- § 1. Семья как экономическая ячейка общества
- Новые слова и понятия
- Проверяем свои знания
- Разработка открытого урока технологии в 8 классе на теме: «Предпринимательство в семье «
- Разработка урока по технологии в 8 классе на тему «Семейный бюджет. Личный бюджет школьника»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
§ 1. Семья как экономическая ячейка общества
Для каждого человека семья — это начало начал, а для общества — важнейшее звено его структуры, стимулирующее социально-экономическое развитие.
Семья не только даёт обществу новых членов, но, что очень важно, воспитывает их, делает пригодными для жизни в этом обществе. Основанная на человеческих и родственных привязанностях, семья является самой устойчивой, надёжной единицей современного человеческого сообщества, поэтому в любом государстве она играет стабилизирующую и регулирующую роль. Не будь семьи, жизнь общества трудно было бы урегулировать правовыми нормами — законами. Члены семьи активно общаются между собой, передавая друг другу информацию — знания, впечатления, новости, — поэтому семья выполняет ещё и коммуникативную функцию.
И наконец, семья как ячейка общества играет важную экономическую роль. Ведь именно в рамках семьи осуществляется удовлетворение насущных потребностей человека. Мы постоянно ощущаем потребность в еде, тепле, защите, труде, общении, признании и т. п. Потребности удовлетворяются в процессе деятельности человека при использовании каких-либо ресурсов 1 — техники, технологии, финансовых средств, материалов, людей и др.
Таким образом, выполняемая семьей экономическая функция, связанная с удовлетворением потребностей и накоплением ресурсов, сводится к следующему:
- Ведение домашнего хозяйства, которое можно рассматривать как частное производство, включающее бытовое обслуживание членов семьи, ведение личного подсобного хозяйства и т. д.
- Накопление семейного имущества и обеспечение его наследования.
- Финансовая деятельность, позволяющая правильно рассчитать и использовать бюджет семьи: движение денег от их поступления до расходования на товары (услуги) и накопление.
- Участие членов семьи в общественном производстве, создающем материальные и духовные ценности.
- Подготовка детей к труду в домашнем и общественном производстве, экономическое воспитание, ориентация на будущую профессию.
Всё это изучает семейная экономика — наука о повседневной экономической жизни семьи. Семейная экономика — умение разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные эффективные средства для их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени, быть в меру щедрым и скупым, знать цену трудовой копейки.
В современном обществе семья не может обеспечить себя всем необходимым только своими силами. Шахты, заводы, всевозможные организации и предприятия работают, в конечном счёте, на потребности семьи — в жилище и безопасности, тепле, свете и отдыхе, в еде и транспорте, в информации и культуре. Существует необходимость объединять усилия с другими людьми, обмениваться результатами работы. В этом обмене участвуют деньги, которые нужно уметь заработать.
Чтобы семейная экономика хорошо работала, надо представлять себе расходы семьи и то, как они соотносятся с её доходами. Ваши родители работают и на заработную плату содержат семью. Расходы на вас занимают значительное место в семейном бюджете. Это затраты на питание, одежду, обувь, учёбу, дополнительное образование (кружки, курсы, секции), хобби.
Но если раньше доходы родителей были единственным источником в семье, то сейчас и школьникам позволяется иметь свой личный заработок не в ущерб учёбе.
Источниками доходов школьников, кроме, конечно, карманных денег от родителей, могут быть, например:
- индивидуальная трудовая деятельность (декоративно-прикладное творчество, ремонт видео- и радиоаппаратуры и т. д.);
- коммерческая деятельность (продажа, например, пирожков, газет и журналов и т. д.);
- оказание услуг (присмотр за ребёнком в отсутствие его родителей, помощь пенсионерам и инвалидам и т. д.).
Многие подростки хотят помочь родителям нести расходы по содержанию детей всеми доступными им средствами — знаниями и умениями. В их числе не последние — экономия и бережливость.
На уроках технологии вы можете изготовить различные нужные для семьи вещи, которые сэкономят расходы семейного бюджета и будут полезны для домашнего хозяйства.
Практическая работа № 1
- Определите, на что расходуются деньги в вашей семье. Квартплата, еда, транспорт. А ещё? Понятно, что расходы семьи могут быть обычными, как у всех, и особенными, свойственными только вашей семье.
- Определите, какие расходы вашей семьи являются постоянными (ежедневными), а какие — периодическими и даже единовременными.
- Определите, какими видами доходов располагает ваша семья: заработная плата, пенсия, пособие по безработице, стипендия, пособие на детей, доходы с акций и вкладов или др.
Новые слова и понятия
Семейная экономика, потребности, ресурсы, семейный бюджет.
Проверяем свои знания
- Каковы основные функции семьи?
- Что такое семейная экономика и каковы её задачи?
- Расскажите о возможных способах увеличения доходов современного школьника.
1 Ресурсы — это запасы, средства, которыми обладает государство, общество, предприятие, отдельный человек или семья.
Источник
Разработка открытого урока технологии в 8 классе на теме: «Предпринимательство в семье «
Открытый урок по технологии
«Предпринимательство в семье»
урок провела: учитель технологии
Цель урока: создать условия для ознакомления с основными понятиями семейного предпринимательства.
1.Образовательные: ввести понятия предпринимательство, лицензия, патент, прибыль, семейное предпринимательство; выделить значимость семейного предпринимательства для семьи,
для экономики государства и реализации социальных программ; продолжить формировать умение работать с законодательной, справочной и учебной литературой;
2. Развивающие: развитие интереса к предпринимательской деятельности, расширение кругозора; развитие умения работать в группах;
3. Воспитательные: воспитывать уважение к корифеям, меценатам Российского предпринимательства.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Опрос по предыдущей теме.
1. Каковы основные функции семьи?
2. Что такое семейная экономика и каковы её задачи?
3. Расскажите о возможных способах увеличения доходов современного школьника.
IV. Изложение программного материала.
Предпринимательская деятельность – вид инициативной деятельности человека, который, владея полностью или частично какими-либо материальными и культурными ценностями, использует их для производства товаров и услуг с целью получения прибыли. Деятельность предпринимателя должна строго соответствовать законодательству страны.
Личное предпринимательство – в одиночку, без регистрации фирмы или предприятия; это самая простая форма предпринимательства. Его называют также индивидуальным или частным. Например, человек, сдающий своё жильё другим людям, выступает в качестве индивидуального предпринимателя.
Предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли, удовлетворение потребностей – своих собственных и потребностей (материальных и духовных) окружающих людей.
Прибыль – разница между суммой денег от продажи товаров и услуг и затратами на их производство – остаётся в распоряжении предпринимателя, и он вправе использовать её по своему усмотрению.
В отдельных случаях закон предусматривает необходимость получения платных государственных лицензий, дающих право на проведение некоторых видов единоличного предпринимательства. В таких лицензиях нуждаются, например, рыболовы и охотники при отстреле редкой дичи или отлове редких пород рыб. Лицензируются некоторые виды образовательных услуг, а также врачебная деятельность.
Если индивидуальная трудовая деятельность имеет постоянную форму и носит систематический характер, то предпринимателю следует приобрести патент на проведение такой деятельности. Патент выдаётся на определённый срок и на определённый объём деятельности и подлежит оплате.
Единоличный предприниматель полностью несёт расходы и сам отвечает за результаты своей деятельности. Он может начать и прекратить работу в любое время по собственной воле.
Семейное предпринимательство может развиваться в форме личного производства, но может выступать и в роли предприятия или фирмы, производящей товары и услуги.
Виды семейной предпринимательской деятельности весьма разнообразны и зависят от множества факторов:
— наличия денежных средств;
— знаний и умений каждого из членов семьи;
— наличия в семье орудий производства или возможности их приобретения;
— наличия свободного времени и т. д.
Предпринимательство в семье – это чаще всего коммерческая и посредническая работа, оказание услуг, реализация товаров, произведённых членами семьи (шитьё и вязание, изготовление изделий декоративно-прикладного творчества, реализация продукции приусадебного хозяйства). В зависимости от индивидуальных склонностей и возможностей существует большое количество различных путей индивидуального и семейного предпринимательства.
Практическая работа №2
1. Составьте перечень товаров и услуг, которые могут быть источником дохода школьников.
2. Подумайте, каковы экономические связи вашей семьи с производственными или обслуживающими фирмами города (села).
3. Посоветуйтесь с родителями, чем вы могли бы помочь вашей семье.
Вопросы для повторения:
1. Что такое индивидуальное предпринимательство?
2. Что понимается под предпринимательской деятельностью?
3. Что такое прибыль?
Домашнее задание. Завершить практическую работу №2, читать §12.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Разработка урока по технологии в 8 классе на тему «Семейный бюджет. Личный бюджет школьника»
Тема: «Семейный бюджет. Личный бюджет школьника»
Цель: Формирование знаний по теме «Бюджет семьи».
Повторить пройденный материал, дать теоретические сведения по теме «Бюджет семьи», раскрыть основные понятия.
Воспитывать экономическое мировоззрение, инициативность, самостоятельность, формирование бережливости и экономии.
Развивать познавательную активность, умение анализировать, работать в группе, применять полученные знания на практике.
Наглядное пособие: плакаты, карточки, учебники, тетради.
Методы: словесные( беседа, объяснение, самостоятельная работа учащихся), наглядные, практические приемы( Самостоятельная работа учащихся, тест), контроль.
Вопросы : 1) Бюджет.
3) Бюджетное устройство.
4) Семейный бюджет.
5) Бюджет школьника.
Тип урока : комбинированный.
1. Организационный момент:
2 . Развитие внимания и мышления
ʼ (Банк) , Вʼ
А ( Валюта),
РА/ ИН ( Заработок),
ʼ ЛА
(Реклама).
Постановка проблемного вопроса .
Задача : Бабка на рынке продавала щенка. Шли мимо три парня. Собрали по 100 рублей, отдали бабке 300 рублей и ушли. Бабка подумала: « Что-то я очень дорого продала щенка!» Подозвала мальчишку дала ему 50 рублей и велела отдать парням. Тот подумал: « А как они разделять 50 рублей на троих? Отдам-ка я им 30 рублей,а 20 оставлю себе». Так он и сделал. Получилось,что каждый парень заплатил за щенка по 90 рублей,т.е. все вместе они отдали 270 рублей, а 20 рублей осталось у мальчика.Т.е. всего 290 рублей.
Куда делись 10 рублей?
(Расход парней 270 рублей.Доход бабушки 250 рублей и доход мальчика 20 рублей= 270 рублей).
Схема бюджетной системы
Бюджет территориальных единиц
Республик Краев Областей Городов Районов
Министерств Предприятий Организаций Предпринимательсто
Семейные и личные бюджеты
По закону доходы должны равняться расходам.
Но бюджет не всегда удастся в полной мере сбалансировать, и возникает превышение расходов над доходами. То есть наблюдается дефицит государственного бюджета.
Бюджет семьи-это структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год).
Под доходом понимают деньги или материальные ценности,получаемые от предприятия,отдельного лица или какого-либо рода деятельности.Все полученные средства составляют совокупные доходы.
Расходы- затраты,издержки,потребление чего-либо для определенных целей.
Бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем доходы
На другую гирки в виде расходов, так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Если весы находятся в равновесии- расходы равны доходам.
Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи.
Зароботная плата Выплаты и льготы
Членов семьи из общественных организаций
Пенсии и Доходы Доходы от других источников
Доходы от Доходы от приусадебного
ценных бумаг участка
Доходы от сдачи недвижимости
и предпринимательской деятельности
Ребята,кто из вас знает пословицы о труде?
— Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
— Труд человека кормит, а лень портит.
— Маленькое дело лучше большого безделья.
— Терпенье и труд все перетрут.
— Овчинка выделки не стоит.
— Не бравшись за топор, избы не срубишь.
— Без топора не плотник, без иглы не портной.
2)Структура доходов семьи в процентах.
Социальные выплаты Доходы от собственности
15.4 и предпринимательства
Заработная плата 46.6%
Планировать семейный бюджет—дело довольно сложное. Чтобы планировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и знать цены на товары.
Мы имеем 4 основных группы расходов:
* Обязательные платежи: — погашение ссуд в банке; оплата коммунальных услуг( квартира, отопление ,газ, вода, электроэнергия, телефон); детсад; транспортные расходы; дополнительные услуги образования( кружки, секции).
Подоходный налог- вид налогового обложения, при котором облагается доход физического лица.
3) Бюджет школьника.
— Ребята. Вы когда- нибудь задумывались над тем, сколько денег тратят родители на ваши прихоти? Молодые люди любят ходить в кино, покупают сладости — это личный бюджет.
У школьника имеются постоянные расходы — это те, которые в течении года почти не изменяются( плата за питание).
Переменные расходы — включает в себя периодические ( покупка дисков).
Непредвиденные расходы – сломалась ручка.
Прежде чем мы с вами начнем вторую часть нашего занятия мне хотелось бы узнать. Что в вашей жизни деньги?
— Есть ли у вас хобби, на которое уходит большая часть ваших денег?
А. Не хочу тратить на ерунду.
Б. У меня нет на хобби лишних денег.
В. Есть. А что дорого- хобби есть хобби.
— Как по- вашему, почему люди берут в долг.
А. Потому что слишком мало получают.
Б. Потому что не умеют жить по средствам.
В. Потому что в этом виноваты непредвиденные расходы.
— Кого из двух вы предпочитаете: богатого, но глупого, не богатого, но интересного в общении?
А. Выберу более симпатичного.
Б. Выберу богатого.
В. Выберу более эрудированного.
— Как вы относитесь к людям, которые считают, что « рай в шалаше» невозможен?
Б. Ненавижу людей, для которых в жизни, кроме денег, ничего не существует.
В. Согласны с ними. И если уж « рай в шалаше», все же существует, то надолго.
— Хватает ли вам ваших ежемесячных доходов?
А. Почти никогда не хватает.
— Как вы воспринимаете театральную премьеру, «светские тусовки»?
А. Мне это интересно.
Б. В зависимости от настроения.
В. Мне это не интересно.
— Если вы набрали от 4 до 9 баллов, то для вас духовные ценности важнее материальных.
— Если вы набрали от 10 до 16 баллов, то вы относитесь к категории таких людей, которые могут довольно долго находиться без денег.
— Если вы набрали от 17 до 24 баллов, то вам в жизни нужны только деньги.
4) Практическое задание
По психологии и развитию учащихся. От простого к сложному.
Составить структуру семейного бюджета.
Для решения этих задач вам необходимо определить, какие два слова соединены в одной строчке. Причем последние буквы первого слова одновременно является началом второго слова.
Ц е л о г а) Денежное выражение стоимости товара.
б) Обязательный платеж, взымаемый государством в государственный или местный бюджет.
Р ы н л а д а) Система экономических отношений, для которой характерна свобода в выборе покупателей и продавцов, определении цен.
б) Размер месячной заработной платы работников, руководителей, установленный в зависимости от должности.
6) Подведение итогов.
— Кто скажет, куда девались 10 рублей?
7) Домашнее задание.
Рассчитайте затраты на приобретение необходимых вещей и принадлежностей учащегося 8 класса.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 809 человек из 76 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 480 человек из 72 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС
- Сейчас обучается 228 человек из 58 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-231740
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник