- Определите способ образования соотносительных пар глагола : писать — написать говорить — сказать узнаю — узнаю перечитать — перечитывать решать — решить встретить — встречать дать — давать брать — взя?
- Образуйте от этих слов прошедшее, настоящее, будущее время Положить — класть, сжечь — сжигать, нагрузить — нагружать, брать — взять, писать — написать?
- Образуйте от данных глаголов глаголы противоположного вида, определите способ, которым они образованы?
- Составте и запишите предложения с любыми ПАРАМИ глаголов?
- Определите способ образования имени существительного «перепись» а)префиксально — суффиксальный ; б)суффиксальный способ ; в)безаффиксный способ ; г)префиксальный способ ?
- Распределить глаголы неопределенной формы на два столбика по вопросам что делать и что зделать : звонить, позвонить, обедать, писать, встретить, пообедать, встречать?
- Запомните употребление данных глаголов : брать — взять ; класть — положить ; ловить — поймать ; говорить — сказать?
- Определите способ образования имени существительного Приамурье?
- Определите способ образования имени существительного тишь?
- < ; strong> ; образуйте от данных глаголов глаголы противоположного вида, определите способ, которым они образованы?
- Вспомните какими способами образуется видовые пары глаголы от каких глаголов можно образовать видовые пары с помощью приставок, суффиксов, ударения, замены основые слова?
- Разборы слова встречать
- Разбор по составу слова встречать
- Дополнительные варианты разбора
- Схожие по составу слова
- Морфологический разбор слова встречать
- Фонетический разбор слова встречать
- Разбор по буквам:
- Значение слова встречать
- Предложения со словом встречать
- Цитаты со словом встречать
- Словообразование. Способы словообразования
Определите способ образования соотносительных пар глагола : писать — написать говорить — сказать узнаю — узнаю перечитать — перечитывать решать — решить встретить — встречать дать — давать брать — взя?
Русский язык | 10 — 11 классы
Определите способ образования соотносительных пар глагола : писать — написать говорить — сказать узнаю — узнаю перечитать — перечитывать решать — решить встретить — встречать дать — давать брать — взять ссыпать — ссыпать рисовать — нарисовать ловить — поймать делать — сделать обрезать — обрезать присесть — приседать чинить — починить класть — положить перемолоть — перемалывать разрешить — размешать строить — построить обедать — пообедать А.
Чередование в основах В.
Смена места ударения Д.
Замена одного слова другим.
А суффиксальный : перечитать — перечитывать, решать — решить, дать — давать, перемолоть — перемалывать, разрешить — разрешать ; Б чередование в основах : втретить — встречать, присесть — приседать ; В префиксальный : рисовать — нарисовать, делать — сделать, чинить — починить, строить — построить, обедать — пообедать, писать — написать ; Г смена мест ударения : узнаю — узнаю, ссыпать — ссыпать, обрезать — обрезать ; Д замена слова другим : брать — взять, ловить — поймать, класть — положить.
Образуйте от этих слов прошедшее, настоящее, будущее время Положить — класть, сжечь — сжигать, нагрузить — нагружать, брать — взять, писать — написать?
Образуйте от этих слов прошедшее, настоящее, будущее время Положить — класть, сжечь — сжигать, нагрузить — нагружать, брать — взять, писать — написать.
Образуйте от данных глаголов глаголы противоположного вида, определите способ, которым они образованы?
Образуйте от данных глаголов глаголы противоположного вида, определите способ, которым они образованы.
Запишите пары глаголов по образцу.
Образец : удешевить — удешевлять.
1. петь, писать, брать, делать, толкать, строить.
2. встретить, решить, изучить, удержать, рассмотреть.
Составте и запишите предложения с любыми ПАРАМИ глаголов?
Составте и запишите предложения с любыми ПАРАМИ глаголов.
Брать — взять класть — положить приходить — прийти ловить — словить ложиться — лечь.
Определите способ образования имени существительного «перепись» а)префиксально — суффиксальный ; б)суффиксальный способ ; в)безаффиксный способ ; г)префиксальный способ ?
Определите способ образования имени существительного «перепись» а)префиксально — суффиксальный ; б)суффиксальный способ ; в)безаффиксный способ ; г)префиксальный способ ;
Распределить глаголы неопределенной формы на два столбика по вопросам что делать и что зделать : звонить, позвонить, обедать, писать, встретить, пообедать, встречать?
Распределить глаголы неопределенной формы на два столбика по вопросам что делать и что зделать : звонить, позвонить, обедать, писать, встретить, пообедать, встречать.
Запомните употребление данных глаголов : брать — взять ; класть — положить ; ловить — поймать ; говорить — сказать?
Запомните употребление данных глаголов : брать — взять ; класть — положить ; ловить — поймать ; говорить — сказать.
Составьте и запишите с ними предложения.
Определите способ образования имени существительного Приамурье?
Определите способ образования имени существительного Приамурье.
1)префиксальный способ 2)суффиксальный способ 3)префиксально — суффиксальный способ 4)безаффиксный способ.
Определите способ образования имени существительного тишь?
Определите способ образования имени существительного тишь.
1. Безаффиксный 2.
Префиксально — суффиксальный способ 4.
< ; strong> ; образуйте от данных глаголов глаголы противоположного вида, определите способ, которым они образованы?
< ; strong> ; образуйте от данных глаголов глаголы противоположного вида, определите способ, которым они образованы.
Запишите пары глаголов по образцу.
Образец : удешевить — удешевлять.
1. петь, писать, брать, делать, толкать, строить.
2. встретить, решить, изучить, удержать, рассмотреть.
Вспомните какими способами образуется видовые пары глаголы от каких глаголов можно образовать видовые пары с помощью приставок, суффиксов, ударения, замены основые слова?
Вспомните какими способами образуется видовые пары глаголы от каких глаголов можно образовать видовые пары с помощью приставок, суффиксов, ударения, замены основые слова?
Кричать, толкнуть, ссыпать, решать, искать, говорить, узнать, ходить,.
Вопрос Определите способ образования соотносительных пар глагола : писать — написать говорить — сказать узнаю — узнаю перечитать — перечитывать решать — решить встретить — встречать дать — давать брать — взя?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 10 — 11 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.
Источник
Разборы слова встречать
Разбор по составу слова встречать
Дополнительные варианты разбора
Схожие по составу слова
Морфологический разбор слова встречать
- глагол (инфинитив): несовершенный вид, переходный
Фонетический разбор слова встречать
Разбор по буквам:
- в: [ф]:согласный, парный глухой, парный твёрдый
- с: [с]:согласный, парный глухой, парный твёрдый
- т: [т]:согласный, парный глухой, парный твёрдый
- р: [р’]:согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
- е: [и]:гласный
- ч: [ч’]:согласный, непарный глухой, непарный мягкий
- а: [а]:гласный
- т: [т’]:согласный, парный глухой, парный мягкий
- ь: —
- —:
Значение слова встречать
встреч а ть, встречаю, встречаешь, несовер. (к встретить).
1. кого-что. Идя, двигаясь, приходя куда-нибудь, заставать, замечать. Встречать знакомых во время прогулки. Я постоянно встречаю его в театре.
| перен., что. Обнаруживать, находить во время движения или во время каких-нибудь действий. Встречать горы на пути. Встречать интересные места в книге.
2. кого-что. Отправляться для встречи, производить встречу (в 3 знач.). Встречать гостей у входа в дом.
3. кого-что как или чем. При встрече выказывать свое отношение к кому-чему-нибудь. Публика плохо встречает нелюбимых актеров. Встречать неприятеля ружейным огнем. Встречать бранью. Встречать поцелуями. Встречать насмешками.
4. что. Испытывать по отношению к себе (проявление каких-нибудь чувств, оценки). Встречать отказ. Встречать радушный прием. Встречать осуждение. Встречать насмешки.
| кого-что. Проявляться по отношению к кому-чему-нибудь (о выражениях каких-нибудь чувств, оценки). Всюду его встречали насмешки. Комедия встречает всеобщее одобрение.
Предложения со словом встречать
- Однако в 1935 году традиция встречать наступающий год вернулась, не только потеряв религиозный подтекст, но и войдя в противоречие с церковным календарем.
- А вы представляете, как мне попадет от жены, если я в таком виде заявлюсь домой встречать Новый год, – посетовал Александр.
- – И, между прочим, ты вообще не собирался меня встречать, говорил, что у тебя полным-полно совершенно неотложных дел на месяц вперед.
- Ты ведь знаешь, что они сегодня должны сюда приехать и встречать с нами Новый год.
Цитаты со словом встречать
- Честь велит нам встречать врага на поле боя, а не убивать его в чреве матери.
Джордж Мартин, «Игра престолов» - Желание быть под надёжной защитой, стать предметом нежных забот, встречать во всём сочувствие — неотъемлемая черта женского характера.
Теодор Драйзер, «Сестра Керри» - Чересчур нежный муж, недостаточно строгий отец, сами того не желая и не подозревая об этом, формируют нрав своей жены или детей. Они приучают их ни в чем не знать ограничений, не встречать отпора. Однако человеческое общество предъявляет к людям свои требования. Когда эти жертвы нежного обращения встретятся с суровой правдой жизни (а это неизбежно, им будет трудно, гораздо труднее, чем тем, кого воспитывали без излишней мягкости. Они попробуют прибегнуть к тому оружию, которое до сих пор помогало, — к сетованиям и слезам, ссылкам на плохое настроение и недуги, — но столкнутся с равнодушием или насмешкой и впадут в отчаяние. Причина многих неудачных судеб — неправильное воспитание.
Андре Моруа, «Письма незнакомке» - Самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, — это приучить его не встречать ни в чем отказа.
Жан-Жак Руссо - Обыкновенно женятся на надеждах, выходят замуж за обещания. А так как исполнить свои обещания гораздо легче, чем оправдать чужие надежды, то чаще приходится встречать разочарованных мужей, чем обманутых жен.
Василий Осипович Ключевский
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.»
Источник
Словообразование.
Способы словообразования
Материал для наблюдений
а) Прочитайте внимательно отрывок из сказки А.Линдгрен «Пеппи – Длинный чулок».
– Привет, Пеппи! – еще раз крикнули Томми и Анника.
– Во всяком случае знайте – мечтательно проговорила Пеппи, – знайте, что я это нашла. Я, и никто другой.
– Скажи, скажи скорей: что ты нашла?
– Новое слово, – торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так, словно только теперь их увидела. – Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки.
– А какое это слово? – спросил Томми.
– Прекрасное, – сказала Пеппи. – Одно из самых красивых слов на свете.
– Ну, скажи какое, – попросила Анника.
– Кукарямба, – с торжеством промолвила Пеппи.
– Кукарямба? – переспросил Томми. – А что это значит?
– Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи. – Мне ясно одно – что это не пылесос!
Томми и Анника в растерянности промолчали, потом Анника сказала:
– Но если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк?
– В этом-то и вся штука, вот это мне и не дает покоя, – объяснила Пеппи.
Как вы поняли, ребята: что такое кукарямба? Удалось ли Пеппи найти «новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки»? Почему?
Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть: предмет (стол, доброта, ученик), признак (большой, голубой, письменный), действие (рисовать, учиться, подпрыгнуть). Это значит: у слова есть лексическое значение.
Лексическое значение – это то, что обозначает слово.
б) Давайте сравним слова. Чем они различаются?
Черная тушь – играть туш; русская печь – печь пироги; ярко светиться – светиться от счастья.
Эти слова различаются не только своим лексическим значением.
Существительные тушь – туш относятся к разным типам склонения: первое – женского рода, второе – мужского; слова второй пары относятся к разным частям речи: существительное печь (ж.р., 3-е скл.) изменяется по числам и падежам (склоняется), а глагол печь (1-е спр.) изменяется по лицам и числам (спрягается), может стоять в форме настоящего, прошедшего, будущего времени.
Кроме лексического, слово имеет и грамматическое значение.
Если меняется только грамматическое значение слова, а лексическое остается тем же самым, то мы имеем дело с формами одного и того же слова. Например: книга, книги, книге – формы одного слова; но книга, книжонка, книжечка – разные слова, так как их лексические значения не совпадают полностью; звонить, звонит, звоню – формы одного слова; звонить, позвонить, созвониться – разные слова; голубая, голубой, голубые – формы одного слова; голубой, голубоватый, голубенький – разные слова.
Материал для наблюдений
Определите, где формы одного слова, а где разные слова. Выберите и запишите пары однокоренных слов.
Строим – выстроим, строим – строишь; комната – комнатный, комната – комнату; новость – новый, новый – новенький, новый – новое; въехал – поехал, ехал – поехал, ехал – ехали.
Чем различаются формы слова, а чем – разные слова?
Словообразование – это раздел науки о языке (языкознания), в котором изучаются способы образования слов и их состав. Словообразование надо отличать от формообразования (это предмет изучения грамматики).
1) Запишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните их графически. Определите грамматическое значение выделенных слов, т.е. укажите, в какой форме они употреблены.
Подула зима холодом посорвала листья с лесов и дубов и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться думушку думать. Собрались покричали и полетели за высокие горы за синие моря в теплые страны. Отстал воробей и тот под стреху забился.
2) Отгадайте загадку. Выразительно прочитайте ее. Найдите и выпишите однокоренные слова.
Возле елей на опушке
Собрались гурьбой подружки.
Желто-розового цвета
Шляпы им связало лето.
А на шляпках круг за кругом
Будто волны друг за другом.
Оттого-то все подружки
Называются. (волнушки.)
3) Прочитайте стихотворение. Скажите, чем являются выделенные слова: формами одного слова или разными словами? Свое мнение обоснуйте.
А листок в конверте чист,
Нет на нем ни букв, ни строчек.
Пахнет осенью листочек –
С дерева опавший лист.
Только адрес твой да имя
На конверте напишу,
Синий ящик отыщу,
Свой листочек опущу.
Ты письмо мое получишь
И обрадуешься вдруг.
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.
4) Подберите к данным словам по 3 однокоренных слова, запишите к ним по 3 формы.
Образец. Веселый – веселье, веселить, весельчак; веселые, веселого, веселая.
Старый, поскакать, зима.
5) Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните однокоренные слова.
З_л_неют все опушки
З_л_неет пруд
И зеленые л_гушки
П_сенку поют.
Елка сноп з_л_ных свечек,
Мох з_л_ный пол,
И з_л_н_нький кузнечик
Пес_нку завел.
6) Прочитайте стихотворение. Выпишите в два столбика встретившиеся в нем однокоренные слова и формы одного слова. Свой выбор объясните.
Появился лунник,
Прилунился лунник,
Поселился лунник
На Луне!
Он Луну покажет,
О Луне расскажет
На своей на лунной
Радиоволне.
1. Как образуются слова?
В современном русском языке слова образуются двумя способами – морфемным (его еще называют морфологическим, или аффиксным) и безморфемным (или безаффиксным).
Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Слово морфема имеет греческий корень морфе (форма). Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования целого ряда слов и форм. Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной, или аффиксом (аффикс – общий термин, которым называются словообразовательные морфемы – суффиксы и приставки). Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей. В разделе «Словообразование» изучаются только словообразовательные морфемы.
Как найти словообразовательную морфему? Как определить способ образования слова? Воспользуйтесь памяткой «Порядок словообразовательного разбора».
Чтобы определить, как образовалось слово, нужно:
1) найти слово, объясняющее лексическое значение данного, самое близкое ему по строению: зимний (тот, что связан с зимой); домик (маленький дом); перебежать (совершить передвижение с одного места на другое, бежать с одного места на другое);
2) выделить производящую основу (основу, на базе которой образуется новое слово; при этом помните: формообразующие морфемы не участвуют в словообразовании):
зимний зима;
домик дом;
перебежать бежать;
3) указать в разбираемом слове производящую основу, выделить в нем производную основу (основу, входящую в производное слово, то, которое произведено, образовано);
4) выделить морфему, образующую слово:
зим/н/ий зима;
дом/ик дом;
пере/бежать бежать;
5) сделать вывод о способе образования данного слова.
Материал для наблюдений
Определите, какое из слов от какого образовалось:
весна – весенний; рисовать – разрисовать; солнце – солнышко; лес – подлесок; городской – город; прочитать – читать; пригорок – гора.
Как вы догадались?
1. В парах слов определите, где производящая, а где производная основа. Запишите по образцу:
Вырасти, расти; трактор, тракторист; ручка, рука; дорога, придорожный; засахарить, сахар.
2. Постройте словообразовательную цепочку, обозначив производящую и производные основы: мечтатель, мечтать, мечтательность, мечтательный.
3) От какого из слов образовано данное? Выберите из двух однокоренных исходное:
Бедность (беднота, бедный), счастливчик (счастье, счастливый), трубач (трубить, труба), соломинка (солома, соломина), безвкусный (вкусный, вкус).
4) Выпишите слова, имеющие производящую основу: веточка, звездочка, булочка, ласточка, горочка, корочка.
5) Найдите производящие основы для данных слов. Запишите слова парами по образцу:
Учительница, пианистка, школьник, дошкольник, столичный, дорожный, придорожный, елка, апрельский, закричать, подружиться, опасно.
6) Найдите «четвертое лишнее»:
1) жемчужинка, смородинка, рябинка, снежинка;
2) утренник, кофейник, этюдник, бумажник;
3) намордник, наколенник, накомарник, набалдашник.
2. Приставочный способ словообразования
Материал для наблюдений
а) Возьмем глагол бежать. Подберите к нему однокоренные глаголы, обозначающие «движение внутрь», «движение наружу», «передвижение с одного места на другое». Подумайте и скажите, какая часть слова придает глаголу бежать эти значения. Назовите производящую и производные основы названных глаголов.
б) Сравните слова по лексическому значению и по составу: а) лететь, прилететь, улететь; б) ехать, приехать, уехать; в) нести, принести, унести.
Перед нами разные слова. Они имеют свое лексическое значение. По составу различаются только приставками. Приставка при- вносит в глаголы движения значение приближения, а приставка у- – значение удаления.
Приставка – значимая морфема, стоящая перед корнем, служащая для образования новых слов. Способ образования слов с помощью приставок называется приставочным.
1. Какие приставки могут образовать существительные с противоположным значением:
а) порядок, удача, успех;
б) циклон, частица, фашист;
в) атака, удар, разведка?
2. С помощью разных приставок образуйте глаголы от данных: ходить, бежать, ползти, бросить.
3. Какие пары глаголов с противоположным значением можно образовать приставочным способом от глаголов толкнуть, катить, грести?
4. Образуйте приставочным способом имена прилагательные: веселый, вкусный, сильный.
5. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Произведите словообразовательный разбор выделенных слов.
а) Час обеда приближался.
Топ_т по дв_ру раздался.
Входят семь бог_тырей,
Семь румяных ус_чей.
б) Перед утренней зарею
Брат_я дружн_ т_лпою
Выезжают погулять,
Серых уток п_стр_лять.
6. Подумайте и скажите: слова какой части речи чаще всего образуются приставочным способом? Почему?
7. Прочитайте текст. Подготовьте его выразительное чтение. Выпишите слова, образованные приставочным способом, произведите их словообразовательный разбор. Найдите в стихотворении глаголы, имеющие синонимичные и антонимичные приставки, укажите их.
Эй,
Спасайтесь поскорей –
Убежал из кухни клей!
Никого он не жалеет:
Всех,
Кого ни встретит,
Клеит!
. Все скамейки
Стали клейки.
Кто присел –
Пристал к скамейке!
Не успев закончить драки,
Кот
Приклеился к собаке,
А к трамваю
В тот же миг
Прилепился грузовик.
Склеил банки и бутылки,
Ложки,
Плошки,
Чашки,
Вилки,
Склеил вешалку и шляпу,
Склеил лампу и пальто,
К стулу он приклеил папу –
Не отклеить ни за что.
8. Определите словообразовательное значение приставок:
а) доделать, дописать, доработать;
б) входить, вписать, внести;
в) неправда, непорядок, неуспех.
9. Сколько в словах приставок? Докажите верность своего ответа, построив словообразовательные цепочки.
Преподнести, недоесть, препротивный, небезуспешный.
3. Суффиксальный способ словообразования
Материал для наблюдений
Какие из данных слов обозначают предметы, а какие – лиц (людей) по роду их занятий, по профессии? От какой части слова зависит разница в значениях слов каждой пары: барабан – барабанщик; камень – каменщик; стекло – стекольщик?
Какие из слов обозначают предмет, а какие – признак предмета со значением «сделанный из данного предмета»? От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары: мех – меховой; шерсть – шерстяной; серебро – серебряный?
Какие из данных слов обозначают признак предмета по цвету, а какие имеют значение «становиться таким по цвету»? От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары: зеленый – зеленеть; голубой – голубеть; желтый – желтеть?
Суффикс – значимая морфема, присоединяемая к производящей основе сзади и служащая для образования новых слов и форм одного слова. Словообразование изучает только словообразовательные суффиксы, т.е. те, с помощью которых появляются новые слова. Такой способ образования слов называется суффиксальным. Формообразующие суффиксы изучает морфология (наука о частях речи). С некоторыми морфемами, образующими формы слова, вы уже встречались. Это, например, -л- – суффикс прошедшего времени глагола, -ть – суффикс неопределенной формы глагола (в некоторых учебниках -ть считается окончанием. – Ред.).
Материал для наблюдений
Сравните глаголы. Докажите, что во втором столбике – формы одного слова:
дуть – дул;
переписать – переписала.
Слова в первом столбике имеют разные лексические значения – значит, это разные слова, во втором столбике глаголы различаются лишь временем, т.е. грамматическим значением. Это формы одного слова. Способ образования слов с помощью суффиксов называется суффиксальным.
1. Отгадайте загадки. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как вы думаете: почему в загадках так много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
а) Мохнатенька,
Усатенька,
Лапки мягоньки,
А коготки востры.
б) Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала.
в) Зелененький,
Маленький,
По полу елозит,
Себя не занозит.
Обежал весь теремок
И опять встал в уголок.
г) Два брюшка, четыре ушка.
2. Прочитайте текст. Подготовьтесь писать по памяти. Определите значения суффиксов в выделенных словах.
Под собой не чуя ног,
Скачет резвый Рапунок.
А большие Рапуны
Тихо спят и видят сны.
3. Озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выпишите из текста 5 слов, образованных суффиксальным способом, постройте их словообразовательную цепочку.
Солнечный день в самом начале лета.
Я брожу неподалеку от дома в березовом перелеске. Все кругом будто купается плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берез. Листья на них кажутся то изумрудно-зелеными то совсем золотистыми. А внизу под березами по траве тоже, как волны, бегут и струятся легкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве по дорожке.
Солнце и в небе и на земле.
4. Прочитайте стихотворение выразительно. Выпишите из него формы одного слова. Посоревнуйтесь, кто найдет в тексте больше слов, образованных суффиксальным способом.
В лесочке над речкой
Построена дачка.
На дачке живет
Небольшая собачка.
Собачка довольна
И лесом, и дачей,
Но есть огорчения
В жизни собачьей.
5. Прочитайте текст. Подумайте и скажите, что объединяет выделенные слова. Свое мнение обоснуйте.
– Нашла о чем говорить! – заголосила Мышь, трясясь от носа до кончика хвоста. – Как будто это я завела разговор! Ненависть к кошкам у меня в роду. Они все – гордячки! Слышать о них не желаю.
– Ну, конечно, конечно, – поспешно перебила ее Алиса, не зная, о чем бы еще поговорить. – Скажите, вы любите. э-э-э. собачек?
Мышь промолчала, и Алиса смело продолжила:
– Рядом с нами живет один славный песик. Вы много потеряли, если до сих пор с ним не познакомились. Такой, знаете, фокстерьер с блестящими глазками и курчавой шерсткой. Если бросить палочку, он ее вам принесет. Словом, всего и не припомнишь. Этот песик такой полезный, прямо незаменимый!
Скажите, как по-вашему, любит ли Алиса собак? Как вы догадались? А если бы Мышь попыталась описать «славного песика», живущего рядом с Алисой, что бы у нее получилось? Напишите, какие существительные она бы использовала вместо слов песик, глазки, шерстка, зубки, хвостик?
6. Выделите суффиксы. Определите их словообразовательное значение:
а) сладковатый, трусоватый, чудаковатый:
б) ворчун, хлопотун, бегун, хвастун;
в) красненький, маленький, тоненький;
г) глазищи, домище, арбузище;
д) крикнуть, толкнуть, прыгнуть.
Материал для наблюдений
Определите, от каких производящих основ образовались слова: гладь, тишь, выход, перелет.
Эти существительные образовались суффиксальным способом, с помощью нулевого суффикса. Обнаружить нулевой суффикс можно, сопоставив слова одной и той же части речи, образованные от одной производящей основы. Например,
Вывод: все существительные (ход, ходьба, хождение) образованы от одной производящей основы ходи-, имеют одно лексическое значение («действие по глаголу ходить»), но выражают его с помощью разных суффиксов: нулевого, -б-, -ени(й).
1. От прилагательных образуйте существительные с помощью нулевого суффикса, определите его значение: синий, удалой, сухой, глухой.
2. От существительных образуйте имена прилагательные с нулевым суффиксом: золото, свинья, будни, румяна.
3. От глаголов образуйте существительные с нулевым суффиксом: пускать, визжать, переписать, связать, лгать, встретить, защитить, обмануть, осмотреть.
4. От глаголов образуйте прилагательные с нулевым суффиксом: хворать, приезжать, проходить.
5. Из данного текста выпишите существительные с нулевым суффиксом, определите, как они образованы, каково их значение.
В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шарканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.
6. Из художественного произведения, которое вы сейчас читаете, выпишите 5 предложений, в которых есть слова с нулевым суффиксом.
7. Найдите «четвертое лишнее»:
а) Бараний, крайний, верхний, стальной.
б) Краснота, забота, правота, слепота.
в) Дрожь, ложь, помощь, глушь.
г) Хлопоты, проводы, похороны, допросы.
8. Из текста выпишите существительные, имеющие значение «действие как предмет».
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испуганы пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит – содом, суматоха!
4. Приставочно-суффиксальный способ словообразования
Материал для наблюдений
Найдите исходное слово для данных слов, обозначьте производящую и производную основы:
Выделите словообразовательные аффиксы. Сколько их?
Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном участии приставки и суффикса в образовании производной основы.
1. Выделите аффиксы, установив словообразовательную соотнесенность и записав словообразовательную цепочку.
Обезжирить, засекретить, смерзнуться, изредка, подледный, приречный, околоземный, межвластье, заплечье, подснежник.
2. Различайте суффиксы! Если глагол с приставкой обез(с)- имеет значение «лишить кого-либо чего-то», в суффиксе пишите гласную и. Если глагол обозначает «самому лишиться чего-либо», то в суффиксе следует писать гласную е. Запишите, вставляя гласную суффикса.
Обезжир_ть (лишить жира), обеспамят_ть (лишиться памяти), обезбол_ть (лишить боли), обезлес_ть (лишиться леса), обессол_ть (лишить соли).
3. Составьте со словами предыдущего упражнения 4 предложения, выделите суффиксы.
4. Запишите в два столбика слова (образованные приставочно-суффиксальным способом – в один столбик и слова, образованные другим способом, – во второй столбик), выделите их словообразовательные морфемы.
Бессмыслица, беседа, мастеровой, непоседа, поднебесный, выходной, помирить, расстараться, заболотить присесть.
5. Найдите «четвертое лишнее»:
а) вышить, выяснить, выбелить, выявить;
б) настольный, настенный, наземный, нарядный;
в) сотрудник, собеседник, советник, соотечественник.
6. Замените сочетания слов близким по значению словом, образованным приставочно-суффиксальным способом.
а) Плясать с увлечением (от-/-ыва-); б) сделать крупным (у-/-и-); в) лишить секрета (рас-/-и-); г) находящийся над землей (над-/-н-); д) лишенный воли (без-/-н-); е) находящийся у города (при-/-н-) ж) лишенный счастья (не-/-н-); з) группа звезд (со/-и-); и) небольшая горка, бугор (при-/-ок); к) место между ребрами (меж-/-й-).
7. С помощью толкового словаря составьте свой диктант из пяти слов, аналогичный заданию из предыдущего упражнения.
8. Запишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
Разбегайтесь ручьи,
Растекайтесь лужи,
Вылезайте муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник!
9. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните постановку знаков препинания. Найдите примеры слов, образованных приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами.
Разозлилась ст_руха зима. Зап_р_шила снегом поля зав_лила сугробами леса одела д_ревья л_дяной корой и посыла_т мороз за морозом. Идут морозы один другого злее с елки на елку п_р_прыгивают да пощ_лкивают зв_рей пуга_т.
10. Найдите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, выпишите их, произведите словообразовательный разбор.
1) Вот и лежат мишки с бутылками. Спят, посасывают молоко, причмокивают и растут понемногу.
2) К весне подросли, окрепли мишки.
3) Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает.
4) Это были шустрые и беспокойные зверьки.
5) Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.
11. Определите значение словообразовательных аффиксов:
Источник