- Образовательная технология «портфолио» и возможность ее применения в учебном процессе
- Педагогическая технология: способ организации учебного процесса с ориентацией на диагностичную цель. Проблема инновационных образовательных технологий – поиск оснований, которые позволят отличать стандартные технологии от технологий творческого характера.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Образовательная технология «портфолио» и возможность ее применения в учебном процессе
Педагогическая технология: способ организации учебного процесса с ориентацией на диагностичную цель. Проблема инновационных образовательных технологий – поиск оснований, которые позволят отличать стандартные технологии от технологий творческого характера.
Рубрика | Педагогика |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 31.07.2018 |
Размер файла | 19,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Образовательная технология «портфолио« и возможность ее применения в учебном процессе
Лисник Юлия Сергеевна,
Чурикова Ирина Эдуардовна
В статье раскрывается понятие педагогическая технология, рассмотрена образовательная технология «Портфолио», определена ее значимость в образовательном процессе.
· Личностный рост: сравнительный анализ теорий личности
· Социально-психологические способы адаптации личности сотрудника уголовно-исполнительной системы к профессиональной деятельности
· Неблагополучная семья, как объект социальной работы
· Пенитенциарная социальная работа как самостоятельная отрасль знаний
· Профессионально-педагогическая компетентность современного педагога
В отечественной педагогике термин технология стал употребляться как «инновационная учебная технология», «педагогическая технология», «технология образования», причем часто без уточнения смысла понятия технология.
«Технологический» подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).
По М.В. Кларину: педагогическая технология — это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель [2]. педагогический учебный инновационный
С нашей точки зрения проблема современных инновационных образовательных технологий — это поиск тех оснований, которые позволяли бы отличать стандартные технологии от технологий более творческого характера, развивающих самостоятельность мышления субъекта обучения.
На самом деле инновация (ин-нове) появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе — не предмет.
Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:
· научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);
· проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);
· образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).
Что же такое сегодня «инновационное образование»? Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
2. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.
Опыт современного российского образования располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательной организации, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, ее материально-технической базы.
Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности — оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: обучающегося, преподавателя. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.
Поэтому в стандартах в итоговую оценку обучающегося включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в вузе[4].
Технология «Портфолио» — это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио это — заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях.
Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами — это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество обучающихся и педагогов в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
· диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);
· целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);
· мотивационную (поощряет обучающихся и педагогов к взаимодействию и достижению положительных результатов);
· содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);
· развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, и обучения);
· рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений);
· обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);
· корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).
Педагогическая идея портфолио предполагает:
· смещение акцента с недостатков знаний и умений обучающихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;
· интеграцию количественной и качественной оценок;
· доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
· формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
· развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, формировать адекватную самооценку;
· содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения
Для обучающихся портфолио — это организатор его учебной деятельности, для преподавателя — средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:
· портфолио — планирование моей работы.
(Любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую).
Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.
Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:
· обучающиеся вместе с преподавателем определяет или уточняет цель создания портфолио;
· обучающиеся собирает материал;
· в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка.
Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета.
Рефлексия — процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира, «психологическое зеркало самого себя»[1].
Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка — умения метакогнитивные.
Обучающиеся должны научиться:
· отбирать и оценивать информацию,
· точно определять цели, которые он хотел бы достичь,
· планировать свою деятельность,
· давать оценки и самооценки,
· отслеживать собственные ошибки и исправлять их.
В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно оно сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей — способности к самообразованию.
Можно рассмотреть классификацию инновационной технологии «Портфолио»[3]:
1. По отношению к структурным элементам образовательных систем:
o в контроле, в оценке результатов.
2. По отношению к личностному становлению субъектов образования:
o в области развития определенных способностей обучающихся и педагогов,
o в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей.
3. По области педагогического применения:
o в учебном процессе.
4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса:
o в коллективном обучении (личностно-ориентированно),
o в индивидуальной, фронтальной, групповой форме.
5. По функциональным возможностям:
o нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.).
6. По способам осуществления:
7. По масштабности распространения:
o на международном уровне,
o на федеральном уровне,
o на региональном уровне.
8. Выделение признака масштабности (объема) нововведения:
o системные, охватывающие весь вуз как образовательную систему.
9. По социально-педагогической значимости:
o в образовательной организации любого типа.
10. По признаку инновационного потенциала:
11. По отношению к своему предшественнику:
Для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании должен включать три обязательных элемента:
1. Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа.
2. Содержание портфолио с перечислением его основных элементов.
3. Самоанализ и прогноз или план на будущее.
Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев.,- Л. — 1969 г. с. 65.
2. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / Кларин М.В. — М.: Наука, 2014. С 32.
3. Новикова, Т.Г. Оценивание с помощью портфолио.// Народное образование, 2006. №7
4. Чурикова И.Э. Воспитательное пространство педагогического колледжа как средство адаптации студентов к новым социальным условиям// Воспитательное пространство образовательного учреждения: Материалы конференции. — Рязань: РГПУ, 2003, С. 189-190.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе. Их особенности на уроках химии как фактор повышения мотивации обучения учащихся. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
дипломная работа [72,2 K], добавлен 05.08.2013
Использование современных образовательных технологий как один из критериев успешности учителя. Главные особенности использования деловых игр в школе. Метод проектов как наиболее адекватная образовательная технология развития «высших компетентностей».
курсовая работа [40,4 K], добавлен 12.03.2012
Понятие электронные средства учебного назначения. Классификация компьютерных средств обучения. Основные требования к применению образовательных электронных изданий. Методическая разработка урока с применением информационных и коммуникационных технологий.
курсовая работа [53,7 K], добавлен 21.07.2010
Проблема педагогической технологии в исторической ретроспективе. Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе. Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову). Анализ педагогических технологий.
курсовая работа [65,9 K], добавлен 28.01.2011
Понятие и классификация инноваций в образовании. Законодательное обеспечение инновационных процессов как условие формирования новой образовательной парадигмы. Инновационные образовательные технологии в образовательных учреждениях Республики Казахстан.
курсовая работа [176,2 K], добавлен 14.03.2011
Источник