- Приемы захвата внимания
- Читайте также
- 2.13. Приемы остроумия
- 2.4.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ
- 2.20.1. ПРИЕМЫ
- 3.4. Приемы самомассажа
- Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа
- Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина
- Приемы развития внимания
- Основные приемы
- 3.6.1. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина
- Приемы поддержания внимания
- Приемы переключения внимания
- УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение.
- ПРИЕМЫ
- Приёмы НЛП
- Рецепт удачного выступления: приемы захвата и удержания внимания аудитории
Приемы захвата внимания
Приемы захвата внимания
С чего начать выступление? Существует целый ряд приемов захвата внимания аудитории в начале выступления [28, c.109] .
? Обращение к событию, времени, месту
Этот прием еще можно назвать «Когда я ехал к вам сюда…». Расскажите своим слушателям, как Вы добирались к ним, что интересного произошло с Вами по дороге. Именно повествовательная манера изложения поможет Вам установить контакт с аудиторией, снять волнение и скованность первых фраз, забыть о дрожи в коленях и т. п.
• Когда я ехал к вам сюда…
• Мы собрались сегодня в аудитории, в которой…
• Два месяца назад я выступал в этом зале, и тогда…
• Я думаю, все вчера смотрели новости по телевизору и знают, что…
• Сегодня утром в последних известиях сообщили… и т. д.
Этот несложный прием весьма эффективен для привлечения внимания.
? Возбуждение любопытства
Затроньте необычный факт, показывая слушателям, что они еще не все знают.
Знаете ли вы, что рабство существует в 17 странах мира? – Как? В каких?
Пообещайте слушателям рассказать о чем-то очень интересном и малоизвестном и т. п.
? Обращение к борьбе, конфликту между людьми, противоречиям, различиям во мнениях
Д. Карнеги принадлежит замечательное высказывание, которое должен помнить любой оратор: «Мир любит слушать о борьбе. Когда герои в кино начинают обниматься, все ищут пальто и шляпы» [13] .
Психологи предлагает оратору отыскать в теме то, что связано со столкновением, конфликтом, борьбой. Это вызывает невольный интерес.
• Почему одни люди без ума от телевидения, а другие ругают его последними словами? Попробуем разобраться в этом.
• Наверное, все видели, как водители маршрутных такси выгоняют из своих машин стариков, не желая везти их бесплатно. Правильно ли это?
• Почему родители всегда недовольны своими детьми?
• Почему дети всегда считают, что старшее поколение их не понимает?
? Демонстрация какого-либо предмета
• У меня в руках книга. Прекрасный переплет, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берет ее в руки… Вместе с тем, в ней нет ни слова правды…
• Я хочу показать вам маленький значок. Он чудом сохранился у меня, даже не знаю, как. Значок называется «Ворошиловский стрелок». Кто знает, за что им награждали у нас в стране?
Помните только, что Вы должны держать все, что демонстрируете слушателям, не ниже уровня плеча.
? Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из собственной жизни
Можно рассказать о своих переживаниях и ощущениях.
• Я очень волнуюсь сегодня, выступая перед вами, потому что…
• Как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора…
• Недавно я прочитал…
• Однажды со мной произошел такой случай…
• Как-то я ехал в поезде из Москвы и со мною в купе оказался очень интересный попутчик… и т. д.
? Цитирование, упоминание мнения знаменитости
• Великий английский писатель Бернард Шоу как-то сказал…
• Известно, что Петр I говорил своим сподвижникам… и т. д.
Такое начало удобно тем, что афоризм или крылатую фразу легко заранее подготовить, а ее качество обеспечит привлечение внимания.
? Исторический эпизод
• В XVIII в. при французском дворе был обычай…
• Расскажу вам об одном интересном случае, описанном нашими историками. В начале XIX в….
• Мы все довольно плохо знаем прошлое, и поэтому уроки истории нас мало чему учат. Вместе с тем, мы можем много полезного почерпнуть даже из жизни древних народов. Знаете ли вы, что уже у древних римлян было принято… и т. д.
? Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации
• Вчера в «Московском комсомольце» была небольшая заметка о…
• Сегодня утром в программе «Вести» я услышал любопытное сообщение…
• Вчера поздно вечером по радио передали, что… и т. д.
Этот прием весьма надежен как средство захвата внимания, потому что среди слушателей, как правило, есть люди, которые слушали или смотрели, читали то, о чем Вы собираетесь рассказать, и это сразу ставит их в положение «заодно с оратором». Такие люди обычно говорят сидящим рядом: «Да, я видел (читал, слышал) тоже…» и побуждают этим остальных внимательно слушать. Это повышает доверие к оратору.
? Риторический вопрос
Если риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, – задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории.
• Нужна ли нам частная собственность?
• Должно ли образование быть бесплатным?
Но в риторике есть табу на то, как не надо начинать выступление.
? Не признавайтесь, что вы не оратор.
? Не начинайте выступление с извинений.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
2.13. Приемы остроумия
2.13. Приемы остроумия 1. Доведение до абсурда:• гипербола (преувеличение);• литота (уменьшение);• плеоназм (речевая избыточность).2. Остроумие нелепости:• логическая несовместимость;• бессмысленная детализация;• нарушение логической последовательности
2.4.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ
2.4.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ Вопрос можно поставить так: «Что нужно знать коммерсанту и продавцу о блефе, чтобы реализация товара шла более успешно?»Искусственное введение в заблуждение покупателя, согласно автору, возможно благодаря:1. Внешности, общению и действиям
2.20.1. ПРИЕМЫ
2.20.1. ПРИЕМЫ Выигрыш и победа в спорте связаны не только с выносливостью и талантом спортсмена. Во многом это зависит от искусства и умения вводить в заблуждение противника. Особенно это проявляется в таких видах спорта, где многое зависит не от выносливости, а от
3.4. Приемы самомассажа
3.4. Приемы самомассажа Самомассаж – эффективное средство легкой разминки мышц, снятия излишнего напряжения и неправильного распределения нагрузок между различными мышечными группами, улучшения кровоснабжения соответствующих участков тела, активизации нервных
Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа
Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа Пояснительная запискаСиндром дефицита внимания с
Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина
Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина Представителями этого класса лекарств являются «Аропакс» и «Аурорикс». Это антидепрессанты, которые одновременно обладают свойством ослаблять ощущение тревоги. По-видимому, данный эффект достигается путем
Приемы развития внимания
Приемы развития внимания Внимание, как и память, можно тренировать. И если заниматься этим регулярно, результаты не замедлят сказаться. Самыми важными параметрами внимания в процессе овладения искусством сосредоточения являются концентрация и устойчивость, хотя
Основные приемы
Основные приемы В этой книге использованы несколько основных приемов, на которых мы хотели бы сейчас остановиться подробнее.Первый принцип состоит в том, что отказ звучит намного более комфортно для всех вовлеченных сторон в случае, если он основан на более широком
3.6.1. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина
3.6.1. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина Вопросы лечения депрессивных и тревожно-фобических расстройств в рамках постстрессовых расстройств широко освещены в многочисленной литературе. Отдельный интерес представляют современные подходы к терапии
Приемы поддержания внимания
Приемы поддержания внимания ? Вопросы к аудиторииРазнообразные вопросы к слушателям способны существенно активизировать аудиторию, пробудить ее от спячки. Важно только, чтобы вопросы требовали однозначного ответа – ДА или НЕТ. Если аудитория долго не отвечает на
Приемы переключения внимания
Приемы переключения внимания Не приходилось ли вам в детстве нырять с трамплина? Помните, как вы впервые поднимались по лестнице, все выше… выше… и с каждым шагом сердце уходило все глубже в пятки? Вам было очень страшно, но вы все равно шли.И вот вы наверху.
УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение.
УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение. Этот урок состоит из трех частей. Каждую из них необходимо осваивать отдельно.Концентрация вниманияЭта тема уже частично знакома тебе. Все предыдущие уроки содержат в себе соответствующую
ПРИЕМЫ
ПРИЕМЫ БЛОК-СХЕМЫ В Советское время мне в школе приходилось изучать длинные и скучные документы съездов Коммунистической Партии, труды Ленина, речи Брежнева… Кроме того, были еще такие же скучные и не очень правдивые учебники по истории и обществоведению. В голове не
Приёмы НЛП
Приёмы НЛП Для того чтобы эффективно общаться и выстраивать доверительные отношения с женщинами (и людьми в целом), полезно знать их тип по НЛП и общаться с ними на том языке, который в большей степени им близок.Приём считывания типа восприятия по глазам (более подробно
Источник
Рецепт удачного выступления: приемы захвата и удержания внимания аудитории
Чтобы устная речь произвела необходимое впечатление на аудиторию, надо владеть техникой устной речи, а также предварительно поработать над текстом выступления. Еще М. Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор — никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух — действительно довольно трудная задача, и ее надо максимально упростить для слушателей. Есть целый ряд эффективных практических приемов захвата внимания аудитории. Практически все эти приемы может применить даже начинающий оратор.
Автор: Иocиф Абpaмович Стepнин, доктор филологических наук, профeccор, заведующий кaфедpoй общего языкознания и стилистики Вopoнежского государственного университета; член правления Российской ритopической ассоциации.
Выработан целый ряд эффективных практических приемов захвата внимания аудитории во вступительной части публичного выступления. Практически все эти приемы может применить даже начинающий оратор.
1. Обращение к событию, времени, месту. Начните с того места, где вы находитесь. «Мы собрались сегодня в аудитории, в которой… Вот висит портрет Толстого… Сегодня годовщина… Я думаю, все вчера смотрели новости по телевизору и знают, что… Сегодня утром сообщили…» и т.д. и т.п. Этот прием несложен и весьма эффективен для привлечения внимания.
2. Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации. Например: Вчера в «Ведомостях» была небольшая заметка о…; Сегодня в программе «Утро» я услышал любопытное сообщение…; Вчера вечером по радио передали, что…» и т.д. Этот прием весьма надежен как средство захвата внимания, потому что среди слушателей, как правило, есть люди, которые слушали или смотрели, читали то, о чем вы собираетесь рассказать. Это сразу ставит их в положение «заодно с оратором». Такие люди обычно говорят сидящим рядом: «Да, я тоже видел(а) (читал(а), слушал(а))…» — и мобилизуют этим остальных слушателей внимательно слушать.
3. Риторический вопрос. Если риторический, не требующий ответа вопрос задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев может приковать к себе внимание аудитории. Например: «Нужна ли нам частная собственность?» При этом тема, поставленная в начале выступления риторическим вопросом, должна быть немедленно развита, конкретизирована другими вопросами или аргументами; одиночный риторический вопрос выглядит часто слишком декларативно.
4. Возбуждение любопытства. Затроньте необычный факт, который показывает слушателям, что они еще не все знают. Приведите парадокс, который возбудит мыслительную деятельность слушателей. Поставив аудиторию перед парадоксом, мы добиваемся того, что аудитория проявит интерес к поставленной проблеме: как же оратор разрешит этот парадокс? Например: «Эйнштейн сказал, что образование— это то, что остается, когда все выученное забыто». Или еще один вариант: «Чем больше нищеты, тем больше надежды. Так сказал Шолом-Алейхем. Действительно, почему так?»
5. Демонстрация какого-либо предмета. Можно начать так: «Вот у меня в руках книга. Прекрасный переплет, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берет ее в руки… Вместе с тем в ней нет ни слова правды…» Или: «Посмотрите, как красиво сделана эта реклама. Какой хороший лозунг ее украшает. Вместе с тем эта листовка рекламирует человека, которого ни в коем случае нельзя пускать во власть».
6. Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами. Можно начать так: «Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора…»; «Недавно я прочитал, что…»; «Однажды со мной произошел такой случай…» и т.д.
7. Цитирование знакомого. Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля: «У меня есть хороший знакомый, с которым мы дружим уже много лет. Он очень наблюдательный человек. Так вот, один раз он сказал…» Это высказывание может быть предварительно обработано вами так, чтобы вызвать интерес у слушателей.
8. Цитирование знаменитости. Например: «Бернард Шоу как-то сказал…»; «Петр I говорил своим сподвижникам…»; «Льву Толстому принадлежит очень любопытная фраза…» и т.д. Удобство такого начала в том, что афоризм или крылатую фразу легко заранее подготовить, и ее качество обеспечит привлечение внимания.
9. Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно. Затроньте вопросы, которые снимают или могут снять личностное напряжение у слушателей, помочь им решить повседневную проблему. Как писал Д. Карнеги: «Нас не интересует беседа на тему «Как составляются завещания в Перу», но мы заинтересуемся беседой «Как составить свое завещание».
10. Будьте осторожны с юмором в начальной стадии вашего выступления. Не думайте, что вы должны быть обязательно остроумны с момента своего появления перед людьми. Юмор лучше приберечь на потом, на следующие стадии вашего выступления.
Так, однажды оратор должен был выступить перед аудиторией преподавателей вузов на тему экологии. Чтобы завоевать внимание и расположение аудитории, он начал свою лекцию так: «Все мы любим выпить (?!) …Но чтобы выпить, надо чем-то закусить (!). А чтобы иметь чем закусить, надо чтобы это выросло… А чтобы выросло, нужна хорошая экологическая обстановка… Вот мы и поговорим сегодня о значении экологии в жизни общества». Такое начало вызвало недоумение и смешки в аудитории, а оратор был воспринят как несерьезный. Слушать его аудитория не захотела.
Удерживаем внимание слушателей: работа над речевой формой выступления
Чтобы устная речь произвела необходимое впечатление на аудиторию, надо владеть техникой устной речи, а также предварительно поработать над текстом выступления. Существует ряд требований к устному тексту публичного выступления и приемы, при помощи которых эти требования можно выполнить.
1. Разговорность стиля. В выступлении должны преобладать более употребительные, стилистически нейтральные и разговорные слова. Книжные и официальные слова необходимо постараться в процессе подготовки выступления заменить на нейтральные или разговорные (прием стилистической замены). Нейтральная и разговорная лексика легче воспринимается слушателями и вызывает большее доверие к оратору.
Так, вместо «в условиях конспирации» лучше сказать «в условиях секретности», вместо «прессинг» — «сильное давление» и т.д. Даже если точность выражения в этих случаях несколько пострадает, это окупится безусловным пониманием вашей речи.
2. Простота изложения. М. Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор — никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух — действительно довольно трудная задача, и ее надо максимально упростить для слушателей. Иногда бывает необходимо употребить в выступлении научные и абстрактные слова. Нужно тщательно продумать, как это правильно сделать. Соответствующее слово необходимо понятно объяснить — дать определение простыми словами, назвать синонимы, привести примеры его употребления, объяснить происхождение, повторить несколько раз в разных сочетаниях.
Необходимо также использовать более простые синтаксические конструкции в тексте выступления. Избегайте длинных сложноподчиненных предложений, развернутых причастных оборотов — все эти конструкции плохо воспринимаются на слух. Текст стройте с применением более простых и коротких предложений, используя хорошо воспринимающиеся на слух вопросы и ответы. Из каждого длинного предложения в процессе подготовки текста лучше сделать несколько коротких.
Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил. Чтобы цифры были восприняты слушателями и выглядели убедительно, надо соблюдать следующие правила.
· Цифр должно быть немного, только тогда они выглядят убедительными для слушателей.
· Цифры лучше округлять.
· Не следует указывать точные цифры квадратных километров, кубометров и населения, а подавать эти данные в наглядном сравнении, например: по площади, как Москва, население в 10 раз больше, чем в Воронеже, такого количества газа нам хватит, чтобы обогревать наш дом 2,5 года и т.д.
· Надо точно указывать источник приводимых статистических данных.
3. Конкретность лексики. Избегайте в речи обобщенных наименований. Их лучше заменять на более конкретные, известные и понятные всем слова. Вместо того чтобы сказать «Это нужно прежде всего работникам бюджетной сферы», лучше конкретизировать: «Это нужно врачам и учителям, пенсионерам и воспитателям детских садов, инвалидам и медицинским сестрам». Конкретные наименования гораздо понятнее и ближе слушателям.
Во многих случаях конкретизация может способствовать возникновению наглядных образов в сознании слушателей, что гораздо эффективнее чисто логических построений. Д. Карнеги учил своих слушателей: не собака, а пятнистый бульдог; не Филадельфия — крупный научный и медицинский центр, а «здесь 150 больниц и 4 института»; не «Лютер был упрям», а «его пороли розгами по 15 раз в день».
Эти кажущиеся на первый взгляд излишними конкретные подробности на самом деле являются «упаковочным материалом» ваших идей и придают этим идеям достоверность и правдивость, наглядно представляют слушателям соответствующую ситуацию, а обратив внимание на ситуацию, слушатели обратят внимание на «упакованную» в нее идею и запомнят ее.
4. Разнообразие номинативных средств. Выражаемая идея должна повторяться в ходе выступления, но повтор должен осуществляться в разной словесной форме. Повтор в одной и той же словесной форме настораживает слушателей, они начинают подозревать, что им насильно хотят «вдолбить» некоторую идею. По возможности надо стараться избегать слов, обозначающих привычные оценки (хорошо, плохо, великолепно, необыкновенно и др.) Без них трудно обойтись, но надо стараться разнообразить их.
К важным риторическим фигурам относится повтор. Надо не менее четырех раз повторить мысль, чтобы она отразилась в сознании. Повтор ведет к запоминанию. Механический повтор мысли четыре раза увеличивает количество воспринявших и запомнивших в два раза. Это означает, что повтор должен быть видоизмененным: нельзя повторять мысль в одной и той же словесной форме.
5. Выразительность речи. Устная речь обязательно должна быть выразительной. Выразительную речь легко слушать и понимать; в невыразительной, монотонной речи оратора слушатели утрачивают способность выделять отдельные слова и смысловые блоки, не могут воспринимать общий смысл слов. Выразительность речи надо тренировать. Следует голосом, интонацией подчеркивать основную мысль, делать паузы до и после важных мыслей, а маловажные проговаривать быстрее.
Также необходимо помнить о том, что для русского языка обычно характерно следующее распределение информативности в предложении: наиболее информативное слово, как правило, ставится в конце фразы, менее информативное — в начале. Середина фразы наименее информативна. Таким образом, для придания тому или иному слову выразительности его следует поместить в конец фразы.
Источник