Выберите инструмент который не является способом финансирования дефицита государственного бюджета

Инструменты покрытия дефицита государственного бюджета

Идеальное состояние с исполнением государственного бюджета – полное покрытие государственных расходов доходами или наличие остатка средств. При этом на практике государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

— дефицит – расходы превышают доходы;

— профицит – доходная часть больше расходной;

— сбалансированность — расходная часть равна доходной.

Оценка дефицита бюджета, как правило, отрицательная. Однако исторически в этом отношении выдвинуты три концептуально отличающихся подхода:

1. Концепция ежегодного сбалансированного бюджета – заключается в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам.

2. Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе – иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течении экономического цикла. Бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума, должен использоваться для финансирования дефицита в период рецессии.

3. Основывается на идеях Дж. М. Кейнса, где целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики, что предусматривает увеличение государственных расходов и снижение налогов в период спада и наоборот. По сути, такой подход основан на идее дефицитного финансирования.

Причинами дефицита государственного бюджета могут быть:

— падение доходов в условиях кризиса экономики и уменьшения прироста национального дохода;

— отрицательная конъюнктура на мировых рынках экспортируемых страной товаров;

— большие затраты на ВПК;

— непоследовательная финансово — экономическая политика;

— неоправданно большие социальные программы;

— крупномасштабный оборот «теневого капитала».

Способами покрытия дефицита бюджета могут быть следующие инструменты:

1. Эмиссия денег – государство (в лице центрального банка) выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами. Данный способ финансирования является инфляционным, однако способствует быстрому решению проблемы и стимулирует совокупный спрос.

2. Внутренние заимствования — финансирование дефицита государственного бюджета заключается в выпуске государством облигаций и казначейских векселей и продажи их домашним хозяйствам и фирмам. Считаются самым безопасным источником покрытия дефицита бюджета. Такой способ в краткосрочном периоде является неинфляционным и достаточно оперативным, но, во-первых, это увеличивает расходы бюджета на обслуживание государственного долга и способствует возникновению порочного круга дефицитного финансирования, а, во – вторых, в соответствии с теоремой Сарджента – Уоллеса в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное, поскольку при этом правительство, как правило, строит финансовую пирамиду при рефинансировании долга.

3. Внешние заимствования предусматривают финансирование за счет займов у других стран, интеграционных объединений, куда входит страна(ЕС, ЕАЭС и другие) или международных финансовых организаций (МВФ, ВБ, Лондонский клуб кредиторов, Парижский клуб кредиторов и др.). Отрицательной стороной данного инструмента является возникновение обязательств правительства по реформированию национальной экономики перед МВФ. Либо увеличение зависимости от внешней политики иностранного государства.

Государственные займы менее опасны по сравнению с эмиссией, однако они также оказывают негативное влияние на развитие экономики страны:

— размещение государственного займа, мобилизуя свободные средства на рынке ссудного капитала, сужает возможность получения кредитов частными фирмами;

— прибегая к принудительному размещению государственных ценных бумаг, государство нарушает тем самым рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов и субъектов рынка.

4. Секвестр бюджета — это пропорциональное снижение расходных статей бюджета на определённую долю, кроме защищенных статей (заработных плат бюджетникам, денежных довольствий военных, пенсий и т.п.). Отрицательной стороной инструмента является сокращение совокупного спроса и мультипликационного эффекта за счет сокращения государственных инвестиций.

5. Приватизация государственного имущества – процесс преобразования государственной собственности в частную. В условиях дефицита бюджета государство с целью его покрытия осуществляет продажу своих активов. Недостатком данного инструмента покрытия дефицита бюджета является потеря контроля государства над рядом предприятий и сфер экономики.Приватизация ограничена объемами государственных активов и спросом на них.

6. Изменение ставок налогообложения – крайне рисковый инструмент по покрытию дефицита государственного бюджета, поскольку имеет существенное ограничение, которое заключается в снижении деловой активности в национальной экономике. В условиях дефицита бюджета, одна из первых и самых простых мер покрытия дефицита бюджета, которая создает соблазн для чиновников в правительстве к ее введению. Однако, повышение ставок налогообложения крайне вредно для развития национальной экономики, поскольку ведет к снижению деловой активности в стране. Категорически неприемлемо применять этот инструмент в условиях рецессии экономики, поскольку данная мера может привести к деиндустриализации экономики, сокращению количества предприятий, снижению доходов населения, росту безработицы, сокращению совокупного спроса и социальному напряжению.

7. Девальвация национальной валюты– снижение курса национальной валюты ведет к «размыванию» обязанностей государства. С одной стороны социальные выплаты остаются на том же уровне, но с другой стороны покупательная способность денег снижается, что сокращает обязательства государства. Отрицательной стороной данного инструмента покрытия дефицита государственного бюджета является развития инфляционных процессов, снижению доходов населения, сокращению совокупного спроса.

Читайте также:  Способы борьбы лесными торфяными пожарами

8. Средства резервных фондов – в Российской Федерации данными фондами являются резервный фонд и фонд национального благосостояния, которые формируются из нефтегазовых доходов во времена пика цен на минеральные ресурсы.

9. Средства из иных источников – возможны дополнительные источники финансирования дефицита бюджета, которые зависят от экономической ситуации в стране и наличия ресурсов у государства. Так, в качестве примера, можно рассмотреть введение системы «Платон» для большегрузных автомобилей в Российской Федерации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте структуру финансовой системы государства.

2.Проведите разграничение дискреционной и автоматической фискальной политики, а также фискальной политики, ориентированной на совокупный спрос и на совокупное предложение.

3.В чем состоят отличия между неокейнсианской и неоклассической моделями фискальной политики? Раскройте их на основе сравнительного анализа шведского и американского вариантов ее реализации.

4.Каковы основные правила и алгоритм проведения дискреционной фискальной политики?

5.Каковы краткосрочный и долгосрочный эффекты осуществления фискальной экспансии и фискальной рестрикции?

6.Охарактеризуйте механизм предоставления налоговых льгот как инструмента фискальной экспансии.

7.Каковы назначение, основные виды налогового кредита и условия их предоставления государством?

8.Охарактеризуйте механизм осуществления политики ускоренной амортизации. Каковы достоинства и недостатки данной разновидности стимулирующей фискальной политики?

9.В чем заключаются проблемы ошибок прогнозирования и временных лагов при проведении дискреционной фискальной политики?

10. Какие политические проблемы заложены в механизме реализации дискреционной фискальной политики?

11. Какова роль встроенных стабилизаторов экономики? В чем состоят преимущества их присутствия в экономической системе?

12. Каков механизм действия в качестве встроенного стабилизатора:

а) налоговой системы;

б) системы государственных трансфертных платежей;

в) системы государственных закупок сельскохозяйственной продукции?

13. Какие факторы ограничивают возможности опоры фискальной политики государства исключительно на встроенные стабилизаторы и требуют использования в ней также дискреционных регуляторов?

14. В чем состоит отличие представлений кейнсианской теории и теории экономики предложения о последствиях снижения уровня налогообложения?

15. Какие аргументы сторонников экономики предложения приводятся в пользу снижения уровня налогообложения? До какого порога следует снижать налоговые ставки?

16. Какие налоги рекомендует в первую очередь сокращать теория экономики предложения? Какие социальные группы населения целесообразно, по мнению ее представителей, в большей степени освобождать от налогообложения?

17. В каких случаях возникает дефицит бюджета?

18. Какие инструменты покрытия дефицита бюджета вы знаете? Охарактеризуйте каждый из них. Перечислите положительные и отрицательные последствия применения данных инструментов.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Как финансируется дефицит местного бюджета

Дефицитный бюджет: основные понятия и причины

Дефицит бюджета (ДБ) — это разница между поступившими доходами соответствующего бюджета и произведенными расходами за аналогичный период. Размер ДБ устанавливается высшим органом законодательной власти соответствующего уровня. Например, федеральный ДБ утверждается Федеральным законом (ст. 92 и 92.1 БК РФ).

Чтобы покрыть образовавшуюся разницу между доходами и расходами, государство привлекает источники финансирования бюджетного дефицита.

Причины образования ДБ:

  1. Кризисные проявления и колебания в экономическом и финансовом секторах государства.
  2. Неустойчивость финансово-экономических инструментов, цен на мировых рынках и денежно-кредитных систем.
  3. Снижение эффективности управления финансами государства, неактуальность политики.
  4. Чрезвычайные ситуации или следствия неблагоприятных погодных условий.
  5. Напряженная военно-политическая обстановка, как следствие увеличения расходов на оборону государства.
  6. Экономическая зависимость от финансовой поддержки других государств, высокие издержки на обслуживание госдолга.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Представим условную классификацию в удобной блок-схеме:

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Полный перечень внутренних и внешних ИФДБ поименован в ст. 94 БК РФ. К таковым относятся бюджетные кредиты, кредиты кредитно-финансовых организаций, ценные бумаги в национальной и иностранной валюте, которые были выпущены, оформлены или получены от имени Правительства РФ.

Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ

Исчерпывающий перечень ИФДБ регионального уровня закреплен в статье 95 БК РФ. К таковым относят кредиты, в том числе и бюджетные, ценные бумаги и акции, доходы от продажи имущества, которые оформлены, выпущены или получены от имени правительства субъекта РФ.

Предельный объем ДБ не может превышать 15 процентов от совокупного объема доходов, утвержденных на соответствующий финансовый год. Причем в сумму совокупных доходов безвозмездные поступления включать недопустимо.

Для субъектов РФ, у которых объем дотаций из федбюджета превышает 40 % из расчета за два года из трех последних, предельный объем ДБ установлен в размере 10 %.

Читайте также:  Способы понижения тестостерона у мужчин

Источники финансирования дефицита местного бюджета

Статья 96 БК РФ регламентирует полный состав внешних и внутренних ИФДБ. К таковым относят аналогичные поступления и суммы денежных средств только на местном уровне.

Предельный объем ДБ муниципального уровня не может превышать 10 % от совокупных доходов за финансовый год без учета безвозмездных поступлений, а также налоговых доходов, рассчитанных по дополнительным нормам отчисления.

Предельный лимит ДБ в 5 % установлен для муниципальных образований, объем дотаций федерального и регионального уровней которых превышает 50 % (расчет за два года из трех последних).

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Источник

Выберите инструмент который не является способом финансирования дефицита государственного бюджета

БК РФ Статья 94. Источники финансирования дефицита федерального бюджета

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007))

(см. текст в предыдущей редакции)

1. В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;

поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 457-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

курсовая разница по средствам федерального бюджета;

объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов, предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов;

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;

разница между средствами, перечисленными с единого счета федерального бюджета, и средствами, зачисленными на единый счет федерального бюджета, при проведении операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

2. В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

Читайте также:  Эффективный способ борьбы с молью

объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

3. Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 268-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года:

в объеме дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета отчетного года, не использованных в течение отчетного года на формирование Фонда национального благосостояния, используются в текущем финансовом году на те же цели;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 262-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в объеме неполного использования бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации, бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда отчетного финансового года направляются соответственно на увеличение в текущем финансовом году объемов бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации, бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда;

(в ред. Федеральных законов от 14.11.2017 N 315-ФЗ, от 19.07.2018 N 222-ФЗ, от 31.07.2020 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в объеме не более одной двенадцатой общего объема расходов федерального бюджета текущего финансового года направляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году;

в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись указанные межбюджетные трансферты, направляются в установленном Правительством Российской Федерации порядке на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на цели оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, за исключением бюджетных ассигнований в размере, не превышающем с учетом уровня софинансирования остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на оплату государственных (муниципальных) контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных (муниципальных) контрактов оплате в отчетном финансовом году, которые направляются в установленном Правительством Российской Федерации порядке на увеличение бюджетных ассигнований на предоставление указанных межбюджетных трансфертов;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 457-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей субсидий, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии, направляются в установленных Правительством Российской Федерации случаях и порядке на увеличение бюджетных ассигнований на указанные цели;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ)

в объеме остатков средств, привлеченных на единый счет федерального бюджета, направляются для возврата указанных средств на счета, с которых они были ранее перечислены;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 в абз. 8 п. 4 ст. 94 вносятся изменения (ФЗ от 01.07.2021 N 244-ФЗ). См. будущую редакцию.

в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на оплату заключенных от имени Российской Федерации государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, направляются в установленном Правительством Российской Федерации порядке на увеличение бюджетных ассигнований на указанные цели.

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие абз. 9 — 11 п. 4 ст. 94 приостановлено (в части остатков средств федерального бюджета, направления использования которых установлены ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ) с 01.01.2021 до 01.01.2022. Остатки средств на 01.01.2021 используются в 2021 году в соответствии с ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ.

Иные остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года могут быть использованы на:

осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства;

5. Утратил силу с 1 января 2021 года. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ.

Источник

Оцените статью
Разные способы