- ПОЛОЖЕНИЕ об урегулировании конфликта интересов в ОАО «РЖД»
- I. Общие положения
- II. Принципы урегулирования конфликта интересов
- III. Обязанности работников ОАО «РЖД», связанные с исключением конфликта интересов
- IV. Порядок и возможные способы урегулирования конфликта интересов
- Что такое конфликт интересов
- И что с ним делать госслужащим и сотрудникам компаний
- Конфликт интересов с точки зрения закона
- Курс о больших делах
- Причины конфликта интересов у служащих
- Конфликт интересов у должностных лиц компаний
- Примеры конфликта интересов
- Как уведомить о конфликте интересов
- Как происходит урегулирование конфликта интересов служащих
- Порядок урегулирования конфликта интересов в АО и ООО
- Зачем вообще нужно урегулировать конфликт интересов
- Нужно ли урегулировать конфликт интересов в компаниях малого и среднего бизнеса
ПОЛОЖЕНИЕ об урегулировании конфликта интересов в ОАО «РЖД»
I. Общие положения
1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии Федеральным законом «О противодействии коррупции», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кодексом деловой этики ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» от 30 марта 2015 г. (протокол № 3), антикоррупционной политикой ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 24 февраля 2015 г. № 472р, и иными нормативными документами ОАО «РЖД», определяет порядок выявления и урегулирования конфликта интересов, возникающего у работников ОАО «РЖД» в ходе исполнения ими трудовых обязанностей.
2. В настоящем Положении используются следующие термины и понятия:
- конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника ОАО «РЖД» или его интересы в пользу третьего лица влияют или могут повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей по отношению к ОАО «РЖД» и влекут за собой возникновение противоречия между такой заинтересованностью и интересами ОАО «РЖД», способного привести к причинению экономического ущерба и/или вреда деловой репутации ОАО «РЖД»;
- личная заинтересованность — возможность получения неправомерных доходов в денежной или в натуральной форме либо иного преимущества непосредственно работником ОАО «РЖД» с использованием своих должностных полномочий либо членами его семьи и иными лицами, с которыми работник связан финансовыми или иными обязательствами (в том числе в силу его деловых, дружеских, семейных и иных связей и отношений, занятия им и связанными с ним лицами должностей в ином юридическом лице, владения им и связанными с ним лицами акциями, долями, паями в ином юридическом лице);
- контрагенты — российские или иностранные юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, с которыми ОАО «РЖД» имеет договорные отношения, за исключением трудовых отношений, или планирует вступить в них.
3. Настоящее Положение распространяется на работников ОАО «РЖД» независимо от занимаемой должности, а также на физических лиц, выполняющих для ОАО «РЖД» работы по гражданско-правовым договорам.
II. Принципы урегулирования конфликта интересов
Урегулирование конфликта интересов в ОАО «РЖД» осуществляется на основе следующих принципов:
1) обязательность и инициативность раскрытия сведений о возникшем (далее — реальном) конфликте интересов или о ситуации и обстоятельствах, влекущих возникновение возможного (далее — потенциального) конфликта интересов;
2) индивидуальное рассмотрение каждого конфликта интересов и его урегулирование;
3) конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и его урегулировании;
4) соблюдение баланса интересов ОАО «РЖД» и его работников при урегулировании конфликта интересов;
5) защита работника ОАО «РЖД» от возможных неблагоприятных последствий в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован (предотвращен) ОАО «РЖД».
III. Обязанности работников ОАО «РЖД», связанные с исключением конфликта интересов
Работники ОАО «РЖД» обязаны:
1) при выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться исключительно интересами ОАО «РЖД», без учета своей прямой или косвенной личной заинтересованности;
2) оценивать потенциальный конфликт интересов и избегать по возможности ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к его возникновению;
3) полностью инициативно раскрывать потенциальный (реальный) конфликт интересов;
4) инициативно содействовать урегулированию потенциального (реального) конфликта интересов.
IV. Порядок и возможные способы урегулирования конфликта интересов
1. Ответственным за прием сведений о потенциальном (реальном) конфликте интересов в ОАО «РЖД» является уполномоченное лицо, назначаемое президентом ОАО «РЖД» из числа вице-президентов ОАО «РЖД» (далее — ответственный в ОАО «РЖД» за работу по урегулированию конфликта интересов).
Руководители подразделений аппарата управления, филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» назначают одного из своих заместителей ответственным за прием сведений о случаях личной заинтересованности, потенциальном (реальном) конфликте интересов (далее — ответственный по подразделению ОАО «РЖД» за работу по урегулированию конфликта интересов).
Контроль и координацию действий ответственного по подразделению ОАО «РЖД» за работу по урегулированию конфликта интересов осуществляет Центр по организации противодействия коррупции (далее — Центр).
2. В ОАО «РЖД» устанавливаются следующие основания и сроки раскрытия конфликта интересов работником ОАО «РЖД»:
1) при возникновении у работника ОАО «РЖД» потенциального (реального) конфликта интересов — не позднее 5 рабочих дней с момента его возникновения либо с даты, когда стало известно о возникновении потенциального конфликта интересов;
2) по требованию ответственного в ОАО «РЖД» за работу по урегулированию конфликта интересов или ответственного по подразделению ОАО «РЖД» за работу по урегулированию конфликта интересов (далее — ответственные за работу по урегулированию конфликта интересов) и/или Центра — не позднее 3 рабочих дней с даты объявления требования;
3) при проведении проверки предоставленной информации о наличии потенциального (реального) конфликта интересов либо дополнительных проверочных мероприятий — в течение 1 рабочего дня с даты объявления Центром требования о раскрытии конфликта интересов.
3. Раскрытие сведений о конфликте интересов осуществляется письменно путем заполнения декларации о конфликте интересов по форме согласно приложению (далее — декларация).
4. С целью оценки возникновения для ОАО «РЖД» рисков конфликта интересов и выбора оптимального способа его урегулирования:
1) первые вице-президенты, старшие вице-президенты, вице-президенты ОАО «РЖД», главный бухгалтер, директора ОАО «РЖД» по направлениям деятельности, руководители подразделений аппарата управления, филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» составляют декларации на имя президента ОАО «РЖД» и направляют их ответственному в ОАО «РЖД» за работу по урегулированию конфликта интересов;
2) работники подразделений аппарата управления, филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», кроме указанных в подпункте 1 настоящего пункта, составляют декларации на имя руководителя, осуществляющего в отношении работника функцию работодателя (далее — соответствующий руководитель), и направляют их ответственному по подразделению ОАО «РЖД» за работу по урегулированию конфликта интересов.
5. По результатам проверки декларации ответственные за работу по урегулированию конфликта интересов и соответствующий руководитель устанавливают:
1) является ли возникшая ситуация потенциальным (реальным) конфликтом интересов;
2) отсутствует ли (присутствует ли) в действии (бездействии) работника ОАО «РЖД» конфликт интересов;
3) привела ли или может ли привести к конфликту интересов прямая либо косвенная личная заинтересованность работника ОАО «РЖД».
6. При выявлении конфликта интересов ответственные за работу по урегулированию конфликта интересов и соответствующий руководитель урегулируют конфликт интересов в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области противодействия коррупции, антикоррупционной политикой ОАО «РЖД», Кодексом деловой этики ОАО «РЖД», нормативными документами ОАО «РЖД» в области противодействия коррупции в том числе следующими способами:
1) отказ работника ОАО «РЖД» от своей личной заинтересованности, порождающей конфликт интересов ОАО «РЖД»;
2) ограничение доступа работника ОАО «РЖД» к конкретной информации, которая входит в сферу его личных интересов;
3) добровольный отказ работника ОАО «РЖД» или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, влекущим конфликт интересов;
4) внесение по согласованию с работником ОАО «РЖД» изменений в его должностные обязанности;
5) временное, с согласия работника ОАО «РЖД», отстранение его от исполнения должностных обязанностей, которые влекут или могут повлечь конфликт интересов;
6) перевод работника ОАО «РЖД» с его согласия на должность, предусматривающую выполнение должностных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов.
В случае если использование указанных способов невозможно и/или в случае уклонения работника ОАО «РЖД» от раскрытия сведений о конфликте интересов либо предоставления работником ОАО «РЖД» в декларации недостоверных сведений, осуществляется увольнение работника ОАО «РЖД» по собственному желанию по согласованию с работодателем или по его инициативе.
При этом следует учитывать, что пункт 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает увольнение работника по инициативе работодателя в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основания для утраты работодателем доверия к работнику.
Привлечение к дисциплинарной ответственности работников, не включенных в перечень, утверждаемый нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и/или Правительства Российской Федерации, осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством Российской Федерации.
7. При выборе конкретного способа урегулирования конфликта интересов важно учитывать значимость прямой или косвенной личной заинтересованности работника ОАО «РЖД» и вероятность того, что эта заинтересованность будет реализована в ущерб интересам ОАО «РЖД», тяжесть совершенного работником ОАО «РЖД» коррупционного проступка, степень его вины и иные обстоятельства.
Ответственные за работу по урегулированию конфликта интересов и соответствующий руководитель принимают меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов путем выбора возможного способа его урегулирования, а также указывают работнику ОАО «РЖД» на недопустимость нарушения требований об урегулировании конфликта интересов, установленных в целях противодействия коррупции законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД», и предупреждают его о мерах юридической ответственности, применяемых в случае такого нарушения. При необходимости соответствующий руководитель применяет к работнику ОАО «РЖД» меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.
8. При невозможности самостоятельного принятия решения о наличии конфликта интересов, определения масштабов возникающих для ОАО «РЖД» рисков или выбора оптимального способа урегулирования конфликта интересов, а также в случае несогласия работника ОАО «РЖД» с результатами рассмотрения декларации ответственные за работу по урегулированию конфликта интересов и соответствующий руководитель направляют декларацию в комиссию по урегулированию конфликта интересов в ОАО «РЖД».
9. Ответственный по подразделению ОАО «РЖД» за работу по урегулированию конфликта интересов ежемесячно, не позднее 15 числа, направляет в Центр отчет о результатах рассмотрения и урегулирования потенциальных (реальных) конфликтов интересов и принятых решениях, к которому прилагаются декларации, материалы по урегулированию конфликта интересов и документы, подтверждающие исполнение принятых решений.
Центр проверяет представленные документы, обоснованность принятых соответствующим руководителем решений, запрашивает при необходимости дополнительные материалы и пояснения, осуществляет проверку представленной информации.
При несогласии с результатами рассмотрения и урегулирования потенциального (реального) конфликта интересов и/или принятым решением Центр вправе обратиться в комиссию по урегулированию конфликта интересов в ОАО «РЖД».
Источник
Что такое конфликт интересов
И что с ним делать госслужащим и сотрудникам компаний
Бывает, что у человека в противоречие вступают два интереса.
Например, преподаватель дополнительно занимается со школьником как репетитор. Тогда на школьных уроках учителю может быть тяжело объективно оценивать ученика, от которого он получает деньги. Это и есть конфликт интересов.
Иногда с конфликтом интересов сталкиваются компании или органы власти. Например, юридическая фирма одновременно оказывает консультацию по судебному спору и истцу, и ответчику. Или другой пример: до мая 2020 года Банк России был одновременно и акционером, и контролирующим органом Сбербанка.
Конфликт интересов может возникнуть и у рядового сотрудника компании. Например, если он от лица фирмы, в которой работает, заказывает сайт у дизайн-студии своей жены. В некоторых компаниях для таких случаев даже существует политика урегулирования конфликтов интересов, чтобы избежать убытков.
Я юрист в области корпоративного права и с 2017 года работаю с конфликтами интересов. Расскажу, что это такое с точки зрения закона, когда может возникнуть конфликт интересов и как его урегулировать.
Конфликт интересов с точки зрения закона
Юридически конфликт интересов — это возможное противоречие между личными интересами представителя органа власти или сотрудника компании и интересами этого органа или компании.
За редким исключением, речь идет о конфликте интересов, который возникает у граждан. Для юрлиц — например, как в примере с юридической фирмой — этот вопрос на законодательном уровне не регулируется, но может решаться внутренним положением компании. Поэтому в статье я буду говорить о конфликте интересов граждан.
Конфликт интересов сотрудника компании или служащего органа власти — это два отдельных случая. Для каждого предусмотрен свой порядок урегулирования — подробнее о них расскажу ниже.
Не всегда конфликт интересов приводит к негативным последствиям. И главное — это не преступление, хотя конфликт интересов и создает риски противоправных действий.
Например, если сын губернатора подает заявку на субсидию от региона, это не нарушение. Но есть риск, что у него будет преимущество перед другими кандидатами из-за родства с чиновником. Урегулирование конфликта интересов позволяет минимизировать или исключить такой риск.
Курс о больших делах
Причины конфликта интересов у служащих
В случае с государственными и муниципальными служащими конфликт интересов — ситуация, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей.
Личная заинтересованность — это возможность получить финансовую выгоду. Причем получить ее может как само должностное лицо, так и его родственники. А также люди и организации, с которыми он связан имущественными, корпоративными или другими близкими отношениями.
Вот представитель трудовой инспекции проверяет предприятие, в котором директором работает его близкий родственник. Это пример личной заинтересованности: если выявят нарушения, на директора должны наложить штраф. Но представитель трудинспекции может закрыть глаза на нарушение — и штрафа не будет.
При этом конфликт интересов у служащего возникает, если соблюдается несколько условий одновременно:
- Служащий занимает определенную должность.
- Он или его близкий родственник может получить выгоду.
- Служащий может нарушить интересы общества и государства.
Определенная должность. Конфликт интересов может возникнуть не у всех должностных лиц, а только у некоторых, среди которых:
- государственные и муниципальные служащие;
- служащие Центрального банка;
- работники, которые замещают должности в госкорпорациях, публично-правовых компаниях, ПФР, фондах социального и обязательного медицинского страхования и других госорганизациях;
- другие работники в случаях, которые предусмотрены законодательством РФ. Например, педагоги или медицинские работники.
Выгода. Чтобы возник конфликт интересов, помимо определенной должности служащего, у него самого, его родственников или близких лиц должна быть возможность получить выгоду. Она может выражаться в получении денег, имущества и бесплатных услуг, продвижении по службе и т. д.
Риск нарушить интересы общества и государства. Конфликт интересов возникает, если есть именно риск, а не нарушение интересов, при котором наступает уголовная или иная ответственность.
Например, когда учитель дает школьнику частные уроки, то может относиться к ученику с пристрастием: ставить высокие оценки, выдвигать на конкурсы и олимпиады и т. д. Это может нарушать интересы других учеников. Именно поэтому педагогам запрещено оказывать платные услуги своим ученикам, если это приводит к конфликту интересов.
Конфликт интересов у должностных лиц компаний
В компаниях конфликт интересов имеет значение прежде всего при заключении сделок. Сделка, в которой есть конфликт интересов, называется сделкой с заинтересованностью.
Например, директор компании «А» заключает договор поставки товара по сниженной цене с компанией «Б», которой он владеет сам — это сделка с заинтересованностью. Такой договор может нарушить интересы миноритарных акционеров компании «А».
Заинтересованность при заключении сделок может возникнуть не у всех должностных лиц компании. Это касается тех, кто входит в органы управления юрлица или может контролировать деятельность фирмы, например:
- члена совета директоров;
- единоличного исполнительного органа — генерального директора, президента и т. д.;
- члена коллегиального исполнительного органа общества, например члена правления;
- контролирующего лица, например акционера, которому принадлежит больше 50% компании;
- лица, который вправе давать компании обязательные указания.
При этом такие должностные лица или их родственники должны быть стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, которую совершает компания. Или входить в органы управления или контролировать деятельность контрагента.
Чтобы проверить основания заинтересованности, нужно установить круг лиц, которые могут создать конфликт интересов. Например, проверить, есть ли у директора родственники, свои компании, работает ли он в другой фирме на той же должности, есть ли у родственников директора свои компании т. д. Если, например, кто-то из них является стороной по сделке, то это сигнал о конфликте интересов.
Есть и исключения, когда сделка вроде с заинтересованностью, но законом такой не признается. Например:
- 100% акций принадлежит одному лицу, и он же является директором компании;
- идет процесс реорганизации, в рамках которого передаются права. Например, одно АО присоединяется к своей материнской компании;
- компания выкупает собственные акции;
- компания размещает облигации по открытой подписке, то есть среди неограниченного круга лиц.
- в сделке заинтересованы все акционеры;
- сумма сделки или балансовая стоимость имущества, которое участвует в сделке имущества, не более 0,1% от балансовой стоимости всех активов компании.
Примеры конфликта интересов
Основная задача моей работы — урегулирование конфликта интересов, прежде всего в компаниях. Поэтому в своей практике я встречался с десятком примеров конфликтов интересов — вот некоторые из них.
На государственной службе. Сотрудник полиции проверяет информацию о преступлении в компании, которая принадлежит его брату.
Прокурор проверяет предприятие по производству сахара на предмет нарушения законодательства, а собственник предприятия до этого сделал сыну прокурора дорогой подарок.
На гражданской службе. Судья районного суда рассматривает дело о привлечении к административной ответственности компании, которая принадлежит его зятю.
Руководитель регионального отделения контролирующего органа руководит проверкой регионального банка. А банк недавно купил акции у отца руководителя.
На муниципальной службе. Сестру главы сельского поселения назначают генеральным директором компании — основного поставщика поселения.
Депутат Совета депутатов муниципального района вносит предложение изменить категорию землепользования участка, который ему принадлежит.
В ООО и АО. Президент ПАО «А» заключил договор поставки авто по себестоимости с дилером — ООО «Б» . Члены совета директоров ПАО «А» сделку одобрили. Но ООО «Б» принадлежит президенту и членам совета директоров ПАО «А».
Генеральный директор ООО заключает договор займа с подконтрольным ему АО, по которому последнее получает 10 млн рублей на 10 лет под 2% годовых.
Председатель правления банка заключает договор уступки права требования с компанией, подконтрольной его дочери.
Как уведомить о конфликте интересов
Порядок для служащих. Как только служащему стало известно о конфликте интересов или о том, что он может возникнуть, служащий обязан письменно уведомить об этом. Порядок устанавливается соответствующим органом.
Например, в Минфине есть специальная форма уведомления. Порядок его подачи установлен приказом от 8 апреля 2020 года № 62н. Госслужащие Минфина составляют уведомление на имя заместителя министра финансов РФ , который отвечает за урегулирование конфликта интересов внутри министерства. На последнее также возложены функции по профилактике правонарушений.
Порядок в ООО. Не все сотрудники должны уведомлять о конфликте интересов, а только директор, член совета директоров, член правления, контролирующее лицо и тот, кто вправе давать указания компании.
Уведомление направляется компании, а та направляет его незаинтересованным участникам. Если в обществе есть совет директоров и правление, уведомление также направляется им.
В документе должна быть информация о:
- Подконтрольных заинтересованному лицу компаниях.
- Юрлицах, в которых заинтересованное лицо занимает должность директора, члена совета директоров или правления.
- Родственниках, из-за которых возникает конфликт интересов, и о подконтрольных им компаниях.
- Известных или предполагаемых сделках, в которых есть заинтересованность.
- Сторонах, выгодоприобретателях, цене, предмете и других существенных условиях сделки.
Уведомление нужно направить не позднее чем за 15 дней до даты сделки. Но в уставе ООО можно установить другой срок.
Также при подготовке к ежегодному собранию готовится отчет о заключенных в отчетном году сделках с заинтересованностью. Отчет должен предварительно утвердить директор, а также совет директоров и ревизионная комиссия, если они есть по уставу.
Порядок в АО. Те же лица, что и в ООО, в течение двух месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о конфликте интересов, обязаны уведомить общество. Детальный порядок уведомления установлен указанием Банка России.
Как происходит урегулирование конфликта интересов служащих
Уведомление служащих о конфликте интересов, как правило, рассматривает подразделение кадровой службы государственного или муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Срок проверки — семь рабочих дней. По результатам подразделение готовит мотивированное заключение.
Заключение направляется председателю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов. Такая комиссия есть как для государственных, так и для муниципальных служащих.
Комиссия по урегулированию конфликта интересов. В состав комиссии обычно входят председатель, его заместитель, секретарь и члены. У всех них равные права при принятии решений.
В федеральных органах власти состав комиссии немного отличается — в нее входят:
- Заместитель руководителя госоргана — председатель комиссии.
- Руководитель подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо ответственный за эту работу — секретарь комиссии.
- Служащие из разных подразделений госоргана. Их определяет руководитель: например, служащие из юрподразделения или из подразделения кадров.
- Представитель Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции или соответствующего подразделения Аппарата Правительства РФ.
- Представители научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, чья деятельность связана с госслужбой.
Число членов комиссии, которые не работают в госоргане, должно составлять не менее 1/4 от общего числа членов. Также руководитель госоргана может включить в состав комиссии представителя общественного совета организации ветеранов или профсоюза.
Комиссия рассматривает уведомление, материалы проверки и заключение в течение 20 дней со дня поступления документов. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее ⅔ от общего числа членов комиссии.
В итоге комиссия принимает решение, которое отражается в протоколе и носит рекомендательный характер. Например, признать, что конфликт интересов отсутствует. Или что личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов.
Протокол направляется руководителю служащего. В течение 30 дней с даты поступления руководитель принимает решение и уведомляет о нем комиссию — оно оглашается на ближайшем заседании и принимается к сведению без обсуждения.
Меры по предотвращению конфликта интересов, а также по его урегулированию может принимать сам служащий. Перечень мер открытый. Например, если речь идет о проверке компании родственника, можно взять самоотвод и возложить эту обязанность на своего заместителя. А если конфликт интересов связан с владением ценными бумагами, можно передать их в доверительное управление.
Порядок урегулирования конфликта интересов в АО и ООО
Конфликт интересов — не препятствие для заключения сделки.
Сделка с заинтересованностью по общему правилу не требует предварительного согласия на совершение, но некоторые лица могут его потребовать. Например, директор или член совета директоров, участник с долей не менее 1% от уставного капитала общества или акционер с 1% от количества голосующих акций.
Согласие, в зависимости от сделки, дает совет директоров или общее собрание участников (акционеров) большинством незаинтересованных лиц. Например, если продается имущество акционерного общества, которое составляет более 10% от балансовой стоимости активов, то сделку одобряет общее собрание акционеров.
Не во всех обществах действуют такие правила — в уставе может не быть положений о сделках с заинтересованностью или быть прописан другой порядок.
Зачем вообще нужно урегулировать конфликт интересов
Урегулирование конфликтов интересов — превентивная мера. Государству и компаниям необходимо понимать, что существует риск неправомерных действий.
Уведомление о конфликте интересов позволяет государству и компаниям понять:
- Имеет ли место коррупция.
- К чьей выгоде действует лицо — своей или государства и компании.
- Риски действий при конфликте интересов. Например, приведет ли действие к необоснованной выгоде, снижению конкуренции, нарушению принципа равенства и т. п.
- Добросовестно ли служащий или сотрудник компании выполняет свои обязанности.
Для лица с конфликтом интересов уведомление позволяет снять риск, что его действия признают недобросовестными и привлекут к ответственности. Например, если директор совершает сделку при конфликте интересов и не уведомил об этом, то может ответить за ущерб компании от сделки. А служащего могут уволить со службы.
Нужно ли урегулировать конфликт интересов в компаниях малого и среднего бизнеса
Урегулирование конфликта интересов в небольших фирмах полезно как минимум потому, что собственник может понять, где его бизнес работает неэффективно.
Урегулирование конфликта интересов можно распространить не только на директоров, но и на рядовых сотрудников компании. Например, есть чувствительные к потере прибыли должности вроде менеджера по закупкам. Менеджер может договориться с поставщиком о более высокой цене для компании и разницу забирать себе в карман.
Чтобы избежать конфликта интересов у сотрудников, можно принять внутреннее положение об этом. В нем следует определить:
- Понятие конфликта интересов.
- Обязанности работника, в том числе по уведомлению.
- Порядок уведомления.
- Способы урегулирования конфликта интересов: например, самоотвод, ограничение доступа к информации, одобрение действий при конфликте.
- Ответственного, кто будет получать и рассматривать уведомление о конфликте интересов.
- Порядок принятия решений после рассмотрения уведомлений.
- Ответственность за нарушение положения о конфликте интересов.
Источник