Выборы: система и люди
Важнейший компонент современной политики
Выборы представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения политической воли граждан по определённым правилам (в соответствии с избирательной системой). В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями.
Выборы — способ создания государственных органов, органов местного самоуправления, органов общественных объединений, состоящий в их избрании населением или иным органом.
Чаще всего понятие выборов применяется по отношению к избранию депутатов и должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления. Участие граждан в выборах обычно означает принятие существующего строя, иначе они пришли бы не на выборы, а на митинг протеста или устроили революцию. Если они этого не делают, значит, участвуя в выборах, проявляют свою политическую лояльность.
Выборы в демократическом обществе — важнейший канал вхождения граждан, разумеется не всех, в состав политической элиты, активизации политической карьеры, смены политических лидеров. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элиты, изменяется политический вес партий и их представителей.
Главное социальное назначение выборов — адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать при этом эффективное правительство. Становление современной избирательной системы берёт своё начало в Европе и Северной Америке в XVII в.
Выборы дают гражданам шанс переизбрать неугодное правительство или депутатов; заменить их людьми, пользующимися доверием. И сделать всё это мирным путём. Если считать политику в целом мирным способом решения самых важных для общества проблем, то выборы — самое яркое тому доказательство.
• Максимальная избирательная активность официально зафиксирована в ходе всеобщих выборов в Корейской Народно-Демократической Республике 8 октября 1962 г. Было объявлено об участии 100% избирателей, при этом все 100% голосов были отданы Трудовой партии Кореи.
• Наименьшая разница в результатах голосования при всеобщих выборах отмечена 18 января 1961 г. в Занзибаре (сейчас — часть Танзании). Афро-Ширазская партия победила тогда с перевесом в один голос, набрав большинство в парламенте с перевесом в одно место.
С помощью выборов законными становятся не только политическая система в целом, но и конкретный состав парламента, правительства и некоторых других структур власти; официально признаётся их право руководить государством. Выборы — важнейший канал обратной связи между гражданами и властью, форма взаимного контроля граждан и государства. Стремясь заручиться поддержкой большинства электората, кандидаты посещают самые разные слои населения, даже тех, к кому обычно власти никогда не приходят. Встречаясь с пенсионерами и домохозяйками, с теми, у кого нет горячей воды или протекает потолок, многодетными матерями, заключёнными, которые месяцами ждут решения суда, они выслушивают их мнения и просьбы, узнают много нового для себя, ещё больше обещают — посодействовать, разобраться, помочь. Из 4—7 кандидатов, побывавших у проживающих на данном участке избирателей, побеждает один, но обещания раздают все.
Почему выборы можно считать ещё и мощным инструментом ротации у правленческих кадров? Подчинённых можно менять по усмотрению начальства как угодно часто и в любом количестве. Такая процедура тоже будет называться ротацией, или сменой, обновлением кадров. Но в демократическом обществе принят иной механизм ротации — снизу. Народ высказывает доверие или недоверие руководителям, избирает одних и не избирает других.
Понятие выборов предполагает, что избирателю предлагается список альтернатив (людей или политических предложений), на одной из которых он останавливается. Наличие альтернатив — обязательное условие выборов. Их отсутствие дискредитирует саму идею политических выборов.
В представительной демократии избиратель голосует не только за конкретное лицо, но также за его команду и выдвигаемую политическую программу. Механизм выборов принуждает кандидатов заранее обнародовать свою программу для того, чтобы большинство населения могло с ней ознакомиться, обсудить и внести коррективы. Таким образом, выборы — это ещё и открытая политическая дискуссия. Победитель получает не только место во власти, но и легитимную поддержку населения. Когда он встречает упорное сопротивление со стороны оппозиции, лидер всегда может обратиться за поддержкой избирателей через обращение к народу или проведение референдума о доверии существующей власти. Избранник народа правит от имени избравшего его народа, даёт торжественную клятву служить его интересам. Процедура выборов наделяет победителя законным правом проводить любые реформы и принимать любые политические решения, если они, по его мнению, направлены во благо избирателей (электорат).
Электорат (лат. elector — избиратель) — круг избирателей, голосующих за определённую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах. В более широком значении употребляется как синоним избирательного корпуса страны.
Распространённость выборов в разных политических системах варьируется от их почти полного отсутствия до всеобщего признания как основного элемента организации гражданского общества. В некоторых странах (как, например, в США) можно проголосовать письмом, в других (как в Италии) в дни выборов предоставляются скидки на проезд, в третьих (как в Австралии или Греции) не участвующие в голосовании граждане должны платить штраф.
Только при демократии выборы пронизывают все этажи общественного здания и уровни правления: парламент, президента, представительные, а зачастую и исполнительные органы субъектов Федерации, местные органы власти.
Источник
Выборы: понятие, принципы
Литература.
- Голосов Г. Сравнительная политология. — М., 1995.
- Данилов С. Двухпартийная системаКанады: тенденции развития. — М., 1992.
- Основи політичної науки. Курс лекцій. Частина 1. /За ред. Б.Л.Кухти. — Львів, 1996.
- Парламенти мира. — М., 1991. — Ч. 1, 2.
- Рябов С.Г. Політологія: Словник термінів і понять. — К., 1996.
- Санистебан Л.С. Основы политической науки. — М., 1992.
- Скиба В., Горбапгенко В., Туренко В. Вступ до політології. — К., 1996.
- Токвиль А. О демократии в Америке. — М., 1994.
- Шаповал В. Зарубіжний парламентаризм. — К., 1993.
Избирательная система является важнейшей составляющей политического режима. С одной стороны, она устанавливает правила формирования органов власти, а с другой — оказывает непосредственное влияние на электоральный процесс. Наконец, избирательная система является одним из факторов, определяющих конфигурацию партийной системы в стране. Изучение выборов позволило сформироваться особому научному направлению — псефологии.
Понятие «избирательная система» используют в двух значениях.
В широком смысле это совокупность общественных отношений, предметом которых является формирование органов государственной власти или наделение полномочиями должностного лица особым способом – путем выборов.
При широком толковании понятие «избирательная система» включает в себя все общественные процессы и правила, связанные с выборами, тогда как в узком понимании избирательная система – это способ учета голосов избирателей и распределения мест в органах государственной власти между кандидатами (группами кандидатов).
Главным компонентом избирательных систем являются выборы.
Выборы – это способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.
Помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархической форме правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. В условиях демократии выборы представляют собой основную форму политического участия граждан, в которой реализуется их влияние на формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.
К главным функциям выборов можно отнести следующие:
· артикуляция интересов различных социальных групп;
· мирное разрешение конфликта между политическими акторами, претендующими на власть;
· легитимация структур власти;
· рекрутирование в политическую элиту и ее обновление;
· политическая социализация и мобилизация граждан.
Все современные политические режимы используют процедуру выборов для легитимации власти, но не все они позволяют отразить действительную волю народа. Тоталитарные и авторитарные режимы демонстрируют ситуацию, которую американские политологи Р. Таагепера и М. Шугарт определили как «выбор без выбора».
Подобная практика может иметь разные проявления:
· правящая партия выдвигает только одного кандидата на каждую выборную позицию (такая практика существовала в СССР до 1989 г., причем не требовалось даже заполнения бюллетеня, а сам незаполненный бюллетень рассматривался как голосование за кандидата);
· выдвижение нескольких кандидатов от правящей партии, которые придерживаются единой идеологии, но соперничают между собой за голоса избирателей.
Подобная практика распространена в однопартийных тоталитарных и авторитарных системах. Но и системы, являющиеся лишь формально многопартийными, способны ограничить право выбора:
· правящая партия допускает выдвижение второстепенных, малоизвестных кандидатов, которые не могут составить конкуренцию для основного кандидата, но создают видимость альтернативности выбора;
· создается привилегированное положение отдельных кандидатов, пользующихся преимуществом в финансировании, в доступе к СМИ;
· фальсификация итогов голосования;
· введение многообразных ограничений на выдвижение кандидатов (ограничения на идеологические ориентации, расовую принадлежность кандидатов и др.) и предвыборную агитацию.
Соблюдение ряда общих принципов, признаваемых мировым сообществом, позволяет придать выборам действительно демократический характер.
1. Обязательность выборов означает, что выборы являются единственно легитимным способом формирования государственной власти.
2. Периодичность выборов позволяет гарантировать сменяемость выборных лиц по итогам голосования.
3. Всеобщность избирательного права означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений, имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств граждане получают избирательные права с 18 лет. Это своего рода ограничение принципа всеобщности избирательного права – ценз. Существуют и другие цензы, которые ограничивают избирательное право (особенно пассивное) дополнительными условиями.
Ценз оседлости – избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности (стране) не менее установленного законом срока. Например, для парламентских выборов в США установлено ограничение в один месяц, в Норвегии – не менее 10 лет, в Ирландии этот ценз выражен в требовании иметь место для сна.
Ценз гражданства предполагает, что в государственные органы власти могут избирать и быть избранными лишь граждане этого государства.
Относительно гражданства, то в случае неприкосновенности интересов граждан страны, в которой проходят выборы, в порядке исключения, оно может не рассматриваться как обязательное требование. Так, при избрании Европарламента в 1979 г. Ирландия и Нидерланды отменили это требование и допустили к участию в выборах граждан других стран-членов ЕС, которые находилось в то время на их территориях.
Ценз происхождения распространяет пассивное избирательное право только на граждан по рождению.
Возрастной ценз для реализации пассивного избирательного права, как правило, выше 20 лет. В Украине кандидатом на должность президента может стать гражданин не моложе 35 лет, а депутатом Верховной Рады – не моложе 21 года.
Имущественный ценз – обладание имуществом или фиксированной величиной дохода. В современном мире в открытой форме подобный ценз встречается редко. Нередко кандидат, чтобы быть зарегистрированным, обязан внести имущественный залог.
Ценз пола, ограничивающий участие женщин в выборах, сохраняется в некоторых мусульманских странах, например в Саудовской Аравии, Кувейте и Иордании.
В некоторых странах существует ценз грамотности, когда для получения права голоса требуется свидетельство о грамотности. В других же странах для неграмотных вводится специальная упрощенная система голосования.
Моральный ценз устанавливает определенные моральные требования, предъявляемые к избирателю, например запрет на участие в выборах людей, лишенных родительских прав, отбывающих наказание по приговору суда.
В разных странах устанавливаются дополнительные цензы. В Великобритании особый ценз установлен для членов Палаты лордов (они не имеют права участвовать в голосовании), а служители церкви не могут быть избранными в Палату общин.
В Украине согласно ст. 70 Конституции, кроме возраста и гражданства, существует только одна условие для избирателей: не имеют права голоса граждане, которые судом признаны недееспособными.
Относительно граждан, которые избираются в органы государственной власти, могут существовать такие ограничения:
· минимальный возраст для получения права быть избранным является большим по сравнению с возрастным цензом относительно активного избирательного права;
· от кандидата требуется собрать определенное количество подписей в свою поддержку. Число подписей колеблется от 10 на округ (Великобритания) до 1000 (Италия). Во Франции и Ирландии это требование отсутствуют;
· некоторые страны практикуют внесения кандидатом в бюджет определенной денежной суммы, которое возвращается нему в случае получения им определенного законом числа голосов.
Принцип всеобщего избирательного права утверждался по мере того, как процессы демократизации смягчали цензовые ограничения. Первоначально избирательные права получили взрослые богатые и грамотные мужчины. Так, в 1830 г. в Англии избирательным правом обладало только 4% взрослых мужчин. Во Франции в 1848 г. впервые в истории всеобщее избирательное право получили мужчины. В 1893 г. в Новой Зеландии, в 1902 г. в Австралии и в 1906 г. в Финляндии избирательные права впервые получили женщины. В 1917 г. их примеру последовала Россия. В 1920 г. женщины получили избирательные права в США. В Швейцарии женщины были лишены избирательного права до 1971 г., а в Лихтенштейне — до 1986 г.
4. Альтернативность выбора предполагает наличие двух и более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнено. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража. Действительно свободные и честные выборы требуют предоставления реальных возможностей для презентации своих программ для всех кандидатов.
5. Равные права избирателей.
Это означает:
· равное количество голосов для всех избирателей. Чаще всего это требование выражено в формуле «один человек — один голос». В некоторых странах каждый избиратель может наделяться несколькими голосами. Например на выборах депутатов Государственной Думы России избиратель обладает двумя голосами, что объясняется использованием смешанной системы голосования;
· от одинакового количества избирателей избирается одинаковое количество депутатов, что требует образования примерно равных по численности избирательных округов. В этом случае голоса избирателей имеют одинаковый «вес».
Принцип равенства избирателей соблюдался не всегда. Например, первая Государственная Дума Российской Империи (выборы состоялись в 1906 г.) формировалась по сословному принципу. Избиратели были разделены на четыре курии: 1) землевладельцы (крупные помещики); 2) горожане, владеющие недвижимостью; 3) крестьяне-домохозяева и 4) рабочие. Норма представительства от курий была различной. Наибольшее число депутатов было выбрано от первой курии, хотя наибольшее число избирателей было представлено рабочей курией. В современное время в некоторых государствах допускаются отклонения от принципа равенства избирателей с целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе вообще не смогут получить места в представительных органах (этнические меньшинства, женщины).
Известны и другие способы нарушения этого принципа:
· неравномерная по численности нарезка избирательных округов. При использовании мажоритарной избирательной системы подобная ситуация означает, что «вес» избирателей неодинаков. Норма представительства избирателей в малочисленных округах будет выше, чем в более населенных округах. Для избежания подобного законодательство большинства стран устанавливает предельные нормы отклонения в численности избирателей округов. В США неравенство в нарезке округов было ликвидировано в 1960-е гг. Считается приемлемым, если на выборах в Конгресс разница в количестве жителей округов составляет 2%, а сами округа, в зависимости от демографической динамики и итогов переписи, каждые 10 лет перенарезаются. В России отклонение от средней нормы представительства допускается не более чем на 10%, в труднодоступных местностях – на 15%, а в районах проживания коренных малочисленных народов – 30%;
· манипуляции с определением географических границ округов – джерримандеринг. Подобная практика позволяет каким-либо политическим силам с помощью подконтрольных избирательных комиссий собирать голоса их противников в одних округах и обеспечивать преимущество «своим» кандидатам в других;
· наделение отдельных групп граждан дополнительными голосами (подобная практика может наблюдаться на ранних этапах процесса демократизации однопартийных тоталитарных или авторитарных режимов, когда правящая элита пытается сохранить за собой контроль над законодательным органом). Например, первые альтернативные выборы, проведенные в СССР в 1989 г., наряду с голосованием в избирательных округах предусматривали выборы депутатов от общественных организаций членами этих организаций.
6. Равные права кандидатов позволяют реализовать пассивное избирательное право гражданина. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации. Исходя из этого, законодательством многих стран предусмотрено ограничение избирательных расходов и суммы частных пожертвований в фонд кандидатов; частичное государственное финансирование избирательной кампании зарегистрированных участников. Использование подобной практики преследует и другую цель – ограничение лоббизма в отношении победивших политических партий (кандидатов) со стороны субсидирующих групп. Государство берет на себя финансирование либо всех зарегистрированных кандидатов, либо тех, кто обладает определенным уровнем общественной поддержки.
7. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.
8. Свободное волеизъявление избирателей и гарантии тайны голосования. Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы (принцип добровольного голосования), выражая тем самым свое отношение к политическим процессам. Абсентеизм стал довольно частым явлением. Однако это отрицательно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которые явилось меньшинство избирателей, не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников на выборы. У абсентеизма есть еще один негативный аспект: при низкой активности избирателей выборы могут быть признаны несостоявшимися. В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает расходы на организацию выборов. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах (Австралия, Бельгия, Греция, Италия) введен институт обязательного участия в выборах, используются штрафы, лишение на определенный срок водительских прав. В Турции предусматривается лишение свободы.
Тайна голосования обеспечивается особыми средствами: отсутствием нумерации (исключение – Индия), одинаковостью всех бюллетеней и их заполнением в изолированных кабинках.
9. Прозрачность выборов позволяет обеспечить открытый характер выборов и доверие к ним. Данный принцип реализуется в предоставлении общественности права наблюдать за избирательным процессом через институт наблюдателей (в том числе международных) и СМИ, а также права знать, от кого и откуда кандидаты и партии получают деньги и сколько их расходуют на выборную кампанию.
Источник