Выберите местоимения образованные приставочным способом

Приставочный способ образования слов. Примеры

Приставочный спо­соб обра­зо­ва­ния — это созда­ние новых слов той же части речи с помо­щью при­став­ки (лететь — при лететь, вла­де­лец — со вла­де­лец). Приставочный спо­соб явля­ет­ся про­дук­тив­ным мор­фо­ло­ги­че­ским спо­со­бом обра­зо­ва­ния гла­го­лов, суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, наречий.

Морфологический спо­соб обра­зо­ва­ния слов актив­но попол­ня­ет лек­си­че­ский запас рус­ско­го язы­ка на базе непро­из­вод­ных и про­из­вод­ных слов с помо­щью раз­ных мор­фем и их соче­та­ний. С точ­ки зре­ния, какая мор­фе­ма или их соче­та­ние участ­во­ва­ли в появ­ле­нии новой лек­се­мы, раз­ли­ча­ют ряд спо­со­бов словообразования:

  • при­ста­воч­ный, или префиксальный;
  • суф­фик­саль­ный;
  • приставочно-суффиксальный;
  • пост­фик­саль­ный;
  • приставочно-постфиксальный

Приставка — словообразовательная морфема

Приставочный, или пре­фик­саль­ный, спо­соб обра­зо­ва­ния слов состо­ит в том, что к исход­ной (моти­ви­ру­ю­щей) лек­се­ме при­со­еди­ня­ет­ся при­став­ка, или префикс.

Лингвистический тер­мин «пре­фикс» (лат. praefixum учи ть → вы учить

Образуя новое сло­во, при­став­ка вно­сит в него новый смысл или отте­нок зна­че­ния. Особенно это ярко про­яв­ля­ет­ся в сло­во­об­ра­зо­ва­нии глаголов.

Сравним:

  • бежать → у бежать;
  • бежать → при бежать;
  • бежать → от бежать;
  • бежать → с бежать;
  • бежать → на бежать и т. д.

Приставка изме­ня­ет лек­си­че­ское зна­че­ние исход­но­го слова.

Сравним:

  • ходить → вы ходить;
  • ходить → в ходить.

Как определить приставочный способ словообразования?

Выполняя сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор, неко­то­рые уча­щи­е­ся, отме­тив в мор­фем­ном соста­ве иссле­ду­е­мо­го сло­ва нали­чие при­став­ки, оши­боч­но счи­та­ют, что оно обра­зо­ва­но при­ста­воч­ным способом:

  • лече­ние — из лече­ние;
  • строй­ка — пере строй­ка;

Но это не все­гда так. Приставка мог­ла при­со­еди­нить­ся к сло­ву рань­ше, на преды­ду­щей сту­пень­ке сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Понаблюдаем:

  • лечить → из лечить → излеч ени е;
  • стро­ить → пере стро­ить → пере­строй к а.

Как видим, при нали­чии при­став­ки в соста­ве слов мож­но лег­ко спу­тать при­ста­воч­ный и суф­фик­саль­ный спо­соб образования.

Чтобы это­го не про­изо­шло, уста­но­вим неко­то­рые зако­но­мер­но­сти при­ста­воч­но­го спо­со­ба словообразования.

  1. При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном ана­ли­зе сло­ва с при­став­кой ищем к нему бли­жай­шую одно­ко­рен­ную лек­се­му с при­став­кой. Если такой нет, зна­чит, про­из­вод­ное сло­во обра­зо­ва­но при­ста­воч­ным способом.
  2. Приставочный спо­соб про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии слов одной и той же части речи. Отметим, что не про­ис­хо­дит сме­ны части речи про­из­вод­но­го сло­ва, как это быва­ет при суф­фик­саль­ном и дру­гих мор­фем­ных спо­со­бах словообразования.

Рассмотрим подроб­нее, в обра­зо­ва­нии слов каких частей речи исполь­зу­ет­ся приставка.

Приставочный способ образования глаголов

В рус­ском язы­ке при­ста­воч­ный спо­соб явля­ет­ся наи­бо­лее про­дук­тив­ным в обра­зо­ва­нии гла­го­лов. От слов этой части речи с помо­щью раз­лич­ных при­ста­вок обра­зу­ет­ся мно­же­ство гла­го­лов. Приставки обо­зна­ча­ют раз­лич­ные оттен­ки дей­ствия, уточ­ня­ют харак­тер их про­те­ка­ния, обра­зу­ют от бес­при­ста­воч­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида гла­го­лы совер­шен­но­го вида.

Примеры:

  • сед­лать → о сед­лать;
  • знать → у знать;
  • ждать → подо ждать;
  • мор­гать → за мор­гать;
  • чер­тить → на чер­тить;
  • клик­нуть → вос клик­нуть;
  • чув­ство­вать → по чув­ство­вать;
  • видеть → пред видеть;
  • быть→ при быть;
  • звать → со звать.

Почти от каж­до­го гла­го­ла с уча­сти­ем раз­лич­ных при­ста­вок мож­но создать новые слова.

Приставочный способ образования существительных

С помо­щью при­став­ки обра­зу­ют­ся ряд суще­стви­тель­ных от одно­ко­рен­ных слов этой части речи.

Примеры:

  • текст → под текст;
  • обще­ство → со обще­ство;
  • дедуш­ка → пра дедуш­ка;
  • звук → при звук;
  • город → при город;
  • мрак → су мрак.

Множество суще­стви­тель­ных с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем обра­зу­ет при­став­ки не-, без-/бес-:

  • друг → не друг (враг);
  • прав­да → не прав­да (ложь);
  • сча­стье → не сча­стье (горе);
  • при­я­тель → не при­я­тель (про­тив­ник);
  • уда­ча → не уда­ча (про­вал);
  • поря­док → бес поря­док.
  • звук → уль­т­ра звук;
  • агент → контр агент;
  • ком­пен­са­ция → де ком­пен­са­ция;
  • ори­ен­та­ция → дез ори­ен­та­ция;
  • кон­ти­нент → суб кон­ти­нент.

Приставочный способ образования прилагательных

Приставка, при­со­еди­ня­ясь к име­ни при­ла­га­тель­но­му, обра­зу­ет новое сло­во этой же части речи.

Примеры:

  • гром­кий → сверх гром­кий;
  • уда­лый → раз уда­лый:
  • огром­ный → пре огром­ный.

Смысловые при­став­ки при- и пре- вно­сят в зна­че­ние про­из­вод­ных при­ла­га­тель­ных допол­ни­тель­ные оттен­ки значения:

1. нахож­де­ние побли­зо­сти, рядом с чем-нибудь:

  • поляр­ный → при поляр­ный;
  • арк­ти­че­ский → при арк­ти­че­ский;

2. уси­ле­ние при­зна­ка, повы­шен­ная сте­пень качества:

  • злой → пре злой;
  • стран­ный → пре стран­ный;
  • тол­стый → пре тол­стый.

Иноязычные при­став­ки, при­со­еди­ня­ясь к при­ла­га­тель­ным, обра­зу­ют новые слова:

  • атлан­ти­че­ский → транс атлан­ти­че­ский;
  • тро­пи­че­ский → суб тро­пи­че­ский;
  • мораль­ный → а мораль­ный;
  • обще­ствен­ный → анти обще­ствен­ный.

Префиксальный способ образования местоимений

Префиксы обра­зу­ют неопре­де­лен­ные и отри­ца­тель­ные местоимения:

  • кто → не кто;
  • что → ни что;
  • какой → ни какой;
  • чей → ни чей;
  • сколь­ко → не сколь­ко;
  • что → кое -что;
  • кто → кое -кто.

Приставочный способ и наречия

С помо­щью при­став­ки от отно­си­тель­ных наре­чий обра­зу­ют­ся неопре­де­лен­ные и отри­ца­тель­ные наречия:

  • когда → не когда;
  • где → не где;
  • как → ни как;
  • отку­да → ни отку­да:
  • куда → кое -куда;
  • когда → кое -когда.

Префиксальным спо­со­бом обра­зо­ва­ны наре­чия от слов этой же части речи:

  • нель­зя → до нель­зя;
  • вне → во вне;
  • ныне → до ныне;
  • даром → за даром;
  • все­гда → на все­гда;
  • совсем → на совсем;
  • попо­лам → на попо­лам;
  • ныне → от ныне;
  • прочь → на прочь.

Источник

Тест по русскому языку «Местоимение» (6 класс)

Тест по теме «Местоимение»

1. Определите разряды местоимений :

тобой, у себя, чей-то, ни с кем, нашего, того, каждый, скольких, всякий, мне
2. Какие местоимения не изменяются по падежам?
А) весь, таков, Б) себя, сколько; В) никто, ничто; Г) кто-либо, ваш; Д) некто, нечто.
3. Какие местоимения не имеют формы именительного падежа?
А) каждого, иному; Б) столько, чей-нибудь; В) некому, нечему, себя; Г) их, тобой; Д) нас, что-то.
4. Местоимения какого разряда служат для связи частей СПП?
А) притяжат-ые; Б) неопред-ые; В) вопросительно-относительные; Г) определ-ые; Д) указат-ые.
5. Какие местоимения относятся к притяжательным?
А) всякий, таков, тот, вас; Б) ты, сам, самый, каждый; В) иной, другой, себя, свой;

Г) свой, их, его, этот; Д) мой, твой, наш, свой.
6. Какой разряд местоимений включает только одно слово?
А) неопределенное; Б) определительное; В) притяжательное; Г) возвратное; Д) отрицательное.
7. Укажите, в каком примере ни пишется раздельно?
А) (ни) чей; Б) (ни) чему; В) (ни) за что; Г) (ни) что; Д) (ни) сколько.
8. Укажите слово с частицей не: А) н..о чем не жалеть; Б) н..за что н..про что;

В) н..от кого не ждал; Г) н..кому написать; Д) н..с кем договориться.

9. Определите слово с дефисным написанием: А) кого..же нет; Б) кое..какой товар;

В) не было ни..у..кого; Г) пришел ни..с..чем; Д) рассказать кое..про..кого.
10. Определите правильный вариант написания: Это был н…кто иной, как маршал. Он н…от кого н…ждал одобрения. Н…кто другой н…мог это сделать.
А) не кто иной; ни от кого не ждал; никто другой; Б) никто иной; ни от кого не ждал; никто другой; В) не кто иной; ни от кого не ждал; некто другой; Г) не кто иной; не от кого не ждал; не кто другой; Д) никто иной; ни от кого не ждал; не кто другой

11. В каком ряду все слова являются местоимениями?

А) ничего, разнообразный, чей крайний; Б) свой, собственный, чужой, никаких;
В) кто-то, любой, никакой, который; Г) их, другой, по-своему, схожий
12. В каком словосочетании отрицательное местоимение с НЕ?

А) н..чего не говорит; Б) н..чего говорить; В) н..сколько не раскаивается.

13. В какой пословице отрицательное местоимение с НИ?

А) Что за честь, если н..чего есть. Б) Моя хата с краю, я н..чего не знаю.

14. В какой цепочке слов местоимения пишутся слитно? А ) (н и)кто, (ни)какой, (ни)чей ;

Б ) н и(с)кем, ни(от)какого, ни (у)чьего; В) (к ое)что, кого(то), чего(либо).

15. В какой цепочке слов местоимения пишутся через дефис?

А ) (к ое)(у)каки х, (кое)(над)чем, (кое)(при)ком; Б ) к ое(какой), что(либо), кто(нибудь), чей(то).

16. В какой цепочке слов местоимения пишутся в три слова?

А ) (не)кий, (ни)кого, (ни)чего, (не)кто; Б ) (кое)кто, (кое)что, (кое)чей, (кое)какие;

В ) не(у)кого, ни(для)кого, не(с)кого, ни(у)каких; Г ) кое(про)кого, кое(в)чём, кое(для)кого.

17. Укажите несклоняемое местоимение: А) что; Б) ничто; В) нечто

18. Определите синтаксическую роль местоимения в каждом предложении .

1) Нас сочетала строгая пора. 2) Он рукой разровнял гальку.

3) У нас чужие очень редки. 4) Тоска сжимала её сердце.

А. Подлежащее. Б. Дополнение. В. Определение. Г. Обстоятельство.

19. Каким членом предложения является местоимение в данном предложении?

Тёплый дождь шушукался в берёзах, но никто не замечал дождя.

А) подлежащим ; Б) дополнением ; В) определением ; Г) сказуемым

20.Укажите словосочетание, в состав которого входит личное местоимение:

А) прикрывается мною Б) наш двор В) какие-то сведения Г) свой фотоальбом

21. Укажите местоимение, которое не является определительным:

А) каждый; Б) такой; В) любой; Г) другой

22. Укажите словосочетание, в котором допущена ошибка:

А) некого спросить; Б) никого не видел; В) кое что рассказал; Г) кое к кому заходил

23.Укажите разряд местоимений в предложении: Пусть каждый из нас покажет личный пример бережного отношения к нашей флоре и фауне

24. Какое местоимение образовано приставочным способом: А) сколько-то; Б) какой-либо;

В) кто-нибудь; Г) кое-кто

25. Какое местоимение образовано суффиксальным способом?

А) некто; Б) что-либо; В) кое-что; Г) некоторый.

Ответы к тесту по теме «Местоимение

1 А личное, возвратное, неопределенное, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное, вопросительно-относительное, определительное
2 Д
3 В
4 В
5 Д
6 Г
7 В
8 Д
9 Б
10 А

Источник

Русский язык. 6 класс

Разряды местоимений

Выберите неопределённое местоимение.

Разряды местоимений

Выберите правильный вариант ответа.

Выберите строчку, где все местоимения пишутся через дефис:

Местоимения по разрядам

Рассортируйте местоимения по разрядам.

Относительные

Неопределённые

Употребление неопределённых местоимений

Вставьте в предложения неопределённые местоимения.

По тёмному небу золотым узором звёзд написано торжественное.

прошелестело рядом, прошёл невидимый.

Перед костром сидело человек.

Особенности неопределённых местоимений в предложении
Способы образования местоимений

Выберите местоимения, образованные приставочным способом.

Неопределённое местоимение

Переставьте буквы так, чтобы получилось 2 неопределённых местоимения.

Употребление местоимений

Подчеркните в тексте неопределённые местоимения.

Друг всегда меня сможет выручить ,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то

В трудную минуту –

Вот что значит настоящий,

Употребление местоимений в тексте

Выделите цветом в тексте неопределённые местоимения.

Летали какие-то чайки ,

О чём-то кричали ему.

Какой-то дельфин остроносый

В зелёные волны нырял.

И ветер , почти незаметный ,

чуть-чуть паруса надувал .

Наверно , какие-то люди

Глядели уплывшему вслед .

Местоимения в тексте

Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения.

В царстве, в государстве жил-был помещик.

Пошёл он однажды по дороге, встретил человека дал ему часть найденного.

Они могут заметить, что наблюдает за ними.

Но ни капельки не растерялся, вильнул и на взобрался.

Неопределённые местоимения

Выберите правильный вариант ответа.

Выберите строку, где все местоимения неопределённые.

некто, некий, кто-то

о них, нечто, несколько

некоторые, собой, твой

Употребление местоимений

Выделите цветом все неопределённые местоимения.

Кто-то принёс коробку конфет .

Несколько человек вошли в галерею и какое-то время изучали картины .

Я хочу рассказать вам нечто важное .

Некто вошёл на охраняемую территорию .

Вечером случилось что-то странное .

Надо что-нибудь выбрать и посмотреть .

Образование местоимений

В каком ряду все неопределённые местоимения образованы приставочным способом?

Источник

Читайте также:  Чайное дерево эфирное масло способ применения
Оцените статью
Разные способы