- Все способы сечения многогранников
- Методы построения сечений многогранников
- СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ СЕЧЕНИЙ МНОГОГРАННИКОВ И МЕТОДИКА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ В 10-11 КЛАССАХ.
- (система уроков и факультативных занятий по теме “Построение сечений многогранников”)
- ИНТЕРАКТИВНЫЕ МОДЕЛИ В ОБУЧЕНИИ
- Пример: модели МК в электронном учебнике
- Сечения многогранников
- ТЕОРИЯ
- Пример 1
- Пример 2
- Пример 3
- Пример 4
- Пример 2’
- Пример 3’
- УПРАЖНЕНИЯ
Все способы сечения многогранников
Правила построения сечений многогранников:
1) проводим прямые через точки, лежащие в одной плоскости;
2) ищем прямые пересечения плоскости сечения с гранями многогранника, для этого
а) ищем точки пересечения прямой принадлежащей плоскости сечения с прямой, принадлежащей одной из граней (лежащие в одной плоскости);
б) параллельные грани плоскость сечения пересекает по параллельным прямым.
Примеры построения сечений:
Рассмотрим прямоугольный параллелепипед ABCDA1B1C1D1. Построим сечение, проходящее через точки M, N, L.
Соединим точки M и L, лежащие в плоскости AA1D1D.
Пересечем прямую ML ( принадлежащую сечению) с ребром A1D1, они лежат в одной плоскости AA1D1D. Получим точку X1.
Точка X1 лежит на ребре A1D1, а значит и плоскости A1B1C1D1, соединим ее сточкой N, лежащей в этой же плоскости.
X1 N пересекается с ребром A1B1 в точке К.
Соединим точки K и M, лежащие в одной плоскости AA1B1B.
Найдем прямую пересечения плоскости сечения с плоскостью DD1C1C:
пересечем прямую ML (принадлежащую сечению) с ребром DD1, они лежат в одной плоскости AA1D1D, получим точку X2;
пересечем прямую KN (принадлежащую сечению) с ребром D1C1, они лежат в одной плоскости A1B1C1D1, получим точку X3;
Точки X2 и X3 лежат в плоскости DD1C1C. Проведем прямую X2 X3 , которая пересечет ребро C1C в точке T, а ребро DC в точке P. И соединим точки L и P, лежащие в плоскости ABCD.
MKNTPL — искомое сечение.
Рассмотрим ту же самую задачу на построение сечения, но воспользуемся свойством параллельных плоскостей. Это облегчит нам построение сечения.
.
Соединим точки M и L, лежащие в плоскости AA1D1D.
.
Через точку N, проведем прямую NT параллельную прямой ML. Прямые NT и ML лежат в параллельных плоскостях по свойству параллелепипеда.
.
Пересечем прямую ML ( принадлежащую сечению) с ребром A1D1, они лежат в одной плоскости AA1D1D. Получим точку X1.
.
Точка X1 лежит на ребре A1D1, а значит и плоскости A1B1C1D1, соединим ее сточкой N, лежащей в этой же плоскости.
X1 N пересекается с ребром A1B1 в точке К.
.
Соединим точки K и M, лежащие в одной плоскости AA1B1B.
.
Проведем прямую TP через точку T, параллельно прямой KM ( они лежат в параллельных плоскостях).
.
Соединим точки P и L ( они лежат в одной плоскости).
.
Источник
Методы построения сечений многогранников
Разделы: Математика
Метод сечений многогранников в стереометрии используется в задачах на построение. В его основе лежит умение строить сечение многогранника и определять вид сечения.
Данный материал характеризуется следующим особенностями:
- Метод сечений применяется только для многогранников, так как различные сложные (наклонные) виды сечений тел вращения не входят в программу средней школы.
- В задачах используются в основном простейшие многогранники.
- Задачи представлены в основном без числовых данных, чтобы создать возможность их многовариантного использования.
Чтобы решить задачу построения сечения многогранника ученик должен знать:
- что значит построить сечение многогранника плоскостью;
- как могут располагаться относительно друг друга многогранник и плоскость;
- как задается плоскость;
- когда задача на построение сечения многогранника плоскостью считается решенной.
Поскольку плоскость определяется:
- тремя точками;
- прямой и точкой;
- двумя параллельными прямыми;
- двумя пересекающимися прямыми,
построение плоскости сечения проходит в зависимости от задания этой плоскости. Поэтому все способы построения сечений многогранников можно разделить на методы.
Существует три основных метода построения сечений многогранников:
- Метод следов.
- Метод вспомогательных сечений.
- Комбинированный метод.
Первые два метода являются разновидностями Аксиоматического метода построения сечений.
Можно также выделить следующие методы построения сечений многогранников:
- построение сечения многогранника плоскостью, проходящей через заданную точку параллельно заданной плоскости;
- построение сечения, проходящего через заданную прямую параллельно другой заданной прямой;
- построение сечения, проходящего через заданную точку параллельно двум заданным скрещивающимся прямым;
- построение сечения многогранника плоскостью, проходящей через заданную прямую перпендикулярно заданной плоскости;
- построение сечения многогранника плоскостью, проходящей через заданную точку перпендикулярно заданной прямой.
В федеральный перечень учебников по геометрии для 10-11 класов входят учебники авторов:
- Атанасяна Л.С., Бутузова В.Ф., Кадомцева С.Б. и др (Геометрия, 10-11);
- Погорелова А.В. (Геометрия, 7-11);
- Александрова А.Д., Вернера А.Л., Рыжик В.И. (Геометрия, 10-11);
- Смирновой И.М. (Геометрия, 10-11);
- Шарыгина И.Ф. (Геометрия, 10-11).
Рассмотрим подробнее учебники Л.С, Атанасяна и Погорелова А.В.
В учебнике Л.С. Атанасяна на тему “Построение сечений многогранников” выделено два часа. В 10 классе в теме “Параллельность прямых и плоскостей” после изучения тетраэдра и параллелепипеда отводится один час на изложение параграфа “Задачи на построение сечений”. Рассматриваются сечения тетраэдра и параллелепипеда. И тема “Параллельность прямых и плоскостей” завершается решением задач на одном или двух часах (всего задач на построение сечений в учебнике восемь).
В учебнике Погорелова А.В. на построение сечений отводится около трех часов в главе “Многогранники”: один – на изучение темы “Изображение призмы и построение ее сечений”, второй – на изучение темы “Построение пирамиды и ее плоских сечений” и третий – на решение задач. В списке задач, приведенных после темы, задач на сечение насчитывается всего около десяти.
Мы предлагаем систему уроков по теме “Построение сечений многогранников” для учебника Погорелова А.В.
Материал предлагается расположить в той последовательности, в какой он может применяться для обучения учащихся. Из изложения темы “Многогранники” предлагается исключить следующие параграфы: “Построение сечений призмы” и “Построение сечений пирамиды” с тем, чтобы систематизировать данный материал в конце этой темы “Многогранники”. Классифицировать его по тематике задач с примерным соблюдением принципа “от простого к сложному” можно весьма условно следующим образом:
- Определение сечения многогранников.
- Построение сечений призмы, параллелепипеда, пирамиды методом следов. (Как правило в школьном курсе стереометрии используются задачи на построение сечений многогранников, решаемые основными методами. Остальные методы, в связи с их более высоким уровнем сложности, учитель может оставить для рассмотрения на факультативных занятиях или на самостоятельное изучение. В задачах на построение основными методами требуется построить плоскость сечения, проходящую через три точки).
- Нахождение площади сечений в многогранниках (без использования теоремы о площади ортогональной проекции многоугольника).
- Нахождение площади сечений в многогранниках (с применением теоремы о площади ортогональной проекции многоугольника).
СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ СЕЧЕНИЙ МНОГОГРАННИКОВ И МЕТОДИКА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ В 10-11 КЛАССАХ.
(система уроков и факультативных занятий по теме “Построение сечений многогранников”)
Тема урока: “Построение сечений многогранников”.
Цель урока: ознакомление с методами построений сечений многогранников.
Источник
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МОДЕЛИ В ОБУЧЕНИИ
Пример: модели МК в электронном учебнике
Сечения многогранников
ТЕОРИЯ
В этом разделе мы рассмотрим методы построения сечений многогранников. Плоскость сечения, как правило, будет задаваться тремя точками – K, L, M. Сложность такой задачи во многом определяется расположением точек, задающих плоскость сечения.
Пример 1
Самый простой случай – когда точки лежат на трёх смежных рёбрах пирамиды – не нуждается в разборе.
Основной метод, который используется при построении сечений, называется методом следов.
Следом называется прямая, по которой плоскость сечения пересекает плоскость любой из граней многогранника. Если такой след найден, то точки его пересечения с соответствующими рёбрами многогранника и будут вершинами искомого сечения.
Пример 2
Пусть теперь точки K и M лежат на боковых рёбрах пирамиды, а точка L – на стороне основания.
- Проведём в плоскости SAC прямую KL – след сечения в этой плоскости.
- Отметим точку P пересечения KL с SC.
- Проведём прямую PM – след сечения в плоскости SBC, – и отметим точку пересечения PM и BC.
- Все четыре вершины сечения получены – строим сечение.
Пример 3
Несколько труднее случай, когда одна из точек лежит на ребре, а две другие — на гранях пирамиды.
Теперь сразу построить след плоскости сечения в какой-то из граней нельзя.
- Рассмотрим вспомогательную плоскостьSKM, которая пересекает рёбра AC и BC в точках E и F соответственно.
- Построим в этой плоскости прямую KM – след плоскости сечения – и отметим точку P пересечения KM с EF.
- Точка P лежит в плоскости сечения и в плоскости ABC. Но в этой же плоскости лежит и точка L. Проведём прямую PL – след сечения в плоскости ABC – и отметим точку пересечения PL с BC.
- Строим след сечения в плоскости SBC и отмечаем точку его пересечения с SC.
- Строим след сечения в плоскости SAC и отмечаем точку его пересечения с SA.
- Все четыре вершины сечения получены – строим сечение.
Использованный на первом шаге построения приём часто называют методом вспомогательных плоскостей. Рассмотрим ещё один пример, где он используется.
Пример 4
Рассмотрим теперь самый общий случай, когда все три точки K, L и M лежат на гранях пирамиды.
- Как и в предыдущем случае проведём вспомогательную плоскость CKM, которая пересекает рёбра SA и SB в точках E и F соответственно.
- Построим в этой плоскости прямую KM — след плоскости сечения – и отметим точку P пересечения KM с EF.
- Точка P, как и L, лежит в плоскости SAB, поэтому прямая PL будет следом сечения в плоскости SAB, а её точки пересечения с SA и SB – вершинами сечения.
- Теперь можно построить следы сечения в плоскостях SAC и SBC и отметить их точки пересечения с рёбрами AC и BC.
- Все четыре вершины сечения получены – строим сечение.
С помощью метода вспомогательных плоскостей можно строить сечения, «не выходя» за пределы многогранника. Вернёмся в связи с этим к примеру 2.
Пример 2’
Точки K и M лежат на боковых рёбрах пирамиды, а точка L – на стороне основания. Построим сечение, «не выходя» за пределы многогранника.
- Проведём вспомогательную плоскость SLB и в ней отрезок LM, который принадлежит плоскости сечения.
- Проведём ещё одну вспомогательную плоскость BCK и построим точку пересечения SL и CK – точку E. Эта точка принадлежит обеим вспомогательным плоскостям.
- Отметим точку пересечения отрезков LM и EB – точку F. Точка F лежит в плоскости сечения и в плоскости BCK.
- Проведём прямую KF и отметим точку пересечения этой прямой c BC – точку N. Эта точка будет недостающей четвёртой вершиной сечения.
- Все четыре вершины сечения получены – построим сечение.
Можно использовать ту же самую идею иначе. Проведём в начале анализ построенного сечения – т.е. начнём с конца. Допустим, что по точкам K, L и M построено сечение KLMN.
Обозначим через F точку пересечения диагоналей четырёхугольника KLMN. Проведём прямую CF и обозначим через F1 точку её пересечения с гранью SAB. С другой стороны, точка F1 совпадает с точкой пересечения прямых KB и MA, исходя из чего её и можно построить.
- Проведём прямые KB и MA и отметим точку их пересечения F1.
- Проведём прямые CF1 и LM и отметим точку их пересечения F.
- Проведём прямую KF и отметим точку её пересечения с ребром CB – точку N. Эта точка будет недостающей четвёртой вершиной сечения.
- Все четыре вершины сечения получены – построим сечение.
Использованный в этом решении приём называют методом внутреннего проектирования. Построим с его помощью сечение из примера 4, когда все три точки лежат на гранях пирамиды.
Пример 3’
Точки K, L и M лежат на гранях пирамиды. Построим сечение, «не выходя» за пределы многогранника.
Допустим, что сечение уже построено.
Пусть плоскость сечения пересекает ребро CB в точке P. Обозначим через F точку пересечения KM и LP. Построим центральные проекции точек K, F и M из точки C на плоскость SAB и обозначим их K1, F1 и M1. Точки K1 и M1 легко находятся, а точку F1 можно получить как точку пересечения K1M1 и LB.
- Построим центральные проекции точек K и M из точки C на плоскость SAB и обозначим их K1 и M1.
- Проведём прямые K1M1 и LB и отметим точку их пересечения F1.
- Проведём прямые CF1 и KM и отметим точку их пересечения F.
- Проведём прямую LF и отметим точку её пересечения с ребром CB – точку P. Это первая вершина искомого сечения.
- Проведём прямую PM и отметим точку её пересечения с ребром SB. Это вторая вершина сечения.
- Из второй вершины проведём прямую через точку L и найдём третью вершину сечения.
- Из третьей вершины проведём прямую через точку K и найдём четвёртую вершину сечения.
- Все четыре вершины сечения получены – построим сечение.
УПРАЖНЕНИЯ
Более сложные упражнения помечены звёздочкой.
1. Постройте сечение треугольной пирамиды плоскостью, проходящей через точки K, L и M (см. модели).
a | b | c | d |
2. Постройте сечение куба плоскостью, проходящей через точки K, L и M (см. модели).
a | b | c |
d | e |
3. На рёбрах пирамиды SABC отмечены точки K, L и M. Постройте:
(a) прямую, по которой пересекаются плоскости CSK и MLA; | (b) точку пересечения плоскостей ACM, CSK и ASL; | (c) точку пересечения плоскостей AML, CKM и SKL. |
4*. На рёбрах пирамиды SABC отмечены точки K, L, M, P, N и Q. Постройте:
(a) прямую, по которой пересекаются плоскости KLM и PNQ; | (b) точку пересечения плоскостей ALM, CNP и SKQ. |
5*. На ребре AB треугольной пирамиды SABC отмечена точка K. Постройте сечение пирамиды плоскостью, проходящей через точку K и параллельной BC и SA.
6*. На рёбрах AB и CS треугольной пирамиды SABC отмечены точки K и M. Постройте сечение пирамиды плоскостью, проходящей через точки K и M и параллельной AS.
7*. Постройте сечение треугольной пирамиды плоскостью, проходящей через точки K, L и M, лежащих в плоскостях её боковых граней (но не на самих гранях!).
8*. На плоскости проведены три луча с общим началом – a, b и с – и отмечены три точки – A, B и C. Постройте треугольник, вершины которого лежат на этих лучах, а стороны проходят через точки A, B и C.
Источник