- Синтаксический разбор словосочетаний
- Примеры
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
- Согласование
- Управление
- Примыкание
- «Словосочетание.Способы связи слов в словосочетании» план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Синтаксический разбор словосочетаний
Синтаксический разбор словосочетания различается в разных учебных программах и учебных заведениях. Как правило, синтаксический разбор словосочетаний показывается в школе на 2-3 примерах и уделяется им менее одного урока. Мы покажем здесь план и пример разборов, которые приводятся в ряде школьных справочных материалов.
Устный план разбора:
- Найти главное и зависимое слова.
- Определить части речи, вид словосочетания.
- Определить способ синтаксической связи.
Письменный план разбора:
- Найти главное слово, пометив крестиком.
- Определить части речи слов.
- Поставить вопрос от главного слова к зависимому и соединить схематически стрелкой.
Примеры
Дано предложение: Мокрый снег падал с крыш хлопьями.
Сделать синтаксический разбор словосочетаний: 1) мокрый снег, 2) падал с крыш, 3) падал хлопьями.
1 В словосочетании «мокрый снег» главное слово «снег» выражено именем существительным. Зависимое слово «мокрый» выражено именем прилагательным. Снег (какой?) мокрый. Словосочетание именное. Способ синтаксической связи — согласование.
2 В словосочетании «падал с крыш» главное слово «падал» выражено глаголом, зависимое слово «с крыш» выражено именем существительным с предлогом. Падал (откуда?) с крыш. Словосочетание глагольное. Способ синтаксической связи — управление.
3 В словосочетании «падал хлопьями» главное слово «падал» выражено глаголом, зависимое слово «хлопьями» выражено существительным. Падал (как?) хлопьями. Словосочетание глагольное. Способ синтаксической связи — управление.
На сайте можно подобрать предложения и подобрать словосочетания к словам в режиме онлайн.
Источник
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Источник
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
Словосочетание – это синтаксическая единица, состоящая из двух и более слов и строящаяся на основе подчинительной связи. Словосочетания связаны между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу.
В русском языке существует три вида словосочетаний:
Согласование
Согласование – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова, то есть если меняется главное слово, то меняется и зависимое слово.
Признаки согласования:
- главное и зависимое слово совпадают в роде, числе и падеже, то есть имеют одну и ту же форму.
Какие части речи составляют согласование:
- существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Например:
- красные листья
- пожелтевшие книги
- второй звонок
- твой чемодан
- бледный отдыхающий
- диван-кровать.
Управление
Управление – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определенном косвенном падеже, которого требует главное слово.
Примеры:
- писать (что?) сочинение
- стучать (чем?) зубами;
- четыре (чего?) гриба;
- улыбаться (чему?) дню.
Какие части речи составляют управление:
- глагол с существительным, например: заказать оператору, посмотреть кино, встретить дочку;
- прилагательное с местоимением, например: никому не нужный;
- существительное с существительным, например: директор гимназии, покраска волос;
- наречие с существительным, например: грустно до слез;
- числительное с существительным, например: трое ребят, два медведя;
- деепричастие с существительным, местоимением, например: благодаря маму, улыбаясь ему).
Примыкание
Примыкание – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово является неизменяемым и связано с главным словом только по смыслу.
В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:
читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.
При примыкании зависимым словом являются неизменяемые части речи и их формы:
инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.
Например:
- наука наблюдать
- позволил высказаться
- намерен отдохнуть
- читать быстро
При примыкании невозможно задать падежный вопрос.
Источник
«Словосочетание.Способы связи слов в словосочетании»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Урок проводится в классе, где есть дети-инофоны. Разработка содержит материал по ознакомлению учащихся 8 класса с типами связи слов в словосочетании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_v_8_klasse_gde_est_deti-inofony.docx | 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка в классе, где обучаются дети – инофоны.
Тема: «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях».
(По учебнику Е.А. Быстровой )
Выполнила: Скворцова Маргарита Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Никифоровская СОШ №1»
Урок русского языка в 8 классе
Класс: 8 (в классе есть дети-инофоны)
Тема урока: «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании».
Цель урока : обобщение, систематизация, закрепление знаний о способах связи слов в словосочетаниях.
1) повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
3) закрепление навыков правописания.
1) развитие мышления и общеучебных навыков;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) формирование умения анализировать языковой материал.
воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.
Технология коллективного обучения.
Технология дифференцированного обучения.
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная
1. Мультимедийный проектор
2. Карточки со словосочетаниями
3. Раздаточный материал
4. Листы контроля
1. Артикуляционная гимнастика.
Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.
Язычок – вверх и вниз –
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо
2. Мотивация учебной деятельности.
Поэт Сеф в шутливой форме писал:
« Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает »
А мы сегодня не будем скучать и продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать нашу речь грамотной и красивой.
Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)
— Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О словосочетании)
Соединение слов – это есть словосочетание. Сочетание слов. Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании, о наречных, глагольных, именных словосочетаниях
3. Прием целеполагания. Сообщение темы, цели урока.
Сформулируйте тему урока. (Полная запись темы урока «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании»).
— А теперь предположите, каких целей мы должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?
(Ученики вместе с учителем определяют цели урока)
Но сегодня мы ставим не только общие цели, но и каждый из вас выполняет свою задачу. У вас есть лист контроля, с которым вы будете работать на уроке, оценивая качество выполнения работы по этапам урока. К концу урока ваши карточки должны быть заполнены плюсами, если работа выполнена вами без ошибок, или минусами, если были допущены ошибки. Для того чтобы систематизировать эти знания и получить наглядный образ словосочетания в системе этих знаний, я предлагаю вам представить его в виде такого же красивого осеннего дерева, которые мы видим за нашим окном с сильной корневой системой, верхними побегами, яркими листьями. А пока у нас только корень и ствол, доработайте образ до конца. (На доске — заготовленный рисунок дерева, учитель прикрепляет к корню табличку со словом «Словосочетание»)
4. Актуализация прежних знаний
Давайте вспомним, что называется словосочетанием и опознаем его из предложенных вариантов (Дети называют словосочетания)
«Солнечный день», «после дождем», «леса и парки», «ребята трудятся», «подъехать к станции», «висеть на дереве», «любимое занятие», «будет петь», «упорно учиться», «более яркий».
— Итак, что нельзя назвать словосочетанием? (Сочетание самостоятельного слова со служебным; сочетание слов в составе фразеологизмов; подлежащее и сказуемое; составные словоформы).
— Какова структура словосочетания? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слова).
— Назовите виды словосочетаний по главному слову (именные, глагольные, наречные).
5. Индивидуальная работа
(Один ученик продолжает оформлять дерево надписями «Виды словосочетания», «Именные», «Глагольные», «Наречные»)
6. Задание по группам :
— Выпишите из данных словосочетаний именные (1 группа), глагольные (2 группа), наречные (3 группа).
7. Словарная работа
Один ученик — инофон проводит орфографическую работу на доске (словосочетания написаны на доске)
Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи и музеи, предл..жить помощь, очень хорош. вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.
8. Проверка (проверка проводится с использованием слайдов)
— Какие виды синтаксической связи используются в словосочетании?
(сочинительная, подчинительная). Дайте определения. (Оформление дерева надписью «Виды синтаксической связи», «Сочинительная», «Подчинительная»).
Утром бабочка проснулась.
Раз — росой она умылась.
Два — изящно покрутилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре улетела
9. Работа в группах. Из этого же текста выпишите словосочетания с сочинительной связью (1 группа), с подчинительной связью (2 группа), 3 группа определяет средства связи слов в словосочетаниях
(Оформление дерева надписями «Средства связи слов», «Интонация», «Предлоги», «Союзы», «Окончание»)
— Какая группа словосочетаний требует нашего дальнейшего внимания? (Словосочетания с подчинительной связью).
— На какое слово необходимо обратить внимание в словосочетаниях данной синтаксической связи? Почему? Какие же способы подчинительной связи выделяются в словосочетаниях? (согласование, управление, примыкание) Дайте определение.
Оформление дерева надписями «Способы подчинительной связи», «Согласование», «Управление», «Примыкание».
10. Работа с текстом.
Выберите из данного текста словосочетания со способом связи
согласование (1группа), управление (2 группа), примыкание (3 группа).
Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья. Ярко выступают в этом изобилии красок вечнозелёные ели и сосны. Устлана земля сухими разноцветными листьями (проверка проводится при помощи слайдов).
— Итак, словосочетания формируются в предложения и выделяются из него. Какое действие выполняли сейчас? (Выделяли словосочетания из текста).
— Почему получилось больше словосочетаний со способом согласование? (текст по типу описание).
— Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи?
— Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями.
Из согласования в управление:
Соломенная шляпа, мамино платье, библиотечная книга, цветочный магазин, плавательный бассейн.
Из управления в согласование
Журнал с иллюстрациями, след зверя, тишина ночи, штаб дивизии, отчет за год.
Из управления в примыкание
С усердием работать, говорил с восторгом, страсть к путешествию, помощь брата, способность к рисованию.
— Что получили? (синонимичные словосочетания).
11. Самостоятельная работа.
— Для проверки уровня усвоения материала по способам связи слов в словосочетании выполните тест.
1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
- В соседней комнате, погружённый во тьму, в какую-то сторону
- Под шёлковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения
- Первый снег, из всего сказанного, под белыми берёзами
- В новой шапке, всё общество, чувство ненависти
2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
- Серебристый голос, собачьей шерсти, внезапно замолчавшего
- Коричневый забор, всей улицей, улыбающегося лица
- Через всю реку, по светлым коридорам, его ответ
- Весёлую компанию, моей книги, скользнул по окнам
3. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
- Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа
- Янтарные бусы, дежурной улыбкой, окружённый забор
- За тонированными стёклами, песцовой шубы, упругие мышцы
- Яркой краской, известные фермеры, её ресницы
4. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
- Сижу за столом, вижу их, этот номер
- Вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент
- Развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь
- Напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку
5. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
- Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки
- Передаёт новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне
- Казалось нам, выражением лица, испанская шаль
- Перельётся через край, фонтанами брызг, театральный занавес
6. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
- Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал
- С зарослей бузины, капала из крана, прищурил глаза
- Поражён красотой, вглядывался в небо, в этот час
- Вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы
7. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
- Тотчас остановиться, тихо подошёл, стать к окну
- Давно забытый, когда-то нашёл, на это место
- Украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись
- Стремиться туда, тихо летали, помнил их
8. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
- Гораздо меньше, искренне любил, этой новости
- Глубоко несчастлив, однажды решил, моё сердце
- Заметно увеличиваясь, постоянно недосыпал, увидев его
- Его слова, шёл не спеша, очень важно
9. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
- Собрались вместе, шёпотом повторял, читавшего стихи
- Проснулся утром, прежде помнили, опять замолчал
- Вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке
- Вновь повторил, была там, не глядя на него
10. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
- Пробыла недолго, медленно листать, ожидая встречи
- Желание вернуться, заново родившимся, всегда поражал
- Сделан по-новому, уже коснулся, перебирая подарки
- Цвета хаки, не переставая стучали, утаил на исповеди
(тест раздается учащимся, затем передается на взаимопроверку, проверка проводится при помощи слайда).
Вывод . Сегодня на уроке мы выделяли словосочетания из текста, но словосочетания способны формироваться в предложении, а в дальнейшем — в тексте. Дома вы должны были составить текст на тему «Осень в моем родном городе, посёлке…», используя ряд предложенных вам словосочетаний.
Несколько учащихся, в том числе инофоны, читают выразительно текст, остальные анализируют.
Наш урок подходит к концу. Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? А каждый из вас? (анализируют листы контроля и сдают учителю). Кто из вашей группы работал наиболее активно?
Сегодня я узнал…
Я выполнял задания…
У меня получилось…
Я похвалил бы себя за…
Какую бы оценку я бы себе поставил?
Выставляются и комментируются отметки.
14. Дифференцированное домашнее задание:
- Решить синтаксическую задачу: разобрать трудные случаи управления, составить словосочетания, употребляя необходимый предлог упр.135.
- Для инофонов выполнить упражнение на карточках.
Закончите предложения, используя слова, данные в скобках, в нужном падеже.
1. Наш отряд был уже готов … (выступление). 2. Все рады … (тепло и весна). 3. Я согласен … (ваше мнение). 4. Зал был полон … (свет и воздух). 5. Ребёнок очень похож на … (отец). 6. Будь верен … (своё слово). 7. Мы поняли, что он был прав … (всё). 8. Я очень благодарен своему другу … (помощь в трудную минуту). 9. То, что написано на доске, хорошо видно … (весь класс). 10. Я недоволен … (свой ответ на экзамене). 11. – Вы не знакомы … (мой муж)? Познакомьтесь, пожалуйста. 12. Жизнь геологов полна … (приключения и радость открытий). 13. В старые времена колокольня Ивана Великого была видна … (каждый, кто подъезжал к Москве).
Список использованных источников:
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
- Быстрова Е.А.Русский язык. 8 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 2. ФГОС
- Л.B. Бабкина Методическое пособие Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 8 класса общеобразовательных организаций
Источник