Мир Психологии
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
Развитие восприятия (англ. development of perception) — в течение жизни человека восприятие проходит сложный путь развития. Особенно интенсивно развитие восприятия происходит в первые годы жизни ребенка. При этом в онтогенезе человеческого восприятия решающую роль играют не столько созревание и приспособление врожденных анатомо-физиологических механизмов, сколько усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Возникновение более высоких уровней детского восприятия связано с изменениями в характере детской деятельности (см. Деятельность детская), предъявляющей к восприятию все более высокие требования (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).
Ребенок рождается с относительно высокоразвитой анализаторной системой, с рядом безусловных ориентировочных реакций, которые заключаются в установке рецепторных аппаратов, обеспечивающей оптимальное восприятие раздражителей. Уже на протяжении 1-го полугодия жизни ребенка (1-6 мес.) в условиях правильно поставленного взаимодействия со взрослыми, которое вызывает и организует у ребенка ориентировку на внешние воздействия, в восприятии происходят значительные изменения. Возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой (3-5 мес). На этой основе возникают интерсенсорные связи между ориентировочными реакциями в различных рецепторных системах (зрительной, слуховой, осязательной). Ведущее место в этих связях принадлежит оральному обследованию объектов, контролирующему их зрительное восприятие. Ребенок начинает воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В 5 мес ребенок узнает мать. восприятие становится предметным. возраст 6-12 мес характеризуется быстрым развитием двигательной системы (локомоций и манипулирования). У детей появляется первая форма ведущей деятельности — предметно-манипулятивная. Эта деятельность требует константности восприятия, которая постепенно и складывается. Основным видом восприятия становятся воспроизводящие движения Органов, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. Изменение восприятия у детей преддошкольного (1-3 г.) и дошкольного (3-6/7 лет) возраста происходит в связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). На ранних этапах этого периода (1-4 г.) восприятие непосредственно связано с практической деятельностью детей.
Далее восприятие, продолжая обслуживать практическую деятельность, приобретает относительно самостоятельное значение и свойства высшей психической функции (произвольность и осознанность). См . Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий.
Глоссарий психологических терминов. Н. Губина
Развитие восприятия — процесс качественного видоизменения процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их.
В возрасте 6-12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов.
В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). После достижения четырехлетнего возраста оно приобретает относительную самостоятельность.
Психологический словарь. И. Кондаков
Развитие восприятия в онтогенезе
- Словообразование — происходит от греч. оntоs — сущее + genesis — происхождение.
- Категория — процесс структурных изменений процессов восприятия по мере индивидуального развития.
- Специфика — практические действия по преобразованию предметов окружающей среды являются основным фактором, обусловливающим построение адекватных перцептивных действий. При развитии деятельности происходит сокращение внешне практических компонентов и свертывание перцептивных действий. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. У ребенка вырабатывается целостная система оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 6-12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). После достижения четырехлетнего возраста оно приобретает относительную самостоятельность.
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
Источник
Методика развития восприятия
Карина Иванова
Методика развития восприятия
ВОСПРИЯТИЕ
Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятие — это
основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,
ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.
Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого
человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в
обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения меж-
В структуре восприятиявыделяют две основные подструктуры: виды
восприятия и свойства восприятия.
Виды восприятия: простые, сложные, а также специальные. К специальным
видам относятся восприятие пространства, времени, движения. К более
простым видам относятся восприятие величины, формы предметов, их цвета.
Свойства восприятия: объем, целостность, структурность, осмысленность.
Развитие познавательных способностей дошкольников
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его
лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа
Последовательность данного процесса можно представить следующим,
а) выделение из потока информации какой-то определенной группы сигналов и
вывод, что эти сигналы относятся к одному предмету;
б) поиск в памяти близкого по составу ощущений комплекса признаков, затем
сравнение с ним воспринятого предмета;
в) последующий поиск дополнительных признаков предмета, который позволит
подтвердить правильность результата восприятия или опровергнуть решение.
Особенности восприятия детей дошкольного возраста
Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер.
Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анали-
зировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные
признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне
других предметов: окраску, величину, форму.
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально
исследован Л. А. Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка
формируется способность мысленно
расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое.
Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять структуру
предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.
Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста
получаются только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны,
воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Именно с такими
материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать
воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными эта-
лонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при
восприятии цвета — спектральная гамма цветов и др. Работа с эталонами —
первый этап восприятия.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами
предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений
рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к
перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития
этой познавательной способности.
На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное.
Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать
свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие
между ними связи и отношения.
Предлагаемые нами задания, упражнения, игры позволят развивать восприятие
ребенка, сделают его более точным, предметным, структурным, целостным. А
это просто необходимо для развития интеллектуальных и художественно творческих способностей каждого ребенка. Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста
Игра «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»
Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для
развития восприятия у детей 4—6-летнего возраста.
Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные
мелкие предметы: пуговицы разной величины, наперсток, катушку, кубик,
шарик, конфету, ручку, ластик и др.
ЗАДАНИЕ РЕБЕНКУ: Определи на ощупь, что это за вещи. Если в игре уча-
ствуют несколько детей, то надо попросить одного ребенка описывать каждый
предмет, ощупывая его, а второго (если детей несколько, то всех остальных)
угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.
Игра «СОБЕРИ ПИРАМИДКУ» Для развития восприятия ребенка 3—5-летнего
возраста. Для игры потребуется две одинаковые пирамидки. Одна пирамидка
предназначена для работы ребенку, а вторая будет выступать в роли эталона.
ЗАДАНИЕ 1: Попросите ребенка собрать последовательно сужающуюся кверху
пирамиду по готовому эталону.
ЗАДАНИЕ 2: Организуйте сложное конструирование по эталону, то есть
собирание неправильной пирамиды, башни необычной конфигурации.
Игра «СДЕЛАЙ ТАК»
Для развития восприятия детей 4—6 лет можно предложить и следующие
а)по образцу построить из кубиков такое же строение:
б)по образцу нарисовать узоры:
Повторять упражнения можно с более усложненными фигурами из кубиков, с
более сложными Узорами.
в)по образцу построить такое же строение:
г)по образцу нарисовать такие же узоры:
Игра «НАЙДИ ИГРУШКУ»
Направлена на развитие восприятия, а также внимания детей 4—5-летнего
Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не
бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав
какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать,
какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать
вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, игрушку, сам становится ведущим.
Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.
Игра «СОСТАВЬ КАРТИНКУ»
Направлена на развитие восприятия у детей 3— 5-летнего возраста. Возьмите
пару простых картинок с изображением яблока, огурца, матрешки. Одна
картинка целая, а другую разрежьте на 3 части.
В приложении (с. 99—101) даны как целые карточки, так и те карточки,
которые надо разрезать.
ЗАДАНИЕ РЕБЕНКУ: по образцу собрать разрезанную картинку.
Для детей 5—6 лет можно предложить следующее задание:
а) собрать более сложные картинки;
б) взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а
другую разрезать на 4—5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;
в) для ребенка 5—6 лет можно усложнить задание, попросив складывать
картинку по памяти, без эталона.
Игра «БЕЛЫЙ лист»
Направлена на развитие восприятия формы предметов у детей 3—5-летнего
возраста, а также развитие мелкой моторики рук.
На листе бумаги (приложение, с. 95—97) нарисованы фигуры, часть закрашена
зеленым цветом, другие только обведены по контуру. Нами приведена схема
задания, работать ребенок будет с картинками, вынесенными в приложение.
ЗАДАНИЕ: Вырезать из листа фигурки, обведенные по контуру, а затем закрыть
ими зеленые фигуры на другом листе бумаги. При правильном располо
жении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги.
Для детей 5 лет задание можно несколько усложнить, поместив наклеенные на
листок картона фигурки в полотняный мешочек. А затем просим ребенка на
ощупь отыскать нужную «заплатку», чтобы закрыть ту или иную зеленую
Игра «КРУГ, ТРЕУГОЛЬНИК, КВАДРАТ»
Направлена на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей 4—6 лет.
Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста
Методика «Чего не хватает?» (Немое Р. С.)
Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 рисунков, на каждом из которых
не хватает чего-то очень важного.
ИНСТРУКЦИЯ: на каждой из картинок не хватает какой-то важной детали,
посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера или секундной стрелки
часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.
10 баллов — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 се-
8—9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26—30
6—7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31—35
4—5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило 36—40 се-
2—3 балла — время поиска всех недостающих предметов составило 41—45 сек. кунд;
О—1 балл — время поиска всех недостающих предметов составило в целом больше чем 45сек.
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немое Р. С.)
Ребенку представляется несколько рисунков, ;
которых как бы спрятаны предметы, которые хорони
Время выполнения задания ограничено 1 минутой Последовательно
представляется 3 картинки. Каждая следующая картинка дается ребенку только
после того, как он нашел все предметы на предыдущей
10 баллов — названы 14 предметов, время —
8—9 баллов — названы все предметы за 21—
6—7 баллов — названы все предметы за 31—
4—5 баллов — ребенок решил задачу поиска за
2—3 балла — ребенок справился с задачей за 51—|
О—1 балл — за время большее 60 сек. ребенок не смог решить задачу по
поиску и названию всех 14 предметов.
10 баллов — очень высокий уровень;
д_9 баллов — высокий;
4—7 баллов — средний;
2—3 балла — низкий;
О—1 балл — очень низкий.
Методика для диагностики уровня развития наблюдательности у детей
Надо приготовить две картинки, несложные по сюжету и количеству деталей.
Картинки эти должны быть одинаковы, кроме заранее предусмотренных 5—10
деталей-различий (для ребенка дошкольного возраста 5—7 различий в
зависимости от возраста).
Ребенок рассматривает 1—2 минуты обе картинки, затем он должен рассказать о найденных им отличиях.ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
Подсчитывается количество правильно отмеченных Различий, из них
вычитаются указанные ошибочно. Разность делится на число фактически
имеющихся Различий. Чем ближе результат к 1, тем выше Уровень наблюдательность ребенка.
Методика физического развития дошкольников с учетом индивидуальных физических особенностей ТЕМА: Методика физического развития дошкольников с учетом индивидуальных физических особенностей. Воспитатель: ШЕВЧЕНКО АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА.
Методика использования игрушки-забавы в процессе сенсорного восприятия окружающего мира детей от 1,5 до 2-х лет 1)Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Гогонова М. Р., воспитатель группы раннего возраста МБДОУ «Д\ с № 2», представляю вашему вниманию тему.
Методика развития речи 1. Методика ознакомления с книгой. 1. Формы работы с книгой в детском саду. 2. Подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию.
Методика развития словаря детей дошкольного возраста 2 слайд: Методика включает в себя методы и приёмы. И делится на две группы методов: -методы накопления содержания детской речи; — методы,.
Консультация «Методика развития речи детей» Развитие речи детей дошкольного возраста была и остается одной из наиболее актуальных и важных проблем. Важность и значимость данной проблемы.
Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста Доклад на тему: «Развитие связной речи у Дошкольников» Подготовила воспитатель: Мартынова Елена Николаевна Балашиха 2018.
Теоретическое обоснование методики развития фонематического восприятия Теоретическое обоснование методики развития фонематического восприятия Слушают все, слышат пока немногие. Чтобы просто слушать, нужно.
Упражнения для развития фонематического восприятия Упражнения для развития фонематического восприятия. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой.
Упражнения для развития восприятия «Игрушки» Детям выдаются конверты, в которых лежит разрезанная на 4 части картинка игрушки, Задача детей — собрать картинку и сказать что это? Педагог.
Теория и методика математического развития. Конспект занятия «Звёздная математика» Введение элементов математики в детском саду носит пропедевтический характер. Изложение первых геометрических сведений не копирует собой.
Источник