Возможные неисправности автомата заряжания способы их устранения
Неподача патрона. Затвор в переднем положении, но выстрела не произошло — в патроннике нет патрона.
Причина:
1. Загрязнение или неисправность магазина.
2. Неисправность защелки магазина.
Способ устранения:
1. Перезарядить автомат и продолжать стрельбу.
2. Заменить магазин. При неисправности защелки магазина отправить автомат в ремонтную мастерскую.
Утыкание патрона. Патрон пулей уткнулся в казенный срез ствола, подвижные части остановились в среднем положении.
Причина: Погнутость загибов боковых стенок магвазина.
Способ устранения: Удерживая рукоятку затворной рамы, удалить уткнувшийся патрон и продолжать стрельбу. При повторении задержки заменить магазин.
Осечка. Затвор в переднем положении, патрон в патроннике, курок спущен — выстрела не произошло.
Причина:
1. Неисправность патрона.
2. Неисправность ударника или ударно-спуского механизма; загрязнение или застывание смазки.
Способ устранения: Перезарядить автомат и продолжать стрельбу. При повторении задержки осмотренть и прочистить ударник и ударно-спусковой механизм; при их поломке или износе автомат отправить в ремонтную мастерскую.
Неизвлечение гильзы. Гильза в патроннике, очередной патрон уткнулся в нее пулей, подвижные части остановились в среднем положении.
Причина:
1. Грязный патрон или загрязнение патронника.
2. Загрязнение или неисправность выбрасывателя или его пружины.
Способ устранения: Отвести рукоятку затворной рамы назад и, удерживая ее в заднем положении, отделить магазин и извлечь уткнувшийся патрон. Извлечь затвором или шомполом гильзу из патронника. Продолжать стрельбу. При повторении задержки прочистить патронник и патроны. Осмотреть и очистить от грязи выбрасыватель и продолжать стрельбу. При неисправности выбрасывателя автомат отправить в ремонтную мастерскую.
Прихват или неотражение гильзы. Гильза не выброшена из ствольной коробки, а осталась в ней впереди затвора или дослана затвором обратно в патронник.
Причина:
1. Загрязнение трущихся частей, газовых путей или патронника.
2. Загрязнение или неисправности выбрасывателя.
Способ устранения:
Отвести рукоятку затворной рамы назад, выбросить гильзу и продолжать стрельбу. При повторении задержки прочистить газовые пути, трущиеся части и патронник; трущиеся части смазать. При неисправности выбрасывателя автомат отправить в ремонтную мастерскую.
Источник
Тема №5: «Автомат заряжания танка».
1. Назначение, характеристика, состав автомата заряжания танка, размещение узлов в машине.
2. Назначение, устройство механизмов, узлов и приборов АЗ.
3. Органы управления АЗ. Порядок подготовки АЗ к работе. Режимы работы автомата заряжания.
4. Меры безопасности при работе с АЗ.
5. Техническое обслуживание автомата заряжания танка.
Учебный вопрос №1: «Назначение, характеристика, состав автомата заряжания танка, размещение узлов в машине».
Автомат заряжания (АЗ) — электромеханический комплекс, предназначенный для автоматического заряжания пушки.
Тип . электромеханический с постоянным углом заряжания;
Ёмкость транспортёра . 22 выстрела;
Скорость вращения транспортёра . до 70 град/сек;
Продолжительность заряжания одного выстрела . до 8 сек.;
Продолжительность заряжания в ручную . 1 — 2 выстр./мин.;
Досылка выстрелов . раздельная;
АЗ включает основные узлы:
1. Вращающийся транспортёр (ВТ);
2. Механизм подъёма кассет (МПК);
3. Механизм удаления поддона (МУП);
5. Электромашинный стопор пушки (СП);
6. Запоминающее устройство (ЗУ);
7. Пульт управления (ПУ);
8. Пульт загрузки (ПЗ);
9. Индикатор количества выстрелов;
10. Электромонтажный комплект;
Учебный вопрос №2: «Назначение, устройство механизмов, узлов и приборов АЗ».
(1). Вращающийся транспортёр — служит для размещения выстрелов и подачи их к окну выдачи. Он установлен на днище корпуса.
-2- электромеханический привод;
-4- механизм закрывания окна выдачи со створками;
-6- рукоятка ручного привода к стопору;
-7- ручной привод;
▪ Каркас служит для размещения 22 кассет.
▪ Электромеханический привод служит для вращения ВТ, он размещён на настиле транспортёра.
▪ Настил закрывает транспортёр и служит полом боевого отделения.
▪ Механизм закрывания окна выдачи кассет предназначен для предохранения транспортёра от попадания в него посторонних предметов. Он размещён над транспортёром и состоит из створок с пружинами.
▪ Кассета служит для размещения выстрела любого типа и состоит из сваренных между собой двух труб. Заряд размещается в верхней трубе. Снаряд размещается в нижней трубе.
▪ Ручной стопор ВТ предназначен для стопорения транспортёра относительно башни при повороте его на 1/22 часть окружности (на один шаг), что соответствует положению кассеты в окне выдачи.
▪ Ручной привод ВТ предназначен для проворачивания транспортёра вручную.
Для работы ручным приводом ВТ необходимо:
— расстопорить ВТ, повернув вверх рукоятку ручного привода стопора (правая).
— повернуть транспортёр рукоаткой ручного привода (левая), совершая ею движения вверх-вниз.
— при повороте ВТ до требуемого положения отпустить рукоятку привода стопора и довернуть ВТ рукояткой ручного привода до его застопоривания.
(2). Механизм подъёма кассет — служит для вывода кассет на линию досылания или загрузки и последующего их возврата в исходное положение. МПК крепится к двум кронштейнам, приваренным к кормовой части башни.
Ручной привод МПК размещён на правой стороне кронштейна МПК (ком. танка).
(3). Механизм удаления поддона (МУП) — предназначен для улавливания зкстрактированного поддона и удаления его из танка.
(4). Досылатель — предназначен для досылания элементов выстрела в камору пушки. Он установлен на донном листе в кормовой части башни.
(5). Электромашинный стопор пушки (СП) — предназначен для надёжного удержания пушки на угле заряжания. Он крепится на кронштейне в передней части крыши башни с правой стороны от пушки.
(6). Запоминающее устройство (ЗУ) — обеспечивает:
= информацию о состоянии загрузки кассет вращающегося транспортёра;
= электрическую сигнализацию о подходе к окну выдачи кассеты с выбранным типом выстрела (либо пустой кассеты);
= отметку типа выстрела при загрузке;
= отметку пустой кассеты при заряжании или разгрузке;
Он установлен на редукторе привода ВТ слева от командира танка.
Учебный вопрос №3: «Органы управления АЗ. Порядок подготовки АЗ к работе. Режимы работы АЗ».
(1). Пульт управления (ПУ) — предназначен для управления автоматом заряжания. Он размещён на лицевой панели прицела-дальномера.
На пульте размещены:
● переключатель (1) типов выстрелов и режима загрузки;
● сигнальная лампа (2) «РУЧ.» с зелёным светофильтром, оповещающая о включении режима ручной работы;
● сигнальная лампа (3) «ПОДДОН» с красным светофильтром, оповещающая о наличии поддона в улавливателе;
● выключатель (4) «АВТ. — РУЧ.» для включения АЗ в заданном режиме;
● пробка (5) регулировочного потенциометра индикатора количества выстрелов;
(2). Пульт загрузки (ПЗ) — предназначен для управления АЗ в режимах загрузки — разгрузки и ручного заряжания. Он установлен справа в башне.
На пульте размещены:
◘ кнопка (1) «РАЗГРУЖЕНО» — для ввода информации в (ЗУ) о разгруженной кассете;
◘ выключатель (10) «АВТ. — РУЧ. РАЗГР.» — для включения режимов автоматической работы АЗ, загрузки — разгрузки и блокировки стабилизатора;
◘ сигнальная лампа (3) с зелённым светофильтром, оповещающая о включении режима ручной работы;
◘ кнопка (4) «СТОПОР» — для для снятия пушки с электромашинного стопора;
◘ переключатель (6) «ПОДДОН АВТ. — РУЧ.» — для включения режимов автоматического или ручного удаления поддона;
◘ переключатель (5) «РАМКА ВЫБРОС — ИСХОД» — для выброса поддона и опускания рамки в режиме ручного заряжания;
◘ переключатель (8) «ДОС. В — Н» — для включения электродвигателя досылателя вперёд и назад;
◘ сигнальная лампа (9) «СТОП ВТ» , сигнализирующая о подходе кассеты с заданным типом выстрела к окну выдачи кассет при ручном заряжании;
◘ сигнальная лампа (2) «ГОТОВ АЗ», оповещающая о готовности автомата заряжания к работе;
(3). Индикатор количества выстрелов — предназначен для определения количества выстрелов каждого типа, загруженных во вращающийся транспортёр, а также количества пустых кассет в ВТ.
Количество выстрелов определяется установкой в соответствующее положение переключателя типов выстрелов на ПУ, а пустых кассет — в положение «ЗАГР.».
Порядок подготовки АЗ к работе:
Перед началом работы с АЗ в любом режиме, в том числе и при прверке его работы, необходимо выполнить следующие операции:
= автоматы защиты сети (АЗР) — включены;
= «АЗ — УПР» на правом щитке, «ЭЛ. СПУСК» на левом щитке выключены;
= переключатель типов на ПУ — в положении ВЫКЛ.;
= выключатель «АВТ. — РУЧ.» на ПУ — в положении «АВТ.»;
= выключатель «АВТ. — РУЧ, РАЗГР.» на ПЗ — в положении «АВТ.»;
= выключатель «ПОДДОН» на ПЗ — в положении «АВТ.»;
Внешним осмотром из боевого отделения и со стороны отделения управления проверить, нет ли посторонних предметов на днище под вращающимся транспортёром, препятствующих его вращению.
= включить выключатель батарей;
Режимы работы АЗ:
1). Режим автоматического заряжания пушки;
2). Аварийный режим:
а) — ручное заряжание пушки из вращающегося транспортёра;
б) — ручное заряжание пушки из немеханизированной укладки;
Учебный вопрос №4: «Меры безопасности при работе с автоматом заряжания (АЗ)».
При работе с АЗ запрещается:
◊- включать автомат защиты сети «АЗ — УПР» на правом щитке при напряжении бортовой сети ниже 22В;
◊- оставлять открытым клин затвора пушки после окончания работы с АЗ;
◊- оставлять включённым «АЗ — УПР» на правом щитке, при отсутствии экипажа в боевом отделении;
◊- устранять неисправности АЗ при включённых АЗР «ЭЛ. СПУСК» и «АЗ — УПР», а также при включённом стабилизаторе вооружения;
◊- переключать органы управления при работе АЗ в процессе цикла;
◊- в случае автоматического отключения АЗР «ЭЛ. СПУСК» на левом и «АЗ — УПР» на правом распределительных щитках автоматическая работа с АЗ запрещается. В случае необходимости ведения стрельбы рекомендуется перейти на режим ручного заряжания.
Категорически запрещаетсяоткрывать клин затвора без включения в положение «РУЧ.» выключателя «АВТ. — РУЧ.» на ПУ и ПЗ.
Учебный вопрос №5: «Техническое обслуживание АЗ».
При контрольном осмотре (КО):
— проверить положение АЗР на левом и правом распределительных щитках башни: все АЗР должны быть в положении ВКЛ., кроме «ЭЛ. СПУСК» на левом щитке, «АЗР ЛЮК» и «АЗ — УПР» на правом щитке;
— проверить, нет ли постороних предметов, препятствующих вращению ВТ;
— проверить работоспособность АЗ;
При техническом обслуживании №1 (ТО №1):
— осмотреть и очистить в доступных местах днище под ВТ;
При техническом обслуживании №2 (ТО №2):
— провести КО и ТО №1:
— проверить шплинтовку болтов крепления узлов АЗ;
Операционные карты:
«Подготовка АЗ к работе»
№ п/п | Действия обучаемого | Указания |
1. а). б). в). 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Проверить исходное состояние органов управления АЗ: — АЗР «СП. ПОД.», «ДОС», «Л.Р. ВТ», «АЗ. ЭМ» включены; — «АЗ — УПР» — выключен; — «ЭЛ. СПУСК» — выключен; Переключатель типов снарядов — в положении выключено. Выключатель «АВТ — РУЧ» — в положении «АВТ». Выключатель «АВТ — РУЧ. РАЗГР» — в положении «АВТ». Выключатель «ПОДДОН» — в положении «АВТ». Убедиться, что рычаг стопора МПК снят с фиксатора и прижат к редуктору, рамка нахо- дится в нижнем положении и прижата к упору, а крышка кнопок ЗУ закрыта. Проверить, нет ли посторонних предметов на днище под ВТ, препятствующих его вращению. Включить выключатель АКБ. | — на правом распределительном щитке башни; — на правом щитке; — на левом щитке; — на пульте управления (ПУ); — на пульте управления (ПУ); — на пульте загрузки (ПЗ); — на пульте загрузки (ПЗ); — внешним осмотром; |
«Режим автоматического заряжания пушки»
№п/п | Действия обучаемого | Указания |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Включить АЗР «ЭЛ. СПУСК» Установить выключатель «АВТ-РУЧ» в положение «РУЧ». Открыть клин затвора пушки. Убедится в отсутствии посторонних предметов в каморе пушки и перевести выключатели «АВТ-РУЧ» в положение «АВТ». Включить «АЗ-УПР». На ПЗ загорится сигнальная лампа «ГОТОВ АЗ». Установить переключатель типов выстрелов в положение, соответствующее выбранному типу выстрела, и нажать кнопку «АЗ. ВКЛ.». | — на левом щитке; — на ПУ и ПЗ; — командир танка; — на ПУ и ПЗ; — на правом щитке; — на ПУ; |
После заряжания пушки загорается сигнальная лампа «ГОТОВ» на прицел-дальномере и в поле зрения прицел-дальномера появляется световое пятно. После выстрела для производства следующего цикла заряжания необходимо на ПУ нажать кнопку «АЗ ВКЛ».
«Ручное заряжание пушки из ВТ».
№п/п | Действия обучаемого | Указания |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. | Установить выключатель «АВТ.-РУЧ.» на ПЗ в положение «РУЧ.» Открыть клин затвора. Определить по индикатору, какие типы выстрелов имеются в ВТ и выключить «АЗ-УПР». Установить на ПУ тип выстрела. Под крышкой на ПЗ включить переключатель «РАМКА ВЫБРОС-ИСХОД» в положение «ВЫБРОС». Вручную привести пушку на угол заряжания и покачивать её до застопорения электромагнит- ным стопором. Переключатель «РАМКА ВЫБРОС-ИСХОД» отпустить. Расстопорить транспортёр. Удерживая рычаг стопора ВТ, поворачивать транспортёр путём прокачки вверх-вниз рукоятки ручного привода. Отпустить рычаг стопора и довернуть ВТ до его стопорения. Оттянуть рычаг стопора МПК и зафиксировать. Рукояткой ручного привода МПК вывести кассету с выстрелом на линию досылания снаряла и застопорить. Дослать снаряд в казённик досыльником или досылателем, если работает. Ручным приводом опустить кассету и застопорить на линии досылки заряда, отпустив клавишу. Передвинуть заряд в казённик и энергично дослать досыльником до закрывания клина, если работает, использовать досылатель. В случае задержки поддона извлечь его из улавливателя, выбросить через люк или уложить в поднятую кассету. Опустить кассету в исходное положение, прижав захват до упора и застопорить захват в крайнем нижнем положении. Снять с фиксатора рычаг привода стопора МПК и дожать его. Опустить рамку МУП и снять пушку со стопора, переключив «РАМКА ВЫБРОС-ИСХОД» на ПЗ в положение «ИСХОД». Включить выключатель «АВТ-РУЧ» в положение «АВТ». При нерасстопаривании пушки электромашинным стопором (от переключателя «РАМКА ВЫБРОС-ИСХОД») после возврата рамки в исходное положение нажать на кнопку «СТОПОР» на ПЗ. | — загорится зелёная лампочка «РУЧ.» — на правом распределительном щитке башни. — удерживать его в этом положении. — по риске «УГОЛ ЗАР.» на ограждении наводчика. После застопорения пушки произойдёт выброс поддона. — до загорания лампы «СТОП ВТ» на ПЗ. — отпустить клавишу. — переключатель «ДОС» на ПЗ в положение «В». — совместить риску на захвате с риской «ЗР» на кронштейне МПК. — переключатель «ДОС» в положение «В». — отпустить клавишу на рукоятке ручного привода. — переключатель держать до полного опускания рамки и расстопаривания пушки. — загорается лампа «ГОТОВ», появляется световое пятно в прицеле. |
«Загрузка выстрелов в немеханизированные укладки,
загрузка ВТ из них».
№п/п | Действия обучаемых | Указания |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 1. 2. 3. 4. 5. | С места командира загрузить два заряда и два снаряда за сиденье командира и заряд перед сиденьем. Перейти на место наводчика, придать пушке максимальный угол возвышения. Повернуть башню на деления 15-00 — 17-00 . Загрузить 6 зарядов в средний бак-стелаж. Установить хомуты на перегородке и загру- зить их 4 снарядами. Повернуть башню на деления 23-00 — 28-00. Загрузить зарядами средний бак-стелаж полностью. Установить хомуты на перегородке и загрузить их четырьмя снарядами. Загрузить стеллаж на левом борту 3-мя снарядами. Повернуть башню на деления 40-00 — 45-00. Загрузить заряд и 2 снаряда (БР) в укладку за стеллажами АКБ. Повернуть башню на деления 55-00 — 57-00. Загрузить передний бак-стеллаж 3-ми и тремя зарядами. Установить заряд в хомут на правом борту перед передним баком-стеллажом. Загрузить 2 снаряда БР в нише башни за наводчиком и один на настиле ВТ под пушкой; один снаряд в хомут у левой направляющей МПК; один заряд за сиденьем наводчика и один перед сидением. Развернуть башню в положение 30-00. Установить чехлы на заряды на настиле ВТ и в районе АКБ. Загрузка ВТ из немеханизированной укладки. Придать пушке максимальный угол снижения. Снять сиденье командира и ограждение. Развернуть башню на угол, удобный для извлечения выстрела и включить выключатель «АВТ-РУЧ» на ПУ или ПЗ в положение «РУЧ». Загрузить выстрел в ВТ. Операции 3, 4 повторяются необходимое количество раз. | — при любом положении башни. — по азимутальному указателю. — со стороны правого борта. — справа по ходу машины. — по азимутальному указателю. — слева по ходу машины. — по азимутальному указателю. — ОФ или КУМ. — при любом положении башни. — только на период извлечения выстрела. |
Рекомендуется для поворота башни в горизонтальной плоскости пользоваться полуавтоматическим режимом наведения.
«Загрузка выстрелов в транспортёр.Разгрузка из транспортёра».
№п/п | Действия обучаемого | Указания |
А). 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. | Загрузка выстрелов в ВТ. Подготовить АЗ к работе. Очистить крышку кнопок ЗУ. Включить АЗР «ЭЛ. СПУСК» и «АЗ.УПР». Перевести выключатель «АВТ- РУЧ» на ПЗ в положение «РУЧ». Установить переключатель типов в положение «ЗАГР». Нажать кнопку «АЗ.ВКЛ» на ПУ. Очистить трубы от пыли и грязи. Уложить в кассету выстрел, дослав до упора, при этом снаряд провернуть до его фиксации. Убедиться, что снаряд и заряд зафиксированы. Открыть крышку ЗУ и нажать кнопку, соответствующую уложенному типу выстрела. Для прекращения загрузки, если поднимается очередная пустая кассета, выключить и вновь включить АЗР «АЗ УПР». Плотно закрыть крышку ЗУ до фиксации защёлки. Органы управления АЗ установить в исходное положение. | — загружать АЗ при выключенном стабилизаторе. — на левом и правом щитках башни. — при этом загорается сигнальная лампа «РУЧ». — на ПУ. -ближайшая кассета поднимает- ся на линию загрузки. — в нижнюю трубу — снаряд, в верхнюю — заряд. — от продольного перемещения вперёд. — отпустить кнопку после начала опускания кассеты. — при этом кассета опустится. |
При загрузке транспортёра выстрелами запрещается нажатие более одной кнопки (одновременно или последовательно) в процессе загрузки одной кассеты.
Источник