Определение поправок магнитного и гироскопического компасов по наземным навигационным ориентирам
Постоянное ведение счисления пути судна – необходимое условие его безопасного плавания, поэтому контроль за точностью курсоуказания, постоянное уточнение и учет поправки компаса важнейшая и ответственейшая задача судоводителя, Эта работа постоянно ведется как в порту, так и в море.
Для определения поправки любого компаса необходимо сравнить истинное и компасное направления на один и тот же ориентир, т.е:
ΔМК (ΔГК) = ИП – КП.
Некоторые способы определения поправок компасов перечислены ниже.
Определение поправки компаса по створу. ИП створа снимают с карты. КП берут в момент пересечения створной линии.
Определение поправки компаса по береговым естественным створам (например, срезам двух мысов). В момент пересечения линии естественных створов снимают компасный пеленг и сравнивают его с направлением линии, снятой с карты, проходящей через срезы двух мысов.
Определение поправки компаса по пеленгу отдаленного ориентира. Этот способ применяют при стоянке судна на якоре, когда место ориентира и стоянки точно известно. При этом надо учитывать рысканье судна на якорой цепи под действием ветра и и, особенно, переменного течения
Определение поправки компаса по сличению с другим компасом, поправка которого известна. Способ применяют для определения поправки главного и путевого магнитных компасов путем сличения показаний с гирокомпасом, поправка которого известна. По команде два наблюдателя одновременно замечают курс по обоим компасам. Определяют:
∆МК = (ГКК + ∆ГК) – КК.
Определение поправки компаса при определении места судна по трем пеленгам. При определении места судна по трем пеленгам возможно появление так называемого треугольника погрешностей, т. е. проложенные линии положения не пересекаются в одной точке. Когда имеется уверенность в правильном опознании ориентиров и в отсутствии грубых погрешностей в пеленгах, а треугольник получается большим, то это свидетельствует о погрешности в принятой поправки компаса. Чтобы исключить такую погрешность, а заодно и определить действующую поправку компаса, поступают следующим образом:
– все пеленги изменяют на 3 0 -5 0 в ту или иную сторону, и после прокладки получают новый треугольник погрешностей;
– через сходственные вершины старого и нового треугольников погрешностей проводят линии, а точку М их пересечения принимают за обсервованное место судна, свободное от влияния систематической погрешности в поправке компаса ∆К;
– точку М соединяют с ориентирами на карте и измеряют транспортиром полученные истинные пеленги. Сравнив их с компасными пеленгами тех же ориентиров, находят три значения поправки компаса ∆К = ИП – КП. Среднее арифметическое из полученных результатов принимают за действительную поправку на данном курсе.
Принцип и методика определения поправки компаса по наблюдениям светил.
В открытом море единственным способом определения поправки курсоуказания является астрономический способ. Его целесообразно применять и в порту, так как по сравнению с другими способами он является наиболее точным и надежным.
При определении поправки компаса астрономическим способом в качестве компасного направления используется пеленг на светило, измеренный с помощью пеленгатора, а в качестве истинного направления – счислимый азимут данного светила, вычисленный на момент измерения табличным или машинным способом.
Необходимо соблюдать следующие условия:
1. Использовать для уточнения ∆К светила, находящиеся на небольшой высоте (h
Пример расчётов по сличению компасовВ результате сличения компасов в 2010 году плавания были получены следующие данные: ГКК = 310,5˚; КК = 306,5˚; ΔГК = – 1,3˚;магнитное склонение карты (dк) = 0,8˚Е 2000 года; годовое изменение магнитного склонения (Δd) = 0,02˚ к W; δ = + 1,5˚.1. Приведём магнитное склонение к году плавания. Для этого надо разность между годом плавания (NПЛ) и годом, к которому отнесено склонение на карте (NК), умножить на величину годового изменения магнитного склонения. Знак произведения определяется знаком годового изменения магнитного склонения. Если магнитное склонение изменяется к E, то произведение будет иметь знак + . Если магнитное склонение изменяется к W, то произведение будет отрицательным. Чтобы получить величину магнитного склонения, соответствующую году плавания (d), надо полученное произведение со своим знаком сложить со склонением карты (dК). В нашем случае d = ( N ПЛ − NК ) × Δd + dК = (2010 − 2000) × (−0 0 ,02 ) + 0 0 ,8 = 0 0 ,6 E . 2. Рассчитаем истинный курс по магнитному компасу. ИКМК = КК + d + δ = 306 0 ,5 + 0 0 ,6 + 1 0 ,5 = 308 0 ,6 . 3. Рассчитаем истинный курс по гирокомпасу. ИКГК = ГКК + ΔГК = 310 0 ,5 + (−1 0 ,3) = 309 0 ,2 . 4. Рассчитаем разность по абсолютной величине между истинным курсом по гирокомпасу и истинным курсом по магнитному компасу. Δ = ИКГК − ИКМК = 309 0 ,2 − 308 0 ,6 = 0 0 ,6 , Δ = 0 0 ,6. 5. Так как разность по абсолютной величине между истинными курсами не превышает трёх градусов, то точность работы курсоуказателей можно считать удовлетворительной.
Источник
Все способы поправки компаса
Навигационная безопасность плавания существенно зависит от точности измерения направлений в море, которая во многом определяется точностью знания поправок курсоуказателей. Это обстоятельство вызывает необходимость систематического определения поправок компасов. Сущность всех способов определения поправки компасов едина и заключается в сравнении направления, измеренного при помощи компаса (компасного направления) с истинным значением этого же направления по формулам:
ΔГК= ИП- КПгк- ΔГК= ИК- ККгк. (2.6)
Различие способов определяется лишь методикой получения истинного направления.
Определение поправки компаса по пеленгу навигационного створа. Навигационный створ представляет собой систему из двух-трех ориентиров, расположенных на линии с известным истинным направлением (рис. 2.9).
Направление линии створа показывают на картах и указывают в навигационных пособиях. Для определения поправки компаса судно ложится на курс с таким расчетом, чтобы пересечь линию створа. В момент пересечения линии створа с помощью оптического пеленгатора, установленного на репитере этого компаса, измеряют компасный пеленг створа КПств. Истинный пеленг створа ИПств считывают с карты. Поправку гирокомпаса находят по формуле
Определение поправки гирокомпаса по пеленгу отдаленного ориентира.
Способ применяется в порту, когда место стоянки судна у причала точно известно. В видимости с судна необходимо иметь отдаленный ориентир Р, нанесенный на карту (рис. 2.10).
Для определения поправки гирокомпаса место судна наносят на карту крупного масштаба и с этой карты измеряют истинный пеленг ИПР с судна на ориентир Ρ. Гирокомпасный пеленг ГКПР на этот же ориентир измеряют с помощью пеленгатора.
Определение поправки компаса по пеленгу светила. Способ применяется в основном при плавании в открытом море, если погодные условия позволяют измерить компасный пеленг КПс на небесное светило (Солнце, Луну, планеты, навигационные звезды). За истинный пеленг светила принимают счислимый азимут (расчетный пеленг) светила Ас, рассчитанный с использованием методов мореходной астрономии.
ΔГК=Ас-КПс. (2.9)
Определение поправки компаса по сличению. Способ применяется для определения поправки компаса ΔΓΚ1 когда на судне имеется второй курсоуказатель, поправка которого ΔГК2 известна. При этом два наблюдателя одновременно замечают показания курса судна по двум компасам КК1 и КК2. Исправляя показания второго компаса известной поправкой ΔГК2, получают истинный курс судна ИК:
Далее находят искомую поправку первого гирокомпаса
ΔГК = ИК- КК1
или ΔГК1 = КК1 — КК2 + ΔГК2 . (2.10)
Источник
Способы определения поправки компаса
Навигационная безопасность плавания существенно зависит от точности измерения направлений в море, которая во многом определяется точностью знания поправок курсоуказателей. Это обстоятельство вызывает необходимость систематического определения поправок компасов. Сущность всех способов определения поправки компасов едина и заключается в сравнении направления, измеренного при помощи компаса (компасного направления) с истинным значением этого же направления .
ГК = ИП– КП ;
ГК= ИК– КК. (10)
Различие способов определяется лишь методикой получения истинного направления.
Определение поправки компаса по пеленгу навигационного створа. Навигационный створ представляет собой систему из двух-трех ориентиров, расположенных на линии с известным истинным направлением (рис. 7).
Направление линии створа показывают на картах и указывают в навигационных пособиях. Для определения поправки компаса судно ложится на курс с таким расчетом, чтобы пересечь линию створа. В момент пересечения линии створа Т2 с помощью оптического пеленгатора, установленного на репитере компаса, измеряют компасный пеленг створа КПСТВ . Истинный пеленг створа ИПСТВсчитывают с карты. Поправку компаса находят по формуле:
К= ИПСТВ– КПСТВ. (11)
Определение поправки гирокомпаса по пеленгу отдаленного ориентира. Способ применяется в порту, когда место стоянки судна у причала точно известно. В видимости с судна необходимо иметь отдаленный ориентир Р, нанесенный на карту (рис. 9).
Для определения поправки гирокомпаса место судна наносят на карту крупного масштаба и с этой карты измеряют истинный пеленг ИПрссудна на ориентир Р. Гирокомпасный пеленг ГКПр на этот же ориентир измеряют с помощью пеленгатора.
Поправка гирокомпаса рассчитывается по формуле:
ГК = ИПр — ГКПр. (12)
Определение поправки компаса по пеленгу светила. Способ применяется в основном при плавании в открытом море, если погодные условия позволяют измерить компасный пеленг на небесное светило (Солнце, Луну, планеты, навигационные звезды). За истинный пеленг светила принимают счислимый азимут (расчетный пеленг) светила Ас, рассчитанный с использованием методов мореходной астрономии.
Поправка компаса рассчитывается по формуле:
ГК =Ac — КПс. (13)
Определение поправки компаса по сличению. Способ применяется для определения поправки компаса К , когда на судне имеется второй курсоуказатель, поправка которого известна. При этом два наблюдателя одновременно замечают показания курса судна по двум компасам КК1и КК2. Исправляя показания второго компаса известной поправкой
К , получают истинный курс судна ИК.
ИК1= КК+ΔМК, ИК2=ГКК+ΔГК. Исходя из понимания что ИК есть величина постоянная независимо каким измерителем получена уравняем эти два ИК.
ИК1=ИК2. тогда КК+ΔМК= ГКК+ΔГК. Если нам известна ΔМК то ΔГК получится
ΔГК= КК+ΔМК-ГКК. (14)
Если нам известна ΔГК то ΔМК получится
ΔМК= ГКК+ΔГК-КК (15)
Расчет поправки магнитного компаса
Поправка магнитного компаса определяется по пеленгам отдаленного ориентира и по сличению, а также косвенно, как сумма магнитного склонения d и девиации d, по формуле
Магнитное склонение, указанное на карте (в районе счислимого места), необходимо привести к году плавания, для чего:
— рассчитать изменение магнитного склонения Dd:
где Dd1 — изменение магнитного склонения за один год (указывается в заголовке карты);
N — год плавания;
NK — год, к которому приведено склонение на карте (указывается в заголовке карты);
— рассчитать магнитное склонение dв год плавания:
где ½dK½ — абсолютная величина магнитного склонения, указанного на карте.
В формуле знак «плюс» использовать при увеличении абсолютной величины склонения, знак «минус» — при его уменьшении.
Девиацию выбирать из таблицы девиации по заданному компасному курсу. Если по снятому с карты истинному курсу требуется рассчитать КК, то девиацию из таблицы нужно выбратьсначала по магнитному курсу: МК=ИК- d
А затем уточнить по рассчитанному компасному курсу.
ПримерКомпасный курс по магнитному компасу КК=194°. Определить девиацию и рассчитать DМК, если приведенное к году плавания склонение d = —4,6°.
Решение. 1. Из таблицы по КК= 194° выбираем девиацию: 8 = +2,1°.
2. Рассчитываем по формуле: DМК =-4,6 + 2,1 = -2,5°.
ПримерУправление рулем — по магнитному компасу. Какой ККзадать рулевому, чтобы судно перемещалось по истинному курсу 15,0°? Приведенное к году плавания склонение d = +2,3°.
Решение. 1. Рассчитываем магнитный курс по формуле: МК = 15,0 — 2,3= 12,7°.
2. По МК=12,7°, интерполируя, из таблицы девиации выбираем приближенное значение девиации: 8 = —2,6°.
3. Рассчитываем по формуле приближенную поправку компаса:
4. Рассчитываем приближенный КК по магнитному компасу:
КК = 15,0° — (—0,3°) = 15,3°.
5. По приближенному компасному курсу 15,3° из таблицы девиации выбираем уточненное значение девиации: 8 = —2,4°.
6. Рассчитываем уточненную поправку магнитного компаса:
DМ К = +2,3 — 2,4 = —0,1°.
7. Уточненный компасный курс: КК= 15,0° — (—0,1°) = 15,1°.
Поправка магнитного компаса изменяется с переменой курса (так как каждому курсу соответствует своя девиация). Для контроля на каждом курсе определяется DМК по сличению с гирокомпасом и рассчитывается по склонению и девиации. Расхождение между определенным по сличению значением поправки компаса и ее расчетным значением не должно превышать 1,0° для главного компаса и 1,5° для путевых компасов (при отсутствии резко переменного маневрирования и сильной качки).
Источник