Время это способ существования материи

Движение как способ существования материи, пространство и время как формы бытия материи

Так как общество выступает видом материального бытия, то атрибут движения присущ и ему. Движение социальной материи – это развитие общежития во времени, необратимость достигнутого обществом состояния.

Для философии движение – это внутреннее изменение состояния каждого вида материи и всего мира в целом, но который конкретно для каждой формы бытия.

3) Время. Чистого времени нет. Оно обременено материей. Время – это атрибут материи, скорость ее изменения. Каждая форма материи пропитана временем, вне материального бытия никакого времени нет.

Мир оказался многомерным не только по уровням материи, но и по ритмике времени.

Материя, время и движение неразрывны – постулат.

4) Пространство. В XV веке пространство имеет трехмерную протяженность: длина, ширина, высота. Чистого пространства не существует. Пространство сшито с материей. Пространство – это бытие разных форм и уровней материи друг возле друга.

5) Связи и взаимосвязи как всеобщие свойства бытия. Все в мире связано и взаимосвязано. Тезис: «Мир был, есть и будет». Взаимосвязь – это такой вид связи явлений, из которого одно обуславливает другое или одно не может существовать без другого. Связь – это как всеобщее свойство материи выражается в категории отражения.

2. Движение – это один из атрибутов материи, способ ее существования. В мире нет материи без движения и движения без материи. Движение – это любое бесконечное изменение, которое существует в бесконечно многообразных формах.

В метафизическом материализме движение понимается, как правило, в уз­ком смысле, как пространственное перемещение объекта, но при этом объ­ект качественно не изменяется; в диалектическом материализме движение понимается в широком смысле, как любое изменение объекта. Механиче­ское движение является одной из форм движения, а кроме него существуют физические (оптические, электрические и др.), химические, биологические, социальные изменения. В метафизическом материализме абсолютизирова­лись некоторые специально-научные концепции, главным образом механи­ка. Преимущественное развитие механики в XVII — XVIII вв. порождали преувеличенные надежды на возможность объяснения всех явлении природы с позиций механики. Эти надежды оказались неоправданными, а тем самым выявилась неправильность понимания движения только в смысле механиче­ских процессов.

В противоположность механической концепции, в которой движение про­тивопоставлялось покою, (объект может двигаться или покоиться), а тем са­мым движение понималось как частное свойство материи, диалектический материализм рассматривает движение (изменение) как способ существо­вания материи, атрибут. Материя не теряет и не приобретает способности к изменению.

Если в метафизическом материализме движение понималось в основном как «вынужденное», как результат внешнего воздействия, то в диалектиче­ском материализме утверждается двоякая обусловленность движения: как внешними воздействиями, так и внутренней активностью материальных объектов.

Понимание движения как изменения вообще предостерегает от сведения многообразия видов движения к какому-нибудь одному, как это было в ме­тафизическом, механическом материализме. Утверждение, что движение — атрибут материи, не означает, что существует какое-то движение «в чистом виде»; движение как атрибут материи — то универсальное, что присуще всем конкретным видам движения.

Движение противоречиво, прежде всего, как единство относительного и абсолютного. Движение относительно в том смысле, что изменение мес­та или состояния объекта всегда происходит относительно другого объекта. Движение абсолютно в том смысле, что движение универсально, несотворимо и неуничтожимо; нет абсолютно покоящегося.

Источник

Пространство и время как формы существования материи.

Что же такое пространство и время? Пространство и время- это всеобщие формы существования материи. Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания. Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства пространства и времени. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга. Это обнаруживается даже при простом механическом перемещении: по положению солнца на небе можно определить время, а для определения координат космического корабля нужно задать время. Более глубоко связь пространства и времени раскрыла теория относительности. Она ввела единое понятие четырехмерного пространства и времени (пространство Минковского). Так данные современного естествознания подтверждают единство материи, движения, пространства и времени.

Пространство — есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.

Время — форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.

Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:

-объективность и независимость от сознания человека;

-их абсолютность как атрибутов материи;

-неразрывная связь друг с другом и движением;

-единство прерывного и непрерывного в их структуре;

-зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах;

-количественная и качественная бесконечность.

Различают монологические (направление, непрерывность, необратимость) и метрические (связанные с измерениями) свойства пространства и времени.

Наряду с общими характеристиками пространства и времени, им свойственны некоторые особенности, которые характеризуют их как различные атрибуты материи, хотя и тесно связанные между собой.

Так, к всеобщим свойствам пространства относятся:

протяженность, т.е. взаимное расположение и существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента;

Читайте также:  Торговля дистанционным способом закон

связность и непрерывность, которая проявляется физическим воздействием через поля различного характера перемещения тел;

относительная прерывность, т.е. раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры.

Общее свойство пространства — это трехмерность, т.е. все материальные процессы происходят в пространстве 3-х измерений. Кроме всеобщих свойств пространство обладает и локальными свойствами. Например, симметрия и асимметрия, месторасположение, расстояние между телами, конкретные формы и размеры. Все эти свойства зависят от структуры и внешней связи тел, скорости их движения, взаимодействия с внешними полями.

Пространство одной материальной системы непрерывно переходит в пространство другой системы, поэтому оно практически незаметно, отсюда его неисчерпаемость как в количественном так и в качественном отношении.

К всеобщим свойствам времени относятся:

– неразрывная связь с атрибутами материи (пространством, движением и др.);

– длительность (выражающая последовательность существования и смены состояний тел) образовывается из возникающих друг за другом моментов времени, которые составляют весь период существования тела от его возникновения и до перехода в другие формы.

Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому время существования этого тела конечно и прерывно. Но при этом материя не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет формы своего бытия. Отсутствие разрывов между моментами и интервалами времени характеризует непрерывность времени. Время одномерно, ассиметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему.

Специфические свойства времени:

– конкретные периоды существования тел (они возникновенны до перехода в иные формы);

– одновременность событий (они всегда относительны);

– ритм процессов, скорость изменения состояний, темп развития процессов, и др.

Но не смотря на индивидуальные свойства, отличающие друг от друга пространство и время, в мире нет материи, которая бы не обладала пространственно-временными свойствами, так же, как время и пространство не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Весь опыт человечества, в том числе данные научных исследований, говорит о том, что нет вечных предметов, процессов и явлений. Даже небесные тела, существующие миллиарды лет, имеют начало и конец, возникают и гибнут. Ведь, погибая или разрушаясь, предметы не исчезают бесследно, а превращаются в другие предметы и явления. Цитата из идей Бердяева подтверждает это: «. Но для философии, существовавшее время, прежде всего, а затем и пространство, есть порождение событий, актов в глубине бытия, до всякой объективности. Первичный акт не предполагает ни времени, ни пространства, он порождает время и пространство». Материя вечна, несотворима и неучтожима. Она существовала всегда и везде, всегда и везде будет существовать.

Источник

Формы существования материи (движение, пространство, время, отражение)

1.Движение — это категория, обозначающая важнейший атрибут материи — изменчивость. Являясь способом суще­ствования материи, движение несет на себе все ее фундамен­тальные характеристики — объективность, неуничтожимость, всеобщность, абсолютность и относительность, многокачественность.

В истории философии проблема связи материи и движе­ния трактовалась неоднозначно. Существовали точки зре­ния, согласно которым движение не связано с материей или не обладает некоторыми чертами: отрицается всеобщность, абсолютность, подвергается сомнению атрибутивность. В античности Элейская школа доказывала, что материи как субстанции движение не свойственно; движение характери­зует лишь чувственно воспринимаемый мир. В XVII в. отрицалась атрибутивность движения, материя определялась через протяженность (Р. Декарт, Б. Спиноза). Существуют концепции, вообще отрицающие материю в качестве суб­станции. Так, согласно «энергетизму» (немецкий физик и химик В. Оствальд), возникшему из односторонних интер­претаций закона взаимного изменения энергии и массы, субстанцией является движение. С точки зрения философии в данной концепции много неправомерных рассуждений и выводов, и прежде всего отождествление понятий разного качества и объема. Масса не есть материя, а только мера ее вещественности. Отождествление массы и материи, правда, было свойственно ученым и философам XVIII в., но уже в XIX в. этот взгляд был преодолен. И при помощи диалекти­ческой интерпретации формулы А. Эйнштейна (Е = тс 2 ), и в результате открытия П. Н. Лебедевым светового давления, которое показало, что энергия содержит частицы (фотоны), обладающие массой и что движения без материи не суще­ствует.

Современная наука доказывает, что в мире не существу­ет материи без движения, как и движения без материи. Дви­жение — это способ существования материи. Изменчивость, динамика свойственна всем телам без исключения, всем уровням организации материального мира. Сам процесс организации представляет собой специфическую синтези­рующую форму движения.

Движение как атрибут материи абсолютно и в то же вре­мя относительно, поскольку проявляется в конкретных формах. Элементарные частицы, макротела, космические объекты, молекулы, белки и нуклеиновые кислоты, чело­век отличаются своим способом существования. Их движе­ние регулируется, разными законами — механическими, биологическими, социальными.

Движение является результатом взаимодействия тел, их элементов, процессов, ступеней и уровней, выступает как самодвижение, источник которого заключается в его про­тиворечивой сущности. Будучи по определению изменчи­востью, оно включает устойчивость, равновесие, покой. По словам Ф. Энгельса, движение «должно находить свою меру в своей противоположности, в покое». Причем здесь соот­ношение таково, что движение абсолютно, а покой относителен. Кроме того, движение характеризуется борьбой ста­рого и нового, простого и сложного, прерывного и непрерыв­ного, единого и многого.

Читайте также:  Засолка черных груздей сухим способом

Материя качественно разнообразна. В силу многокачественности ее самой и относительной устойчивости ее каче­ственных образований движение может осуществляться в условиях сохранения качественной определенности систе­мы и смены этого качества. Во втором случае мы имеем дело с особым видом движения — развитием. Развитие — это необратимое, направленное, закономерное изменение объек­тов. Оно определяется сразу всеми перечисленными харак­теристиками, которые внутренне связаны и противоречи­вы. Необратимость указывает на то, что структура объекта утратила порядок и устойчивость, распалась на части. Да­лее возможен процесс хаотического движения, ненаправ­ленного, подчиняющегося случайности. Такое движение не сохраняет преемственные связи, а потому лишено восхож­дения к более сложной организации нового качества. Раз­витие как философская категория охватывает все виды ка­чественных изменений — от простого к сложному, смену качества на одном уровне сложности и деградацию — пере­ход от сложного к простому.

Выше уже говорилось о делении форм организации ма­терии на уровни и специфике их связи. В силу многокачественности материи качественно различаются и формы ее движения — механическая, физическая, химическая, био­логическая, социальная. Они различаются по степени слож­ности и условно называются «низшими» и «высшими». Характер их связи выражает процесс развития: низшие формы входят в высшие, но высшие несводимы к низшим, то есть имеют специфику способа существования, выражен­ную в качественно особых законах.

Пространство и время

Пространство и время — философские категории, обо­значающие всеобщие формы существования материи. Они объективны, являются необходимыми свойствами, харак­теризующими материальный мир как неуничтожимый, структурный и «сплошный», конечный и бесконечный.

Пространство — это всеобщая форма сосуществования объектов. Сосуществование включает, во-первых, место предмета, которое связано с его размерами, границей; во-вторых, соотношение с другими предметами, которые все­гда дистанцированы друг от друга.

Время — это всеобщая форма смены объектов или их состояний.

В истории философии пространство и время рассматри­вались только в определенной связи с материей и движени­ем, то есть в системе отношений между ними. Вот что пи­шет Аристотель об атомизме Левкиппа и Демокрита: «Наи­более методически обо всем учили. Левкипп и Демокрит, а именно они приняли начало соответственно природе, како­ва она в действительности есть. Дело в том, что некоторые из древних полагали, будто бытие по необходимости едино и неподвижно. Ибо пустота не существует, движение же невозможно, если нет отдельно существующей пустоты, и с другой стороны, нет многого, если нет того, что разделяет. Левкипп же полагал, что он обладает учениями, которые. не отрицают ни возникновения, ни уничтожения, ни дви­жения, ни множественности сущего». Как видим, нали­чие пустоты, существующей отдельно от материи, связы­вается с возможностью движения. Более того — с возмож­ностью возникновения и уничтожения, начала и конца, ко­торые характеризуются временем. По Демокриту, «начало Вселенной — атомы и пустота. Миров бесчисленное множе­ство, и они имеют начало, и конец во времени. И нечто не возникает из небытия». Как выше говорилось, небытием Демокрит считал пустоту. Таким образом, место, благо­даря которому развертывается процесс рождения Вселен­ной, обусловливает связь движения, времени и материи. Но само оно существует отдельно и не обладает способностью порождать предметы материального мира. Необходимо под­черкнуть, что Демокриту все-таки свойствен разрыв мате­рии и пространства.

Признание пустоты характерно и для других философов и ученых. В античности эту точку зрения разделяли Эпи­кур и Лукреций Кар, в Новое время — И. Ньютон. Для Нью­тона пространство и время, рассматриваемые применительно к миру в целом, — абсолютны и существуют сами по себе, безотносительно к материи, движению и друг другу. Это «вместилища самих себя и всего существующего». 42 Абсо­лютное пространство остается всегда одинаковым и непод­вижным. Абсолютное время протекает равномерно и иначе называется длительностью.

В физической картине мира Ньютона существуют и от­носительные пространство и время. «Во времени, — пишет он, — все располагается в смысле порядка последователь­ности, в пространстве — в смысле порядка положения». Относительность здесь понимается как внешняя мера про­должительности, которая характеризует смену предметов, их состояний и измеряется дискретными единицами: час, сутки, месяц, год. Ньютон называет такое время кажущим­ся, обыденным. Относительность пространства есть мера, определяемая положением предмета относительно других предметов. Оно является чувственно воспринимаемым и в обыденной жизни считается неподвижным.

Разграничение Ньютоном абсолютного и относительно­го пространства базируется на качественной специфике те­оретического и обыденного уровней познания. И если абсо­лютные пространство и время обладают свойством непрерыв­ности, то относительные — структурны и дискретны.

Существовала и другая точка зрения на соотношение материи и пространства. Она связана с непризнанием пус­тоты (Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза). Декарт, напри­мер, отождествлял пространство с протяженностью, а про­тяженность рассматривал как главный атрибут материи. Придав атрибутивный характер пространственному призна­ку, он, по сути, придал ему черты субстанциальности. По Декарту, пространство и время, соотносимые с материей, отличаются непрерывностью, «сплошностью» и обознача­ются терминами «протяженность» и «длительность». Структурность же определяется не материей, а движением. «Движение создает границы тел, оно структурализирует мир, делает его объектом отчетливого восприятия и, таким образом, становится критерием бытия. «Движение в под­линном смысле» — это движение относительно касающих­ся тел, гарантирующее существование тела, его выделение из бесконечной однородной, тождественной с пространством материи. Ядро ореха отличается от скорлупы и реально су­ществует как таковое только в том случае, если оно смеща­ется относительно скорлупы. Иначе границы тела исчеза­ют».

Читайте также:  Бромгексин берлин хеми способы применения

Трактовка Декартом и Ньютоном пространства и време­ни существенным образом повлияла на создание физичес­кой и космологической картины мира. Это различие хоро­шо выражено Вольтером. Он писал, что «француз, приехав­ший в Лондон, оставил мир полным, а находит его пустым. В Париже видят вселенную состоящей из вихрей тонкой материи, в Лондоне ничего подобного не находят. У вас, картезианцев, все производится натиском, что едва ли по­нятно, у господина Ньютона — притяжением, причина ко­торого столь же неясна».

Современная философия и наука признают абсолютность и относительность пространства и времени, прерывность и непрерывность, конечность и бесконечность. Абсо­лютность пространства понимается в том смысле, что лю­бой предмет, структура, любое нечто обладает простран­ственной упорядоченностью и временной последовательно­стью. Относительность же — в смысле качественной опре­деленности систем и мерности их взаимоотношений.

Признается качественное многообразие форм простран­ства-времени в неживой, живой и социальной природе. Так, пространственные отношения микро-, макро- и мегамира описываются разными геометриями — евклидовой и неев­клидовой. И это не случайно, поскольку системы, находя­щиеся в разных условиях, проявляют или не проявляют свойства кривизны вблизи сильно тяготеющих масс. Био­логическое пространство отличается определенной асиммет­рией структуры живых систем, что не встречается в нежи­вой природе. Причем по мере усложнения живых систем усложняются и формы асимметричности. Скажем, функци­ональная асимметрия головного мозга человека выражает­ся в степени развитости, организации и ведущей роли лево­го (языкового) полушария. Время в живой природе также имеет свои специфические характеристики. Различаются внешнее время и внутреннее, по которому живет организм. Особенность внутреннего времени обусловлена приспособительными реакциями организма, призванными обеспечить его опережающее отражение и выживание в среде.

Особенно сложным является организация социального пространства, одним из элементов которого является тру­дящийся и обладающий речью человек. Социальное про­странство представляет собой сложную устойчивую систе­му связей между людьми, функционирующую в биологичес­кой и естественно-природной среде, имеющей также систем­ный характер. Социальная пространственно-временная организация характеризуется протяженностью (территори­ей) и местом (локальная структура, созданная и освоенная группой людей).

Вопрос о природе пространства и времени содержит еще одну сложнейшую и привлекательную сторону, требующую философского решения. Это соотношение конечности и бес­конечности. Разумеется, данная проблема касается не толь­ко пространства-времени, но поскольку пространство и вре­мя являются фундаментальными формами движущейся материи, она непосредственно переносится и на мир в целом.

Согласно новейшему энциклопедическому словарю, бес­конечное и конечное определяются как «философские кате­гории, отображающие противоположные, но взаимосвязан­ные стороны существования и развития материального мира в пространстве и времени. В отличие от конечного, прису­щего отдельным вещам, состояниям, процессам и формам движения, которые имеют преходящий, относительный характер, мир в целом, природа существует вечно во време­ни и бесконечно в пространстве. Однако эта вечность и бес­конечность проявляются через существование и развитие отдельных вещей и явлений, в чем и находит свое выраже­ние взаимосвязь между бесконечностью и конечностью. Многообразие природы выступает в виде потенциальной бесконечности разнообразных материальных систем раз­личного уровня структур и организации».

В данном расширенном определении получили свое вы­ражение все наиболее важные черты, характеризующие указанные категории. Прежде всего, они рассматриваются как противоположные и связанные, что подчеркивает их философское назначение, которое предполагает категории всеобщего объема определять через их соотношение. Поло­жительного определения бесконечности дать нельзя уже потому, что это уже будет не бесконечность. Сама по себе бесконечность непознаваема.

Отражение.

Отражение — способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) — следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема. Отражение бывает:

Особый вид отражения — биологический, который включает в себя стадии:

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание.Согласно материалистической концепции сознание —это способность высокоорганизованной материи отражать материю.

Антология мировой философии. В 4-х тт. Т.1. М., 1969.

Аристотель. Метафизика. // Сочинения в 4-х тт. T.I. М., 1976.

Арлычев А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. СПб., 1992.

Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной философии М.,1998.

Гольбах П.А. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного. / / Гольбах П.А. Избранные произведения в 2-х тт. Спб., 1963. Т.1.

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

Диалектика в науках о природе и человеке: эволюция материи и ее структурные уровни. М., 1983.

Звездкина Э.Ф. Социальная природа самосознания. Красноярск, 1986.

Коршунов А. М. Познание и деятельность. М., 1983.

Латыпов Н.Н, Бейлин В.А., Верешков Г.М. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.

Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. // Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т.18

Мелюхин СТ. Материя в единстве, бесконечности и развитии. М., 1966.

Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986.

Сартр Ж. П. Бытие и ничто. — М.: Республика, 2000.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Философия. Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики, 2004.

Источник

Оцените статью
Разные способы