Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Основные способы образования слов в русском языке
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
1. Способы словообразования.
2. Словообразовательный анализ слова.
Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова.
Словообразовательная пара – исходное слово и образованное от него слово.
Словообразовательная цепочка – последовательное образование слов друг от друга.
Приставочный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову.
Суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления суффикса к исходному слову.
Приставочно-суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки и суффикса к исходному слову.
Бессуффиксный способ – образование слова при удалении разных морфем из состава слова.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слов. Выделяют 2 группы способов словообразования – морфологические и неморфологические. Сегодня речь пойдёт о морфологических способах.
При образовании слов приставочным способом новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову. Новое слово относится к той же части речи, что и исходное.
Приставочным способом образуются
имена существительные:
к существительному бабушка прибавляется приставка пра- – получается новое существительное прабабушка. Слова бабушка и прабабушка составляют словообразовательную пару.
имена прилагательные:
к прилагательному мудрый прибавляется приставка пре- – возникает новое прилагательное премудрый;
местоимения:
к местоимению кто добавляется кое- – получается местоимение кое-кто;
глаголы:
к глаголу читать прибавляется приставка про- – возникает глагол прочитать;
наречия:
к наречию весело добавляется приставка не- – получается новое наречие невесело.
Суффиксальный способ заключается добавлении суффикса к основе исходного слова.
Суффиксальным способом образуются: имена существительные
багаж + суффикс -ник- получается багажник
камень + суффикс -щик- получается каменщик
гитара + суффикс -ист- получается гитарист
учить + суффикс -тель- получается учитель
честный + суффикс -ость- получается честность
строить + суффикс -ени- получается строение
стул + суффикс -ик- получается стулик
имена прилагательные
забота + суффикс -лив- получается заботливый
осень + суффикс -н- получается осенний
гусь + суффикс -ин- получается гусиный
белый + суффикс -еньк- получается беленький
наречия, оканчивающиеся на О:
к основе прилагательного медленный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие медленно;
к основе имени прилагательного шумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие шумно.
Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение к основе исходного слова приставки и суффикса.
Исходное существительное снег. К нему одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-, получается новое существительное подснежник.
Исходное существительное город. К нему одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н-, образуется прилагательное загородный.
Исходное слово ходить. К нему одновременно прибавляются приставка рас- и суффикс -ся, получается новый глагол расходиться.
Бессуффиксным способом образуются слова при удалении разных морфем из состава слова.
Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные:
От начальной формы глагола переходить убираем суффиксы -ть и -и-, получаем отглагольное существительное переход.
Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом от глаголов входить, вылетать, рассказывать, спорить.
Бессуффиксным способом образуются имена существительные от имён прилагательных, в которых отбрасывается окончание.
От имени прилагательного далёкий отбрасываем окончание -ий и сокращаем основу слова, убирая суффикс -ек-, получаем существительное даль.
Тишь, сушь, высь, синь, зелень – имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зелёный.
Вспомним план словообразовательного разбора слова:
1. Поставить слово в начальную форму.
2. Определить слово, от которого оно образовано.
3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.
4. Указать средство словообразования.
5. Указать способ словообразования.
Сделаем словообразовательный анализ слов прибрежный и речной
1. Прибрежный – образовано от слова берег.
Средства словообразования: приставка при- и суффикс -н-. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный.
2. Речной – образовано от слова река.
Средства словообразования: суффикс -н-. Способ словообразования: суффиксальный.
Разбор тренировочных заданий
Укажите слово, строение которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание.
Правильный ответ: Пришкольный
Выделите цветом слова с приставкой при-.
Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.
Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.
Источник
Урок русского языка на тему «Закрепление темы «Словообразование имен существительных»» (6 класс).
Русский язык. 6 класс. Урок № 47.
Закрепление темы «Словообразование имен существительных» (§ 34).
Задание № 1: распределите (на слух) слова на 2 группы в зависимости от приставки: 1) на конце приставки пишется «з», 2) на конце приставки — «с» (в скобках указывайте номер слова).
(1) Во…звание, (2) ра…сольник, (3) во…создание, (4) во…зрение, (5) бе…граничность, (6) ра…смотрение, (7) ни…вержение, (8) во…соединение, (9) бе…сердечие, (10) во…даяние.
Задание № 2: от данных глаголов образуйте однокоренные существительные со значением лица, производящего действие (полученные слова распределите на 2 группы в зависимости от суффикса; суффикс выделите):
(1) Читать, (2) заступаться, (3) истопить, (4) преследовать, (5) указать, (6) шутить, (7) наследовать, (8) хранить, (9) собирать, (10) работать, (11) насмехаться, (12) жить, (13) преподавать, (14) предшествовать.
Задание № 3: выпишите из предложений существительные с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение; суффиксы выделите:
(1) Знать, солнышко утомлено: за горы прячется оно; луч шагает за лучом и, алым тонким облачком задернув лик усталый свой, уйти готово на покой. (2) Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки кобылку бурую запречь. (3) Пашенку мы рано с сивкою распашем, зернышку сготовим колыбель святую. (4) Стану сказывать я сказки, песенку спою; ты ж дремли, закрывши глазки, баюшки-баю! (5) Вечер зимний длится; дедушка в избе на печи ложится и уж спит себе. (6) Не пойдет волной обратною Волга-матушка раздольная, и стезею благодатною Русь вперед помчится вольная!
Задание № 4: выпишите из предложений сложные существительные; корни выделите; соединительные гласные подчеркните:
(1) Он приехал в Петербург с намерением изучить профессию мыловара. (2) Липецкий был местным краеведом, знатоком Азовского моря и окрестных степей. (3) Был я тогда лесоводом, мечтал о науке, о больших лесах, которые будут посажены рукой человека. (4) Рядом с оленями бегут вперегонки лесовозы и легковые машины, лошади и ездовые собаки. (5) И пойдет по сибирским степям слава о лучших маслоделах. (6) На ледоколе уже несли зимнюю вахту. (7) Я нанял землекопов рыть канаву для осушки болота. (8) Зверолов заранее объезжает верхом все места, осматривает волчьи и лисьи тропы и назначает места, где ставить капканы. (9) На небе шел такой частый звездопад, будто за кромкой горизонта шла непрерывная стрельба. (10) Уровень в реке повышался по вершку в час, и водомер постепенно исчезал в воде. (11) Гремела атака, и пули звенели, и ровно строчил пулемет. (12) В деревне провели новый водопровод.
Он приехал в Петербург с намерением изучить профессию мыловара.
Липецкий был местным краеведом, знатоком Азовского моря и окрестных степей.
Был я тогда лесоводом, мечтал о науке, о больших лесах, которые будут посажены рукой человека.
Рядом с оленями бегут вперегонки лесовозы и легковые машины, лошади и ездовые собаки.
И пойдет по сибирским степям слава о лучших маслоделах.
На ледоколе уже несли зимнюю вахту.
Я нанял землекопов рыть канаву для осушки болота.
Зверолов заранее объезжает верхом все места, осматривает волчьи и лисьи тропы и назначает места, где ставить капканы.
На небе шел такой частый звездопад, будто за кромкой горизонта шла непрерывная стрельба.
Уровень в реке повышался по вершку в час, и водомер постепенно исчезал в воде.
Гремела атака, и пули звенели, и ровно строчил пулемет.
В деревне провели новый водопровод.
Задание № 5: из данного перечня выпишите только сложные существительные с соединительной гласной «о»:
(1) Бахч. водство, (2) власт. любие, (3) гор. образование, (4) дальн. бойщик, (5) дальн. восточник, (6) дальн. зоркость, (7) жизн. понимание, (8) звер. подобие, (9) камен…ломня, (10) камн. дробилка, (11) кон. вязь, (12) кон. завод, (13) кост. обработчик, (14) кров. жадность, (15) леж. бока, (16) птиц…лов, (17) тысяч. летие, (18) ча. торговля.
Задание № 6: выпишите только те сложные существительные, в которых есть суффиксы:
(1) Сталевар; (2) миноносец; (3) языковед; (4) пчеловод; (5) молотобоец; (6) законодатель; (7) углевоз; (8) растениеводство; (9) дровокол; (10) экскурсовод; (11) литературоведение; (12) углекоп; (13) судостроение; (14) водокачка; (15) птицелов; (16) огнемёт; (17) винторез; (18) каменоломня; (19) библиограф; (20) хронометр; (21) термоскоп; (22) сталелитейщик; (23) славянофил; (24) газобаллон; (25) рельсопрокатчик; (26) радиоузел; (27) Калининград; (28) светотень; (29) автосварщик; (30) лесотундра; (31) суходол.
Сложные существительные без суффиксов:
(1) Сталевар; (3) языковед; (4) пчеловод; (7) углевоз; (9) дровокол; (10) экскурсовод; (12) углекоп; (15) птицелов; (16) огнемёт; (17) винторез; (19) библиограф; (20) хронометр; (21) термоскоп; (23) славянофил; (24) газобаллон; (26) радиоузел; (27) Калининград; (28) светотень; (30) лесотундра; (31) суходол.
Сложные существительные с суффиксами:
Упражнение № 252 (суффиксы существительных «чик», «щик»).
Упражнение № 258 (по заданию в учебнике).
Упражнение № 261 (записать словообразовательные пары).
Задание № 1: распределите (на слух) слова на 2 группы в зависимости от приставки: 1) на конце приставки пишется «з», 2) на конце приставки — «с» (в скобках указывайте номер слова).
Задание № 2: от данных глаголов образуйте однокоренные существительные со значением лица , производящего действие (полученные слова распределите на 2 группы в зависимости от суффикса; суффикс выделите):
(1) Читать, (2) заступаться, (3) истопить, (4) преследовать, (5) указать, (6) шутить, (7) наследовать, (8) хранить, (9) собирать, (10) работать, (11) насмехаться, (12) жить, (13) преподавать, (14) предшествовать.
Задание № 3: выпишите из предложений существительные с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение; суффиксы выделите:
(1) Знать, солнышко утомлено: за горы прячется оно; луч шагает за лучом и, алым тонким облачком задернув лик усталый свой, уйти готово на покой. (2) Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки кобылку бурую запречь. (3) Пашенку мы рано с сивкою распашем, зернышку сготовим колыбель святую. (4) Стану сказывать я сказки, песенку спою; ты ж дремли, закрывши глазки, баюшки-баю! (5) Вечер зимний длится; дедушка в избе на печи ложится и уж спит себе. (6) Не пойдет волной обратною Волга-матушка раздольная, и стезею благодатною Русь вперед помчится вольная!
Задание № 4: выпишите из предложений сложные существительные; корни выделите; соединительные гласные подчеркните:
(1) Он приехал в Петербург с намерением изучить профессию мыловара. (2) Липецкий был местным краеведом, знатоком Азовского моря и окрестных степей. (3) Был я тогда лесоводом, мечтал о науке, о
Задание № 1: распределите (на слух) слова на 2 группы в зависимости от приставки: 1) на конце приставки пишется «з», 2) на конце приставки — «с» (в скобках указывайте номер слова).
Задание № 2: от данных глаголов образуйте однокоренные существительные со значением лица , производящего действие (полученные слова распределите на 2 группы в зависимости от суффикса; суффикс выделите):
(1) Читать, (2) заступаться, (3) истопить, (4) преследовать, (5) указать, (6) шутить, (7) наследовать, (8) хранить, (9) собирать, (10) работать, (11) насмехаться, (12) жить, (13) преподавать, (14) предшествовать.
Задание № 3: выпишите из предложений существительные с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение; суффиксы выделите:
(1) Знать, солнышко утомлено: за горы прячется оно; луч шагает за лучом и, алым тонким облачком задернув лик усталый свой, уйти готово на покой. (2) Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки кобылку бурую запречь. (3) Пашенку мы рано с сивкою распашем, зернышку сготовим колыбель святую. (4) Стану сказывать я сказки, песенку спою; ты ж дремли, закрывши глазки, баюшки-баю! (5) Вечер зимний длится; дедушка в избе на печи ложится и уж спит себе. (6) Не пойдет волной обратною Волга-матушка раздольная, и стезею благодатною Русь вперед помчится вольная!
Задание № 4: выпишите из предложений сложные существительные; корни выделите; соединительные гласные подчеркните:
(1) Он приехал в Петербург с намерением изучить профессию мыловара. (2) Липецкий был местным краеведом, знатоком Азовского моря и окрестных степей. (3) Был я тогда лесоводом, мечтал о науке, о
Задание № 1: распределите (на слух) слова на 2 группы в зависимости от приставки: 1) на конце приставки пишется «з», 2) на конце приставки — «с» (в скобках указывайте номер слова).
Задание № 2: от данных глаголов образуйте однокоренные существительные со значением лица , производящего действие (полученные слова распределите на 2 группы в зависимости от суффикса; суффикс выделите):
(1) Читать, (2) заступаться, (3) истопить, (4) преследовать, (5) указать, (6) шутить, (7) наследовать, (8) хранить, (9) собирать, (10) работать, (11) насмехаться, (12) жить, (13) преподавать, (14) предшествовать.
Задание № 3: выпишите из предложений существительные с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение; суффиксы выделите:
(1) Знать, солнышко утомлено: за горы прячется оно; луч шагает за лучом и, алым тонким облачком задернув лик усталый свой, уйти готово на покой. (2) Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки кобылку бурую запречь. (3) Пашенку мы рано с сивкою распашем, зернышку сготовим колыбель святую. (4) Стану сказывать я сказки, песенку спою; ты ж дремли, закрывши глазки, баюшки-баю! (5) Вечер зимний длится; дедушка в избе на печи ложится и уж спит себе. (6) Не пойдет волной обратною Волга-матушка раздольная, и стезею благодатною Русь вперед помчится вольная!
Задание № 4: выпишите из предложений сложные существительные; корни выделите; соединительные гласные подчеркните:
(1) Он приехал в Петербург с намерением изучить профессию мыловара. (2) Липецкий был местным краеведом, знатоком Азовского моря и окрестных степей. (3) Был я тогда лесоводом, мечтал о науке, о
больших лесах, которые будут посажены рукой человека. (4) Рядом с оленями бегут вперегонки лесовозы и легковые машины, лошади и ездовые собаки. (5) И пойдет по сибирским степям слава о лучших маслоделах. (6) На ледоколе уже несли зимнюю вахту. (7) Я нанял землекопов рыть канаву для осушки болота. (8) Зверолов заранее объезжает верхом все места, осматривает волчьи и лисьи тропы и назначает места, где ставить капканы. (9) На небе шел такой частый звездопад, будто за кромкой горизонта шла непрерывная стрельба. (10) Уровень в реке повышался по вершку в час, и водомер постепенно исчезал в воде. (11) Гремела атака, и пули звенели, и ровно строчил пулемет. (12) В деревне провели новый водопровод.
Задание № 5: из данного перечня выпишите только сложные существительные с соединительной гласной «о»:
(1) Бахч. водство, (2) власт. любие, (3) гор. образование, (4) дальн. бойщик, (5) дальн. восточник, (6) дальн. зоркость, (7) жизн. понимание, (8) звер. подобие, (9) камен…ломня, (10) камн. дробилка, (11) кон. вязь, (12) кон. завод, (13) кост. обработчик, (14) кров. жадность, (15) леж. бока, (16) птиц…лов, (17) тысяч. летие, (18) ча. торговля.
Задание № 6: выпишите только те сложные существительные, в которых есть суффиксы:
(1) Сталевар; (2) миноносец; (3) языковед; (4) пчеловод; (5) молотобоец; (6) законодатель; (7) углевоз; (8) растениеводство; (9) дровокол; (10) экскурсовод; (11) литературоведение; (12) углекоп; (13) судостроение; (14) водокачка; (15) птицелов; (16) огнемёт; (17) винторез; (18) каменоломня; (19) библиограф; (20) хронометр; (21) термоскоп; (22) сталелитейщик; (23) славянофил; (24) газобаллон; (25) рельсопрокатчик; (26) радиоузел; (27) Калининград; (28) светотень; (29) автосварщик; (30) лесотундра; (31) суходол.
больших лесах, которые будут посажены рукой человека. (4) Рядом с оленями бегут вперегонки лесовозы и легковые машины, лошади и ездовые собаки. (5) И пойдет по сибирским степям слава о лучших маслоделах. (6) На ледоколе уже несли зимнюю вахту. (7) Я нанял землекопов рыть канаву для осушки болота. (8) Зверолов заранее объезжает верхом все места, осматривает волчьи и лисьи тропы и назначает места, где ставить капканы. (9) На небе шел такой частый звездопад, будто за кромкой горизонта шла непрерывная стрельба. (10) Уровень в реке повышался по вершку в час, и водомер постепенно исчезал в воде. (11) Гремела атака, и пули звенели, и ровно строчил пулемет. (12) В деревне провели новый водопровод.
Задание № 5: из данного перечня выпишите только сложные существительные с соединительной гласной «о»:
(1) Бахч. водство, (2) власт. любие, (3) гор. образование, (4) дальн. бойщик, (5) дальн. восточник, (6) дальн. зоркость, (7) жизн. понимание, (8) звер. подобие, (9) камен…ломня, (10) камн. дробилка, (11) кон. вязь, (12) кон. завод, (13) кост. обработчик, (14) кров. жадность, (15) леж. бока, (16) птиц…лов, (17) тысяч. летие, (18) ча. торговля.
Задание № 6: выпишите только те сложные существительные, в которых есть суффиксы:
(1) Сталевар; (2) миноносец; (3) языковед; (4) пчеловод; (5) молотобоец; (6) законодатель; (7) углевоз; (8) растениеводство; (9) дровокол; (10) экскурсовод; (11) литературоведение; (12) углекоп; (13) судостроение; (14) водокачка; (15) птицелов; (16) огнемёт; (17) винторез; (18) каменоломня; (19) библиограф; (20) хронометр; (21) термоскоп; (22) сталелитейщик; (23) славянофил; (24) газобаллон; (25) рельсопрокатчик; (26) радиоузел; (27) Калининград; (28) светотень; (29) автосварщик; (30) лесотундра; (31) суходол.
больших лесах, которые будут посажены рукой человека. (4) Рядом с оленями бегут вперегонки лесовозы и легковые машины, лошади и ездовые собаки. (5) И пойдет по сибирским степям слава о лучших маслоделах. (6) На ледоколе уже несли зимнюю вахту. (7) Я нанял землекопов рыть канаву для осушки болота. (8) Зверолов заранее объезжает верхом все места, осматривает волчьи и лисьи тропы и назначает места, где ставить капканы. (9) На небе шел такой частый звездопад, будто за кромкой горизонта шла непрерывная стрельба. (10) Уровень в реке повышался по вершку в час, и водомер постепенно исчезал в воде. (11) Гремела атака, и пули звенели, и ровно строчил пулемет. (12) В деревне провели новый водопровод.
Задание № 5: из данного перечня выпишите только сложные существительные с соединительной гласной «о»:
(1) Бахч. водство, (2) власт. любие, (3) гор. образование, (4) дальн. бойщик, (5) дальн. восточник, (6) дальн. зоркость, (7) жизн. понимание, (8) звер. подобие, (9) камен…ломня, (10) камн. дробилка, (11) кон. вязь, (12) кон. завод, (13) кост. обработчик, (14) кров. жадность, (15) леж. бока, (16) птиц…лов, (17) тысяч. летие, (18) ча. торговля.
Задание № 6: выпишите только те сложные существительные, в которых есть суффиксы:
(1) Сталевар; (2) миноносец; (3) языковед; (4) пчеловод; (5) молотобоец; (6) законодатель; (7) углевоз; (8) растениеводство; (9) дровокол; (10) экскурсовод; (11) литературоведение; (12) углекоп; (13) судостроение; (14) водокачка; (15) птицелов; (16) огнемёт; (17) винторез; (18) каменоломня; (19) библиограф; (20) хронометр; (21) термоскоп; (22) сталелитейщик; (23) славянофил; (24) газобаллон; (25) рельсопрокатчик; (26) радиоузел; (27) Калининград; (28) светотень; (29) автосварщик; (30) лесотундра; (31) суходол.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник