- Способы разделения смесей
- Отстаивание
- Центрифугирование
- Фильтрование
- Действие магнитом
- Выпаривание. Кристаллизация
- Дистилляция (перегонка)
- —>Сайт Куприяновой О.И. —>
- —> —>Категории раздела —>
- —> —>Форма входа —>
- —> —>Поиск —>
- —>Опрос —>
- —> —>Статистика —>
- Методическая копилка
- Тест для 8 класса «Чистые вещества и смеси».
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Методическая работа в онлайн-образовании
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Способы разделения смесей
Для получения чистых веществ используют различные способы разделения смесей.
Способы разделения смесей | |
---|---|
неоднородных (гетерогенных) | однородных (гомогенных) |
— Отстаивание — Фильтрование — Действие магнитом — Центрифугирование | — Выпаривание. Кристаллизация. — Дистилляция (перегонка) |
Процессы разделения смесей основаны на различных физических свойствах компонентов, образующих смесь.
Отстаивание
Отстаивание — это разделение неоднородной жидкой смеси на компоненты, путём её расслоения с течением времени под действием силы тяжести.
Отстаиванием можно разделить смесь нерастворимых в воде веществ, имеющих разную плотность.
Пример. Смесь из железных и древесных опилок можно разделить, если высыпать её в сосуд с водой (1), взболтать и дать отстояться. Железные опилки опустятся на дно сосуда, а древесные будут плавать на поверхности воды (2), и их вместе с водой можно будет слить в другой сосуд (3):
На этом же принципе основано разделение смесей малорастворимых друг в друге жидкостей.
Пример. Смеси бензина с водой, нефти с водой, растительного масла с водой быстро расслаиваются, поэтому их можно разделить с помощью делительной воронки:
Отстаиванием также можно разделить вещества, которые осаждаются в воде с различной скоростью.
Пример. Смесь из глины и песка можно разделить, если высыпать её в сосуд с водой (1), взболтать и дать отстояться. Песок оседает на дно значительно быстрее глины (2):
Этот способ используется для отделения песка от глины в керамическом производстве (производство глиняной посуды, красных кирпичей и др.).
Центрифугирование
Центрифугирование — это разделение неоднородных жидких смесей путём вращения.
Пример. Если компоненты неоднородной жидкой смеси очень малы, такие смеси разделяют центрифугированием. Такие смеси помещают в пробирки и вращают с большой скоростью в специальных аппаратах — центрифугах.
Перед центрифугированием частицы смеси распределены по объёму пробирки равномерно. После центрифугирования более лёгкие частицы всплывают наверх, а тяжёлые оседают на дно пробирки.
С помощью центрифугирования, к примеру, отделяют сливки от молока.
Фильтрование
Фильтрование — это разделение жидкой неоднородной смеси на компоненты, путём пропускания смеси через пористую поверхность. В роли пористой поверхности может выступать бумажная воронка, марля, сложенная в несколько слоёв, или любой другой пористый материал, способный задержать один или несколько компонентов смеси.
Фильтрованием можно разделить неоднородную смесь, состоящую из растворимых и нерастворимых в воде веществ.
Пример. Чтобы разделить смесь, состоящую из поваренной соли и песка, её можно высыпать в сосуд с водой, взболтать и затем эту смесь пропустить через фильтровальную бумагу. Песок остаётся на фильтровальной бумаге, а прозрачный раствор поваренной соли проходит через фильтр:
При необходимости, растворённую поваренную соль из воды можно выделить выпариванием.
Действие магнитом
С помощью магнита из неоднородной смеси выделяют вещества, способные к намагничиванию.
Пример. C помощью магнита можно разделить смесь, состоящую из порошков железа и серы:
Выпаривание. Кристаллизация
Выпаривание — это способ разделения жидких смесей путём испарения одного из компонентов. Скорость испарения можно регулировать с помощью температуры, давления и площади поверхности испарения.
Пример. Чтобы растворённую в воде поваренную соль выделить из раствора, последний выпаривают:
Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остаётся поваренная соль. Иногда применяют упаривание, т. е. частичное испарение воды. В результате образуется более концентрированный раствор, при охлаждении которого растворённое вещество выделяется в виде кристаллов. Этот процесс получил название кристаллизации.
Дистилляция (перегонка)
Дистилляция (перегонка) — это способ разделения жидких однородных смесей путём испарения жидкости с последующим охлаждением и конденсацией её паров. Данный способ основан на различии в температурах кипения компонентов смеси.
Пример. При нагревании жидкой однородной смеси сначала закипает вещество с наиболее низкой температурой кипения. Образующиеся пары конденсируются при охлаждении в другом сосуде. Когда этого вещества уже не останется в смеси, температура начнёт повышаться, и со временем закипает другой жидкий компонент:
Таким способом получают, к примеру, дистиллированную воду.
Источник
—>Сайт Куприяновой О.И. —>
—> —>Категории раздела —>
—> —>Форма входа —>
—> —>Поиск —>
—>Опрос —>
—> —>Статистика —>
Методическая копилка
Чистые вещества и смеси
1.Определите, каким способом можно выделить йод из его спиртового раствора:
1) фильтрованием через пористое стекло
2) фильтрованием через ткань
4) выпариванием растворителя
2.Для фильтрования используют:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) сложенную ткань
3) оконное стекло
4) специальную бумагу
3.Можно разделить фильтрованием следующие смеси:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) воды и сахара
3) воды и масляной краски
4) воды и угольной пыли
4.Метод разделения смесей, основанный на различной проходимости частиц смеси через пористые материалы, называется:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
5.Укажите чистые вещества:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
3) дистиллированная вода
4) газированная вода
6.Чистые вещества, в отличие от смесей:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) имеют постоянные физические и химические свойства
2) имеют только постоянные физические свойства
3) имеют постоянный количественный и качественный состав
4) имеют только постоянные химические свойства
7.Укажите, в каких методах разделения смесей необходимо нагревание:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
8.Укажите неоднородные смеси веществ:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
2) раствор сахара в воде
3) морковный сок
9.Укажите однородные смеси веществ:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) раствор йода в спирте
3) сплав золота и меди
4) смесь муки и соли
10.Однородную смесь можно получить путем смешивания следующих веществ:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
Источник
Тест для 8 класса «Чистые вещества и смеси».
Самостоятельная работа по теме «Чистые вещества и смеси».
А1. Чистым (индивидуальным) веществом является:
1) стекло 2) речная вода 3) кислород 4) сталь
А2. Неоднородная смесь – это
1) молоко 2) раствор сахара 3) воздух 4) стекло
А3. Химический анализ состава смесей не проводят
геологи при разведке полезных ископаемых
продавцы хозяйственных магазинов
лаборанты химических лабораторий
А4. Смесь медных и железных опилок может быть разделена методом
1) отстаивания 2) фильтрования 3) кристаллизации 4) действия магнита
А5. Для очистки воды от растворённых в ней минеральных солей используют
1) центрифугирование 2) отстаивание 3) дистилляцию 4) фильтрование
А6. Способ разделения неоднородных смесей – это
1) дистилляция 2) выпаривание 3) хроматография 4) отстаивание
А7. Масса хлорида натрия, полученная при выпаривании 100 г 5%-го раствора NaCl
1) 2г 2) 3г 3) 5г 4) 10г
А8. На рисунке показан способ разделения смеси
А9. Газообразная смесь – это
1) природный газ 2) латунь 3) углекислый газ 4) кислород
А10. Газ, который не входит в состав воздуха
А11. Признак или свойство, на основе которого можно разделить смесь растительного масла с водой: 1) цвет 2) плотность 3) запах 4) агрегатное состояние
А12. Нефтепродуктом является
1) природный газ 2) кокс 3) бензол 4) мазут
А13. Для разделения смеси сахарного песка с водой используют
чашку для выпаривания
воронку с фильтром
Прибор для дистилляции
А14. Масса сахара, необходимая для приготовления 200 г 5%-ного раствора сахара
1) 2г 2) 4г 3) 10 г 4) 20г
А15. Верны ли суждения о способах разделения смесей?
1)верно только А
2)верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В1. Однородной смесью являются
раствор уксусной кислоты
смесь глины с водой
В2. Установите соответствие между следующими понятиями.
1) раствор сахара в воде
2) железная скрепка
В) чистые вещества
4) дистиллированная вода
9) стеклянный цилиндр
10) медная проволока
С1. Рассчитайте массовую долю соды в растворе, полученном при добавлении 20 г воды к 60 г 20%-ного раствора соды.
Самостоятельная работа по теме «Чистые вещества и смеси».
А1. Смесью является: 1) водопроводная вода 2) углекислый газ 3) кислород 4) азот
А2. Однородная смесь – это: 1) молоко 2) раствор этилового спирта 3) смесь мела с водой 4) нефть
А3. Фильтрованием можно разделить смесь воды и
1) сахарного песка 2) машинного масла 3) бензина 4) почвы
А4. Меньше всего растворённых солей содержит вода
1) морская 2) дождевая 3) дистиллированная 4) колодезная
А5. Водная смесь зубного порошка и поваренной соли может быть разделена
1) выпариванием 2) отстаиванием 3) перегонкой 4) кристаллизацией
А6. Способ разделения однородных смесей
1) выпаривание 2) отстаивание 3) фильтрование 4) действие магнитом
А7. Масса нитрата калия, образующегося при выпаривании 200 г 10%-ного раствора KNO 3
1) 20г 2) 25г 3) 30г 4) 40г
А8. Верны ли суждения о чистых веществах и смесях?
А. Виноградный сок – это чистое вещество.
Б. Раствор сахара в воде является неоднородной смесью.
1)верно только А
2)верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А9. На рисунке показан способ разделения смеси
медных и древесных опилок
Раствора мела в воде
Раствора столового уксуса
Воды и растительного масла
А10. К твёрдой смеси относится: 1) природный газ 2) нефть 3) бензин 4) чугун
А11. Газ, который преобладает в воздухе: 1) O 2 2) Ar 3) N 2 4) CO 2
А12. Смесь порошков железа и серы можно разделить с помощью
1) возгонки 2) дистилляции 3) действия магнита 4) фильтрования
А13. Для очистки питьевой воды на водозаборной станции используют
речной песок 2) бумажный фильтр 3) матерчатый фильтр 4) вату
А14. Для разделения смеси подсолнечного масла и воды используют
чашку для выпаривания
прибор для фильтрования
прибор для дистилляции
А15. Масса соли, полученная при выпаривании 300 г её раствора с массовой долей 0,15
1) 15г 2) 20 г 3) 30 г 4) 45 г
В1. Правильные суждения о чистых веществах и смесях.
при растворении мела в воде образуется неоднородная смесь
в однородных смесях частицы компонентов можно обнаружить невооружённым глазом
при растворении в воде поваренной соли образуется неоднородная смесь
смесь воды и сахара можно разделить выпариванием
однородные смеси при хранении самопроизвольно разделяются
В2. Установите соответствие между следующими понятиями.
В) чистые вещества
4) сахарный песок
5) водопроводная вода
С1. К 200 г 15%-ного раствора сахара добавили 15 г сахара. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 812 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1101682
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник