- Публичная власть в обновленной Конституции
- Выборы как способ организации власти
- Сколько стоит право избирать и быть избранным
- И как вообще проходят выборы в России
- Как проходят выборы
- Как победить выгорание
- Верстка плаката с кандидатами — многомордника
- Кандидаты-невидимки
- Сколько времени уйдет на выдвижение
- Сколько потратили на сбор подписей кандидаты в Мосгордуму от избирательного округа № 30 — районы Чертаново Центральное и Южное
- Сколько потратили на сбор подписей кандидаты в Мосгордуму от избирательного округа № 43 — районы Хамовники, Арбат, Пресненский
- Сколько потратили на сбор подписей кандидаты в Мосгордуму от избирательного округа № 45 — районы Басманный, Красносельский, Мещанский, Сокольники
- Сколько тратит на регистрацию кандидат в Мосгордуму
- Стоимость разных способов агитации
- Эффективность муниципальных избирательных кампаний 2017 года в Москве
- Общая стоимость избирательных кампаний в трех районах Москвы в 2017 году
- Стоимость голоса на выборах 10 сентября 2017 года
- Расходы на работу избирательных комиссий
- Сколько времени тратят на работу члены УИК с ПРГ
- Сколько времени тратят на работу члены ТИК или ОИК
- Расходы избирательных комиссий на проведение выборов
- Количество избирателей и членов УИК в муниципальных округах
- Количество избирателей на одну избирательную комиссию
- Стоимость выборов
- Сколько заплатили членам УИК и ТИК
- Что в итоге
Публичная власть в обновленной Конституции
Закон о поправке к Конституции РФ принят и одобрен всеми обязательными участниками законодательного процесса. Конституционный Суд РФ также дал на него положительное заключение.
Важной новеллой Закона о поправке стало введение в Основной Закон категории «публичная власть», а также конституционное урегулирование основ ее организации. Данная новелла нуждается в осмыслении, в том числе «по горячим следам». Вслед за Конституционным Судом, который при оценке положений Закона решал «исключительно вопросы права», также ограничусь вопросами права в рассмотрении данного Закона.
Закрепление категории «публичная власть» в новой редакции Конституции видится важным и своевременным шагом. На мой взгляд, следует согласиться с позицией КС о том, что «принцип единой системы публичной власти, хотя и не нашел буквального закрепления в главе 1 Конституции Российской Федерации, вместе с тем имплицитно следует» из многих конституционных положений. Данная позиция доказывалась многими российскими правоведами с момента принятия Конституции и до сегодняшнего дня.
Убежден, что положения о единстве публичной власти создают потенциал для ее эффективной организации и осуществления на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) в интересах граждан. Более того, они задают новый тренд конституционного развития страны.
Организация публичной власти справедливо, на мой взгляд, отнесена к ведению РФ (п. «г» ст. 71 Конституции). О единстве системы публичной власти и взаимодействии входящих в нее органов указано в ч. 2 ст. 80 Основного Закона.
Вместе с тем, внося изменения в ст. 71 о предметах ведения РФ и в ст. 72 о предметах совместного ведения Федерации и ее субъектов, разработчики поправок, на мой взгляд, не унифицировали понятийный аппарат, хотя данная проблема широко обсуждается в научных кругах. Так, при фактически идентичном подходе в законодательном регулировании одни предметы совместного ведения прямо названы в ст. 72 (п. «д» – природопользование…), другие – с помощью термина «общие вопросы» (п. «е» – общие вопросы воспитания, образования…), третьи – с использованием понятия «координация вопросов» (п. «ж» – координация вопросов здравоохранения).
В то же время содержание категории «публичная власть» осталось нераскрытым. Думаю, это было бы уместно сделать в ст. 77, указав на все составляющие публичной власти.
Значение обновленной главы 8 трудно переоценить. Ее нормы направлены на совершенствование организации местного самоуправления и его взаимодействие с государственной властью в интересах населения. Разумеется, сами по себе поправки не решат всех проблем организации и осуществления публичной власти – их созидательный потенциал необходимо реализовывать на уровне законодательства и правоприменительной практики.
Новая редакция ст. 131 Конституции предусматривает широкий выбор способов территориальной организации местного самоуправления, участия госорганов в их формировании, изменении границ территорий, на которых оно осуществляется, а также специфики городского самоуправления. Именно федеральный закон провозглашен источником определения таких форм, он же стал и ограничителем вмешательства государства в дела местного самоуправления.
Сам по себе такой подход представляется правильным, поскольку только закон должен определять взаимодействие двух подсистем публичной власти. Вместе с тем полагаю, что столь высокая роль федерального закона потребует от законодателя большей последовательности и ответственности, чем было проявлено в урегулировании вопросов местного самоуправления до настоящего времени. Обновленный статус федеральных парламентариев также требует высокого уровня профессионализма.
В соответствии со ст. 132 Конституции не только федеральный закон, но и закон субъекта Федерации становится источником перераспределения полномочий между государственной и муниципальной властями, что предъявляет повышенные требования и к качеству регионального законодательства. Практика также настоятельно диктует необходимость развития гибкой системы перераспределения полномочий между регионами и муниципалитетами. Но, разумеется, главной новеллой ст. 132 стало провозглашение единства публичной власти, предусматривающего вхождение в нее всех органов государственной власти и местного самоуправления, а также обязанность их взаимодействия в целях наиболее эффективного решения стоящих перед ними задач в интересах населения.
Согласно ст. 133 Конституции органы местного самоуправления выполняют публичные функции и полномочия, имеющие государственное значение, во взаимодействии с органами государственной власти и, конечно, имеют право на компенсацию дополнительных расходов, возникших при их осуществлении.
В целом важно отметить, что конституционные поправки однозначно определили цель единства системы публичной власти и взаимодействия всех ее органов. Это означает, что вопрос должен решаться на том уровне, на котором это наиболее эффективно для граждан (поселенческом, районном (окружном) или региональном). Полагаю, что единство публичной власти не позволяет оправдывать неэффективность осуществления того или иного полномочия ссылками на относительную самостоятельность ее подсистем.
Обновление Конституции в части регулирования публичной власти вызревало в ходе научных обсуждений и поиска оптимальных решений практических проблем. В отношении взаимодействия государственной и муниципальной властей дискуссия развивалась от гипертрофированных подходов к самостоятельности местного самоуправления до предложений построения системы местного госуправления и чуждости местного самоуправления для России. В связи с этим единство публичной власти с выделением подсистем государственной власти и местного самоуправления представляется сбалансированным и перспективным.
Соглашусь с позицией КС, что изменения в главу 8 Конституции действительно «не предполагают искажения конституционной природы местного самоуправления как уровня публичной власти, наиболее приближенного к населению». Они полностью соответствуют ст. 12 Основного Закона и иным нормам его глав 1 и 2. Конституционный Суд подчеркнул, что конституционные новации «не отрицают самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий и не свидетельствуют о вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти». В свою очередь, органы местного самоуправления «во всяком случае входят в единую систему публичной власти политического союза (объединения) многонационального российского народа. Иное, в частности, влекло бы нарушение государственного единства Российской Федерации что является конституционно-правовым нонсенсом».
В нескольких статьях новой редакции Конституции провозглашен принцип единства публичной власти без всяких оговорок. Однако категория «публичная власть» включает не только органы власти двух подсистем (государственной и муниципальной), но и народовластие. Народ России, население субъектов Федерации, а также население муниципального образования любого типа могут и должны участвовать в решении публичных дел. Более того, местная власть рассматривается в науке как промежуточная подсистема между государственной властью и властью общества.
К большому сожалению, в Конституции не нашла концентрированного отражения третья подсистема публичной власти – власть гражданского общества, или общественная власть. Полагаю, что вопросы гражданского общества могли бы стать не только новой статьей, но и новой главой Основного Закона, что способствовало бы развитию гражданского общества и демократизации социальной практики. Ведь публичная власть – не просто власть государства плюс местная. Это власть общества, осуществляемая в его интересах, под его контролем и по его запросу. Именно в такой интерпретации конституционные новеллы о публичной власти, на мой взгляд, дадут максимальный позитивный эффект, найдя отражение в законодательстве и правоприменительной практике.
Очевидно, потребуется корректировка федерального и регионального законодательства в обозначенном направлении с целью обеспечения реализации новых положений Основного Закона. Полагаю, будет весьма продуктивно, если работа по совершенствованию законодательства пройдет с участием гражданского общества.
Источник
Выборы как способ организации власти
Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума
1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации.
5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.
Ст. 3 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.
6. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, незарегистрированные общественные объединения, выполняющие функции иностранного агента, и иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, российские юридические лица, информация о которых включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Участие в избирательных кампаниях, кампаниях референдума указанных лиц и представителей указанных организаций в качестве иностранных (международных) наблюдателей регулируется в соответствии с федеральным законом.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 20.04.2021 N 91-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
Источник
Сколько стоит право избирать и быть избранным
И как вообще проходят выборы в России
Право избирать и быть избранным — базовое право человека и гражданина.
Все граждане России вправе выбирать представителей и избираться в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме. Это закреплено в Конституции.
Я активно пользуюсь избирательными правами: был членом участковой избирательной комиссии и работал на выборах в Госдуму в 2016 году. В 2017 году вошел в совет депутатов муниципального округа Ломоносовский в Москве, а в 2019 был кандидатом на выборах в Московскую городскую думу.
В статье расскажу, как проходят выборы и сколько стоит право избирать и быть избранным, на примере муниципальной и городской кампаний в Москве. Чтобы анализ был достоверным, рассмотрю несколько избирательных округов, где шли независимые кандидаты. В стоимость буду включать не только финансовые расходы, но и затраченное время.
Как проходят выборы
Объявление о выборах. Выборы начинаются с решения или постановления об их проведении. В Москве, если выборы муниципальные, решение принимает совет депутатов муниципального округа — это представительный орган местного самоуправления. Если выборы в Мосгордуму, то постановление принимает она.
После публикации решения или постановления свою работу начинают избирательные комиссии: они готовят и проводят выборы, считают голоса и утверждают победителей. Это своего рода рефери.
В России многоуровневая система избирательных комиссий:
- Центральная избирательная комиссия, ЦИК.
- Комиссии субъекта — в Москве это Московская городская избирательная комиссия, МГИК.
- Окружные избирательные комиссии, ОИК.
- Территориальные избирательные комиссии, ТИК.
- Участковые избирательные комиссии, УИК. Это низшее звено.
Подробнее о работе комиссий я расскажу дальше.
Выдвижение кандидатов — это старт избирательной кампании. Кандидат может говорить, что будет участвовать в выборах, и до официальных документов об их назначении, но это только намерение. Само выдвижение начинается, когда кандидат подает документы в избирательную комиссию. О том, какие документы нужны и сколько времени и денег на них может потратить кандидат, расскажу ниже.
Чтобы стать кандидатом, необязательно быть профессиональным политиком, вести блог или выступать с какой-то позицией. Кандидатом может быть практически любой дееспособный гражданин России. Чтобы баллотироваться в Мосгордуму, на день голосования кандидат должен быть не моложе 21 года. В совет депутатов муниципального округа — не моложе 18 лет.
Есть и другие требования, например:
- У кандидата не должно быть неснятой или непогашенной судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления или экстремизм.
- Не должно быть действующего административного наказания за пропаганду или демонстрацию нацистской и экстремистской атрибутики или символики, за производство экстремистских материалов.
- Кандидат не должен нарушать закон «О противодействии экстремистской деятельности».
Можно быть самовыдвиженцем, и тогда придется собирать подписи избирателей. А можно идти при поддержке парламентской партии, у которой есть право выдвигать кандидатов без подписей. Список таких партий есть на сайте ЦИК.
После того как кандидат сдает в избирательную комиссию документы о выдвижении, он считается «выдвинутым кандидатом в депутаты» — избирательная комиссия выдает ему разрешение открыть избирательный счет, чтобы собирать и тратить деньги на предвыборную кампанию. С этого момент почти все, что делает кандидат, становится агитацией и подчиняется правилам: например, нельзя больше собирать пожертвования на кампанию на карту. Но сначала кандидата ждет этап регистрации.
Регистрация или отказ в регистрации кандидата. Избирательная комиссия собирается, рассматривает документы и решает, регистрировать ли кандидата в депутаты. На заседание комиссии обязательно приглашают всех, кто подал документы на регистрацию. У каждого кандидата — свое заседание о регистрации. Кандидатов могут объединять друг с другом, но почти наверняка таких заседаний будет несколько.
Никто точно не знает, что влияет на регистрацию кандидата или отказ в ней. Но если комиссия отказала в регистрации, это решение можно обжаловать в суде или в вышестоящей избирательной комиссии. Срок — 10 дней со дня, когда комиссия приняла решение.
Решения МГИК и ОИК обжалуются в Московском городском суде, а решения ТИК — в районных судах. Суд может отменить решение об отказе в регистрации и обязать избирательную комиссию зарегистрировать кандидата, а может оставить решение комиссии в силе.
Формирование избирательного бюллетеня. Избирательный бюллетень — это лист с информацией о кандидатах и политических партиях. С помощью бюллетеня гражданин реализует свое право избирать.
У избирателя не всегда есть только один голос: например, на московских муниципальных выборах 2017 года можно было выбрать до пяти кандидатов. А вот на выборах в Мосгордуму — только одного.
На больших сложных или совмещенных выборах — это, например, выборы президента и муниципальных депутатов в Москве в 2012 году — избирателю могут выдать несколько бюллетеней. Известный мне рекорд — шесть бюллетеней. Обычно большие выборы вроде президентских как бы тянут за собой маленькие — это дает огромную явку. Так было на московских муниципальных выборах 4 марта 2012 года.
В бюллетене кандидаты перечисляются в порядке, который определяет избирком: по алфавиту, по результатам жеребьевки или как-то еще. Для каждого кандидата указывают:
Фотографий в бюллетене нет.
Сроки формирования бюллетеней на московских выборах такие:
- Не позднее чем за 45 дней до дня голосования утверждается форма бюллетеня.
- Не позднее чем за 20 дней до дня голосования утверждается текст и число бюллетеней.
- Изготавливают бюллетени не позднее чем за 15 дней до дня голосования. Число изготовленных бюллетеней не должно превышать число зарегистрированных избирателей больше чем на 1,5%. Нумерация бюллетеней не допускается.
- Не позднее чем за день до дня голосования бюллетени передают в УИК.
Перед голосованием два члена УИК ставят свои подписи на лицевой стороне всех бюллетеней, в правом верхнем углу. Подписи заверяются печатью комиссии. Если кандидат, которого внесли в избирательный бюллетень, выбыл из гонки или лишился регистрации, его вычеркивают из всех бюллетеней.
Как победить выгорание
Верстка плаката с кандидатами — многомордника
В Москве в каждом избирательном участке должен быть информационный стенд, где указываются:
- Биографические данные зарегистрированного кандидата. Сведений должно быть не меньше, чем в бюллетене.
- Самовыдвиженец ли кандидат, или его выдвинула партия. Во втором случае на стенде должно быть слово «выдвинут» и наименование партии.
- Данные о доходах и имуществе кандидата.
- Информация о недостоверных сведениях о кандидате, если такие были.
- Сведения о судимости кандидата или дате, когда она была снята или погашена.
Фотографии на стенде необязательны. Если избирательная комиссия все-таки решила размещать фото, то делается плакат с кандидатами — его называют многомордником. Один из членов избиркома собирает фотографии со всех кандидатов и вставляет их в макет в «Ворде». Некоторые кандидаты отказываются давать фото или присылают те, где они служат в армии или охотятся на медведей. Тогда приходится ставить в многомордник фотографии с мобильного телефона или ксерокопии паспорта.
Когда плакат готов, его рассылают всем кандидатам, чтобы они проверили свои данные. Кажется, что все это неважно, но часть избирателей оценивает кандидатов прямо на участке — именно по такому плакату. Поэтому я, например, когда участвовал в муниципальных выборах, заранее уведомил ТИК, какую информацию хочу видеть на плакате.
Досрочное голосование. Избиратель, который в день голосования не сможет проголосовать по месту регистрации в Москве по уважительной причине, например из-за отпуска, командировки, работы, учебы или болезни, вправе проголосовать досрочно. Досрочное голосование проводится в течение 10 дней до официального дня голосования.
Как правило, приходит не очень много людей — обычно это работники госучреждений. Если по какому-то участку досрочно проголосовало больше 1% от всех зарегистрированных избирателей, то член избирательной комиссии или наблюдатель, который следит за соблюдением закона на выборах, может потребовать пометить досрочные бюллетени и посчитать их результаты отдельно. Никаких юридических последствий это не имеет, но если все, кто голосовал досрочно, остановили свой выбор на одном кандидате, это привлечет внимание граждан.
Голосование и подсчет голосов. Избирательные участки начинают свою работу строго по расписанию. Когда придет первый избиратель, все должно быть готово: бюллетени, столы, пустые опечатанные урны для голосования. Обычно избирательные участки — это школы и детские сады. В Москве участки часто находятся в районных ГБУ «Жилищник».
Чтобы проголосовать, нужно принести с собой российский паспорт и на день голосования быть совершеннолетним. Член участковой комиссии смотрит паспорт, проверяет данные по книге и предлагает расписаться в получении бюллетеня. Потом избиратель берет свой бюллетень и голосует, а после опускает его либо в обычную урну, либо в КОИБ, комплекс обработки избирательных бюллетеней. Это урна для голосования, которая автоматически считает бюллетени и голоса.
Правила голосования простые: в бюллетене нужно проставить не больше установленного числа любых отметок в квадратиках напротив кандидатов. УИК должна предоставить избирателю ручку, но он не обязан ею пользоваться — может ставить отметку помадой, маркером или даже кровью. Если отметок не меньше одной и не больше максимума и у бюллетеня сохранился верхний правый угол, то все остальное можно закрасить или отрезать — такой бюллетень все равно действителен. Рисунки, наклейки и любое хулиганство на бюллетене не делают его недействительным, если избиратель не попал в лишний квадратик.
Одновременно проводится надомное голосование — для избирателей, которые не могут дойти до участка по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам. Тогда члены УИК сами приходят домой к избирателям со специальной прозрачной переносной урной для голосования. За надомным голосованием нужно тщательно следить: это один из случаев, когда в урне для голосования может оказаться слишком много бюллетеней за определенного кандидата. Чтобы этого не произошло, в процедуре надомного голосования должны участвовать в том числе независимые члены УИК.
В 20:00 избирательные участки закрываются и члены УИК начинают считать голоса. КОИБ выдают результаты автоматических подсчетов, их можно проверить вручную.
Голоса считают открыто и гласно, чтобы все видели, где именно избиратель поставил отметку. За действиями членов избирательных комиссий следят наблюдатели, может вестись видеозапись. На моих муниципальных выборах вслух называли отмеченных в бюллетенях кандидатов. Зарегистрированный кандидат вправе остаться на участке во время подсчета голосов и следить за процессом.
После подсчета голосов председатель и секретарь УИК начинают формировать итоговый протокол, который доставляют в вышестоящую избирательную комиссию — территориальную или окружную. Обычно это происходит уже после полуночи. Члены ТИК или ОИК расписываются в итоговом протоколе, который отвозят в избирательную комиссию субъекта: в Москве — в МГИК. Она утверждает итоги выборов.
Когда протокол подписан, избранному кандидату направляют извещение об этом. После проходит заседание ТИК или ОИК, где принимают решение зарегистрировать избранного депутата или депутатов.
Результаты голосования можно оспорить в суде в течение 10 дней, а решение о результатах выборов — в течение 3 месяцев.
Финансовый отчет о проведении выборов. Итоговый финансовый отчет — это документ, в котором отражаются все расходы кандидатов и избранных депутатов во время кампании.
Итоговый финансовый отчет сдают не позже чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов. Если кандидат не сдает финансовый отчет или пропускает срок, ему грозит штраф от 20 000 до 25 000 Р .
Разберемся, сколько денег и времени тратят кандидаты на разных этапах выборов.
Чтобы стать кандидатом в депутаты, необходимо собрать документы для выдвижения, сдать их в избирательную комиссию и открыть избирательный счет.
В Москве найти свою избирательную комиссию можно на сайте МГИК — там опубликованы адреса и часы работы всех избирательных комиссий города. Для участия в муниципальных выборах документы подаются в ТИК, которые называются так же , как и муниципальные округа, а в выборах в городской парламент — в ОИК избирательного округа.
Документы для выдвижения. На их сбор уходит больше всего времени. Вот что должен представить будущий кандидат в избирательную комиссию:
- Письменное заявление о согласии баллотироваться и обязательстве прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, если кандидата изберут.
- Копию паспорта — ее можно сделать на месте.
- Нотариально заверенные копии документов об образовании, основном месте работы и должности.
- Справку об отсутствии судимости или уголовного преследования на момент выдвижения.
- Сведения о размере и источниках доходов и имуществе кандидата, супруга или супруги и несовершеннолетних детей.
Если человек выдвигается от политической партии, то дополнительно он прикладывает документы, которые ему выдает партия.
Все документы нужно подать в избирательную комиссию лично.
Избирательный счет. Когда избирательная комиссия принимает документы, кандидату выдают разрешение на открытие избирательного счета. Сделать это можно только в Сбербанке.
По личному опыту, открыть счет — мучительно долгая процедура, потому что сотрудники банка редко сталкиваются с такой услугой и выполняют все шаги по инструкции. После полутора-двух часов ожидания в банке выдают справку об открытии избирательного счета. Ее нужно отнести в избирательную комиссию.
Кандидат может потратить на выборы свои деньги, а может собрать пожертвования со своих сторонников:
- Избирательного объединения, которое выдвинуло кандидата.
- Обычных граждан.
- Юридических лиц.
Это не обычные сборы с карт, а сложная процедура. Поэтому я, когда был кандидатом в муниципальные депутаты, составил подробную инструкцию для своих сторонников, чтобы им было проще жертвовать деньги.
Если деньги кандидату перевел тот, кому нельзя этого делать, или в переводе была ошибка, то их нужно срочно вернуть отправителю. В противном случае кандидату грозит штраф от 20 000 до 25 000 Р .
По закону московским депутатам, например, не могут делать пожертвования:
- несовершеннолетние;
- госорганы и органы местного самоуправления;
- благотворительные организации;
- иностранные граждане и компании;
- международные организации;
- иноагенты;
- анонимные жертвователи. Причем аноним — это любой, кто не указал хотя бы один параметр из тех, что требуются по закону. Например, адрес или отчество.
Можно собирать деньги через соцсети, домовые чаты, почтовую рассылку, попросить финансовой помощи у друзей или родственников. Главное — не бояться просить. Люди донатят весьма охотно, если знают кандидата или хотя бы слышали про него.
Хорошая практика — иметь какой-то собственный капитал до выборов, а на старте избирательной кампании собрать еще.
Кандидаты-невидимки
Бывают кандидаты, которые даже не претендуют на победу. Они не ведут избирательную кампанию и могут выдвинуться одновременно в нескольких избирательных округах от парламентской партии — без сбора подписей.
Дело в том, что переводы кандидатам от юридических лиц не облагаются налогом, а выводить деньги с избирательного счета можно без налога и комиссий. Даже не собирая подписи, целый месяц можно прокручивать деньги, а если еще и зарегистрироваться кандидатом — три месяца. Это простое обналичивание. Правда, потом все равно придется представить подробный финансовый отчет.
Юрист по избирательному праву. Вместо того чтобы собирать документы и открывать избирательный счет самостоятельно, кандидат может обратиться к юристу по избирательному праву. Его услуги в среднем стоят 10 000—15 000 Р .
В 2017 году, во время муниципальных выборов, за работу юриста я заплатил 8000 Р . И не пожалел: я мало что понимал в процессе, это могло стоить мне участия в выборах.
Сколько времени уйдет на выдвижение
На что | Сколько | Что влияет на сроки |
---|---|---|
Сбор документов | От 24 до 120 часов | Сколько у кандидата счетов в банках, не потерялись ли оригиналы дипломов, есть ли под рукой справка 2-НДФЛ |
Подготовка заявления и приложений к нему | От 2 до 4 часов | Сколько у кандидата имущества и денег |
Подача документов в избирательную комиссию | От 1 до 3 часов | Работает ли программа, в каком настроении член комиссии, пришел ли кандидат первым |
Открытие избирательного счета | От 1 часа до 2 дней | Насколько опытен сотрудник банка, работают ли все программы, есть ли очередь |
Собирать подписи обязательно, если нет договоренности с большой партией, которая вправе выдвигать кандидата без них.
Чем выше уровень выборов, тем больше подписей нужно собрать:
- На муниципальных выборах — от 15 до 45 подписей.
- На выборах в Московскую городскую думу — от 4000 до 6000 подписей.
- На выборах в Госдуму — около 16 000 подписей.
- На выборах президента РФ — 300 000 подписей от самовыдвиженца или 100 000 от кандидата, которого выдвинула непарламентская партия.
Если кандидат не хочет собирать подписи и его готова выдвинуть крупная партия — ему повезло. Так было у меня: на муниципальных выборах изначально я выдвигался при поддержке КПРФ, поэтому подписи не собирал. Но тут был риск: партия до среды перед днем голосования могла снять меня с выборов. К счастью, этого не произошло, даже когда я объединился с независимыми кандидатами.
На муниципальных выборах кандидат сам может собрать 15—45 подписей. Для этого достаточно обойти своих знакомых и соседей по дому, а единственными расходами будут время и стоимость пачки бумаги, картриджа, скрепок, ниток, клея и так далее. Но придется купить все эти расходники с избирательного счета и представить чеки в избирком, иначе подписи не примут.
Со сбором подписей на выборах в Мосгордуму самостоятельно справиться не получится — придется организовать штаб и потратить деньги на работу сторонников.
Сбор подписей — один из самых дорогих этапов избирательной кампании в городской парламент. На него можно потратить несколько миллионов рублей, потому что единовременно должны работать 100—120 человек по несколько часов в день. Хотя нельзя забывать про волонтеров — людей, которые готовы помочь безвозмездно, потому что, например, симпатизируют кандидату, разделяют его убеждения или учились с ним в одном вузе.
подписи нужно в среднем, чтобы подать документы на регистрацию кандидатом в Мосгордуму
На сбор подписей отведено 30 дней. Это фиксированный период — даже если кандидат выдвинулся за неделю до истечения срока, все финишируют одновременно.
Рассмотрим стоимость сбора подписей на выборах в Мосгордуму в 2019 году — на примере нескольких избирательных округов. Все суммы я взял из первых финансовых отчетов кандидатов, которые они подавали вместе с документами на регистрацию.
Сколько потратили на сбор подписей кандидаты в Мосгордуму от избирательного округа № 30 — районы Чертаново Центральное и Южное
Кандидаты | Траты | Как выдвигались | Решение ОИК |
---|---|---|---|
Викулин Петр Николаевич | 36 400 Р | От КПКР, подписи собирал | Зарегистрирован |
Галибин Илья Геннадьевич | 0 Р | От ЛДПР, подписи не собирал | Зарегистрирован |
Дегтярева Вера Вячеславовна | 0 Р | Самовыдвиженка | Отказано в регистрации |
Жуковский Владислав Сергеевич | 0 Р | От КПРФ, подписи не собирал | Зарегистрирован |
Русецкая Маргарита Николаевна | 2 169 695,7 Р | Самовыдвиженка, позже вступила в Единую Россию | Зарегистрирована, избрана |
Цыба Алексей Николаевич | 0 Р | От СР, подписи не собирал | Зарегистрирован |
Юнеман Роман Александрович | 824 054,16 Р | Самовыдвиженец | Зарегистрирован |
Сколько потратили на сбор подписей кандидаты в Мосгордуму от избирательного округа № 43 — районы Хамовники, Арбат, Пресненский
Кандидаты | Траты | Как выдвигались | Решение ОИК |
---|---|---|---|
Аставина Александра Владимировна | 5500 Р | От партии «Зеленые», подписи собирала | Отказано в регистрации |
Боровик Евгений Михайлович | 0 Р | От СР, подписи не собирал | Зарегистрирован |
Булыкин Дмитрий Олегович | 988 000 Р | Самовыдвиженец | Отказано в регистрации |
Климентьев Роман Валерьевич | 0 Р | От КПРФ, подписи не собирал | Зарегистрирован |
Кошлаков-Крестовский Дмитрий Владимирович | 0 Р | От ЛДПР, подписи не собирал | Зарегистрирован |
Митрохин Сергей Сергеевич | 175 100 Р | От «Яблока», подписи собирал | Зарегистрирован, избран |
Соболь Любовь Эдуардовна | 1 024 200 Р | Самовыдвиженка | Отказано в регистрации |
Соколов Андрей Алексеевич | 2 180 070 Р | Самовыдвиженец | Отказано в регистрации |
Троицкий Сергей Евгеньевич | 3315 Р | Самовыдвиженец | Отказано в регистрации |
Юшин Анатолий Павлович | 2720 Р | Самовыдвиженец | Отказано в регистрации |
Сколько потратили на сбор подписей кандидаты в Мосгордуму от избирательного округа № 45 — районы Басманный, Красносельский, Мещанский, Сокольники
Кандидаты | Траты | Как выдвигались | Решение ОИК |
---|---|---|---|
Касамара Валерия Анатольевна | 2 889 797,35 Р | Самовыдвиженка | Зарегистрирована |
Коледа Мария Васильевна | 4914 Р | Самовыдвиженка | Отказано в регистрации |
Колмагоров Владислав Олегович | 0 Р | От КПРФ, подписи не собирал | Выбыл после регистрации |
Конев Михаил Андреевич | 30 000 Р | Самовыдвиженец | Зарегистрирован |
Остранков Никита Евгеньевич | 8650 Р | От КПКР, подписи собирал | Отказано в регистрации |
Ретеюм Алексей Александрович | 2550 Р | Самовыдвиженец | Отказано в регистрации |
Серебрянская Юлия Александровна | 105 400 | Самовыдвиженка | Отказано в регистрации |
Турушев Евгений Иванович | 0 Р | От ЛДПР, подписи не собирал | Зарегистрирован |
Яндиев Магомет Исаевич | 0 Р | От СР, подписи не собирал | Зарегистрирован, избран |
Яшин Илья Валерьевич | 551 800 Р | Самовыдвиженец | Отказано в регистрации |
Видно, что обязательно регистрировали кандидатов, которые выдвигались от политических партий из Госдумы: КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР.
А вот почти всем самовыдвиженцам пришлось нелегко: их подписи браковали, в регистрации отказывали.
К дню, когда завершается сбор подписей, у кандидата-самовыдвиженца должны быть готовы документы для регистрации. Их надо подать в избирательную комиссию. Вот эти документы:
- Первый финансовый отчет о расходах и собранных деньгах на этапе выдвижения. Это расходы на сборщиков подписей, агитационные материалы, подписные листы.
- Подписные листы с подписями избирателей.
- Протокол сбора подписей.
- Информация о сборщиках подписей — нотариально удостоверенные сведения о личности сборщиков и их подписи.
- Квитанция об оплате изготовления подписных листов.
- Уведомление, что у кандидата в Мосгордуму нет банковских счетов за границей и иностранных финансовых инструментов.
Проверка подписей. После того как кандидат сдал документы на регистрацию, начинается проверка подписей. Для этого при ОИК создается рабочая группа из членов комиссии и всех тех, кого комиссия решит пригласить: например, это может быть эксперт-почерковед.
Обычно члены рабочей группы выборочно смотрят листы, делают пометки в ведомости и отмечают подписи, которые они считают недостоверными или недействительными. Потом такие подписи проверяет эксперт. Недостоверная — это поддельная подпись, а недействительная — например та, которую оставили карандашом.
Рабочая группа выдает кандидату ведомость с перечнем дефектных подписей. После этого все остальные подписи признают хорошими — их оспаривать уже нельзя. Кандидат вправе защищать спорные подписи: например, может привести всех избирателей, которые их оставляли.
Сколько тратит на регистрацию кандидат в Мосгордуму
На что | Время | Деньги | Что влияет на расходы |
---|---|---|---|
Сбор подписей | До 30 дней | 0—3 000 000 Р | Кандидат идет от партии или как самовыдвиженец, есть ли команда сборщиков, начальник штаба и так далее |
Сшивка и проверка подписей, подготовка первого финансового отчета | От 4 до 18 часов | — | Сколько людей готовы проверять подписи и сшивать подписные листы |
Подача документов в избирательную комиссию | От 1 до 6 часов | — | Работает ли программа, есть ли очередь, в каком настроении член избирательной комиссии |
Проверка подписей избирательной комиссией | От 3 до 10 дней | — | Сколько подписей, сколько членов избирательной комиссии, как быстро они работают, насколько активно кандидат защищает свои подписи |
Заседание по регистрации кандидатов | От 3 до 8 часов | — | Сколько кандидатов, есть ли претензии к подписям |
Кампания в одиночку или в команде. Перед тем как подавать документы в избирательную комиссию, кандидату стоит определиться, как он идет на выборы: в одиночку или в команде, чтобы агитировать голосовать друг за друга. Это касается только муниципальных выборов.
У команды много плюсов:
- Все расходы делятся между участниками.
- Меньше времени уходит на охват избирателей.
- Люди обычно охотнее голосуют за команду, чем за одиночку.
- Участники делятся своими контактами — за каждого проголосует больше избирателей.
- Участники команды морально поддерживают друг друга.
Минусов тоже немало:
- Много времени уходит на то, чтобы провести операции с расчетных счетов разных кандидатов.
- Могут потребоваться длительные обсуждения: какой цвет на листовке лучше, какой шрифт больше понравится избирателям.
- Разным кандидатам могут делать разные пожертвования — возникнут сложности с оплатой агитации, потому что у участника команды может не быть денег.
- Участники команды могут не сойтись характерами.
- Может возникнуть ситуация, когда кто-то из участников начинает бездельничать, например не собирает деньги и не назначает своих наблюдателей на участок.
Главный плюс кампании в одиночку — кандидат отвечает только за собственный результат и агитирует только за себя. Минусы — потребуется больше денег на кампанию и времени на агитацию, чтобы охватить свой избирательный округ.
На муниципальных выборах 2017 года мы шли командой из 10 человек. Четверых участников я знал до выборов: это были неравнодушные к проблемам района люди, которые участвовали в общественных кампаниях, как и я. Остальные присоединились к нам с помощью «политического „Убера“» Дмитрия Гудкова — системы, которая помогала желающим стать зарегистрированным кандидатом на выборах.
Помню, что дольше всего мы обсуждали материалы для газеты: спорили про фотографии, про текст, кто из кандидатов на какой полосе будет.
Задачи и способы агитации. Вести агитацию можно с момента, когда кандидат уведомил избирательную комиссию о своем выдвижении. Призывы поддерживать кандидата до выдвижения или после голосования — это не агитация.
У агитации две главные задачи:
- Помочь избирателю запомнить как минимум фамилию и имя кандидата, а в идеале — еще и лицо.
- Побудить избирателя дойти до избирательного участка и проголосовать за кандидата.
Чтобы вести избирательную кампанию, у кандидата есть множество способов агитации. Они ограничены только законодательством и фантазией кандидата или его политтехнолога. Например, нельзя проводить предвыборную агитацию в день голосования и за день до него — в день тишины. Но закон не запрещает находиться на участке и общаться с избирателями. Лицо кандидата — это его агитация, которую не надо ни с кем согласовывать. Больше всего голосов на выборах 2017 года я набрал на двух участках, где провел по шесть часов.
Вот какие способы агитации обычно используют кандидаты:
- Поквартирный обход. Это самый эффективный, но самый дорогой и нудный способ агитации. Сложность в том, что нужно учиться корректно разговаривать и вести себя с разными избирателями.
- Дворовые встречи. На такую встречу может прийти пять человек, а может и двадцать пять. В каждый двор нужно приходить с конкретными проблемами этого двора, иначе жильцов не заинтересовать.
- Газеты. Тут нужно быть готовым, что часть тиража не дойдет до получателя, ведь газеты часто выкидывают не читая.
- Агитационные кубы. Их ставят в людных местах, например около выхода из метро.
- Листовки — недорогой способ донести информацию до избирателей. Одна листовка стоит около 3,5 Р . Проблема в том, что люди воспринимают листовку как очередной спам, поэтому нужно потрудиться, чтобы избиратель ее прочитал.
- Плакаты — самый старый и самый дешевый способ агитации. При большом тираже плакат может стоить 1 Р .
Идеального способа агитации не существует, с каждым возникают свои сложности. Поэтому кандидатам приходится использовать разные способы. Только в совокупности они дают эффект.
В муниципальной избирательной кампании мы в основном использовали поквартирный обход. Я лично обошел около 3 тысяч квартир Ломоносовского района. Из печатной агитации использовали визитки, буклеты на три фальца, две газеты и плакаты А4. Визитки, буклеты и плакаты различались по избирательным округам, а газеты были едиными на всю команду.
Дороже всех обошлись газеты: около 100 тысяч рублей за четыре полосы, еще 30 тысяч стоила разноска. Второй тираж газеты мы разносили своими силами, я разнес около 2500 экземпляров.
Стоимость разных способов агитации
Способ | Стоимость | Охват избирателей |
---|---|---|
Поквартирный обход | От 150 Р за контакт избирателя | 80% |
Дворовые встречи | От 3000 Р за ролл-ап | 15% |
От 7500 Р за печать полотна для ролл-апа | ||
От 500 Р за работу на дворовой встрече | ||
Газеты | От 120 000 до 150 000 Р за тираж в 30 000 экземпляров | 25% |
Кубы | От 6000 Р за куб | 30% |
От 10 000 Р за печать четырех полотен | ||
От 500 до 1000 Р за час работы на кубе | ||
Листовки | От 35 000 Р за тираж в 10 000 экземпляров на два фальца | |
Плакаты | От 26 000 Р за тираж в 12 000 экземпляров | 20% |
В таблице я не рассматривал телевидение и административный ресурс как способы агитации. Позволить себе телевидение могут лишь единицы, а независимого кандидата, которого не поддерживает власть, никто не пропустит ни на один федеральный телеканал.
Административный ресурс — это использование своих должностных полномочий на выборах, чтобы привлечь дополнительные голоса. Например, руководитель принуждает своих подчиненных агитировать за него под страхом увольнения. Или директор центра социальной помощи населению использует в своих интересах базу данных одиноких пенсионеров: работники центра приходят к пенсионерам, предлагают им голосовать дома и между делом рекомендуют, за кого голосовать. Еще классический пример — когда учительница школы, член участковой избирательной комиссии, участвует в подсчете голосов в пользу своего руководителя, директора школы.
Эффективность муниципальных избирательных кампаний 2017 года в Москве
10 сентября 2017 года прошли выборы в советы депутатов муниципальных округов в Москве. Эти выборы запомнились тем, что в некоторых советах провластная партия потеряла простое или квалифицированное большинство — половину и две трети голосов соответственно. А где-то ее представителей вообще не осталось.
Для анализа я взял три района: Академический, Гагаринский и Ломоносовский.
Общая стоимость избирательных кампаний в трех районах Москвы в 2017 году
Ломоносовский | Гагаринский | Академический | |
---|---|---|---|
Сколько было денег у всех кандидатов на избирательных счетах | 702 994 Р | 572 108,76 Р | 957 733,8 Р |
Доля денег «Единой России» | 28,38% | 41,95% | 37,77% |
Доля денег команды оппозиции | 49,26% | 37,85% | 42,34% |
Доля денег команды победителей | 46,14% | 37,85% | 42,34% |
Деньги команды победителей | 324 264 Р | 216 529 Р | 405 471 Р |
Общее число избирателей | 50 956 человек | 45 206 человек | 58 721 человек |
Видно, что в среднем у оппозиционной команды на счетах была почти половина денег всех кандидатов. Причем чем больше избирателей в округе, тем больше денег собрали.
в среднем стоила кампания победителей на муниципальных выборах 10 сентября 2017 года в Москве
Относительный показатель эффективности избирательной кампании — стоимость одного голоса. Чем меньше денег кандидат потратил на привлечение голосов, если победил, тем лучше.
Стоимость голоса на выборах 10 сентября 2017 года
Ломоносовский | Гагаринский | Академический | |
---|---|---|---|
«Единая Россия» | 20,34 Р | 46,73 Р | 42,84 Р |
Количество проголосовавших | 9958 человек | 5136 человек | 8442 человека |
Команда победителей | 25,8 Р | 17,72 Р | 29,01 Р |
Количество проголосовавших | 13 419 человек | 12 147 человек | 13 973 человека |
Команды оппозиционных кандидатов потратили больше денег на привлечение голосов, чем провластные кандидаты, и победили на выборах. В Гагаринском районе партия «Единая Россия» практически не вела кампанию, поэтому и результаты соответствующие.
Считается, что чем больше денег потратишь, тем выше вероятность выиграть. Такая зависимость есть, но команды оппозиции использовали преимущественно поквартирный обход: кандидаты сами за себя агитировали и представляли своих коллег.
На муниципальных выборах я собрал более 50 тысяч рублей, которые полностью потратил на агитацию и юридическую помощь. В итоге получил 1213 голосов избирателей Ломоносовского района. В моем избирательном округе больше было только у депутата четырех созывов и директора школы.
Расходы на работу избирательных комиссий
Свой политический путь я начинал в 2016 году как член УИК № 2288 с правом решающего голоса.
Вот чем отличается член избирательной комиссии с правом решающего голоса от обычного члена УИК:
- Он выдает бюллетени и заносит данные в книгу списка избирателей.
- Ездит с переносным ящиком на надомное голосование.
- Участвует в погашении бюллетеней, подсчете голосов, сортировке и подсчете бюллетеней.
- Участвует в голосованиях, когда УИК принимает решения, и может дописать к ним свое особое мнение.
- Подписывает протокол УИК об итогах голосования — и опять же может не согласиться с протоколом и написать особое мнение.
- Члена УИК с правом решающего голоса нельзя удалить из помещения для голосования. Ни УИК, ни вышестоящая комиссия не могут исключить или вывести его из комиссии.
Еще бывают члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Их также нельзя удалить из помещения для голосования, исключить и вывести из комиссии. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса тоже могут выезжать на надомное голосование, но не могут голосовать на заседаниях и выполнять другие функции членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Обычно избиратели сталкиваются только с УИК, когда приходят голосовать на участок. Вот чем занимаются члены УИК с правом решающего голоса и сколько времени на это тратят.
Сколько времени тратят на работу члены УИК с ПРГ
На что | Сколько | Что делают |
---|---|---|
Дежурство | От 4 до 30 часов | Просто сидят за столом и дежурят: вдруг кто-то придет. Получают бумажки, расклеивают информацию по стендам района, готовят и оформляют списки избирателей, вычеркивают умерших |
За день до голосования | От 2 до 8 часов | Собирают урны для голосования, настраивают КОИБ, подписывают и пропечатывают бюллетени |
День голосования | От 14 до 24 часов | Проверяют данные избирателей, выдают бюллетени, ведут надомное голосование, проводят заседания по жалобам, подсчитывают бюллетени, сдают протоколы в ТИК |
В среднем член УИК с правом решающего голоса тратит от 20 до 60 часов своего личного времени на общественно полезную работу, чтобы обеспечить избирательные права россиян. Два независимых члена УИК с правом решающего голоса способны предотвратить подделку протокола итогов голосования на участке.
А теперь расскажу, что делают и сколько времени тратят члены территориальной или окружной комиссии, чью работу избиратели практически не видят. Только некоторые активные граждане доходят до ТИК или ОИК, чтобы проголосовать досрочно, сообщить о нарушениях, допущенных кандидатами или УИК. Но главное, чем занимаются члены ТИК или ОИК, — принимают решения о регистрации кандидатов и утверждают итоги выборов по избирательным округам.
Сколько времени тратят на работу члены ТИК или ОИК
На что | Сколько | Что делают |
---|---|---|
Дежурство | От 1 до 5 дней | Принимают документы, консультируют кандидатов |
Проверка документов и подписных листов | От 10 часов до нескольких дней | Проверяют подписи за выдвижение кандидата |
Регистрация кандидатов | От 1 до 3 дней | Принимают решения о регистрации кандидатов или об отказе в регистрации |
Прием жалоб и уведомлений об агитации | От 2 до 8 часов | Ответственный член ТИК ожидает кандидатов, которые приносят уведомления об агитации, а также принимает жалобы на кандидатов |
Верстка плаката с кандидатами | От 1 до 4 дней | Собирают со всех зарегистрированных кандидатов фотографии и информацию, которая должна быть на плакате, и согласовывают ее с каждым кандидатом |
Досрочное голосование | 10 дней | Ведут подготовку к досрочному голосованию, составляют документы по нему |
День голосования | От 14 до 24 часов | Помогают УИК, подводят итоги голосования, рассматривают жалобы |
Расходы избирательных комиссий на проведение выборов
Я подсчитал, сколько стоили местному бюджету выборы в Академическом, Гагаринском и Ломоносовском районах Москвы в 2017 году. Для этого проанализировал финансовые отчеты ТИК этих округов.
Количество избирателей и членов УИК в муниципальных округах
Количество избирателей | Количество членов УИК с ПРГ | |
---|---|---|
Ломоносовский | 50 956 | 342 |
Гагаринский | 45 206 | 245 |
Академический | 58 712 | 300 |
Количество избирателей на одну избирательную комиссию
Количество избирателей на одну УИК | Количество избирателей на одного члена УИК | |
---|---|---|
Ломоносовский | 1960 | 149 |
Гагаринский | 1808 | 185 |
Академический | 1894 | 196 |
Стоимость выборов
На одну УИК | На одного избирателя | |
---|---|---|
Ломоносовский | 129 025,38 Р | 65,83 Р |
Гагаринский | 120 268 Р | 66,51 Р |
Академический | 122 483,87 Р | 40,94 Р |
Сколько заплатили членам УИК и ТИК
Оплата труда члена УИК с ПРГ | Оплата труда члена ТИК с ПРГ | |
---|---|---|
Ломоносовский | 6100,23 Р | 11 624,04 Р |
Гагаринский | 7374,83 Р | 10 252,17 Р |
Академический | 7470,34 Р | 11 624,07 Р |
Видно, что за ответственную и важную работу по организации выборов, подсчету бюллетеней, работе с кандидатами и определению победителей люди получили скромные деньги. Например, на выборах в Госдуму в 2016 году я, как член УИК с ПРГ, получил 7900 Р за два дня работы. Но был очень доволен собой.
в среднем получили члены УИК с правом решающего голоса за работу на выборах в 2017 году
Но тут нужно понимать, что это средние значения. Они включают в себя безответственных людей, которые исчезли сразу после формирования комиссий, — им коллегиально устанавливается выплата 0 Р . Также сюда входит зарплата секретаря, который ночует в ТИК с начала августа по середину октября, — он получает около 150 тысяч рублей.
Кроме денег за свою работу член избирательной комиссии с правом решающего голоса получает бонусы. Например:
- За ним сохраняется основное место работы, ему может выплачиваться компенсация из бюджета избирательной комиссии.
- Его нельзя уволить по инициативе работодателя или без согласия перевести на другую работу.
- Его нельзя подвергнуть административному наказанию в судебном порядке без согласия прокурора субъекта РФ.
Что в итоге
Право выбирать, которое оплачивается из местного, регионального или федерального бюджета, стоит относительно немного, хотя работа членами избирательных комиссий проводится колоссальная.
А вот стоимость права избираться и быть избранным начинается от сотни тысяч рублей и может доходить до нескольких миллионов. Поэтому, к сожалению, реально воспользоваться этим правом могут далеко не все. На бумаге право быть избранным есть почти у всех граждан России, но его реализация под вопросом.
На мой взгляд, чем больше людей будут пробовать свои силы в качестве кандидатов, волонтеров и членов избирательных комиссий, тем с большей вероятностью мы сможем построить честный и открытый выборный процесс. И тем больше независимых депутатов всех уровней будет в нашей стране.
Ребята, уважаемые. Поймите одно, единственная цель власти — МАЛЕНЬКАЯ ЯВКА.
Идею что выборы ничего не решают и т.д. Вам подсовывает сама власть, а верить этому — быть на поводке.
Это логическая ошибка, причина которой – непонимание того, что такое выборы в недемократической системе.
Из того, что выборы недемократичны, не следует, что это формальное мероприятие. Напротив, это значимый политический процесс.
Известное исследование Мэттью Френкеля из Института Брукингса, проанализировавшего более 100 кампаний электорального бойкота с 1990 по 2010 гг., называется «Угрожай, но участвуй». Он выяснил, что игнорирование выборов оппозицией эффективно, только если оппозиция достаточно влиятельна, чтобы своим неучастием сорвать выборы.
В российских условиях ставка на снижение явки путем бойкота особенно абсурдна, потому что этим занимается сама государственная власть.
Во всех остальных случаях путь к смене или качественному изменению режима – не бойкот, а участие.
Чем меньше явка — тем меньше усилий для фальсификации итогов потребуется.
Чем больше явка = сложнее изменить результат в свою пользую = больше усилий на фальсификацию = больше ошибок = больше скандалов.
Бойкот в нашей ситуации — очень тупое решение. Лучше прийти и испортить бюллетень.
Ты можешь подписывать петиции в интернете и жаловаться как все плохо, но это все симптомы. Причины искореняются путем выборов.
Вячеслав, бойкот — это было самое глупое решение. Поэтому на муниципальных выборах мы топили за явку. В Ломоносовском явка была под 20% (если мне не изменяет память), в то время как в целом по Москве 15% и еще ниже.
Вячеслав, можно мне (тоже тупому) вопрос? Текущая политика к выборам — уже явно попытка понизить явку, однако в РФ разве нет законов о кворуме на голосованиях? Стратегия «меньше голосов — меньше работы» кажется должна разбиваться об недостаточное количество своих же добровольно-принужденных?
И есть ли реальная задача поддерживать низкую явку, если есть сейф-пакеты и 3 замечательные ночи?
Если у вас есть какие-то любимые книги на эту тему, будет интересно почитать 🙂
Ivan, нет. Этот порог отменили. А прочитать советую «Вся королевская рать», например.
Текущая политика выглядит так: на одних выборах нам нужна высокая явка, а на других не нужна. А еще лучше, чтобы у людей выбора то и не было.
Ivan, увы минимального порога явки нет. Не будут они принимать механизмы, которые работают против их технологий.
Из современной литературы советую Екатерину Шульман.
Книга «Практическая политология. Пособие по контакту с реальностью» — очень доступным языком описывает многие политические процессы.
У Екатерины много видео на ютубе по актуальным темам, тоже советую.
Другие, на мой взгляд, слегка ангажированы. Ну могу ещё посоветовать Ютуб канал Максима Каца, в целом дельные вещи говорит из базовой-теоретической части.
Из «экспертов» могу посоветовать сайт «голос инфо», организации которая занимается мониторингом выборов, но там чтиво скучное, больше аналитика для «понимающих».
Ivan, вопрос про сейф пакет и три ночи не очень понял, с радостью отвечу если объясните 🙂
Вячеслав, все видели вбросы на камерах, а тут возможность еще круче — хоть каждую ночь пересчитывай все голоса и корректируй результат
Кажется маловероятным, что охрана (или кто там) будет неангажированной, и что такой механизм голосования сохранили из каких-то забот о здоровье граждан
Ivan, видеонаблюдения по факту не будет (таким как мы его видели раньше, которое доступно для каждого). 3 дня позволяют удобнее сгонять бюджетников т.к. времени больше для организации, а также понимать к третьему дню сколько нужно еще «кое-чего» сделать для нужного процента.
Низкая явка нужна и с тремя днями, логика проста. Если явка 10 человек, то нужных бумажек нужно закинуть 8 и у тебя уже хороший процент, а если явка 100 человек, то закинуть нужно уже 80 бумажек, а 80 бумажек на одном участке не закинешь, нужны ресурсы и люди готовые на такие шаги. Больше людей — больше вероятностей проколов, сливов информации и прочих проблем, палево.
В этом режиме сами усилия власти по фальсификации результатов выборов говорят о том, что эти выборы – не такая уж формальность.
Через месяц важнейшие выборы (выборы в Государственную Думу) — где нибудь об этом говорят? Минимальное информирование населения. Зачем? — Для маленькой явки, именно в отсутствии высокой явки заинтересована действующая власть.
Оглянитесь и сделайте выводы.
Вячеслав, соглашусь с вами. Такая ситуация, когда о грядущих выборах почти нет никакой информации (за редким исключением), называется «сушкой явки», она сейчас и происходит.
Родители специально следили, за неделю в телевизоре всего раз увидели предвыборный ролик. И тому есть причины — замеряемое опросами снижение лояльности к партии власти. Это повод задуматься, так ли выборы ничего не значат, как нам об этом говорят?
А кандидат власти в моем одномандатном округе уже 2 месяца назад развесил повсюду своё фото, но на нем нет упоминания, от какой он партии баллотируется! Забыл, наверное (нет).
Pawntchicque, самый способ борьбы с сушкой явки — это повесить объявление в собственном доме о дате и месте голосования.
Будете смеяться, но большинство не знает, где голосовать.
Alexey, на этот счет была хорошая фраза — либо вы начнете заниматься политикой, либо политика начнется заниматься вами.
Я о Вас ничего не знал до этой статьи, забил в поиск и увидел новости от 2019 года об избении.
У меня к Вам большое уважение за Вашу смелость и активность, но сам я, признаюсь, не смог бы выдержать прессинг.
Иван, спасибо за отзыв. Надеюсь, статья вам понравилась и вы тоже примете участие в выборном процессе.
Классный герой и статья, хожу наблюдателем на выборы с 2011 года, хочу пойти кандидатом на муниципальные в 2022 в Москве!
Павел, это здорово. Если интерес серьезный и сохранится, то пишите в личные сообщения. будешь рад проконсультировать и делиться опытом.
Andre, шанс все равно есть. И для них он бывает неожиданным
Иван, для «них» (читеров) больше всего удивительно, когда на выборы заходит команда кандидатов, а в день голосования в комиссиях работают реальные наблюдатели или ПСГ.
На некоторых выборах в регионах — это вызывает шок у местной администрации.
Отличная статья, спасибо!
На выборы обязательно идём! И зовем родственников, друзей и соседей! 👌🏻
Владислав, и это правильно. Приходите голосовать лично 🙂
Кирилл, расскажите, пожалуйста, о своей работе муниципальным депутатом, что в основном делали, из чего состоял ваш день, какие доходы и откуда, и т.д. Можно и о коллегах повыше в иерархии, если знаете примерно как у них всё это устроено.
Иван, ох, эта тема достойна отдельной статьи / материала.
Если коротко, то я не работаю депутатом на постоянной основе. У меня есть основное место работы (я работаю в IT), также я управляющий ЖСК (аналогично ТСЖ), иногда репетитором подрабатываю. Список моих доходов и имущества опубликован на сайте муниципального округа Ломоносовский в г. Москве.
В основном основная деятельность заключалась в следующем:
1. Участие в заседаниях Совета;
2. Проведение личного приема / встреч с жителями;
3. Подготовка депутатских запросов / обращений по проблемным вопросам;
4. Помощь жителям в проведении общественных кампаний;
5. Встречи с представителями государственной власти;
Последние пару лет добавлялись еще активности в части помощь задержанным на массовых мероприятиях.
У коллег по выше в Московской городской Думе само собой устроено иначе.
Кирилл, а в чем профит? Как окупается сумма затраченная на избирательную кампанию? Какое финансовое вознаграждение / привилегии получает муниципальный депутат? Или это история исключительно про «гражданскую сознательность» и «депутат-бессеребренник из народа»?
В моей голове не вяжется рыночная экономика и участие в гос.управлении «за идею». Звучит как нечто нежизнеспособное или недостоверное.
Евгений, смотря что понимать под профитом.
Сумма, затраченная на избирательную на избирательную кампанию в 99% случаев не отбивается на прямую в денежном эквиваленте. Я своих вложил 10 тыс., а остальные средства собирал в виде добровольных пожертвований.
Финансового вознаграждения муниципальные депутаты не получают. В Москве есть «поощрение мэра Собянина за исполнение отдельных полномочий органов государственной власти» — оно составляет 52 тыс. руб. после вычета НДФЛ. В регионах о таком не слышал. Там, как правило, провластные депутаты делают так: главе муниципального округа выписывается премия и он ее раздает налом своим коллегам.
«Привилегий» как таковых нет. Бесплатный проездной на общественный транспорт есть.
Если не вяжется в голове, то это скорее вопрос к вашим внутренним установкам и убеждениям 🙂
Это история, лично моя, состояла из двух частей: 1) мне было не наплевать на свой район и что в нем происходит, 2) я хотел попробовать что-то изменить.
Ведь можно сколько угодно бухтеть, что все вокруг плохо и не пытаться ничего сделать, а можно попытаться.
Кирилл, то есть это исключительно благотворительность и «желание сделать мир лучше»? До какого уровня гос.управления это так?
В моем представлении управление государством на разных уровнях — это работа, которая не должна отдаваться на откуп энтузиазму и активизму. Необеспеченные финансами и явной эмоциональной отдачей порывы альтруизма очень быстро затухают и сменяются озлобленностью при столкновении с первыми бюрократическими трудностями «да я ради них тут свое время трачу, а они мне нормативы и согласования в лицо суют?!».
Евгений, скажем так. Я могу себе это позволить делать исключительно из своего желания сделать район лучше.
Вы правильно указываете, что управление государством/муниципалитетом — это работа. Но деятельность муниципальных депутатов не оплачивается. Городские — могут рассчитывать на постоянную стабильную оплату своего труда.
А бюрократические трудности преодолеваются опытом или техникой.
Кирилл, спасибо! Тогда надеюсь, что редакция уговорит вас на отдельный материал)
Получится ли совмещать фуллтайм работу по найму и депутатство?
Вы сами получили удовольствие/удовлетворение от депутатства?
Иван, возможно уговорит, или такая инициатива будет идти от читателей.
Скорее получается, чем нет.
Заседания раньше начинались в будний в 10-00, и само собой такой день вылетал в части работы. Мы их перенесли на 19-00, чтобы было удобно и работающим депутатам и жителям.
Подготовка большинства обращений / запросов выполняется после рабочего дня, часов в 8-9-10 вечера.
Есть ряд вещей, которые невозможно перенести на вечер, в частности, участие в работе комиссии по приемке/открытию капитального ремонта многоквартирного дома, и поездка в Главархив г. Москвы, и некоторые встречи с представителям исполнительной власти.
Насчет удовольствия трудно сказать, опыт получил точно и весьма разнообразный.
Сколько стоит принять участие в выборах в качестве кандидата: кому-то такие амбиции стоят свободы (
По теме: был наблюдателем от оппозиции на выборах 12 и 18 годов (Москва и Московская область): на моих участках никаких нарушений и фальсификаций не было.
Да и не вижу смысла в них на тот момент, когда результат был вполне предсказуем.
А вот когда на выборах есть интрига и реальная альтернатива.
Юрий, а когда появляется реальная альтернатива, то и с регистрацией кандидатов начинаются (ожидаемые) проблемы.
А в других выборах принимали участие?
Andre, вопрос «читерства» на выборах действительно существует.
Как раз для этого в каждой УИК должно быть по два-три независимых члена комиссии с правом решающего голоса. И конечно же — наблюдатели. Но это в день (а теперь в дни) голосования. С регистрацией, как я и писал в статье — вопрос стоит острее.
Во всяком случае, на мой взгляд, попробовать можно, а там как пойдет.
Alexey, вопрос был другой: хотела бы я участвовать в выборах как кандидат? Я ответила, что не хочу. Это не мое.
Yi, > Специально просил меня закинуть в самые проблемные районы
Вас, скорее всего, закинули в показной участок
Если посмотрите статистические аномилии на прошедших выборах, то увидите, что фальсификации происходят в деревнях, селах. В городах очень редко
Artem, Так, стоп. А какой смысл был оппозиции меня закидывать на показной участок, если я сам был наблюдателем от оппозиции?
Yi, вряд ли 90% — это сильно переоценено. Смысл в том, что если хочется что-то менять, то надо пробовать идти и менять.
А если хочется менять, но дальнейших действий не происходит, то человек занимается тщательным обсасыванием собственных желаний, которые видимо так и останутся желаниями. Последнее чревато депрессией.
Yi, В Москве возможно (при условии, что до выборов допускаются, за редким исключением, только лояльные власти кандидаты и активно используется админ. ресурс в агитации — например, на входе во все подъезды моего района на рекламном стенде висит предвыборный плакат провластного кандидата Баженова, ни одному независимому кандидату агитацию повесить не позволят, на участки гонят бюджетников и контролируют голосование), а вот в регионах тотальный мрак. В нац. республиках вообще не заморачиваются, просто скидывают результаты сверху, которые даже иногда не зависят от заверенных (!) протоколов. Такие случае были в Башкирии и Татарии, когда в ГАС Выборы вносились результаты, отличные от протоколов выданных наблюдателям, при этому местные суды отклонили все заявления.
Yi, Честно говоря не нашел в моем комментарии что-то про несправедливость.
«Более того, сама система выстроена таким образом, что подделать выборы в России невозможно в принципе.» — Заблуждаетесь, объясню почему:
1 — Существует три уровня выборов (федеральный, региональный, муниципальный) на каждом из которых отличается как явка, так и ресурсность кандидатов, а следовательно их возможность влиять на деятельность комиссии (от назначения опытных наблюдателей, так и до прямого подкупа членов комиссии.). Стоит отметить, что самые грязные выборы — муниципальные.
2 — Чаще всего, как показывает практика «рисуют» результат не в центре города, где на участке несколько наблюдателей и членов с совещательным голосом от кандидатов, а в деревнях и поселках где нет «приезжих» (потому что там всех друг друга знают и глава района попросил сделать результат, например).
3. Вы говорите о президентских выборах, как я понимаю. Из своего опыта скажу, что на моем участке за действующего президента было около 60% голосов. Вопрос к Вам — зачем фальсифицировать если за тебя и так преимущественное количество? Альтернативы выбора нет, соц опрос на 2018 показывает что ты и так выиграешь. Вспомните 2018 год, из каждого утюга была информация о предстоящих выборах. Целью тех выборов была «легитимация» процесса, показать что народ россии сделал свой выбор и чем выше явка тем лучше, все равно главный кандидат не проиграет.
На региональных (кроме губернаторских, хотя мы тоже помним Хабаровск и Приморье, ага), муниципальных выборах — есть хоть какая-то альтернатива и соответственно любой кандидат может как выиграть так и проиграть. Здесь же включается : административный ресурс (ошибки одних видим, других нет; вас зарегистрируем, а вот у Вас ошибка серьезная; финансовый ресурс партии или кандидата, и рисовальщики на УИК.
Выборных технологий очень много и все они зависят от разных ситуаций. Фальсифицируют очень много, почти на всех выборах. Единственное «лекарство» это грамотные наблюдатели на участке.
Если Вы не видели фальсификаций, возможно, вы плохо следили, а скорее всего Вы попали на участок, где нормальные члены комиссии (таких на сегодняшний день большинство), а не проститутки. Опять же повторюсь — фальсификации на выборах президента без альтернативного кандидата это выстрел себе в ногу, зачем это?
Andre, да да да, Вы еще скажите что сами до этой идеи дошли. Вам ее конечно не внушили.
Проще принять эту идею чем поднять зад и сходить на участок.
Повторюсь — сами усилия власти по фальсификации результатов выборов говорят о том, что эти выборы – не такая уж формальность.
Как говорится, к сожалению, насильно в рай не затащишь. Оставайтесь при своем мнении.
По статье:
Спасибо за статью, вот некоторые корректировки:
В России многоуровневая система избирательных комиссий:
1. Центральная избирательная комиссия России, — ЦИК.
(Организует только федеральные выборы)
2. Комиссии субъекта — ИКСРФ
(Организует региональные выборы и контролирует все нижестоящие комиссии)
3. *Муниципальная избирательная комиссия — МИК (Используется как организующая комиссия при проведении муниципальных выборов, на иных выборах не задействуется. Иногда полномочия Муниципальной комиссии исполняют ТИКи т.е физически МИК не существует, просто его полномочия возлагают на ТИК)
4. Окружные избирательные комиссии, — ОИК
(«физически» не существует, полномочия окружных возлагаются либо на избирательные комиссии субъектов при проведении федеральных выборов, либо на ТИК при проведении региональных выборов, муниципальных выборов).
5. Территориальные избирательные комиссии, — ТИК.
(В зависимости от региона бывают постояннодействующие в виде юр лица, бывают без регистрации как юр. лицо.) На ТИКи возлагаются полномочия как муниципальных комиссий, так и окружных.
6. Участковые избирательные комиссии, — УИК.
Это первичное звено.
«Выдвижение кандидатов — это старт избирательной кампании.»
— Старт для кандидата, в целом избирательная кампания начинается с опубликования решения о назначении выборов. (ст. 2 67-ФЗ)
«С этого момент почти все, что делает кандидат, становится агитацией и подчиняется правилам: например, нельзя больше собирать пожертвования на кампанию на карту.»
— Агитацией являются лишь те действия, которые попадают под признаки предвыборной агитации, указанные в избирательном законодательстве (например ст. 48 в 67-ФЗ).
«Никто точно не знает, что влияет на регистрацию кандидата или отказ в ней. Но если комиссия отказала в регистрации, это решение можно обжаловать в суде или в вышестоящей избирательной комиссии. Срок — 10 дней со дня, когда комиссия приняла решение.»
— Комиссия обязана вынести мотивированное решение, с которым кандидат имеет право ознакомится, как и назначенный им ЧСГ. Причины для отказа в регистрации четко указаны в законодательстве, никаких иных причин быть не может. Кроме того до вынесения решения о регистрации/об отказе комиссия сообщает о «неточности» сведений в представленных документах.
«Обычно большие выборы вроде президентских как бы тянут за собой маленькие — это дает огромную явку. Так было на московских муниципальных выборах 4 марта 2012 года.»
— Просто организаторам выборов финансово проще организовать сразу несколько избирательных кампаний в один день, чем растягивать их по месяцам и это правильно.
«Досрочное голосование. Как правило, приходит не очень много людей — обычно это работники госучреждений.»
— Длится несколько дней, сначала в ТИК, потом в УИК. Обычно досрочное голосование используется на муниципальных выборах для подвозов маргинальных личностей с целью сделать результат за конкретного кандидата. Простые граждане редко знают о возможности досрочного голосования. Часто досрочка является причиной множества жалоб.
«Чтобы проголосовать, нужно принести с собой российский паспорт и на день голосования быть совершеннолетним. Член участковой комиссии смотрит паспорт, проверяет данные по книге и предлагает расписаться в получении бюллетеня.»
— По закону у избирателя есть право внести свои данные в список избирателей самостоятельно, почему то члену УИК забывают об этом и не предлагают воспользоваться этим правом.
Документы для выдвижения. «Нотариально заверенные копии документов об образовании, основном месте работы и должности.»
— С чего бы они должны быть нотариально заверенные? В федеральном законе есть положение «заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом». Про нотариальное заверение нет ничего.
«Справку об отсутствии судимости или уголовного преследования на момент выдвижения.»
— тоже нет оснований предоставлять если у вас нет и не было судимости.
Источник