Выберите правильный способ аккомпанирования для концертмейстера

Предметно-методический блок примерного тестового задания для преподавателей, проходящих аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности – «концермейстер».
тест по теме

Данный блок входит в состав тестового задания для концертмейстеров, проходящих аттестацию в своих учреждениях.

Скачать:

Вложение Размер
predmetno-metod_blok_prim_testovogo_zadaniya_kontsertmeyster.docx 18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-методический блок примерного тестового задания

для преподавателей, проходящих аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности – «концермейстер».

Разработчик – Плис Е.Н., преподаватель МБУ ДО ДМШ г. Ельни

1. Какой из предложенных вариантов не соответствует понятию «концертмейстер»:

  • пианист, аккомпанирующий солирующему исполнителю
  • музыкант, возглавляющий каждую из групп струнных инструментов оперного или симфонического оркестра
  • пианист, помогающий исполнителям разучивать партии и аккомпанирующего им в концертах
  • пианист, инструментующий чужое произведение

2. Что означает понятие « аккомпанемент»:

  • музыкальное сопровождение
  • вторенье
  • подголосок
  • подыгрывание
  • верны все понятия

3. Методические требования к исполнению аккомпанемента не включают в себя:

  • уточнение динамики и тембра звучания в момент перехода от вступления к исполнению сопровождения
  • правильное соотношение динамики, темпа, нюансов исполнения партии сопровождения с характером звучания солирующей партии
  • достижение верного распределения звучности в соотношении мелодии, гармонии, баса
  • выучивание произведения наизусть

4. Что означает понятие «интерпретация» в концертмейстерской деятельности музыканта:

  • применение концертмейстером определенной совокупности исполнительских средств выразительности, способствующих наиболее полному раскрытию замысла музыкального произведения
  • исполнение – второе творение
  • разъяснение, истолкование
  • верны все понятия

5. Выстраивая баланс с вокалистом на сцене, Вы:

  • играете партию аккомпанемента как можно тише
  • играете партию аккомпанемента ярко, точно выполняя все динамические и агогические оттенки, указанные композитором
  • опираетесь на слуховые представления, корректируете динамику партии аккомпанемента в соответствии с динамикой солиста
  • опираетесь на собственные двигательно-мышечные ощущения, выработанные в процессе подготовки к публичному выступлению

6. Какой из предложенных вариантов не подходит к пониманию «виды фактуры»:

  • монодическая (только горизонтальное измерение)
  • полифоническая
  • гармоническая
  • фантазия

7. В переводе с латинского языка мпровизация – это:

8. В концертмейстерской практике используются разнообразные приемы упрощения нотного текста. Какой из ниже перечисленных приемов не возможен:

  • преобразование или опускание подголосков и украшений
  • облегчение или перемещение аккордов
  • преобразование разложенных гармонических фигураций в основные гармонические фигурации
  • изменение ритмического рисунка и гармонических функций
  • преобразование ритмически усложненных последовательностей на элементарную пульсацию

9. В процессе транспонирования концертмейстеру необходимо выполнять определенные требования. Какое высказывание не подходит к выдвигаемым требованиям:

  • настроить солиста на новую тональность
  • соблюдать безукоризненную чистоту исполнения партии аккомпанемента
  • соблюдение темпа, агогики, ритма
  • своевременное подчеркивание — показ цезур для свободного взятия певцом дыхания
  • поддержка вокалиста в плане динамики
  • показ кульминационного момента
  • сглаживание погрешностей по ходу исполнения произведения
  • соблюдать выразительность партии аккомпанемента не зависимо от вокальной партии

10. Метод транспонирования партии аккомпанемента на терцию:

  • Метод ритмических вариантов
  • Метод технической фразировки
  • Метод интервального перемещения
  • Метод интроспективного контроля

11.Метод развития навыка чтения аккомпанемента с листа:

  • Метод одновременного охвата полной фактуры произведения
  • Метод игры различными штрихами
  • Метод замены ключевых знаков
  • Метод ассоциаций

12. Какой романс имеет куплетную форму и неизменную фактуру сопровождения:

  • С.В. Рахманинов «Вешние воды»
  • М.И. Глинка «В крови горит огонь желанья»
  • А.С. Даргомыжский «Старый капрал»
  • П.И. Чайковский «Мы сидели с тобой»

13.Установите соответствие между названиями опер и композиторами:

  1. «Царская невеста» Римский-Корсаков Н.А.
  2. «Чародейка» Мусоргский М.П.

14. Установите соответствие между названиями книг и авторами:

  1. «Певец и аккомпаниатор» Люблинский А.А.
  1. «О преодолении пианистических трудностей в клавирах» Мур Дж.
  1. «Теория и практика аккомпанемента» Шендерович Е.М

Источник

Характерные отличия в аккомпанементе разным солирующим инструментам, вокалистам. Личный опыт концертмейстера

План.

  1. Общие требования к концертмейстеру.
  2. Некоторые особенности аккомпанемента.
  3. Характерные черты аккомпанемента джазовых произведений, ударных инструментов, колокольного звона.
  4. Возможности разных инструментов и человеческого голоса.
  5. Хороший концертмейстер – подарок судьбы.

1. Общие требования к концертмейстеру

«Аккомпанемент» – от французского «сопровождать». Попробуем немножко разобраться в этом определении.

За долгую концертную жизнь мне пришлось аккомпанировать многим инструментам: скрипке, домре, балалайке, всем духовым и вокалистам (голос человека – нерукотворный тончайший инструмент).

Я пришла к выводу, что концертмейстер – это не только человек, одновременно с солистом нажимающий клавиши, вместе пытающийся воспроизвести cresc, dim и т.д., а что-то гораздо большее, природой данное явление.

Понятно, что совместная работа с солистом требует одинаково принятых решений в работе над одним произведением. Мне думается, существуют некоторые общие необходимые требования в работе с солистом, это одинаковый взгляд на следующее:

  1. Выбранный стиль исполнения (эпоха, страна, существующие музыкальные инструменты и т.д.).
  2. Трактовка произведения.
  3. План развития.
  4. Выбранные характерные особенности, соответствующие этой трактовке: туше, приёмы, смысловые акценты, краски и т.д.).
  5. Фразировка.
  6. Дыхание.
  7. Проработан согласованный баланс звучания:
  8. аккомпанемент на втором плане – сопровождение;
  9. аккомпанемент дополняет солиста (отте6няет характерные черты, добавляет красок фортепьяно и т.д.);
  10. аккомпанемент выходит на первый план, даже солирует;
  11. рояль в «диалоге» с солистом.

2. Некоторые особенности аккомпанемента.

В работе с разными инструментами следует принимать во внимание разницу их устройства и саму механику возникновения и извлечения звука. Оно различно. В связи с этим появляются характерные отличия и в аккомпанировании. Условно я разделила инструменты и голос на 2 группы:

  1. Звук после вздоха (через выдох) – духовые инструменты, вокалисты.
  2. Звук после удара, причём удара «прямого» – домра, балалайка, ударные.

Игра на фортепиано осуществляется, в основном, за счёт «кистевого» удара. Пианист «дышит» рыками через кистевое движение. Получается – это «механизмы» извлечения звука – разные.
Дыхание духовика, вокалиста и пианиста условно по времени совпадает. Кистевое движение рук пианиста примерно равно взятию дыхания вокалиста иди духовика. В прямом и переносном смысле мы дышим одновременно.

На домре, балалайке или ударных звук извлекается прямым ударом, сразу, без вдохов и кистевых движений, без дополнительного времени.

Вот тут и начинается суета у концертмейстера, если он не сообразит убрать все лишние кистевые движения.

Иногда, как пианист старается предельно ускорить ненужную работу кистей и всё равно не успевает. Эта крохотная разница во времени играет огромную роль, особенно в техничных произведениях. Концертмейстер эти моменты должен учитывать и звук брать таким же прямым безкистевым ударом, по возможности минимально поднимая руки над клавиатурой, экономя при этом доли секунд.

3. Характерные черты аккомпанемента джазовых произведений, ударных инструментов, колокольного звона

Этот принцип безкистевого удара в клавишу, думаю, уместно использовать при аккомпанировании и исполнении джазовых произведений. Поскольку джаз произошёл от американских индейцев с ударными инструментами, характерным ритмом и прямым ударом.

Мне думается, нарушается сам стиль исполнения джаза, когда пианист использует в этом случае классические, традиционные кистевые движения рук «как учили».

Также этот принцип безкистевого удара вполне подходит в работе с ударными или имитации ударных инструментов, а также при воспроизведении на рояле удара в колокол. Колокольный звон – здесь прямой удар «языка» в стенку колокола и прямой удар в клавишу на педали.

Фортепиано – ударный инструмент – от прикосновения, от «смыслового» удара в клавишу напрямую зависит качество звука, и музыкант должен учитывать не только «музыкантскую» сторону исполнения, но и «механическую».

4. Возможности разных инструментов и человеческого голоса.

В работе с разными инструментами и голосом, концертмейстер должен знать и учитывать их возможности и особенности. Так, например:

  • флейта, особенно у детей в нижнем регистре звучит очень тихо;
  • саксофон в нижнем регистре наоборот, не моет играть «рр»;
  • практически все духовые в верхнем регистре могут воспроизводить яркие звуки на «ff»;
  • обязательно учитывать, что человеческий голос и подавляющее большинство инструментов могут делать усиление – cresc и затихание – dim на одном звуке, а звук рояля, как известно, только затихает;
  • в работе с вокалистами также учитывать возможности каждого певца, в частности возрастные особенности детского, подросткового возраста: максимальная сила звука, диапазон, объём лёгких, «переходные» звуки, мутация и т.д.

5. Хороший концертмейстер – подарок судьбы

Сейчас от концертмейстера, например по классу саксофона, требуется сочинить не только аккомпанемент по буквенному обозначению, но и уметь положить в основу любой ритмический рисунок по схеме: блюз, свинг, рок-н-ролл, самбо и т.д.

Концертмейстер – психолог, который умеет понять возможности солиста, его степень воспроизводимых эмоций, знаний, артистических возможностей, степень волнения, предположить непредсказуемые ситуации на сцене.

При выступлениях с любым инструментом или вокалистом, от концертмейстера требуется организовать чуткость, единый волевой и эмоциональный порыв, настрой, доверие, единство чувства и мысли. И ещё что-то не выражаемое словами. И гораздо нечто большее, чем «сопровождение».
На моём жизненном пути я встречала много хороших, интересных и ярких музыкантов – солистов, но хороших концертмейстеров – единицы!

Источник

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НАД РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ АККОМПАНЕМЕНТОВ

«Сахалинский колледж искусств»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

НАД РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ АККОМПАНЕМЕНТОВ

преподаватель предметно-цикловой комиссии

«Дополнительный инструмент и концертмейстерство».

Стаж работы 37 год.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

НАД РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ АККОМПАНЕМЕНТОВ

Проблема развития концертмейстерских навыков у учащихся фортепианного отделения ДМШ и ДШИ была актуальна всегда. Не потеряла актуальности она и в наши дни. Нет особой нужды говорить о значении концертмейстерства в развитии современного учащегося пианиста. Об этом знает и постоянно говорит весь профессиональный музыкальный мир.

Всё дело в том, что не все преподаватели пианисты ДМШ и ДШИ имеют концертмейстерский опыт работы, а некоторые не имеют его вообще. Тем не менее, все преподаватели в своём специальном классе «фортепиано» должны обучать детей предмету «аккомпанемент». В связи с этим часто возникают вопросы (особенно у молодых специалистов): с чего начинать, какие бывают аккомпанементы, как исполняется технологически тот или иной аккомпанемент.

Многолетний опыт практической концертмейстерской работы позволяет сделать некоторые рекомендации по применению отдельных типов аккомпанементов. На сегодняшний день выделяют девять типов аккомпанементов. Вот их примеры:

1. Чередование баса и аккорда.

3. Аккордовая пульсация.

4. Гармонические фигурации

5. Аккомпанемент смешанного типа (комбинированный) – включает элементы 4-го и 2-го типов.

Включает 4-й и 2-й тип аккомпанемента.

Данный музыкальный отрывок состоит из 1-го, 3-го и 4-го типов аккомпанементов.

7. Аккомпанемент имеет некоторые отклонения от вокальной партии.

8. Аккомпанемент включает отдельные звуки вокальной партии.

9. Мелодия вокальной партии не входит в аккомпанемент (самостоятельная музыкальная линия)

Работу над аккомпанементами лучше всего начинать с аккомпанементов вокальных, т.к. вокал это природный (человеческий) музыкальный инструмент. Вокал идёт от естественного голоса, дыхания, речи. В данном случае – пение стихов, что позволяет легче выстроить фразировку.

Для ознакомления желательно выбирать аккомпанементы из известных, несложных романсов, песен, лучше детских, которые на слуху у каждого ребёнка. На примере песенки «В лесу родилась ёлочка» можно разобрать наиболее простые и популярные типы аккомпанементов.

Аккомпанемент включает вокальную партию.

В исполнении данного аккомпанемента важно не перегружать правую руку, поскольку мелодия правой руки дублируется с вокальной партией. Мелодия сопровождения играется тише, чтобы не «перекрыть» вокальную партию, а линия баса (первая доля) играется плотнее, чтобы подчеркнуть гармонию.

Чередование баса и аккорда.

Это один из самых распространённых типов аккомпанементов. Несмотря на видимую лёгкость исполнения, в данном аккомпанементе есть своя технологическая особенность выполнения. Первая доля (бас) играется в клавиатуру, т.е. сверху вниз, а слабая доля в правой руке играется мягче (по плоскости), как бы приставляется к басу.

Особенность такого аккомпанемента заключается в следующем: исполнение аккордов в правой руке пульсируется по основным долям, слабые доли не выделяются, чтобы не перегружать в звуке фактуру правой руки.

4. Гармонические фигурации.

Обычно такой тип аккомпанемента исполняется с опорой от первой доли в единую мелодическую линию, не разбивая доли.

Отдельно хочется остановиться на исполнении трёхдольных (так называемых «вальсовых») аккомпанементов. Несмотря на то что, трёхдольный размер считается простым, исполнять его достаточно проблематично. Недаром у практикующих пианистов есть выражение: «Научишься играть три четверти – научишься играть всё».

Мелодическая линия собирается по два такта: такт «тяжёлый», такт «лёгкий». Технологически аккомпанемент выполняется следующим образом: 1-я доля играется сверху вниз (в клавиатуру), 2-я доля по плоскости рядом, 3-я доля мягче и кистью наверх. Таким образом, получается круговое движение против часовой стрелки. Если следовать данной технологии, можно раз и навсегда избежать достаточно распространённой ошибки, когда учащийся играет вторую долю с верхним замахом, что считается грубой ошибкой. Во избежание вертикального «дробления» мелодии её нужно строить от поэтической фразы (2 такта – мотив, 4 такта – фраза). Выполнение данных технологических советов позволит достичь единства в создании художественного образа исполняемого произведения между солистом и концертмейстером.

В заключение хочется отметить ещё один немаловажный момент. По глубокому убеждению автора, опять же опираясь на многолетний опыт работы, знакомство с концертмейстерством лучше начинать не в старших классах, как это принято, а где-то с 3-4 класса, при условии, если учащийся прошёл 2-х годичную подготовку на отделении раннего эстетического развития. Это позволит к выпускному классу наработать достаточный концертмейстерский навык и показать на выпускном экзамене аккомпанементы повышенной сложности, такие как: аккомпанемент смешанного типа (комбинированный); аккомпанемент, включающий отдельные звуки вокальной партии и аккомпанемент, где мелодия вокальной партии не входит в аккомпанемент.

Кубанцева Е.И.. Концертмейстерский класс. – М., 2002.

Золотая коллекция русского романса. – М., Современная музыка, 2007.

Учусь аккомпанировать. Хрестоматия для ДМШ. – СПб.: Нота, 2004.

Гори, гори, моя звезда. Популярные русские романсы. – Донецк: Сталкер, 2005.

За праздничным столом. Популярные песни. Вып. 3. – М., 2006.

Источник

Читайте также:  Спрей назальный полидекса способ применения
Оцените статью
Разные способы