Возможные неисправности трансформаторов напряжения способы их устранения

Трансформаторы. Характерные неисправности трансформаторов и способы их устранения.

1. «Старение» межлистовой изоляции магнитопровода, отдельные местные повреждения ее, замыкание отдельных листов. Признаки повреждения — увеличение тока и потерь холостого хода, быстрое ухудшение состояния масла, понижение его температуры вспышки, повышение кислотности масла и понижение пробивного напряжения.

2. «Пожар» стали, повреждение изоляции стяжных болтов, замыкание листов магнитопровода, касание в двух местах магнитопровода каких-нибудь металлических частей, в результате чего образуются замкнутые контуры для вихревых потоков. Признаки повреждения — повышение температуры трансформатора, появление газа черного или бурого цвета в газовом реле, воспламеняющегося при поджоге, Масло меняет цвет, становится темным и имеет резкий специфический запах вследствие разложения (крекинг-процесс).

3. Ослабление прессовки магнитопровода, свободное колебание крепящих деталей, колебание крайних листов магнитопровода. Признаки повреждения — ненормальное гудение, дребезжание, жужжание. Эти же признаки могут быть и следствием повышения против нормального первичного напряжения.

4. «Старение» и износ изоляции. Износ изоляции может произойти из-за длительной эксплуатации трансформатора, однако наблюдается и преждевременный износ, который является результатом частых перегрузок или недостаточно интенсивного охлаждения при номинальной нагрузке. Ухудшение условий охлаждения может произойти из-за осадков шлама на обмотки, загрязнения междуобмоточных промежутков и при “старении” масла.

В практике принято следующее разделение изоляции по классам годности:

1-й класс — изоляция эластичная, мягкая, не дает трещин и деформаций; такая изоляция считается хорошей;
2-й класс — изоляция твердая, прочная, без трещин, не дает трещин и деформаций при нажатии рукой и с трудом отделяется с помощью ножа; такое состояние изоляции считается удовлетворительным;
3-й класс — изоляция хрупкая, при нажатии или постукивании расслаивается или появляются мелкие трещины и деформации;
4-й класс — изоляция имеет трещины, при нажатии рукой осыпается, замечаются оголенные участки; изоляция считается плохой, и требуется смена обмоток.

для определения прочности изоляционных прокладок в ремонтной практике проверка состояния электрокартона производится на образцах, вырезанных из изоляции различных частей трансформаторов. Вырезанную полоску электрокартона сгибают пальцами под прямым углом или складывают вдвое без сдавливания листа сгиба. Если при полном сгибе вдвое электрокартон не ломается, изоляция считается хорошей, если при полном сгибе ломается, то удовлетворительной, т. е. ограниченно годной, а если картон ломается еще при сгибе до прямого угла, то негодной.

5. Витковое замыкание в обмотках. Такое замыкание возникает при разрушении изоляции обмотки вследствие ее износа, деформация обмоток при КЗ, толчка нагрузки, различного рода перенапряжениях в аварийных режимах, снижениях уровня масла до обнажения обмоток и в других случаях. Признаки повреждения — работа газовой защиты на отключение трансформатора с выделением горючего газа бело-серого или синеватого цвета; не- нормальный нагрев трансформатора с характерным бульканьем, неодинаковое сопротивление обмоток фаз при измерении их постоянным током. При значительных витковых замыканиях приводится в действие максимальная защита.

б. Обрыв обмотки, возникающий при сгорании выходных концов вследствие термического действия и электромеханических усилий токов короткого замыкания, плохой пайки проводников, выгорании части витков при витковых замыканиях. Признаки повреждения — работа газовой защиты вследствие образования дуги в месте обрыва.

Читайте также:  Замороженный морской коктейль способы приготовления

7. Пробой и перекрытие внутренней и внешней изоляции трансформатора. Причинами перекрытия могут являться значительный износ изоляции, появление в ней трещин, в которые попадает грязь и сырость, а также атмосферные и коммутационные перенапряжения.
Рассмотрим более подробно возможные неисправности силовых трансформаторов.

Трансформаторы отечественного производства просты по конструкции, надежны и удобны в эксплуатации. Случаи повреждения трансформаторов вызваны: нарушением действующих правил эксплуатации, аварийными и ненормированными режимами работы, старением изоляции обмоток, некачественной сборкой на заводе или при монтаже и ремонте. Опыт монтажа и ремонта трансформаторов показывает, что две трети повреждений возникает в результате неудовлетворительного ремонта, монтажа и эксплуатации и одна треть — вследствие заводских дефектов. Основные повреждения приходятся на обмотки, отводы, выводы и переключатели (около 84 %).

Наиболее серьезная неисправность трансформаторов возникает при повреждении магнитопроводов (“пожар стали”), вследствие нарушения изоляции между отдельными листами стали и стягивающими их болтами. В стыковых магнитопроводах причиной аварий бывает нарушение изоляции в стыках между ярмом и стержнями. Местные нагревы стали магнитопровода возникают в результате разрушения или износа изоляции стяжных болтов, повреждения междулистовой изоляции и плохого контакта электрических соединений.
Междувитковые замыкания в обмотках и секционные пробои и замыкания возникают при толчкообразных нагрузках или коротких замыканиях и в результате деформации секций от механических усилий при токах короткого замыкания и при повреждении изоляции трансформации от атмосферных перенапряжений. Обрывы заземления магнитопрода также приводят к повреждению трансформатора, поэтому все металлические части магнитопровода, кроме стяжных шпилек, соединяют с баком трансформатора, который надежно заземлен полоской луженой жести или латуни толщиной 0,5 мм и шириной 25—30 мм. Способы заземления магнитопровода зависят от его конструкции. Это соединение может быть выполнено перемычкой между вертикальным прессующим болтом и болтом, крепящим крышку к баку трансформатора. При ремонте транс форматора следят за исправностью описанного заземления.

Обмотки — наиболее уязвимая часть транс форматоров, часто выходящая из строя. Наиболее распространенные повреждения обмотки — замыкания межу нитками и на корпус, междусекционные пробои, электродинамические разрушения, обрыв цепи. Перечисленные повреждения происходят в результате естественного износа изоляции, нарушения ее механической прочности при сроке работы выше 15 лет. Изоляция разрушается также при длительных перегрузках трансформатора, сопровождаемых перегревом обмоток (около 105 °С).
При сквозных токах КЗ вследствие динамических усилий наблюдается деформация обмоток, сдвиг их в осевом направлении и, как правило, механическое разрушение изоляции. Отгорание выводных концов, электродинамические усилия, небрежное соединение концов вызывают обрыв цепи обмоток, замыкание их на корпус или пробои с выходом трансформатора из строя.

При эксплуатации могут наблюдаться потрескивания внутри трансформатора, свидетельствующие о том, что между обмотками или их ответвлениями и корпусом происходят разряды (обмотки и металлические части магнитопроводов в трансформаторах представляют собой обкладки конденсатора). Это явление возникает в результате замыканий обмоток или ответвлений на корпус трансформатора при перенапрежениях или обрыве сети заземления. В этом случае трансформатор должен быть немедленно отключен, после чего газ необходимо проверить на горю- честь и отобрать пробу газа для проведения химического анализа.
Основные неисправности выводов транс форматоров: трещины, сколы и разрушения изоляторов в результате атмосферных перенапряжений, наброса металлических предметов или попадания животных на трансформатор, что приводит к междуфазному короткому замыканию на выводах, загрязнения изоляторов, некачественная армировка и уплотнение, срыв резьбы стержня при неправильном навинчивании и затягивании гайки. Наиболее характерные повреждения выводов — течь масла между фланцем вывода и крышкой, в армировке или в месте выхода стержня. Фланец представляет собой чугунную обойму и предназначен для крепления фарфорового вывода (изолятора) на крышке трансформатора, фарфоровый изолятор армирован во фланце армировочной замазкой, фланец закрепляется на крышке трансформатора болтами. Между фланцем и крышкой плотно уложена резиновая прокладка, на которую следует обратить внимание при ремонте.

Читайте также:  Можно ли солить рядовки горячим способом

Наиболее частые повреждения переключателей — оплавление или полное выгорание контактных поверхностей, вызываемое термическим действием токов короткого замыкания при недостаточном давлении (нажатии) подвижных контактов на неподвижные или при неполном их соприкосновении между собой.

Нарушение прочности сварных швов и недостаточная плотность прокладки между баком и крышкой вызывает течь масла из бака. Устраняют течь масла сваркой, а небольшие волосяные трещины ликвидируют чеканкой. Материалом для покрышечного уплотнения служит маслоупорная резина (марок С-90 и М-14) и пробковая прокладка; в отдельных случаях применяют картон неэлектрический, хлопчатобумажную или пеньковую веревку, асбестовый шнур. Прокладка из листового материала (клингерита, резины и пробкового листа) состоит из отдельных частей, которые соединены клеем или лаком.

Неисправности трансформаторов и способы их устранения

Источник

ООО “ФОРМАТ-ЭНЕРГО”

Сервисный центр по техническому обслуживанию и ремонту трансформаторов

143985, Московская область, г.Балашиха, мкр.Железнодорожный, ул.Автозаводская, д.50, оф.3

тел. 8 (919)7600629

Веб-сайт: www.format-energo.ru; Эл. почта: info@format-energo.ru

Основные неисправности трансформаторов

Основные неисправности трансформаторов приведены в таблице 4 ниже. Наиболее часто в трансформаторах повреждаются обмотки ВН, реже НН. Повреждения в основном происходят из-за снижения электрических свойств изоляции на каком-нибудь участке обмотки, в результате чего наступает электрический пробой изоляции между витками и их замыкание, приводящее к выходу трансформатора из строя.

Оплавление контактной поверхности

Элемент трансформатора Возможные неисправности Причины возникновения неисправностей
Обмотки Витковое замыкание Старение изоляции, постоянные перегрузки, динамические усилия при коротких замыканиях
Замыкание на корпус (пробой ), междуфазное короткое замыкание Старение изоляции, увлажнение масла или снижение его уровня, внутренние и внешние перенапряжения, деформация обмоток вследствие прохождения больших токов короткого замыкания
Обрыв Отгорание выводных концов обмоток из-за низкого качества соединения или электродинамических усилий при коротком замыкании
Переключатель регулирования напряжения Отсутствие контакта Нарушение регулировки переключателя
Термическое воздействие на контакты токов короткого замыкания
Неплотное прилегание подвижного контакта к неподвижному Ослабление контактных соединений переключателя
Вводы Электрический пробой на корпус Трещины в изоляторах вводов, понижение уровня масла в трансформаторе
Магнитопровод «Пожар стали» Нарушение изоляции между листами или стяжными болтами
Бак и арматура Протекание масла из сварных швов, фланцев и крана Нарушение целости сварных швов, плотности фланцевых соединений, повреждение прокладки крана в месте соединения с фланцем

Наиболее слабые и часто повреждаемые узлы независимо от источника этих повреждений, согласно статистическим данным, приведены в таблице 5. Эти данные свидетельствуют о том, что недостаточна витковая изоляция и электродинамическая стойкость обмоток (плохая расклиновка), часто повреждаются переключатели отводов и вводы.

Источник

Неисправности силовых трансформаторов

Если была замечена высокая температура трансформатора, его перегрузка, ненормальное гудение, потрескивание или замыкание между фазами и витками, следует как можно быстрее проверить устройство на наличие неисправностей. Причин может быть множество, и у каждой из них есть своя четко установленная последовательность действий для устранения неисправности.

Причины поломок трансформаторов

Одна из наиболее частых причин поломок (70 % случаев) — неудовлетворительный ремонт или нарушение правил эксплуатации. Остальные 30 % случаев — заводские дефекты.

  • В основном повреждаются вводы, отводы, обмотки и переключающие устройства из-за своей изношенности, нарушения режимов работы или неправильного ремонта.
  • Из-за нарушения изоляции между отдельными листами электротехнической стали может быть поврежден магнитопровод, а качество изоляции стальных пластин влияет на серьезность и частоту повреждений сердечника трансформатора. Если межлистовая изоляция повреждена, вихревые токи объединяются и возникает «пожар стали» — выгорание пластин, которое можно устранить только их полной заменой. Чтобы такого не происходило, следует производить изоляцию маслостойкими изоляционными лаками — они обладают особым электрическим сопротивлением, механической прочностью и нагревостойкостью.
  • Весьма опасным для работы трансформатора является наличие посторонних примесей (остатки растворителя, влага, газ или воздух, твердые частицы или механические примеси). Они становятся причиной химических процессов, которые снижают прочность изоляции.
  • В результате атмосферных перенапряжений на вводах трансформаторов могут появляться сколы и трещины. Это приводит к межфазному КЗ на вводах, некачественной армировке и уплотнению, загрязнению изоляторов, срыву резьбы стержней, а впоследствии и к возникновению пожаров.
  • Течь трансформаторов может спровоцировать недостаточная плотность прокладки между баком и крышкой, а также нарушение сварных швов. Основной причиной служит образование ржавчины из-за конденсата.

Способы устранения неисправностей

Неисправность Возможная причина Способ устранения
Повышенное гудение в трансформаторе Ослабление прессовки магнитопровода Подтянуть прессующие шпильки (у масляного трансформатора выполняют при вынутом сердечнике)
Потрескивание внутри трансформатора Появление замыкания между витками Ослабление болтов, крепящих крышку (кожух) трансформатора Обрыв заземления магнитопровода Отправить трансформатор для капитального ремонта
Проверить затяжку всех болтов
Выходные напряжения фаз неодинаковы при одинаковых первичных напряжениях Недостаточен контакт в соединении одного из вводов. Обрыв в обмотках трансформатора Восстановить заземление (у масляного трансформатора выполняют при вынутом сердечнике)
Отправить трансформатор для капитального ремонта
Течь масла Нарушение плотности:
сварных швов бака;
между крышкой и баком во фланцевых соединениях
То же
Подтянуть болты, гайки. Если не может, установить новое уплотнение

Подробнее узнать о неисправностях трансформаторов и способах их ремонта можно по телефонам, указанным на сайте. Чтобы устранить поломки, заказывайте у нас специальные ремкомплекты для любых типов трансформаторов.

Источник

Читайте также:  3 cgi способы передачи данных запоминание состояния
Оцените статью
Разные способы