- Уравнения высших степеней
- Вид уравнений высших степеней
- Теорема Виета
- Теорема Безу
- Как подобрать корень
- Правило 1
- Правило 2
- Схема Горнера
- Метод Феррари для уравнений 4-ой степени
- Примеры применения способов на практике
- Решение заданий с помощью теоремы Безу
- Решение заданий при помощи схемы Горнера
- Лекция по теме «Уравнения высших степеней. Методы их решения». 9-й класс
Уравнения высших степеней
Вид уравнений высших степеней
Уравнения высших степеней имеют вид:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
На практике коэффициенты \(a_0, a_1, a_<0-1>\) , an всегда являются целыми числами.
\(a_0\) является старшим коэффициентом, который никогда не равен 0.
\(a_n \) — свободный член.
В таких уравнениях степень больше 2.
Чтобы решить уравнение высшей степени надо найти его корни, или обнаружить, что их нет. Корни представляют собой все значения переменной х, которые приводят многочлен к нулю или верному равенству.
Виды уравнений высших степеней:
- Приведенные целые рациональные уравнения n-й степени.
- Неприведенные.
- Дробные рациональные.
- Кубические.
- Четвертой степени.
- Биквадратные.
- Симметричные. Признаком симметричных уравнений являются равные коэффициенты у одночленов, которые равноудалены от начала и конца многочлена, записанного в стандартном виде и стоящего в левой части уравнения.
- Сводящиеся к возвратному.
На сегодняшний день в математике нет общих формул, которые бы подходили для решения уравнений высших степеней разных видов. Существуют различные системы для решения разных видов таких уравнений.
Методы решения уравнений высших степеней подразделяются на: стандартные и специальные.
- разложение на множители;
- введение новой переменной.
- деление на подходящее выражение с переменной;
- выделение полного квадрата;
- схема Горнера;
- деление уголком;
- группировка скобок;
- специальная замена;
- представление дроби в виде двух дробей;
- через построение графика функции;
- метод введения параметра.
Теорема Виета
Теорема Виета применяется для решения приведенных квадратных уравнений.
Первый коэффициент в таких уравнениях равен единице.
Правило теоремы Виета: Если \(x_1\) и \(x_2\) — корни приведенного квадратного уравнения \( x^2+px+q=0,\) то
Чтобы решить уравнения высших степеней по данной системе, их сначала приводят к квадратным уравнениям.
Теорема Безу
Теорема Безу — остаток при делении многочлена \(Р(х)\) на линейный многочлен \(х-α\) будет равен \(Р(α):\)
Пусть \(α\) — корень уравнения \(Р(х)=0.\)
Тогда при замене вместо х на α, получим
Это означает, что остаток при делении \( Р(х)\) на \(х-α\) :
Таким образом, если удалось подобрать корень α, то, в соответствии с теоремой Безу, многочлен \(Р(х)\) нацело разделится на \(х-α\) .
Таким образом, данный метод решения уравнения высших степеней предполагает, что мы подбираем корень α.
В соответствии с теоремой Безу, остаток \(q\) при делении многочлена на \(х-α\) будет равен нулю, и мы получим уравнение уже на порядок ниже.
Затем, если оно по-прежнему не квадратное, повторяем процедуры, подбираем новый корень \(\alpha_1\) . Снова делим на \(х-\alpha_1.\)
Снова получаем целое число, так как, по теореме Безу, остаток \(q=P(α)\) . А если α — это корень, то остаток q равен нулю.
То есть, если корень подходит, то деление будет осуществляться нацело.
Как подобрать корень
Правило 1
Если \(a_0=1, \) \(a_i\in Z, \forall i.\)
Такое уравнение называется приведенным, когда старшая степень входит с коэффициентом, равным единице. Если уравнение приведенное, и \(α\) — целый корень, то \(α\) содержится в множестве делителей свободного члена:
Корень уравнения находится среди делителей свободного члена \(a_n.\)
Правило 2
Если \(a_0≠1\) , это неприведенное уравнение.
В этом случае необязательно, что корень будет лежать среди делителей свободного члена. Корень может быть нецелым. Если α рациональна, то корень содержится среди дробей вида, где в числителе стоят делители свободного члена, а в знаменателе стоят делители старшего коэффициента:
Схема Горнера
По данной схеме корень уравнения находят через делители свободного члена. Метод заключается в составлении таблицы, в которой отображаются в верхней строке все коэффициенты уравнения. А в первый столбик заносятся потенциальные варианты решения, то есть делители свободного члена.
Принцип заполнения таблицы:
- Во втором столбце во вторую и последующие строчки сносится то, что находится в самом верхнем элементе второго столбика.
- Чтобы найти число для второй строки третьего столбца, перемножают делитель, стоящий на второй строке, с соответствующим ему числом, находящемся во втором столбце и второй строчке, а затем к этому произведению прибавляют следующий коэффициент, стоящий наискосок.
- Далее схема повторяется.
- Продолжаем до тех пор, пока в какой-либо строке не получим нуль.
- Для каждой новой строки прибавляем коэффициенты, а не числа, полученные в предыдущей строке.
Такая таблица позволяет не только проверять, является ли число корнем этого уравнения, но и параллельно осуществляет деление.
Метод Феррари для уравнений 4-ой степени
Уравнение четвертой степени имеет вид: \(a_0x^4+a_1x^3+a_2x^2+a_3x+a_4=0\) .
Метод Феррари позволяет решить уравнения четвертой степени через их приведение к кубическому виду. Далее они решаются по формуле Кардано. То есть используется алгоритм решения кубических уравнений.
Находят \(y_0\) — любой из корней кубического уравнения:
Затем решают два квадратных уравнения:
Полный квадрат является подкоренным выражением.
Корни этих уравнений являются корнями исходного уравнения четвертой степени.
Примеры применения способов на практике
Решение заданий с помощью теоремы Безу
Рассмотрим два многочлена:
Необходимо найти остаток от деления \(Р(х)\) на \(Q(x)\) . Используем деление столбиком.
В нашем примере число \(α = 1.\)
\(P(α)\) означает, что в многочлен \(Р(x)\) вместо х нужно подставить \(α\) .
Тогда многочлен примет вид:
Решение заданий при помощи схемы Горнера
Сначала выписываем делители свободного члена:
Коэффициенты: 1, -4, 6, -3. Их заносим в верхнюю строчку таблицы.
В первый столбец занесем потенциальные кандидаты в решения, например, -1 и 1.
В первый столбец запишем единицу. Она просто носится по строкам.
Чтобы записать ответ во второй строке третьего столбца, умножим единицу на минус единицу и прибавим минус 4:
Источник
Лекция по теме «Уравнения высших степеней. Методы их решения». 9-й класс
Разделы: Математика
Класс: 9
- Закрепить понятие целого рационального уравнения -й степени.
- Сформулировать основные методы решения уравнений высших степеней (n > 3).
- Обучить основным методам решения уравнений высших степеней.
- Научить по виду уравнения определять наиболее эффективный способ его решения.
Формы, методы и педагогические приемы, которые используются учителем на уроке:
- Лекционно-семинарская система обучения (лекции – объяснение нового материала, семинары – решение задач).
- Информационно-коммуникационные технологии (фронтальный опрос, устная работа с классом).
- Дифференцированное обучение, групповые и индивидуальные формы.
- Использование исследовательского метода в обучении, направленного на развитие математического аппарата и мыслительных способностей каждого конкретного ученика.
- Печатный материал – индивидуальный краткий конспект урока (основные понятия, формулы, утверждения, материал лекций сжато в виде схем или таблиц).
- Организационный момент.
Цель этапа: включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока. - Актуализация знаний учащихся.
Цель этапа: актуализировать знания учащихся по изученным ранее смежным темам - Изучение новой темы (лекция). Цель этапа: сформулировать основные методы решения уравнений высших степеней (n > 3)
- Подведение итогов.
Цель этапа: еще раз выделить ключевые моменты в материале, изученном на уроке. - Домашнее задание.
Цель этапа: сформулировать домашнее задание для учащихся.
1. Организационный момент.
Формулировка темы урока: “Уравнения высших степеней. Методы их решения”.
2. Актуализация знаний учащихся.
Теоретический опрос – беседа. Повторение некоторых ранее изученных сведений из теории. Учащиеся формулируют основные определения и дают формулировки необходимых теорем. Приводят примеры, демонстрируя уровень полученных ранее знаний.
- Понятие уравнения с одной переменной.
- Понятие корня уравнения, решения уравнения.
- Понятие линейного уравнения с одной переменной, понятие квадратного уравнения с одной переменной.
- Понятие равносильности уравнений, уравнения-следствия (понятие посторонних корней), переход не по следствию (случай потери корней).
- Понятие целого рационального выражения с одной переменной.
- Понятие целого рационального уравнения n-й степени. Стандартный вид целого рационального уравнения. Приведенное целое рациональное уравнение.
- Переход к совокупности уравнений более низких степеней путем разложения исходного уравнения на множители.
- Понятие многочлена n-й степени от x. Теорема Безу. Следствия из теоремы Безу. Теоремы о корнях (Z-корни и Q-корни) целого рационального уравнения с целыми коэффициентами (соответственно приведенного и неприведенного).
- Схема Горнера.
3. Изучение новой темы.
Будем рассматривать целое рациональное уравнение n-й степени стандартного вида с одной неизвестной переменной x : Pn(x) = 0 , где Pn(x) = anx n + an-1x n-1 + a1x + a0 – многочлен n-й степени от x, an ≠ 0 . Если an = 1 то такое уравнение называют приведенным целым рациональным уравнением n-й степени. Рассмотрим такие уравнения при различных значениях n и перечислим основные методы их решения.
n = 1 – линейное уравнение.
n = 2 – квадратное уравнение. Формула дискриминанта. Формула для вычисления корней. Теорема Виета. Выделение полного квадрата.
n = 3 – кубическое уравнение.
Пример: x 3 – 4x 2 – x + 4 = 0 (x – 4)(x 2 – 1) = 0
x1 = 4 , x2 = 1, x3 = -1.
Возвратное кубическое уравнение вида ax 3 + bx 2 + bx + a = 0. Решаем, объединяя члены с одинаковыми коэффициентами.
Пример: x 3 – 5x 2 – 5x + 1 = 0 (x + 1)(x 2 – 6x + 1) = 0
x1 = -1, x2 = 3 + 2
, x3 = 3 – 2
.
Уравнение с целыми коэффициентами. Подбор Z-корней на основании теоремы. Схема Горнера. При применении этого метода необходимо сделать акцент на том, что перебор в данном случае конечный, и корни мы подбираем по определенному алгоритму в соответствии с теоремой о Z-корнях приведенного целого рационального уравнения с целыми коэффициентами.
Пример: x 3 – 9x 2 + 23x – 15 = 0. Уравнение приведенное. Выпишем делители свободного члена <+1; +3; +5; +15>. Применим схему Горнера:
x 3 | x 2 | x 1 | x 0 | вывод | |
1 | -9 | 23 | -15 | ||
1 | 1 | 1 х 1 – 9 = -8 | 1 х (-8) + 23 = 15 | 1 х 15 – 15 = 0 | 1 – корень |
x 2 | x 1 | x 0 |
Получаем (x – 1)(x 2 – 8x + 15) = 0
x1 = 1, x2 = 3, x3 = 5.
Уравнение с целыми коэффициентами. Подбор Q-корней на основании теоремы. Схема Горнера. При применении этого метода необходимо сделать акцент на том, что перебор в данном случае конечный и корни мы подбираем по определенному алгоритму в соответствии с теоремой о Q-корнях неприведенного целого рационального уравнения с целыми коэффициентами.
Пример: 9x 3 + 27x 2 – x – 3 = 0. Уравнение неприведенное. Выпишем делители свободного члена <+1; +3>. Выпишем делители коэффициента при старшей степени неизвестного. <+1; +3; +9> Следовательно, корни будем искать среди значений <+1; +; +
; +3>. Применим схему Горнера:
x 3 | x 2 | x 1 | x 0 | вывод | |
9 | 27 | -1 | -3 | ||
1 | 9 | 1 x 9 + 27 = 36 | 1 x 36 – 1 = 35 | 1 x 35 – 3 = 32 ≠ 0 | 1 – не корень |
-1 | 9 | -1 x 9 + 27 = 18 | -1 x 18 – 1 = -19 | -1 x (-19) – 3 = 16 ≠ 0 | -1 – не корень |
9 | | | | корень | |
x 2 | x 1 | x 0 |
Получаем (x –
)(9x 2 + 30x + 9) = 0
x1 =
, x2 = —
, x3 = -3.
Для удобства подсчета при подборе Q-корней бывает удобно сделать замену переменной, перейти к приведенному уравнению и подбирать Z-корни.
- Если можно воспользоваться заменой вида y = kx.
Формула Кардано. Существует универсальный метод решения кубических уравнений – это формула Кардано. Эту формулу связывают с именами итальянских математиков Джероламо Кардано (1501–1576), Николо Тарталья (1500–1557), Сципиона дель Ферро (1465–1526). Эта формула лежит за рамками нашего курса.
n = 4 – уравнение четвертой степени.
Пример: x 4 + 2x 3 + 5x 2 + 4x – 12 = 0 (x 4 + 2x 3 ) + (5x 2 + 10x) – (6x + 12 ) = 0
(x + 2)(x 3 + 5x – 6) = 0
(x + 2)(x – 1)(x 2 + x + 6) = 0
x1 = -2, x2 = 1.
Метод замены переменной.
- Возвратное уравнение четвертой степени вида ax 4 + bx 3 + cx 2 + bx + a = 0.
Решаем, объединяя члены с одинаковыми коэффициентами, путем замены вида
- Обобщенное возвратное уравнение четвертой степени вида ax 4 + bx 3 + cx 2 – bx + a = 0.
- Обобщенное возвратное уравнение четвертой степени вида ax 4 + bx 3 + cx 2 + kbx + k 2 a = 0.
- Замена общего вида. Некоторые стандартные замены.
Пример 3. Замена общего вида (вытекает из вида конкретного уравнения).
Уравнение с целыми коэффициентами. Подбор Z-корней на основании теоремы. Схема Горнера. Алгоритм аналогичен рассмотренному выше для n = 3.
Уравнение с целыми коэффициентами. Подбор Q-корней на основании теоремы. Схема Горнера. Алгоритм аналогичен рассмотренному выше для n = 3.
Формула общего вида. Существует универсальный метод решения уравнений четвертой степени. Эту формулу связывают с именем Людовико Феррари (1522–1565). Эта формула лежит за рамками нашего курса.
n > 5 – уравнения пятой и более высоких степеней.
Уравнение с целыми коэффициентами. Подбор Z-корней на основании теоремы. Схема Горнера. Алгоритм аналогичен рассмотренному выше для n = 3.
Уравнение с целыми коэффициентами. Подбор Q-корней на основании теоремы. Схема Горнера. Алгоритм аналогичен рассмотренному выше для n = 3.
Симметрические уравнения. Любое возвратное уравнение нечетной степени имеет корень x = -1 и после разложения его на множители получаем, что один сомножитель имеет вид (x + 1), а второй сомножитель – возвратное уравнение четной степени (его степень на единицу меньше, чем степень исходного уравнения). Любое возвратное уравнение четной степени вместе с корнем вида x = φ содержит и корень вида . Используя эти утверждения, решаем задачу, понижая степень исследуемого уравнения.
Метод замены переменной. Использование однородности.
Не существует формулы общего вида для решения целых уравнений пятой степени (это показали итальянский математик Паоло Руффини (1765–1822) и норвежский математик Нильс Хенрик Абель (1802–1829)) и более высоких степеней (это показал французский математик Эварист Галуа (1811–1832)).
- Напомним еще раз, что на практике возможно использование комбинации перечисленных выше методов. Удобно переходить к совокупности уравнений более низких степеней путем разложения исходного уравнения на множители.
- За рамками нашего сегодняшнего обсуждения остались широко используемые на практике графические методы решения уравнений и методы приближенного решения уравнений высших степеней.
- Бывают ситуации, когда у уравнения нет R-корней. Тогда решение сводится к тому, чтобы показать, что уравнение корней не имеет. Для доказательства анализируем поведение рассматриваемых функций на промежутках монотонности. Пример: уравнение x 8 – x 3 + 1 = 0 не имеет корней.
- Использование свойства монотонности функций. Бывают ситуации, когда использование различных свойств функций позволяет упростить поставленную задачу.
Пример 1: уравнение x 5 + 3x – 4 = 0 имеет один корень x = 1. По свойству монотонности анализируемых функций других корней нет.
Пример 2: уравнение x 4 + (x – 1) 4 = 97 имеет корни x1 = -2 и x2 = 3. Проанализировав поведение соответствующих функций на промежутках монотонности, заключаем, что других корней нет.
4. Подведение итогов.
Резюме: Теперь мы овладели основными методами решения различных уравнений высших степеней (для n > 3). Наша задача научиться эффективно использовать перечисленные выше алгоритмы. В зависимости от вида уравнения мы должны будем научиться определять, какой способ решения в данном случае является наиболее эффективным, а также правильно применять выбранный метод.
5. Домашнее задание.
[1]: п.7, стр. 164–174, №№ 33–36, 39–44, 46,47.
[4]: №№ 9.1–9.4, 9.6–9.8, 9.12, 9.14–9.16, 9.24–9.27.
Возможные темы докладов или рефератов по данной тематике:
- Формула Кардано
- Графический метод решения уравнений. Примеры решения.
- Методы приближенного решения уравнений.
Анализ усвоения материала и интереса учащихся к теме:
Опыт показывает, что интерес учащихся в первую очередь вызывает возможность подбора Z-корней и Q-корней уравнений при помощи достаточно простого алгоритма с использованием схемы Горнера. Также учащиеся интересуются различными стандартными типами замены переменных, которые позволяют существенно упрощать вид задачи. Особый интерес обычно вызывают графические методы решения. В этом случае дополнительно можно разобрать задачи на графический метод решения уравнений; обсудить общий вид графика для многочлена 3, 4, 5 степени; проанализировать, как связано число корней уравнений 3, 4, 5 степени с видом соответствующего графика. Ниже приведен список книг, в которых можно найти дополнительную информацию по данной тематике.
- Виленкин Н.Я. и др. “Алгебра. Учебник для учащихся 9 классов с углубленным изучением математики” – М., Просвещение, 2007 – 367 с.
- Виленкин Н.Я., Шибасов Л.П., Шибасова З.Ф. “За страницами учебника математики. Арифметика. Алгебра. 10-11 класс” – М., Просвещение, 2008 – 192 с.
- Выгодский М.Я. “Справочник по математике” – М., АСТ, 2010 – 1055 с.
- Галицкий М.Л. “Сборник задач по алгебре. Учебное пособие для 8-9 классов с углубленным изучением математики” – М., Просвещение, 2008 – 301 с.
- Звавич Л.И. и др. “Алгебра и начала анализа. 8–11 кл. Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики” – М., Дрофа, 1999 – 352 с.
- Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., Пигарев Б.П., Трушанина Т.Н. “Задания по математике для подготовки к письменному экзамену в 9 классе” – М., Просвещение, 2007 – 112 с.
- Иванов А.А., Иванов А.П. “Тематические тесты для систематизации знаний по математике” ч.1 – М., Физматкнига, 2006 – 176 с.
- Иванов А.А., Иванов А.П. “Тематические тесты для систематизации знаний по математике” ч.2 – М., Физматкнига, 2006 – 176 с.
- Иванов А.П. “Тесты и контрольные работы по математике. Учебное пособие”. – М., Физматкнига, 2008 – 304 с.
- Лейбсон К.Л. “Сборник практических заданий по математике. Часть 2–9 класс” – М., МЦНМО, 2009 – 184 с.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. “Алгебра. Дополнительные главы к школьному учебнику 9 класса. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики.” – М., Просвещение, 2006 – 224 с.
- Мордкович А.Г. “Алгебра. Углубленное изучение. 8 класс. Учебник” – М., Мнемозина, 2006 – 296 с.
- Савин А.П. “Энциклопедический словарь юного математика” – М., Педагогика, 1985 – 352 с.
- Сурвилло Г.С., Симонов А.С. “Дидактические материалы по алгебре для 9 класса с углубленным изучением математики” – М., Просвещение, 2006 – 95 с.
- Чулков П.В. “Уравнения и неравенства в школьном курсе математик. Лекции 1–4” – М., Первое сентября, 2006 – 88 с.
- Чулков П.В. “Уравнения и неравенства в школьном курсе математик. Лекции 5–8” – М., Первое сентября, 2009 – 84 с.
Источник