Всегда стараюсь продумать способ достижения цели прежде чем начинать действовать

Опросник «Стиль саморегуляции поведения – ССП» (В.И. Моросанова)

Опросник ССП состоит из 46 утверждений, входящих в состав шести шкал, выделяемых в соответствии с основными регуляторными процессами (планирования, моделирования, программирования, оценки результатов) и регуляторно-личностными свойствами (гибкости и самостоятельности) В состав каждой шкалы входят по девять утверждений. Структура опросника такова, что ряд утверждений входят в состав сразу двух шкал в связи с тем, что их можно отнести к характеристике как регуляторного процесса, так и свойства регуляции.

Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССП) был создан в 1988 году в Психологическом институте РАО в лаборатории психологии саморегуляции (заведующая — В.И.Моросанова) и пригодна как для научных исследований, так и в качестве инструмента практической диагностики различных аспектов индивидуальной саморегуляции. Утверждения опросника построены на типичных жизненных ситуациях и не имеют непосредственной связи со спецификой какой-либо профессиональной или учебной деятельности. В последующие годы был разработан целый ряд модификаций этой методики.

Данная методика позволяет проводить диагностику развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств — гибкости и самостоятельности. С помощью этой методики можно решать и практические задачи, в частности, выявлять индивидуальный профиль различных регуляторных процессов и уровень развитости общей саморегуляции как регуляторных предпосылок успешности овладения новыми видами деятельности.

Саморегуляция произвольной активности человека понимается автором опросника как системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, который направлены на достижение принимаемых субъектом целей.

По определению В.И. Моросановой, «стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющееся в различных еѐ видах».

Стиль саморегуляции проявляется в том, каким образом человек планирует и программирует достижение жизненных целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективно-приемлемых результатов, в том, в какой мере процессы самоорганизации развиты и осознанны.

Область применения теста с 14 лет и старше.

Текст Опросника «Стиль саморегуляции поведения-98» — ССП-98

Инструкция: Предлагаем Вам ряд высказываний об особенностях поведения. Последовательно прочитав каждое высказывание, выберите один из четырех возможных ответов: «Верно», «Пожалуй, верно», «Пожалуй, неверно», «Неверно» и поставьте крестик в соответствующей графе на листе ответов.

Не пропускайте ни одного высказывания. Помните, что не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление индивидуальных особенностей Вашего поведения.

Источник

СТИЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

СТИЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

В.И. МОРОСАНОВА, Е.М. КОНОЗ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 980608148а.

РЕГУЛЯТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ЛИЧНОСТИ

Стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющиеся в различных ее видах [2], [4], [5], [7], [9].

В отечественной психологии стиль чаще описывают через устойчивые индивидуальные особенности выполнения деятельности, детерминированные свойствами индивидуальности самых различных уровней и спецификой деятельности, в которой стиль формируется.

Нами развивается новое направление в изучении проявлений особенностей стиля человека — исследование индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности человека [2], [4][12]. Феномен стиля саморегуляции проявляется в том, каким образом человек планирует и программирует достижение жизненных целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективноприемлемых результатов, в том, в какой мере процессы самоорганизации развиты и осознанны. Индивидуальный стиль саморегуляции характеризуется комплексом стилевых особенностей регуляторики. К ним мы относим типичные для данного человека особенности регуляторных процессов, реализующие основные звенья системы саморегуляции (планирование, программирование, моделирование, оценивание результатов), а также регуляторноличностные свойства, или инструментальные свойства личности, такие как самостоятельность, надежность, гибкость и т.д. В силу универсальности функциональной структуры регуляции для самых разных видов психической активности и деятельности в стиле саморегуляции проявляется общая регуляторная основа индивидуальности, которая, как показывают наши исследования, является предпосылкой формирования конкретных стилей деятельности в различных ее видах.

Такой подход оказался весьма продуктивным, так как позволил развить не только теоретические и практические, но и методические аспекты традиционной стилевой тематики. Для исследования и диагностики стилевых особенностей саморегуляции был создан и стандартизован целый ряд методик: «Стилевые особенности саморегуляции поведения — ССП » [4], [6], «Саморегуляция подготовки спортсмена — СПС » [11], «Стиль саморегуляции студентов — ССС » [10], «Саморегуляция в избирательной кампании депутата — СИК » [12].

Все методики являются опросными и включают утверждения, описывающие особенности поведения в разнообразных и типичных для человека ситуациях. Большая часть из них была создана на материале различных видов профессиональной или учебной деятельности, что позволяет эффективно решать не только научные, но и прикладные задачи. Каждая из методик нашла применение для решения различных задач практической психологии: в практике психологопедагогического консультирования, как средство психологического контроля в процессе подготовки и формирования спортивных сборных команд для участия в крупнейших международных соревнованиях и Олимпийских играх, для прогноза успешности предвыборной борьбы политиков и психологической помощи им в формировании эффективного стиля саморегуляции при проведении избирательной кампании [9].

В то же время особую ценность имеет опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП «, утверждения которого не имеют непосредственной связи со спецификой какойлибо профессиональной деятельности, а построены на типичных жизненных ситуациях. С помощью этой методики можно решать и практические задачи, в частности, выявлять индивидуальный профиль различных регуляторных процессов и уровень развитости общей саморегуляции как регуляторных предпосылок успешности овладения новыми видами деятельности.

Но основной интерес, на наш взгляд, эта методика имеет для исследования проблем регуляторных механизмов поведения при различной личностной типологии. Основная гипотеза заключается в том, что структура индивидуальных особенностей саморегуляции, в частности, характер профиля саморегуляции детерминируется личностными структурами различного уровня. Она была нами ранее высказана и в первом приближении проверена [5], [6], [10]. По существу речь идет о том, что индивидуальная система саморегуляции опосредствует влияние сложившихся личностных структур на особенности реализуемой целенаправленной активности. И более того, в процессе достижения новых для субъекта целей может происходить формирование таких особенностей саморегуляции, которые могут способствовать, быть выражением развития новообразований — личностных свойств. Такая постановка вопроса требует соответствующего ей методического обеспечения, в частности, для выявления структуры индивидуальностилевых особенностей саморегуляции. В этих целях разработанная ранее методика «Стилевые особенности саморегуляции поведения — ССП » была нами пересмотрена с целью разработки показателей, более развернуто характеризующих индивидуальные профили саморегуляции. Доработанный опросник получил название «ССП98 «.

Читайте также:  Способы нахождения длины вектора

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПРОСНИКА ССП98

Первоначальная редакция опросника содержала 56 утверждений, сгруппированных в пять шкал: планирование, программирование, оценивание результатов, гибкость и самостоятельность. Опросник позволял измерять пять показателей соответственно шкалам опросника (Пл, Пр, Ор, Г, С), а также суммарный показатель (ОУ), характеризующий общий уровень развитости саморегуляции. Основным его недостатком являлось отсутствие в его структуре шкалы и, соответственно, показателя развитости процессов моделирования значимых условий достижения цели — важнейшего звена системы саморегуляции.

На основании содержательного анализа утверждений опросника нами был выделен ряд утверждений, характеризующих процессы моделирования. Данные пункты вошли в шкалу модели значимых условий. Состав остальных шкал был пересмотрен и уточнен, в результате проведенного переконструирования был сформирован первоначальный вариант опросника,

который для проверки содержательной валидности, правомерности разработанной структуры шкал был подвергнут факторному анализу.

Выборка для факторизации составила 600 человек (учащиеся XXI классов школ Москвы в возрасте 1618 лет). Полученные данные были подвергнуты факторному анализу методом главных компонент с Varimaxвращением. Оптимальным оказалось шестифакторное решение, которое и было принято за окончательное. Все шесть факторов хорошо содержательно интерпретируются и наиболее полно отражают структуру системы саморегуляции соответственно шести шкалам опросника. Кумулятивный процент дисперсии, описываемый шестью факторами, составил 35,56 %.

Факторный анализ в целом подтвердил содержательную валидность, правомерность разработанной структуры опросника, обоснованность выделения как шкалы моделирования, так и уточняющей перегруппировки остальных утверждений по шкалам.

Апробация разработанного опросника производилась на выборке школьников того же возраста.

Дискриминативная надежность утверждений опросника вычислялась по алгоритму четырехклеточной корреляции [15] на выборке в 450 человек. Для каждого пункта, входящего в шкалы опросника, был рассчитан фкоэффициент. В окончательный список утверждений вошли те, для которых фкоэффициент превышал критическое значение |фгр|=0,157 и находился в пределах от 0,241 до 0,757 при p

Ретестовая надежность опросника измерялась с помощью его повторного применения с временным интервалом в три месяца на выборке, включавшей 102 человека. Подсчитывались коэффициенты корреляции Пирсона [3], которые оказались значимыми при p

Вычисление показателей внутренней надежности шкал опросника производилось двумя способами: методом расщепления [1] и вычислением коэффициента a [13]. Выборка для определения надежности включала 302 человека. Коэффициенты надежности при расщеплении составили 0,5030,568 (при p

Конструктная валидность разработанного опросника определялась путем сопоставления новых показателей опросника с аналогичными показателями, выделяемыми по прежним ключам опросника ССП (выборка в 200 человек). Коэффициенты корреляции (по Бравайсу — Пирсону) значимы при p

Вычисление показателей критериальной валидности основывалось на выборке 160 человек. Обнаружена значимая корреляция (по Пирсону) со школьной успеваемостью показателей моделирования (r=0,324 при p

ОПИСАНИЕ ШКАЛ ОПРОСНИКА

Опросник ССП98 состоит из 46 утверждений, входящих в состав шести шкал, выделяемых в соответствии с основными регуляторными процессами (планирования, моделирования, программирования, оценки результатов) и регуляторноличностными свойствами (гибкости и самостоятельности) (см. Приложение). В состав каждой шкалы входят по девять утверждений. Структура опросника такова, что ряд утверждений входят в состав сразу двух шкал в связи с тем, что их можно отнести к характеристике как регуляторного процесса, так и свойства регуляции.

Шкала «Планирование » (Пл) характеризует индивидуальные особенности целеполагания и удержания целей, уровень сформированности у человека осознанного планирования деятельности. При высоких показателях по этой шкале у субъекта сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны, действенны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно. У испытуемых с низкими показателями по шкале потребность в планировании развита слабо, планы подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование не действенно, малореалистично. Такие испытуемые предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно.

Шкала «Моделирование » (М) позволяет диагностировать индивидуальную развитость представлений о системе внешних и внутренних значимых условий, степень их осознанности, детализированности и адекватности. Испытуемые с высокими показателями по шкале способны выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. В условиях неожиданно меняющихся обстоятельств, при смене образа жизни, переходе на другую систему работы такие испытуемые способны гибко изменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий. У испытуемых с низкими показателями по шкале слабая сформированность процессов моделирования приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.

Шкала «Программирование » (Пр) диагностирует индивидуальную развитость осознанного программирования человеком своих действий. Высокие показатели по этой шкале говорят о сформировавшейся у человека потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, детализированности и развернутости разрабатываемых программ. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. При несоответствии полученных результатов целям производится коррекция программы действий до получения приемлемой для субъекта успешности. Низкие показатели по шкале программирования говорят о неумении и нежелании субъекта продумывать последовательность своих действий. Такие испытуемые предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуя путем проб и ошибок.

Шкала «Оценивание результатов » (ОР) характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о развитости и адекватности самооценки, сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки успешности достижения результатов. Субъект адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий. При низких показателях по этой шкале испытуемый не замечает своих ошибок, некритичен к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей.

Шкала «Гибкость » (Г) диагностирует уровень сформированности регуляторной гибкости, т.е. способности перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий. Испытуемые с высокими показателями по шкале гибкости демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. При возникновении рассогласования полученных результатов с принятой целью своевременно оценивают сам факт рассогласования, вносят коррекцию в регуляцию. Гибкость регуляторики позволяет адекватно реагировать на быстрое изменение событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска. Испытуемые с низкими показателями по шкале гибкости в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, смене обстановки и образа жизни. В таких условиях несмотря даже на сформированность процессов регуляции, они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разрабатывать программу действий, выделять значимые условия, оценивать рассогласование полученных результатов с целью деятельности и вносить коррекции. В результате у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности.

Читайте также:  Способ борьбы с домашним грибком

Шкала «Самостоятельность » (С) характеризует развитость регуляторной автономности. Наличие высоких показателей по шкале самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Испытуемые с низкими показателями по шкале самостоятельности зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, такие испытуемые часто и некритично следуют чужим советам. При отсутствии посторонней помощи у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои.

Опросник в целом работает как единая шкала «Общий уровень саморегуляции » (ОУ), который характеризует общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Для испытуемых с высокими показателями общего уровня саморегуляции характерна осознанность и взаимосвязанность в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев. Такие испытуемые самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в большой степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать

влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной саморегуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности. У испытуемых с низкими показателями по данной шкале потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. Возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей у таких испытуемых снижена по сравнению с испытуемыми с высоким уровнем регуляции. Соответственно успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зависит от соответствия стилевых особенностей регуляции и требований осваиваемого вида активности.

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРИ ЭКСТРАВЕРСИИ И НЕЙРОТИЗМЕ

Проведенные нами ранее исследования стилевых особенностей саморегуляции при различной личностной акцентуации характера человека показали наличие сложных опосредствованных связей индивидуальной структуры саморегуляции и типа акцентуации характера и доказали принципиальную возможность исследования механизмов личностной регуляции с помощью разрабатываемых опросных методик диагностики индивидуальной саморегуляции [6], [8], [9]. Углубляя и расширяя эту линию исследования, мы рассмотрели индивидуальную структуру саморегуляции в связи с такими известными личностными конструктами, как экстраверсия/интроверсия и нейротизм/стабильность.

Для диагностики экстраверсии и интроверсии применялся «Модифицированный личностный опросник Айзенка » [14]. Индивидуальные особенности саморегуляции исследовались с помощью описанного выше опросника ССП98. Предполагалось также, что сопоставление данных двух опросников даст новые аргументы в пользу внешней валидности разработанного ССП98.

Обследование было проведено на выборке учащихся XXI классов школ Москвы и Белгорода в возрасте 1618 лет (850 человек).

Для каждого испытуемого был вычислен индивидуальный балл по шкале экстраверсии, нейротизма и корректурной шкале, а также построен регуляторный профиль, включающий оценки по всем шкалам описанного выше опросника. После исключения из дальнейшего рассмотрения испытуемых, индивидуальный балл которых по корректурной шкале был выше допустимого, размер выборки составил 803 человека.

По данным этой выборки был проведен факторный анализ методом главных компонент без вращения. Оптимальным было признано трехфакторное решение. Выделенные факторы хорошо содержательно интерпретируются, при этом собственное значение факторов больше единицы, коэффициенты факторных весов превышают 0,500, а кумулятивный процент дисперсии, описываемый тремя факторами, составил 65,15 %.

В факторной структуре выделяются два содержательно насыщенных фактора: в первый входят шкалы нейротизма (Н), моделирования, оценки результатов, гибкости и общего уровня саморегуляции. Второй фактор представлен шкалами экстраверсии (Э), планирования и программирования. Шкала самостоятельности имеет высокую нагрузку на третий фактор и является единственной шкалой, составляющей этот фактор (табл. 1).

Полученное распределение показателей в факторной структуре представляется нам вполне оправданным и закономерным. Показатели экстраверсии и нейротизма входят в разные факторы и оказываются связаны с различными сторонами регуляции. Семантика факторов при этом в равной степени определяется и

свойствами личности, и показателями регуляции.

Матрица факторных нагрузок

Примечательным нам представляется тот факт, что нейротизм и уровень саморегуляции вошли в один фактор. Таким образом, измерение нейротизма оказывается больше связано с общим уровнем регуляции, чем экстраверсия. Для выяснения различий в стилевых особенностях регуляции между экстравертами и интровертами, лицами с высоким нейротизмом и стабильными мы сравнили показатели по шкалам опросника в «крайних » группах по выраженности экстраверсии и нейротизма.

Для этого из общей выборки испытуемых мы выделили группы экстравертов (181 человек, 1924 балла), интровертов (176 человек, 011 баллов), нейротиков (168 человек, 1624 балла) и стабильных (145 человек, 06 баллов), в которые вошли испытуемые со значениями выше или ниже одного стандартного отклонения от среднего (для шкалы экстраверсии: Me=14,92, б=4,33; для шкалы нейротизма: Ме=11,22, б=4,82). Выделенные группы экстравертов и интровертов, лиц с высоким нейротизмом и стабильных сравнивались по показателям саморегуляции с помощью tкритерия Стъюдента (табл. 2 и 3).

Стилевые особенности саморегуляции у экстравертов и интровертов

Стилевые особенности саморегуляции у лиц с высоким нейротизмом и стабильных

Между группами экстравертов и интровертов обнаружены значимые различия по показателям планирования, моделирования, программирования, гибкости и самостоятельности; между группами лиц с высоким нейротизмом и стабильных — по шкалам планирования, моделирования, оценки результатов, гибкости и общего уровня саморегуляции.

Приведенные данные позволяют говорить о том, что стилевые особенности саморегуляции у экстравертов по сравнению с интровертами характеризуются более высокой сформированностью процессов моделирования и меньшей развитостью процессов планирования и программирования, высокой гибкостью и автономностью индивидуальной регуляторики. Интроверты значимо превосходят экстравертов в развитости планирования и программирования, что имеет компенсаторное значение для менее развитого у интровертов звена модели значимых условий.

Читайте также:  Способ похудения с помощью соды

Между группами лиц с высоким нейротизмом и стабильных значимые различия обнаружены по показателям планирования, моделирования, оценки результатов, гибкости и общему уровню саморегуляции. У лиц с высоким нейротизмом по сравнению со стабильными отмечается более низкий общий уровень осознанной саморегуляции, при этом стабильные значимо превосходят первых в сформированности регуляторных процессов моделирования и оценки результатов, гибкости регуляторики. Анализ средних показателей групп по шкалам позволил выяснить, что функционально более развитым звеном саморегуляции лиц с высоким нейротизмом по сравнению со стабильными является звено планирования.

Проведенный анализ полученных данных показал основные направления различий в стилевых особенностях саморегуляции экстравертов, интровертов, лиц с высоким нейротизмом и стабильных, связанные с их личностным складом. По существу мы выделили и описали стилевые особенности саморегуляции, являющиеся предпосылками формирования стилей для разных личностных типов. То, какой индивидуальный стиль саморегуляции сформируется у конкретной индивидуальности, зависит от многих причин, важнейшими из которых, по нашему мнению, являются наряду с особенностями темперамента собственно активность личности, мотивация достижения поставленных целей, стремление овладеть той или иной деятельностью, способность реализовать его средствами осознанной саморегуляции. Все это и приводит к тому, что среди представителей любого личностного типа мы наблюдали и эффективные гармоничные стили с высоким уровнем регуляции, и акцентуированные (с выраженными «сильными » и «слабыми » звеньями регуляции) и неэффективные «застревающие » стили, когда уровень регуляции низок и слабо развиты регуляторноличностные свойства.

Для того чтобы исследовать всю палитру стилей саморегуляции у представителей различных личностных типов, мы выделили и сравнили стилевые особенности в группах испытуемых с высоким, средним и низким уровнем сформированности саморегуляции. Результаты этих исследований будут представлены в нашей следующей публикации. Здесь же подчеркнем, что настоящий опросник является средством для диагностики индивидуальных особенностей саморегуляции, позволяет выделить сильно и слабо развитые звенья и наметить пути формирования стиля с высоким уровнем регуляции, т.е. гармоничного стиля саморегуляции [9], обеспечивающего высокую успешность достижения цели.

Опросник «Стиль саморегуляции поведения98 » — ССП98

Предлагаем Вам ряд высказываний об особенностях поведения.

Последовательно прочитав каждое высказывание, выберите один из четырех возможных ответов: «Верно «, «Пожалуй, верно «, «Пожалуй, неверно «, «Неверно » и поставьте крестик в соответствующей графе на листе ответов.

Не пропускайте ни одного высказывания. Помните, что не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление индивидуальных особенностей Вашего поведения.

1. Свои планы на будущее люблю разрабатывать в малейших деталях.

2. Люблю всякие приключения, могу идти на риск.

3. Стараюсь всегда приходить вовремя, но тем не менее часто опаздываю.

4. Придерживаюсь девиза «Выслушай совет, но сделай посвоему «.

5. Часто полагаюсь на свои способности ориентироваться по ходу дела и не стремлюсь заранее представить последовательность своих действий.

6. Окружающие отмечают, что я недостаточно критичен к себе и своим действиям, но сам я это не всегда замечаю.

7. Накануне контрольных или экзаменов у меня обычно появлялось чувство, что не хватило 12 дней для подготовки.

8. Чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо знать, что ждет тебя завтра.

9. Мне трудно себя заставить чтолибо переделывать, даже если качество сделанного меня не устраивает.

10. Не всегда замечаю свои ошибки, чаще это делают окружающие меня люди.

11. Переход на новую систему работы не причиняет мне особых неудобств.

12. Мне трудно отказаться от принятого решения даже под влиянием близких мне людей.

13. Я не отношу себя к людям, жизненным принципом которых является «Семь раз отмерь, один раз отрежь «.

14. Не выношу, когда меня опекают и за меня что-то решают.

15. Не люблю много раздумывать о своем будущем.

16. В новой одежде часто ощущаю себя неловко.

17. Всегда заранее планирую свои расходы, не люблю делать незапланированных покупок.

18. Избегаю риска, плохо справляюсь с неожиданными ситуациями.

19. Мое отношение к будущему часто меняется: то строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным.

20. Всегда стараюсь продумать способы достижения цели, прежде чем начну действовать.

21. Предпочитаю сохранять независимость даже от близких мне людей.

22. Мои планы на будущее обычно реалистичны, и я не люблю их менять.

23. В первые дни отпуска (каникул) при смене образа жизни всегда появляется чувство дискомфорта.

24. При большом объеме работы неминуемо страдает качество результатов.

25. Люблю перемены в жизни, смену обстановки и образа жизни.

26. Не всегда вовремя замечаю изменения обстоятельств и из-за этого терплю неудачи.

27. Бывает, что настаиваю на своем, даже когда не уверен в своей правоте.

28. Люблю придерживаться заранее намеченного на день плана.

29. Прежде чем выяснять отношения, стараюсь представить себе различные способы преодоления конфликта.

30. В случае неудачи всегда ищу, что же было сделано неправильно.

31. Не люблю посвящать коголибо в свои планы, редко следую чужим советам.

32. Считаю разумным принцип: сначала надо ввязаться в бой, а затем искать средства для победы.

33. Люблю помечтать о будущем, но это скорее фантазии, чем реальность.

34. Стараюсь всегда учитывать мнение товарищей о себе и своей работе.

35. Если я занят чемто важным для себя, то могу работать в любой обстановке.

36. В ожидании важных событий стремлюсь заранее представить последовательность своих действий при том или ином развитии ситуации.

37. Прежде чем взяться за дело, мне необходимо собрать подробную информацию об условиях его выполнения и сопутствующих обстоятельствах.

38. Редко отступаюсь от начатого дела.

39. Часто допускаю небрежное отношение к своим обязательствам в случае усталости и плохого самочувствия.

40. Если я считаю, что прав, то меня мало волнует мнение окружающих о моих действиях.

41. Про меня говорят, что я «разбрасываюсь «, не умею отделить главное от второстепенного.

42. Не умею и не люблю заранее планировать свой бюджет.

43. Если в работе не удалось добиться устраивающего меня качества, стремлюсь переделать, даже если окружающим это не важно.

44. После разрешения конфликтной ситуации часто мысленно к ней возвращаюсь, перепроверяю предпринятые действия и результаты.

45. Непринужденно чувствую себя в незнакомой компании, новые люди мне обычно интересны.

46. Обычно резко реагирую на возражения, стараюсь думать и делать все посвоему.

Источник

Оцените статью
Разные способы