- Как загладить вину перед тем, кого незаслуженно обидели: советы психолога
- Признание ошибки
- Составление списка
- Размеренность
- Искренность – прежде всего
- Правила общения для всех. план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект урока по ОРКСЭ на тему» Правила общения для всех»
Как загладить вину перед тем, кого незаслуженно обидели: советы психолога
Мы – люди, а не расчетливые роботы. А потому совершаем ошибки и иногда кого-то незаслуженно обижаем, о чем в дальнейшем, разумеется, сожалеем. Как загладить свою вину и компенсировать страдания человека? Возможно ли это? Что ж, стереть прошлое не получится, но можно идти вперед и разбираться со случившимся. И ошибки исправить вполне реально. Как же?
Признание ошибки
Без этого шага исправить ситуацию не получится. Признать ошибку нужно перед тем человеком, который был обижен – искренне, эмоционально, открыто, от всей души. Надо заявить о своей неправоте и раскаяться в содеянном.
Зачастую это сложно. Большинство людей привыкли оправдываться – мол, это всего лишь была реакция на ситуацию, последствие плохого настроения, либо и вовсе оппонент того заслужил. Но надо смириться со своей неидеальностью и взять на себя ответственность за проступок.
Составление списка
В него нужно включить тех людей, перед которыми человек чувствует вину, а также то, в чем именно он был не прав. В дальнейшем это поможет ему сконцентрироваться и подобрать слова.
В этом деле как никогда важно планирование – спонтанности здесь не место.
Размеренность
Не надо торопиться. Зачастую, осознав ошибку, человек начинает паниковать и суетиться – ему хочется поскорее все исправить. Он может действовать напором, буквально «наседать» на того, кого обидел, навязываться. Этого делать нельзя.
Важно осознать: обиженному человеку нанесена рана. Ему нужно время, чтобы отойти от случившегося. Чрезмерная активность обидчика способна лишь оттолкнуть.
Потому нужно какое-то время переждать, а потом действовать, но очень корректно. Можно начать с краткого, но содержательного сообщения, которое явно дает понять о благих намерениях пойти на мировую, либо с неожиданного подарка, присланного курьером.
Искренность – прежде всего
Извиняться и заглаживать вину нужно от всей души, а не «для галочки». Нужно всем своим видом и словами дать понять человеку, что вам действительно жаль, и вы готовы сделать все, лишь бы вернуть его расположение.
Также очень важно объяснить свою реакцию. Надо донести до человека, почему вы так неправильно поступили, сказали те или иные слова, которые его обидели, объяснить мотив. Важно внести в ситуацию максимум понимания.
Но нужно знать меру. Чрезмерное количество действий или слов может показаться неискренним. У человека вполне способно сложиться впечатление, что обидчик так напирает не из-за того, что ему действительно важно излечить нанесенную рану, а потому, что он хочет избавиться от груза, который гнетет его самого.
Источник
Правила общения для всех.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
— изучить основные понятия «общение», «тактичность», «чуткость», деликатность»;
— сформировать умение применять принципы общения;
— научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.
— воспитывать потребность в общении, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление быть тактичным и деликатным.
— развивать умения преодолевать трудности;
— развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_17.docx | 175.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Правила общения для всех.
— изучить основные понятия «общение», «тактичность», «чуткость», деликатность»;
— сформировать умение применять принципы общения;
— научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.
— воспитывать потребность в общении, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление быть тактичным и деликатным.
— развивать умения преодолевать трудности;
— развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.
— развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;
— совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;
— развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
-формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
-учить прогнозированию последствий своих поступков;
-развивать готовность к социальному взаимодействию.
I. Мотивация на урок. Игра «Три задания».
К доске приглашаются дети. Они встают в пары, лицом друг к другу. Предлагается придумать задания для человека, стоящего напротив него (выбор заданий не ограничен). Задания проговариваются вслух. Затем предлагается выполнить эти задания тому, кто их и придумал.
II. Работа над темой урока.
1. Проблемный вопрос .
— Почему люди заинтересованы в общении друг с другом?
2. Работа с учебником
– Прочитайте первые два абзаца на стр.16 и ответ запишите в тетрадь.
3. Работа над понятиями «тактичность», «чуткость», «деликатность».
4. Работа со сказкой братьев Бондаренко «Солнечный зайчик».
Жил на кургане Хомяк. Рядом с ним на том же кургане жил Суслик. И был у Суслика кусочек зеркальца. Суслик целыми днями сидел с ним у своего домика на крылечке и показывал Хомяку солнечного зайчика. Часто говорил он:
— У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко и один солнечный зайчик.
Хомяку стало обидно, что у него нет зеркальца и нет своего солнечного зайчика. И однажды, когда Суслик побежал на поле один ужинать, Хомяк забрался к нему в дом и унёс зеркальце. Завернул его в тряпочку, спрятал к себе под подушку и сказал:
— Зеркальце теперь моё, и солнечный зайчик тоже мой.
Всю ночь ему снилось, будто сидит он у своего домика на крылечке и ловит в зеркальце солнышко. Просыпаясь, он говорил:
— Завтра будет так, как снится сегодня. Утром он достал из-под подушки зеркальце и хотел было бежать с ним на улицу, но остановился. Нельзя ему показываться с ним на кургане. Увидит Суслик и скажет:
— Так это ты украл моё зеркальце? И Хомяк опять завернул зеркальце в тряпочку и сунул под подушку. Весь день сидел он скучный на крылечке своего домика, а Суслик – у себя на крылечке и говорил Хомяку:
— У нас с тобой, сосед, одно в небе на двоих солнышко, и нет ни одного солнечного зайчика, потому что кто-то украл у меня зеркальце.
Так было и на другой день и много, много дней. Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк…
Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк. И однажды не вытерпел, достал зеркальце и отнёс Суслику, когда его не было дома.
Утром прибежал к нему Суслик и забарабанил в окошко:
— Идём скорее: я нашёл своё зеркальце. Сейчас у нас с тобой опять будет солнечный зайчик.
И всё опять стало хорошо. По целым дням они сидят каждый возле своего домика. Суслик ловит в зеркальце солнышко и говорит Хомяку:
— У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко в небе и на двоих один солнечный зайчик. А Хомяк говорит Суслику:
— Что ж, пусть лучше будет один солнечный зайчик на двоих, чем ни у тебя, ни у меня не будет.
Вот только не знает Суслик, почему он так говорит.
5. Работа над содержанием сказки.
— Какие чувства вы испытываете к Хомяку?
— Зачем Хомяку понадобилось зеркальце?
— О чём забыл Хомяк?
— Что не мог предугадать Хомяк, когда брал зеркальце?
— Какие другие средства были у Хомяка, чтобы иметь своего солнечного зайчика?
6. Работа с учебником.
— Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» и проанализируйте поведение героинь.
7. Слово учителя.
Чтобы легче было выбрать, как поступить в той или иной ситуации, можно руководствоваться правилом. Давайте попробуем его сформулировать, поработав в группах.
8. Работа с высказываниями древних и своя формулировка золотого правила этики.
•Ахикар «Что тебе кажется плохим, ты не должен делать товарищам».
•Конфуций «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе»
•Бхишма «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому не приятно, пусть не делает другим людям»
•Гилель «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе»
•Питтак «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам»
•Фалес «Не делай сам того, что осуждаешь в других»
•Иисус Христос «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
III. Закрепление изученного материала.
1. Работа с притчами.
Мальчик, выросши у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился, потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, обидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозит в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев растет. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, утирает слезы и нежно говорит:
— Не ты ли первым стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?
— А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он к тебе тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так люди друг с другом и живут – и добро наше возвращается к нам же.
Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но хозяина не застал.
Он рассердился и написал на двери: «Осёл».
Через несколько дней Афанди встретил друга и сказал:
-Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.
-Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто-нибудь другой?
-Как же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя!- воскликнул Афанди.
2. Выбери правильный ответ.
Если кто-то из приятелей и друзей начинает сплетничать, то надо:
— принять участие в осуждении чужих недостатков
— сказать ребятам, что осуждать нехорошо и попытаться перевести разговор на другую тему.
3. Попробуй придумать примеры того, как действует золотое правило этики в жизни.
Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.
Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».
Я не буду …., так как …. .
IV. Домашнее задание.
1. Подобрать пословицы по теме урока;
2. Вспомни, кого ты нечаянно обидел и найди способ загладить вину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа о культуре поведения «Правила, обязательные для всех».
Классный час о правилах общения; вежливом, внимательном и доброжелательном отношении к другим людям. В ходе беседы раскрываются правила вежливости, точности, деликатности.
10 правил общения с ребенком. Правила ученикам.
10 правил общения с ребенкомСАМОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО:ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА.
игра-путешествие «Правила обязательные для всех»
занятие направлено на повторение правил поведения , воспитание через игру потребности в культуре поведения.
Правила обязательные для всех
Беседа по правилам поведения.
» Правила обязательные для всех.ПДД»
Час общения направлен на формирование и развитие целостного восприятия дорожной среды. Цель занятия: повторить и закрепить знания младших школьников о ПДД, Привить навык повседневно использовать данны.
урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме»Правила общения для всех».
Соответствует программе;учебник Шемшуриной А.И.Урок комбинированный.Использовала такие методы:проблемное обучение, тестовая работа,работа с учебником,групповая и индивидуальная работа.
Классный час в 4 классе. Беседа о культуре поведения и общения «Правила, обязательные для всех»
Конспект занятия. Классный час в 4 классе. Беседа о культуре поведения и общения «Правила, обязательные для всех».
Источник
Конспект урока по ОРКСЭ на тему» Правила общения для всех»
Аннотация к уроку: Урок в 4 классе по теме «Правила общения для всех» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И.. Это комбинированный урок. На уроке используются различные методы: проблемное обучение, тестовая работа, групповая работа, индивидуальная работа, работа с учебником.
— изучить основные понятия «общение», «тактичность», «чуткость», деликатность»;
— сформировать умение применять принципы общения;
— научить руководствоваться в жизни золотыи правилом этики.
— воспитывать потребность в общении, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление быть тактичным и деликатным.
— развивать умения преодолевать трудности;
— развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.
— развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;
— совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;
— развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
-формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
-учить прогнозированию последствий своих поступков;
-развивать готовность к социальному взаимодействию.
эпиграфы, материалы для работы в группах, индивидуальной работы
Мотивация на урок. Игра «Три задания».
К доске приглашаются дети. Они встают в пары, лицом друг к другу. Предлагается придумать задания для человека, стоящего напротив него (выбор заданий не ограничен). Задания проговариваются вслух. Затем предлагается выполнить эти задания тому, кто их и придумал.
Вопрос: какую тему урока Вы предполагаете после проведенной игры игра?
Работа над темой урока
1.Проблемный вопрос: почему люди заинтересованы в общении друг с другом?
— работа с учебником – прочитайте первые два абзаца на стр.16 и ответ запишите в тетрадь.
2. Работа над понятиями «тактичность», «чуткость», «деликатность».
3.Работа со сказкой братьев Бондаренко «Солнечный зайчик»
Жил на кургане Хомяк. Рядом с ним на том же кургане жил Суслик. И был у Суслика кусочек зеркальца. Суслик целыми днями сидел с ним у своего домика на крылечке и показывал Хомяку солнечного зайчика. Часто говорил он:
— У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко и один солнечный зайчик.
Хомяку стало обидно, что у него нет зеркальца и нет своего солнечного зайчика. И однажды, когда Суслик побежал на поле один ужинать, Хомяк забрался к нему в дом и унёс зеркальце. Завернул его в тряпочку, спрятал к себе под подушку и сказал:
— Зеркальце теперь моё, и солнечный зайчик тоже мой.
Всю ночь ему снилось, будто сидит он у своего домика на крылечке и ловит в зеркальце солнышко. Просыпаясь, он говорил:
— Завтра будет так, как снится сегодня. Утром он достал из-под подушки зеркальце и хотел было бежать с ним на улицу, но остановился. Нельзя ему показываться с ним на кургане. Увидит Суслик и скажет:
— Так это ты украл моё зеркальце? И Хомяк опять завернул зеркальце в тряпочку и сунул под подушку. Весь день сидел он скучный на крылечке своего домика, а Суслик – у себя на крылечке и говорил Хомяку:
— У нас с тобой, сосед, одно в небе на двоих солнышко, и нет ни одного солнечного зайчика, потому что кто-то украл у меня зеркальце.
Так было и на другой день и много, много дней. Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк…
Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк. И однажды не вытерпел, достал зеркальце и отнёс Суслику, когда его не было дома.
Утром прибежал к нему Суслик и забарабанил в окошко:
— Идём скорее: я нашёл своё зеркальце. Сейчас у нас с тобой опять будет солнечный зайчик.
И всё опять стало хорошо. По целым дням они сидят каждый возле своего домика. Суслик ловит в зеркальце солнышко и говорит Хомяку:
— У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко в небе и на двоих один солнечный зайчик. А Хомяк говорит Суслику:
— Что ж, пусть лучше будет один солнечный зайчик на двоих, чем ни у тебя, ни у меня не будет.
Вот только не знает Суслик, почему он так говорит.
4.Работа над содержанием сказки.
— Какие чувства вы испытываете к Хомяку?
— Зачем Хомяку понадобилось зеркальце?
— О чём забыл Хомяк? Что не мог предугадать Хомяк, когда брал зеркальце?
— Какие другие средства были у Хомяка, чтобы иметь своего солнечного зайчика?
5. Работа с учебником.
— Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» и проанализируйте поведение героинь.
6. Слово учителя.
Чтобы легче было выбрать, как поступить в той или иной ситуации, можно руководствоваться правилом. Давайте попробуем его сформулировать, поработав в группах.
7.Работа с высказываниями древних и своя формулировка золотого правила этики.
Ахикар «Что тебе кажется плохим, ты не должен делать товарищам».
Конфуций «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе»
Бхишма «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому не приятно, пусть не делает другим людям»
Гилель «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе»
Питтак «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам»
Фалес «Не делай сам того, что осуждаешь в других»
7. Иисус Христос «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
8. Проверка выполенного задания.
9. Работа с учебником (стр.18):
– чтение золотого правила этики;
Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека.
— Чему учат эти правила? Что их объединяет?
— Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро?
– знакомство с принципами общения (работа с учебником).
Закрепление изученного материала.
1.Работа с притчами.
Мальчик, выросши у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился, потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, обидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозит в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев растет. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, утирает слезы и нежно говорит:
— Не ты ли первым стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?
— А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он к тебе тоже, ты не сердешься – и он не дуется:вот так люди друг с другом и живут – и добро наше возвращается к нам же.
Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но хозяина не застал. Он рассердился и написал на двери: «Осёл».
Через несколько дней Афанди встретил друга и сказал:
-Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.
-Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто-нибудь другой?- спросил приятель .
-Ка же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя!- воскликнул Афанди.
2. Выбери правильный ответ:
Если кто-то из приятелей и друзей начинает сплетничать, то надо:
— принять участие в осуждении чужих недостатков
— сказать ребятам, что осуждать нехорошо и попытаться перевести разговор на другую тему.
3. Попробуй придумать примеры того, как действует золотое правило этики в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.
Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».
Я не буду …., так как …. .
IV . Домашнее задание.
— подобрать пословицы по теме урока;
-вспомни, кого ты нечаянно обидел и найди способ загладить вину.
Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики» 4: учебник для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014.
Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики» 4: Рабочая тетрадь для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014.
Источник