- Вычитание числа 4. план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок математики в 1-м классе. Тема: «Вычитание числа 4»
- 1. Организационный момент.
- 2. Сообщение темы и цели.
- 3. Устные вычисления.
- 4. Физкультминутка.
- 5. Новая тема.
- Урок математики на тему «Вычитание числа 4». 1-й класс
Вычитание числа 4.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Конспект урока математикив 1 классе, соответствующий требованиям ФГОС. Тема : «Вычитание числа 4»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока, соответствующий требованиям ФГОС | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Вычитание числа 4»
«Начальная школа XXI век»
Автор учебника: В.Н.Рудницкая.
Авторы разработки: Сороченко Л.И.-учитель начальных классов
Гладенко В.Л.- учитель начальных классов
1) Закрепить знание структуры I шага учебной деятельности и умение выполнять УУД, входящие в его структуру.
2) Построить алгоритм вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд и сформировать первичное умение его применять.
3) Закрепить алгоритм вычитания однозначных чисел из двузначных (общий случай).
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, аналогия.
- Мотивация к учебной деятельности.
1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).
2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).
3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
УУД:Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные : действие смыслообразования.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
– Сегодня вы продолжите изучать действия с однозначными числами. Каким способом вы будете изучать новую тему? (Сначала повторяем необходимое, потом выполняем пробное действие, фиксируем свое затруднение, выявляем его причину затруднения.)
На этом уроке нужно научиться вычитать число 4. Это труднее, чем работать с числами 1,2,3.Вы будете составлять цепочки выражений, соединять равенства с подходящими домиками- схемами состава разных чисел, разгадывать правила составления пар равенств.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
1) Организовать актуализацию изученных способов действий , достаточных для построения нового знания.
2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.
3) Организовать обобщение актуализированных способов действий.
4) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
5) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.
6) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
1) Повторение состава изученных чисел.
Открыть на доске домики с составом изучаемых чисел – 2 , 3, 4
1) Решение выражений на сложение и вычитание уже изученных видов, без перехода через десяток. Среди них встречается одно, где нужно вычесть 4 из двузначного числа с переходом через десяток.
3. Выявление места и причины затруднения.
1) Организовать восстановление выполненных операций.
2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.
3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.).
4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще
умение структурировать знания;
постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
— Какое выражение вызвало затруднение?
— Как вычислить значение данного выражения не применяя таблицу сложения и числовой отрезок?
-Чему мы будем сегодня учиться на уроке?
Тема урока: Вычитание однозначного числа 4 из двузначного числа.
Цель : Будем учиться вычитать 4 из двузначных чисел без помощи числового отрезка и таблицы сложения.
— Что нам поможет в решении данного примера?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.
3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).
4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели .
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,
общеучебные: знаково-символические – моделирование;
выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.
Актуализация опыта вычитания однозначных чисел в пределах 10.
— Какой вывод сделаем? (Можно вычитать число по частям).
5.Применение полученного алгоритма при решении выражений с переходом через десяток.
1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).
4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.
5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
общеучебные : поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера
1)Первое равенство помогает решить второе равенство, а второе равенство помогает найти значение третьего. Вставь недостающие числа.(Работа на интерактивной доске).
10-2= 12-2= 11-1= 13-3=
10-2-2= 12-2-2= 11-1-3= 13-3-1=
10-4= 12-4= 11-4= 13-4=
6.Формулирование детьми алгоритма вычитания числа 4 с переходом через десяток.
Чтобы из двузначного числа вычесть число 4, надо сначала вычесть все единицы двузначного числа, а остальное вычесть из десятка.
2) Решение похожих примеров с применение сказочных цифр и числового ряда сказочных чисел.
(Работа на интерактивной доске).
7.Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи :
умение выражать свои мысли.
1) Работа в тетради на печатной основе стр.43, №1.
Дети выполняют вычитание четырех с переходом через десяток,
объясняют способ вычисления.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки
3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
общеучебные : умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
1) Найти значение выражений.
Проверить по эталону(Работа на интерактивной доске).
— Какой пример оказался лишним?
- Работа в тетради на печатной основе.
Проверь работу машины. Стр.44, №2.
Значения выражений выписаны на доске. Дети сравнивают полученные ответы с шаблонными. Находят ошибки . Объясняют применение правила вычитания числа 4 в примерах, где допущены ошибки.
9. Включение в систему знаний и повторение.
1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.
2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Разделение класса по вариантам. Выполнение задания по вариантам, обмен тетрадями, взаимопроверка.
– Оцените работу соседа по парте. Всё ли получилось? Какие были затруднения?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1) Организовать фиксацию нового содержания , изученного на уроке.
2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания .
общенаучные: умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
– Какую цель вы поставили на уроке? (Построить способ вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.)
Источник
Урок математики в 1-м классе. Тема: «Вычитание числа 4»
Цель: Создание педагогических условий для закрепления умения вычитать число 4.
Задачи:
— вычислительные навыки сложения и вычитания 1, 2, 3, 4;
-логическое мышление через решение задач и математических выражений, работу с геометрическими фигурами;
— математическую зоркость через операцию сравнения;
— умение вести математический учебный диалог.
Оборудование: учебник “Математика” автор В. Н. Рудницкая, тетрадь “Математика№1”, касса цифр, геометрические фигуры, магнитные цифры, картинки—помощники, графы.
1. Организационный момент.
Приветствие гостей, учащихся, учителя. Настраиваемся на работу( несколько раз вдохнуть, спокойно выдохнуть, занять свои места)
2. Сообщение темы и цели.
Учитель (У): Чему учились на прошлом уроке математике, что делали?
Дети (Д): Прибавляли 4. Решали составные задачи.
У: А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня? И с чем бы вы хотели поработать на уроке?
Д: вычитать 4. Будем работать с книгой и в тетради. Составлять и решать задачи. Математический диктант.
У: Да, мы будем продолжать учиться вычитать 4. Обязательно будем составлять и решать задачи, а также математические выражения.
3. Устные вычисления.
У: Прочитайте математические выражения, используя разные способы чтения
4 + 1 8 – 3 6 – 2 4 + 3
Д: К ? прибавить ?; сумма чисел; из ? вычесть ?; разность чисел; ? да ?; ? без?.
У: Сосчитайте, ответ поставьте на щиток.
У: Прочитайте следующие выражения, используя разные способы чтения и скажите, ВЕРНЫ или НЕТ они.
6 + 2 = 8; 7 – 1 = 8; 5 + 2 = 7; 4 + 4 = 8.
Д: (Находит верные и неверные выражения, доказывают, исправляют.)
4. Физкультминутка.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали!
5. Новая тема.
У: Расскажите, как вычитают число 4 наши друзья: щенок Тузик, котёнок Мурзик и девочка, их хозяйка.
Д: Число 4 можно вычесть следующими способами:
По 1, по 2; можно отнять сначала3, а потом 1; а можно отнять 1, а потом 3.
У: Итак, скажите ещё раз, как можно вычитать число 4, какими способами?
Источник
Урок математики на тему «Вычитание числа 4». 1-й класс
Класс: 1
Цель урока: формирование новых знаний и ценностного отношения к ним.
Задачи урока:
Оборудование: компьютер, проектор, классная доска, счётные палочки, абак, веер цифр, учебники, раздаточный материал для учащихся, презентация к уроку.
1. Адаптационный этап.
1) Орг. момент.
- “Математика — гимнастика ума”. А.В. Суворов.
- “Шапка для ума”.
— “Наденьте шапку” (мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза).
Математический цветовой диктант.
— Работаем красным и зелёным карандашами. Если вы согласны с утверждением, то рисуете зелёный кружок, а если нет, то рисуете красный кружок.
- 4 увеличить на 2 это 6.
- 2 плюс 2 это 5.
- Сумма 5 и 3 это 8.
- Разность 4 и 2 это 1.
- 7 уменьшить на 3 это 4.
- К 4 прибавить 4 получится 8.
- 4 без 1 это 2.
Оцени свою работу.
3) Актуализация знаний.
(Слайд 2) / 2 + 2 = 5 4 – 2 = 1 4 – 1 = 2/
— Посмотрите на примеры, в которых были допущены ошибки. Исправим ошибки.
— Состав какого числа надо знать, чтобы не допустить ошибок? (Cостав 4)
— Расскажите состав числа 4.
— Проверка. (Слайд 3)
— Как из какого-нибудь числа вычесть 4? (По частям: 1 и 3; 3 и 1; 2 и 2; 4 раза по 1)
Формулируем тему урока.
— Как вы думаете, какая тема урока? (Слайд 4)
2. Основной этап.
Вычитание числа 4 из чисел первого десятка.
— Уменьши данные числа на 4. Ответ покажи с помощью веера цифр. Объясни, как ты вычислял.
6 8 5 7 9 4 10 0
— Из какого числа нельзя вычесть 4? Из каких чисел также нельзя вычесть 4? (1, 2, 3)
Вычитание числа 4 из 11, 12, 13.
Создание интеллектуального затруднения.
— А как из 13 – 4? (Мнения детей)
— Какой предмет поможет решить данный пример? (Абак)
Работа с абаком. Решение примеров вида: 13 – 4, 11 – 4, 12 – 4
— Работая с абаком, что общего в решение данных примеров вы заметили? (Вычитая по частям, сначала вычитаем до 10, а потом оставшуюся часть)
— Решаем данные примеры, используя этот способ вычисления, комментируя свои действия. (у доски и в тетрадях)
Закрепление. Работа в парах.
— Проверь работу “машины”. Исправь ошибки. (Карточка)
— Проверка. (Слайд 5)
Составь задачу по рисунку. (Учебник с 63 №4) (Слайд 6)
— Составь условие и вопрос задачи.
— Решаем задачу самостоятельно.
— Проверка: 2 человека записывают на доске своё решение.
— Формулируем и записываем ответ.
Работа в группах (карточки: на одной парте 2 условия, на другой – 2 вопроса). (Слайд 7)
— Прочитайте записи на карточках (в парах).
— Поднимите руку, у кого написаны условия задач, у кого – вопросы.
— Объединитесь в группы и составьте задачи.
— Проверка: прочитайте получившиеся задачи.
— К какой задаче подходит данное решение?
Решаем задачу на деление. (Слайд 9)
— Каким действием решается эта задача? (делением)
— Решаем с помощью палочек. (1 человек у доски с помощью фишек)
— Записываем решение, ответ.
4. Развивающие задания со счётными палочками. (Слайд 10)
— Какую геометрическую фигуру можно сложить из 4 палочек? (Квадрат)
— А для двух квадратов сколько понадобится палочек? (8)
— Сложите два квадрата из 7 палочек.
— Проверка. (Слайд 11)
1) Рисуем смайлик.
— Урок был интересным, и вы справились практически со всеми заданиями.
— Урок был интересным, но не все задания получилось выполнить без ошибок.
— Урок был трудным, и вы не смогли правильно выполнить много заданий.
2) — За что хотите похвалить себя на уроке?
3) — Кого из одноклассников хотите похвалить, сказать спасибо? (Слайд 12)
Источник