Выполните разбор словосочетаний определите способ связи

Синтаксический разбор словосочетаний

Синтаксический разбор словосочетания различается в разных учебных программах и учебных заведениях. Как правило, синтаксический разбор словосочетаний показывается в школе на 2-3 примерах и уделяется им менее одного урока. Мы покажем здесь план и пример разборов, которые приводятся в ряде школьных справочных материалов.

Устный план разбора:

  1. Найти главное и зависимое слова.
  2. Определить части речи, вид словосочетания.
  3. Определить способ синтаксической связи.

Письменный план разбора:

  1. Найти главное слово, пометив крестиком.
  2. Определить части речи слов.
  3. Поставить вопрос от главного слова к зависимому и соединить схематически стрелкой.

Примеры

Дано предложение: Мокрый снег падал с крыш хлопьями.
Сделать синтаксический разбор словосочетаний: 1) мокрый снег, 2) падал с крыш, 3) падал хлопьями.

1 В словосочетании «мокрый снег» главное слово «снег» выражено именем существительным. Зависимое слово «мокрый» выражено именем прилагательным. Снег (какой?) мокрый. Словосочетание именное. Способ синтаксической связи — согласование.

2 В словосочетании «падал с крыш» главное слово «падал» выражено глаголом, зависимое слово «с крыш» выражено именем существительным с предлогом. Падал (откуда?) с крыш. Словосочетание глагольное. Способ синтаксической связи — управление.

3 В словосочетании «падал хлопьями» главное слово «падал» выражено глаголом, зависимое слово «хлопьями» выражено существительным. Падал (как?) хлопьями. Словосочетание глагольное. Способ синтаксической связи — управление.

На сайте можно подобрать предложения и подобрать словосочетания к словам в режиме онлайн.

Источник

Виды связей в словосочетаниях

О чем эта статья:

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Читайте также:  Валериана экстра способ применения

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Источник

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

Словосочетание – это синтаксическая единица, состоящая из двух и более слов и строящаяся на основе подчинительной связи. Словосочетания связаны между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу.

В русском языке существует три вида словосочетаний:

Согласование

Согласование – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова, то есть если меняется главное слово, то меняется и зависимое слово.

Признаки согласования:

  • главное и зависимое слово совпадают в роде, числе и падеже, то есть имеют одну и ту же форму.

Какие части речи составляют согласование:

  • существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.

Например:

  • красные листья
  • пожелтевшие книги
  • второй звонок
  • твой чемодан
  • бледный отдыхающий
  • диван-кровать.

Управление

Управление – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определенном косвенном падеже, которого требует главное слово.

Примеры:

  • писать (что?) сочинение
  • стучать (чем?) зубами;
  • четыре (чего?) гриба;
  • улыбаться (чему?) дню.

Какие части речи составляют управление:

  • глагол с существительным, например: заказать оператору, посмотреть кино, встретить дочку;
  • прилагательное с местоимением, например: никому не нужный;
  • существительное с существительным, например: директор гимназии, покраска волос;
  • наречие с существительным, например: грустно до слез;
  • числительное с существительным, например: трое ребят, два медведя;
  • деепричастие с существительным, местоимением, например: благодаря маму, улыбаясь ему).

Примыкание

Примыкание – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово является неизменяемым и связано с главным словом только по смыслу.

В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:

читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.

При примыкании зависимым словом являются неизменяемые части речи и их формы:

инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.

Например:

  • наука наблюдать
  • позволил высказаться
  • намерен отдохнуть
  • читать быстро

При примыкании невозможно задать падежный вопрос.

Источник

«Словосочетание.Способы связи слов в словосочетании»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Урок проводится в классе, где есть дети-инофоны. Разработка содержит материал по ознакомлению учащихся 8 класса с типами связи слов в словосочетании.

Скачать:

Вложение Размер
razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_v_8_klasse_gde_est_deti-inofony.docx 31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в классе, где обучаются дети – инофоны.

Тема: «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях».

(По учебнику Е.А. Быстровой )

Выполнила: Скворцова Маргарита Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Никифоровская СОШ №1»

Урок русского языка в 8 классе

Класс: 8 (в классе есть дети-инофоны)

Тема урока: «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании».

Цель урока : обобщение, систематизация, закрепление знаний о способах связи слов в словосочетаниях.

1) повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании;

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

3) закрепление навыков правописания.

1) развитие мышления и общеучебных навыков;

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) формирование умения анализировать языковой материал.

воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;

Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.

Технология коллективного обучения.

Технология дифференцированного обучения.

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная

1. Мультимедийный проектор

2. Карточки со словосочетаниями

3. Раздаточный материал

4. Листы контроля

1. Артикуляционная гимнастика.

Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

Язычок – вверх и вниз –

На качели сел Денис.

Вот качели высоко,

Вот качели низко.

До чего же хорошо

2. Мотивация учебной деятельности.

Поэт Сеф в шутливой форме писал:

« Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает,

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает »

А мы сегодня не будем скучать и продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать нашу речь грамотной и красивой.

Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)

— Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О словосочетании)

Соединение слов – это есть словосочетание. Сочетание слов. Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании, о наречных, глагольных, именных словосочетаниях

3. Прием целеполагания. Сообщение темы, цели урока.

Сформулируйте тему урока. (Полная запись темы урока «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании»).

— А теперь предположите, каких целей мы должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?

(Ученики вместе с учителем определяют цели урока)

Но сегодня мы ставим не только общие цели, но и каждый из вас выполняет свою задачу. У вас есть лист контроля, с которым вы будете работать на уроке, оценивая качество выполнения работы по этапам урока. К концу урока ваши карточки должны быть заполнены плюсами, если работа выполнена вами без ошибок, или минусами, если были допущены ошибки. Для того чтобы систематизировать эти знания и получить наглядный образ словосочетания в системе этих знаний, я предлагаю вам представить его в виде такого же красивого осеннего дерева, которые мы видим за нашим окном с сильной корневой системой, верхними побегами, яркими листьями. А пока у нас только корень и ствол, доработайте образ до конца. (На доске — заготовленный рисунок дерева, учитель прикрепляет к корню табличку со словом «Словосочетание»)

4. Актуализация прежних знаний

Давайте вспомним, что называется словосочетанием и опознаем его из предложенных вариантов (Дети называют словосочетания)

«Солнечный день», «после дождем», «леса и парки», «ребята трудятся», «подъехать к станции», «висеть на дереве», «любимое занятие», «будет петь», «упорно учиться», «более яркий».

— Итак, что нельзя назвать словосочетанием? (Сочетание самостоятельного слова со служебным; сочетание слов в составе фразеологизмов; подлежащее и сказуемое; составные словоформы).

— Какова структура словосочетания? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слова).

— Назовите виды словосочетаний по главному слову (именные, глагольные, наречные).

5. Индивидуальная работа

(Один ученик продолжает оформлять дерево надписями «Виды словосочетания», «Именные», «Глагольные», «Наречные»)

6. Задание по группам :

— Выпишите из данных словосочетаний именные (1 группа), глагольные (2 группа), наречные (3 группа).

7. Словарная работа

Один ученик — инофон проводит орфографическую работу на доске (словосочетания написаны на доске)

Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи и музеи, предл..жить помощь, очень хорош. вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

8. Проверка (проверка проводится с использованием слайдов)

— Какие виды синтаксической связи используются в словосочетании?

(сочинительная, подчинительная). Дайте определения. (Оформление дерева надписью «Виды синтаксической связи», «Сочинительная», «Подчинительная»).

Утром бабочка проснулась.

Раз — росой она умылась.

Два — изящно покрутилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре улетела

9. Работа в группах. Из этого же текста выпишите словосочетания с сочинительной связью (1 группа), с подчинительной связью (2 группа), 3 группа определяет средства связи слов в словосочетаниях

(Оформление дерева надписями «Средства связи слов», «Интонация», «Предлоги», «Союзы», «Окончание»)

— Какая группа словосочетаний требует нашего дальнейшего внимания? (Словосочетания с подчинительной связью).

— На какое слово необходимо обратить внимание в словосочетаниях данной синтаксической связи? Почему? Какие же способы подчинительной связи выделяются в словосочетаниях? (согласование, управление, примыкание) Дайте определение.

Оформление дерева надписями «Способы подчинительной связи», «Согласование», «Управление», «Примыкание».

10. Работа с текстом.

Выберите из данного текста словосочетания со способом связи

согласование (1группа), управление (2 группа), примыкание (3 группа).

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья. Ярко выступают в этом изобилии красок вечнозелёные ели и сосны. Устлана земля сухими разноцветными листьями (проверка проводится при помощи слайдов).

— Итак, словосочетания формируются в предложения и выделяются из него. Какое действие выполняли сейчас? (Выделяли словосочетания из текста).

— Почему получилось больше словосочетаний со способом согласование? (текст по типу описание).

— Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи?

— Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями.

Из согласования в управление:

Соломенная шляпа, мамино платье, библиотечная книга, цветочный магазин, плавательный бассейн.

Из управления в согласование

Журнал с иллюстрациями, след зверя, тишина ночи, штаб дивизии, отчет за год.

Из управления в примыкание

С усердием работать, говорил с восторгом, страсть к путешествию, помощь брата, способность к рисованию.

— Что получили? (синонимичные словосочетания).

11. Самостоятельная работа.

— Для проверки уровня усвоения материала по способам связи слов в словосочетании выполните тест.

1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

  1. В соседней комнате, погружённый во тьму, в какую-то сторону
  2. Под шёлковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения
  3. Первый снег, из всего сказанного, под белыми берёзами
  4. В новой шапке, всё общество, чувство ненависти

2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

  1. Серебристый голос, собачьей шерсти, внезапно замолчавшего
  2. Коричневый забор, всей улицей, улыбающегося лица
  3. Через всю реку, по светлым коридорам, его ответ
  4. Весёлую компанию, моей книги, скользнул по окнам

3. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

  1. Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа
  2. Янтарные бусы, дежурной улыбкой, окружённый забор
  3. За тонированными стёклами, песцовой шубы, упругие мышцы
  4. Яркой краской, известные фермеры, её ресницы

4. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

  1. Сижу за столом, вижу их, этот номер
  2. Вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент
  3. Развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь
  4. Напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку

5. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

  1. Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки
  2. Передаёт новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне
  3. Казалось нам, выражением лица, испанская шаль
  4. Перельётся через край, фонтанами брызг, театральный занавес

6. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

  1. Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал
  2. С зарослей бузины, капала из крана, прищурил глаза
  3. Поражён красотой, вглядывался в небо, в этот час
  4. Вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы

7. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. Тотчас остановиться, тихо подошёл, стать к окну
  2. Давно забытый, когда-то нашёл, на это место
  3. Украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись
  4. Стремиться туда, тихо летали, помнил их

8. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. Гораздо меньше, искренне любил, этой новости
  2. Глубоко несчастлив, однажды решил, моё сердце
  3. Заметно увеличиваясь, постоянно недосыпал, увидев его
  4. Его слова, шёл не спеша, очень важно

9. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. Собрались вместе, шёпотом повторял, читавшего стихи
  2. Проснулся утром, прежде помнили, опять замолчал
  3. Вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке
  4. Вновь повторил, была там, не глядя на него

10. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. Пробыла недолго, медленно листать, ожидая встречи
  2. Желание вернуться, заново родившимся, всегда поражал
  3. Сделан по-новому, уже коснулся, перебирая подарки
  4. Цвета хаки, не переставая стучали, утаил на исповеди

(тест раздается учащимся, затем передается на взаимопроверку, проверка проводится при помощи слайда).

Вывод . Сегодня на уроке мы выделяли словосочетания из текста, но словосочетания способны формироваться в предложении, а в дальнейшем — в тексте. Дома вы должны были составить текст на тему «Осень в моем родном городе, посёлке…», используя ряд предложенных вам словосочетаний.

Несколько учащихся, в том числе инофоны, читают выразительно текст, остальные анализируют.

Наш урок подходит к концу. Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? А каждый из вас? (анализируют листы контроля и сдают учителю). Кто из вашей группы работал наиболее активно?

Сегодня я узнал…

Я выполнял задания…

У меня получилось…

Я похвалил бы себя за…

Какую бы оценку я бы себе поставил?

Выставляются и комментируются отметки.

14. Дифференцированное домашнее задание:

  1. Решить синтаксическую задачу: разобрать трудные случаи управления, составить словосочетания, употребляя необходимый предлог упр.135.
  2. Для инофонов выполнить упражнение на карточках.

Закончите предложения, используя слова, данные в скобках, в нужном падеже.

1. Наш отряд был уже готов … (выступление). 2. Все рады … (тепло и весна). 3. Я согласен … (ваше мнение). 4. Зал был полон … (свет и воздух). 5. Ребёнок очень похож на … (отец). 6. Будь верен … (своё слово). 7. Мы поняли, что он был прав … (всё). 8. Я очень благодарен своему другу … (помощь в трудную минуту). 9. То, что написано на доске, хорошо видно … (весь класс). 10. Я недоволен … (свой ответ на экзамене). 11. – Вы не знакомы … (мой муж)? Познакомьтесь, пожалуйста. 12. Жизнь геологов полна … (приключения и радость открытий). 13. В старые времена колокольня Ивана Великого была видна … (каждый, кто подъезжал к Москве).

Список использованных источников:

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
  1. Быстрова Е.А.Русский язык. 8 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 2. ФГОС
  2. Л.B. Бабкина Методическое пособие Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 8 класса общеобразовательных организаций

Источник

Читайте также:  Технологическая схема производства кефира термостатным способом
Оцените статью
Разные способы