Все способы передачи чужой речи 8 класс

Открытый урок по теме: «Способы передачи чужой речи»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Урок с использованием различных методов и приемов нацелен на закрепление темы, постановку знаков препинания при чужой речи

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_teme_sposoby_predachi_chuzhoy_rechi_8_klass.doc 116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сахалинское государственное казенное специальное

учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение закрытого типа

для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением

Кузнецова Елена Валерьевна,

учитель русского языка и

Тема урока «Способы передачи чужой речи». 8 класс

  • обобщить теоретические сведения о способах передачи чужой речи;
  • систематизировать представления о передаче чужой речи разными способами и о соотношении её со схематическим изображением;
  • проконтролировать уровень владения пунктуационными навыками;
  • конструировать примеры с разными способами передачи чужой речи в различном структурном и пунктуационном оформлении (в том числе в соответствии со схемами);
  • вырабатывать умение анализировать цитаты о языке;
  • формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию;
  • развивать интерес к изучению языка;
  • воспитывать уважительное отношение к собеседнику во время диалога и осознанное отношение к языку.

Раздаточный материал: матрица для обобщения знаний по теории, тестовые задания.

1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами открываем заседание клуба Знатоков «Чужой речи».

На доске протокол заседания и эпиграф к уроку.

  • Теоретическая часть (коллективная работа).
  • Проблемно-творческая часть (работа в парах).
  • Тестовая часть (индивидуальная работа).
  • Рефлексия.

1. Теоретическая часть заседания .

– Посмотрите на доску. На ней вы видите слова К.Г.Паустовского о русском языке. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
– Эти слова очень мудрые, ёмкие, они отражают и тему нашего сегодняшнего урока. О чём хотел сказать известный писатель? (О многообразии русского языка)
– Как называется дословная выдержка из какого-либо текста? (Цитата)
– А цитата, предпосланная тому или иному произведению и выражающая его основной смысл это…? (Правильно, эпиграф).
– Скажите, пожалуйста, какой способ передачи информации мы используем, когда нам необходимо передать смысл того или иного высказывания?
– А что называют чужой речью?
– С какой целью авторы вводят чужую речь в повествование?
– Сделаем вывод. Всё вышесказанное подтверждает мысль К.Паустовского о том, что русским словом можно передать абсолютно всё, в том числе и чужую речь.
– Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).

– Какие основные разновидности способов передачи чужой речи вы знаете?

Объяснение учителя
(Повторение знаков препинания при прямой речи. Объяснение понятия «косвенная речь»).

2. Проблемно-творческая часть заседания

(Учитель вызывает двух обучающихся и раздаёт карточки с заданиями)

– Выполните задание, указанное на вашей карточке.

Задание 1. Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.

  • «Мой дед землю пахал», – с надменной гордостью отвечал Базаров.
  • Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»
  • Командир приказал: «Огонь!»
  • «Который час ?» – спросил я.
  • Врач спросил: «Какая у вас была температура?»
  • Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»
  • Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?»
  • Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.
  • Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.
  • Командир приказал, чтобы открыли огонь.
  • Я спросил, который час.
  • Врач спросил, какая у меня была температура.
  • Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.
  • Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Курск.

(К доске выходит вторая пара обучающихся ).

Задание 2. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью. Постарайтесь использовать разную последовательность слов автора и прямой речи.

1) Чичиков хотел узнать у Коробочки, куда они заехали.

2) Он добавил, что волки хитрее охотников.

3) Смотритель объявил, что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки.

4) Я спросил нашего провожатого, кто здесь ловит соболей.

5) Корчагин твёрдо заявил, что к буденовцам он всё равно перейдет.

6) Скажи конюху, чтобы не давал овса лошадям его.

(Третья пара учащихся)

Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Укажите, из каких произведений взяты 1 и 4 предложения?

  • Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
  • Меня спросили, где я раньше работал?
  • Иван хотел узнать у кучера, что куда они заехали.
  • Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
  • Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
  • В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
  • Дядя Олег спросил, какой подарок хочется ему на день рождения?

Задание 4. Придумайте по одному примеру к каждому из пяти способов передачи чужой речи.

Задание 5. Диалог

(У доски работают двое обучающихся)

Задание 6. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Рассуждая, не забудьте привести аргументы и сделать вывод.

3. Подведение итогов урока

– Назовите способы передачи чужой речи? Какой способ передает чужую речь наиболее полно, детально? Какой – наименее точно?

4. Тестовая часть.

(Классу раздаются листки с матрицей)

Матрица. Способы выражения чужой речи .

I. Прямая речь – это

1. Составьте схемы предложений с прямой речью

2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные схемы

II. Косвенная речь – это

1. В предложениях с косвенной речью обе части связываются с помощью…………

2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные способы перестроения прямой речи в косвенную.

III. Диалог – это

1. Как оформить диалог при записи?

2. Запишите диалог.

Дополнительные вопросы по теории для блиц-опроса:

  • Высказывания других лиц, включенные в авторское повествование – это…
  • Слова, вводящие прямую речь, называются …
  • Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму – это…
  • Разговор двух, реже нескольких лиц – это…
  • Слова, обращенные к собеседнику – это…
  • Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения – это…
  • Дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова – это…
  • Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь?
  • Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное?
  • Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи.

5. Рефлексия. «Заверши тезис»

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • Самым интересным для меня было …
  • Самым трудным для меня стало….
  • Мне нужно ещё повторить…
  • Этот урок помог мне…

6. Домашнее задание

Подобрать по 2 примера к каждому способу передачи чужой речи.

7. Слово учителя. В заключение нашего урока я хочу поблагодарить вас за хорошие ответы и поздравить со вступлением в клуб Знатоков «Чужой Речи». На сегодня заседание объявляю закрытым.

Кузнецова Е.В., учитель русского языка и литературы СГКСУВОУ закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера.

Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания.

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме: Способы передачи чужой речи.

Презентация может использоваться в качестве сопроводительных материалов к уроку русского языка в 8 классе. Ниже размещены рекомендации по использованию и перечень ресурсов, которые применялись при соз.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи». 11 класс/второй курс СПО.

Тест по теме «Способы передачи чужой речи»

Тест по теме «Способы передачи чужой речи» для оучающихся 7-9 классов.

Конспект урока по русскому языку «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.»

Урок по русскому «Способы передачи чужой речи. Прямая речь.» с использованием технологии проблнмного обучения.

Открытый урок по теме «Способы разделения смесей»

Открытый урок по теме «Способы разделения смесей&quot.

Источник

Конспект урока «Способы передачи чужой речи» (8 класс)

Урок русского языка в 8 классе

Тема: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь».

— обобщить и закрепить знания о предложениях с прямой и косвенной речью, постановке знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, способах цитирования, постановке знаков препинания при цитировании.

Фронтальный опрос по теме. Повторение теоретических сведений по теме.

Вставьте в данные предложения слова автора, употребляя разные способы их ввода и изменяя их место в предложении. Составьте схемы предложений.

1). Копаясь в старых бумагах, я нашел интереснейшие письма. 2) Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков. 3) Тише! Слышите, как заливается соловей?

К данным словам автора подберите прямую речь. Составьте схемы предложений.

1) Увидев белку, сидящую на сучке и протирающую крошечными лапками глазки, шепчу в восторге ….. . 2) …… удивленно сказал охотник, разглядывая на лапке птицы кольцо. 3) Остановив ребят, направляющихся в сторону болота, старик предупредил ….. .

Запишите предложения, замените прямую речь косвенной. Составьте схемы предложений с прямой речью.

Взяв в руки балалайку, отец удивленно спросил: «Ты сделал?» 2) Увидев встречный автомобиль, она подняла руку: «Степа, свези-ка человека на пристань». 3) Он заметил: «Я знаю твою историю». 4) «Будут работать,» — одобрительно сказал старичок о собаках. 5) «Волки хитрее охотников,» — добавил он.

Запись под диктовку с объяснением знаков препинания.

Писатель Панаев, современник Гоголя, писал, что «Ревизор» «имел успех колоссальный». 2) Как вспоминал артист Каратыгин, Николай 1, неожиданно приехавший в театр, пробыл до окончания пьесы, от души смеялся, а выходя из ложи, сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне – более всех». 3) Оценивая своеобразие таланта Гоголя, Пушкин отмечал, что «еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлости жизни».4) Гоголь дивится «драгоценности русского языка». Тургенев пишет в своем стихотворении:

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далекое….

Укажите неверное утверждение.

А. Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

Б. Диалог обычно оформляется без использования кавычек.

В. Стихотворный текст цитируется только с использованием кавычек.

Г. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.

Найдите предложение с прямой речью. (знаки препинания не расставлены)

А. Что с вами приключилось, малыши?

Б. Стой, братцы, стой, кричит Мартышка.

В. В.Г. Белинский писал о том, что стих Пушкина благороден, изящно прост…

Г. Учитель спросил ребят, кто из них дежурит.

Д. Сегодня, спросил он, начинается олимпиада?

Укажите предложения с косвенной речью.

А. Я спросил товарища, решил ли он задачу?

Б. Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.

В. «Скоро мост, — предупредил он, а там и деревня»

Д. По словам Ф.М. Достоевского, любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.

Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.

А. Пугачев сказал Гриневу, что ты крепко передо мной виноват.

Б. Врач спросил, какая у меня температура.

В. Царь говорит Кирибеевичу, что его горю постарается помочь.

Г. Городничий сообщает чиновникам, что он пригласил их, чтобы сообщить им пренеприятное известие.

Д. Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».

Укажите верное оформление предложений с прямой речью.

А. «Ну и дождь!» — воскликнул агроном.

Б. «Что с тобой происходит?» — все время спрашивали меня.

В. «Погоди, капитан,» — сказал Дерсу.

Г. «Отпусти меня погулять». – Просил Саша.

Д. «Что делать, — спросил Сергей? — Идти дальше?»

Найдите неправильный способ цитирования.

А. А.Т. Твардовский говорил: «Кроме смеха гневного, саркастического и непрощающего – есть еще смех радости, дружеской благожелательности, веселого и безобидного озорства.

Б. А.Т. Твардовский говорил, что «кроме смеха гневного, саркастического и непрощающего – есть еще смех радости…»

В. А.Т. Твардовский говорил, что «кроме смеха гневного, – есть еще смех радости…»

Г.А.Т. Твардовский говорил, что смех может быть не только «гневным, саркастическим и непрощающим», «есть еще смех… озорства».

1 Укажите неверное утверждение

А. Прямая речь – точная передача чужих слов.

Б. Предложения с косвенной речью передают только содержание чужой речи

В. При цитировании всегда используются кавычки.

Г. При цитировании отдельных слов можно менять их форму.

2 Найдите предложение с прямой речью. (знаки препинания не расставлены)

А. Незнакомец поинтересовался, в каком направлении ему идти.

Б. Дети, ведите себя, пожалуйста, тихо!

В. Чай, уморился, голубчик мой, проговорила бабушка.

Г. Теперь, подумал я, тропинка куда-нибудь приведет.

Д. По мнению многих, Байкал – самое красивое озеро в мире

3 Укажите предложения с косвенной речью

А. Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.

Б. Мы спросили встречных, куда они едут.

В. Кто-то спросил меня о повестке собрания.

Г. Здравствуйте, позовите к телефону Лену.

Д. Тренер мне посоветовал, чтобы я глубже дышал.

4 Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.

А. Сокол отвечает Ужу, что я знаю счастье, я храбро бился.

Б. Учительница спросила нас, были ли мы на выставке керамики.

В. Отец спросил меня, какой фильм мне понравился больше всего.

Г. Я спросил друга, решил ли ты эту задачу.

Д. Художник А.Дейнека говорил, что он любит спорт.

5 Укажите верное оформление предложений с прямой речью

А. «Где твой дневник»? – спросила мать.

Б. Я спросил у Оли – «Как идут твои дела?»

В. Вот твой новый учитель,» — сказал отец.

Г. Андрей выступил вперед: «Я поеду!»

Д. «Что за чудный пес!» — ликовал я.

6 Найдите неправильный способ цитирования

А. Н.В. Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Б. В своей комедии «Ревизор» Гоголь, по его словам, «решился собрать в одну кучу все дурное в России» и «за одним разом посмеяться над всем».

В. В своей комедии «Ревизор» Гоголь «решил собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости и посмеяться над всем».

Г. По словам Гоголя, он в своей комедии «Ревизор» «решил собрать в одну кучу все дурное в России», «все несправедливости… и за одним разом посмеяться над всем».

Источник

Читайте также:  Как избавиться от муравьев народные способы
Оцените статью
Разные способы