Профессиональные заболевания
Профессиональные заболевания – заболевания, развивающиеся в результате воздействия факторов риска, обусловленных трудовой деятельностью (МОТ — международная организация труда).
Основные критерии, позволяющие определить проф. происхождение заболеваний:
· наличие связи с конкретным производственным фактором,
· наличие причинно-следственных связей с производственной средой и профессией,
· превышение среднего уровня заболеваемости у определённой группы лиц.
В утверждённом списке проф. заболеваний включено 150 нозологических единиц, объединённых в 7 основных групп:
1 -острые и хронические интоксикации,
2- заболевания, вызванные пром. аэрозолями,
3-заболевания вызванные физическими факторами,
4- заболевания , связанные с физическими перегрузками и перенапряжением,
5. заболевания , вызываемые действием биологических факторов ,
Список является основным документом, который используется при установлении диагноза проф.
Заболевания решении вопросов экспертизы трудоспособности, медико-социальной и трудовой реабилитации, а также части вопросов, связанных с возмещением ущерба, причинённого работнику в связи с повреждением здоровья.
В зависимости от сроков наступления проф. Заболеваний , и х подразделяют на острые и хронические.
Острые проф. заболевания (отравления)-развиваются внезапно, после однократного ( в течении не более одной смены) воздействия вредных произв. факторов.
Хронические проф. заб. заболевания (отравления) возникают в результате длительного воздействия вредных факторов
Устанавливать диагноз хронического проф.з аболеванияд д ано право только специализированным лечебно-профилактическим учреждениям (центр профпатологии, клиника профзаболеваний) имеющим соответствующие лицензии и сертификат.
При установлении диагноза проф. заболевания учитываются: сведения о профмаршруте за весь период трудовой деятельности: данные санитарно-гигиенической характеристики, данные предварительных и периодических медицинских осмотров, сведения по обращаемости работника в мед. учреждения, результаты комплексного клинико-функционального обследования.
Необходимо отличать проф. заболевания и профессионально обусловленные заболевания, в возникновении которых вносится определённый вклад за счёт неудовлетворительных условий труда (сердечно-сосудистые заболевания, нервно- психические заболевания, болезни опорно-двигательного аппарата, ряд заболеваний органов дыхания).
Возникает при однократной значительной тепловой нагрузке.
К тяжёлой форме относится тепловой удар-резкое падение артериального давления, температура тела поднимается выше 42 гр., частый пульс, бледность, частое дыхание, припадки, потеря сознания.
Хронический перегрев. Обычно наблюдается у рабочих длительно, выполняющих тяжёлую физическую работу в условиях повышенных температур и влажности (рабочие угольных шахт, металлургия, термические цеха). Характеризуется вегето-сосудистой дистонией.
Профзаболевания, связанные с инфракрасным излучением.
Солнечный удар: Коротковолновое излучение, проникающее через кожу и кость черепной коробки, которое непосредственно действует на мозговые оболочки и мозг.
Жалобы на головную боль, вялость, тошноту. Покраснение лица,
увеличение частоты пульса и дыхания. В тяжёлых случаях- потеря сознания и судороги.
Катаракта: хроническое заболевание глаз с частичным или полным помутнением хрусталика (стеклодувы, сталевары, кузнецы, литейщики). В основе катаракты лежит тепловой эффект от коротковолнового инфракрасного излучения менее 1.4 мкм. При этом о профзаболевании можно говорить, когда излучение на рабочем месте составляет более 1000 Вт на кВ.м
Заболевания, связанные с работой в условиях нагревающего микроклимата.
Острое-гипертермия, в тяжёлых случаях тепловой удар.
Хроническое — хронический перегрев. Т
епловой удар: резкое падение артериального давления, повышение температуры тела до 42гр, бледность, синюшность, частый пульс, расширение зрачков, судороги, потеря сознания.
Заболевания, связанные с работой в условиях охлаждающего климата.
Озноблений конечностей: покраснение, посинение, отёчностью кожи рук и ног, зуд, парастезии. Особенно при сочетании низкой температуры, длительного времени воздействия, высокой влажности.
Отморожения: 1,2,3 степени.
Ангионевроз: снижение всех видов чувствительности (побеление, похолодание, потеря чувствительности кожи рук, ног, деформация и утолщение пальцев.
Облетерирующий эндоартерит: наиболее тяжёлая форма ангионевроза.
Основные стадии: спастическая, ишемическая, некротическая, гангренозная.
Названные заболевания признаются профессиональными у рыбаков, рабочих рыбопромысловых комбинатов, холодильников, лесосплавщиков, геодезистов, топографов, геологоразведчиков
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2021 г. Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта Источник ТЕСТ по ИСТОРИИ 1 уровня. Высшего профессионального образования ставропольский государственный медицинский университет министерства здравоохранения российской федерации
|
8.6. Врач, давший новое представление о дозе лекарственных веществ, считая, что «все есть яд и все есть лекарство»: *1. Парацельс 2. Бэкон 3. Санторио 4. Авиценна 8.7. В каком из университетов в XVI в. сложилась анатомо-физиологическая школа, известным представителем которой был А. Везалий: 1. Парижский 2. Болонский *3. Падуанский 4. Салернский 8.8. Главной заслугой Гарвея является: 1. применение нового метода в изучении жизненных явлений (экспериментальное доказательство) 2. открытие новых лекарственных средств 3. борьба с католической церковью с целью добиться запрета влияния церкви на обучения в университетах *4. открытие легочного кровообращения 8.9. Амбруазу Паре принадлежит следующее нововведение в лечении огнестрельных ран: 1. прижигание ран раскаленным железом 2. заливка ран кипящим смолистым раствором *3. прикрытие ран чистой тканью с применением яичного желтка 4. первичная хирургическая обработка раны 8.10. В эпоху Возрождения чуму изображали в виде: 1.старой женщины в белом * 2. женщины с косой 3. молодой женщины в красном 4. молодой женщины в черном 8.11. Врач, впервые описавший профессиональные заболевания и предложивший способы их предотвращения?
Выберите 1 правильный ответ 8.12. Какой из перечисленных элементов отсутствовал в системе кровообращения, представленных Гарвеем: 1. Вены 3. Артериолы 2. Артерии *4. Капилляры 8.13. Кто из ученых эпохи возрождения наиболее точно приблизился к понятию «рефлекс»: 1. Парацельс *2. Рене Декарт 3. Френсис Бэкон 4. Андреас Везалий 8.14.В 1851 году в Московском государстве была открыта : 2. Первая медицинская школа 4. Первая больница 8.15. Первое государственное медицинское учреждение называлось: 1 . Медицинская канцелярия 2. Аптекарская канцелярия *3. Аптекарский приказ 4.Медицинская коллегия 8.16. Первая на Руси лекарская школа была создана : 5. 1674 г. 8.17. Около 1652 г. боярин Ф.М. Ртищев организовал 2 правильно устроенные гражданские больницы на Руси, которые находились: Выберите 1 правильный ответ 8.18. Первые доктора медицины (т.е. врачи с университетским образованием) среди славян появились: 1. В начале XV века * 2. В конце XV века 3. В начале XVI века 4. В конце XVI века 5. В XVII веке 8.19. Самые известные доктора медицины среди славян XV — XVI вв.: * 1. Георгий Дрогобыч * 2. Франциск Скорина 3. Петр Васильевич Постников 5. Николай Булев 8.20. Функции Аптекарского приказа: * 1.Руководство аптеками и Аптекарскими огородами * 2. Сбор лекарственного сырья * 3. Проведение экзаменов врачам и аптекарям, прибывшим в Россию * 4. Приглашение на службу ко двору иноземных врачей Развитие медико-биологического направления в медицине Нового времени 9.1. Основоположник эволюционного учения : 1. Г. Мендель 2. Ж. Ламарк 3. Ф. Энгельс *4. Ч. Дарвин 5. К. Линней 9.2. Первый анатомический музей был создан: *1. в Амстердаме 2. в Париже 3. в Лондоне 4. в Санкт-Петербурге 5. в Падуе 9.3. Первое применение микроскопа в естествознании связано с именем 1. Ганса Янсона 2. Захария Янсона 3. Галилео Галилея *4. Роберта Гука 5. Антония Левенгука 9.4. Основоположник учения об условных рефлексах и высшей нервной деятельности: 1. П.Эрлих * 2. И.П.Павлов 3.А.М. Филомафитский 4.Л.Пастер 9.5. Развитие учения о защитных силах организма: теория иммунитета: *1. И.И. Мечников 2. И. Мюллер 3.Р.Вирхов *4.П.Эрлих 9.6. Основоположник научной микробиологии и иммунологии: *1. Л. Пастер 2. Р. Кох 3. И. Мечников 4. Э. Дженнер 5. Э. Дюкло 9.7. В 18 8 5 году Л. Пастер организовал в Париже: 1. первый институт по борьбе с бешенством и другими инфекциями 2. первую инфекционную больницу *3. первую антибарическую станцию 4. первый карантинный пункт 5. первую бактериологическую лабораторию 9.8. Основоположник бактериологии, лауреат Нобелевской премии 1905 года 1. Л. Пастер *2. Р. Кох 3. И. Мечников 4. Э. Ру 5. Э. Дюкло 9.9. Основоположник вакцинации: 1. Л. Пастер 2. Р. Кох 3. И. Мечников *4. Э. Дженнер 5. Э. Дюкло 9.10. Кто в 1791 году открыл биоэлектрические явления, что положило начало электрофизиологии? 1. Рене Декарт 2. Альбрехт Галлер *3. Луиджи Гальвани 4. Михайло Ломоносов 5. Франсуа Мажанди 9.11. Назовите чешского естествоиспытателя, основоположника генетики: *1.Г. Мендель 2.Т. Морган 3.Ф. Веллер 4.К. Линей 5.Ф. Рюйш. 9.12. Определите вклад русского химика Д. И. Менделеева в развитие фармации и химии: *1.указывал на необходимость развития отечественной фармацевтической промышленности с целью уменьшения зависимости от иностранного импорта 2.систематика органического мира 3.сформулировал периодический закон и создал периодическую систему элементов 4.заложил основы палеонтологии 5. создал в Парижском университете факультет естественных наук 9.13. Назовите теорию, созданную немецкими учеными Т. Шванном и М. Шлейденом: 3.учение о наследственности; 4.закон сохранения массы вещества в химических реакциях; 5.теория строения органических соединений. 9.14.Кем из названных ученых была проведена первая вакцинация против оспы в России? 4.И. Е. Дядьковский; 5.Ф. П. Гааз. 9.15. Назовите основные достижения русского ученого И. И. Мечникова, все кроме: 1.создатель геронтологии, которой он дал это название 2.открыл явление фагоцитоза, заложил основы клеточной теории иммунитета и создал крупную научную школу российских микробиологов, иммунологов и патологов; *3.ввел в общую патологию принцип нервизма 4.сформулировал эволюционно-приспособительную теорию воспалительной реакции 5.открыл новый класс антител — цитотоксины и заложил основы теории аутоиммунных процессов 9.16. Определите вклад итальянского физика, врача, анатома и физиолога Л. Гальвани в развитие физиологии: 1. изучил процессы сокращения мышц *2. открыл биоэлектрические явления («животное электричество») 4.выявил условные рефлексы 5. создал теорию сахарного мочеизнурения. 9.17. Назовите основные достижения русского физиолога И. М. Сеченова: * 1. открыл центральное торможение 2. выявил условные рефлексы *3. заложил основы авиационной и космической физиологии *4. «отец русской физиологии» *5.создал научный труд «Рефлексы головного мозга». 9.18. За какие работы И. П. Павлов был удостоен Нобелевской премии? 1. за исследования строения желчных кислот и сходных веществ 2. за открытие групп крови; *3. за работы по физиологии пищеварения 4. за учение о высшей нервной деятельности 5. за работы по витаминам 9.19. Определите основные достижения русского хирурга Н. И. Пирогова в анатомии: 1.основоположник анестезиологии и реаниматологии *2.основоположник метода «ледяной» анатомии *3.основоположник топографической анатомии 4.разработал теорию иммунитета 5.основал первую в Российской империи научную анатомическую школу. 9.20. Создатель первой физиологической школы в России: 1. П.Эрлих 2. И.П.Павлов *3.А.М. Филомафитский 4.Л.Пастер Утверждение клинического метода в медицине Нового времени 10.1. Основоположником эпидемиологии в России был: 1. Н.М. Максимович-Амбодик *2. Д. С. Самойлович 3. С.Г. Зыбелин 4. Н.И. Пирогов 10.2 . Кем были сконструированы первые надежные спиртовой (1709 г.) и ртутный термометры со шкалой от 0 до 600°? 5. М. Штремер 10.3. Кем был предложен термометр со стоградусной шкалой, в которой 0 °С соответствовал температуре кипения воды, а 100° — точке таяния льда? Выберите 1 правильный ответ 10.4. Впервые для физического обследования больного был предложен метод перкуссии: *1. Леопольдом Ауэнбругером 3. Жаном Николя Корвизаром 3. Максимилианом Штолем 4. Рене Лаэнеком 10.5. Назовите основное достижение австрийского врача Л. Ауэнбруггера: *1.основоположник метода перкуссии 2.основоположник клинической фармакологии 3.основоположник гнойной хирургии 4.основоположник полостной хирургии 5.основоположник метода аускультации 10.6. Кто из перечисленных ученых дал научное обоснование метода перкуссии? *5. Й. Шкода 10.7. Впервые применил эфир в качестве обезболивающего средства: 1. Д. Симпсон 2. Г. Уэллз 3. Д.Уоррен 4. Г.Деви *5. У.Мортон 10.8. Впервые применил хлороформ в качестве обезболивающего средства: *1. Д. Симпсон 2. Г. Уэллз 3. Д.Уоррен 4. Г.Деви 5. У.Мортон *2.Н. М. Максимович-Амбодик 5.З. Фрейд 10.10. Определите вклад русского врача Н. М. Максимовича-Амбодика в развитие медицины, все кроме: *1открыл первую в Российской империи государственную аптеку 2.впервые начал читать лекции по акушерству на русском языке 3.указал на необходимость изучения действия лекарственных средств на животных 4.создал труд «Врачебное веществословие, или описание целительных растений» 5.руководство «Искусство повивания, или наука о бабьем деле» 10.11. Определите вклад Н. Ф. Филатова в развитие педиатрии: *1.один из основоположников российской педиатрии *2.создатель крупной научной школы педиатров *4.впервые выделил и описал ветряную оспу (1872 г.) и скарлатинозную краснуху (1885 г.), открыл ранний признак кори — отрубевидное шелушение эпителия на слизистой полости рта *5.создал труды «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об острых инфекционных болезнях у детей» и «Краткий учебник детских болезней» и организовал Московское общество детских врачей 10.12. В каких иероглифических текстах содержатся первые письменные свидетельства о хирургических операциях? 5.«Законы 12 таблиц» 10.13. Назовите основные достижения Н. И. Пирогова в хирургии: *1.создал аппарат для подачи наркоза 2.открыл первую в Европе медицинскую хирургическую школу *4.основоположник военно-полевой хирургии в Российской империи *5. впервые в мире использовал массовое применение эфирного наркоза в военно-полевых условиях 10.14. Назовите основные достижения Н. И. Пирогова в организации медицинской помощи, все кроме: *1.стал первым Министром здравоохранения России 2.привлечение женщин к уходу за ранеными 3.обосновал и осуществил на практике сортировку раненых на 4 группы 4.впервые в мире создал отделение для рожистых и гангренозных больных 5.впервые в клинике открыл операционную комнату *1.разработал методику местной анестезии с использованием новокаина *2.один из основоположников экстренной и военно-полевой хирургии *3.создал линимент бальзамический 4.основоположник гнойной хирургии 5.создал аппарат для ингаляционного наркоза. *2.разработал новые методы остеопластики — соединение костей — «русский замок» 3.новатор метода «ледяной хирургии» *4.внес вклад в развитие военно-полевой хирургии 5.впервые применил наркоз во время операции 10.17. Назовите основоположников асептики: 5.Д. Листер 5.хлорная известь Выберите 1 правильный ответ 10.20 . Кто первым в Российской империи применил эфирный наркоз при операции? Медицина в России в XVIII и первой половине XIX вв. 11.1 Московский университет был учрежден 12 января 1755 года по указу: *2. Императрицы Елизаветы Петровны 3. Императрицы Екатерины I 4. Императрицы Екатерины II 12.2. Московский университет по указу Екатерины II в 1791 году получил право: 1. открыть медицинский факультет 3. не подчиняться Медицинской коллегии 4. на введение телесных наказаний 12.3. Существенным недостатком преподавания медицины в Московском университете было: 1. теоретический характер преподавания *2. отсутствие собственных клиник 3. всего12 книг, прикованных к кафедре 4. практическое преподавание медицины 5. включение в план обучения консультативной медицины 12.4 . Приказы общественного призрения, созданные во всех губерниях России, должны были: 1. устраивать народные школы 2. содержать тюремные больницы *3. устраивать и содержать сиротские дома 12.5. Основными чертами научной деятельности отечественных врачей XVIII века были: *1. материалистическая направленность 2. Демократизм 3. патриотизм 12.6. Какие проблемы существовали в медицинском деле в России в начале *1.нехватка отечественных врачей 2. низкая медицинская активность населения 3. отсутствие взаимодействия с иностранными медиками *4. отсутствие медицинских учебных заведений 12.7. Каких специалистов готовила лекарская школа при Аптекарском приказе: *2. лекарей и лекарского дела учеников 3. докторов медицины 4. аптекарей 12.8. Какие разделы входили в программу обучения в первой в России госпитальной школы открытой в 1707 году по инициативе Петра I : 1. история медицины *5. хирургия 12.9. Какие факультеты были открыты при Императоре Московского университета учрежденным в 1755 году указом Елизаветы II : 5. экономический 12.10. Кто был первым русским профессором медицинского факультета Московского университета: 4. Шеин М.И. 12.11. На базе какого медицинского учебного заведения был создан Клинический городок где в 1897 году прошел XII съезд врачей 1. Петербургская Медико-хирургическая академия 2. Дерптский университет *3. медицинский факультет Московского университета 12.12. Какие важные изменения в медицинском образовании произошли в России к началу IX века: *1. появление большого количества отечественных докторов и лекарей *2. преподавание в высших учебных заведения на русском языке 3. открытие более тридцати медицинских вузов 4.организация международных конференций по медицине 12.13. Какое событие повлиявшее на развитие гигиены произошло в конце XVIII века в Москве: 1. эпидемия холеры 2. эпидемия гриппа 4. эпидемия брюшного тифа 12.14. Кто из виднейших российских ученых XVIII века предложил проект первого российского университета в состав которого вошел медицинский факультет: 4. Пирогов Н.И. 12 . 15. Какова была продолжительность обучения в медицинских школах после реформы медицинского образования: 4.4 года 12.16. Какие подразделения для изучения медицинской науки существовали при академическом Университете: *3. анатомический театр 4. научно-исследовательский центр 12.17. Какой документ определял штат медицинских чинов российской армии при Петре I : *1. Устав воинский 2. стандарты оказания медицинской помощи 3 .Устав медико- хирургической академии 4. Указ императора 12.18. Представители каких сословий имели право обучаться в госпитальной школе при первом Московском госпитале: *3 люди любых сословий окончившие Славяно-греко-латинскую академию 12.19. Какой вклад в развитие медицины внес М.В. Ломоносов: 1.разработка новых способов диагностики и лечения *2. разработка вопросов общественного здоровья и организации медицинского дела 3. совершенствование лечебного дела 12.20. Какие высшие медицинские учреждения были в России к началу XIX века: 1. Императорский Московский университет *2. медицинский факультет Московского университета 3. Казанский университет *4. Петербургская Медико-хирургическая академия Медицина в России во второй половине XIX — начале XX вв. 13.1. Отметьте выдающихся терапевтов XIX века: 7.И.Ф.Буш 13.2. Практика в лечебных учреждениях студентов-медиков в России впервые была введена по инициативе: Выберите 1 правильный ответ 13.3. Разделение хирургии на «чистую» и «гнойную» ввел: Выберите 1 правильный ответ 13.4. Впервые при оказании помощи раненым на поле боя эфирный наркоз применил: Выберите 1 правильный ответ 13.5. Первые самостоятельные кафедры гигиены были учреждены в: Выберите 1 правильный ответ 13.6. Земская медицина сформировалась: Выберите все правильные ответы 13.7. Характерные черты земской медицины: Выберите 1 правильный ответ 13.8. Какой контингент обслуживали земские больницы? Выберите 1 правильный ответ 13.9. Страна, в которой в XIX в. зародилась земская медицина – система медицинской помощи сельскому населению: Выберите 1 правильный ответ 13.10.Первая детская больница в России была открыта в: Выберите все правильные ответы 13.11. Известные отечественные педиатры: Выберите все правильные ответы 13.12. Основные открытия , повлиявшие на развитие хирургии в XIX веке: *1. Открытие эфирного и хлороформного наркоза *2. создание асептики и антисептики 4. учение о наследственности и изменчивости *5. развитие топографической анатомии 6. клеточная теория иммунитета 13.13.Развитию полостной хирургии в России способствовало *1. открытие способов обезболивания *2. развитие учения о борьбе с послеоперационным сепсисом 3. достижения в анатомии 4.появление науки патологической физиологии 13.14. Научно – практическая деятельность Н.И. Пирогова была посвящена * 1. топографической анатомии * 2. военно-полевой хирургии * 3.применению эфирного обезболивания в полевых условиях * 4. созданию первой в мире государственной организации медицинского ухода за ранеными в поле боя * 5. разносторонней клинической и педагогической деятельности 13.15. Степан Фомич Хотовицкий (1796-1885) – 1. отечественный акушер-гинеколог 2. основоположник научного направления в психиатрии 3. основоположник научной школы офтальмологов в России *4. основоположник научной педиатрии в России 5. отечественный врач-инфекционист 13.16.Какие диагностические методы обследования больного предложил профессор В.П. Образцов * 1. глубокую скользящую пальпацию органов брюшной полости 2. аускультацию сердца 3. аускультацию легких * 4. перкуссию органов грудной и брюшной полости Выберите все правильные ответы 13.17 . Назовите учебные учреждения в Российской империи, где до начала ХХ в. женщины могли получать высшее медицинское образование: 3.медицинские факультеты университетов 5.медицинские университеты 13.18 . Определите вклад русского клинициста Е. О. Мухина в развитие хирургии: 1.создал аппарат для подачи наркоза 2.открыл первую в Европе медицинскую хирургическую школу *3.создал труды «Описание хирургических операций», «Первые начала костоправной науки»; 4.впервые применил гипс для лечения переломов 5.основоположник военно-полевой хирургии в Российской империи. 13.19 . Назовите принципиальные отличия медико-хирургических школ в Российской империи от подобных заведений в Западной Европе : *1.выпускники хорошо знали и терапию, и хирургию *2.преподавание анатомии проводилось на трупах *3.аптекарскую науку изучали в аптекарском огороде *4.преподавание внутренней медицины велось у постели больного 5.выпускники знали несколько иностранных языков. 13.20.Назовите три основные формы организации медицинского дела в Российской империи в конце XIX – начале XX вв.: *1 . частнопрактикующая медицина Становление развитие советской медицины. Медицина в годы Великой Отечественной войны 14.1. Первая врачебная помощь на фронтах Великой Отечественной войны оказывалась: Источник |