Выберите экономический способ регулирования отрицательных внешних эффектов

Отрицательные внешние эффекты и их регулирование в Российской Федерации

Роль отрицательных внешних эффектов. Виды отрицательных внешних издержек, способы и методы их регулирования государством. Инструменты фискальной, денежно-кредитной, общественной и внешней финансовой политики. Единое требование достижения эффективности.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 03.03.2018
Размер файла 17,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета

Отрицательные внешние эффекты и их регулирование в Российской Федерации

Гаркавенко Юлия Валерьевна

Анализ тематики роли отрицательных внешних эффектов достаточно актуален и представляет научный и практический интерес. Внешними эффектами принято называть ненамеренные последствия от воздействий одного агента на другого, вследствие последствия несут отрицательный характер (например, разорение одного из агентов сделки). Внешние эффекты могут иметь положительное и отрицательное влияние. Отличительная черта внешних эффектов заключена в том, что контроль их распространения очень дорог и его сложно осуществлять.

Отрицательные внешние эффекты — это негативное воздействие принимающих участие в сделке финансовых агентов на третьи лица; это стоимость применения ресурсов, никак не отображенная в стоимости готового продукта [3].

Отрицательные внешние эффекты имеют все шансы быть как результатом производства, так и потребления товаров на рынке. Примером может выступать выброс отходов производства в реку, применяемую общественностью с целью купания либо ловли рыбы. Чем больше размер выброса отходов в реку, тем больше ущерб, наносимый полезности, сопряженной с использованием реки [6]. Выделяют следующие виды отрицательных внешних издержек:

Совокупные внешние издержки (ТЕС);

Предельные внешние издержки (МЕС);

Индивидуальные предельные издержки (МРС);

Предельные общественные издержки (MSC).

При наличии отрицательного внешнего эффекта единое требование достижения эффективности представляется следующим образом:

МРС + МЕС = MSC = MSB (1)

Отрицательный внешний эффект появляется в случае того, если деятельность одного финансового агента порождает издержки других.

Отрицательные внешние эффекты имеют все шансы выступать как результатом производства, так и потребления продуктов на рынке.

В условиях рынка государственное регулирование экономики предполагает целенаправленный процесс воздействия на объекты с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью достижения равновесного увеличения общей экономической системы. Оно направлено на достижение двух целей: генеральных и конкретных [2]. К генеральным целям относятся: финансовая и общественная устойчивость, предоставление национальных конкурентных преимуществ, финансовая защищенность, адаптирование рыночного механизма к различным ситуациям и т. д. Конкретные цели зависят от видов объектов государственного регулирования [4].

Объекты государственное регулирование экономики — это сферы, отрасли, регионы, а также процессы, ситуации, явления, в которых возникли проблемы, требующие вмешательства государства. К ним принадлежат: финансовый оборот, областная и отраслевая структура хозяйства, загруженность, платежное равновесие, цены, условия конкуренции, общественные взаимоотношения, окружающая среда, наружные финансовые взаимосвязи [5].

Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.

Органы власти, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, используют систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования [1].

Экономические средства государственного регулировки разделяются в инструменты фискальной, денежно-кредитной, общественной и внешней финансовой политики[2].

Так как внешние эффекты существуют в экономике продолжительное время, к решению их проблем неизбежно притягивается правительство. Выработает последующие формы государственного регулирования:

административно-командные способы, какие объединяются к непосредственным запретам либо условиям исполнения финансовыми субъектами конкретных операций;

корректирующий налог — пошлина в производство продуктов либо услуг, какой увеличивает ограничивающие персональные расходы вплоть до степени максимальных социальных потерь и приводит к уменьшению изготовления;

решение (теорема) Коуза: наружные результаты возможно интернализовать с помощью укрепления прав собственности в предметы, их производящие, и обмена этими правами, в случае если данное никак не связано с крупными транзакционными расходами;

корректирующие субсидии — плата покупателям либо изготовителям продукта, употребление которого формирует благоприятный внешний вид результат;

Читайте также:  Актуальное членение предложения способы его выражения

формирование рынков прав на загрязнение: правительство, определяя конкретный возможный размер засорения, тем самым устанавливает фиксированный размер предписания прав на засорения. Рыночная стоимость обусловливается с учетом спроса на засорения.

В настоящее время концепция налогов и сборов Российской федерации включает только лишь 3 так именуемых «ресурсных» налога: аква пошлина; пошлины за использование предметами животного мира и водных биологических ресурсов; пошлина в промысел полезных ископаемых. Совместно с этим платежи из-занормативные и сверхнормативные выбросы загрязняющих элементов в окружающую среду остаются вне рамок законодательства о налогах и сборах, обладая в соответствии с этим статус неналогового обязательного платежа. Подобную обстановку необходимо принять весьма не безопасной с природоохранной точки зрения, так как сведения платежи бизнесменами значительно занижаются, иногда необоснованно, за счет компенсации из их расходов в внутризаводские природозащитные события[3].

Достижение совершенной эффективности, с нашей точки зрения, невозможно, однако любая концепция обязана старается к достижению этого оптимума, присутствие каком результативность станет согласно способности наибольшей. Таким образом, равно как, общеизвестно, то что необходимости бесконечны, а средства урезаны, следует применять их эффективно и целесообразно.

Проблема внешних эффектов делается все актуальнее. Равно как общеизвестно любой изготовитель старается к обогащению, но правительство и социум обязано побеспокоиться о этом, для того чтобы работа, каковой некто (изготовитель) увлекается, никак не манила из-за собою ненужных результатов. Таким образом, равно как я проживаем в мире, следует корректировать отношения его членов, однако любой «тащит одеяльце себе», и по этой причине следует стимулировать службу муниципальных организаций, какие станут применять приборы правительству с целью пребывания компромисса в решении трудности отрицательных внешних издержек.

внешний издержки денежный фискальный

1. А.А. Фридман Лекции по курсу микроэкономики продвинутого уровня. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2010. — 406 с.

2. Основы маркетинга / под ред. Г.А. Васильева. — М., 2012. — 305 с.

3. В.О Новиков Право собственности на внешние эффекты, Вопросы экономики» № 1-2014 г., с. 142.

4. А.Н., Чиканский, Н.Л. Фролова Микроэкономика. М.: ИНФРА-М, 2014, — 685 с.

5. С.Н. Ивашковский Микроэкономика: Учебн. — 3-е изд., испр.- М., 2012. — 483 с.

6. М.В. Бормотина Внешние отрицательные и положительные эффекты // Вестник. № 17. 2012 — С. 21-24.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Генезис проблемы отрицательных внешних эффектов в экономике. Экономическая сущность экстерналий, отражение экстернальных издержек в цене. Методы государственного регулирования отрицательных внешних эффектов, которые применяются в Российской Федерации.

курсовая работа [269,8 K], добавлен 02.07.2011

Понятие внешних эффектов в экономической теории. Внешние эффекты как факторы несовершенства рыночной экономики. Примеры положительных внешних эффектов. Справедливое распределение ресурсов. Государственное регулирование отрицательных внешних эффектов.

курсовая работа [283,4 K], добавлен 23.04.2015

Раскрытие сути внешних эффектов и их видов. Определение отрицательных экстерналий в производственном секторе России. Проблема промышленных отходов в Москве. Поиск путей устранения последствий, возникающих в ходе появления внешних отрицательных эффектов.

научная работа [94,0 K], добавлен 12.05.2019

Понятие внешних эффектов. Положительные, отрицательные эффекты. Влияние внешних эффектов на экономику. Практическое применение теоремы Коуза, борьба с загрязнением окружающей среды. Отрицательные эффекты на предприятиях химической промышленности в России.

курсовая работа [413,6 K], добавлен 03.06.2011

Понятие внешних эффектов, их виды и предпосылки возникновения. Интернализация внешних эффектов А. Пигу (субсидии и налоги). Теория транзакционных издержек и прав собственности Р. Коуза. Специфика государственного регулирования внешних эффектов в Беларуси.

курсовая работа [1,7 M], добавлен 13.07.2015

Источник

Отрицательные внешние эффекты и способы их регулирования

Отрицательный внешний эффект имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к сокращению полезности каких — либо других потребителей или уменьшению прибыли каких-либо других фирм.

Данный эффект имеет место, когда, например, нефтехимический комбинат загрязняет воду в городе, в результате чего у жителей увеличиваются моральные и материальные потери (на лекарства). Поскольку комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки (MPC) оказываются ниже предельных общественных издержек (MSC), т.к. не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска (рис. 60).

Без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет при цене . Рыночное равновесие устанавливается в точке , в которой предложение, равное предельным частным издержкам MPC, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т.е.

Читайте также:  Вода как способ получения энергии

Между тем, предельные социальные издержки равны сумме предельных частных издержек плюс предельные внешние издержки (MEC):

Если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до при росте цены до . В точке предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам: MSB = MSC. Однако в этой точке не устраняются полностью последствия загрязнения окружающей среды, но они существенно уменьшаются. Площадь треугольника показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек.

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

Основные способы регулирования отрицательных внешних эффектов

1. Запрет на производство и потребление некоторых продуктов. Так, во многих странах запрещено курение в государственных учреждениях и общественных местах.

P

A S = MРC

P2 MEC

Q

Q2 Q1

Рис. 60. Отрицательный внешний эффект

2. Введение акциза на «вредные» товары (спиртные напитки, табачные изделия, бензин и др.).

3. Социальная антиреклама (предупредительные надписи на упаковке сигарет и др.).

4. Рынок прав на производство отрицательных внешних эффектов. Обычно применяется, когда величина отрицательных внешних эффектов не должна превышать некоторого критического значения. Так, если в озеро можно слить не более 50т ядовитых отходов в год, то государство может предложить к продаже 50 лицензий на слив отходов по 1 т каждая.

5. Интернализация внешнего эффекта, т.е. превращение внешних издержек в частные. Этот метод удобно применять, когда имеются две фирмы, одна из которых является источником отрицательного внешнего эффекта, а другая вынуждена нейтрализовать его, увеличивая свои издержки. Тогда в результате объединения таких фирм внешние издержки превращаются во «внутреннее дело» новой фирмы. В качестве примера можно привести нефтеперерабатывающий завод, сливающий отходы в озеро, и рыбаловецкое хозяйство, вынужденное ловить рыбу в более удаленных местах, чем раньше. Если они объединятся, то проблему загрязнения озера придется решать совместно.

6. Налог Пигу, или корректирующий налог. Данный налогустанавливается на каждую единицу продукции, выпускаемую предприятием, производящим отрицательные внешние эффекты. Для того чтобы этот налог компенсировал негативные для общества последствия производства, его величина должна равняться внешним предельным издержкам при общественно — оптимальном выпуске.

7. Теорема Коуза, котораяутверждает, что регулирование отрицательных внешних эффектов может производиться без вмешательства государства в форме выплаты компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне.

Для того, чтобы сделка состоялась, необходимы два условия:

· пострадавший субъект должен иметь право собственности на использование ресурса, который необходим фирме для производства «вредного» товара. Тогда он сможет препятствовать производству и требовать компенсации за причиненный ущерб.

· издержки на проведение переговоров фирмы с пострадавшими субъектами о компенсации не должны быть слишком велики.

Положения теоремы Коуза можно применять когда, например, фирма строит автомобильную дорогу, проходящую по земле фермера. Если фермер является собственником земли, то он может требовать компенсации причинного строительством ущерба.

8. Установление норм или стандартов по вредным выбросам.

Общественные блага

Все экономические блага подразделяются на частные, общественные и смешанные.

Существует два критерия этой классификации благ.

  1. Конкуренция разных сравниваемых благ в потреблении.

Конкурентные блага – такие блага, получение выгод от потребления которых одним субъектом делает невозможным получение их другими субъектами.

Неконкурентные благатакие блага, потребление которых одним человеком, не уменьшает их доступности для других. С увеличением числа потребителей конкурентного блага уровень потребления каждого их них не уменьшается. Предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.

  1. Возможность исключаемости из потребления различных благ.

Исключаемые блага – блага, обладание правом использования которых одним субъектом делает возможным исключение из потребления данного блага других субъектов. Исключаемые блага являются делимыми.

Неисключаемые блага – это блага, правом пользования которых невозможно лишить кого-либо, даже если он отказывается за него платить. Неисключаемые блага являются неделимыми.

Чистые частные блага являются конкурентными и исключаемыми.

Чистые общественные блага являются неконкурентными и неисключаемыми.

Чистое частное благо – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату (компьютеры).

Чистое общественное благо – это такое благо, которое не может быть разделено на единицы потребления, продаваемые по своим ценам (уличное освещение, национальная оборона и т.п.).

Читайте также:  Технология производства древесноволокнистых плит сухим способом

В «чистом» виде частные и общественные блага редко существуют. Многие блага являются смешанными. Выделяют два вида смешанных благ:

  1. Перегружаемые. По таким благам свойство неконкурентности соблюдается до определенного уровня потребления (автомобильная дорога).
  2. Исключаемые, но неконкурентные (общественный транспорт, театральные спектакли).

P DA DB DC Dcos = ∑qi

(тыс. руб.

P

Рис. 61. Определение совокупного спроса на чистое частное благо

P 30

15

DC

DB

5

0 Q

Рис. 62. Определение совокупного спроса на чистое общественное благо

Общий объем предложения:

— по частным благам: ;

— по общественным благам: .

Общий объем спроса частных благ определяется суммированием кривых индивидуального спроса по горизонтали (рис. 61).

Общий объем спроса общественных благ определяется суммированием кривых индивидуального спроса по вертикали и отражает суммарную величину предельных выгод, получаемых индивидами от имеющегося наличного объема. Дело в том, что хотя потребление общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. В нашем примере (рис. 62) наибольшую выгоду получает потребитель С, а наименьшую – потребитель А. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако получить такую информацию практически невозможно. Поэтому функция спроса на общественное благо является условной и рассчитывается по следующей формуле:

Поскольку потребители получают выгоды от общественного блага независимоот того, платят они за него или нет, то возникает желание получитьэто благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца».

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, т.к. там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования данной проблемы производство общественных благ бывает ниже эффективного. Общественные блага обычно производятся при участии государства за счет налогообложения.

Неделимость в потреблении общественного блага не означает, что его объем не может изменяться. Так, например, объем услуги по обороне страны может быть измерен интегральным показателем боеспособности армии (числом дивизий или ракет и др.). Объем услуг маяка может быть измерен радиусом его действия.

Рынка общественных благ в обычном смысле не существует, поэтому нельзя говорить об их рыночной цене и кривых спроса и предложения. Вместе с тем, при определении оптимального объема общественного блага все же используют те же идеи, что и в случае частных благ. Роль кривой предложения общественных благ выполняет кривая предельных общественных издержек. Предельные общественные издержки производства общественного блага (MCоб) есть прирост общественных издержек при увеличении объема этого блага на единицу. Например, MCоб услуг маяка равны расходам на увеличение радиуса его действия на 1 км и т.д. Роль кривой спроса выполняет суммарная кривая спроса всех индивидов. В точке пересечения данных кривых определяется оптимальный объем общественного блага Q0 (рис. 63).

P

Q

Рис. 63. Оптимальный объем общественного блага

Однако на уровне государства данное условие может не выполняться, поскольку здесь важную роль играют политические и социальные факторы. Обычно, какие общественные блага производить и в каком объеме определяется в период проведения предвыборных компаний, на встречах кандидатов в законодательные или исполнительные органы власти и избирателей.

В экономической науке проблема коллективного предоставления общественных благ и участия членов общества в его финансировании является исходным пунктом в теории общественного выбора. В условиях прямой демократии доля индивида в финансировании общественного блага должна соответствовать предельной полезности общественного блага для него, а в условиях представительной демократии решение принимается в интересах среднего избирателя.

Ключевые понятия

Внешние эффекты. Положительные внешние эффекты. Отрицательные внешние эффекты. Интернализация внешнего эффекта. Налог Пигу. Теорема Коуза. Общественные блага. Конкурентные блага. Неконкурентные блага. Исключаемые блага. Неисключаемые блага. Частные блага. Смешанные блага.

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

Оцените статью
Разные способы