Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки определите способ образования дерзкий

Олимпиада по русскому языку

Задания школьного этапа олимпиады школьников по русскому языку

ФИО учителя (составителя олимпиадных заданий) Виноградова С.С.

Дата составления заданий 16.09.16.

Максимальный балл за работу – 72 балла

Задания школьного этапа олимпиады школьников по русскому языку( 6 класс)

1 .Известно, что произношение звуков зависит от того, какой у них «сосед». Подумайте, в каких словах буква с обозначает звук [с]и [с`],а в каких – другие звуки: просьба, сшить, сжечь,слушать, синий?

2 . Расставьте ударение в словах:

Глиняный, ремень ,сливовый, баловать, квартал, цемент, щавель, украинцы, кухонный, красивее.

3 . Выполните морфемный разбор слов:

Осинка, царапинка, снежинка, осетринка, тропинка, корзинка, росинка, приморский

4. Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.

1) Редкий — …….. редкостный; 2) Дерзкий — …… дерзостный; 3) Лень — …. ленивец; 4)Угол — …. угловатость; 5)Корысть — …. бескорыстность 6)Цена-…бесценность.

5. Вставьте пропущенные буквы в словах: б..т..рея, ко..екция, ж..ри, в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад, в..н..грет.

6 .Объясните значение данных фразеологизмов, подберите к ним синонимичные фразеологизмы:
на всех парусах, засучив рукава, одного поля ягоды, между двух огней.

7. Выпишите из текста слова, которые:

3) не склоняются и не спрягаются

Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами. Могучий дуб стоит подле красивой липы.

8 . Разберите по членам предложения, укажите падежи имён существительных: Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.

9. . Исправьте грамматические и речевые ошибки и запишите правильный вариант предложений: Старик обратно вернулся домой. Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки. Белый мышь умел стоять на задних лапках

Читайте также:  Способы лечения гайморита народными средствами

10. Запишите начало текста (отрывок из рассказа Д. Кайгородова «Зяблик») и продолжите его, рассказывая о пении птиц, о шуме ветерка, о шорохах и звуках леса.

Утро. Дождь перестал моросить. В сыром, слегка туманном воздухе полная тишина и тепло. Проберемся к опушке леса и присядем вон на том старом пне…

1.В словах слушать и синий звучат[с] и[с`] В других словах- про[ зь ]ба, [ ш ]ить, [ ж ]еть, — 4 б

2. Гли`няный, реме`нь, сли`вовый, балова`ть, кварта`л, цеме`нт, щаве`ль, украи`нцы, ку`хонный, краси`вее.(10б)

3. Осин-к-а, царап-ин-к-а, снеж-ин-к-а, осетр-ин-к-а, троп-инк-а, корзин-к-а

рос-инк-а, при-мор-ск-ий.( 8б)

4. 1)Редкий — редкость -. редкостный — суффиксальный; 2) Дерзкий — дерзость –дерзостный — суффиксальный; 3)Лень — ленивый – ленивец — суффиксальный; 4) Угол — угловатый – угловатость — суффиксальный; 5)Корысть – корыстный – бескорыстность – приставочно-суффиксальный;

6)Цена – ценный – бесценный – бесценность — приставочно-суффиксальный

По 0,5 б. за верный ответ( всего 10б)

5. Батарея, коллекция, жюри, вермишель, парашютист, профессия, шоколад, винегрет: по 0,5 балла за каждое правильное слово (всего 4 балла).

6. . на всех парусах (быстро)-со всех ног, засучив рукава (старательно)-не покладая рук, одного поля ягоды (похожи)-два сапога пара или как две капли воды, между двух огней (между двух опасностей)-между Сциллой и ХарибдоЙ. 0,5 балла за объяснение значения, . 0,5 балла за подбор синонимов.

7. а) (по) дорожке, стенами, васильки, узкой, высокой, ленивой и др

б) бьют, цепляются, бежит, лепечут и др.;

в) весело, тихо, высоко.

По 1 баллу за каждую группу

8. . По 0,5 балла за каждый член предложения и по 0,5 балла за определение падежа имён существительных (всего 9 баллов).

9. Старик вернулся домой. Мальчик сидит за столом и раскрашивает картинки. Белая мышь умела стоять на задних лапках: по 2 балла за каждое правильно написанное предложение (всего 6 баллов).

Читайте также:  Муж жена способ словообразования

Источник

Оцените статью
Разные способы