот или иной признак (значение менее употребительное), могут относиться к членам предложения, выраженным прилагательными или наречиями; прилагательное обычно выступает в роли сказуемого или соотносится с ним по функции (например: Мы горды своими достижениями ; Звук, приятный для слуха ; Звук, который приятен для слуха ); наречие — в роли обстоятельства, относящегося к сказуемому (например: Делать незаметно для других ).
Таким образом, дополнения относятся к тем членам предложения, которые так или иначе связаны с глаголами; они могут быть выражены глаголами или другими частями речи, соотносительными с глаголами по образованию или значению, и, наконец, могут относиться к членам предложения, обычным способом выражения которых является глагол.
1. При членах предложения, выраженных глаголами и безлично-предикативными словами, различаются дополнения прямые и косвенные.
Прямое дополнение — это дополнение в форме винительного падежа без предлога, относящееся к члену предложения, выраженному переходным глаголом. Прямое дополнение обозначает объект, на который непосредственно направлено действие. Например: Егор снял полушубок, шапку , пригладил заскорузлыми ладонями седеющие потные волосы , сел к столу (Шукш.); Он обошел кровать и сел на пол, поджав ноги (Паст.); Нагнув голову и скрестив руки , он с раздражением и тоской ждал Анку (Паст.).
Сказуемые, выраженные переходными глаголами с отрицанием, могут иметь при себе прямое дополнение в форме родительного падежа без предлога. Например: Но не вернуть ей дней былых (Н.); Я не пишу своей биографии . Я к ней обращаюсь, когда того требует чужая (Паст.).
Форму родительного падежа имеют дополнения со значением части от целого: Денег на дорогу вышлю (Шукш.). Ср.: Вышлю деньги; Вышлю денег .
В форме родительного падежа без предлога может быть и дополнение, обозначающее неодушевленный предмет, при безлично-предикативных словах жалко, жаль: жалко времени, жалко жизни (ср.: жалко брата, жалко ребенка ). Например Вздыхал о чем-то я, чего-то было жалко (Бл.).
В зависимости от конкретного значения глагола, которым выражен член предложения, поясняемый дополнением, прямое дополнение может иметь различные оттенки значения. Оно может обозначать объект, являющийся результатом действия: Задумаю — реки большие надолго упрячу под лед, построю дворцы ледяные, каких не построит народ (Н.); объект, подвергающийся действию: Думнов щуку убил и еле-еле донес (Пришв.); объект чувства, восприятия: Люблю я пышное природы увяданье , в багрец и золото одетые леса (П.); Наконец, я слышу речь не мальчика, но мужа (П.). Дополнение может обозначать пространство, преодолеваемое при помощи действия: Я земной шар чуть не весь обошел, — и жизнь хороша, и жить хорошо (М.), а также передавать содержание мысли, желания: Теперь и я вспомнила вас (Ч.).
Косвенное дополнение — это дополнение, выраженное формой винительного падежа с предлогом, а также формами других косвенных падежей без предлогов и с предлогами. Например: Женщина вскочила и стала всматриваться в даль с видом беспокойства (Л.); Подоконник был загроможден мазями в жестянках (Паст.); Я взбежал по маленькой лестнице , которая вела в светлицу (П.).
Дополнения, выраженные формами косвенных падежей без предлогов, могут обозначать объект, подвергающийся действию: Набрав грибов , мы отправились домой ; объект удаления, лишения: Наш герой живет в Коломне, где-то служит, дичится знатных и не тужит ни о забытой старине, ни о почиющей родне (П.); объект прикосновения, достижения: Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо или коснется горячо ее руки (П.); объект, на который направлено, обращено действие: Разве молнии велишь: не литься?! (М.); орудие или средство действия: Что написано пером , того не вырубишь топором (посл.); Они были отброшены давлением в десять раз превосходившего противника (А.Н. Т.); субъект действия, производителя: Убитый мною медведь был из крупных, черно-бурой масти (Арс.).
Дополнения, выраженные формами косвенных падежей с предлогами, могут иметь различные оттенки значений. Они могут обозначать материал, из которого что-либо изготовлено: Казалось, что собор выстроен не из камня , а из разнообразных и бледно окрашенных воздушных масс (Пауст.); объект, по отношению к которому совершается, направляется или распространяется действие: Плывут над заливом балтийские тучи, и плещутся волны в холодный гранит (Сим.); Я ездил к сестре во Франкфурт и к своим. Ко мне наезжал брат, а потом отец (Паст.); объект по отношению; к которому проявляется состояние, чувство: В кафе со всеми нами дружил старший кельнер (Паст.); Это был сон о будущей войне (Паст.); объект мысли, высказывания: Больше он ни о чем не мог думать, как о том , чтобы научиться на аккордеоне (Шукш.); Днем и ночью и когда придется я писал о море, о рассвете, о южном дожде, о каменном угле Гарца (Паст.); могут иметь значение удаления от объекта: На электростанции он был оторван от железной дороги (Н. Остр.); могут обозначать лицо, совместно с которым совершается действие или испытывается состояние: Он жил с бабкой , хотя где-то были и родители, мать с отцом (Шукш.).
Дополнения, выраженные инфинитивом, обозначают действие как объект, на который направлено другое действие. В роли дополнения может выступать субъектный и объектный инфинитив.
Инфинитив называется субъектным , если субъект обозначенного им действия совпадает с субъектом действия, которое обозначено поясняемым глаголом. В предложении Они уговорились встретиться назавтра субъект действия, обозначенного инфинитивом встретиться , и действия, обозначенного формой прошедшего времени уговорились , один и тот же.
Инфинитив называется объектным , если субъект действия, обозначенного инфинитивом, не совпадает с субъектом действия, обозначенного поясняемым словом. В предложении Вот раз уговаривает меня Печорин ехать с ним на кабана (Л.) субъекты действий, обозначенных глаголами уговаривает и ехать , не совпадают ( Печорин уговаривает, чтобы я поехал ). В предложении Я хотела попросить вас спуститься вниз (Пауст.) субъекты действий также не совпадают.
2. Дополнения при членах предложения, выраженных именами прилагательными, обозначают объект, по отношению к которому обнаруживается или проявляется тот или иной признак. Дополнение, например, может обозначать объект, конкретизирующий внутреннее содержание признака: Довольный праздничным обедом , сосед сопит перед соседом (П.); объект, ограничивающий сферу проявления признака: Есть вещи, совершенно ненужные и невозможные для роботов , например юмор (Гран.); объект сравнения: Цветы последние милей роскошных первенцев полей (П.).
3. Дополнения при членах предложения, выраженных наречиями, обозначают объект, по отношению к которому проявляется признак, названный наречием, например: Он поступил обидно для окружающих ; или объект сравнения, уподобления: Валентина поняла Андрея лучше его самого (Г. Ник.).
4. Дополнения при членах предложения, выраженных именами существительными, обозначают в основном объект действия. Это значение наиболее четко выступает в дополнениях при отглагольных именах существительных. Например: Он доказал, что затопление катакомб не дает результата (Пауст.); Одному из членов организации было поручено распространение листовок . Ср.: затоплять катакомбы, распространять листовки .
Реже встречаются дополнения со значением объекта действия при других именах существительных. Они семантически связаны с глаголами. Такими являются существительные со значением действия: Жажда славы сильно волновала эту молодую и пылкую душу (Бел.); Каждое утро мы ходили на подъем миноносца (Пауст.) (ср.: жаждать славы, поднять миноносец ), а также существительные со значением производителя действия: Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков (Л.).
Менее употребительны дополнения при именах существительных, не связанных с глаголами ни по происхождению, ни по семантике. Такие дополнения передают отношение предмета к производителю, руководителю, владельцу и т.д. (поясняемое имя существительное имеет значение лица): Курортные бледнеют, обзывают меня извергом, хотят уже бежать до капитана порта и требовать помощи Мухину (Пауст.); или содержание отвлеченного понятия, каким является поясняемое слово: . Заря поэтического бессмертия казалась ей лучшею целью бытия (Бел.).
Дополнения, относящиеся к членам предложения, выраженным именами существительными, могут приобретать определительный оттенок значения, т.е. совмещать функцию дополнения с функцией определения. Такая функциональная осложненность наблюдается при поясняемых словах — существительных со значением высказывания, мыслительной деятельности или с другими близкими к этим значениями. Поясняющее слово в таком случае обозначает предмет или содержание мысли и речи: Челкаш начал наводить Гаврилу на мысль о деревне (М. Г.); Его охватила волна воспоминаний о своей деревеньке (М. Г.); В их львином реве гремела песня о гордой птице (М. Г.); Оба они занимали друг друга расспросами о личных переживаниях . (Фед.).
Объектное значение осложняется определительным и в некоторых других случаях, при поясняемом слове — существительном отвлеченного значения: И уверенность в победе слышат птицы в этом крике (М. Г); Нету больше страха пред судьбой (М. Г.).
При совмещении объектной и определительной функций есть основания говорить об определительных дополнениях.
Наряду с совмещением двух функций в одном второстепенном члене предложения, относящемся к имени существительному, наблюдаются и случаи переходного характера (от дополнения к определению, но с преобладанием объектного значения). Такие случаи допускают двоякое толкование. Например: Когда он поравнялся с одной из групп босяков-грузчиков, расположившихся в тени под грудой корзин с углем , ему навстречу встал коренастый малый (М. Г.); Тулин съел бутерброды с сыром, с ветчиной, с колбасой (Гран.).
Действительным называется оборот с прямым дополнением при сказуемом, выраженном переходным глаголом. Подлежащее в действительном обороте обозначает действующее лицо или предмет (субъект), а дополнение — лицо или предмет, на который направлено действие (объект). Например: Легкий порыв ветра разбудил меня (Т.); Егор добро разогнал самосвал (Шукш.); Я нарвал большой букет этих цветов (Пауст.).
Страдательным называется оборот, в котором подлежащее обозначает лицо или предмет, который подвергается действию, а дополнение — действующее лицо или предмет. Например: И яблоня на диком минном поле не будет этим днем обойдена (Прок.).
При замене действительного оборота страдательным и страдательного действительным меняется форма сказуемого, кроме того, меняется форма выражения субъекта и объекта действия. Например: Туман окутал город. — Туманом окутан город; Волна прибила лодку к берегу. — Лодка прибита к берегу волной .
© Центр дистанционного образования МГУП
Источник