Выделяют 5 способов чтения

Выделяют 5 способов чтения

Прежде чем начать чтение, необходимо выбрать определенный режим, в котором вы будете читать. Этот режим зависит от материала, который предстоит прочитать, и от цели чтения. Рекомендуется классифицировать тексты, предназначенные для прочтения, в зависимости от цели чтения. В наиболее общем виде такая классификация выглядит следующим образом:

1) тексты, которые необходимо подробно изучить;

2) тексты, с которыми следует ознакомиться;

3) тексты, из которых нужно выбрать определенную информацию.

Необходимо отметить, что отнесение текста к той или иной группе зависит не от его стилистической и жанровой принадлежности, а определяется исключительно прагматической установкой человека.

Например, если статью из популярного журнала необходимо детально изучить, чтобы использовать содержащиеся в ней данные при составлении обзора или реферата, то эта статья будет отнесена к 1-й группе; если журнал читается в развлекательных целях, то та же статья будет отнесена ко 2-й группе; и наконец, если вам сообщили, что в данной статье содержатся некоторые интересующие вас сведения (например, статистические данные), то ее следует отнести к 3-й группе.

Способы, или виды, чтения – это стратегии, используемые при чтении текстов различных групп. Та или иная стратегия выбирается в зависимости от цели и задач чтения. Выделяют следующие основные способы чтения.

1. Углубленное чтение. При таком чтении необходимо понять, какую проблему решает автор, каковы его точка зрения и выводы. Для этого необходимо осмыслить структуру текста, сопоставить выводы автора с собственными рассуждениями. При этом обращается внимание на детали текста, производятся их анализ и оценка. В результате текст должен быть полностью усвоен, вся информация должна быть переработана. Необходимо постараться запомнить основную часть текста, чтобы впоследствии ею можно было воспользоваться.

Чтобы глубоко и подробно усвоить текст, рекомендуется уяснить:

3) основные выводы автора.

Иногда такой способ чтения называют аналитическим, изучающим, творческим и т. п. Такой способ применяется при чтении текстов 1-й группы – обычно это учебники, тексты по незнакомой, сложной тематике.

При углубленном чтении рекомендуется использовать специальные правила работы с текстом, т. е. интегральный и дифференциальный алгоритмы чтения (см. далее).

2. Ознакомительное чтение. Цель такого способа чтения – общее знакомство с содержанием текста. При этом внимание уделяется не анализу текста, а его информативной стороне – как правило, только основной информации.

При таком способе чтения достаточно уяснить, какие существенные факты содержатся в тексте. Кроме того, следует запомнить выходные данные текста, т. е. где и когда он опубликован.

Ознакомительное чтение используется при чтении текстов 2-й группы – обычно это тексты публицистического стиля (газетные и журнальные статьи), а иногда и художественная литература.

3. Выборочное чтение. Если в тексте вас интересует какая-то вполне определенная информация (например, статистические данные, описание какого-то события и т. п.) или новизна приводимых сведений, то следует использовать выборочное чтение. При этом можно не анализировать все содержащиеся в тексте факты – достаточно понять, что нового, важного и полезного для вас содержится в таком тексте.

Такой способ применяется при чтении текстов 3-й группы – это могут быть тексты любого жанра и стиля: научного, официально-делового, публицистического, художественного.

4. Чтение-просмотр. Одной из разновидностей выборочного чтения является чтение-просмотр, которое используется для предварительного ознакомления с книгой. Он заключается в том, что читается оглавление книги, предисловие (выбираются наиболее важные положения автора) заключение. Цель такого чтения – определение того, следует ли купить эту книгу, заказать в библиотеке, нужно ли читать ее, если нужно, то каким способом и т. п.

6. Быстрое чтение. Этот способ чтения требует специальной тренировки и характеризуется не только высокой скоростью чтения, но и высоким качеством усвоения прочитанного. Оно основывается на определенных правилах (алгоритмах) и по глубине понимания и запоминания не уступает углубленному чтению. Технике такого чтения обучают в Школе быстрого чтения Олега Андреева, а также в Школе рационального чтения (см. список литературы).

Источник

Выделяют 5 способов чтения

Естественно, что быстрое чтение имеет физические границы применения. Мы предлагаем разбить все способы чтения на пять групп. Каждый раз, прежде чем начать чтение, надо выбрать определенный режим в соответствии с целями, задачами и бюджетом времени. Уже само название этого раздела подчеркивает, что быстрое чтение вовсе не универсальный метод получения смысловой информации. Но важность овладения им объясняется еще и тем, что в общем объеме рабочего времени трудового дня на долю этого вида чтения приходится большая часть.

По нашим данным, режим быстрого чтения может занимать 70 — 80% всего времени, которое отводят сегодня инженерно-технические работники для чтения. Вот почему стоит повысить продуктивность именно этой части рабочего дня. Но вместе с тем не надо забывать, что значительная часть информации обрабатывается и другими способами чтения. Назовем пять основных способов:

1) углубленное чтение;

2) собственно быстрое чтение;

3) выборочное чтение;

Мы подразумеваем под быстрым чтением новую программу обработки текста. Рассмотрим каждый из этих способов отдельно.

Углубленное чтение. При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка.

Некоторые педагоги высшей школы называют углубленное чтение аналитическим, критическим, творческим. Этот способ чтения считается лучшим при изучении учебных дисциплин. При таком чтении студент не просто читает текст и выясняет непонятные места, а, основываясь на свои” знаниях, опыте, рассматривает вопрос критически, творчески, находи; сильные и слабые стороны в объяснениях, дает самостоятельное толкование положениям и выводам. Свое толкование, свой взгляд позволяют легче запомнить прочитанный материал, повышают активность студента на занятиях. Таким способом читается обычно материал по новой, незнакомой теме, таблицы.

Читайте также:  Опти вумен витамины способ приема

Быстрое чтение. Этот способ достаточно подробно разбирался нами выше. Быстрое чтение в тех случаях, когда оно достигает своего совершенства, частично переходит в углубленное чтение.

Выборочное чтение — разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует свое внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы. Этот метод очень часто используется при вторичном чтении книги, после ее предварительного просмотра. Естественно, что скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения, поскольку страницы книги в этом случае листают до тех пор, пока не отыщется нужный раздел. Его читают углубленно.

Чтение-просмотр используется для предварительного ознакомления с книгой. Это исключительно важный способ чтения, которым несмотря на его простоту владеют немногие. В совершенстве им владел замечательный русский ученый Н. А. Рубакин. Вот как описывает технику чтения Н. А. Рубакина его сын, проф. А. Н. Рубакин: “Читал он поразительно быстро, вернее, определял книгу, ее ценность. Брал книгу в руки, пробегал предисловие, по оглавлению выискивал наиболее важные положения автора, по которым можно было судить о его взглядах, просматривал заключение — и диагноз книги и ее содержания был поставлен”.

Сканирование. Уже само название говорит о характере такого чтения: это быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта. Как показали наши эксперименты, человек, читающий быстро, выполняет этот поиск в два-три раза быстрее читающего традиционно. Развивая и тренируя зрительный аппарат и особенно периферическое зрение, удается при взгляде на страницу текста мгновенно увидеть искомую фамилию, название, нужную цитату.

Рассмотренные пять способов чтения показывают сложность и многообразие задач, возникающих при реализации такого, казалось бы, естественного и простого процесса, как чтение.

Овладение каждым из этих методов так же важно, как и формирование навыка быстрого чтения. Искусство чтения предполагает умение каждый раз выбирать соответствующий режим в зависимости от цели чтения, характера текста и бюджета времени.

Источник

Выделяют 5 способов чтения

В зависимости от целевой установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Просмотровое чтение предполагает получения общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

Источник

Пять способов чтения

Естественно, что быстрое чтение имеет физические границы приме­нения. Мы предлагаем разбить все способы чтения на пять групп. Каж­дый раз, прежде чем начать чтение, надо выбрать определенный режим в соответствии с целями, задачами и бюджетом времени. Быстрое чтение вовсе не универсальный метод получения смысловой информации. Но важность овладения им объясняется еще и тем, что в общем объеме рабочего времени трудового дня на его долю приходится большая часть. Режим быстрого чтения у инженерно-технических работников зани­мает 70—80 % всего времени. Вот почему стоит повысить продуктив­ность именно этой части рабочего дня. Но вместе с тем не надо забывать, что значительная часть информации обрабатывается и другими спосо­бами чтения, среди которых основными являются: 1) углубленное; 2) быстрое; 3) панорамное быстрое; 4) выборочное; 5) чтение-про­смотр и чтение-сканирование. Рассмотрим каждый из этих способов отдельно.

Читайте также:  Возможные способы реализации угроз информационной безопасности

Углубленное. При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Некоторые педагоги высшей школы

называют углубленное чтение аналитическим, критическим, творческим Этот способ считается лучшим при изучении учебных дисциплин. Сту-дент не просто читает текст и выясняет непонятные места, а, основы ваясь на своих знаниях, опыте, рассматривает вопрос критически, твор-чески, находит сильные и слабые стороны в объяснениях, дает самосто-ятельное толкование положениями выводам, что позволяет легче запом­нить прочитанный материал, повышает активность студента на занятиях. Таким способом читаются обычно материал по новой теме, таблицы.

Быстрое. Этот способ достаточно подробно разбирался выше. Быст-рое чтение в тех случаях, когда оно достигает совершенства, частично переходит в углубленное чтение.

Панорамное быстрое. Это результат дальнейшего совершенствова­ния техники быстрого чтения. Используя специальные тренировочные упражнения со стереотаблицами, обучающийся добивается существен­ного увеличения оперативного поля зрения. Возникает эффект так назы-наемой фузионной дивергенции, т. е. разведение зрительных осей глаз. За счет этого значительно повышается скорость чтения и качество усво­ения прочитанного.

Выборочное. Разновидность быстрого чтения, при котором читают­ся избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как вы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует внима­ние только на тех аспектах текста, которые ему необходимы. Этот метод очень часто используется при вторичном чтении книги после ее предварительного просмотра. Естественно, что скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения, поскольку страницы книги листают до тех пор, пока не отыщется нужный раздел. Его чи-тают углубленно.

Чтение-просмотр. Используется для предварительного ознакомле­ния с книгой. Это исключительно важный способ чтения, которым, не­смотря на его простоту, владеют немногие, В совершенстве им владел Н. А. Рубакин. Вот как описывает технику чтения Н. А. Рубакина его сын, профессор А. Н. Рубакин: «Читал он поразительно быстро, вернее, определял книгу, ее ценность. Брал книгу в руки, пробегал предисло-вие, по оглавлению выискивал наиболее важные положения автора, по Которым можно было судить о его взглядах, просматривал заключе­ние и диагноз книги и ее содержания был поставлен».

( панирование. Быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта. Как показали эксперименты, человек, читающий быстро, выпол-няет этот поиск в 2—3 раза быстрее читающего традиционно. Развивая и тренируя зрительный аппарат и особенно периферическое зрение, емуудается при взгляде на страницу текста мгновенно увидеть нужные

Рассмотренные пять способов чтения показывают сложность и мно-

гообразие задач, возникающих при реализации такого, казалось бы, ес-

тественного и простого процесса, как чтение. Овладение каждым из

них так же важно, как и формирование навыка быстрого чтения. Искус­ство чтения предполагает умение каждый раз выбирать соответствую­щий режим в зависимости от цели чтения, характера текста и бюджета времени.

Нормативы скорости чтения

Мы определяем скорость чтения как количество знаков, прочи­танных в единицу времени с учетом качества усвоения прочитанного. Ее можно подсчитать по формуле

где V — скорость чтения, зн./мин.;

Q — число знаков в тексте (объем);

Т — время, затраченное на чтение текста, в мин.;

К — коэффициент понимания.

Под знаком понимается каждая буква и цифра текста (кроме зна­ков препинания). В некоторых пособиях скорость чтения измеряется в словах. От одной единицы измерения объема текста можно легко перей-ти к другой, только зная соотношение между ними»

Известно, что в русском языке слова имеют в среднем по шесть букв. Если, например, скорость чтения в знаках равна 600/мин., то ско­рость чтения в словах будет 100/мин. (600:6). Абсолютно точно время чтения замеряют секундомером, в крайнем случае часами с секундной стрелкой.

А что такое коэффициент понимания? Нам уже известно, что быст­рое чтение — это осмысленное чтение при глубоком усвоении прочитан­ного. В процессе обучения нужно постоянно измерять не только ско­рость чтения, но и качество усвоения. Как следует из приведенной фор­мулы, скорость чтения неразрывно связана с пониманием прочитанно-го. Коэффициент понимания определяется анализом ответов на 10 воп­росов по содержанию прочитанного. При правильном ответе на все 10 вопросов К = 1, на 8 вопросов =0,8 и т. д.

Считаем целесообразным ограничиться одним показателем, харак­теризующим скорость чтения в соответствии с приведенной выше фор-мулой. В самом деле, понятие «чтение» предполагает выполнение про­цесса, связанного не только с восприятием информации, но и непре­менно его смысловой обработкой. В связи с этим термин «скорость чте-ния», определяемый как «объем прочитанного текста за единицу време­ни», теряет всякий смысл. Отпадает необходимость также в других тер­минах — «гибкость», «продуктивность чтения» и т. п., которые только вводят в заблуждение неискушенных читателей. Следует постоянно пом-

нить, что любое чтение всегда предполагает осмысление прочитанногс а раз так, то и измерение скорости чтения всегда должно быть связано проверкой качества его усвоения.

Каковы же нормативы скорости чтения? Что следует считать мед-ленным и быстрым чтением? В США и некоторых других странах сущест-вует государственный стандарт скорости чтения. Прием на работу в не которые конторы и фирмы непременно включает тестирование, пре-усматривающее измерение скорости чтения.

В нашей стране установлен государственный норматив скорости чтения для школьников начальных классов. Школьная реформа вклю-чает как обязательный компонент совершенствование техники чтения школьников. Предполагается, что выпускник средней школы должен в полной мере владеть навыком быстрого чтения. Однако, как пока-зывает опыт, этому надо учить специально, хотя бы в порядке факуль-татива, В новом школьном курсе «Основы информатики и вычисли тельной техники» методика обучения быстрому чтению должна найти свое отражение.

Читайте также:  Получите хлорид железа тремя возможными способами

Наши многолетние наблюдения и опыт обучения позволяют устано-вить нормативы чтения взрослых читателей (табл. 1).

Скорость чтения
Вид чтения
сл. /мин зн./мин
Очень медленное
Медленное
Быстрое
Сверхбыстрое 500-1000 3000-6000
Панорамное быстрое 1000-1500 8000-10 000

Предлагаемая методика обучения позволяет в среднем увеличит] скорость чтения в 5 раз по сравнению с первоначальной. Как правило учащиеся достигают скорости в 3 тыс. знаков и более. При таком тем-пе за час можно прочитать около 100 страниц книги среднего формата.

Какова максимально возможная скорость чтения? Исследования по-казали, что максимальная скорость, при которой возможно полноцен-ное усвоение прочитанного, не может превышать 3000 сл/мин (20 тыс зн./мин). Примеры более высоких скоростей, которые приводятся иног-да в зарубежной печати, или носят рекламный характер, или имеют в виду чтение типа скольжения-сканирования на повышенных скоростях

Скорость чтения у каждого человека индивидуальна и зависит от множества факторов: активности и уровня нервно-психических про-цессов, темперамента, особенностей мышления и т. п. Поэтому правиль-нее повышать существующую скорость чтения. Наблюдения свидетель-

ствуют, что практически любой здоровый человек сможет, овладев ме­тодом быстрого чтения по предлагаемой методике, увеличить скорость в 5 раз.

ЗАДАНИЕ 1. Определение начальной скорости чтения

Приготовьте секундомер, тетрадь, ручку. Сейчас вы будете читать

приведенный ниже текст, а затем отвечать на вопросы. Запишите время

начала чтения или включите секундомер.

Время начала чтения___________

Время окончания чтения____________

Время чтения текста____________

Теперь откройте с. 153 и запишите в тетради ответы на все 10 при­веденных здесь вопросов. Текст больше не смотрите. По окончании про­верки правильности ответов на вопросы определите свой коэффициент понимания и подсчитайте скорость чтения. Например, вы читали текст 45 с, правильные ответы дали на 6 из 10 вопросов;

Примечание: 45 с = 0,75 мин.

Запишите начальную скорость чтения и отметьте ее на графике ре­зультатов обучения.

Известия. 1980. 20 ноября Текст 1

Объем 740 знаков

Проводя наблюдение с высотного самолета, астрономы обнаружили свидетельства существования во Вселенной сверхскопления галактик.

Это предполагаемое скопление галактик, возможно, простирается на два миллиарда световых лет, и в него входит, видимо, на 30-40 про™ центов больше галактик, чем в обычные их скопления.

Само наличие такого сверхскоплення противоречит существующим взглядам, согласно которым наша Вселенная возникла в результате «начального взрыва» 9 , происшедшего 15—18 миллиардов лет тому на­зад. После этого взрыва, как считается, Вселенная расширялась равно-мерно и вещество двигалось во все стороны с одинаковой скоростью.

Если существует такая огромная концентрация вещества, то, веро­ятно, она не является единственной. Может быть, первоначальный cryс-

* Для контрольных текстов 1-3 использованы статьи, опубликованные в книге: Эврика-82. М., 1982. Фамилии авторов и названия газет для этих статей в учебных целях приведены условно.

ток вещества имел неправильную форму и оно не распространялось во все стороны равномерно, как это считалось до сих пор.

ЗАДАНИЕ 2, Изучение объема читаемого текста и бюджета времени Проведите в течение недели анализ чтения. Фиксируйте ежедневно все, что вы читаете, замечайте время, которое затратили на чтение. Зане­сите результаты в свой журнал наблюдений.

ЗАДАНИЕ 3. Как вы читаете?

Изучив основные особенности процесса чтения и недостатки его тра­диционного метода, полезно провести анализ своего чтения. Для этого предлагаем ответить на 10 вопросов приведенной здесь анкеты, причем ответы оцениваете вы сами соответствующим числом баллов.

1. Всегда ли вы, начиная чтение, имеете четкую цель и мотив?
Всегда очень четкую и чтение мотивировано . 10

Всегда приблизительно и без мотива. . 6

Лишь изредка . . 2

2. Меняете ли скорость чтения на протяжении одной статьи?

Постоянно меняю. . 10

Скорость определяю перед началом чтения заранее . 4

Всегда читаю со средней скоростью . 2

Всегда читаю очень медленно. 0

3. Удается ли целиком сосредоточиться на тексте?

Удается всегда . 10

В основном удается. . 6

Лишь в случае, если материал очень интересный . 4

В редких случаях. . 2

4. Можете ли вы быстро понять структуру читаемого текста?

Построение текста чувствую всегда . . 10

Понять, какие разделы наиболее важны, мне удается быст­
ро. 6

После прочтения небольшой части уже представляю себе

Разбираюсь в структуре только после того, как прочитаю

На структуру не обращаю внимания . 0

5. Можете ли вы понять сразу смысл целого предложения или
хотя бы части его?

Могу всегда . 10

Могу, если текст легкий . 6

6. Возвращаетесь ли вы повторным взглядом к уже прочитанно­
му тексту?

Если есть незнакомые места, то возвращаюсь . 6

Изредка возвращаюсь из-за непонимания слов. . 4

Иногда, если не понимаю смысла текста . 2

Возвращаюсь часто по различным поводам. . 0

7. Водите ли вы по строке пальцем либо карандашом или следите
за текстом движением головы?

Голова и руки всегда без движения. . 10*

Иногда двигаю головой. . 6

При чтении важных мест вожу пальцем по тексту. . 4

Всегда так делаю. . 0

8. Проговариваете ли вы вслух или про себя то, что читаете?
Всегда читаю молча и думаю, что не проговариваю . 10

Не могу ответить точно. 6

Произношу отдельные (трудные) слова. . 4

Часто ловлю себя на том, что проговариваю читаемый текст 2

Всегда читаю с артикуляцией. . 0

9. Возникают ли у вас образные представления того, что читаете?

Возникают всегда. . 10

Затрудняюсь ответить. . 4

10.Как двигаются ваши глаза при чтении?

Вертикально, плавно и быстро посередине страницы . 10

Источник

Оцените статью
Разные способы