Все способы защиты от агрессии

Держи удар: методы психологической защиты

Как научиться технике психологической защиты

Антонина Глущак пресс-секретарь и ведущий специалист Академии иррациональной психологии

Психологическая защищенность — это свойство зрелой личности, которое зависит от интеллекта, внимательности, склонности к анализу, критичности мышления и эмоциональной устойчивости. Предлагаем вам несколько проверенных на практике приемов психологической защиты.

Если вас укусит одна или даже несколько пчел, это может быть полезным для вашего здоровья. Но если на вас нападет рой ос или вы окажетесь жертвой укуса ядовитой змеи, тут уж вам несдобровать. Ваши конкуренты, недоброжелатели или враги способны нанести вам не меньший вред, всего лишь использовав в качестве психологического оружия ранящие вашу душу слова. И чем дольше вы будете переживать по этому поводу, тем больше шансов у вас оказаться в стане проигравших.

«Если человек показывает, что он раздражен и не способен контролировать свои эмоции, ему надо заняться чем-нибудь другим, а не работой с людьми», — уверенно заявлял француз Мишель Фадуль, добившийся блистательных успехов в бизнесе на мировом уровне.

Психологическая защищенность — это свойство зрелой личности. Она состоит из целого комплекса таких характеристик, как уровень интеллекта, мировоззренческие установки, внимательность, склонность к анализу и рефлексии, критичность мышления, эмоциональная устойчивость.

Чаще задавайте себе и другим магические вопросы: что, где, когда, как, зачем и почему? Старайтесь представить всю панораму и динамику события, увидеть всю картину в целом и отметить противоречия, нестыковки и белые пятна, тщательно отнеситесь к деталям. Именно они являются необходимым материалом для оценки достоверности информации.

Предлагаем вам несколько разработанных нами и апробированных на наших тренингах приемов психологической защиты.

Прием «Вентилятор». Проанализируйте, на что вы реагируете наиболее болезненно. Что вас раздражает? Что вас приводит в бешенство или повергает в уныние? Вспомните конкретные слова, интонации, жесты ваших оппонентов или обидчиков.

Закройте глаза и снова вспомните все самые обидные, хлесткие, обжигающие слова, которые вызывают у вас чувства растерянности и никчемности или мощные вспышки агрессии.

А теперь представьте, что вы сидите напротив человека, который наносит вам эти психологические удары. Это он говорит вам жестокие, обидные слова. И вы чувствуете, как уже начинаете «заводиться». Вызовите в себе ощущение удара. Какая часть вашего тела реагирует на него? Что происходит: появляется ли жар во всем теле, или же что-то сжимается внутри, а может, просто прерывается дыхание? Что происходит именно с вами?

Воспользуйтесь техникой вентиляции эмоций. Представьте, что между вами и обидчиком стоит мощный вентилятор, который тут же относит его слова в сторону, их острые стрелы не долетают до вас.

И еще. Сделайте правой рукой фигу и накройте его ладонью левой руки. Мысленно направьте его на того человека, который пытается вывести вас из душевного равновесия. Вспомните, как такая же фига помогала вам еще в детстве «отомстить» обидчику.

Откройте глаза, и вы наверняка почувствуете, что теперь способны выдержать такой психологический удар.

Прием «Аквариум». Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми вы продолжаете болезненно реагировать на их выпады, воспользуйтесь этим приемом. Представьте, что между вами и вашим обидчиком — толстая стеклянная стена аквариума. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите, они поглощаются водой и лишь пузырятся пеной на поверхности. Потому они и не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу.

Прием «Диснейленд». Болезненность психологического удара можно смягчить, а то и вовсе свести на нет, если обращаться со всеми людьми, как с малыми детьми. Вы же не обижаетесь на несмышленых детей?

Представьте себе, что вы оказались один против целой группы негативно настроенных к вам людей. Перевес сил на их стороне. И у вас всего один шанс переломить ситуацию: представить их группой детей на игровой площадке. Они злятся, капризничают, кричат, размахивают руками, бросают на пол игрушки, топчут их ногами. В общем, всячески стараются вывести вас из себя. Но вы, как взрослый, мудрый человек, относитесь к их выходками как к детским шалостям и продолжаете сохранять невозмутимое спокойствие до тех пор, пока они не выдохнутся. Вы не воспринимаете их слова как оскорбления, не реагируете на их выпады. Вам все это смешно наблюдать как взрослому человеку.

Читайте также:  Способы похудения с помощью лимона

Прием «Лиса и виноград». Если в вашем прошлом были случаи, когда кому-то удавалось досадить вам так, что переживание поражения осталось до сих пор, воспользуйтесь техникой рационализации, снятия негативных «якорей». Вспомните басню «Лиса и виноград»: не дотянувшись до виноградной грозди, лиса сказала, что не очень-то и хотелось ей винограда — он кислый и зеленый.

Прием «Океан спокойствия». Представьте себя главным героем притчи: «Океан принимает воды многих бурных рек, а сам при этом остается неподвижным. Тот, в кого так же впадают все мысли и эмоции, остается бесстрастным в покое».

Прием «Театр абсурда». Можно использовать такой прием психологической защиты, как доведение ситуации до абсурда. Это в принципе то же самое, что сделать из мухи слона. То есть вслух гиперболизировать до неузнаваемости то, на что кто-то лишь намекает, и таким образом неожиданно выбить из рук своих врагов или недоброжелателей психологическое оружие. Ваша цель — сделать так, чтобы любые выпады недоброжелателя уже не вызывали ничего, кроме смеха. Это и есть решение задачи, как защититься от психологического нападения.

Прием «Театр кукол». Если вам трудно общаться с эмоционально значимыми для вас людьми, используйте именно этот прием. Представьте, что они всего лишь шаржированные персонажи телепередачи «Куклы». И пусть они говорят глупости, общаясь между собой. А вы только наблюдаете это со стороны и выносите свои оценки. Мол, этот умник корчит из себя супермена, а другой разыгрывает из себя сильную личность, профессионала, а сам слабак, просто блефует. Разыгрывайте этот спектакль до тех пор, пока не рассмеетесь. Ваш смех — показатель того, что техника сработала.

Источник

Как противостоять агрессии?

Все мы – самодостаточные, независимые, самостоятельные люди, которые играючи решают сложные проблемы и лихо разруливают непростые жизненные ситуации. Но даже такие гиганты, бывает, чувствуют себя так, словно их поместили в соковыжималку, – без сил, без эмоций. Чувствуют себя маленькими и беззащитными. Чаще всего такие ощущения возникают при встрече с открытой агрессией – разъяренным начальником, пьяным и чрезмерно активным соседом, обычным дворовым хамом-хулиганом, уставшей кассиршей или неадекватным человеком в многочасовой очереди. Однако противостоять агрессии можно! Сегодня мы поговорим о самой распространенной вербальной агрессии и подумаем, как же достичь «дзен» при общении со злым оппонентом и как вести себя, чтобы «погасить» разгорающийся конфликт.

  1. Чужая агрессия Вас не касается.

Банально, но это факт: если человек агрессирует – значит, это его выбор. И, по сути, не Ваша проблема. Чего хочет агрессор? Излить свою «грязь» на Вас и при этом подпитаться энергией, которая идет от Вашей реакции. Слышите, что кто-то разбушевался? Не отвечайте громко, не направляйте в его адрес обличительные речи, сделайте вид, что его нет. Не давайте агрессору «пожирать» Ваши эмоции.

Этот пункт актуален в ситуации, когда, к примеру, Вы стоите в очереди на почте или в поликлинике и агрессия не касается лично Вас. Все же касается? Смотрим следующий пункт.

  1. Адекватный ответ обязателен.

Если кто-то задевает Вас целенаправленно, нельзя молчать и отстраняться. Это, как правило, еще больше распаляет обидчика, а Ваша самооценка падает до самого плинтуса. Спокойно, медленно и строго, глядя агрессору в глаза, скажите ему: «Говорить в таком тоне со мной не следует», «Будьте аккуратнее с высказываниями», «Перестаньте повышать на меня голос». Нарочито вежливо, холодно и отстраненно. На первый взгляд кажется, что это слишком просто и не совсем действенно. Но учтите, что перед нами не стоит цель одержать победу над хамом (хамы оооочень искусны!) – мы должны показать ему, что можем постоять за себя, что не будем кричать и истерить – агрессору здесь ловить нечего. Кстати, психологи назвали такое состояние уверенного, сдержанного, спокойного и целенаправленного отстаивания своих границ состоянием «удава».

Каким бы глупым это ни казалось, но улыбка обычно застает агрессора врасплох: он попросту не понимает, почему Вы реагируете на его выпады именно так и что с этим делать. Но улыбка в подобной ситуации – это прерогатива сильных личностей, которые научились защищать свои границы и уже стали «удавом». К лучезарной улыбке можно добавить и искусный психологический прием: мысленно оградить себя от агрессора, к примеру, водопадом или стеной, щитом или забором. В общем, я – в домике.

  1. Рассказываем о своих чувствах.
Читайте также:  Кислородная маска для лица корея способ применения

Этот прием подойдет для общения с близкими людьми, которые агрессивно повели себя по отношению к Вам. Особенно это касается взаимодействия с тем, кто, как Вы знаете, не агрессивен сам по себе, то есть на его поведение повлияло плохое настроение, недосказанность между Вами или даже обида, о которой Вы и не догадывались. Когда агрессор успокоится и начнет осознавать масштабы совершенного, спокойно и сдержанно скажите ему, что Вам неприятна такая ситуация, что она Вас обижает/ранит/травмирует/разочаровывает/пугает. Это приведет к тому, что оппонент попытается объяснить свое поведение в ответ, то есть у Вас есть все шансы на конструктивный диалог. После беседы «по душам» такие конфликты обычно успешно разрешаются.

Когда Вы стоите на пороге конфликта, не лишним будет помнить некоторые правила, заботливо составленные психологами:

  1. Ищите компромиссы.
  2. Выслушайте позицию оппонента и четко, спокойно, по делу изложите свое мнение.
  3. Не переходите на личности. Обсуждайте именно проблему, а не человека.
  4. Не «ведитесь» на попытки вывести Вас из зоны комфорта. Меньше реакции – меньше возможностей для манипулирования Вашим состоянием.

И еще добавлю.Многие из нас – я и сама таким раньше грешила – после встречи с агрессором (знакомым или первым встречным) думают, что это мы виноваты, что все бездны небесные разверзаются именно над нашей головой, что мы неудачники по жизни и что «ну такое только со мной может случиться». Но это не так. Чаще думайте о пункте 1 и учитесь забывать негативные моменты. В жизни много хорошего!

А теперь о глобальном. Жизнь быстротечна, как бы банально и до боли избито это ни звучало. Поэтому меньше дрязг и ссор, меньше агрессии и негатива – больше радости и гармонии! Да, в повседневности есть место разным ситуациям – это нужно принять. Но в наших силах сделать так, чтобы сократить их количество и стать счастливее!

В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.

Источник

Как побороть агрессию
в коллективе

5 приемов психологической защиты от агрессии на работе.

Травля на рабочем месте, агрессивное поведение коллег или руководства может не просто испортить настроение, но и ухудшить качество жизни.

Как распознать и остановить агрессию? Перевели статью французского онлайн-ресурса Madame Le Figaro.

Что такое вербальная агрессия

Вербальная агрессия не менее разрушительна, чем физические атаки.

Она часто проявляется исподтишка, изо дня в день, и делает ваше пребывание в офисе невыносимым, — говорит Флоранс Бенишу, специалист по улучшению качества жизни на работе, генеральный менеджер коуч-центра Better Human Co.

Исследовательское агентство DARES при Министерстве труда Франции перечислило признаки словесной агрессии:

унижающие достоинство замечания

презрительное отношение

непризнание труда

Мари Пезе, доктор психологических наук, консультант по улучшению рабочего климата отметила, что 30% сотрудников во Франции хотя бы раз испытывали подобное.

DARES обратило внимание, что агрессивное поведение чаще встречается в организациях, где:

нет четких границ в графике работы и в отношениях в коллективе

не хватает материальных ресурсов

установлены жесткие рамки руководитель-подчиненный

Работники, испытывающие агрессию от коллег, чаще жалуются на проблемы со здоровьем, попадают в несчастные случаи на работе и берут отгулы.

Мари Пезе:

Напряженная обстановка на работе делает сотрудников более тревожными, и у некоторых тревога проявляется через агрессию. Люди, работающие в стрессовых условиях, проявляют агрессию на 66% чаще других.

Такое поведение часто усугубляется незнанием закона работодателями, которые должны препятствовать этому и дать отпор агрессору.

IDEWE Group, специалист в области профилактики подобных случаев на работе, провел опрос среди 45 000 французских работников. Он показал: каждый девятый работник сталкивается с оскорблениями, угрозами физического насилия или агрессией.

Сектор строительства, государственной службы и промышленности наиболее подвержен агрессии внутри коллектива (58,3% случаев). А сфере здравоохранения и образования более свойственна агрессия извне, в первую очередь от клиентов (64,9% и 57,4%).

Что делать, когда вы столкнулись с агрессией впервые

Мари Пезе советует реагировать сразу. Вы можете четко обозначить границу, сказав, что «Такое поведение неприемлемо». Или: «Мне не нравится подобная манера вести разговор, мне неудобно, не продолжайте».

Читайте также:  Название растения способ распространения какие имеют приспособления

Психолог рекомендует быть максимально убедительным: «Я чувствую, что меня оскорбили. Возможно, вы не собирались этого делать, но я вижу ситуацию именно так, и для меня это крайне неприятно».

Важно использовать «Я» («Я чувствую, что на меня напали»), а не обвинительное «Вы» («Вы оскорбили меня»).

Это не напоминает ответную агрессию, которая приведет к эскалации конфликта. К тому же, вы ясно дадите понять отношение к ситуации.

Что делать, когда агрессия повторяется

Поговорите об этом с коллегами, которым доверяете.

Сотрудники, против которых направлена агрессия, часто думают, что они единственные жертвы. Флоранс Бенишу отметил, что агрессия на рабочем месте обычно направлена против нескольких человек.

Чем больше вы будете говорить об этом, тем больше похожих историй услышите.

Используйте метод ОВПВ

Метод ОВПВ (DESC от фр. Description — Exprimer — Suggérer — Conclusion) — эффективный метод при общении с человеком, настроенным против вас агрессивно. Цель — описать переживание ситуации.

Он состоит из четырех этапов:

О — описание ситуации, в которой на вас напали, перечисление действий, совершаемых агрессором: «Вы кричите и стучите кулаком по моему столу»

В — выражение своих эмоций, используя «Я»: «Я чувствую угрозу»

П — предложение решить проблему: «Вы согласитесь потратить время на то, чтобы спокойно обсудить, что вас беспокоит?»

В — вывод, а именно описание того, что получит нападающий, если вы мирно разрешите ситуацию: «Так мы вместе найдем решение, которое устроит всех».

Ставте в известность

В первую очередь предупредите руководителя, если, конечно, не он является агрессором. Если вы слышите оскорбления от него, обратитесь к эйчару, прежде чем писать заявление и угрожать судом за оскорбление чести и достоинства.

Отдел кадров должен провести беседу с тем, кто выражает агрессию, и объяснить ему, чем грозит подобное поведение с точки зрения законодательства.

Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!

Если ваши слова подтвердятся, агрессора могут оштрафовать или уволить.

Вербальную агрессию доказать сложно. Поэтому важно сигнализировать о подобном как можно быстрее.

Используйте технику «туман»

Анн-Франсуаз Шаперон, клинический психолог, советует:

Агрессор часто критикует без конкретики. Сделайте то же самое. Используйте технику «туман», которая создаст своего рода защитный экран вокруг вас. Это позволит избежать мыслей в духе: «Я должен был ответить ему так-то, сказать вот что. ». Защищаясь от агрессора, сложно найти правильные ответы на замечания, когда вы чувствуете себя униженным и обороняющимся.

Например, на нападку агрессора: «Мы опять ни к чему не пришли!» вы можете ответить: «Как посмотреть», «Увидим», «Всякое бывает». Цель проста: не поддерживать бесплодную дискуссию и закончить с ней как можно скорее — любое продолжение вряд ли обернется в вашу пользу.

Оставайтесь в «коридоре»

Когда мы чувствуем угрозу, мы отвечаем на нее агрессивно или пассивно. По словам Анн-Франсуаз Шаперон, обе тактики не работают перед агрессором.

Пассивность — принятие неприятных замечаний без попыток защититься, усиливает чувство всевластия у нападающего.

Агрессия — обоюдоострое оружие. Агрессор всегда сможет выставить вас виноватым в неуважительном поведении по отношению к нему, чем вызовет чувство вины.

Что же делать, если нельзя ни бежать, ни атаковать? Сохраняйте баланс между двумя линиями поведения, оставаясь в неком «коридоре». Будьте твердыми, уверенными и не показывайте страха.

Используйте дыхательные техники, чтобы снизить уровень волнения в таких разговорах.

Ищите союзников

Иногда важно признать бессилие перед агрессором, считает французская редакция журнала Psychologies.

«Говорить — значит действовать», — этот лозунг кампании по предотвращению жестокого обращения с детьми подходит и тем, кто столкнулся с агрессией на работе.

«Доверительные разговоры с друзьями и коллегами помогают справиться с чувством вины и растерянности, вызванными поведением агрессора. Называйте своего обидчика по имени и рассказывайте, как он ведет себя с вами».

Конечно, некоторые коллеги могут отрицать ваши чувства: «Ты преувеличиваешь, это всего лишь случайность, он не такой человек». Не отступайте: «Я понимаю, что вы можете этого не видеть, но я живу с этим».

В компаниях часто работают механизмы коллективного отказа, но все равно постарайтесь найти хотя бы одного союзника среди коллег. Эти люди станут вашими свидетелями, если дело дойдет до серьезного разбирательства.

Ничто не заменит поддержку команды. В случаях словесной агрессии часто именно коллеги жертвы предупреждают отдел кадров или руководство о происходящем.

Источник

Оцените статью
Разные способы