Формы и методы повышения профессионального мастерства
На современном этапе развития лечебно-профилактической помощи значительно возросли требования к профессиональному мастерству медицинских сестер.
Высокое качество работы нельзя обеспечить без глубоких профессиональных знаний, без творческого отношения к делу на основе хорошей деонтологической подготовки, а для этого необходимо постоянное повышение деловой квалификации медицинских работников.
Существуют разнообразные формы и методы повышения квалификации медицинских сестер: курсы (постоянно действующие, прерывистые, краткосрочные и более длительные), семинары, декадники, тематические занятия и пр.
Подготовку среднего медицинского персонала проводят наиболее опытные врачи.
Главным организатором всех сестринских мероприятий, в том числе и по повышению квалификации средних медицинских работников, должен быть совет медицинских сестер больницы.
Советы медицинских сестер (первые такие советы возникли в 1948—1950 гг.) организуют и направляют работу среднего и младшего медицинского персонала.
Председателем совета обычно является главная медсестра больницы. Вся его работа осуществляется по плану, утвержденному главным врачом больницы.
В плане большое место должно отводиться и проведению различных форм повышения квалификации медицинских сестер. Не должно быть никаких стандартов в проведении этой работы — к ней нужно подходить творчески, постоянно искать лучшие, более эффективные формы.
Высшей формой профессиональной учебы медицинских сестер является научно-практическая конференция.
При организации таких конференций нужно подбирать наиболее актуальную тему, продумывать оформление помещения, выпускать специальные санитарные бюллетени, подготавливать наглядные пособия, рефераты по темам.
Наиболее перспективная форма — тематическая научно-практическая конференция.
Выбирается какая-нибудь важная проблемная тема, которая интересует медицинских сестер разного профиля.
Наиболее продуктивно проходят такие конференции, если на обсуждение выносится не более 6— 7 докладов продолжительностью каждый 10—15 мин.
Желательно, чтобы вели такую конференцию ведущие специалисты района или города, сотрудники, медицинских училищ или медицинских институтов.
Это способствует более высокому уровню подготовки докладов, повышению интереса к обсуждаемым вопросам.
В работе советов медсестер важное место занимает проведение читательских конференций, в том числе по материалам журнала «Медицинская сестра», который на протяжении более 40 лет своего издания играет значительную роль в повышении практического и теоретического уровня работников среднего медицинского звена.
Конференции являются стимулом для активной подписки на журнал, который должен быть настольной книгой каждой медицинской сестры. Постоянное самообразование, то есть пополнение своих знаний из специальной литературы, наблюдений из практики и пр., должно стать правилом для любого медицинского работника.
Существует индийское изречение: «Медицину невозможно выучить, и тот не является знающим врачом, кто не изучает ее каждый день заново».
Тот же смысл имеет крылатое выражение известного русского врача-терапевта и ученого-гуманиста М. Я. Мудрова: «Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку». В полной мере это можно сказать и о медицинской сестре.
Одним из видов повышения квалификации медицинских сестер является проведение смотров-конкурсов на звания «Лучший по профессии», «Лучшая медицинская сестра» и др.
Лечебные учреждения могут проводить также смотры-конкурсы на лучший медицинский пост, лучших лаборанта, процедурную сестру, младшую сестру, сестру-хозяйку и др.
Все виды смотров являются как бы заключительным итогом работы по повышению квалификации и профессионального мастерства.
Нужно добиваться, чтобы качества, демонстрируемые во время смотров-конкурсов; профессиональное мастерство, эрудиция, виртуозное владение техникой, проявлялись в повседневной трудовой деятельности.
Большое значение должно придаваться освоению средним медицинским персоналом смежных специальностей исходя из производственной необходимости.
Овладение медперсоналом смежными специальностями дает возможность руководству больницы более мобильно использовать кадры, позволяет вовремя заменить работников, отсутствующих на работе по тем или иным причинам.
Совет медицинских сестер должен обеспечивать проверку качества и содержания занятий, контроль за ходом учебы, изучать эффективность проводимых занятий, разрабатываемых учебным сектором совета.
Чтобы исключить деонтологические ошибки в отношениях с больным, медицинской сестре необходимо знать особенности возрастной психологии ребенка и приемы «малой» психотерапии.
Овладение знаниями в области медицинской психологии существенно повышает качество и эффективность медицинской помощи детям, страдающим соматическими заболеваниями, способствует профилактике конфликтных ситуаций, облегчает установление контакта и всю последующую работу с детьми.
Поэтому, на наш взгляд, изучение вопросов возрастной психологии является обязательным для каждой детской медицинской сестры и должно непременно входить в план повышения квалификации медицинских сестер детского стационара.
Уместно вспомнить в этой связи слова известного врача и ученого И. А. Кассирского: «Мне хочется сказать горькую правду.
Некоторым нашим медицинским сестрам не хватает общей культуры. Они должны и могут научиться сестринской психотерапии у постели больного».
Постоянное развитие и совершенствование форм повышения деловой квалификации средних медицинских работников положительно сказывается на состоянии лечебно-диагностического процесса в больнице.
Значение повышения квалификации медсестер чрезвычайно велико в настоящее время, то есть в условиях научно-технического прогресса, бурного развития методов диагностики и лечения.
Только при соответствии своего профессионального уровня требованиям времени они с успехом смогут выполнять роль первых помощников врача.
Добросовестное отношение к труду — нравственный принцип, определяющий положение медицинского работника в коллективе и обществе. По тому, как медицинский работник относится к своим обязанностям, как он исполняет свой долг, судят о его деловых и нравственных качествах.
Выбрав профессию медицинской сестры, нужно пронести ее через всю жизнь чистой и незапятнанной, как белый халат.
Источник
V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013
ВОЗМОЖНОСТИ САМООБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНЕ.
Самообразованием в России по статистике занимаются от 17 до 21% населения, тогда как к примеру в Финляндии уровень самообразования составляет 70%. Воспитанные с раннего детства финны занимают первые места по итогам исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, в которой оценивается функциональная грамотность подростков разных стран в различных дисциплинах. Жители Финляндии свободны, независимы и хорошо подготовлены в прагматических вопросах. Происходит это потому что 40 лет назад Финляндия перешла к модели так называемой либеральной школы: минимум контроля, максимум самостоятельности. Вынуждать ребёнка что-то делать в данной программе обучения запрещается. Поощряется лишь позитивная мотивация. Главное, чтобы ученик испытывал радость в школе и чувствовал себя свободным человеком. На примере Финляндии следует отметить что самообразование в жизни каждого человека играет большое значение от которого порой зависит дальнейшая судьба человека.
Есть четкое убеждение в том, что человек, получивший образование, никогда не останется без работы и заработка. Верится в это крайне охотно. Большинство людей, которые уделяют своему образованию много времени и делают это вдумчиво, понимая, что багаж знаний не тяжкая ноша, а подмога в жизни, всегда устраиваются. Наверное, это происходит потому, что самообразование, это не только обучение в высших и средне-специальных учебных заведениях, но и бесконечная работа над собой.
Уже не раз доказано, что то, что написано в дипломе, в графе «специальность», не отвечает тому, над чем работает в данный момент человек. Интересно, почему лингвист по образованию может быть прекрасным кадровиком, а журналист – преподавателем от Бога. На личном опыте многих людей проверено, что ничто в самообразовании не бывает лишним. Посещая курсы английского языка, курсы повышения квалификации или автошколу, человек делает доброе дело только лишь для себя. Чем больше универсальных знаний он получает, тем более востребован он как специалист широкого профиля. Цель самообразования – в знании и понимании единой, нераздельной жизни – жизни как единого целого, жизни, которая течет и в вас и вокруг вас, унося нас всех вместе с собой. Каждое явление, каждая область жизни имеет множество разных сторон, изучаемых разными отдельными науками. Изучать эти последние отдельно необходимо лишь для того, чтобы возможно скорее сложить их все вместе, ради знания и понимания жизни как единого целого.
Принимаясь за работу над самообразованием, гораздо выгоднее, в целях общего развития, а также и практической жизни, вести свою работу по вопросам, а не по наукам, но всякий вопрос, освещая данными всех главнейших или вообще многих наук. Только таким способом можно действительно ориентироваться в той или иной области, осмотреть ее во всех смыслах» и понять ее возможно ближе к тому, что она из себя действительно представляет.
«В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования» (Г.Спенсер).
«Самообразование» определяется как овладение знаниями, навыками, умениями по инициативе самого обучающегося в отношении предмета знаний (чем заниматься), объема и источника познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора форм удовлетворения познавательных интересов и потребностей.
Большое значение вопросу самообразования уделяют и в сфере обучения медицинских работников. Самообразование является неотъемлемой составной частью будущего медработника, оно доступно, стимулирует овладение информационными технологиями, развивает конкурентный рынок медицинских услуг и в конечном итоге повышает их качество. Медицинские сёстры и фармацевты должны самостоятельно непрерывно стремиться осваивать новые знания и умения по своей специальности, что
приведёт к повышению их профессионального уровня компетенции.
При самообразовании человек не просто овладевает новыми знаниями и умениями, как это происходит при самообучении, но и создает из себя «новый образ», т.е. человек меняется внутренне.
Почти сто лет назад Николай Александрович Рубакин (русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель) в научном сочинении «Письма к читателям о самообразовании» писал: Можно безошибочно сказать, что в настоящее время стремление к образованию проявляется в массах до такой степени напряженно, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом напряжение это возрастает. Сама жизнь неизбежным, роковым образом побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием. Чтобы жить, чтобы не умереть с голоду, чтобы не погибнуть в общем водовороте, чтобы приспособиться к этой сутолоке, идущей всюду вокруг, нужно не только знать какое-либо ремесло или художество (т. е. иметь образование специальное), но еще нужно иметь образование общее, нужно уметь разобраться во всем, что совершается вокруг, а для этого нужно, если можно так выразиться, умение мыслить и понимать нужна известная широта кругозора, известная высота развития».
Д.И. Писарев, писал: «Самообразование составляет необходимую и в высшей степени закономерную фазу здорового человеческого развития. Школа должна стремиться не к тому, чтобы избавить человека от трудов самообразования, а к тому, чтобы сделать эти труды возможными и плодотворными. Школа должна, во-первых, разбудить в человеке любознательность и, во-вторых, развернуть и укрепить силы его ума настолько, чтобы человек, выходя из школы в жизнь, мог без посторонних руководителей искать и находить разумное удовлетворение для своей пробудившейся любознательности».
Дистервег (немецкий педагог) утверждал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение. Поэтому самодеятельность — средство и одновременно результат образования. »
Дистервег дал психологическое обоснование впервые выраженным чешским педагогом Я.А.Коменским правилам обучения: человек в процессе самообучения с раннего возраста должен идти от примеров к правилам. От предметов к обозначающим их словам. От простого к сложному. От лёгкого к трудному. От известного к неизвестному».
В своей книге «Как стать гением» Генрих Альтшуллер проанализировав сотни биографии людей, реализовавшихся во всех сферах, разработал своеобразный алгоритм самообразования: человек должен ответить на вопрос, какие цели он ставит перед собой, определить что мешает стать ему тем кем мечтает и как преодолеть противодействие жизненных обстоятельств.
Сопоставив факты биографий выдающихся людей он пришёл к выводу:
У каждого должна быть достойная цель – важно чтобы она заведомо превышала возможности и способности человека за неё берущегося.
План достижения цели – обязательный элемент плана – контроль за его выполнением и контроль темпов продвижения цели (контроль выполнения обеспечивает планирование реально выполненного объёма и позволяет увеличивать объём за счёт сокращения потерь времени).
Работоспособность – способность личности к длительному интеллектуальному напряжению, обусловливающая результативность работы.
Техника решения вступающих перед человеком задач – следует определить противоречие, наличие которого препятствует достижению цели, проанализировать историю решения проблемы в теории и на практике и разработать собственную стратегию решения проблемы.
Умение держать удар – удар может быть в виде попыток присвоения идей и результатов работы.
Результативность профессиональной деятельности.
Раз человек берется за освоение какой-либо области знаний по собственной инициативе, значит, он в этом кровно заинтересован. Отсюда вытекает недюжинное рвение в учебном процессе.
Обучающийся хорошо чувствует пробелы в своих знаниях и способен сам себя «подтянуть», когда нужно.
Он может выбирать время и темп занятий, которые его устраивают, и свободы здесь гораздо больше, чем во время учебы в вузе.
Не каждый из нас способен целенаправленно учиться без действенного внешнего стимула и четких временных рамок. Некоторым из нас нужен серьезный повод, действующий извне, чтобы засесть за книгу.
Нет под боком наставника, который в любой момент поможет заполнить «белые пятна» в познании.
У некоторых людей во время самостоятельных занятий возникает ощущение изолированности и одиночества.
В поисках источников знаний вы остаетесь один на один с нужным вам предметом.
Ежегодно в медицинские ВУЗы, колледжи и техникумы приходят тысячи юношей и девушек, стремящиеся посвятить свою жизнь медицине. Все знают, что учёба эта трудная, длительная, требует большой настойчивости. Задача профессионального образования дать основы медицинских знаний и привить навыки самостоятельной деятельности, дающие возможность совершенствоваться в дальнейшем.
Студенческий научный форум — 2013
V Международная студенческая научная конференция
В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».
Источник