- Споры и порядок их рассмотрения
- Содержание:
- Арбитражный суд Тамбовской области
- О суде
- Новости
- Краткие статистические данные о работе Арбитражного суда Тамбовской области за январь — октябрь 2021 года
- Информация о порядке работы суда в период с 30.10.2021 по 07.11.2021
- Напоминаем о действующих правилах пребывания в Арбитражном суде Тамбовской области
- Подгрудкова О.В. «Экономическое правосудие: понятие, сущность, признаки»
- Обзор деятельности арбитражного суда в СМИ
- Экономическое правосудие: понятие, сущность, признаки
- Хочу урегулировать спор, но без суда
- Внесудебные и досудебные способы
- Медиация
Споры и порядок их рассмотрения
Содержание:
Одними из самых распространённых социальных отношений являются гражданско — правовые споры. Человек постоянно взаимодействует с социумом, на работе, дома, с соседями, в магазине, при этом часто возникают различные разногласия, которые регулируются как мирным путем, так и с помощью судебных решений.
Спор — это разногласие, возникшее между участниками конфликта. Для решения спорных ситуаций граждане часто обращаются в суд. В этом случае решение по возникшей спорной ситуации принимает третий участник — судья, который официально признает действия каждой из сторон неправомерными или правомерными.
Юридические споры классифицируют по:
- Сфере возникновения (экономические, социальные, внутренние, международные);
- Предмету спора (нарушение прав, компетенции);
- Характеру сторон (частноправовые и публично-правовые).
Виды споров:
- Экономические. Подразделяются на следующие подвиды:
- преддоговорные – возникающие в процессе заключения гражданских договоров;
- договорные – появляются вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых на себя обязательств, расторжения или изменения условий договора;
- нарушение прав собственности (законного владельца) – негаторный и виндикационный иск;
- причинение убытков;
- разногласиями с государственными организациями – признание недействительными актов органов государственной власти, которые касаются предпринимательства;
- деловая репутация, товарные знаки.
- Гражданско-правовые;
- Имущественные;
- Жилищные;
- Административные;
- Налоговые;
- Семейные;
- Трудовые;
- Экологические;
- Конституционные;
- Земельные;
- Наследственные;
- Международные;
Международные споры делятся на две группы:
Данный вид споров возникает в различных сферах деятельности государств в отношении толкования и применения того или иного международного договора, ответственности конкретного государства. Такие разногласия должны решаться только мирным путем.
Порядок разрешения споров — комплекс законных мер по защите прав и законных интересов субъектов разногласий.
Формы разрешения спорных ситуаций:
- Самозащита;
- Административный порядок — решением разногласия занимается вышестоящее руководство, должностные органы.
- Урегулирование — стороны пришли к мирному разрешению спорной ситуации.
- Судебный порядок — используется в качестве основного. Дело рассматривается в суде. Регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ при разрешении разногласий между юридическими лицами. Гражданско-процессуальным кодексом РФ — в случае если одной из спорных сторон выступает гражданин.
Источник
Арбитражный суд Тамбовской области
О суде
Новости
08.11.2021
Краткие статистические данные о работе Арбитражного суда Тамбовской области за январь — октябрь 2021 года
21.10.2021
Информация о порядке работы суда в период с 30.10.2021 по 07.11.2021
21.10.2021
Напоминаем о действующих правилах пребывания в Арбитражном суде Тамбовской области
Подгрудкова О.В. «Экономическое правосудие: понятие, сущность, признаки»
Обзор деятельности арбитражного суда в СМИ
Экономическое правосудие: понятие, сущность, признаки
Активное развитие экономической сферы государства требует создания эффективной системы разрешения экономических споров в соответствии с потребностями общества, и в первую очередь предпринимательских кругов.
Экономические споры, в том числе и связанные с предпринимательской деятельностью, рассматриваются различными судебными органами в соответствии с подведомственностью: Конституционным Судом РФ, арбитражными судами и судами общей юрисдикции, конституционными (уставными) судами субъектов Федерации. Определенная часть экономических споров между субъектами предпринимательской деятельности разрешается в третейских судах. Но основная нагрузка при реализации права на судебную защиту в экономической сфере ложится на арбитражные суды [1, С. 24].
Важнейшей особенностью арбитражных судов является то, что арбитражные суды осуществляют не просто правосудие, а правосудие экономическое.
Необходимо отметить, что, хотя термин «экономическое правосудие» в настоящее время достаточно широко используется в юридической литературе, четкого и однозначного определения данного термина нет.
Термину «правосудие» как родовому понятию уделено много внимания в юридической литературе [2, С.469], где обращается внимание на государственную деятельность, осуществляемую судом в процессуальной форме (порядке) и на основе конституционных принципов, и т.д. За десятилетия накопилось много авторских определений понятия правосудия [3, С.23].
В Юридической энциклопедии, подготовленной Институтом государства и права РАН, правосудие определяется как особый вид государственной (публичной) деятельности, состоящий в том, что независимый, беспристрастный и справедливый суд (суды) на основе закона рассматривает и разрешает правовые споры и дела, отнесенные к его ведению в установленных законом правовых формах; и здесь различают гражданское, уголовное, административное, арбитражное и конституционное судопроизводство [4, С.821-822].
Таким образом «экономическое правосудие» или «правосудие по экономическим спорам» является одной из составляющих понятия «правосудие», его элементом.
Первичным понятием по отношению к экономическому правосудию является понятие «экономический спор».
В законодательстве понятие экономического спора прямо не определено, что затрудняет его толкование.
Понятие экономического спора является собирательным, поскольку к экономическим относятся споры, вытекающие из гражданских, административных и иных правоотношений. Однако независимо от того, к какому виду правоотношений спор относится, его отличительными чертами являются следующие: во-первых, он возникает в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; во-вторых, вопросы, которые он затрагивает, связаны с предпринимательской деятельностью специальных субъектов, участвующих в расширенном воспроизводстве работ, товаров и услуг; и наконец, в-третьих, эти споры имеют имущественные последствия [5, С.114].
В общем случае под экономическим спором понимается правовой конфликт, возникший в сфере хозяйственной деятельности, участниками которого могут быть как частные предприниматели, так и государство.
По мнению Яркова В.В. экономический характер спора отражает содержание спорного правоотношения и характеризует суть взаимоотношений спорящих сторон — спор возник из предпринимательской и иной экономической деятельности [6, С.37].
Таким образом, именно на разрешение экономических споров направлена деятельность арбитражных судов.
Бурдина Е.В. определяет правосудие по экономическим спорам как деятельность арбитражных судов по рассмотрению и разрешению экономических споров в первой и апелляционной инстанциях, отнесенных к их подведомственности, а также по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам, осуществляемую от имени Российской Федерации, в условиях судебного заседания, в особой арбитражной процессуальной форме и с вынесением итоговых актов правосудия — решений, определений, постановлений как правосудие по экономическим спорам [7, С.15].
В настоящее время в научной литературе открытым является вопрос о том, кем осуществляется экономическое правосудие, — только государственными арбитражными судами, либо также и негосударственными (третейскими) судами.
Орлов М.А. ограничивает понятие экономического правосудия, считая, что его осуществляют только государственные органы.
Клеандров М.И. к экономическому правосудию относит также деятельность третейских судов: «экономическое правосудие в сегодняшней России вершат не только российские арбитражные государственные суды, но и негосударственные — третейские — суды, а в определенной мере — и межгосударственные (международные) суды. Осуществляется экономическое правосудие у нас и в иных, несудебных, но правовых формах (правда, здесь встает вопрос о правомерности распространения на эти методы и способы урегулирования экономических споров понятия «правосудие», но все-таки представляется возможным на этот вопрос ответить положительно)» [3, С.57].
Такая точка зрения идет вразрез с Конституцией РФ, статья 118 (п.2) которой устанавливает, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства судами, составляющими судебную систему страны, установленную Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации».
Основная особенность решений третейских судов состоит в ограниченности сферы общественных отношений, в которой допустимо третейское разбирательство: в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено законом.
Рассмотрение споров по делам, возникающим из публичных правоотношений, не относится к компетенции третейских судов.
Третейские суды не являются государственными органами, создаются частными лицами по их собственной воле и по их инициативе осуществляют защиту гражданских прав, они не являются органами правосудия. На это, в частности, указал Конституционный Суд РФ в Определении от 13.04.2000 № 45-О «Об отказе в принятии к рассмотрению обращения независимого арбитражного (третейского) суда при торгово-промышленной палате Ставропольского края о проверке конституционности статьи 333 ГК РФ».
Принудительное исполнение решений третейских судов осуществляется на основании выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Третейские суды не наделены полномочиями на выдачу исполнительных листов на принудительное исполнение принятых ими решений.
Рассматривая дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, суд призван придать решениям третейских судов юридическую силу.
В связи с вышеизложенным, более правильной следует признать точку зрения Бурдиной Е.В., которая относит деятельность третейских судов, суть которых сводится по ее мнению к рассмотрению и разрешению существа экономического спора судом сторон, судом доверия, формируемым ими на паритетных началах, к негосударственной форме судопроизводства, которая служит дополнительным гарантом защиты прав и законных интересов участников экономического оборота [7, С.17].
Таким образом, справедливо утверждать, что экономическое правосудие должно осуществляться только государственными судами.
В научной литературе встречаются две противоположные точки зрения по вопросу отнесения к правосудию деятельности судов проверочных инстанций, а также деятельности по рассмотрению дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Ряд авторов относят к правосудию только деятельность судов первой инстанции; рассмотрение гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам к правосудию не относят [8, С. 31].
Такое толкование недопустимо. Деятельность всей судебной системы в стране есть осуществление правосудия. Справедливыми следует признать суждения других авторов, считающих, что понятием правосудия охватывается деятельность суда (первой, кассационной и надзорной инстанций) по рассмотрению и разрешению гражданских дел [8, С.32].
Исходя из этого, под экономическим правосудием следует понимать деятельность именно арбитражных судов по рассмотрению и разрешению дел, отнесенных к их подведомственности, а также по пересмотру в апелляционном, кассационном и надзорном порядке, а также по вновь открывшимся обстоятельствам, как вступивших так и не вступивших в законную силу судебных актов, осуществляемую от имени Российской Федерации, в условиях судебного заседания, в особой арбитражной процессуальной форме и с вынесением итоговых актов правосудия — определений, решений, постановлений.
Основываясь на данном определении, можно выделить следующие признаки экономического правосудия как элемента правосудия:
1) экономическое правосудие осуществляется только арбитражными судами. Никакие иные органы и (или) организации (коммерческие и третейские суды) не могут осуществлять правосудие;
2) экономическое правосудие осуществляется лишь в форме, установленной в процессуальном законодательстве;
3) рассмотрение дел основано на конституционных принципах равенства граждан и организаций перед законом и судом, независимости судей и их подчинения только Конституции и федеральному закону, гласности судебного разбирательства, осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон;
4) осуществление экономического правосудия в точном соответствии с законом;
5) к правосудию относится также деятельность судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, которые рассматривают жалобы на судебные акты.
Список использованных источников
Источник
Хочу урегулировать спор, но без суда
У журнала много статей про суды и юридические стороны проблем. Хотелось бы услышать о внесудебных способах урегулирования.
Знаю, что существует медиация. Действует ли она в России и нужна ли вообще? Или суд лучше?
Иван, давайте по порядку.
Внесудебные способы урегулирования — это всего лишь юридическое определение переговоров, а медиация — один из их видов.
Общий принцип такой: когда у сторон возникает конфликт, они сначала стараются разрешить спор в личной беседе или по переписке. Если договориться не получилось, только тогда стороны идут в суд.
Внесудебные и досудебные способы
Внесудебные способы урегулирования споров легко перепутать с досудебными. Разница большая.
Внесудебные способы — это переговоры, в которых вы можете не участвовать, если не хотите. Досудебные способы — это обязательные средства решения спора. Стороны должны непременно использовать их до того, как пойдут в суд. Иначе суд откажет просто потому, что не соблюли обязательный порядок решения спора.
Например, досудебное урегулирование обязательно в спорах, связанных с банковскими кредитами. Логика такая: заемщик зависим от кредитора, в случае расторжения кредитного договора ему придется вернуть сразу все деньги, что может осложнить жизнь. Поэтому закон требует от банка сначала вести переговоры, например направлять претензии, и дать заемщику возможность исправить ситуацию. Только после этого закон разрешает переходить к радикальным судебным мерам.
Если договор займа заключен между физическими лицами, обязательного досудебного порядка нет.
Но на практике досудебный претензионный порядок — всегда плюс для будущего суда. Даже если договориться не удалось, суд примет во внимание, что переговоры велись.
Медиация
Медиация — это те же самые переговоры, только кроме сторон конфликта в нем участвует третий человек — медиатор. Он занимает нейтральную позицию и помогает сторонам решить спор добровольным соглашением, не доводя дело до суда. Эта процедура применяется в гражданских и арбитражных делах.
Медиация бывает трех видов:
- Внесудебная — когда стороны точно не хотят идти в суд, но общее решение конфликта найти не могут.
- Судебная — когда стороны уже в суде, но решили все же прийти к соглашению добровольно.
- Досудебная — когда стороны предусмотрели в договоре обязательную процедуру медиации перед походом в суд.
Чтобы начать процедуру медиации, стороны заключают соглашение о медиации и выбирают медиатора. По закону инициирующая сторона направляет другой стороне предложение урегулировать спор при помощи медиатора. Если в срок до 30 дней ответ не получили — предложение можно считать отклоненным.
Медиаторы бывают профессиональные и непрофессиональные, работают за гонорар или бесплатно. Их можно найти в организациях, занимающихся медиацией, — коммерческих и некоммерческих. Например, через реестр медиаторов.
Даже если услуги медиатора платные, в некоторых случаях это значительно дешевле, чем оплачивать судебные расходы: госпошлины, гонорары юристов и прочие затратные мероприятия. В целом внесудебное урегулирование позволяет сократить расходы.
Источник