Спешите предложения, употребив слова из скобок в нужном падеже. Если необходимо, используйте нужные предлоги
1)Проект заслуживает (одобрение). Новый руководитель быстро заслужил (уважение). 2)В последние годы произошли серьезные изменения (жизнь общества). На схеме было обозначено изменение (направление). 3)Подготовка (текст доклада) поручена референтам. Во время подготовки (экзамены) студенты получают консультации. 4)Время доказало превосходство этого способа (другие). Победить команде помогло превосходство (техника). 5)Все это делается на благо (дети, родина).
Задание 7
Выберите правильный вариант, объясните свой выбор.
1)Находиться между | а)двух полюсов б)двумя полюсами |
2)Привести цифры в подтверждение | а)этих положений б)этим положениям |
3)Иметь способность | а)к неограниченному росту б)неограниченного роста в)на неограниченный рост |
4)Иметь царапины, идентичные | а)с теми, что были на другом осколке б)тем, что были на другом осколке |
5)Способ магнитного контроля | а)ферромагнитных материалов б)за ферромагнитными материалами в)над ферромагнитными материалами |
6)Главная причина | а)торможения дислокаций б)торможению дислокаций |
7)Привести пример | а)применения коронного разряда б)применению коронного разряда в)на применение коронного разряда |
8)Принять участие в экспедиции по наблюдению | а)солнечного затмения б)над солнечным затмением в)за солнечным затмением |
9)Загрязнение рек | а)отходами производства б)от отходов производства |
10)Составная часть | а)курса культуры речи б)от курса культуры речи в)из курса культуры речи |
11)Первые опыты | а)использования новых материалов б)на предмет использования новых материалов в)по использованию новых материалов |
12)Поставить задачу | а)изучения ряда природных явлений б)об изучении ряда природных явлений в)по изучению ряда природных явлений |
13)Совершенствоваться | а)в различных аспектах языка б)по различным аспектам языка |
Прочитайте предложения, исправьте ошибки в управлении.
1)В результате этого отражения за счет механизмов синхронизации происходит резонансное взаимодействие биополевой голограммой человека и его же голограммой, отраженной от области концентрации внимания (как между двумя системами излучающих осцилляторов).
2)Главная идея концепции, по мнению авторов, состоит в формировании у будущих инженеров мышления, основанного на органической взаимосвязи инженерного и коммерческого подходов в решении профессиональных задач.
3)Один из методов, помогающих предвидеть землетрясения, -это наблюдение над состоянием источников подземных вод.
4)Трудно было, конечно, потомкам Франклина провести его юбилей во «франклиновом ключе», однако проведенное в 1967 году в Филадельфии празднование 261-ой годовщины со дня рождения Франклина явно удовлетворило это условие.
5)Прежде всего для жителей атоллов кораллы создают само жизненное пространство и при этом обеспечивают береговой линии защитой от разрушительного действия прибоя.
Замените неточно употребленный предлог. Укажите причину ошибки.
1)В 18-19 вв. из-за дифференциации наук было накоплено огромное количество сведений.
2)Постоянная гибкость учебного процесса через активную исследовательскую деятельность преподавателей стала фактором выживаемости вуза.
3)Эти данные были подтверждены в результате изучения тонкой структуры электрических полей, генерируемых рыбами в аквариуме.
4)Эта группа кроме экономического анализа оказывает практическую помощь предприятиям по сокращению потерь в производстве.
5)Экспедиция Басова была началом движения, которое продолжалось до конца 18 столетия и привело к созданию Российско-Американской компании и присоединению к России Северных островов и Аляски, потерянных только в 1860-х годах благодаря государственной ошибке Александра II и Пещурова.
Задание 10
Прочитайте. Найдите и графически покажите цепочки несогласованных определений. Предложения отредактируйте.
| | |
Образец: Расчет различных типов кривых свободной поверхности приводит к погрешности в определении гидравлических элементов, не превосходящей 10% по сравнению с традиционными методами.
1)В целях дальнейшего расширения участия студентов и привлечения к активной работе по экономике членов Клуба менеджеров проводятся регулярные встречи за круглым столом.
2)Разработаны методики и алгоритмы для расчета по результатам натурных измерений в действующих сетях с нелинейными и изменяющимися во времени нагрузками параметров схем замещения на основании трехфазной цифровой информации о мгновенных значениях фазных напряжений и токов в исследуемом узле.
3)Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени. Работа представляет собой попытку обобщения опыта производства товаров народного потребления.
Задание 11
Составьте словосочетания, используя однородные члены, данные слева, и зависимые слова, помещенные справа:
1)подготовка и руководство аспиранты
2)организация и управление транспортные перевозки
3)помощь и сотрудничество родственные предприятия
4)руководство и контроль местные организации
5)надеяться и верить свои выпускники
6)понять и смириться трудности переходного периода
7)подбор и наблюдение факты
8)координировать и руководить деятельность смежных организаций
Задание 12
Найдите ошибки в употреблении однородных членов, определите их тип. Отредактируйте предложения.
1)Земля должна рассматриваться как некая квазизамкнутая система, ресурс жизнеобеспечения которой большой, но ограничен.
2)Экологические проблемы носят уже столь глобальный характер, что могут решаться только во всемирном масштабе и рассматривая Землю как целостную открытую систему.
3)Главным занятием этого племени было выращивание батата (сладкого картофеля) и изготавливать из плодов саговой пальмы муку – вещество, подобное крахмалу.
4)Пожалуй, основной проблемой Java является поддержка безопасности: защиты локального компьютера от вирусов, возможно содержащихся в апплетах, защиты передаваемых по сети данных и т.д.
5)С точки зрения термодинамики решение экологических проблем в индустриальной цивилизации возможно только путем рационального размещения свалок отходов или вывозом «грязных» технологий или отходов в страны третьего мира.
6)В последние десятилетия человечество столкнулось с наступлением двух кризисов: кризис экологический и кризис самого человека, его отношения к идеям, идеалам, традициям, системам ценностей.
7) Античное общество по сравнению с древневосточным было более открытым и несравненно более демократично.
8)Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты.
Прочитайте предложения, найдите ошибки в употреблении двойных союзов при однородных членах предложения: а)образование неправильных союзов, б)неудачное расположение союзов.
1)В результате во много раз увеличивается не только сила электромагнитного поля, а также сила приема.
2)Необходимо добиваться сокращения всех видов оружия, как обычных, также и массового поражения.
3)Курсовую работу можно как сдать профессору, так и его ассистенту.
4)Работа хотя и не сложная, трудоемкая и потребует дополнительного времени для выполнения.
5)Студенты на лекциях внимательно не только слушают лектора, но и учатся убедительно и точно излагать свои мысли.
6)Ученые научились если не управлять наследственным кодом, по крайней мере направленно воздействовать на отдельные его звенья.
Согласование определяемого слова и определения
Внимательно прочитайте материал таблицы, обратите внимание на согласование определений.
Варианты согласования определяемого слова и определения
Определяемое слово (слова) | Определение (определения) | Пример | |||
I. Определение при существительном, имеющем при себе приложение | |||||
1)Существительное + неодушевленное приложение | Согласуется по родовому понятию |
Вещество оксид серебра, рассмотренное нами в предыдущем параграфе. | |||
2)Существительное + одушевленное приложение – имя лица | Согласуется по ближайшему слову |
Профессор Иванова, известная трудами по экономике. | |||
II. Определение при существительном, зависящем от числительных 2,3,4 | |||||
3)Существительное мужского и среднего рода | а)Род.п. мн.ч. б)Им.п. мн.ч., если определение стоит перед счетным оборотом |
Три полученныхвещества (с.р.)
Известныедва академика (м.р.)
Полученныетри вещества (с.р.) | |||
4)Существительное женского рода | Род.п. / Им.п. мн.ч. | | |||
III. Определение при существительных однородных членах | |||||
5)Определение относится к каждому из однородных существительных | Мн.ч. (наиболее характерный для научного стиля случай) |
Поставленные цель и задачи | |||
6)Однородные существительные соединены союзом или (либо), определение стоит перед однородными членами | Ед.ч. – по форме ближайшего из однородных членов | | |||
IV. Два определения при одном существительном | |||||
7)Мн.ч. (наиболее характерный для научного стиля случай) | а)Определения обозначают неоднородные признаки одного явления или признаки разных явлений б)Определения стоят после определяемого слова | Синтетический и аналитическийподходы (мн.ч.) Образцы (мн.ч.)первый и второй | |||
8)Ед.ч. | а)Определение соединены разделительным или противительным союзом б)Определения – местоимения или порядковые числительные | Синтетический или аналитическийподход (ед.ч.) Ни тот, ни другойвариант (ед.ч.) Первый и второйобразец (ед.ч.) |
Используя материал таблицы 1, укажите, по какому правилу должны согласовываться определяемое слово и определение. Вставьте пропущенные буквы.
Образец: В начале эксперимента триосвещенных мигающим светомрастения находились в одном грунте. /3)а/
1. Автором книги «Давайте говорить правильно» является известн… лингвист Л.А. Вербицкая.
2. Говоря об обусловленности всех изменений вещества движением корпускул, Ломоносов подчеркивал, что химические превращения должны изучаться химическим, физическим и математическим метод… .
3. Последние 30 лет характеризуются ростом убытков от аварий в нефтяной и химической промышленности. При этом в первое десятилетие было 22 больш… аварии, во второе –29, а за последние десять лет – 58.
4. И в том, и в другом метод… борьбы с монотонией есть серьезные недостатки, к тому же оба эти метода мало эффективны.
5. В 1910 году доктор физических наук Мария Кюри-Склодовская, продолжавш… изучение радиоактивных элементов после смерти мужа, впервые получил… металлический радий.
6. В веществах, имеющих ионную или атомную структур…, носителем химических свойств являются не молекулы, а комбинации ионов или атомов, которые образуют данное вещество.
7. Перв… четыре параграфа посвящены проблемам так называемых «озоновых дыр».
8. А.Е. Ферсман, академик, лауреат Ленинской и Государственной прем…, родился в 1883 году.
9. Единогласие требуется при определении основных направлений деятельности общества с ограниченной ответственностью, утверждении текущ… плана или отчета.
10.Тропическое растение терминалия Фердинанда, растущ… в Австралии, видимо, является мировым рекордсменом по содержанию витамина С.
11.Второй и третий эксперимент… только подтвердил… результаты первого.
12.По закону Авогадро, равные объемы газов, взятых при одинаков… температуре и давлении, содержат равное число молекул.
13.Товариществ… простое и полное явля…ся формами коллективных предприятий с неограниченной ответственностью.
14.Кампанелла пишет, что Метафизик и три его главн… помощника должны быть отделены от прочей управляющей иерархии Города Солнца.
Согласование подлежащего и сказуемого в формах числа
Изучите таблицу. Рассматривая примеры, обращайте внимание на: 1)форму и состав подлежащего, 2)форму сказуемого.
Подлежащее – слово или сочетание слов со значением количества
I. Подлежащие – сочетание с собирательными существительными большинство, множество, часть, ряд (местоимением несколько) | ||
Сказуемое в форме ед.ч. | Возможно как ед.ч., так и мн.ч. | |
1.Подлежащее – собирательное существительное, не имеющее зависимых слов: Большинствоявилось (ед.ч.) вовремя. | 2.Подлежащее собирательное существительное + зависимое слово в род.п. ед.ч.: Большинство электората (род.п. ед.ч.) проголосовало за этого депутата. | 3.Подлежащее – собирательное существительное + зависимое слово в род.п. мн.ч.: Большинство студентов (род.п. мн.ч.) знает (ют) это правило. |
Ед.ч. рекомендуется | Мн.ч. рекомендуется |
3.1)Подлежащее называет неодуш. предмет: Часть расчетов еще не закончена (ед.ч.) | 3.2)Подлежащее называет одуш. предмет, а сказуемое – его активное действие. Подлежащее при этом стоит перед сказуемым: Большинство участников конференции зарегистрировались (мн.ч.). |
3.3)Подлежащее собират. сущ. + несколько зависимых от него слов в род.п. мн.ч.: Большинство делегатов, членов оргкомитета и приглашенных уже зарегистрировались (мн.ч.). | |
3.4)Подлежащее стоит после сказуемого: Прибыло (ед.ч.) большинство делегатов. | 3.5)Подлежащее стоит перед сказуемым и имеет при себе причастный оборот или придаточное определительное (при этом причастие или местоимение «который» стоит во мн.ч.): Большинство делегатов, прибывших (мн.ч.) на конференцию, уже зарегистрированы (мн.ч.). |
3.6)В составе подлежащего при собират. сущ. есть согласующееся с ним определение в форме ед.ч.: Остальная (ед.ч.) часть депутатовприбыла (ед.ч.) позже. | |
3.7)Подлежащее и сказуемое оторваны друг от друга: Большинство делегатов, несмотря на неожиданно возникшие трудности организационного порядка, уже зарегистрированы (мн.ч.). | |
3.8)При подлежащем имеются однородные сказуемые: Большинство делегатов уже размещены (мн.ч.) в гостиницах и зарегистрированы (мн.ч.). | |
3.9)Именная часть составного сказуемого имеет форму мн.ч.: |
Прочитайте пары предложений. С помощью таблицы 2 определите, в каком из предложений используется нерекомендуемый вариант, отредактируйте его текст.
а)Не оправдались сдержанные прогнозы и в области атомной энергетики. На первой Женевской конференции по мирному использованию атомной энергии было сделано предположение о том, что в 1960-х годах цена киловатт-часа «атомной» электроэнергии будет составлять полцента (полкопейки). Большинство делегатов конференции осудило такой прогноз как безответственный.
б)По свидетельству многих натуралистов, большинство животных с видимым удовольствием изучают незнакомые для себя запахи даже в тех случаях, когда это и не сулит, казалось бы, им никакой практической выгоды.
а)Многие питомцы Лейденской школы инструментальщиков разбрелись по свету, но большинство осталось в Лейдене, и в частности в университетской лаборатории, обеспечив своим мастерством успех нового дела.
б)До сих пор в Китае в школах ушу ближайшие ученики приглашаются жить в доме учителя, правда не в самих покоях мастера, а в других постройках. Большинство же просто приходят к нему, так как все живут в одной деревне.
а)Целый ряд авторов как у нас в стране (А. Фоменко, Г. Носовский), так и за рубежом (И. Великовский), доказывают в своих работах несоответствие принятой хронологии истинному порядку событий, имевших место в истории Древнего мира.
б)Прежде всего, они должны были найти на земле безопасные места, чтобы сохранить своих жителей. Филимонов считает, что часть людей могла скрываться под землей и выходила на поверхность только тогда, когда предварительно выпущенные животные возвращались живыми.
а)Сложность заключалась в том, что большинство великих мастеров ушу было либо полностью легендарно, либо, когда-то реально существуя, настолько обросло мифами, что превратилось в легенду.
б)Часть стержней настроены на различные резонансные частоты и расположены относительно друг друга на расстоянии, позволяющем образовать электрическую емкость, достаточную для возбуждения одного из стержней.
Изучите таблицу. Рассматривая примеры, обращайте внимание на: 1)форму и состав подлежащего, 2)форму сказуемого, 3)значение подлежащего и сказуемого.
Подлежащее – количественно-именное сочетание
II. Подлежащее – количественно-именное сочетание (счетный оборот): Две лампы, тысяча вольт и т.п. | |
Сказуемое в форме ед.ч. | Сказуемое в форме мн.ч. |
1)Подлежащее стоит после сказуемого, особенно если предложение нераспространенное: Было сделано (ед.ч.) восемь докладов. | |
2)Подлежащее – количественное сочетание со словами: пара, тройка, десяток ,дюжина, сотня, тысяча, миллион, миллиард: Была проведена (ед.ч.) тысяча опытов. | 3)Подлежащее — количественное сочетание с числительными 2,3,4: Были проведены (мн.ч.) четыре опыта. |
4)Подлежащее – количественное сочетание со словом один: Триста двадцать один экземпляр учебного пособия по философии поступил (ед.ч.)в библиотеку. | |
5)Подлежащее – количественное сочетание со словами полтора, полторы: Было написано (ед.ч.) полторы страницы тезисов | См. 9а) |
6)Подлежащее – количественное сочетание со словами столько, сколько, много, немного, мало, немало: Произошло (ед.ч.) немало событий. | 7)Подлежащее – количественное сочетание с числительным оба (обе): Оба заданиявыполнены (мн.ч.). |
8)В составе подлежащего при количественном сочетании имеются слова всего, лишь, только: Решено (ед.ч.) всего пять примеров. | 9)В составе подлежащего при количественном сочетании находится: а)согласуемое местоимение во мн.ч. (эти, все и т.п.): Сделаны (мн.ч.) все семь задач; б)другое конкретизирующее определение (прилагательное, причастие, причастный оборот, определительное придаточное предложение со словом который): Две искомые величинынайдены (мн.ч.). |
10)Подлежащее обозначает: а)период времени: Двадцать минутистекло (ед.ч.); б)меру веса: Было использовано (ед.ч.) два килограмма вещества; в)меру пространства: Восемь гектаров поля еще не засеяно (ед.ч.). | См. 9б) |
11)Подлежащее – количественное сочетание со значением приблизительности: На земле живет (ед.ч.) более трех миллиардов человек. | |
12)Подлежащее количественное сочетание, компоненты которого разделены: Студентовпришло (ед.ч.) двое. | |
13)Подлежащее – сочетание по кому-нибудь/чему-нибудь: В последнем опыте в пробирке с кормом помещалось (ед.ч.) по две мухи-дрозофилы. |
Прочитайте предложения. Используя материал таблицы 3, объясните выбор автором формы числа выделенных сказуемых.
1)С момента появления персонального компьютера на массовом рынке прошло примерно двадцать пять лет.
2)До Камчатки – Нижнекамчатска – экспедиция добиралась с огромными лишениями, потеряв более 500лошадей, часть груза, изголодавшись. Умерло от лишений несколько десятков человек, было много больных и бежавших.
3)В развалинах дворца в Перу найден «телефон» тысячелетней давности. Это – два тыквенных сосуда, соединенные туго натянутой бечевой. С тех пор через Атлантический океан проложено более двух десятков телеграфных кабелей.
4)Электричеств в то время было два – одно то, которое знал еще Фалес, то, которое получал на громадных шарах из серы бургомистр Отто фон Герике, то, которое знал Франклин, то, которое ответственно за притяжение бумажек и пушинок, статическое электричество. Другое – вольтовское гальваническое электричество, с помощью которого можно было разлагать воду и кислоты, которое получали с помощью вольтовых столбов.
5)Максвелл – вероятно, единственный в истории науки человек, в честь которого имеется столько названий. Это «уравнение Максвелла», «электродинамика Максвелла», «правило Максвелла», «ток Максвелла» и, наконец, максвелл – единица магнитного потока в системе CGS.
6)Роберт Вуд показал еще несколько опытов, а большой ящик приберег к концу лекции. Если он направлял его вверх, невидимое воздушное кольцо ударялось о купол аудитории и гасило большую часть рожков газовой люстры, висевшей под потолком. Две или три из них все же не погасли, и от них свет опять распространился по всему кругу люстры, так что опыт можно было повторять снова и снова – так быстро, насколько позволяли удары по ящику.
7)Особенно широкий размах приобрели исследования летом 1753 года. На шестое сентября того года назначено было ежегодное публичное собрание Академии наук, на котором оба ученых (Ломоносов и Рихман) должны были выступить с докладами по атмосферному электричеству.
8)Два видных деятеля петровского времени, Татищев и Неплюев, взяли в свои руки дело, им поднятое, и распространили русскую государственную власть на новый чуждый богатый край.
9)Семьсот пятьдесят один участник педагогического эксперимента продемонстрировал хорошее знание материала.
10)При моделировании системы рассматривалось два варианта работы контура подачи питательной воды.
11)Полтора часа лекции изобретателя беспроводного телеграфирования Маркони прошло в ожидании демонстрации трансатлантических сигналов из Глэс-Бей в Новой Шотландии (в Америке).
12)При написании реферата использовано только три статьи.
13)В лаборатории справа и слева стояло по два шкафа
Прочитайте материал таблиц, изучите рекомендации.
III. Подлежащие – однородные члены предложения
Общие рекомендации | |||||||||
Сказуемое в форме ед.ч. | Сказуемое в форме мн.ч. | ||||||||
1)Подлежащее стоит после сказуемого: В качестве источника азота использовался аммиак, в качестве источника элементов III группы использовался (ед.ч.) триметилгалий и триметилалюминий. | 2)Подлежащее стоит перед сказуемым: Когда Луна, Земля и Солнценаходятся (мн.ч.) на одной линии, т.е. в полнолуние или новолуние, выступы от Луны и Солнца суммируются и образуют выступ высотой около 70 см. | ||||||||
Рекомендации для ряда частных случаев | |||||||||
3.1)Подлежащие соединены союзами: а)или; либо; не… так; то… то, не то… не то; ни… ни и др.: Не врач, так медсестрапридет (ед.ч.); б)не только… но и… ; не столько… сколько… и др. (при этом ближайшее к сказуемому подлежащее стоит в ед.ч.): На высоту туннельного барьера влияет (ед.ч.) не только электрическое поле (ед.ч.), но и другие воздействия. | 3.2)Подлежащие соединены союзами: а)как… так и… : Придут (мн.ч.) как врач, так и медсестра; б)не только… но и; не столько… сколько… и др. (при этом ближайшее к сказуемому подлежащее стоит во мн.ч.): В книге «Гром и молния» Франсуа Араго интересны (мн.ч.) не только научные факты (мн.ч.), но и картина общества того времени, которую Араго вольно или невольно дал; в)повторяющимися союзами: И вазелиновое масло, и экстракты полыни и крапивы, и масло виноградной косточкисодержатся (мн.ч.) в этом креме для рук. | ||||||||
4)В составе ряда однородных подлежащих на первом месте стоит подлежащее во мн.ч.: Постепенно человек учится обрабатывать
| |||||||||
5)Подлежащее – два лица или предмета, представленные как целостность, — стоит перед сказуемым: Завод и его филиалзакрываются (мн.ч.). | |||||||||
6)Сказуемое глагол с суф. –ся (-сь) – обозначает совместное действие: На вечере встретились (мн.ч.) преподаватель и бывший студент. | |||||||||
7.1)При градации (расположении слов с нарастанием их значения),
если ближайшее подлежащее стоит в форме ед.ч.: Если излагается
(ед.ч.) чье-либо мнение (ед.ч.), теория, вывод, необходимо указывать на источник информации. | 7.2)При градации (расположении слов с нарастанием их значения),
(мн.ч.) чьи-либо мнения (мн.ч.), теории, выводы, необходимо указывать на источник информации. IV. Подлежащее – сочетание со значением совместности, совместного следования, объединяющее ряд однородных подлежащих в форме ед.ч.
Используя материал таблиц 4, 5, выберите правильный вариант формы сказуемого. 1)В зависимости от свойств соприкасающихся поверхностей (происходит, происходят) смачивание (вогнутый мениск) или несмачивание (выпуклый мениск) поверхности жидкостью. 2)В некоторых случаях (используется, используются) одновременно и прямой, и обратный пьезоэффект, например в пьезоэлектрических трансформаторах. 3)Такими электромагнитными волнами (является, являются) радиоволны, свет – инфракрасный, видимый, ультрафиолетовый, а также рентгеновские и гамма-лучи. 4)Как корпус, так и ротор (изготовлен, изготовлены) из материала с точкой Кюри, соответствующей температуре выше заданной. 5)И превращение естественного света в поляризованный, и изменение типа поляризации при различных оптических явлениях почти всегда (связан, связаны) с оптической анизотропией вещества, т.е. с различением оптических свойств по различным направлениям. 6)Переход в сверхпроводящее состояние не единственная возможность влиять на электроны. Этому (служит, служат) не только магнитное поле, но и давление. 7)Причинами деформаций, сопровождающихся изменениями формы и размеров сплошного тела, (может служить, могут служить) не только механические силы, но и электрические, магнитные, гравитационные поля, изменения температуры, фазовые переходы и т.д. 8)С целью устранения сил гироскопического эффекта маховика на устойчивость локомотива с электропередачей маховик с преобразователем энергии (смонтирован, смонтированы) в оболочке и (помещен, помещены) в гироскопический механизм с двумя степенями свободы. 9)Каждое положение статьи, каждая мысль, каждый тезис (должен быть, должны быть) четко (сформулирован, сформулированы). Проанализируйте ошибки, допущенные при употреблении причастных оборотов. Отредактируйте предложения. 1)Участники симпозиума отметили важность проводимых работ в области изучения климата. 2)Математическая модель включала в себя систему уравнений, описывающая турбулентное течение газа около криволинейной поверхности. 3)Автором был разработан и успешно применен общий подход, позволяющий осуществлять интеллектуальную навигацию объектов, контролируемых компьютерным алгоритмом, подходящим для систем реального времени. 4)Прочитанный курс лекций им не был издан, как это обычно практиковалось, поскольку освещенные вопросы на лекциях были достаточно полно изложены в незадолго до этого опубликованной книге. 5)При помощи отмечающего положение плоскости Земли устройства, образуется изображение на экспонируемой фотографической пленке, позволяющее определить на проявленном негативе или на позитивном отпечатке положение плоскости Земли независимо от положения камеры во время киносъемки. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастных оборотов, исправьте предложения. 1)Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2)Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность. 3)Придавая большое значение методологии исследования, учеными был проведен ряд экспериментов. 4)Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 5)Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 6)Используя метод аналогий, на кафедре систем управления (СУ) разработан комплекс программных средств для изучения систем путем их моделирования. Тест 1 Укажите номера правильных высказываний. 1. Синтаксические нормы – это нормы использования различных синтаксических конструкций. 2. Синтаксические нормы – это нормы построения словосочетаний и предложений. 3. Синтаксические нормы регламентируют конструирование словосочетаний и предложений. 4. Синтаксические нормы регламентируют правильную расстановку знаков препинания в предложении. 5. Отклонение от норм построения и употребления устойчивых сочетаний является синтаксическое ошибкой. 6. Нарушение смысловой и грамматической спаянности частей сложного синтаксического целого является синтаксической ошибкой. 7. Отсутствие в тексте абзацев является нарушением синтаксических норм. 8. Неоправданное нарушение порядка слов в предложении мешает правильному пониманию фразы. 9. Неудачные смысловые переходы между предложениями являются синтаксической ошибкой. 10.Ошибки в управлении – разновидность синтаксических ошибок. 11.Нарушение норм согласования является синтаксической ошибкой. 12.Перегруженность предложения однородными членами затрудняет его понимание. 13.Деепричастный оборот нельзя включать в состав безличного предложения. 14.В случае затруднения в выборе надлежащей падежной формы и подходящего предлога следует обращаться к словарю: РозентальД.Э. Управление в русском языке/ Д.Э. Розенталь. –М.: Книга, 1986. –208с. 15.Трудные случаи координации между подлежащим и сказуемым, а также между определением и определяемым словом рассматриваются в пособии: Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование/ Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П.Кабанова. –М.:Айрис-пресс, 2005. –768с. Тест 2 1. Определите вид подчинительной связи слов в следующих словосочетаниях: а)согласование, б)примыкание, в)управление. 1)Свободный от забот. 2)Параллельно с изучением. 9)Смелый в решениях. 2. Укажите словосочетания, соответствующие нормам литературного языка. 1)Жертвовать свободой. 2)Жертвовать свободу. 3)Тревожиться за друга. 4)Тревожиться о друге. 5)Согласиться с ничьей. 6)Согласиться на ничью. 7)Управляющий банка. 8)Управляющий банком. 9)Исполненный ужаса. 10)Исполненный ужасом. 11)Различать дело и безделье. 12)Различать дело от безделья. 13)Удивляться трудолюбием. 14)Удивляться трудолюбию. 15)Обосновываться на эксперименте. 16)Обосновывать экспериментом. 17)Рассержен новостью. 18)Рассержен на новость. 19)Идентичный прежнему. 20)Идентичный с прежним. 3. Укажите, в каком из предложений используется рекомендуемый вариант. 1а) Победителем университетского конкурса на решение шахматного этюда и задачи стал студент 3-го курса. 1б) Победителем университетского конкурса на решение шахматных этюда и задачи стал студент 3-го курса. 2а) В библиотеке мне удалось достать последний роман и повесть этого писателя. 2б) В библиотеке мне удалось достать последние роман и повесть этого писателя. 3а) Два первых места в таблице химических элементов Д.И.Менделеева занимают водород и гелий. 3б) Два первые места в таблице химических элементов Д.И. Менделеева занимают водород и гелий. 4а) В переходном и аварийном режиме установка работала без перебоев. 4б) В переходном и аварийном режимах установка работала без перебоев. 5а) О тропическом цветке виктории-регии, нежном и красивом, мы узнали из научно-популярной передачи ТВ. 5б) О тропическом цветке виктории-регии, нежной и красивой, мы узнали из научно-популярной передачи ТВ. 6а) На факультете работает уже не один год археологический и краеведческийкружок. 6б) На факультете работают уже не один год археологический и краеведческий кружки. 7а) Лаборатория находится между третьим и четвертым этажами. 7б)Лаборатория находится между третьим и четвертым этажом. 4. Укажите рекомендуемый вариант. 1)Абсолютное большинство хорошо … к сдаче экзамена. 2)Несколько сотрудников … от сверхурочной работы. 3)Тридцать два студента … стипендию в следующем семестре. а)будет получать, б)будут получать 4)Тысяча человек … на переподготовку. 5) … полтора часа. 6)Сорок один студент … участие в тестировании. 7)Этот типовой проект … конструкторское бюро завода совместно с нашим университетом. 8) … инженер В.Г. Солодова, … несколько изобретений, … в зарубежную командировку. а)опытный, б)опытная, в)имеющий, г)имеющая, д)направлен, е)направлена 9)В конференции … участие более 300 человек. 10)Те, кто не сдал зачет, … до экзамена. а)не будет допущен, б)не будут допущены 5. Определите характер ошибок, допущенных в следующих предложениях: а)нарушение порядка слов, б)цепочка несогласованных определений (нанизывание падежей), в)общее зависимое слово при словах требующих разного управления. 1)Марксизм утверждал, что государство будет отмирать с исчезновением классов, поскольку оно возникло в связи и в результате классового раскола общества. 2)На кафедре ведется разработка методов использования полезных ископаемых прибрежных районов реки Оби. 3)Необходимо подписать договор о соглашении о взаимозачете платежей. 4)Очень важно, чтобы рекламные фирмы настойчиво изучали и внедряли накопленный опыт известными производителями. 5)Научная работа требует умелого подбора и наблюдения фактов. 6)Дайджест российской и зарубежной прессы «Патентное дело» содержит получаемую информацию в результате обработки статей из 40 специальных изданий. 7)В связи с вопросом необходимости увеличения продолжительности действия аппарата, сконструированного в лаборатории, мы поставили целый ряд опытов. 6. К приведенным деепричастным оборотам следует присоединить предложение: 1)Черпая материал из реального мира, … а)действительность воспроизводится художником в образах и картинах; б)художник воспроизводит действительность в образах и картинах. 2)Принимая во внимание коллективное начало былинного эпоса, его реалистическую основу и высокие художественные достоинства, … а)былины могут рассматриваться как эпос трудового народа; б)былины следует рассматривать как эпос трудового народа. 3)Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, … а)народ создал произведения большой глубины и силы; б)народом были созданы произведения большой глубины и силы. Тест 3 1. Определите вид подчинительной связи слов в следующих словосочетаниях: а)согласование, б)примыкание, в)управление. 3)Премировать за работу. 2. Укажите словосочетания, соответствующие нормам литературного языка. 1)Обижен на эти слова. 2)Обижен этими словами. 3)Полный водой. 4)Полный воды. 5)Превосходство над врагом. 6)Превосходство перед врагом. 7)Отличать плохое от хорошего. 8)Отличать плохое и хорошее. 9)Командующий вооруженных сил. 10)Командующий вооруженными силами. 11)Жертвовать честь. 12)Жертвовать честью. 13)Сообщать о случившемся. 14)Сообщать случившееся. 15)Заслуживает внимания. 16)Заслуживает внимание. 17)Предостеречь об опасности. 18)Предостеречь от опасности. 19)Беспокоиться за друга. 20)Беспокоиться о друге. 3. Укажите, в каком из предложений используется рекомендуемый вариант. 1а)Встретиться в перерыве между второй и третьей парой. 1б)Встретиться в перерыве между второй и третьей парами. 2а)Доклад был выслушан с большим вниманием и интересом. 2б)Доклад был выслушан с большими вниманием и интересом. 3а)Редактирование этой рукописи следует поручить опытному писателю или журналисту. 3б)Редактирование этой рукописи следует поручить опытным писателю или журналисту. 4а)Многое меняется в системе и методах преподавания в средней и высшей школе. 4б)Многое меняется в системе и методах преподавания в средней и высшей школах. 5а)Лучшие три студента примут участие в межвузовской научной конференции. 5б)Лучших три студента примут участие в межвузовской научной конференции. 6а)Растение волчеягодник-дафне, невысокий и маловетвистый, встречается главным образом в умеренном поясе Европы и Азии. 6б)Растение волчеягодник-дафне, невысокое и маловетвистое, встречается главным образом в умеренном поясе Европы и Азии. 7а)Акционерные общества, открытое и закрытое, в отличие от других видов корпораций затрагивают интересы значительного круга людей. 7б)Акционерное общество, открытое и закрытое, в отличие от других видов корпораций затрагивает интересы значительного круга людей. 4. Укажите рекомендуемый вариант. 1)Большинство студентов нашей группы успешно … курсовой проект. 2)Более миллиона учащихся … участие в централизованном тестировании в 2001-м году. 3)Три заявления о приеме на работу … на столе. 4)На строительство нового объекта … миллион долларов. 5) … полтора года. 6)Еще один ряд предложений … у главного инженера. 7) … эколог города Л.Н. Черкасова … с заявлением. а)новый, б)новая, в)выступил, г)выступила 8)Много сотрудников этого предприятия … переподготовку в связи с требованиями, предъявляемыми к современному специалисту. 9) Администрация университета, особенно деканы и их заместители, много времени … решению социальных проблем. 10)На столах и полках … , … кипами, … в разные стороны много книг. а)стояло, б)стояли, в)лежало, г)лежали, д)торчало, е)торчали 5. Определите характер ошибок, допущенных в следующих предложениях: а)нарушение порядка слов, б)цепочка несогласованных определений (нанизывание падежей), в)общее зависимое слово при словах требующих разного управления. 1)Поступающие сведения из различных организаций республики показывают непрерывный рост недовольства трудящихся. 2)Приглашаются слушатели курсов подготовки машинистов электропоездов. 3)С выходом книги читатели смогут познакомиться с пониманием наших проблем известного американского экономиста. 4)Для успешной защиты диссертации необходимо составить и изучить список литературы по теме. 5)Все вместе это называется «Мифы» и является наимоднейшим увлечением Востоком. 6)Необходимо, чтобы направляемые студенты на практику имели программу прохождения практики и тщательно разработанную специалистами инструкцию. 7)Декан руководит и координирует деятельность факультета. 6. К приведенным деепричастным оборотам следует присоединить предложение: 1)Рассказывая о явлениях жизни, … а)в произведениях писателей даются им объяснения, выносятся приговор; б)писатели дают им объяснения, выносят приговор. 2) а)Объяснение этих явлений может быть найдено; б)Объяснить эти явления можно …, взяв в качестве иллюстрации произведения писателей. 3)Обогащая современного читателя знанием прошлого, … а)в книгах писателей-классиков воспитывается чувство любви к родной стране и ее народу; б)книги писателей-классиков воспитывают любовь к родной стране и ее народу. Прочитайте предложения, найдите в них главные члены. Выпишите примеры, где между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире. 1. Слова это граждане. Я их полководец.(Есен.) 2. Все пороки плоды невежества. 3. Скучать с друзьями ужасная вещь.(Тург.) 4. Талант есть искусство открывать новое.(Азаров) 5. Земля как развернутая зеленая книга.(Пришв.) 6. Три и семь любимые числа в народных сказках. 7. Аналогия не доказательство. Восстановите пословицы, поставьте необходимые знаки препинания. Укажите, какие члены предложения пропущены. 1. Рыба ищет, где глубже, а человек … . 2. Добрый сын отцу радость, а худой … . 3. Осла узнают по ушам, медведя по костям, а болтуна … . 4. Беседа дорогу коротает, а песня … . 5. В умной беседе ума набраться, а в глупой … . 6. Родная сторона – мать, чужая … . 7. С ребятами – горе, а без ребят … . Для справок:мачеха, последний растерять, по речам, где лучше, горе, работу, вдвое. Источник |