Олимпиада по русскому языку
Задания школьного этапа олимпиады школьников по русскому языку
ФИО учителя (составителя олимпиадных заданий) Виноградова С.С.
Дата составления заданий 16.09.16.
Максимальный балл за работу – 72 балла
Задания школьного этапа олимпиады школьников по русскому языку( 6 класс)
1 .Известно, что произношение звуков зависит от того, какой у них «сосед». Подумайте, в каких словах буква с обозначает звук [с]и [с`],а в каких – другие звуки: просьба, сшить, сжечь,слушать, синий?
2 . Расставьте ударение в словах:
Глиняный, ремень ,сливовый, баловать, квартал, цемент, щавель, украинцы, кухонный, красивее.
3 . Выполните морфемный разбор слов:
Осинка, царапинка, снежинка, осетринка, тропинка, корзинка, росинка, приморский
4. Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.
1) Редкий — …….. редкостный; 2) Дерзкий — …… дерзостный; 3) Лень — …. ленивец; 4)Угол — …. угловатость; 5)Корысть — …. бескорыстность 6)Цена-…бесценность.
5. Вставьте пропущенные буквы в словах: б..т..рея, ко..екция, ж..ри, в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад, в..н..грет.
6 .Объясните значение данных фразеологизмов, подберите к ним синонимичные фразеологизмы:
на всех парусах, засучив рукава, одного поля ягоды, между двух огней.
7. Выпишите из текста слова, которые:
3) не склоняются и не спрягаются
Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами. Могучий дуб стоит подле красивой липы.
8 . Разберите по членам предложения, укажите падежи имён существительных: Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.
9. . Исправьте грамматические и речевые ошибки и запишите правильный вариант предложений: Старик обратно вернулся домой. Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки. Белый мышь умел стоять на задних лапках
10. Запишите начало текста (отрывок из рассказа Д. Кайгородова «Зяблик») и продолжите его, рассказывая о пении птиц, о шуме ветерка, о шорохах и звуках леса.
Утро. Дождь перестал моросить. В сыром, слегка туманном воздухе полная тишина и тепло. Проберемся к опушке леса и присядем вон на том старом пне…
1.В словах слушать и синий звучат[с] и[с`] В других словах- про[ зь ]ба, [ ш ]ить, [ ж ]еть, — 4 б
2. Гли`няный, реме`нь, сли`вовый, балова`ть, кварта`л, цеме`нт, щаве`ль, украи`нцы, ку`хонный, краси`вее.(10б)
3. Осин-к-а, царап-ин-к-а, снеж-ин-к-а, осетр-ин-к-а, троп-инк-а, корзин-к-а
рос-инк-а, при-мор-ск-ий.( 8б)
4. 1)Редкий — редкость -. редкостный — суффиксальный; 2) Дерзкий — дерзость –дерзостный — суффиксальный; 3)Лень — ленивый – ленивец — суффиксальный; 4) Угол — угловатый – угловатость — суффиксальный; 5)Корысть – корыстный – бескорыстность – приставочно-суффиксальный;
6)Цена – ценный – бесценный – бесценность — приставочно-суффиксальный
По 0,5 б. за верный ответ( всего 10б)
5. Батарея, коллекция, жюри, вермишель, парашютист, профессия, шоколад, винегрет: по 0,5 балла за каждое правильное слово (всего 4 балла).
6. . на всех парусах (быстро)-со всех ног, засучив рукава (старательно)-не покладая рук, одного поля ягоды (похожи)-два сапога пара или как две капли воды, между двух огней (между двух опасностей)-между Сциллой и ХарибдоЙ. 0,5 балла за объяснение значения, . 0,5 балла за подбор синонимов.
7. а) (по) дорожке, стенами, васильки, узкой, высокой, ленивой и др
б) бьют, цепляются, бежит, лепечут и др.;
в) весело, тихо, высоко.
По 1 баллу за каждую группу
8. . По 0,5 балла за каждый член предложения и по 0,5 балла за определение падежа имён существительных (всего 9 баллов).
9. Старик вернулся домой. Мальчик сидит за столом и раскрашивает картинки. Белая мышь умела стоять на задних лапках: по 2 балла за каждое правильно написанное предложение (всего 6 баллов).
Источник