Выделяют два способа возникновения государства европейский путь происхождения восточный путь

Происхождение государства и права

Организация социального управления и регулирование общественных отношений в первобытном обществе

Организация социального управления и регулирование общественных отношений в первобытном обществе

Всю историю человечества можно разделить на два больших этапа: догосударственное (первобытное) и государственно-организованное общество. В догосударственном обществе можно проследить эволюцию социальной организации:

  • первобытное стадо — возглавлялось советом и вождем, причем последний приобретал всю полноту единоличной власти в военное время;
  • родовая община — управлялась старейшиной и советом общины, однако на время войны избирался вождь;
  • племя — это уже результат объединения родовых общин. Им управляли совет во главе со старейшиной и вождь в военный период, который занимал все больше времени. Поэтому власть вождя стала непререкаемой;
  • племенной союз — результат объединения племен. Образовывается совет вождей во главе с вождем всего племенного союза.

Эти стадии объединяло то, что все должности были выборными и сменяемыми. На первых порах они никак не поощрялись материально, а обладатели имели лишь повышенный авторитет. Однако позднее, на стадии разложения первобытного общества, вожди племенных союзов и их ближайшее окружение оказались в более выгодном положении, присваивая себе большую часть военной добычи. Именно тогда на Востоке появились предпосылки образования государства, основанного на единоначалии и авторитарной власти.

В догосударственном обществе социальная власть существовала в форме потестарной власти (то есть носила анонимный характер) и осуществлялась всеми главами рода без создания специальных органов. Яркий пример тому — военная демократия, когда вождя избирал совет племенных вождей. Бюрократия как таковая отсутствовала. Она появилась только со времени усиления функций вождя и трансформации его в правителя, нуждающегося в советниках и наместниках.

В первобытном обществе нормативное регулирование в нашем привычном представлении отсутствовало. Его систему можно представить как две группы средств:

  • ненормативные (побуждение). Они состояли в убеждении в выгодности определенного поведения, основывались на авторитете лидера (вождя или старейшины), а также на кровно-родственных связях. Кроме того, между племенами и союзами существовал принцип талиона («око за око, зуб за зуб»), иными словами, кровная месть;
  • нормативные (принуждение) — насилие в форме санкций. Но это не были правовые нормы, привычные для нас, скорее мононормы (единые, нерасчлененные), содержащие в себе начала морали и религии, а также общепринятые представления о жизни. Они обуславливались спецификой первобытного общества (неразделимостью личного и общественного, прав и обязанностей), а поэтому носили универсальный характер, то есть подходили на все случаи. Складывались они стихийно, без участия каких-либо специально созданных органов. С точки зрения обязательности исполнения можно выделить две группы мононорм:
    • нормы-запреты (табу): запрещали что-то делать, а в случае их нарушения обещали покарать провинившегося;
    • нормы-ожидания: формировали у индивида установку на положительное поведение и не содержали строгих санкций. Они существовали в форме легенд и мифов о каком-либо из предков, героизирующих их истинные или чаще всего вымышленные поступки, что позволяло формировать систему ценностей племени.

Основные пути возникновения государства

Государства формировались в различных условиях и на разных этапах исторического развития человечества. Однако можно выделить три группы в зависимости от способа разрушения родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и создания публичной политической власти.

Самый ранний тип государства — восточный. Он наиболее тесно связан с первобытным обществом, как бы «вырос» из него. Значительно позже, в античные времена, возник западный тип, основанный на господстве частной собственности. Последним появился так называемый синтезный тип, соединяющий в себе черты западного и восточного, но имеющий и свою специфику.

Восточный путь возникновения государства. Как было сказано выше, сюда относят наиболее древние государства: Древний Египет, Месопотамию и др. Они возникли вследствие разложения первобытных отношений. Роль вождя постепенно повышалась. Именно ему и близким к нему людям начали доставаться основные богатства, добытые в войнах и походах. Отсюда происходит окончательная и бесповоротная ликвидация первобытного равенства. Окружение вождя превращается в знать. Возникает необходимость в новых, более жестких формах управления обществом.

Читайте также:  Способы домашнего прерывания беременности

Непосредственной предпосылкой (поводом) к возникновению государства на Востоке явилась необходимость вести масштабные работы (в Египте это были ирригационные работы в долине Нила), в частности их организовывать. Вождь превращается в монарха (фараона, царя и т. п.), а его окружение — в управленцев, быстро разрастается управленческий аппарат.

Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами и распределением продуктов. Именно они во главе с монархом и представляют государство, которое становится организатором масштабных работ. Причем вся собственность принадлежит монарху. Ею он делился с теми, кто ему служил. Подавляющее же большинство населения ничего не имело и было вынуждено работать на государство. Кроме того, сохраняются сельские общины, что тоже делало невозможным существование частной собственности.

Таким образом, можно сформулировать основные черты восточного государства:

  • господство государственной собственности, причем единственным собственником долгое время выступал монарх;
  • как следствие — низкий уровень развития орудий производства;
  • неспособность общества к модернизации;
  • огромная роль государственного аппарата;
  • социальная дифференциация, происходящая на основе политического неравенства, положения человека в системе власти. На Востоке власть давала и до сих пор дает и богатство, и влияние;
  • высокий уровень коррупции и злоупотребления властью, поскольку она не подконтрольна ни собственникам, которых нет (собственник лишь один — государство), ни тем более большинству населения, вообще лишенного собственности на средства производства.

Многие из этих черт до сих пор сохраняются в странах Ближнего и Среднего Востока, которые, в отличие от Японии и других стран Дальнего Востока, не прошли западную модернизацию в ХХ в. Несмотря на то что в этих мало изменившихся за много тысячелетий государствах приняты конституции, новые законы и избираются президенты, общественные отношения мало отличаются от тех, которые имели место в период их становления. Поэтому их принято называть традиционным обществом.

Западный путь возникновения государства. На Западе государство возникает также в результате имущественного неравенства, но иным путем: появляются частная собственность и раскол общества на классы. Запад прошел через период рабовладения в античный период (Древний Рим). Земля в большей части находилась в частной собственности. Шла постоянная борьба имущих и неимущих классов. Государство как раз и создается для смягчения борьбы и закрепления статус-кво, чтобы обезопасить первых и сохранить за ними собственность.

Наиболее богатые занимают и самые высокие должности в государственном аппарате. Но, в отличие от Востока, они являются собственниками, ни от кого не зависят и сами формируют власть. Афины — классический пример такого пути развития государства. Спарта отличается от Афин тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена, то есть правами обладало подавляющее меньшинство. В Риме сложилась похожая ситуация, но в процесс образования и развития государства вмешивается третья сила — плебс.

Позднее классы меняются (на место рабовладельцев приходят феодалы, а затем — буржуазия), но характер взаимоотношений между ними остается прежним. Имущие подчиняют своей власти неимущих. Однако, в отличие от восточных, западные государства прошли огромный эволюционный путь, постоянно подстраиваясь под изменяющиеся условия. В ХХ вв., когда собственниками стало подавляющее большинство членов общества, а в некоторых государствах — все без исключения, принципы равноправия и демократии, сформулированные в Новое время, стали распространяться на все общество. Вкупе же с высоким уровнем технологического развития это сделало западное общество наиболее жизнеспособным.

Основные черты западного типа государства:

  • государство возникло как государство частных собственников;
  • в основе государства — господство частной собственности, а поэтому главная цель — ее защита;
  • частная собственность обеспечила более высокий уровень орудий труда и технологий в целом;
  • западное государство подвергалось эволюции весь период своего существования, корректируя общественные отношения. Особенно быстро и эффективно этот процесс шел в период Нового и Новейшего времени;
  • поскольку сегодня широкое распространение получила коллективная форма частной собственности (акционерные и иные общества), то практически все члены западного социума являются собственниками, что позволило большинству государств построить общество всеобщего благоденствия, основанное на социалистической модели.

Следует отметить, что сейчас по западному пути развития идут некоторые страны, прежде относившиеся к восточной модели (Япония, Южная Корея и др.), хотя они и сохраняют в общественных отношениях свою специфику, более высокий уровень коллективизма, чем это принято на Западе.

Читайте также:  Способы методы приемы решения ситуации

Синтезный путь возникновения государства. Такие государства не знали рабовладения, в них сразу произошел переход от родоплеменных отношений к раннефеодальным. Причем свершилось это под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Поэтому они сохранили черты как Востока, так и Запада. С Востоком их роднит господство общины, но причина тут — постоянная внешняя угроза. Эти общества либо живут в постоянном враждебном окружении, либо сами стремятся увеличить владения. Они все время расширяются, развиваясь экстенсивным путем. Это является препятствием для их модернизации. С Западом их объединяет наличие этапа феодального землевладения, хотя реализован феодализм был в гораздо более жесткой форме в таких странах, как Пруссия и Россия, вплоть до полного закрепощения крестьян.

В качестве примеров можно привести Византию — государство, давно уже не существующее, а также Россию и Германию (до определенного момента, поскольку в Новое время Пруссия, а затем и вся Германия стали эволюционировать в сторону западного типа государства, к которому они окончательно примкнули после поражения в Первой и Второй мировых войнах).

Выделим основные черты синтезного пути:

  • влияние Востока: огромная роль верхушки в лице вождя (на Руси — князя) и дружины, которые и становятся основными собственниками в стране;
  • как следствие — преобладание государственной и недооценка частной собственности;
  • государство развивается экстенсивно (вширь), постоянно приобретая новые земли и присоединяя другие народы (или родственные народы, как Пруссия), что замедляет процесс модернизации, делает его сложно управляемым и приводит к авторитарным тенденциям;
  • господство общины и общинных отношений, что накладывает отпечаток на сознание и психологию населения;
  • активное заимствование государственности у других народов (Русь — у Византии, Германия — у Рима).

В настоящее время типичным представителем такого государства остается лишь Россия.

Источник

Формы, пути, способы возникновения государства. Восточный и европейский пути возникновения государства

Формы возникновения государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Сторонники одной точки зрения выделяют три формы:

· «азиатский способ производства»;

Сторонники другой точки зрения, исходящие преимущественно из евроцентристских позиций, выделяют тоже три формы, но несколько иные:

· древнегерманская (возникновение Древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена).

│Формы возникновения государства│

│Первая точка зрения│ │Вторая точка зрения│

│ «Азиатский │ │Рабовладель-│ │Прафеодальная│ │Древне- │ │ │

│ способ │ │ ческая │ │ (Германия, │ │греческая│ │ │

│производства»│ │ (Древние │ │ Россия) │ └─────────┘ │ │

Выделяют следующие пути возникновения государства:

1) восточный (азиатский); 2) западный (европейский); 3) синтезный.

Государства Древнего Востока возникли в силу необходимости организации населения для проведения ирригационных работ в долинах рек Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы. Это были зоны поливного земледелия, на которых предусматривалось выполнение крупномасштабных общественных работ по сооружению, эксплуатации и защите мощных ирригационных систем. Именно в этих регионах из родоплеменной знати возникает разветвленный аппарат управления, объединяющий усилия общинников и распределеляющий произведенный продукт. При этом большая часть полученного продукта сосредоточивалась в руках родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную касту управленцев, эксплуатирующую труд общинников.

Таким образом, в основе социальной дифференциации между группами людей в странах Востока лежало политическое неравенство,т. е. положение групп в соответствующих иерархиях власти, возможность распоряжаться собственностью, распределять ресурсы, имеющиеся привилегии. Государственная власть носила деспотический характер, что было вызвано срастанием политической и экономической власти. Управление страной деспот осуществлял с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Социальной опорой восточного деспотизма была сельская община, основанная на коллективной (общинной) собственности на землю.

Итак, восточный путь возникновения государства характеризуется, во-первых, устойчивостью сельской общины, которая замедляла социально-экономическое расслоение общества и порождала деление людей на управляющих и управляемых. Во-вторых, исполнявшая общественные должности родоплеменная знать постепенно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат). В-третьих, общественная (коллективная) собственность постепенно превращалась в государственную, которая на Востоке являлась доминирующей, а частная собственность здесь не играла существенной роли. В-четвертых, государство выступало организатором производства: оно одновременно и управляло сельскими общинами, и эксплуатировало их.

Читайте также:  Лечение хронически тонзиллита народным способами

Восточный путь оказался исторически наиболее распространенным, типичным, в отличие от западного пути, который был уникальным явлением, своего рода исключением из общего правила. Образование государства на территории Европы было обусловлено возникновением имущественного неравенства,появлением частной собственности на землю, скот, рабов и расколом общества на классы. Ф. Энгельс, исследуя проблему возникновения государства в работе ≪Происхождение семьи, частной собственности и государства≫, отмечал, что классической его формой является возникновение Афинского государства. Здесь первоначально общество делится на свободных, не свободных и иностранцев. Затем свободные делятся на классы: родовую знать, свободных ремесленников, крестьян, торговцев, художников и пр. В основе раскола общества на классы лежит процесс образования частной собственности, которая явилась результатом совершенствования и повышения эффективности средств производства. Именно благодаря постоянному совершенствованию орудий труда отдельные семьи могли существовать самостоятельно. Земля из общинной собственности переходит в семейную, т. е. частную. Частная собственность позволила одним богатеть, а другим беднеть и разоряться. Появились богатые собственники, имеющие много земельных наделов, рабов, скота, и бедные общинники. Наиболее богатые и независимые в имущественном отношении стали занимать ключевые государственные должности, которые в дальнейшем становятся наследственными. Частная собственность доводит разделение общества на классы до такой степени, что в нем одна группа людей начинает присваивать себе труд большинства. В таком обществе идет постоянная борьба между классами, что может привести к уничтожению самих классов и общества в целом. Поэтому общество вынуждено было найти такую силу, которая бы подавляла открытое столкновение классов и защищала интересы богатых собственников. Этой силой и явилось государство. Таким образом, государство на Западе возникло в результате деления общества на классы (имущественное неравенство), в основе которого лежал процесс развития частной собственности на средства производства.

Синтезный путь возникновения государства характерен для тех народов, которые сразу перешли от родоплеменных отношений к раннефеодальному государству. Основным государственнообразующим фактором было здесь политическоеи имущественное неравенство.Так формировалось государство у германских племен — франков, в Скандинавии, уславянских народов (Болгария, Моравия, Польша, Древняя Русь). Их географическое положение, обширные территории, полукочевое земледелие, военные потребности создали возможности для длительного сохранения общинной организации, органов племенной демократии. Военноорганизаторские и управленческие функции в этих государствах закреплялись за военным вождем и его дружиной. Постепенно в результате завоевательных походов в руках вождя и его дружины накапливались богатства, обеспечивая им единство власти и собственности. Военные вожди, вся родовая знать превращались в крупных собственников земли и скота. В результате захвата общинных земель и скота, а также разорения и закабаления своих сородичей богатые общинники становились правящим классом феодалов, а эксплуатируемые соплеменники превращались в полностью зависимых от них крестьян.

Одновременно с разложением первобытного общества шел процесс превращения органов родового строя в органы феодального государства. Так, вождь рода или военачальник превращался в короля, совет старейшин — в совет приближенных монарха, а ополчение соплеменников в профессиональную дружину или армию. В целом синтезный путь формирования государства обусловлен прочностью сельской общины, внешней опасностью, завоевательными войнами.

Формирование гос-ва в Афинах. Тезей – три класса: геоморы, эвпатриды и демиурги.

Реформы Салона – на 4 класса.

Клисфен – разделил гос-во на 100 демов – во главе демархи. С рабами появляется наёмный труд.

В Спарте – элоты, превышали спартанцев. Жестокий режим.

В Риме – длительная борьба между патрициями и плебеями, которые типа победили. Количество работв потребовало можного гос.аппарата.

Это западный путь.

Есть и восточный путь – в основном из-за способа земледелия. Поливное земледелелие. Общественная собственность превращалась в государственную. Отсюда кастовое деление (в Индии особенно).

Срастание общественной и осударственной власти + занятие должности – давали власть, как экономическую так и политическую.

Поэтому родо-племенной строй вынужден уступить место другому строю. Государство.

Протогосудартсва – на Древнем Востоке.

На востоке отсутствовала чёткая градация образований, там было много промежуточных образований.

Восточная деспотия – абсолютная власть монарха, тоталитарная гос-во, административный аппарат подчинённый деспоту. + поддержание религиозной идеологии, роль в поддержании единства, и объясняющее божественность правителя. Отец-правитель.

Демократия у финикийцев – схожа с родо-племенной организацией.

Источник

Оцените статью
Разные способы