- Выездная проверка дистанционным способом
- Письмо Министерства экономического развития РФ от 14 мая 2020 г. № Д24и-15114 “По вопросу проведения проверок с использованием средств дистанционного взаимодействия”
- Обзор документа
- Выездная проверка дистанционным способом
- Глава 2. Порядок осуществления дистанционных проверок деятельности поднадзорных лиц
Выездная проверка дистанционным способом
Обзор документа
Письмо Министерства экономического развития РФ от 14 мая 2020 г. № Д24и-15114 “По вопросу проведения проверок с использованием средств дистанционного взаимодействия”
Минэкономразвития России рассмотрело письмо ФМБА России с просьбой разъяснить порядок проведения проверок с использованием средств дистанционного взаимодействия, предусмотренных пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — постановление N 438) и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации по вопросу, изложенному в обращении, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Согласно пункту 6 постановления N 438 плановые и внеплановые проверки, указанные в пунктах 1 и 2 постановления N 438, проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, за исключением проверок, указанных в пункте 7 постановления 438.
Полагаем, что проведение в данном случае проверок возможно любым дистанционным способом, исключающим непосредственное взаимодействие должностного лица контрольно-надзорного органа и индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица.
Таким образом, такие проверки могут проводиться, например, в форме документарных проверок, а также с использованием видеоконференцсвязи.
Обращаем внимание, что данное письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом, имеет информационный характер и не препятствует руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
И.о. директора Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования | А.В. Вдовин |
Обзор документа
Правительство РФ определило виды проверок, которые проводятся в 2020 г. только с использованием средств дистанционного взаимодействия.
Минэкономразвития указало, что мероприятия могут проводиться в форме документарных проверок, а также с использованием видеоконференцсвязи.
Источник
Выездная проверка дистанционным способом
Статья 73. Выездная проверка
1. Под выездной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа.
2. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
3. Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;
2) оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
4. Положением о виде контроля могут устанавливаться ограничения проведения выездных проверок в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
5. Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 — 6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.
7. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту. Сроки проведения выездных проверок в пределах сроков, установленных настоящей статьей, устанавливаются положением о виде контроля.
8. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
9. Положением о виде контроля может предусматриваться совершение в сокращенном объеме отдельных контрольных (надзорных) действий при проведении выездной проверки в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
10. Отбор проб (образцов) продукции (товаров), результатов выполненной работы или оказанной услуги в ходе выездной проверки может осуществляться исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов) продукции (товаров), результатов выполненной работы или оказанной услуги.
11. В случае, если в ходе выездной проверки осуществлялся отбор проб (образцов) продукции (товаров) и не были выявлены нарушения обязательных требований к безопасности и (или) качеству продукции (товаров), влекущие риски причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а продукция (товары) не подлежит возврату вследствие утраты продукцией (товарами) потребительских свойств либо в соответствии с требованиями, установленными правилами продажи отдельных видов продукции (товаров), контрольный (надзорный) орган возмещает лицу, у которого она была изъята, стоимость утраченной продукции (утраченных товаров) за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (за исключением случаев проведения выездной проверки при осуществлении контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств, медицинских изделий, донорской крови, ее компонентов и биомедицинских клеточных продуктов). Случаи и порядок возмещения лицу стоимости утраченной продукции (утраченных товаров) в ходе выездной проверки устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля.
Источник
Глава 2. Порядок осуществления дистанционных проверок деятельности поднадзорных лиц
Глава 2. Порядок осуществления дистанционных проверок деятельности поднадзорных лиц
2.1. Основной целью проведения дистанционной проверки деятельности поднадзорных лиц является анализ документов и информации, которые касаются вопросов деятельности поднадзорных лиц, затрагиваемых в поступающих в Банк России обращениях.
Дистанционные проверки деятельности поднадзорных лиц в рамках рассмотрения поступающих в Банк России обращений в отношении деятельности поднадзорных лиц проводятся Службой, ее территориальными подразделениями, территориальными учреждениями Банка России, в которых созданы подразделения по защите прав потребителей финансовых услуг и инвесторов (далее при совместном упоминании — подразделения Банка России).
2.2. При проведении дистанционной проверки отдельных сведений, изложенных в поступившем обращении в отношении поднадзорных лиц, подразделение Банка России:
направляет в адрес поднадзорного лица (поднадзорных лиц) предписания о представлении документов;
по мере необходимости направляет в государственные органы и органы местного самоуправления запросы о представлении информации;
направляет лицу, по обращению которого принято решение о проведении проверки (далее — заявитель), уведомление (уведомления) о продлении срока рассмотрения обращения в связи с проведением проверки отдельных сведений;
проводит анализ полученных и имеющихся документов;
по мере необходимости направляет дополнительные предписания о представлении документов и осуществляет их анализ;
при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации поднадзорными лицами по итогам проверки отдельных сведений принимает решение о применении мер, предусмотренных главой 4 настоящего Указания;
уведомляет заявителя о результатах проверки отдельных сведений.
2.3. Комплексные дистанционные проверки проводятся уполномоченными представителями Банка России.
Основанием для проведения комплексной дистанционной проверки является распоряжение Службы.
В распоряжении Службы указывается следующая информация:
наименование проверяемого поднадзорного лица;
краткое изложение и источник проверяемых сведений;
сроки проведения комплексной дистанционной проверки;
сведения о персональном составе уполномоченных представителей (служащих) Банка России (численность не менее двух человек) с указанием руководителя комплексной дистанционной проверки.
2.3.1. Руководитель Службы, его заместители, в том числе заместитель руководителя — начальник управления Службы, вправе принять решение о проведении комплексной дистанционной проверки в следующих случаях:
поступления обращения (обращений), содержащего (содержащих) сведения о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации, рассмотрение которого (которых) требует проведения проверки по нескольким направлениям деятельности поднадзорного лица, и (или) направления предписаний (запросов) в отношении двух и более поднадзорных лиц;
обращения правоохранительных органов Российской Федерации, иных государственных органов с просьбой о проведении проверки.
2.3.2. При проведении комплексной дистанционной проверки подразделение Банка России:
осуществляет подготовку распоряжения Службы;
направляет заявителю уведомление, содержащее сведения о назначении комплексной дистанционной проверки;
направляет в адрес поднадзорного лица (поднадзорных лиц) предписание (предписания) о представлении документов;
направляет в государственные органы и органы местного самоуправления запросы о представлении информации;
направляет запросы о представлении информации в структурные подразделения центрального аппарата Банка России, территориальные учреждения Банка России;
анализирует полученные и имеющиеся в подразделении Банка России документы;
по мере необходимости направляет дополнительные запросы о представлении информации в государственные органы и органы местного самоуправления, предписания о представлении документов поднадзорным и иным лицам и анализирует их;
составляет акт комплексной дистанционной проверки;
принимает решение о применении мер, предусмотренных главой 4 настоящего Указания, при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации поднадзорными лицами по результатам комплексной дистанционной проверки;
направляет уведомление заявителю о результатах проведения комплексной дистанционной проверки.
2.3.3. Комплексная дистанционная проверка проводится в срок до трех месяцев. С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации срок комплексной дистанционной проверки может быть один раз продлен назначившим ее должностным лицом на один месяц. Максимальный срок проведения комплексной дистанционной проверки (с учетом возможного продления) составляет четыре месяца.
Основаниями для продления срока комплексной дистанционной проверки являются:
необходимость дополнительного изучения материалов, связанных с проводимой комплексной дистанционной проверкой;
несвоевременное представление или непредставление организациями материалов, документов и информации, необходимых для проведения комплексной дистанционной проверки;
необходимость уточнения достоверности представленной информации.
Продление срока комплексной дистанционной проверки оформляется дополнением к распоряжению Службы, которое является неотъемлемой частью распоряжения Службы.
2.3.4. Акт комплексной дистанционной проверки составляется не позднее даты окончания проведения комплексной дистанционной проверки, указанной в распоряжении Службы.
2.3.5. Акт комплексной дистанционной проверки составляется в одном экземпляре, подписывается уполномоченными представителями Банка России, проводившими комплексную дистанционную проверку, и утверждается должностным лицом, указанным в подпункте 1.3.2 пункта 1.3 настоящего Указания.
2.3.6. Акт комплексной дистанционной проверки включает в себя:
сведения о распоряжении на проведение комплексной дистанционной проверки;
изложение фактических обстоятельств, установленных при проведении комплексной дистанционной проверки деятельности эмитента, доказательств, на которых основаны выводы руководителя комплексной дистанционной проверки по результатам комплексной дистанционной проверки;
положения федеральных законов, нормативных актов Банка России, требования которых были нарушены эмитентом;
выводы и предлагаемые решения в отношении эмитента, подготовленные руководителем комплексной дистанционной проверки по результатам проведения указанной проверки, а также их обоснования.
2.3.7. По окончании комплексной дистанционной проверки все материалы формируются в отдельное дело проверки и подлежат хранению по месту проведения комплексной дистанционной проверки в соответствии с установленным Банком России порядком и сроком.
Источник