- Что такое оборачиваемость запасов: объясняем
- Как рассчитать коэффициент оборачиваемости запасов
- 1 способ
- 2 способ
- Как повысить оборачиваемость запасов
- Показатель качества
- Что такое показатели качества продукции
- Классификация показателей
- По месту в жизненном цикле
- Начальный период
- Внедрение в производство
- Создание рынка и дальнейшие этапы
- По потребительским свойствам
- Технические показатели качества продукции
- Конструктивные
- Показатели состава и структуры
- Использование сырья
- Экономические показатели
- По применению для оценки
- По количеству характеризуемых свойств
- По возможности оценки
- Методы измерения показателей качества
- Заключение
Что такое оборачиваемость запасов: объясняем
Узнайте, для чего нужно знать оборачиваемость запасов и научитесь ее вычислять
- Главная
- Поддержка
- Глоссарий
- Оборачиваемость запасов
Оборачиваемость запасов — это показатель, который помогает определить качество запасов и эффективность управления ими, а также используется для выявления неиспользуемых и устаревших запасов.
Содержание
В этом видео эксперт из бизнес-школы SRC ознакомит вас с сутью оборачиваемости запасов.
Предприятия получают прибыль после каждого оборота товара, то есть, сбыта определенной части запасов в данный период, например, за месяц. Следить за показателем оборачиваемости запасов необходимо для того, чтобы понимать, насколько своевременно закупаются и сбываются товары. Понимая это, компания может выстроить баланс, при котором товар никогда подолгу не залеживается на складе, но при этом всегда есть в необходимом количестве.
Давайте теперь узнаем, как вычислить коэффициент оборачиваемости запасов.
Как рассчитать коэффициент оборачиваемости запасов
Вычислить этот показатель можно двумя способами: как отношение себестоимости продаж к среднегодовому остатку запасов и как отношение выручки от продаж к среднегодовому остатку запасов.
1 способ
Среднегодовой остаток запасов — это сумма запасов на начало и конец года, поделенная на 2.
2 способ
Второй способ вычисления оборачиваемости запасов применяют чаще, потому что себестоимость продаж включает в себя управленческие расходы, что сказывается на точности вычислений.
Зная коэффициент оборачиваемости запасов, вы можете рассчитать показатель оборачиваемости в днях. Это нужно для того, чтобы определить, на сколько дней хватит запасов на складе для стабильного сбыта, а материалов на предприятии — для производства необходимого количества продукции. Вот формула оборачиваемости в днях.
Вы должны определить, что является нормальной оборачиваемостью запасов для вашего бизнеса. Поскольку общепринятых стандартов в оборачиваемости не существует, можно ориентироваться на показатели в рамках одной ниши, а еще лучше — следить за динамикой на одном предприятии.
Снижение коэффициента оборачиваемости запасов свидетельствует об избытке товарного запаса и неэффективном управлении складом. Высокий коэффициент — тоже не всегда хорошо, ведь он может сообщать об истощенности склада, а это приведет к дефициту товаров.
В большинстве случаев, повышение коэффициента оборачиваемости запасов свидетельствует о правильно выбранной стратегии. Давайте узнаем, как можно ускорить оборачиваемость запасов на предприятии.
Как повысить оборачиваемость запасов
- Выявите неликвидные товары и избавьтесь от них
- Установите правила закупки для редко продающихся товаров
- Планируйте продажи комплексно
- Проверьте цены у конкурентов
- Стимулируйте продажи
Существуют следующие методы ускорения оборачиваемости запасов.
- Выявите неликвидные товары и избавьтесь от них. Это товары, которых настолько много, что они не успевают продаваться и подолгу лежат на складах. Причиной этому может быть неправильно определенный объем закупок, несвоевременный заказ или производство товаров, ошибки в расчете потребительского спроса и т.д. Сбывайте эти товары со скидкой и постарайтесь избежать таких просчетов в будущем.
- Установите правила закупки для редко продающихся товаров. Существуют позиции, которые продаются редко. Это не повод их не продавать, скорее стоит подумать о том, чтобы закупать или производить их в меньшем количестве и реже. Определите для таких товаров свои правила закупки исходя из необходимости. Например, вместо ежемесячного пополнения, закупайте товар раз в два месяца.
- Планируйте продажи комплексно. Как правило, количество продаж в прошлом (месяце, квартале, году) определяет желаемый объем продаж. Однако ситуация на рынке меняется часто, поэтому важно учитывать мнение аналитиков и экспертов, чтобы учесть появляющиеся тренды. Это обогатит ваш план продаж и увеличит его точность.
- Проверьте цены у конкурентов. Одной из причин падения оборачиваемости запасов является изменение цены у конкурентов. Возможно, они опустили цены перед праздниками или сменой сезона, чтобы повысить объем продаж, поэтому вам тоже стоит задуматься над снижением цены.
- Стимулируйте продажи. Проводите акции, предоставляйте скидки, мотивируйте поставщиков на закупку большего объема товара. Они будут повышать уровень спроса на ваши товары и продукция будет быстрее уходить с ваших складов.
Поздравляем, вы узнали, что такое оборачиваемость запасов, научились рассчитывать ее и поняли, как повышать этот показатель.
Источник
Показатель качества
В рыночных условиях бизнес не выживет, если не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции, которая включает в себя множество показателей качества. В статье разберем, основные показатели качества и как их измерить.
Что такое показатели качества продукции
Показатель качества — это наличие определенного количества свойств и характеристик продукции, которые входят в ее качество. С экономической стороны важны только те, которые обеспечивают конкурентные преимущества на рынке.
С позиции потребителя качество представляет собой совокупность характеристик, которые удовлетворяют его потребности. Эти свойства должны соответствовать ожиданиям покупателя и назначению товара.
Факторы, влияющие на качество продукции:
использование современных технологий;
уровень производства, который обеспечивается компанией;
качество применяемого оборудования;
характеристики используемых материалов и комплектующих;
организация трудового процесса (стимулирование и мотивация труда работников);
интенсивность и продолжительность используемых производственных процессов.
Для достижения высоких качественных показателей необходимо уделять внимание всем аспектам работы.
Классификация показателей
Чтобы оценить качество товара, необходимо из множества характеристик выбрать наиболее важные. Для этого рассмотрим их классификацию.
Показатели можно классифицировать по предмету исследования:
Единичные критерии. Позволяют оценивать отдельные свойства.
Комплексные. Помогают составить мнение о совокупности характеристик.
Обобщенные. Оценивают совокупность объектов.
Показатели можно классифицировать по группам:
Эргономические. Оценивают пригодность товара для человека.
Безопасности. Рассматривают вероятность безопасной работы при использовании товара.
Экономические. Оценивают расход сырья, материалов, топлива, энергии.
Эстетические. Включают в себя качество оформления товара.
Эффективности. Определяют, насколько хорошо изделие помогает решать задачи, для которых оно предназначено.
Оценка качества может отличаться на различных этапах жизненного цикла товара:
До начала производства ожидаемые характеристики можно назвать прогнозируемыми.
После того, как произведено планирование, ожидаемые значения можно назвать проектными.
На этапе создания используются производственные показатели.
Эксплуатационные характеризуют использование произведенного товара.
По месту в жизненном цикле
Каждый товар существует в пределах своего жизненного цикла, включающего в себя следующие этапы.
Начальный период
Этап начинается с новой идеи, которую тщательно анализируют с точки зрения производства и ожидаемых качественных характеристик. В это время объективно оценивают привлекательность нового товара для потребителей, проводя маркетинговые исследования. В результате показатели качества продукции становятся более конкретными.
Внедрение в производство
Перед запуском производства необходимо точно оценить перспективы товара. Сначала создаются образцы, затем начинается массовое производство. При помощи маркетинговых исследований можно получить информацию об эксплуатационных характеристиках товара. При необходимости внести изменения в процесс производства и реализации продукции.
Создание рынка и дальнейшие этапы
На этом этапе вопросы исследования качества, отношения потребителей к товарам особенно важны. Они определяют стратегию развития продаж.Теперь показатели качества продукции — это предмет точного измерения.
По потребительским свойствам
Любой товар производят для потребителя. Поэтому важны следующие свойства:
Функциональная полезность. Соответствует ли товар функциональному назначению.
Безопасность в использовании. Товар должен исключать возможность несчастных случаев и не выделять вредные для здоровья и экологии вещества.
Удобство. При использовании товара человек должен ощущать комфорт.
Эстетические характеристики товара. Внешний образ должен привлекать.
Надежность. В этот показатель входит долговечность, ремонтопригодность.
Технические показатели качества продукции
Технические характеристики могут относиться к нескольким группам показателей.
Конструктивные
К этой категории качества продукции относят особенности технического устройства предметов. Например, габаритные размеры, наличие определенных узлов, применение различных технических решений.
Показатели состава и структуры
Здесь рассматривается наличие в продукции химических веществ. Например:
процентное содержание определенных добавок в стали;
массовая доля сахара в продуктах;
количество серы, содержащейся в коксе.
Эти показатели могут определять качество изделий, их долговечность.
Использование сырья
Следует обратить внимание на особенности процесса производства: какое используется сырье, материалы и комплектующие. Насколько экономично производство товаров. С помощью таких показателей качества оценивают уровень затрат.
Экономические показатели
Экономические показатели качества продукции характеризуют затраты, доход и другие характеристики. Чтобы оценить выгоду от производства, нужно изучить следующие показатели:
Доход. Насколько бизнес прибыльный.
Затраты. Они связаны с производством, продажей, послепродажным и гарантийным обслуживанием.
Оптовые и розничные цены.
При продаже важны не только расходы производителя, но и покупателя продукции. Последний, определяя выгодность покупки, будет оценивать суммарные затраты, которые включают в себя: покупную цену, стоимость расходных материалов, покупки запчастей, ремонта, плату за обучение, стоимость эксплуатации, утилизации. Чем меньше совокупная стоимость, тем привлекательнее товар.
По применению для оценки
При использовании критериев качества важно, как производится их оценка. Показатели делятся на следующие группы:
Базовые критерии. При рассмотрении конкретного вида товара их принимают в качестве основы.
Относительные. Их оценивают по отношению к зафиксированной величине.
Определяющие. Показатели применяются для того, чтобы на их основе принять окончательное решение.
По количеству характеризуемых свойств
При исследовании характеристик получают большой объем полезной информации о товаре. Однако наиболее важны показатели, которые служат основанием для принятия решений. Обычно покупателю необходимо знать несколько параметров для этой цели. Показатели относят к следующим категориям:
Единичные показатели. Например, при покупке компьютера может интересовать количество установленной оперативной памяти. Это важная характеристика, но не единственная, которую необходимо принять во внимание.
Комплексные показатели. Одновременно оценивают совокупность нескольких свойств. Например, при покупке роутера покупатель может заинтересоваться, хватит ли сигнала на всю площадь квартиры. При этом он сочтет важным именно это, а не количество частотных диапазонов.
Обобщенные показатели. Характеризует весь комплекс показателей. Например, покупая хлеб, можно оценить его свежесть, не интересуясь подробностями состава.
Иногда может рассматриваться интегральная характеристика. Она комплексная, но еще оценивает соотношение полученных выгод к произведенным затратам.
По возможности оценки
При определении величины этого показателя качества возможны ситуации:
Параметр допускает количественную оценку. Такие данные позволяют точно оценить изделие.
Величина имеет случайную природу. Такая ситуация возникает, если считают количество отказов за определенный период времени. Полученная информация позволяет сделать вероятностную оценку. Для этого применяют методы теории вероятности.
Иногда показатели качества продукции не имеют точного количественного выражения. Например, это относится к оценке, которую ставит дегустатор.
Возможны такие ситуации, когда для проведения оценки отсутствуют объективные данные. Например, эта ситуация может возникнуть при оценке долговечности товара, который только недавно появился на рынке.
Методы измерения показателей качества
Для того, чтобы сделать точную оценку изделия, можно воспользоваться следующими методами:
Измерительный. Использование специальной аппаратуры и приспособлений для объективного получения точных значений. Результат определяется в соответствующих единицах измерения: кг, м, л, Вт и др.
Регистрационный. Метод фиксирует происходящее с товаром в течение определенного периода. Например, может рассматриваться количество отказов, доля бракованных изделий в партии товаров или аналогичные. Этот способ наиболее трудоемкий.
Расчетный. Позволяет вычислять показатели, характеризующие качество продукции, на основе имеющихся данных по формулам.
Наряду с точными методами исследованиями применяются субъективные. В их число входят:
Органолептический метод. Включает описание на основе органов чувств человека. В нем используются зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Эта процедура может, например, использоваться для дегустации продуктов. Этот способ удобен тем, что при его применении нет необходимости использовать дополнительные приспособления.
Экспертный метод. Решение выносит не один человек, а несколько. При этом необходим подходящий уровень квалификации.
Социологический метод исследования. Нужно получить мнение большого количества людей. Для этого проводят опросы, заполняют анкеты и другие аналогичные способы.
Итак, чтобы точно определить значение показателя:
Используют сводную карту дефектов, отказов. Для этого оформляется таблица, в которую заносят информацию о каждом случае.
Применяют непосредственные изменения характеристик.
Показатели берут из предоставленной документации.
Используют корреляционные диаграммы для изучения взаимосвязи между параметрами.
Рисуют причинно-следственные диаграммы для понимания взаимосвязей между показателями.
Проводят статистические исследования, на основе которых показатели вычисляются при помощи методов теории вероятности.
В некоторых случаях показатели качества продукции — средние величины. Это удобно при подсчете затрат, прибыльности. Для этого делают расчеты для партии товара, а потом определяют среднее значение для каждой группы.
Заключение
Качество товаров — важный показатель для бизнеса, так как оказывает существенное влияние на экономику и финансы. Поэтому каждый производитель должен обеспечить высокое качество своей продукции, чтобы быть конкурентоспособным, удовлетворить потребности покупателя и принести прибыль организации.
Источник