- Виды резьбы по дереву
- История резного дела
- Современная резьба: классификация по типу резьбы
- Сквозная резьба
- Пропильная резьба по дереву
- Прорезная, или ажурная резьба по дереву
- Объёмная резьба (скульптурная)
- Богородская резьба по дереву
- Домовая резьба
- Резьба бензопилой
- Классификация по территориальному признаку
- Аргуновская резьба по дереву
- Нижегородская резьба по дереву
- Кудринская резьба по дереву
- Скандинавская резьба по дереву
- Заключение
- Резьба по дереву — виды, инструменты и фото рисунков для начинающих
- Инструменты для работы
- Стамески
- Станок
- Резьба по дереву для начинающих
- Ошибки и как их избежать
- Виды резьбы
- Прорезная резьба
Виды резьбы по дереву
Художественная резьба по дереву развивалась столетиями. В статье рассматриваются виды резьбы по дереву — от традиционных до самых современных.
С самых ранних этапов развития человеческой цивилизации дерево использовалось для изготовления жилищ, транспортных средств, предметов быта.
Обработкой дерева занимались очень многие мастера. Они старались украсить готовое изделие — новый дом, ладью, небольшую вещицу, детскую игрушку. Художественная резьба по дереву, состоявшая вначале в нанесении несложных орнаментов, развивалась столетиями. Мастерство деревообработки совершенствовалось с появлением новых инструментов и других возможностей.
История резного дела
В России с её лесными богатствами древесину использовали во всех сферах жизни. Из дерева строили дома, в более поздний исторический период — храмы, изготавливали мебель и кухонную утварь. Лодки и корабли делали из многих пород дерева. Орудия труда частично или полностью изготавливались из древесины.
Деревянные скульптуры имели отношение к религии и обрядам. Самым древним объектом, вырезанным из дерева, считается Шигирский идол. Эта скульптура из лиственницы найдена на Урале. Идол покрыт разнообразными узорами, отражающими мировоззрение людей того времени.
В XVI веке резьба по дереву была повсеместным народным промыслом. Настоящим искусством она стала уже в XVII и последующих веках. Для украшения церквей и дворцов использовались одновременно многие виды резьбы по дереву.
Центрами резьбы в России были сёла:
- Богородское;
- Аргуново;
- Абрамцево, Кудрино и другие.
В каждом из этих мест формировался свой особый стиль, определяемый породами дерева, приёмами работы, используемыми инструментами, характером орнаментов и рисунков.
В мире развитие резьбы по дереву также связано с запасом природных ресурсов.
Наибольшую известность получили изделия из таких стран и регионов, как:
- Северная Америка — искусство индейских племён;
- Скандинавские страны, Великобритания — рельефы;
- Китай — резьба Dongyang (произношение: Дон-ян или Дун-ян). Горельефы, круглая скульптура, прорезная резьба;
- Индия и страны Юго-Восточной Азии: храмовая резьба;
- Япония: миниатюрные скульптуры нэцкэ и окимоно, театральные маски;
- страны исламского мира — украшение мечетей;
- Африка — ритуальные маски и предметы быта из местных пород дерева (многие из них в Северном полушарии воспринимаются как экзотика).
Современная резьба: классификация по типу резьбы
Для классификации важны:
- соотношение фона и узора по высоте;
- форма элементов узора;
- инструменты, с помощью которых выполняется работа.
Сквозная резьба
Характеризуется сквозными отверстиями. По внешнему виду напоминает кружево. Как правило, представляет собой цельный узор на фоне с удалёнными фрагментами.
Важную роль играет способ, как именно, с помощью какого инструмента убираются участки фона.
Пропильная резьба по дереву
Сквозные отверстия создаются с помощью лобзика или пилы. Работу с лобзиком часто называют выпиливанием по дереву.
Пропильная резьба по дереву
На фасадах домов часто встречаются украшения, выполненные в этой технике. Этим способом украшают мебель, полки и многие мелкие предметы обихода: шкатулки, подсвечники, кухонные принадлежности.
Прорезная, или ажурная резьба по дереву
Для удаления участков фона пользуются стамесками. В зависимости от способа выборки дерева подразделяется:
Глухая резьба
Ни на рисунке, ни на фоне изделия нет сквозных отверстий.
При этом высота фона и рисунка относительно друг друга позволяет классифицировать виды глухой резьбы следующим образом:
Рельефная резьба по дереву
Подвиды: барельефная и горельефная. От французских терминов, означающих «низкий рельеф» (bas-relief) и «высокий рельеф» (haut-relief). Невысокий рельеф мало чем отличается от гравюры.
Барельеф — рисунок возвышается над фоном менее чем на 1/2 своей высоты.
Горельеф — выступает над фоном более чем на 1/2 высоты и выглядит как скульптура, не до конца отделённая от фона.
Рельефная резьба по дереву мастера Кронида Гоголева
Плоскостная резьба
Плосковыемчатая резьба по дереву
Делится на плосковыемчатую (рисунок углублён в фон) и плоскорельефную (рисунок выступает над фоном).
Плоскорельефная резьба по дереву характеризуется глубиной от 5 до 20 мм. Разновидности:
— с заоваленным контуром;
— с подушечным фоном;
— с подборным фоном.
Плосковыемчатая резьба по высоте узора незначительно отличается от фона.
Контурная резьба по дереву
Известна как вид народного искусства с XV века. Состоит из линий, прорезанных по контуру рисунка.
Скобчатая (ногтевидная) резьба
Узор состоит из своеобразных скобок, напоминающих след от ногтя.
Скобчатая резьба
Для нанесения рисунка и рельефа используют полукруглую стамеску. На первом этапе инструмент держат под прямым углом, далее — под острым.
Геометрическая резьба
Древнее многих других видов. Выемки в виде треугольников, квадратов, полукругов и окружностей. По технологии не самая сложная. Использовалась для украшения домов, предметов быта (сундуки, лавки, прялки, посуда).
- Трёхгранновыемчатая резьба — если смотреть на такую резьбу в профиль, выемки будут треугольной формы.
- Двухгранновыемочная резьба — две грани выемки сходятся под углом 30-40 градусов.
- Четырёхгранновыемочная резьба — углубления имеют форму квадратов и прямоугольников. Техника выполнения аналогична трёхгранновыемочной.
- Чернолаковая резьба — по внешнему виду близка к гравюре по дереву. Фон покрыт чёрной краской или лаком. Изображение остаётся светлым, естественного цвета дерева, контрастным по отношению к фону. Преобладать может цвет фона или цвет рисунка (аналогично позитиву и негативу в фотографии). Готовое изделие покрывают бесцветным лаком.
Объёмная резьба (скульптурная)
Распространена по всему миру. Создание трёхмерных предметов из дерева уходит корнями в далёкие исторические времена. Деревянные скульптуры были непосредственно связаны с религией: идолы, изображения богов в различных культурах, другие предметы культа. В Северной Америке — тотемные столбы индейцев.
Миниатюра: японские нэцкэ и окимоно. Для изготовления нэцкэ, кроме отполированного дерева, использовались другие материалы: камень, кость.
Богородская резьба по дереву
Название получила от села Богородское под Москвой, в окрестностях города Сергиев Посад.
Родилась и сформировалась как отдельное направление в XVII-XVIII веке.
Известность получили богородские игрушки. Главные герои — в основном животные, птицы, сказочные персонажи. Эти скульптуры выполнены в особой технике, с применением «богородского ножа» — короткого, со скошенным лезвием. Материал — мягкая древесина, обычно липа, реже — ольха, осина. Резьба исторически выполнялась «с маху», то есть без предварительных эскизов, так появился термин «маховая резьба».
Игрушки бывают в виде отдельной скульптуры либо в виде скульптурной многофигурной композиции. Композиции бывают:
а) статичные (пример: «Мыши хоронят кота» из Русского музея)
Символом богородского промысла стала движущаяся игрушка «Кузнецы»: по наковальне по очереди бьют мужик и медведь.
В музеях сохранились богородские игрушки, изготовленные в начале XIX века.
Домовая резьба
Выделяется в отдельное направление, при том, что сочетает в себе все три вышеперечисленных типа.
В России исторически дома строили в основном из дерева. Их украшали резными элементами: ставнями, карнизами, фигурными столбиками на крыльце. С XIX века самой распространённой техникой, в которой выполняли декоративные элементы домов, стала прорезная резьба, сквозная или пропильная.
Элементы домовой резьбы:
подзоры — свисающие с карнизов домов резные доски;
фризы — находятся на фронтонах домов или под карнизами;
причелины — расположены на фронтоне и углах дома;
«полотенца» — небольшие по размеру ажурные доски, которые свисают с коньков крыши.
Резьба бензопилой
Применяется для крупных скульптур и скульптурных композиций. Их высота соизмерима с ростом человека и больше. В этой технологии выполняют садово-парковые скульптуры, архитектурные детали, предметы мебели.
Резьба бензопилой
Используются бензопилы разных размеров и мощностей. Работают с древесиной разной плотности, со многими породами дерева. Основные: лиственница, клён, вяз, дуб.
Чтобы не путать резьбу бензопилой с другими видами создания скульптур, часто применяют термин «карвинг» (англ. «вырезание»).
Направление относительно новое, однако успело зарекомендовать себя как способ создания настоящих произведений искусства.
Классификация по территориальному признаку
Аргуновская резьба по дереву
Название происходит от села Аргуново (Владимирская губерния, Покровский уезд), где жили и творили искусные плотники. В XIX веке их изделия получили широкое распространение и известность. В словаре Даля есть слово «аргун», которое объясняется как «владимирский плотник».
Резная мебель, церковные иконостасы, декор деревянных изб и дворцов — везде встречается аргуновская резьба. Её характеристики: большое разнообразие рисунка с использованием языческих элементов. Гармоничное соединение древнерусских образов и персонажей классического европейского искусства.
Нижегородская резьба по дереву
Другое название — корабельная. Первоначально использовалась для украшения волжских судов.Затем так стали украшать деревянные дома: наличники, лобовые доски, лопатки. Нижегородская глухая резьба отличается «глухим» (непрорезным) фоном. Основной используемый инструмент — закруглённое долото. По высоте рисунок находится практически на одном уровне с доской.
Обработанная доска покрывалась олифой в несколько слоёв. Раскрашивание встречается, но редко.
Кудринская резьба по дереву
Происходит из подмосковной деревни Кудрино. Относится к плоскорельефной резьбе — средней по высоте между контурной и рельефной. Фон кудринской резьбы бывает подушечным и выборным.
Характерный растительный орнамент — гирлянды, ветки, плоды, цветы, кудрявые листья. Стилизованные элементы: птицы, животные. Сцены из сказок.
Скандинавская резьба по дереву
Рисунок: сложные волнообразные линии и узоры, фигурки животных, растительные мотивы, реже — геометрический рисунок. Исторические сценки. В основном используется глухая рельефная резьба.
Заключение
Резьба по дереву требует внимательности, усидчивости, долгого периода обучения мастерству. Это в равной степени ремесленное занятие и высокое искусство. Но в итоге получаются прекрасные вещи, которые позволяют почувствовать красоту, удивиться ей и добавить в жизнь положительных эмоций.
Источник
Резьба по дереву — виды, инструменты и фото рисунков для начинающих
Резьба по дереву – это одно из занятий на стыке искусства и ремесла, которое человек освоил, наверное, одним из первых. Тем не менее, это любимое хобби и для многих современных людей. Тот, кто желает овладеть всеми премудростями создания объёмного рисунка на древесине, должен сначала узнать ряд тонкостей. О них и пойдёт речь в нашей статье!
Инструменты для работы
К специализированным инструментам резчика предъявляются поистине высокие требования. Мастерство исполнителя играет немаловажную роль. Но лишь с правильно подобранными и тщательно наточенными инструментами мастер сможет продемонстрировать свои умения в полную силу.
И если профессионал легко и с первого взгляда определяет качество приспособлений для работы, то новичок неизменно теряется и может совершить оплошность.
В первую очередь следует приобрести:
- качественные ножи;
- стамески (несколько штук);
- надфили;
- ножовки, режущие металл;
- приспособление для зажима;
- наждачку разной зернистости;
- дрель и несколько видов свёрл;
- деревянные бруски.
Ножи лучше всего купить в специализированном магазине товаров для творчества и хенд-мейда. Они должны быть произведены из стали высокого качества. Если средства ограничены, можно на время приобрести ножи попроще, но хорошо их наточить.
Специалисты положительно отзываются об инструментах брендов «Татьяна», «Narex» и «Kogatana».
Стамески
Первое время вместо стамесок можно применять остро наточенные отвёртку и напильник.
Закупая стамески, обратите внимание на следующие разновидности:
- Плоская – стамеска в форме удлинённого стержня с режущей кромкой в торцевой части, она нужна при первоначальной обработке дерева.
- Полукруглая – один из самых востребованных видов, может быть различной по степени округлости: средней, круглой или отлогой.
- V-образная – необходима при выполнении геометрической резьбы.
Станок
В резьбе на станке заложен огромный потенциал, упрощающий этот труд и превращающий его в удовольствие. Современные модели стоят совсем недёшево, но профессионалы характеризуют их с наилучшей стороны.
Станки способны упростить множество знакомых резчикам трудоёмких операций:
- обработка поверхностей под разными углами;
- сверление углублений, пазов и канавок;
- фрезеровка;
- собственно резьба.
Есть огромные различия и в размерах моделей станков, и в технологии их работы:
- ручные;
- фрезерно-гравировальные;
- лазерные;
- станки с ЧПУ.
Для упрощения многих операций именно художественной резьбы профессионалы советуют приобрести станок с ЧПУ. Но если начинающий мастер просто хочет попробовать себя и проверить, подходит ли ему это хобби, вполне достаточно ручного станка.
Резьба по дереву для начинающих
Чтобы со временем овладеть мастерством превращения предметов из обычного дерева в произведения искусства, нужно постепенно проходить уроки, продвигаясь от простого к сложному.
Чтобы научиться создавать декоративные деревянные элементы, нужно знать технологию работы и владеть необходимым инструментарием, при этом, не пренебрегая техникой безопасности.
Мастера советуют начинающим, особенно детям, сначала овладевать азами контурной резьбы. Для неё понадобятся:
- деревянное полотно или предмет для декорирования;
- набор стамесок;
- нож-косяк;
- карандаши;
- эскиз (рисунок);
- наждачка.
Сначала, на образце, нужно проверить, как работать с каждой из стамесок, посмотреть, для чего она нужна, и потренироваться.
Затем эскиз с бумаги нужно перенести на заготовку.
Только изучив основные принципы работы с инструментом, можно переходить к пробам с изделиями.
Наиболее распространены эскизы с изображениями животного и растительного мира, пейзажными зарисовками.
После нанесения узора, древесину необходимо отшлифовать и покрыть лаком.
Ошибки и как их избежать
Чтобы овладеть резьбой, потребуется немало времени. И оно уходит не только на то, чтобы научиться работать с инструментом, но и на то, чтобы справляться с последствиями неудач и ошибок, которые совершаются по неопытности.
Профессионалы советуют обращать внимание на эти «мелочи», которые могут испортить финальный результат:
- Необходимо использовать только хорошо просушенную древесину.
- Не стоит поспешно углубляться в поверхность заготовки, все движения нужно совершать плавно и с минимальным давлением на инструмент.
- Необходимо учитывать специфику разных видов дерева, изучив её дополнительно, с разными типами древесины и работать нужно по-разному.
- Нельзя начинать работать без эскиза, новичку следует отказаться от импровизаций.
- Нельзя хвататься за всё сразу и стараться выполнять сложные задачи, нужно постепенно продвигаться от самых простых заданий к более сложным.
Виды резьбы
Существует множество техник обработки древесины, при помощи которых умельцы творят из него настоящие произведения искусства.
Как таковой строгой классификации до сих пор не создано, но условно все техники можно разделить на несколько видов.
Плосковыемчатая резьба: в качестве фона выступает плоская деревянная поверхность. Узор же формируется при помощи выемок различной формы.
Плосковыемчатая резьба бывает:
- Геометрическая имеет узор в виде причудливого сочетания различных геометрических фигур.
- Контурная формирует узор в виде жёстко прорисованного контура, словно вдавленного в поверхность.
Плоскорельефная резьба выделяет выпуклый узор на углубленном при помощи инструмента фоне.
Плоскорельефная резьба бывает:
- Заоваленная – узор на ней располагается по форме овала, часто заполняя всё пространство полотна мелкими выемками.
- С выбранным фоном – крупный орнамент выступает на фоне выскобленного инструментом пространства.
Рельефная резьба: объёмные картины, практически лишённые плоского фона.
Рельефная резьба бывает:
- Барельефная имеет выступающие фигуры средней высоты (около половины от их объёма).
- Горельефная – фон сильно заглублен, фигуры очень объёмные и сильно выступают.
- «Татьянка» — выпуклый узор заполняет всё пространство изделия, элементы сливаются, переходя друг в друга (обычно тематика ботаническая).
Прорезная резьба может иметь вид плоскорельефной или рельефной. Узор выполняется за счёт полного удаления фрагментов древесины и оставления сквозных пустот между элементами рисунка.
Прорезная резьба бывает:
- Ажурная: имеет выступающие части, сочетающиеся с прорезанными отверстиями, широко распространена для украшения мебельных гарнитуров в стиле барокко и рококо.
- Накладная: составлена из фигур, прорезанных насквозь и с выступающими элементами, обработанных только с лицевой стороны.
Скульптурная резьба – изображённые объекты отделены от фона и представляют собой полноценную скульптуру.
Домовая резьба – создание элементов, служащих для декора деревянных строений.
Прорезная резьба
Одной из самых внешне впечатляющих является прорезная резьба. Она отлично подходит для декора интерьера и экстерьера домов. Украсить ею предмет мебели, оконные наличники или декоративные карнизы – это значит приковать к ним всеобщие внимание и восхищение. У многих эта разновидность резьбы ассоциируется именно с российскими культурой и прикладным искусством.
Принято считать, что прорезать узоры насквозь в больших масштабах и развивать это искусство начали преимущественно с появлением в промышленных масштабах тонких и широких деревянных полотен. Ведь до этого такие заготовки приходилось с огромным трудом выпиливать вручную.
Перед тем как прорезать узор, нужно сделать рисунок на поверхности. Его можно придумать и самому, а можно воспользоваться готовой схемой из сети.
Чтобы сделать прорезь, доска просверливается в нескольких местах с изнанки специальным сверлом или стамеской. В получившееся отверстие просовывается пилка лобзика, которой и проделывается прорезь согласно нарисованной схеме.
Если элемент узора маленький, то с той же целью применяются специальные пилки, имеющие мелкие зубчики. Оставшиеся элементы можно с декоративной целью дополнительно украсить узорами.
После завершения рисунка изделие обрабатывается наждачной бумагой и надфилем.
С целью защиты и придания большей декоративности дерево можно дополнительно покрыть лаком.
Прорезная техника – это тот вид резьбы, с которого советуют стартовать новичкам в этом деле. Разумеется, сначала сложные витиеватые узоры удаваться не будут, но зато это отличный способ потренироваться и сделать что-то по-настоящему прекрасное!
Если начинающий мастер захочет научиться ремеслу резьбы по дереву, ему следует запастись терпением и изучить все нюансы. Но только с помощью постоянных тренировок и изготовления изделий разной степени сложности можно достичь впечатляющих успехов!
Источник