К2 комментарий к сформулированной проблеме исходного текста 2 балла Комментарий
Подготовка к ЕГЭ. Критерии оценивания сочинения.
Последовательность расположения критериев:
К1 формулировка проблемы 1 балл
Проблема – сложный вопрос, требующий разрешения (проблема нравственного выбора – проблема ответственности человека за свои поступки, проблема чести и достоинства, проблема исторической памяти, проблема самооценки личности, проблема восприятия человеком искусства;
философские проблемы, экологические и т.д.)
Проблематика – круг, перечень проблем, т.е. сложных вопросов, требующих решения.
К2 комментарий к сформулированной проблеме исходного текста 2 балла
Комментарий – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо: пояснения, примечания, толкование.
К3 позиция автора 1 балл
Позиция автора – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор, предполагаемые ответы на поставленные в тексте вопросы.
К4 аргументация собственного мнения по проблеме 3 балла
Виды аргументов – иллюстративные (из жизненного или читательского опыта); логические (научные сведения, законы и нормативные документы, свидетельства очевидцев); ссылки на авторитет (общественное мнение, цитаты, мнение ученого и т.п.)
Количество аргументов в сочинении – не менее двух.
^ II Речевое оформление сочинения
К5 смысловая цельнось, речевая связность и последовательность изложения 2 балла
К6 точность и выразительность речи 2 балла
К7 орфографических ошибок нет 3 балла
К8 пунктуационных ошибок нет 3 балла
К9 грамматических ошибок нет 2 балла
К10 не более 1 речевой ошибки 2 балла
К11 этических ошибок нет 1 балл
К12 фактических ошибок нет 1 балл
Варианты возможного начала сочинения – назывное предложение, цепочка вопросов, вопросно-ответная форма, справка об авторе текста, цитата, формулировка проблемы, лирические размышления и т.д.
Варианты возможного окончания сочинения – связь с современностью, изложение собственной позиции, цитата, обобщение основных мыслей автора, ответ на поставленные вопросы и т.д.
Типовые конструкции, используемые в заключении:
- Таким образом,
- Следовательно,
- Итак,
- В заключение хочу подчеркнуть…
- Хотелось бы ещё раз подчеркнуть…
- Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
Речевое оформление сочинения
грамматические речевые логические фактические
Грамматическая ошибка – нарушение норм образования слов и их грамматических норм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
№ | ^ Вид ошибки | Примеры |
1 | Ошибочное словообразование | Упрямость вместо упрямство, надсмехаться вместо насмехаться |
2 | Ошибочное образование формы существительного | Опытные слесаря вместо слесари; разводить курей вместо разводить кур |
3 | Ошибочное образование формы прилагательного | Более ярче вместо более яркий, самый важнейший вместо самый важный (важнейший) |
4 | Ошибочное образование формы числительного | С семистами рублями вместо с семьюстами, около шестиста вместо шестисот |
5 | Ошибочное образование формы местоимения | Ихней помощи вместо их помощи; у ней вместо у неё |
6 | Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастия | Ездиют вместо ездят, накормящий вместо кормящий или кормивший, ложат вместо кладут |
7 | Нарушение согласования | ^ Я благодарен людям, воспитавших в себе… (правильно: людям, воспитавшим в себе…) |
8 | Нарушение управления | ^ Я хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример). Многие люди не имеют своё мнение (правильно: не имеют своего мнения). |
9 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | ^ Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает подвиги) |
10 | Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | ^ Все были рады, счастливы и весёлые. Люди сегодня стали жестоки и бесчувственными. |
11 | Ошибки в построении предложения с однородными членами. | ^ Автор поднимает проблему не только филологическую, сколько социальную ( неправильная пара союзов; правильно: не только, но и). |
12 | Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | ^ Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие, обозначаемое деепрчастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю). |
13 | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Поставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема). |
14 | Смешение прямой и косвенной речи | ^ Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. (Правильно: герой говорит, что он никогда не прячется…) |
15 | Нарушение границ предложения | ^ Автор, наверное, очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошие качества (высказывание должно быть оформлено как сложноподчиненное предложение) |
16 | Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | ^ Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом. (Второе сказуемое должно быть также в форме прошедшего времени – стал) |
17 | Ошибки в построении сложного предложения | ^ Текст принадлежит перу Лихачева, в котором поднимается важная проблема… (Правильно: В тексте Лихачева поднимается важная проблема…) |
Речевая ошибка – это нарушение лексических норм, т.е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова.
№ | ^ Вид ошибки | Примеры |
1 | Употребление слова в несвойственном ему значении | Если мы обратимся к творчеству Толстого, то там можно найти происки патриотизма (вместо слова происки («интриги») нужно использовать существительное примеры). |
2 | Неразличение оттенков значения паронимов | ^ Вряд ли это можно считать эффектным способом решения проблемы. (Правильно: эффективным) |
3 | Употребление слов иной стилевой окраски. | ^ Не следует слишком заклиниваться на своих проблемах. К сожалению, в 90-е годы многие люди повелись на финансовые пирамиды и другие аферы. |
4 | Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов | По ящику сейчас показывают одни разборки. Это самый крутой герой в романе. |
5 | Нарушение лексической сочетаемости | ^ Книги занимают очень важную роль в жизни человека (правильно: играют важную роль или занимают важное место). В этой пьесе автор показал свои взгляды. (Взгляды – выражают, излагают, высказывают). |
6 | Плеоназм – дублирование значений в словосочетании (употребление лишних слов) | Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе (слово прейскурант означает «справочник цен»). Специфическая особенность речи персонажей «Горя от ума» состоит в том, что вся она «разошлась в пословицы». (Особенность – специфическая черта) |
7 | Тавтология – употребление рядом или близко однокоренных слов. | Люди всё дальше и дальше отдаляются от природы. В своём рассказе автор рассказывает о событиях войны. |
8 | Искажение фразеологической единицы | Скрепя сердцем Чацкий сначала подавлял своё раздраже-ние.(вместо скрепя сердце). |
9 | Неудачное употребление местоимений | ^ Данный текст написал В.Быков. В нём поднимается важная проблема. |
10 | Бедность и однообразие синтаксиче- ских конструкций. | Когда началась война, его отправили на фронт. Когда он оказался на фронте, он командовал ротой солдат. |
Логические ошибки –это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли.
Над морем стояла тишина. Завывал ветер. Пронзительно кричали чайки.
Толстой правдиво, но с большой художественной силой показал русское крестьянство (данные утверждения не противоречат друг другу).
ниями.
В этом тексте автор раскрывает смысл некоторых фраз, которые употребляются только в одном смысле (на его взгляд).
Наличие логических ошибок учитывается в критерии К5, по которому оценивается смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения мыслей в сочинении.
Фактическая ошибка – это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.
№ | ^ Вид ошибки | Примеры |
1 | Подмена понятий, фактов, приводимых в исходном тексте, другими; искажение фактов, содержащихся в тексте. | ^ В тексте приводятся некоторые факты биографии писателя Дюрера. (Альбрехт Дюрер – немецкий живописец и график эпохи Ренессанса). Свою смелость капитан Тушин доказал в бою, в жестоких условиях Первой мировой войны. |
2 | Неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте, которые учащиеся используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений) | ^ В романе «Отцы и дети» И.С.Тургенев рассказывает о Никите Кирсанове, который примкнул к нигилистам. Хотелось бы напомнить, что Пушкин был горячей личностью. Он мог заехать на коне на второй этаж и спокойно пить чай. |
В данных предложениях найдите и подчеркните ошибки. Укажите их тип. Исправьте.
Источник