Урок математики по теме «Вычисляем площадь». 2-й класс
Класс: 2
Предметные:
- Создать условия для ознакомления с названиями единиц измерения площади,
- Способствовать развитию умения вычислять площадь с помощью умножения;
- Содействовать формированию навыков сложения одинаковых слагаемых;
Развивающие:
- Развитие речи учащихся;
- Активизация словесно-логического мышления;
- Формирование устойчивости внимания;
Воспитательные:
- Воспитание товарищества, взаимопомощи, интереса к разным профессиям.
Планируемые результаты
- Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.
- Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий.
- Познавательные: осуществляют поиск существенной информации, формулируют ответы на вопросы учителя
Ход урока
I Организационный момент.
— Ребята, я вижу , что все вы готовы к уроку математика. Молодцы! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок. Послушайте стихотворение и попробуйте ответить на вопрос.
Можешь ли сейчас понять,
Кем ты хочешь после стать?
Где работать, кем трудиться,
На кого пойти учиться?
Да, вопросы сложноваты,
Но решенье есть, ребята!
Нужно пробовать, мечтать,
О профессиях читать,
В разные кружки ходить,
Чтоб понять, кем хочешь быть!
— Так кем же вы хотите стать? (Экономист, фотограф, врач)
II Актуализация знаний.
— Вы знаете много профессий. А какой предмет необходимо знать в любой профессии? (Математика)
— Сегодня вы попробуете стать специалистами в разных профессиях.
Для того чтобы узнать, какая будет первая наша профессия сегодня, вам необходимо решить цепочки примеров и заполнить таблицу на ваших столах.
6 | 1 | 50 | 68 | 2 | 5 | 3 | 2 | 12 | 1 |
Р | Т | Т | Р |
6 | 1 | 50 | 68 | 2 | 5 | 3 | 2 | 12 | 1 |
А | Р | Х | И | Т | Е | К | Т | О | Р |
Первая профессия – это Архитектор.
Кто знает, что это за специалисты, чем они занимаются?(Ответы учащихся)
Архите’ктор — специалист, который на профессиональной основе осуществляет архитектурное проектирование (организацию архитектурной среды), включая проектирование зданий, в том числе разработку объёмно-планировочных и интерьерных решений.
Задание 1 для архитекторов. Эти домики построены из разных геометрических фигур:
— Сосчитайте, сколько на 1 рисунке треугольников и прямоугольников. (9 треугольников и 1 прямоугольник)
— Сосчитайте, сколько на 2 рисунке треугольников и прямоугольников.(3 треугольника и 9 прямоугольников)
Задание 2 для архитекторов. Найдите периметр этих фигур и сравните их.
(Периметр прямоугольника 3 * 2 + 5 * 2 = 16см
Периметр треугольника 4см + 6 см + 8см = 18 см. Периметр прямоугольника меньше периметра треугольника)
III Выявление затруднения. Новая тема.
Задание 3 для архитекторов. Начертите прямоугольник, площадь которого равна 6 квадратным сантиметрам. (Затрудняются)
— Почему не можете начертить? (Не знаем, как находится площадь)
Какую цель ставим перед собой ? (Узнать, как находится площадь прямоугольника)
— Площадь измеряют одинаковыми квадратами. Самая распространенная единица измерения площади – квадрат со стороной 1 метр, или, квадратный метр. Мы будем пользоваться более мелкой единицей измерения – квадратный сантиметр. Это квадрат со сторонами 1 см. Начертите этот квадрат в тетради. Площадь этого квадрата 1 кв. см.
- Начертите прямоугольник, у которого площадь равна 2 кв.см.
- Измерьте стороны фигуры.(1 см и 2 см)
- Начертите прямоугольник, у которого площадь равна 6 кв.см.
- Измерьте стороны фигуры.(3 см и 2 см) Какие выражения помогут нам вычислить площадь?
Вывод: чтобы вычислить площадь прямоугольника , нужно его длину умножить на ширину.
Молодцы ,хорошие из вас получились архитекторы.
IV Первичное закрепление.
Теперь посмотрите на слайд. Кем теперь мы станем?
Это — строитель. Теперь мы тоже строители. На ваших столах у каждой команды коробки с кубиками. Ваша задача построить фундамент (основание)дома площадью 10 кв . метров. 1 кв метр — это 1 кубик.
— Молодцы! Какие прямоугольники у вас получились?
— Как вычислим площадь? 5 * 2 или 2 *5 или 1* 10…
Вы все справились с этим заданием. Хорошие из вас получились строители. Сложите кубики в коробку.
— Кем же теперь мы станем? Смотрим на слайд.
Правильно, мы теперь — спортсмены. Покажите, как спортсмены делают разминку.
V Физминутка.
(Под музыку выполняют движения)
Раз — руки вверх махнули
И при том вздохнули.
Два — три нагнулись, пол достали,
А четыре — прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем,
При наклонах выдох дружный,
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем, как мячики ,
Девочки и мальчики
VI Включение в систему знаний и повторение.
Чтобы узнать, кем мы будем ещё, отгадайте слова и по первым буквам узнаете следующую профессию.
1. Это самое маленькое трехзначное число? (100) Буква С.
2. Первая буква в слове арифметика ? (А)
3. Сколько будет если 12 : 6 ? (Два) Буква д
4. Сколько будет если 42:42 ? (Один) Буква О
5.Делимое 32 делитель 4 . Чему равно частное? (8) Буква В
6. Самое маленькое число после 0? (1) Буква 0.
7. Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 10см Х 2см?( 20)Буква Д.
— Кто такие садоводы? (Те, кто работают в саду, сажают урожай)
Откройте стр39 в учебнике
№4.Решаем задачу
Площадь огорода — 40 кв.метров. Половину огорода занимают грядки с клубникой. Какую площадь они занимают?
Ответ: грядки с клубникой занимают 20кв.метров.
№5. Решаем задачу
Круглая клумба занимает площадь 100кв.метров.Тюльпаны высадили в центре клумбы в виде квадрата 4х4 метра. Какую площадь занимают другие цветы?
1) 4 * 4 = 16 (кв.м) – площадь под тюльпаны.
2) 100-16 = 84 (кв.м)- площадь занимают другие цветы.
Ответ: площадь 84 кв. метра занимают другие цветы.
VII Рефлексия.
- Вспомним, чему мы сегодня научились?
- Что нового узнали?
- С какими профессиями познакомились?
- Какие выводы делали ?
- Кем же мы станем в конце урока?
Конечно, мы станем художниками. На столах у вас смайлики нарисуйте их выражение лица такими же, как ваше настроение было на уроке и раскрасьте их.
Источник
Конспект урока по математике для 2 класса «Площадь фигур»
Технологическая карта урока №_____
«Площадь. Сравнение фигур по площади»
— познакомить с понятием «площадь фигуры» и различными способами сравнения площадей («на глаз», путем наложения, с использованием единицы измерения);
— развивать интеллектуальные способности детей;
— формировать интерес к математике.
— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
— Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
— Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
— Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
уметь высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;
уметь работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
— Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
— Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
— Уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь».
— Уметь находить площадь фигуры разными способами.
Основные понятия длина, ширина, площадь
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Образовательные — познакомить с понятием «площадь фигуры» и различными способами сравнения площадей («на глаз», путем наложения, с использованием единицы измерения);
— развивать интеллектуальные способности детей;
— формировать интерес к математике.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при парной, фронтальной, индивидуальной работе.
Открытие новых знаний
— раздаточный материал – у учителя, геометрические фигуры – у детей.
Задача, условие, вопрос, решение
Парная, фронтальная, индивидуальная работа
Оргмомент. Положительный настрой .
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперед – за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
Задачи в стихах.
— Сколько ушей у трёх мышей? (6)
— Сколько лап у двух медвежат? (8)
— Сколько хвостов у четырех коров? (4)
— У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (1)
— Угадайте, о какой цифре пойдет речь.
Смотрит мама с нетерпеньем
На страницы дневника.
Ждет заветную оценку
У сынка-озорника.
Но опять одни четверки.
Нет красавицы.
— Сегодня на минутке чистописания мы будем работать с цифрой 5.
— Запишите все двузначные числа, в которых 5 десятков.
51 52 53 54 55 56 57 58 59
4 увеличить на 20 24
4 увеличить на 5. 20
40 уменьшить на 20 20
40 разделить на 5. 8
Умножте5 на 5 25
При умножении этого числа на само себя получается 36. О каком числе идет речь? 6
2) Задание на карточках «Расшифруй слово».
30 + 25 = П 4 · 6 = Ь 10 : 5 = О 100 – 1 = Д
40 – 11 = Щ 5 · 3 = Л 15 : 3 = А
— Какое слово вы расшифровали? (Площадь) (Слайд №1)
Изучение нового материала.
— Что вы представляете себе, когда слышите слово площадь?
— Названия каких площадей вы знаете?
— Как выглядит Красная площадь? (Слайд №2)
— Красная площадь — это центральная площадь Москвы .Возникновение Красной площади относится к концу 15 века, когда по приказу царя Ивана III были снесены деревянные постройки вокруг Кремля, угрожавшие царской резиденции постоянными пожарами. На их месте была организована площадь для мелкой торговли. Первоначально она так и называлась – Торговая. Красной площадь стали называть только в 17 веке.
Так выглядела Красная площадь до Великой Отечественной войны (1926 год). (Слайд №3)
— Кто знает, откуда произошло слово «площадь?»
— Слово «площадь» произошло от слова «плоский» (Слайд №4)
— Давайте прочитаем первое значение этого слова.
— А если площадь маленькая, как ее называют? (Площадка)
— Прочитаем второе значение. Площадка бывает детская, строительная, спортивная и т.д.
2. Изучение нового материала.
— Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним значением слова «площадь». Это слово часто будет звучать сегодня на уроке.
— Кто уже догадался, какова тема нашего урока? (Слайд №5)
— Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать, чему научиться?
— А для того, чтобы лучше понять новую тему, нам понадобятся старые знания.
— У какого четырёхугольника противоположные стороны равны?
— У какого четырёхугольника все углы прямые?
— Какая фигура имеет 4 стороны?
— Какая фигура имеет 3 стороны?
— Про какую фигуру можно сказать, что у нее нет углов?
— У какого четырехугольника все стороны равны?
-У какой фигуры нет начала и конца?
Сторона квадрата равна 3 см. Чему равен периметр квадрата?
— Чем отличаются? ( Ц ветом, размером)
— Какая фигура занимает меньш е места на плоскости? (Красный квадрат)
— Как вы это установили? («На глаз»)
— Подумайте, как еще можно узнать, какая фигура занимает меньше места на плоскости?
— Меньш е места на плоскости занимает красный квадрат, так как он полностью помещается внутри синего квадрата. В математике говорят так: «Площадь красного квадрата меньше, чем площадь синего квадрата, или площадь синего квадрата больше, чем площадь красного квадрата».
— Какими же способами можно измерить площади фигур?
— Давайте выясним, какое же еще значение имеет слово «площадь»? Для этого обратимся к толковому словарю Владимира Даля (Слайд №9 – читает 1 ученик, затем хором читаем определение)
3. Практическая работа.
— У вас на партах лежат разноцветные геометрические фигуры. Положите перед собой синий круг, желтый треугольник, красный квадрат и зеленый треугольник.
— Фигуры с одинаковой площадью положите справа от себя, а фигуру с наименьшей площадью – слева от себя.
— А теперь проверяем (Слайд №10)
— У кого получилось так же, поднимите руки.
— Какими способами вы пользовались?
— А теперь скажите, что больше – площадь стены или классной доски, площадь тетрадного листа или площадь учебника? Что можно сказать о площади окон в нашем классе? (Одинаковая площадь)
4. Проблемная ситуация.
— Золушка и Незнайка – соседи. У Золушки – участок розового цвета, у Незнайки – синего. Ваша задача – определить, у кого из них участок больше.
— У вас на партах есть еще 2 фигуры – это модели участков наших героев. Попробуйте сравнить площади этих фигур.
— Можно ли определить «на глаз» — площадь какой фигуры больше?
— Давайте попробуем наложить одну фигуру на другую. Получается?
— С какой проблемой мы столкнулись?
— Для этого существует еще один способ. Нужна единица измерения. Пусть это будет вот такой квадрат.
— Разобьем наши участки на одинаковые квадраты.
Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Встали мерки в три ряда.
Будто бы солдатики –
Чтобы площадь нам узнать,
Надо их пересчитать!
Сколько квадратов вмещает участок Золушки? (9) Участок Незнайки? (9)
— К какому выводу мы пришли? (Площади этих фигур одинаковые)
— Посмотрите, что получается.
Площадь фигуры – это величина, значит ее можно измерить.
Одинаковые квадраты – это единицы измерения (мерки).
Полученные числа – меры величины. Их можно сравнивать.
С.29 № 6 – коллективно.Один ученик у доски, остальные работают в тетрадях.
— С каким новым понятием мы сегодня познакомились?
— Как можно разными способами измерить площади фигур?
— Что вам особенно понравилось на уроке?
— У вас на партах лежат маленькие листочки. Кто считает, что он сегодня очень хорошо потрудился, пусть нарисует красный круг.
— Кто считает, что он сегодня на уроке хорошо работал, но где-то что-то не получилось – пусть нарисует зеленый квадрат.
— Если вы думаете, что на уроке вы работали плохо – нарисуйте синий треугольник.
— А теперь покажите мне свои фигуры.
— Вы сегодня все были… молодцы!
Диагностика результатов урока (итог урока)
— С каким новым понятием мы сегодня познакомились?
— Как можно разными способами измерить площади фигур?
Источник