Феодальное землевладение по Соборному уложению 1649 г.
Основными видами феодального землевладения в России в XVII в. были вотчина и поместье.
Вотчина – безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское). Вотчины фактически были в свободном гражданском обороте земли. Вотчины по субъектам делились на дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие, а по способу приобретения – на родовые, выслуженные (жалованные) и купленные (здесь субъектом собственности выступала семья – муж и жена).
Чаще всего круг правомочий жалованного вотчинника определялся в жалованной грамоте, которая являлась и формальным подтверждением его законных прав на имущество. По сути, купленная вотчина по правовому статусу приравнивалась к выслуженной.
С XV в. широко распространяются поместья т. е. условные (даваемые за гос. службу) землевладения.
Особым образом рассчитывался поместный оклад, определявшийся прежде всего объемом возложенных на помещика гос. обязанностей. Объектом поместного землевладения являлись не только пахотные земли, но и рыбные, охотничьи угодья, городские дворы и т. п.
Первоначально обязательным условием пользования поместьем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с 15-летнего возраста. Поступивший на службу сын помещика «припускался» к пользованию землей, но при отставке отца поместье поступало к нему же на оброк вплоть до его совершеннолетия. С сер. XVI в. этот порядок изменился – поместье оставалось в пользовании отставника-помещика до тех пор, пока его сыновья не достигали нужного возраста; вместе с тем к наследованию поместья стали допускаться и родственники по боковой линии. Женщины не участвовали в наследовании поместий. Они наделялись землей только в форме пенсионных выплат.
В XV в. появляются бояре-помещики, в последующем их становится все больше, и, напротив, немало дворян получают вотчины.
В XVI–XVII вв., в период сословно-представительной монархии, происходит сближение правового режима поместья и вотчины, а в результате этого – и правового положения дворянства и боярства, хотя определенные различия все еще сохраняются в Соборном Уложении 1649 г. (до периода петровских преобразований).
В Соборном Уложении 1649 г. устанавливалось, что владельцами поместий могли быть как бояре, так и дворяне; поместье передавалось сыновьям по наследству; часть земли после смерти владельца получали его жена и дочери; разрешалось давать поместье дочери в качестве приданого и обменивать поместье на поместье и на вотчину. Однако помещики не получили права свободной продажи земли (только по спец. царскому приказу), не могли они и заложить ее. Правда, допускался обмен большего поместья на меньшее, закрепляя возможность под прикрытием этой сделки продавать поместные владения.
Источник
Вотчина виды вотчин способ приобретения
- Авторское право (4)
- Аграрное право (3)
- Адвокатура (13)
- Административное право (20)
- Арбитражный процесс (7)
- Банковское право (6)
- Бюджетное право (1)
- Водное право (1)
- Военное право (1)
- Гражданский процесс (16)
- Гражданское право (22)
- Договорное право (8)
- Жилищное право (12)
- Зарубежное право (5)
- Земельное право (7)
- Избирательное право (2)
- Инвестиционное право (1)
- Информационное право (3)
- История государства и права (18)
- Кодексы, комментарии (11)
- Коммерческое право (8)
- Конкурсное право (1)
- КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ (32)
- Конституционное право (20)
- Корпоративное право (4)
- Криминалистика (5)
- Криминология (5)
- Международное право (16)
- Муниципальное право (5)
- Налоговое право (7)
- Наследственное право (7)
- Новости законодательства (1 012)
- Основы права (2)
- Право Евросоюза (1)
- Право интеллектуальной собственности (1)
- Право социального обеспечения (1)
- Правоведение (1)
- Правоохранительные органы Российской Федерации (3)
- Предпринимательское право (5)
- Прокурорский надзор (2)
- Римское право (9)
- Семейное право (4)
- Словари / Справочники (30)
- Страховое право (3)
- Таможенное право (5)
- Теория государства и права (11)
- Торговое право (1)
- Трудовое право (9)
- Уголовно-исполнительное право (3)
- Уголовное право (27)
- Уголовный процесс (11)
- Финансовое право (13)
- ШПАРГАЛКИ (78)
- Экологическое право (5)
- ЯИнтересное (1)
Основными формами земельной собственности были вотчина (наследственное земле-владение) и поместье (условное землевладение). Вотчины делились на несколько видов в соответствии с характером субъектов (дворцовые, государственные, церковные, частновладельческие) и способами их приобретения (родовые, выслуженные, купленные). Для родовых вотчин устанавливался особый порядок приобретения и отчуждения: эти сделки осуществлялись с согласия всего рода.
К XVI в. родовые права на имущество стали ограничиваться правом родового выкупа и родового наследования. Первоначально право родового выкупа распространялось только на имущество, отчужденное посредством возмездных сделок (купли-продажи, залога, мены), и лишь позднее стало распространяться на безвозмездные сделки с родовым имуществом (дарение, завещание и др.).
Что касается купленных вотчин, здесь субъектом собственности являлась семья (муж и жена). Предполагалось, что вотчины приобретены супругами совместно и на их общие средства. Правовой статус жалованной вотчины зависел от конкретных факторов: чаще всего круг правомочий вотчинника определялся в жалованной грамоте, которая являлась и формальным подтверждением его законных прав на имущество. На практике пожалованные вотчины приравнивались к купленным.
Источник
Билет 27
- Право собственности и владения на землю в русском государстве в 16-17 вв. (вотчина и поместье).
- Чрезвычайные органы государственной власти в 1917-1918 гг. в России.
1Право собственности и владения в русском государстве в 16-17вв. (вотчина и поместье)
Вещи и переход вещей. Вещи были предметом целого ряда правомочий, отнош-й и обязат-в. Осн. способами приобрет-я вещн. прав считались: захват, давность, находка и пожалование. Наиб. сложный хар-р носили вещн. имущ. права, связан. с приобрет-ем и передачей недвиж. собств-ти.
Пожал-е земли: выдача жалованной грамоты; составл-е справки, т.е. запись в приказной книге; обыск,;ввод во владение.
Раздачу земли в рассматриваемый период наряду с Поместным приказом осущ. и др. органы – Разрядн. приказ, Приказ Большого дворца, Малороссийский, Новг., Сибирск. и др. приказы.
Вотчины: субъекты прав. Вотчины делились на неск. видов в соот. с хар-ром субъекта и способом их приобр-я: дворц., гос., церковн. и частновладельч.
Дворцовые формировались из еще не освоенных земель или частн. Земельн. фондов князей. Последние складывались чаще всего как рез. приобрет-й в ходе и рез. разл. сделок. Законодатель разл. правовой статус частновладельч. земель князя и земель гос. (
С XVI в. — ряд мер, напр. на сокр. Церковн. землевлад. На Стоглавом соборе был сформулирован принцип гос. санкционир-я земельн. приобретений.
Собор 1572 г. – запр. богатым монастырям приобр. землю по дарственным от частных лиц. Собор 1580 г. – запр. такие приобретения по завещаниям, купчим и закладным грамотам.
Общинные земли как объект вещных прав находились во владении, пользовании и распоряжении (раздача новым поселенцам, сделки мены, земельн. переделы) коллективного субъекта волости или посада (городской общины).
Вотчины: способы приобретения. По способам приобр. вотчинные земли делились на родовые, выслуженные и купленные.
Родовые вотчины. Отдельные представители рода наделяются только правом польз-я и владен-я, а право распоряж-я остается за родом (обязательность согласия всех родичей при отчуждении родового имущества отдельными членами рода).
Проданное имущество могло быть выкуплено членами рода (имели преимущ-во пред др.).
К XVI в. родовые права на имущ-во огранич. правом родового выкупа и правом родового наслед-я. Право родового выкупа впервые было оф. закр. в Судебнике 1550г.(ст.85),а затем подтверждено
СУ 1649 г. (гл. XVII) и первонач. распр. только на имущ-ва, отчужденные посредством
возмездных сделок: купли-продажи, залога, мены. Только во второй половине XVII в. оно было распространено на безвозмездные сделки.
Родовой выкуп осущ-ся одним лицом, но от имени всего рода в целом. Цена выкупной сделки обычно совпадала с ценой продажи, на что прямо указ-сь в СУ (гл. XVI).
Особое внимание законодатель уделял регламентации круга лиц, которые допускались к выкупу проданной или заложенной вотчины. Отстран. от выкупа нисходящ. родственники; продавца, а также боковые, принимавшие участие в сделке; не распр. на куплен. вотчины, отчуждён. при жизни владельца
Купленные вотчины, перешедшие по смерти приобретших их лиц родичам, получали статус родовых.
Субъектом права собств-ти на куплен. вотчины была семья (муж и жена). Отчуждались несложно. После смерти 1го переходила к др.
Выслуженные (жалованные) вотчины давались за службу или какие-либо заслуги. К нач. XVII в. законодатель уравнял прав. полож-е жалован. вотчин с родовыми, однако сам акт пожал-я относился к вполне конкр. лицу, что сближало этот вид вотчины (способ ее получения) с поместьем.
Поместье. В тот период поместные выделы осущ-сь из княжеск. (дворц.) земель в пользу непосредственно связанных с княжеским двором лиц. Поместья давались за самые различные виды государственной службы.
Первонач. обязат. усл-ем польз-я поместьем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с пятнадцати лет. Ушедший в отставку помещик получал поместье на оброк до достиж-я сыновьями совершеннолетия, с середины XVI в. поместье на тот же срок оставалось в его пользовании. К наследованию поместьем стали привлекаться боковые родственники, бабам — «на прожиток». Пенсионные выдачи женщинам производились до момента нового замужества или до совершеннолетия, а с нач. XVII в. — до смерти вдовы и детей. Рассм. не как наслелд-е, а как пожалов-е.
Распоряж-е этим имущ-вом было связано с рядом спец. огранич-й. Напр., до СУ разрешался тока обмен поместья на поместье, с 1649 г. был допущен обмен поместий на вотчины, но только с санкции государства (гл. XVII, ст. 2-7).
К концу XVII в. уст-ся практика обмена поместий на денежные оклады («кормовые деньги. Оф. продажа поместий (за долги) была допущена в XVII в., сдача поместий в аренду за деньги разрешалась уже ст. 12 гл. XVI Соборного Уложения.
Сближение правового статуса вотчины и поместья, завершившееся к середине XVII в., указывало на консолидацию имущественных прав, принадлежавших различным группам господствующего класса.
2.В процессе реализации политики «военного коммунизма» власти то и дело возвращались к созданию чрезвычайных органов управления. декретом ВЦИК в октябре 1919 г. в местностях, освобожденных от неприятеля, а также в прифронтовой полосе и в тылу, были созданы революционные комитеты (ревкомы), подменившие собой советы. Члены ревкомов (3–5 человек) назначались реввоенсоветами армии и брали в свои руки всю военную и гражданскую власть, используя аппараты местных советов и военных комиссариатов. Они расквартировывали войска, могли осуществлять реквизиции имущества, принудительные высылки и другие чрезвычайные меры.
Наряду с местными судами создавалась особая судебная система. Уже декрет о суде № 1 учредил революционные трибуналы, призванные бороться с контрреволюцией, мародерством, саботажем и прочими «злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников». Судебное рассмотрение в ревтрибуналах должно было начинаться не позднее 48 часов с момента окончания следствия. Вводились отраслевые виды трибуналов: военно-полевые и транспортные суды, железнодорожные трибуналы, военные трибуналы высшего звена (фронтов, округов, корпусов, дивизий).
В марте 1920 г. согласно новому Положению о ревтрибуналах была проведена ещё одна реорганизация, в ходе которой упразднялись следственные комиссии, а функции следствия передавались в органы ВЧК и особые отделы. С этого времени в состав ревтрибуналов стали входить председатели губернских ЧК. Ревтрибуналы вели ускоренное судопроизводство, имели право применении высшей меры наказания и выбора любых других мер уголовной репрессии. Все это вместе с использованием ярко выраженных социальных критериев при определении наказаний придавало ревтрибуналам характер чрезвычайного органа.
СРКОсовет рабочее-крестьянской обороны-председатель реввоенсоветаРеспублики,председательВЦИК, нарком путей сообщения, председатель ЧК по сна-. КА и зам наркомапродовольствия. Задачи:вопр мобилизации, вооружения, продснабжения и оперативного рук-ва армией.Чрезвычайные уполномоченные направлялись на различные участки фронтов и народного хозяйства.
К органам чрезвычайной юстиции относились также внесудебные органы репрессии. 7 декабря 1917 г. СНК принял постановление об образовании Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) при Совнаркоме по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Уже в первом своем циркуляре местным советам ВЧК предлагала присылать в ее адрес «все сведения и данные об организациях и отдельных лицах, деятельность которых направлена во вред революции и власти народа». Было предложено также создавать аналогичные органы политической репрессии на местах.
Под руководством ВЧК с марта 1918г. в губерниях и уездах стали действовать местные ЧК, получившие исключительное право на производство арестов, обысков, реквизиций и конфискаций и создание специальных боевых отрядов. В октябре 1918 г. вступило в действие «Положение о ВЧК и местных ЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности». ВЧК объявлялся в нем органом СНК, работающим в тесном контакте с Наркомюстом и Наркомвнудел, а местные ЧК – отделами местных советов. Кроме них действовали специализированные органы этой системы: пограничные, транспортные ЧК, особые отделы ВЧК в армии и на флоте.Органы ЧК производили обыски и аресты, вели следствие, сами рассматривали дела по существу, определяли меры наказания и приводили в исполнение приговоры, в том числе смертную казнь. «Общественно опасные элементы» могли подвергаться тюремному заключению в административном, внесудебном порядке.
Такими широкими полномочиями чрезвычайные органы обладали в период «красного террора» (с сентября 1918 по февраль 1919 гг.). Именно в этот период широко применялась практика взятия и расстрелов заложников, арестов разного рода «подозрительных лиц». После передачи в феврале 1919 г. права выноса приговоров по делам, проводимым Ч К, ревтрибуналам, органы ВЧК сохранили возможность применять внесудебную расправу в особых случаях (в местностях, находящихся на военном положении, при вооруженных выступлениях и пр.). Они стали и организаторами сети концентрационных лагерей, с 1918 г. образовавшихся по всей стране.
В конце 1921 г. IX Всероссийский съезд Советов принял решение об упразднении снискавшей печальную известность ВЧК. В новых исторических условиях функции чрезвычайного органа «борьбы с контрреволюцией» были переданы Главному политическому управлению (ГПУ) при НКВД.
С 1920 Совет труда и обороны, Рабочее-крестьянские инспекции, центральная контрольная комиссии
Источник