Опасности внимательного наблюдения на выборах Президента РФ
До дня голосования на выборах президента остается меньше двух недель. Пожалуй, можно подвести итоги довольно серьезной подготовки, которую осуществила система избирательных комиссий с молчаливого согласия российской администрации. Ситуация с наблюдателями на российских выборах начала меняться с 2012 года, после гражданских протестов против фальсификаций 2011 года и кадровых изменений 2012 года, произведенных в идеологическом блоке Администрации Президента. Обновление состава ЦИК РФ в начале 2016, назначение совсем нового председателя ЦИК ускорило процесс.
Прежде, чем говорить о том, что ждет наблюдателей на близящихся выборах, мне придется сделать некоторые пояснения, относительно того, кто такие наблюдатели и что с ними было раньше.
Выборы в нашей стране по закону организуют специальные органы – избирательные комиссии. Понятно, что соответствующим подбором членов избирательных комиссий можно добиться любого результата выборов, и наше избирательное законодательство предусмотрело некоторые способы противодействия этому: обязательное включение в составы комиссий представителей всех парламентских партий, а также возможность назначения в комиссии членов с совещательным голосом и присутствия при голосовании и подсчете голосов других лиц – наблюдателей, кандидатов, доверенных лиц кандидатов и партий, представителей СМИ.
Главное действующее лицо на российских выборах – исполнительная власть (администрация) – к концу 90-х (где-то раньше, где-то позже) хорошо поняла важность процесса формирования избирательных комиссий и взяла этот процесс под свой контроль. У других участников выборов и даже просто у избирателей, естественно, возникло недоверие к работе избиркомов (которое питалось как простым наблюдением, так и составом избираемых органов), и они стали использовать предоставляемые законом возможности контроля за комиссиями: назначать членов с совещательным голосом и наблюдателей (далее в этом тексте мы всех таких контролеров будем называть просто наблюдателями). Таким образом, наблюдатели на наших выборах появились как реакция недоверия к организаторам выборов.
До 2011 года наблюдатели на выборах – это, в основном, люди, которые хотели немного подзаработать: серьезные кандидаты и партии платили небольшие деньги за то, что наблюдатель некоторое время отсиживал в помещении для голосования и получал копию протокола об итогах голосования, которую приносил в штаб. В тех случаях, когда организаторы выборов хотели сфальсифицировать результат, между ними и добросовестными наблюдателями возникали конфликты. Добросовестных наблюдателей стало больше тогда, когда в 2011 году в наблюдатели пошли совсем беспартийные и не требующие оплаты гражданские активисты.
Отношения между наблюдателями и избирательными комиссиями во многих случаях были очень напряженными, причем это напряжение усугублялось организаторами выборов, которые курировали комиссии. Удаление наблюдателей было явлением обычным. Поскольку оно, также, как и фальсификации, никак не наказывалось, постольку это явление разрасталось как снежный ком. Стоит, впрочем, заметить, что наблюдателей удаляли не всех, а только тех, кто проявлял активность и представлял опасность для фальсификаторов.
Отношение к наблюдателям начало меняться в 2016 году. В конце 2015 года в законодательство были внесены противоречивые новации: с одной стороны, усложнилась процедура назначения наблюдателей (и допуска на участки представителей СМИ), с другой стороны, было введено требование о том, что наблюдателя можно удалить только по суду. При этом нет сомнения, что, если бы не приход Э.А.Памфиловой в руководство ЦИК, первое требование закона выполнялось бы неукоснительно, а вот второе – не обязательно. Организаторы выборов (как показал опыт в Павловском районе Воронежской области) нашли другие способы удаления, например, проверка на трезвость.
Но факт остается фактом – число удалений снизилось почти до нуля, да и прямых фальсификаций на федеральных выборах стало гораздо меньше. Стоит отметить еще один важный и полезный шаг – возвращение видеонаблюдения, хотя и в меньшем объеме, чем в 2012 году.
Но кроме того, организаторы выборов резонно решили, что чем больше наблюдателей будет на выборах, тем проще будет объявлять об их открытости, гласности и честности. То есть перепутали причину со следствием. Избиркомы и администрации при участии общественных палат стали усиленно набирать и учить наблюдателей. Набор наблюдателей стал неформальным пунктом отчетности организаторов выборов.
Нет сомнения, что на выборах президента 2018 года на избирательных участках окажется наблюдателей больше, чем на любых предыдущих выборах. Правда, не надо при этом думать, что наблюдатели будут на всех избирательных участках, тем более, совсем не на всех избирательных участках окажутся добросовестные наблюдатели. Да и само понятие добросовестности разными наблюдателями может пониматься по-разному.
Принципиальным вопросом, например, является отношение к исполнению процедур. Большинство российских граждан вообще не считает нарушениями небольшие отклонения от процедуры. Ну, какая разница, считают ли бюллетени, предъявляя их содержимое, или просто, загибая уголки? Оглашались ли данные подсчета по списку избирателей? Надо ли кому-нибудь жаловаться, если эти требования закона нарушены? При нынешнем методе мобилизации наблюдателей большинство их даже и знать об этих требованиях не будет. И большинство российских организаторов выборов и даже судей не увидит в нарушении таких процедур причину для пересчета голосов на данном участке.
Большинство наблюдателей не будут такими вопросами даже интересоваться. Они исполнят свою роль, просидев в том углу, который им предназначит избирательная комиссия (а во всех инструкциях есть примерная схема, на которой указаны «Места для наблюдателей»), и получат копию протокола, если её им выдадут. Но найдется некоторое количество наблюдателей, которые захотят свободно перемещаться по помещению для голосования, знакомится с документами и подавать жалобы. Организаторы выборов таких не просто не любят, они еще и предупреждают участковые комиссии о планируемых провокациях.
Можно заранее предсказать те проблемы, которые возникнут в день голосования у таких наблюдателей. Перечислим их.
1. Проблема перемещения по помещению для голосования. Закон не запрещает такое перемещение. Иногда оно просто необходимо, например, для того, чтобы убедиться в правильности выдачи бюллетеня или чтобы ознакомится с документами. Но слишком часто такое перемещение руководители участковой комиссии называют «вмешательством» в работу комиссии.
2. Проблема фото-и видеосъемки. Наблюдателям и представителям СМИ она прямо разрешена законом, а вот про других граждан ничего не сказано. И кроме того, закон не ограничивает место съемки для представителей СМИ, а организаторы выборов распространяют такое ограничение с наблюдателей на всех остальных.
3. Проблема наличия портретов одного из кандидатов рядом с помещениями для голосования. Эта проблема постоянно возникает на выборах президента и руководителей регионов, поскольку дотошные наблюдатели усматривают в этом агитацию и неравноправие кандидатов.
4. Проблема выноса бюллетеня избирателем. Нигде не написано, что этого нельзя делать, но в некоторых комиссиях дело доходит чуть ли не до драки.
5. Проблема ознакомления наблюдателей с документами комиссии. В законе такая возможность для наблюдателей предусмотрена, но инструкции никак не уточняют процедуру ознакомления, что часто оборачивается конфликтами на участке.
6. Проблема приема жалоб и заверения их копий. Обязанность рассмотрения жалоб установлена законом, но на практике прием и рассмотрение жалоб не всегда реализуется. Стоит отметить одну деталь наших выборов: жалобы, поданные в участковую комиссию, не только не отражаются в ГАС «Выборы», но зачастую даже не доходят до вышестоящей комиссии и не отражаются в её протоколе.
7. Проблема удаления наблюдателей. Поскольку процедура удаления наблюдателей по суду никак и нигде не прописана, умелые организаторы выборов будут прибегать к помощи полиции, которая может задерживать и доставлять наблюдателей в отделение полиции «за нарушение общественного порядка», «для составления протокола», «для освидетельствования» или просто «за неподчинение требованию сотрудника полиции» пройти с ним в отделение.
Было бы очень правильно заранее предусмотреть эти проблемы в специальной инструкции ЦИК. Было бы очень правильно, если бы региональные избирательные комиссии заранее обсудили спорные вопросы с добросовестными наблюдателями. Но, судя по всему, организаторов выборов больше волнует вопрос о подборе таких наблюдателей, с которыми проблемы не возникнут и на фоне которых остальных наблюдателей можно будет назвать провокаторами.
Источник
Основные права наблюдателей на выборах
Наблюдатели — это граждане, которые следят за соблюдением закона на выборах или референдумах, контролируют происходящее и фиксируют возможные нарушения.
Кто может быть наблюдателем
В наблюдении за выборами может участвовать гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. В Российской Федерации оно предоставляется всем гражданам страны, достигшим 18 лет, кроме признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
Наблюдатели могут представлять политические партии, конкретных кандидатов или субъект общественного контроля: общественные объединения, профессиональные и творческие союзы, объединения работодателей.
Наблюдатели присутствуют на избирательных участках и в территориальных или окружных избирательных комиссиях. На участке разрешено присутствовать одному-двум наблюдателям от каждой партии или кандидата. Они имеют право производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку, а удалять их с участка можно только по решению суда.
NB! Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, губернаторы, главы местных администраций, и лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, а также судьи, прокуроры и члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.
— знакомиться со списком избирателей и сведениями о них, а также реестром заявлений вне избирательного участка;
— находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования;
— наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
— присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
— наблюдать за подсчетом числа избирателей;
— наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;
— визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования;
— обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к Председателю участковой избирательной комиссии;
— знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов;
— обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
— присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;
— осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено Председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом Председателя, заместителя Председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.
агитировать, выдавать избирателям избирательные бюллетени, расписываться и заполнять бюллетень за избирателя , в том числе по его просьбе, принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, участвовать в принятии решений избирательной комиссией, а также совершать действия, нарушающие тайну голосования и препятствующие работе избирательной комиссии.
Также на избирательных участках могут присутствовать наблюдатели от иностранных государств или международных организаций. Приглашения международным наблюдателям направляют Президент, Правительство, парламент и Центризбирком после официальной публикации решения о назначении выборов. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в РФ, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав человека.
Международное наблюдение за выборами осуществляют такие международные организации, как ОБСЕ (Организация безопасности и сотрудничества в Европе), ПАСЕ (Парламентская ассамблея Совета Европы), БДИЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека), межгосударственные структуры СНГ (Содружество Независимых Государств), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), Северный совет.
Иностранные наблюдатели имеют право встречаться с кандидатами, находиться на избирательных участках, сообщать членам комиссий о выявленных нарушениях, знакомиться с документацией, включая реестры избирателей, протоколы итогов голосования и результаты рассмотрения жалоб, присутствовать на итоговом заседании избиркомов. До окончания голосования им рекомендуется воздерживаться от публичных суждений, а также обращений к представителям СМИ.
Кроме того, им запрещено вмешиваться в процесс голосования и подсчет голосов, вести агитацию. В противном случае они могут быть лишены аккредитации ЦИК.
По итогам работы международные миссии публикуют доклады, в которых представлены мониторинг и оценка организации выборов, а также свои рекомендации.
Источник
В Общественной палате представили стандарт наблюдения за выборами 13 сентября
«Он, конечно, отличается от того «Золотого стандарта», который у нас был в прошлом году в Единый день голосования. Прежде всего, потому что у нас изменилось законодательство, появились многие новации, которые были опробованы во время общероссийского голосования (по Конституции)», — рассказал «Российской газете» председатель Координационного совета ОПРФ по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев.
При этом стандарт, который был на плебисците по поправкам, также отличается от нынешнего и не только терминами. «Тогда было другое законодательство, не было периода агитации и прочее», — пояснил он.
Новый «Золотой стандарт» состоит из 53 пунктов, по которым общественные наблюдатели будут оценивать соответствие процесса голосования закону и требованиям санитарной безопасности.
«Мы начинаем с вопросов, связанных с контролем за здоровьем граждан. Мы делали это на общероссийском голосовании, делаем и сейчас, у нас есть полное понимание со стороны ЦИК, что абсолютный контроль за этим должен быть обеспечен», — подчеркнул Григорьев в ходе презентации.
Перед началом голосования наблюдатели проверят, проведена ли дезинфекция помещения, организован ли температурный контроль, есть ли средства защиты у всех участников процесса. Среди обязательных требований — наличие антисептиков для рук и соблюдение дистанции в 1,5 метра.
В 31 регионе России, где проходят выборов губернаторов, заксобраний и довыборы депутатов Госдумы, голосование будет трехдневным. Поэтому особое внимание уделяется сохранности бюллетеней.
Раннее Центризбирком утвердил правила хранения избирательной документации 11-13 сентября и обязал участковые комиссии по окончании голосования в пятницу и субботу перемещать бланки из всех ящиков в сейф-пакеты в присутствии наблюдателей. В «Золотой стандарт» внесли несколько пунктов, по которым наблюдатели оценят правильность их использования. Участники презентации смогли лично убедиться в том, что вскрыть пакет незаметно не выйдет — нарушителя выдаст текст, который проступает на месте склейки пакета или на боковых швах.
Также наблюдатели проследят за порядком использования комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). Как рассказала секретарь ЦИК Майя Гришина, устройства будут работать только 13 сентября, иначе не позволяет их программное обеспечение. 11 и 12 сентября на участках, оборудованных КОИБами, голосование будет проходит обычным способом, бюллетени упакуют в сейф-пакеты и введут в КОИБ 13 сентября перед подсчетом голосов. Это будет происходить в присутствии наблюдателей и «под видеокамеру», подчеркнула Гришина. «Мы об этом позаботились, должна быть размещена табличка, где будет точно видно, что это не какие-то незаконные действия с избирательными бюллетенями, а специально предусмотренная законом и инструкциями ЦИК процедура», — сказала она.
Наблюдатели будут работать не только в помещениях участков, но и на выезде. «Это непременное условие на всех этапах процесса голосования», — подчеркнула Гришина.
Максим Григорьев заверил, что людей хватит на все дни голосования. «В данном случае ситуация намного проще, чем на общероссийском голосовании, когда наблюдатели были только от нас. Сейчас они будут также от партий и кандидатов», — отметил он в беседе с «РГ». «Наблюдатели будут на всех участках, где проходят выборы, в том числе — во время выездного голосования», — добавил Григорьев.
Формированием корпуса общественных наблюдателей занимаются палаты в регионах. Но федеральная палата также не остается в стороне. «У нас три дня (11-13 сентября — прим. «РГ») будет работать ситуационный центр, будут брифинги. Мы постоянно взаимодействуем с палатами на местах, члены Координационного совета ездят в регионы, полностью держим руку на пульсе», — рассказал Григорьев.
На следующей неделе ОПРФ начнет обучение наблюдателей в соответствии с «Золотым стандартом». Во вторник оно пройдет в формате видеоконференции, в которой смогут принять участие все желающие.
Источник