Все способы образования существительных 6 класс

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Основные способы образования слов в русском языке

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1. Способы словообразования.

2. Словообразовательный анализ слова.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова.

Словообразовательная пара – исходное слово и образованное от него слово.

Словообразовательная цепочка – последовательное образование слов друг от друга.

Приставочный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову.

Суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления суффикса к исходному слову.

Приставочно-суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки и суффикса к исходному слову.

Бессуффиксный способ – образование слова при удалении разных морфем из состава слова.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слов. Выделяют 2 группы способов словообразования – морфологические и неморфологические. Сегодня речь пойдёт о морфологических способах.

При образовании слов приставочным способом новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову. Новое слово относится к той же части речи, что и исходное.

Приставочным способом образуются

имена существительные:

к существительному бабушка прибавляется приставка пра- – получается новое существительное прабабушка. Слова бабушка и прабабушка составляют словообразовательную пару.

имена прилагательные:

к прилагательному мудрый прибавляется приставка пре- – возникает новое прилагательное премудрый;

местоимения:

к местоимению кто добавляется кое- – получается местоимение кое-кто;

глаголы:

к глаголу читать прибавляется приставка про- – возникает глагол прочитать;

наречия:

к наречию весело добавляется приставка не- – получается новое наречие невесело.

Суффиксальный способ заключается добавлении суффикса к основе исходного слова.

Суффиксальным способом образуются: имена существительные

багаж + суффикс -ник- получается багажник

камень + суффикс -щик- получается каменщик

гитара + суффикс -ист- получается гитарист

учить + суффикс -тель- получается учитель

честный + суффикс -ость- получается честность

строить + суффикс -ени- получается строение

стул + суффикс -ик- получается стулик

имена прилагательные

забота + суффикс -лив- получается заботливый

осень + суффикс -н- получается осенний

гусь + суффикс -ин- получается гусиный

белый + суффикс -еньк- получается беленький

наречия, оканчивающиеся на О:

к основе прилагательного медленный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие медленно;

к основе имени прилагательного шумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие шумно.

Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение к основе исходного слова приставки и суффикса.

Исходное существительное снег. К нему одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-, получается новое существительное подснежник.

Исходное существительное город. К нему одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н-, образуется прилагательное загородный.

Исходное слово ходить. К нему одновременно прибавляются приставка рас- и суффикс -ся, получается новый глагол расходиться.

Бессуффиксным способом образуются слова при удалении разных морфем из состава слова.

Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные:

От начальной формы глагола переходить убираем суффиксы -ть и -и-, получаем отглагольное существительное переход.

Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом от глаголов входить, вылетать, рассказывать, спорить.

Бессуффиксным способом образуются имена существительные от имён прилагательных, в которых отбрасывается окончание.

От имени прилагательного далёкий отбрасываем окончание -ий и сокращаем основу слова, убирая суффикс -ек-, получаем существительное даль.

Тишь, сушь, высь, синь, зелень – имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зелёный.

Вспомним план словообразовательного разбора слова:

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить слово, от которого оно образовано.

3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.

4. Указать средство словообразования.

5. Указать способ словообразования.

Сделаем словообразовательный анализ слов прибрежный и речной

1. Прибрежный – образовано от слова берег.

Средства словообразования: приставка при- и суффикс -н-. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный.

2. Речной – образовано от слова река.

Средства словообразования: суффикс -н-. Способ словообразования: суффиксальный.

Разбор тренировочных заданий

Укажите слово, строение которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание.

Правильный ответ: Пришкольный

Выделите цветом слова с приставкой при-.

Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.

Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.

Источник

Урок русского языка на тему «Закрепление темы «Словообразование имен существительных»» (6 класс).

Русский язык. 6 класс. Урок № 47.

Закрепление темы «Словообразование имен существительных» (§ 34).

Задание № 1: распределите (на слух) слова на 2 группы в зависимости от приставки: 1) на конце приставки пишется «з», 2) на конце приставки — «с» (в скобках указывайте номер слова).

Читайте также:  Способы добычи пищи кроманьонца

(1) Во…звание, (2) ра…сольник, (3) во…создание, (4) во…зрение, (5) бе…граничность, (6) ра…смотрение, (7) ни…вержение, (8) во…соединение, (9) бе…сердечие, (10) во…даяние.

Задание № 2: от данных глаголов образуйте однокоренные существительные со значением лица, производящего действие (полученные слова распределите на 2 группы в зависимости от суффикса; суффикс выделите):

(1) Читать, (2) заступаться, (3) истопить, (4) преследовать, (5) указать, (6) шутить, (7) наследовать, (8) хранить, (9) собирать, (10) работать, (11) насмехаться, (12) жить, (13) преподавать, (14) предшествовать.

Задание № 3: выпишите из предложений существительные с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение; суффиксы выделите:

(1) Знать, солнышко утомлено: за горы прячется оно; луч шагает за лучом и, алым тонким облачком задернув лик усталый свой, уйти готово на покой. (2) Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки кобылку бурую запречь. (3) Пашенку мы рано с сивкою распашем, зернышку сготовим колыбель святую. (4) Стану сказывать я сказки, песенку спою; ты ж дремли, закрывши глазки, баюшки-баю! (5) Вечер зимний длится; дедушка в избе на печи ложится и уж спит себе. (6) Не пойдет волной обратною Волга-матушка раздольная, и стезею благодатною Русь вперед помчится вольная!

Задание № 4: выпишите из предложений сложные существительные; корни выделите; соединительные гласные подчеркните:

(1) Он приехал в Петербург с намерением изучить профессию мыловара. (2) Липецкий был местным краеведом, знатоком Азовского моря и окрестных степей. (3) Был я тогда лесоводом, мечтал о науке, о больших лесах, которые будут посажены рукой человека. (4) Рядом с оленями бегут вперегонки лесовозы и легковые машины, лошади и ездовые собаки. (5) И пойдет по сибирским степям слава о лучших маслоделах. (6) На ледоколе уже несли зимнюю вахту. (7) Я нанял землекопов рыть канаву для осушки болота. (8) Зверолов заранее объезжает верхом все места, осматривает волчьи и лисьи тропы и назначает места, где ставить капканы. (9) На небе шел такой частый звездопад, будто за кромкой горизонта шла непрерывная стрельба. (10) Уровень в реке повышался по вершку в час, и водомер постепенно исчезал в воде. (11) Гремела атака, и пули звенели, и ровно строчил пулемет. (12) В деревне провели новый водопровод.

Он приехал в Петербург с намерением изучить профессию мыловара.

Липецкий был местным краеведом, знатоком Азовского моря и окрестных степей.

Был я тогда лесоводом, мечтал о науке, о больших лесах, которые будут посажены рукой человека.

Рядом с оленями бегут вперегонки лесовозы и легковые машины, лошади и ездовые собаки.

И пойдет по сибирским степям слава о лучших маслоделах.

На ледоколе уже несли зимнюю вахту.

Я нанял землекопов рыть канаву для осушки болота.

Зверолов заранее объезжает верхом все места, осматривает волчьи и лисьи тропы и назначает места, где ставить капканы.

На небе шел такой частый звездопад, будто за кромкой горизонта шла непрерывная стрельба.

Уровень в реке повышался по вершку в час, и водомер постепенно исчезал в воде.

Гремела атака, и пули звенели, и ровно строчил пулемет.

В деревне провели новый водопровод.

Задание № 5: из данного перечня выпишите только сложные существительные с соединительной гласной «о»:

(1) Бахч. водство, (2) власт. любие, (3) гор. образование, (4) дальн. бойщик, (5) дальн. восточник, (6) дальн. зоркость, (7) жизн. понимание, (8) звер. подобие, (9) камен…ломня, (10) камн. дробилка, (11) кон. вязь, (12) кон. завод, (13) кост. обработчик, (14) кров. жадность, (15) леж. бока, (16) птиц…лов, (17) тысяч. летие, (18) ча. торговля.

Задание № 6: выпишите только те сложные существительные, в которых есть суффиксы:

(1) Сталевар; (2) миноносец; (3) языковед; (4) пчеловод; (5) молотобоец; (6) законодатель; (7) углевоз; (8) растениеводство; (9) дровокол; (10) экскурсовод; (11) литературоведение; (12) углекоп; (13) судостроение; (14) водокачка; (15) птицелов; (16) огнемёт; (17) винторез; (18) каменоломня; (19) библиограф; (20) хронометр; (21) термоскоп; (22) сталелитейщик; (23) славянофил; (24) газобаллон; (25) рельсопрокатчик; (26) радиоузел; (27) Калининград; (28) светотень; (29) автосварщик; (30) лесотундра; (31) суходол.

Сложные существительные без суффиксов:

(1) Сталевар; (3) языковед; (4) пчеловод; (7) углевоз; (9) дровокол; (10) экскурсовод; (12) углекоп; (15) птицелов; (16) огнемёт; (17) винторез; (19) библиограф; (20) хронометр; (21) термоскоп; (23) славянофил; (24) газобаллон; (26) радиоузел; (27) Калининград; (28) светотень; (30) лесотундра; (31) суходол.

Сложные существительные с суффиксами:

Упражнение № 252 (суффиксы существительных «чик», «щик»).

Упражнение № 258 (по заданию в учебнике).

Упражнение № 261 (записать словообразовательные пары).

Задание № 1: распределите (на слух) слова на 2 группы в зависимости от приставки: 1) на конце приставки пишется «з», 2) на конце приставки — «с» (в скобках указывайте номер слова).

Задание № 2: от данных глаголов образуйте однокоренные существительные со значением лица , производящего действие (полученные слова распределите на 2 группы в зависимости от суффикса; суффикс выделите):

Читайте также:  Неавтоматизированный способ обработки персональных данных это

(1) Читать, (2) заступаться, (3) истопить, (4) преследовать, (5) указать, (6) шутить, (7) наследовать, (8) хранить, (9) собирать, (10) работать, (11) насмехаться, (12) жить, (13) преподавать, (14) предшествовать.

Задание № 3: выпишите из предложений существительные с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение; суффиксы выделите:

(1) Знать, солнышко утомлено: за горы прячется оно; луч шагает за лучом и, алым тонким облачком задернув лик усталый свой, уйти готово на покой. (2) Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки кобылку бурую запречь. (3) Пашенку мы рано с сивкою распашем, зернышку сготовим колыбель святую. (4) Стану сказывать я сказки, песенку спою; ты ж дремли, закрывши глазки, баюшки-баю! (5) Вечер зимний длится; дедушка в избе на печи ложится и уж спит себе. (6) Не пойдет волной обратною Волга-матушка раздольная, и стезею благодатною Русь вперед помчится вольная!

Задание № 4: выпишите из предложений сложные существительные; корни выделите; соединительные гласные подчеркните:

(1) Он приехал в Петербург с намерением изучить профессию мыловара. (2) Липецкий был местным краеведом, знатоком Азовского моря и окрестных степей. (3) Был я тогда лесоводом, мечтал о науке, о

Задание № 1: распределите (на слух) слова на 2 группы в зависимости от приставки: 1) на конце приставки пишется «з», 2) на конце приставки — «с» (в скобках указывайте номер слова).

Задание № 2: от данных глаголов образуйте однокоренные существительные со значением лица , производящего действие (полученные слова распределите на 2 группы в зависимости от суффикса; суффикс выделите):

(1) Читать, (2) заступаться, (3) истопить, (4) преследовать, (5) указать, (6) шутить, (7) наследовать, (8) хранить, (9) собирать, (10) работать, (11) насмехаться, (12) жить, (13) преподавать, (14) предшествовать.

Задание № 3: выпишите из предложений существительные с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение; суффиксы выделите:

(1) Знать, солнышко утомлено: за горы прячется оно; луч шагает за лучом и, алым тонким облачком задернув лик усталый свой, уйти готово на покой. (2) Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки кобылку бурую запречь. (3) Пашенку мы рано с сивкою распашем, зернышку сготовим колыбель святую. (4) Стану сказывать я сказки, песенку спою; ты ж дремли, закрывши глазки, баюшки-баю! (5) Вечер зимний длится; дедушка в избе на печи ложится и уж спит себе. (6) Не пойдет волной обратною Волга-матушка раздольная, и стезею благодатною Русь вперед помчится вольная!

Задание № 4: выпишите из предложений сложные существительные; корни выделите; соединительные гласные подчеркните:

(1) Он приехал в Петербург с намерением изучить профессию мыловара. (2) Липецкий был местным краеведом, знатоком Азовского моря и окрестных степей. (3) Был я тогда лесоводом, мечтал о науке, о

Задание № 1: распределите (на слух) слова на 2 группы в зависимости от приставки: 1) на конце приставки пишется «з», 2) на конце приставки — «с» (в скобках указывайте номер слова).

Задание № 2: от данных глаголов образуйте однокоренные существительные со значением лица , производящего действие (полученные слова распределите на 2 группы в зависимости от суффикса; суффикс выделите):

(1) Читать, (2) заступаться, (3) истопить, (4) преследовать, (5) указать, (6) шутить, (7) наследовать, (8) хранить, (9) собирать, (10) работать, (11) насмехаться, (12) жить, (13) преподавать, (14) предшествовать.

Задание № 3: выпишите из предложений существительные с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение; суффиксы выделите:

(1) Знать, солнышко утомлено: за горы прячется оно; луч шагает за лучом и, алым тонким облачком задернув лик усталый свой, уйти готово на покой. (2) Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки кобылку бурую запречь. (3) Пашенку мы рано с сивкою распашем, зернышку сготовим колыбель святую. (4) Стану сказывать я сказки, песенку спою; ты ж дремли, закрывши глазки, баюшки-баю! (5) Вечер зимний длится; дедушка в избе на печи ложится и уж спит себе. (6) Не пойдет волной обратною Волга-матушка раздольная, и стезею благодатною Русь вперед помчится вольная!

Задание № 4: выпишите из предложений сложные существительные; корни выделите; соединительные гласные подчеркните:

(1) Он приехал в Петербург с намерением изучить профессию мыловара. (2) Липецкий был местным краеведом, знатоком Азовского моря и окрестных степей. (3) Был я тогда лесоводом, мечтал о науке, о

больших лесах, которые будут посажены рукой человека. (4) Рядом с оленями бегут вперегонки лесовозы и легковые машины, лошади и ездовые собаки. (5) И пойдет по сибирским степям слава о лучших маслоделах. (6) На ледоколе уже несли зимнюю вахту. (7) Я нанял землекопов рыть канаву для осушки болота. (8) Зверолов заранее объезжает верхом все места, осматривает волчьи и лисьи тропы и назначает места, где ставить капканы. (9) На небе шел такой частый звездопад, будто за кромкой горизонта шла непрерывная стрельба. (10) Уровень в реке повышался по вершку в час, и водомер постепенно исчезал в воде. (11) Гремела атака, и пули звенели, и ровно строчил пулемет. (12) В деревне провели новый водопровод.

Читайте также:  Способ виртуального общения это

Задание № 5: из данного перечня выпишите только сложные существительные с соединительной гласной «о»:

(1) Бахч. водство, (2) власт. любие, (3) гор. образование, (4) дальн. бойщик, (5) дальн. восточник, (6) дальн. зоркость, (7) жизн. понимание, (8) звер. подобие, (9) камен…ломня, (10) камн. дробилка, (11) кон. вязь, (12) кон. завод, (13) кост. обработчик, (14) кров. жадность, (15) леж. бока, (16) птиц…лов, (17) тысяч. летие, (18) ча. торговля.

Задание № 6: выпишите только те сложные существительные, в которых есть суффиксы:

(1) Сталевар; (2) миноносец; (3) языковед; (4) пчеловод; (5) молотобоец; (6) законодатель; (7) углевоз; (8) растениеводство; (9) дровокол; (10) экскурсовод; (11) литературоведение; (12) углекоп; (13) судостроение; (14) водокачка; (15) птицелов; (16) огнемёт; (17) винторез; (18) каменоломня; (19) библиограф; (20) хронометр; (21) термоскоп; (22) сталелитейщик; (23) славянофил; (24) газобаллон; (25) рельсопрокатчик; (26) радиоузел; (27) Калининград; (28) светотень; (29) автосварщик; (30) лесотундра; (31) суходол.

больших лесах, которые будут посажены рукой человека. (4) Рядом с оленями бегут вперегонки лесовозы и легковые машины, лошади и ездовые собаки. (5) И пойдет по сибирским степям слава о лучших маслоделах. (6) На ледоколе уже несли зимнюю вахту. (7) Я нанял землекопов рыть канаву для осушки болота. (8) Зверолов заранее объезжает верхом все места, осматривает волчьи и лисьи тропы и назначает места, где ставить капканы. (9) На небе шел такой частый звездопад, будто за кромкой горизонта шла непрерывная стрельба. (10) Уровень в реке повышался по вершку в час, и водомер постепенно исчезал в воде. (11) Гремела атака, и пули звенели, и ровно строчил пулемет. (12) В деревне провели новый водопровод.

Задание № 5: из данного перечня выпишите только сложные существительные с соединительной гласной «о»:

(1) Бахч. водство, (2) власт. любие, (3) гор. образование, (4) дальн. бойщик, (5) дальн. восточник, (6) дальн. зоркость, (7) жизн. понимание, (8) звер. подобие, (9) камен…ломня, (10) камн. дробилка, (11) кон. вязь, (12) кон. завод, (13) кост. обработчик, (14) кров. жадность, (15) леж. бока, (16) птиц…лов, (17) тысяч. летие, (18) ча. торговля.

Задание № 6: выпишите только те сложные существительные, в которых есть суффиксы:

(1) Сталевар; (2) миноносец; (3) языковед; (4) пчеловод; (5) молотобоец; (6) законодатель; (7) углевоз; (8) растениеводство; (9) дровокол; (10) экскурсовод; (11) литературоведение; (12) углекоп; (13) судостроение; (14) водокачка; (15) птицелов; (16) огнемёт; (17) винторез; (18) каменоломня; (19) библиограф; (20) хронометр; (21) термоскоп; (22) сталелитейщик; (23) славянофил; (24) газобаллон; (25) рельсопрокатчик; (26) радиоузел; (27) Калининград; (28) светотень; (29) автосварщик; (30) лесотундра; (31) суходол.

больших лесах, которые будут посажены рукой человека. (4) Рядом с оленями бегут вперегонки лесовозы и легковые машины, лошади и ездовые собаки. (5) И пойдет по сибирским степям слава о лучших маслоделах. (6) На ледоколе уже несли зимнюю вахту. (7) Я нанял землекопов рыть канаву для осушки болота. (8) Зверолов заранее объезжает верхом все места, осматривает волчьи и лисьи тропы и назначает места, где ставить капканы. (9) На небе шел такой частый звездопад, будто за кромкой горизонта шла непрерывная стрельба. (10) Уровень в реке повышался по вершку в час, и водомер постепенно исчезал в воде. (11) Гремела атака, и пули звенели, и ровно строчил пулемет. (12) В деревне провели новый водопровод.

Задание № 5: из данного перечня выпишите только сложные существительные с соединительной гласной «о»:

(1) Бахч. водство, (2) власт. любие, (3) гор. образование, (4) дальн. бойщик, (5) дальн. восточник, (6) дальн. зоркость, (7) жизн. понимание, (8) звер. подобие, (9) камен…ломня, (10) камн. дробилка, (11) кон. вязь, (12) кон. завод, (13) кост. обработчик, (14) кров. жадность, (15) леж. бока, (16) птиц…лов, (17) тысяч. летие, (18) ча. торговля.

Задание № 6: выпишите только те сложные существительные, в которых есть суффиксы:

(1) Сталевар; (2) миноносец; (3) языковед; (4) пчеловод; (5) молотобоец; (6) законодатель; (7) углевоз; (8) растениеводство; (9) дровокол; (10) экскурсовод; (11) литературоведение; (12) углекоп; (13) судостроение; (14) водокачка; (15) птицелов; (16) огнемёт; (17) винторез; (18) каменоломня; (19) библиограф; (20) хронометр; (21) термоскоп; (22) сталелитейщик; (23) славянофил; (24) газобаллон; (25) рельсопрокатчик; (26) радиоузел; (27) Калининград; (28) светотень; (29) автосварщик; (30) лесотундра; (31) суходол.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оцените статью
Разные способы