Возле леса способ связи

Электронный урок по русскому языку в 8-м классе по теме «Связь слов в словосочетании»

В основе статьи «Технология мастерских»: приглашение к поиску» лежит следующая гипотеза: глубокие знания появляются при системном обучении, где логически взаимосвязаны все методы и подходы в изучении предмета, где просматривается ближайшая и более далекая перспектива применения полученных знаний, где используется прием интеграции учебных дисциплин и главное – принципы сотрудничества, сотворчества, совместный поиск учителя и ученика! Сегодня быть грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий, одной из которых является технология мастерских как весьма актуальный в современном педагогическом процессе, оригинальный и достаточно продуктивный способ организации деятельности обучающихся 5-11 классов при участии педагога-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Основная педагогическая гипотеза мастерской: отказ от методов принуждения, навязывание мнения педагога, предоставление каждому ребенку возможности самостоятельного выбора форм познавательной деятельности, возможности продвинуться к истине своим путем, так как процесс познания гораздо важнее, чем само знание. Девиз мастерской: мастер – для ученика, а не ученик для мастера. Позиция педагога – позиция консультанта и советника, и ребёнок всегда может проявить себя как настоящий творец.

Цели: дать понятие о видах связи слов в словосочетании; формирование умений:

  • определять способ связи слов в словосочетании;
  • преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи;
  • правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования;
  • использовать в речи словосочетания – стилистические синонимы;
  • закрепить умение составлять схемы с использованием ИКТ.
  • формирование лингвистической, коммуникативной, языковедческой компетенций обучающихся.

Методические приёмы: «проникающая» технология ИКТ (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач); повторение пройденного, объяснение преподавателя, конструирование словосочетаний, работа со схемами, словарная работа, работа над речевыми нормами.

Ход урока

I этап урока.

1. Лингвистическая разминка. Использование ресурсов ИКТ (интерактивная доска).

Осложнённый словарный диктант. Придумать и записать словосочетания со словами, отметить главные слова.

Ветеран, регулировать, олицетворять, ландшафт, искусство, галерея, композиция, архитектура, орнамент, аллегория, корреспондент, издательство.

2. Проверка заданий самоподготовки.

а) Презентация на интерактивной доске теоретического блока вопросов для устных сообщений:

  • Назовите основные единицы синтаксиса русского языка.
  • Какова минимальная единица синтаксиса?
  • Что называется словосочетанием?
  • Расскажите о строении словосочетания. Каковы основные признаки словосочетания?
  • На какие общие типы делятся словосочетания по их морфологическим свойствам?
  • Что показывает схема словосочетания? (работа обучающегося на интерактивной доске).

б) Выполнение устно упражнений 65 и 67, «по цепочке». В это время несколько обучающихся строят схемы словосочетаний (интерактивная доска).

3. Практические задания на закрепление материала (использование презентации к уроку – у автора):

а) Выборочный диктант.

Читайте также:  Накладной способ монтажа светильника что это

Выпишите только словосочетания.

Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес на поле, в течение часа, настольные часы, часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, во время игры.

(Хвойный лес, настольные часы, часы приёма, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере).

б) Объяснить, почему не являются словосочетаниями остальные слова.

Существительные с предлогом: возле леса, в течение часа, вследствие засухи, во время игры. Главные члены предложения: лес шумит, часы остановились, следствие закончено. Нет зависимости между словами, кроме сочинительной связи: лес да поле, от засухи и зноя.

в) устное выполнение упражнения 66.

II этап урока. Объяснение темы урока с элементами беседы.

А) Запись темы урока в тетрадях (тема спроектирована на интерактивной доске).

Б) Объяснение преподавателя. Связь слов в словосочетании:

Самостоятельные части речи соединяются в составе словосочетания с помощью трёх видов связи:

  • согласования
  • управления
  • примыкания.

Вид связи определяется грамматическими свойствами зависимых слов.

1) Если зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей?, то этот вид связи – согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.

2) Обучающиеся записывают в тетрадях вид связи и вопросы:

– Какие части речи могут отвечать на эти вопросы? ( Прилагательные, притяжательные местоимения, порядковые числительные, причастия)

– Приведите примеры согласования. (Ранняя осень – ранней осени, своя игра – свою игру, пятый элемент – пятым элементом, лечащий врач – лечащему врачу).

3) Если в качестве зависимого слова выступает имя существительное или слова с признаками существительного, это управление. Главное слово управляет зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова: учиться в школе – учусь в школе, товарищ по школе – товарища по школе, встретить вас- встретил вас, поддержать оступившегося – поддержали оступившегося.

4) Если зависимое слово – наречие, деепричастие или начальная форма глагола, это примыкание. Зависимое слово примыкает к главному по смыслу: быстро соображать, довольно быстро, макароны по-флотски, шёл напевая. Собираюсь уехать.

В) Значение словосочетаний. (Презентация на интерактивной доске.)

В словосочетании выделяется три вида значений:

  • определительное
  • обстоятельственное
  • дополнительное

А) Определительное значение выражается в словосочетаниях, где зависимое слово означает признак предмета и отвечает на вопросы определений ( какой? который? чей?): седьмая печать, мамины перчатки, девушка с голубыми глазами, мой друг.

Б) Обстоятельственное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово означает действие или признак, а зависимое – признак. Зависимое слово отвечает на вопросы обстоятельств (где? когда? как? почему? с какой целью? и т. д.): рыбачить на озере. Встать рано, дрожащий от холода, призванный защищать и т. д.

В) Дополнительное значение проявляется в словосочетаниях, где главное слово тоже означает действие или признак, а зависимое – предмет, по отношению к которому совершается это действие или проявляется этот признак. Зависимое слово отвечает на вопросы дополнений (вопросы косвенных падежей): прочитать главу, обнять бабушку, поговорить с тобой, поговорить о чём-нибудь, вдали.

III этап урока. Закрепление темы.

А) Тренировочные упражнения. Развитие речи (работа на интерактивной доске):

Подберите к существительным лекция, речь. оценка прилагательные со значением «очень хороший». (Блестящий, яркий, высокий.) Определите вид связи в записанных словосочетаниях, их грамматические значения.

Читайте также:  Способы платежа при организации безналичных расчетов

Б) Упражнение 68 – устно.

Примечание к выводу. В качестве зависимых слов при согласовании могут употребляться имена прилагательные, местоимения, причастия; при управлении – имена существительные, имена прилагательные и причастия в роли существительных, имена числительные, местоимения; при примыкании – наречия, деепричастия и неопределённая форма глагола.

В) Упражнение 71 – письменно, с комментированием по цепочке.

Комментарий преподавателя.

Первые два словосочетания (клетчатый шарф и шарф в клетку) близки по лексическому и грамматическому значениям. Такие словосочетания называются синонимичными.

Г) Упражнение 77 – устно: синонимичные словосочетания.

Д) Упражнение 70: самостоятельная работа (конструирование словосочетаний).

Е) Синтаксический разбор словосочетаний:

  • устно разобрать одно словосочетание из упражнения 81;
  • сделать письменный разбор 2-3 словосочетаний самостоятельно.

Ж) Словарная работа (материал на интерактивной доске).

Выписать слова в рамках, составить словосочетания с ними. Сделать их схемы: преданность, митинг, кандидат, делегат, депутат, памятник, обелиск, диплом, свидетельство, аттестат.

Источник

Виды связей в словосочетаниях

О чем эта статья:

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Читайте также:  Способы фиксации собак при стрижках

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Источник

Оцените статью
Разные способы